брендинг и фирменный стиль в чем разница
Брендинг и фирменный стиль в чем разница
Еще раз о фирменном стиле
Один из самых интересных проектов, за который может взяться дизайнер – это разработка логотипа. Работа над логотипом может быть довольно сложной, поскольку необходимо придумать несколько вариантов, предварительно проведя исследование рынка в поисках какой-нибудь «изюминки».
Сам процесс разработки логотипа, от идеи до его окончательно утверждения, и особенно, наблюдение за тем, как он используется в «реальном мире», — это удивительно полезный опыт для дизайнера.
Тем не менее, в большинстве случаев недостаточно разработать один лишь логотип. Крупные компании с многоуровневой системой управления требуют тщательно продуманного фирменного стиля, который формирует единое видение и предоставляет инструменты, позволяющие любому исполнителю создавать брендированную маркетинговую и рекламную продукцию.
Но прежде чем мы начнем разбираться в этом вопросе, давайте определим разницу и взаимосвязь между брендом, фирменным стилем и логотипом.
Отличия бренда, фирменного стиля и логотипа
Бренд (или брендинг) подразумевает изображение, которое мы видим, и соответствующую эмоциональную реакцию на компанию, её продукцию и услуги. Он также напрямую влияет на то, как клиенты воспринимают компанию и каким образом они делятся информацией о ней.
Пожалуй, наиболее лаконичным и понятным будет определение бренда, данное известным американским предпринимателем Сетом Годином (Seth Godin): «Бренд — это набор ожиданий, воспоминаний, историй и взаимоотношений, которые позволяют потребителю выбрать один продукт или услугу из множества других».
Если потребитель (будь то компания, покупатель, избиратель или инвестор) не хочет платить, не выбирает компанию или не собирается о ней рассказывать, то для данного потребителя этот бренд ничего не стоит.
Фирменный стиль определяет графические элементы, которые используются для демонстрации компании. Фирменный стиль — это совокупность изображений и принципов построения визуальной коммуникации, которые обеспечивают единство и согласованность стиля компании.
Элементы и принципы фирменного стиля используются на таких продуктах, как, например, канцтовары, рекламные материалы, упаковка, вывески, письма и цифровые продукты.
Логотип является основным визуальным элементом, который помогает клиентам находить, идентифицировать, и запоминать бренд компании. Обычно он представляет собой графический знак или символ, название бренда или комбинацию того и другого.
Этап 1: Поиск идеи и составление брифа
Это наиболее важная часть всего процесса. Ее главная задача — помочь вам в подготовке грамотного брифа (технического задания) по разработке дизайна всего проекта.
Ниже приведен список основных вопросов, связанных с вашим брендом, на которые вам необходимо ответить на данной стадии работы. Это всего лишь краткий обзор наиболее сложной части процесса.
Бриф на разработку дизайна
Если для проекта требуется более одного дизайнера и ваша цель — разработать фирменный стиль для крупной компании, то важно иметь заполненный бриф на разработку дизайна (или концепцию рекламного проекта). Бриф должен содержать резюме с выводами, полученными на стадии исследования, в которых говорится о целевой аудитории, идеях, которые вы хотите донести до клиентов, о ценностях и миссии бренда и предложении продукции/услуг.
Он также должен включать бюджет, график со сроками выполнения проекта, форматы файлов, в которых будут предоставляться результаты, и другие необходимые для работы детали.
Этап 2: Логотип, фирменный стиль и принципы построения визуальной коммуникации
После того, как закончен этап исследования и готов бриф на разработку дизайна, самое время начинать проектирование логотипа и фирменного стиля.
Логотип
Существует множество способов начать разработку логотипа, но чаще всего дизайнеры набрасывают несколько десятков (если не сотен!) примеров на бумаге. Процесс создания общей концепции и различных вариантов позволяет найти новые идеи и решения, которые вам бы никогда не удалось получить, если бы вы сразу начали работать на компьютере. После выбора самой лучшей концепции, можно переходить к созданию вариантов логотипа в цифровом виде.
Вот пример нескольких идей логотипов в виде набросков и их окончательные цифровые варианты:
Логотип Firefox. Дизайнер Martijn Rijven, артдиректор Wolff Olins из голландской студии Bolt Graphics.
Логотип ITV, дизайнер Matt Rudd, Rudd Studio из Лондона.
Как правило, разработка фирменного стиля начинается тогда, когда логотип уже готов. Задача фирменного стиля заключается в создании графической системы на основе логотипа, подчеркивающей дизайнерскую идею и содержащей набор элементов, которые помогут при разработке рекламных материалов. Вот некоторые примеры.
Фирменный стиль Fortaleza 2020, студия Guivillar из США.
Фирменный стиль сети ресторанов Patina. Студия Mucca Design, Нью-Йорк.
Руководство по фирменному стилю (брендбук)
Руководство по фирменному стилю содержит правила использования логотипа, набора шрифтов, цветовые палитры, принципы компоновки и многое другое. Оно предназначено для того, чтобы другие дизайнеры могли создавать рекламные материалы, соответствующие единому фирменному стилю компании и передающие идею, которую мы хотим донести до клиента.
Руководство по стилю — это, как правило, набор напечатанных или электронных (в формате PDF) шаблонов, которые представляют собой основу дизайна фирменного стиля. Обычно в руководство входят логотип, шаблоны, шрифты и другие элементы, собранные вместе для того, чтобы упростить создание брендированных материалов.
Руководство по стилю содержит основные правила использования логотипа, фирменного стиля и макета. Для дизайнера очень полезно периодически просматривать удачные брендбуки различных компаний.
Примеры хороших брендбуков можно посмотреть здесь: Skype (pdf, brand page), BestBuy (Euro Guidelines), BBC, Adobe, Apple, Google, Walmart.
Сегодня дизайнер уже не может ограничиться лишь напечатанным руководством — он должен предоставить большой объем файлов, готовых к работе, например, таких как Style Tiles, Element Collages, Style Prototypes, страницу для загрузки логотипа и элементов фирменного стиля.
Этап 3: Отслеживание популярности бренда и ребрендинг
После того как новый фирменный стиль создан, важно постоянно следить за ним и продвигать его. Это действительно очень важно. Ведь, так или иначе, с течением времени любая целевая аудитория, услуга или продукт меняются, и тогда подходит время провести ребрендинг.
Основная проблема ребрендинга связана с тем, что вам необходимо попытаться сделать так, чтобы клиенты по-прежнему могли узнать вашу компанию и чтобы в новом бренде отражались черты старого.
Существует два отличных сайта, на которых можно найти информацию о внутренней стороне ребрендинга крупных компаний: Rebrand и Under Consideration, рубрика Brand New. Ниже приведены несколько примеров фирменного стиля до и после ребрендинга, взятые с этих сайтов:
Зачем нужен бренд и фирменный стиль
Его задача — сделать так, чтобы оболочка отражала начинку, но это лишь одна из ступенек в разработке бренда, притом не самая первая.
Чтобы вам не пришлось подгонять все остальные составляющие бренда под фирменный стиль или полностью переделывать уже реализованный дизайн, задумайтесь над полноценной разработкой бренда с самого начала пути вашей компании.
Что делает компанию брендом и зачем нужен брендинг
Суть в том, чтобы выявить неудовлетворенные потребности покупателей и найти этому решение. Так мы определяем ценности и преимущества будущего бренда. Это может быть все, что угодно, в зависимости от товара, его категории, конкурентов, целевой аудитории, а также трендов: скорость, надежность, экологичность, гостеприимство, способность дарить хорошее настроение или что-то другое.
Задача в том, чтобы передать суть и ценности бренда через каждую точку контакта покупателя с продуктом. Например, через систему лояльности, службу доставки, систему выкладки товара на полках. С последней задачей мы отлично справились, когда работали над брендом сети винных магазинов Joia.
Если хоть где-то есть пробел, то репутация бренда может быть испорчена или же ваша компания потеряется на фоне конкурентов. Допустим, ваше главное преимущество — экологичность, тогда в дизайне может быть зеленый цвет и изображение дерева, а название (допустим, Organica или Green Tree) вызовет соответствующие ассоциации. Но, если товары продают в пластиковых пакетах, то сами понимаете… Другое дело, если в стратегии прописана разработка эко-точек в разных частях города рядом с метро, на которых вы сможете обменять свой пластиковый пакет на красивый бумажный с логотипом компании.
Так что, не страшно, если фирменный стиль не раскрывает ценности бренда — это поправимо и грозит меньшими потерями. Но, если есть недостатки в сервисе и решении проблем покупателя, то даже самый навороченный дизайн не спасет положение.
Мы придумали бородача и поместили его на коробки с пиццей и наружную рекламу. Разработанный фирменный стиль показал свою эффективность, затем продажи стабилизировались, люди наелись, и клиент понял, что одного лишь фирменного стиля недостаточно. Он вернулся к нам, чтобы систематизировать все остальное. Этого требовало великое множество средств коммуникации с покупателями: билборды, сити-форматы, упаковки для разных блюд и даже сами курьеры. Вот тут то и начался true брендинг.
Наша команда вплотную занялась разработкой бренда: два месяца ездила вместе с доставщиками по адресам, опрашивала клиентов и сотрудников компании, устраивала контрольные закупки и анонимные тесты сервиса и продукции конкурентов. Все для того, чтобы понять потребителя и построить сильную концепцию бренда. В результате мы поняли, что доставка — это не просто еда, а целый ритуал, потому что клиенту привозят настроение, которое он заказывает в соответствии с поводом. Вот она — та добавочная ценность, вокруг которой мы построили систему взаимодействия продукта с покупателем.
Мы переосмыслили категорию доставки еды — так появился Dostaевский. Он может и расшевелить тихий семейный вечер и разнообразить романтическое свидание. Поэтому у персонажа множество разных задорных образов, которые создают характер бренда. Он буквально подстраивается под ту или иную ситуацию. Кроме того, мы разделили имиджевое и товарное предложение, чтобы по разному воздействовать на потребителя. В итоге с 2016 года число клиентов увеличилось в 2 раза, а сам бренд вошел в ТОП-3 компаний доставки еды, о которых вспоминают при опросах.
В чем разница между брендом, брендингом и фирменным стилем?
Сегодня мы поговорим о том, что такое бренд и чем он отличается от фирменного стиля и брендинга. Начнем с простого.
Что такое бренд?
Что такое брендинг?
Давайте вернемся к Apple. Для начала посмотрите на эти факты:
Из чего состоит брендинг?
Брендинг состоит из таких элементов:
Разберем их подробнее на примере Apple.
Нейминг. Наверное, все мы знаем историю, когда Стив Джобс заявил, что если до конца дня никто ему не придумает название для компании, он назовет фирму яблоко. Так и случилось. Яблоко совсем не ассоциируется с техникой или новыми технологиями, но тем не менее оно емкое и необычное. При этом Apple утверждала, что нашла яблоку лучшее применение, чем Адам.
Не менее успешна и реклама того периода: она характеризуется всемирно известной рекламной «Think Different» («Думай иначе»). Изначально в рекламе планировали использовать образы известных режиссеров. Джобс настоял на том, чтобы вместо них в ролик были включены известные всему миру деятели из различных отраслей, такие как Альберт Эйнштейн, Ричард Брэнсон, Пабло Пикассо и др.
Что такое фирменный стиль?
Ранее мы подробнее рассматривали, что такое фирменный стиль. Он является элементом брендинга. Это та визуальная совокупность элементов, по которым клиент отличает один бренд от другого. Он состоит из логотипа, фирменных шрифтов и цветов и других элементов.
Резюме
Нажмите на сердечко, чтобы проголосовать!
Вы уже проголовали!
Средний рейтинг / 5
25 советов по созданию логотипа
Тенденции графического дизайна 2018
© 2016-2021 Брендинговое агентство и дизайн студия WeLoveBrands
Копирование материалов без нашего согласия разрешается только с указанием dofollow-ссылки. Если мы найдём копию наших материалов на вашем сайте, то пожалуемся в поддержку Яндексу и Google, чтобы Вас забанили. Благодарим за понимание.
15 наивных вопросов о брендинге, айдентике и фирменном стиле
Брендинг и айдентика – разные вещи. Не всем компаниям нужен фирменный стиль. Иногда дешевле отрисовать свой шрифт, чем покупать готовый.
Расшифровка этих и еще многих инсайтов – в разговоре со Святославом Грошевым, арт-директором TexTerra.
1. Брендинг, фирменный стиль, айдентика – в чем разница?
Фирменный стиль – это всегда часть бренда. Его мы делаем, когда у компании нет почти ничего, что визуально определяет ее, максимум – есть логотип. Но когда компания растет, логотипом обойтись уже нельзя: бизнесу нужен собственный визуальный код.
Фирменный стиль – это тот визуальный код, который прежде всего ассоциируется с брендом: цвет, шрифт, формы, паттерны. Если мы возьмем, скажем, «МегаФон», то сразу вспоминаем круги, билайн – специфические черно-желтые полоски… нет, мы не ошиблись в написании: теперь «Билайн» пишется как билайн – компания недавно провела ребрендинг.
Айдентика нужна, когда у компании уже есть фирменный стиль. Это история про то, как фирстиль будет ложиться на носители. Скажем, приходит к нам заказчик-стартап, мы разрабатываем графику, шрифт, логотип. и вот с этим надо что-то делать: нужны продукты, на которые элементы можно нанести.
Например, мы недавно делали айдентику для компании ROLL TO GO – и сразу показали, как она будет выглядеть на разных носителях:
Мы сделали фирменный стиль для стартапа с быстрым питанием – в неярких, но «вкусных» цветах, которые напоминают про зелень и соус
Брендинг, в отличие от айдентики, – это процесс формирования имиджа бренда. Пример структуры брендинга:
2. Из чего состоит фирменный стиль?
3. Фирменный стиль нужен каждому бренду?
Если бизнес крупный, набирает обороты, и у него есть конкуренты, без фирменного стиля не обойтись. Как минимум нужны «свои» цвета – то, что заседает у аудитории в памяти в первую очередь; все крупные бренды – это ассоциация, прежде всего, с цветом.
Помимо цвета, также можно отметить фирменные знаки или образы. У OZON – летающая тарелка, у «Додо Пиццы» – птичка додо, у «Яндекса» – узнаваемая первая буква, у «Сбера» – галочка. А недавно фирменный знак поменяла сеть ресторанов «Якитория»: традиционную крышу иримоя-дзукури заменила цапля… в образе которой также можно разглядеть руку, держащую хаси (палочки для еды).
Сейчас бренды стараются использовать образы и иконки, которые аудитория быстро считывает и сохраняет в подсознании.
4. Когда компании нужен ребрендинг?
У нас есть клиент – бизнес в сфере бьюти. Он продвигается в основном в соцсетях, и для него визуал устаревает за 2–3 месяца. Крупный завод, напротив, может «жить» с одним и тем же брендингом десятки лет.
Бывает, основной элемент фирменного стиля просто вышел из моды и начал вызывать отторжение. Например, сейчас мы делаем ребрендинг для нашего онлайн-университета TeachLine. Три года назад, когда ребята открывались, только-только пошла мода на античные статуи. Мы были одними из первых, кто подхватил тренд, но сейчас жить с этим уже нельзя, поэтому мы готовим новую концепцию.
Бывает локальный ребрендинг: когда необходимо сделать ребрендинг точек только офлайн-продаж, обновить дизайн помещения, изменить восприятие бренда непосредственно в живом контакте с аудиторией.
Также ребрендинги бывают внутри подразделений или продуктов компании: например, когда одна из товарных линеек изменяет дизайн, чтобы подстроиться под тренды. Свежий пример: недавно выстрелил сериал «Игра в кальмара». Значки, которые носили на масках охранники, теперь можно встретить повсюду – и бренды, конечно, не упустили шанс хайпануть на этой волне:
5. Зачем бизнесу ребрендинг, если предыдущий дизайн не такой устаревший?
Если не рассматривать ситуации, когда компания осознанно хочет перестать ассоциироваться с предыдущим названием (обычно это какие-то не очень хорошие истории), то, как правило, причина – или расширение бренда, когда нужно визуально разделить направления для разных аудиторий, или ситуация, когда часть компании хочет отделиться и работать самостоятельно.
Когда стиль не устарел морально и у компании нет серьезных репутационных проблем, дизайн все-таки лучше не менять радикально. Вот если метрики проседают, и есть подозрение, что ребрендинг может что-то поправить (бывает такое), тогда да, можно осторожно поиграться с этим.
6. А бывает «нешоковый» ребрендинг? Как освежить дизайн, чтобы его не перестали узнавать потребители?
Добавить графические элементы – не исключить старые, а именно добавить! – видоизменить формы, скруглить края, заменить типографику. Например, сделать шрифты не с острыми углами, а с плавными, заменить фотоматериалы.
Пример «нешокового» ребрендинга для технопарка «Физтехпарк» от специалистов TexTerra. На основе имевшегося логотипа и шрифта разработали сувенирную продукцию с использованием графических элементов из лого
Обычно такие изменения не анонсируют, и пользователи могут заметить их не сразу – но такая последовательная работа в ряде случаев полезна. Как правило, это делается просто для исправления недочетов дизайна.
7. Как вы исследуете аудиторию клиента перед тем, как предложить решение?
У нас есть услуга – построение платформы бренда. И аудиторию клиента мы исследуем как раз в рамках такой услуги: собираем боли и потребности, делаем портреты отдельных сегментов, показываем все в диаграммах. Кроме того, итоговый документ включает анализ сильных сторон бренда, его ценности, карту восприятия бренда в сравнении с конкурентами. Оценивается tone of voice, разрабатывается концепция позиционирования, анализируется цветовое поле конкурентов.
Помимо этого мы анализируем работу конкурентов и брендов из принципиально других ниш, ищем актуальные и перспективные решения в дизайне и позиционировании, а потом часть из них предлагаем внедрить. В некоторых случаях можно рассматривать хайповые решения – все по согласию с клиентом, конечно, и в случае, если это подходит бизнесу.
8. Зачем нужен бриф?
Он помогает выяснить основной посыл, который мы должны донести до аудитории через дизайн, понять, чего ожидает клиент. Для этого просим показать чужие решения, которые кажутся удачными или не очень. С брифом тесно работает вся команда – менеджеры, разработчики, дизайнеры и даже отдел продаж: благодаря этому документу сейлзы понимают, какие вопросы требуют большего внимания и обсуждения, а на какие вопросы еще необходимо получить ответы.
9. Где брать референсы и следить за трендами?
Если клиент знает, чего хочет, то референсы зачастую предлагает он. Мы со своей стороны оцениваем их уместность и соответствие задаче клиента. Например, недавно одна из компаний хотела сайт-одностраничник с использованием мемов – от такого, конечно, мы отговариваем и предлагаем другие варианты. Если клиент не знает, чего хочет, ищем референсы на Behance, Pinterest, Dribbble. Плюс, когда ты в этой среде, ты в целом видишь, какие тренды появляются, какие отсеиваются.
Еще мне очень нравится браузерное расширение Muzli Design Inspiration, которое подтягивает разные интересные обновления с упомянутых выше сервисов.
10. Зачем бренду свои шрифты, если многие из них обычный пользователь друг от друга не отличит?
Политика использования шрифтов выстроена так, что ты покупаешь шрифт и платишь определенную сумму в зависимости от посещаемости сайта. Чем она больше, тем выше цена.
Для крупного бренда с востребованным сайтом отрисовка шрифта – вопрос экономии. Ему проще сделать свой шрифт один раз и больше никому не платить, потому что шрифт – это интеллектуальная собственность разработчиков (в данном случае того, кто разработчику заплатил). Кстати, шрифтов, которые используются для обычного текста, гораздо больше, чем «красивых» для заголовков и логотипов, – так что на них как раз можно не тратиться.
11. Вы тестируете дизайн на фокус-группах, прежде чем показать клиенту?
Да. Фокус-группы подбираются в зависимости от портрета целевой аудитории – стараемся, чтобы они максимально совпадали. Три основных источника фокус-групп – коллеги и их связи, контакты клиента, фокус-группы из интернета.
Обычно состав и критерии поиска такой аудитории согласовываем на старте проекта. Если это, например, люди, владеющие конкретным продуктом бренда, поиски могут потребовать времени и дополнительного бюджета – и это надо учесть как можно раньше.
12. Вы даете заказчику выбрать между какими-то вариантами?
Зависит от договора. По умолчанию мы предлагаем две концепции лого, две концепции фирстиля и две итерации правок. То есть клиент может получить, по факту, три варианта лого и три концепции фирменного стиля.
13. Какие ниши сложнее всего для брендинга?
Здесь больше зависит от клиента.
Например, магазин одежды – история творческая, но клиент – консерватор, и ему не предложишь ничего особенного. А какая-нибудь инжиниринговая компания может захотеть выделиться любой ценой.
14. Как понять, что фирстиль получился крутой?
Это можно оценить только через какое-то время. То есть визуально фирменный стиль может выглядеть очень круто – но насколько он жизнеспособен, можно понять, только протестировав его в реальных условиях.
Поэтому мы связываемся с клиентами через некоторое время и спрашиваем, как дела. Обычно клиент использует наши наработки, и у него все хорошо. Редко, но бывает, что говорят: «Вот этот элемент мы не смогли задействовать потому-то». Это мы всегда берем на заметку.
15. Самые распространенные ошибки в брендинге?
Когда бездумно идут на поводу у моды – потому что сегодня есть какой-то тренд, а завтра он всем уже надоест.
Когда принятие решения остается за несколькими лицами – процесс при этом очень растягивается. Если нет явного лидера и одно решение должны принять 3-5 человек с разными вкусами и жизненными целями, из этого ничего хорошего не выйдет.
Но главная – когда не попадают в целевую аудиторию.