брендбук для ресторана что входит
Разработка корпоративного стандарта сети ресторанов
Разработка корпоративного стандарта сети кафе или ресторанов – задача очень ответственная, так как дизайн в этом направлении бизнеса является основным способом привлечения клиентов. Прежде, чем зайти в какое-то заведение, посетитель в первую очередь обращает внимание на внешний вид ресторана, чистоту, и стиль сотрудников. Брендбук для кафе прописывает стабильно высокие стандарты, которые помогут не только вызвать интерес у новых, но и приобрести постоянных посетителей.
Проблемой многих современных ресторанов является то, что дизайн заведения и чем не задается определенным стилем, а создается по принципу “что нравится, то и делается”. Никто не спорит, что по отдельности толстовки с фирменным принтом у официантов выглядят стильно, но если одеть так персонал, обслуживающий ресторан в стиле «винтаж», может выйти достаточно нелепое несоответствие. То же самое можно сказать, например, и о различиях в оформлении меню и вывесок.
Несоответствие стиля оформления может вызвать разные чувства у покупателя: от чувства непрофессионализма, до чувства обманутости и негативного ожидания от самого блюда. Задать стандарт может брендбук, в котором будут описаны все элементы стиля, которые могут быть использованы.
Создание брендбука для ресторана – это не только стиль
Кроме гайдлайна, который руководит дизайнерской составляющей вашего бизнеса, брендбук компании также прописывает стандарты кухни, подачи блюд, общения персонала с посетителями, ценовую политику и программы лояльности.
Фирменный стиль как способ удержать клиента
Когда речь заходит не просто об одном заведении, а о сети, особенно, если она является франчайзинговой, необходимо тщательно следить за тем, чтобы впечатление от посещения ресторанов, находящихся в разных местах, всегда оставалось стабильно высоким, и, что не менее важно, одинаковым.
Особенность человеческой психологии такова, что человек основывает свои ожидания от ужина в сетевом ресторане, полагаясь на свой предыдущий успешный визит, и в случае какого-то несоответствия клиент рискует остаться разочарованным, если сервис во втором заведении будет чем-то отличаться. Здесь речь идет не о качестве, а об унификации корпоративной айдентики и продаваемого продукта.
Если два аналогичных сендвича будут подаваться в разной упаковке, за разную цену, или же будут отличаться по вкусу или составу (даже оставаясь при этом одинаково вкусными), то, вероятнее всего, клиент будет утерян.
Рассмотрим брендбук двух успешных сетей ресторанного бизнеса
Stoddard’s – американская сеть кафе, продающая мороженое и замороженный йогурт, обладащая великолепно продуманной корпоративной айдентикой, полностью соответствующей формату заведения. TGI Fridays является одним из самых известных представителей ресторанного бизнеса, когда речь заходит об американской кухне.
Все знают, что Фрайдейс — заведение с наивысшими стандартами и качеством обслуживания, но догадывались ли вы, что этот ресторан является одним из лидирующих мировых франчайзеров, а почти у всех более чем 900 ресторанов, представленных в 60 странах разные владельцы?
Все заведения даной франшизы объединены общим стилем, меню, отношением к клиенту, оформлением и даже атмосферой, царящей внутри ресторана. Всего этого невозможно достичь без подробного брендбука. Разработка гайдлайна для подобной сети предполагает кропотливый труд над всеми возможными подробностями.
Основные составляющие брендбука для кафе
Что же должно быть учтено при разработке корпоративного стандарта для кафе или ресторана, в особенности, если это сеть, для того, чтобы обеспечить процветание бизнеса?
Вот основной список:
1.Маркетинговая стратегия, концепция заведения
3.Логотип и его использование
4.Корпоративные цвета и шрифты
5.Тон общения с клиентами
6.Печатная продукция и расходные материалы
Особенности оформления
Прежде всего, дизайн заведения должен быть узнаваемым и привлекательным. В то же время, стиль оформления основывается на целевой аудитории заведения. Яркая неоновая вывеска мотет идеально вписываться в концепцию заведения, ориентированного на молодежь, а строгой черно-белый логотип на фасаде больше подойдет для обслуживания клиентов бизнес-класса. Экстерьер не должен выпадать из концепции ресторана в попытке усилить заметность. То же самое касается и интерьера.
Что еще может быть в брендбуке заведения?
В брендбуках для кафе и ресторанов часто прописывают, как оформлять заведения к специальным событиям, праздникам, какие акции и специальные предложения должны проводиться, как правильно рекламировать, и даже какая музыка должна играть.
В некоторых случаях разработка гайдлайна детализируется вплоть до указания растений, которые должны украшать интерьер, ароматов, которые должны царить в помещении, марках моющих средств и степени освещенности залов. В зависимости от количества информации, которую в него включают, меняется также цена брендбука.
Фирменный стиль ресторана. Как привлечь и сохранить расположение гостей
Вы планируете открыть кафе, бар или ресторан.
Давайте взглянем на некоторые элементы брендинга, которые могут вам пригодится.
Скорее всего, вы находитесь на этапе заключения договоров, контроля строителей: столяров, маляров, водопроводчиков, согласования смет и получения множества разрешительных документов. И сейчас разговор о брендинге для вас что-то вроде визита престарелой тети на ваш день рождения. И вроде тетя родная, но пришла не к месту.
Пока ничего не будем предпринимать, просто поговорим о том, что поможет дверям вашего заведения открываться почаще.
У нас есть немного опыта в открытии кафе разного типа от небольших киосков по приготовлению фаст-фуда до закрытых ресторанов VIP- класса.
За эти годы, что мы разрабатываем фирменный стиль ресторанов, мы поняли одну вещь.
Каким бы ни было на размеру или уровню ваше заведение – есть ряд моментов на которые ваши покупатели обращают внимание в первую очередь.
И да, все начинается с имени. Разработка названия ресторана
Это может показаться простым, но иногда это самый сложный вызов. Разработка названия ресторана или кафе. Выбор особенно трудоемкий для партнерских отношений или когда проектные решения принимаются группой людей. И все же правильный выбор имени поможет раскрыть потенциал заведения и проложит путь его развития на годы вперед.
Именно развития — ресторан или кафе это проект для людей и как все мы он проходит вехи на своем пути: праздники, события, подготовку к Рождеству, Пасхе, Хеллоуину, дождливые осенние вечера и первые солнечные дни.
Все это — атмосфера, стиль именно то ради чего люди приходят к вам, чтобы почувствовать и пережить вместе со своими друзьями, любимыми людьми или с самим собой.
Разрабатывая название можно отталкиваться от таких основных моментов:
— расположение. Реальное расположение или место на карте, которое соответствует духу кафе.
— знаменитые личности, которые жили рядом. Например, до сих пор непонятно почему возле дома Вертинского в Киеве еще не открыли кафе «Вертинский» — это имя само по себе бренд.
— основное блюдо, которое подается в кафе.
— афмосфера, ассоциация. Один из примеров – пироги «Николай». Это название вмещает ассоциацию с домом (пироги), с рождеством (Николай). Удачное, светлое и атмосферное название.
Визуальная идентификация ресторана
Если вы назовете ваше кафе «Пироги» и сделаете приятный фасад и интерьер. Ваше кафе будет работать! Главное, чтобы пироги были вкусными.)
В данном случае вашей идентификацией станет цвет и идея фасада, расположение и рецепт пирогов. Зачем же заказывать логотип?
Логотип для ресторана или кафе это шрифтовое написание названия в выбранном стиле и /илизнак. Если вы захотите оттолкнуться от фасада и сделать рекламу в web или рекламу на выездном мероприятии (например на фестивале)- логотип упростит восприятие рекламы.
Почему? Символ — более универсальный идентификатор.
Что это значит? Это значит, что изображать везде свой пирог или фасад сложнее и не так эффективно, как размещать логотип. И еще – универсальный символ можно разместить практически везде: на пирожном, на салфетке, на посуде, вывеске, сайте, видео рекламе, полиграфии. Можно сделать конфеты с логотипом. Чем чаще посетитель будет видеть ваш знак – тем лучше. Все знакомое – вызывает у людей чувство доверия.
А может мне заказать сразу и брендбук?
Да – если вы открываете сеть заведений, планируете продвигать франчайзинг.
Если вы не хотите расширять свое присутствие на рынке – важно разработать и использовать все макеты строго в соответствии с их дизайном. Не менять произвольно пропорции и цвет, не убирать элементы стиля, чтобы удешевить или упростить задачу. Т.е держаться в рамках разработанного стиля. Если у вас только один ресторан – вы сможете сами проконтролировать соблюдение стиля.
Как быть с вывеской?
Фасад для кафе или ресторана так же важен, как и меню.
Если вы хотите привлечь максимальное количество прохожих – сделайте ваши окна прозрачными. Пусть люди видят, что здесь едят, пью кофе, общаются. Ничто так не вызывает аппетит, как сама еда и люди, которые едят.
Сделайте кухню-театр. Пусть все видят, что у вас свежая еда, только из печки, а не подогретая в микроволновке.
Покажите людям ваше меню – это поможет им быстрее сориентироваться. Вывеска лишь часть фирменного стиля и хорошо если она гармонирует с фасадом и вызывает аппетит.
Как привлечь посетителя?
Наконец двери вашего кафе/ресторана открыты для посетителей. Как сделать, чтобы в кассе появилась прибыль?
Задача номер 1. Оповестить всех людей, живущих и работающих в вашем районе, о том, что вы открыты и ждете их.
Решение – напечатайте мини-флайера с акционным предложением на первые 10- 20 дней работы ресторана. Разнесите флайера по офисам, раздайте людям на улице.
Есть одна приятная мысль – все люди едят. Большая часть встреч проходит за чашкой кофе или чая. Так что ваша аудитория очень велика.
Задача номер 2. Понравиться людям.
Решения. 1. Постоянным посетителям десятая чашка кофе – бесплатно. 2. Сделайте печенья к кофе с приятными пожеланиями на текущий день. Подавайте их как «бонус» 3. Проводите кулинарные мастер-классы. Уделяйте внимание детям. Поход в кафе с ребенком младше 6 лет – часто непростое дело. Облегчите родителям жизнь – предложите ребенку игру, раскраску.
Задача номер 3. Удержать посетителя.
Понятно, что вы не единственное кафе на этой улице. Как сделать так, чтобы выбор чаще приходился в вашу кассу?
Решения. 1. Обновляйте интерьер к празднику, вешайте украшения, тематические фигурки. Это недорого. Зато создает атмосферу предвкушения праздника, повышает настроение и аппетит. 2. Делайте уникальные предложения. Например, пол-метра колбасы, метровая пицца, сезонные меню. 3. Не забывайте делать маленькие приятные подарки к празднику. 4. Проводите семплинг — дайте всем попробовать ваш пасхальный пирог или миндальные печенья.
Вот мы подошли к важному моменту
Есть три способа держать меню открытым для посетителя.
Бумажное меню, которое подается к столу.
Запросите у вашего дизайнера макет (шаблон) в который вы сами с легкостью сможете вносить сезонные блюда и/или акционные предложения. Сфотографируйте блюда. Иногда внешний вид блюда производит решающее впечатление и сокращает время выбора. Это особенно важно, если в вашем районе много иностранцев, а меню – национальная кухня.
Меню на входе, которое видит, каждый кто уже переступил порог.
Может быть написано на черной доске или содержать самые свежие, актуальные блюда. То, что вы хотите продать в первую очередь.
Меню перед входом
Актуально для дорогих заведений. Если ваши цены выше среднего – поставьте меню перед входом, чтобы зря не топтали ваш «половичок» ).
Штендер с актуальными, сезонными предложениями за пару шагов перед входом.
Чтобы привлечь тех, кто впервые в вашем районе и направить их стопы в правильном направлении.
Упаковка для продуктов на вынос.
Удобство и брендирование – вот что нужно учесть при заказе и покупке стаканов, салфеток, упаковки для пирогов, пиццы, жидких продуктов, гарниров.
Брендбук ресторана. Логотип кафе.
Логотип ресторана, фирменный стиль ресторана
Логотип и дизайн фирменного стиля ресторана, кафе, бара
Разработка дизайна логотипа и логобук кафе «Los Chickos»
Логотип пивоварни «Хмель и Соль». г. Салехард, Россия
Дизайн логотипа кафе блинной «Yumster». Разработка названия кафе и логобук
Разработка фирменного стиля семейного кафе «Chipollini»
Дизайн логотипа и меню ресторана Трюфель г. Тула
Дизайн логотипа для кафе-островка по продаже сладостей и конфет
Разработка этикетки для пива. Дизайн логотипа для пивоварни.
Создание логотипа и стиля кафе, г.Ницца
Разработка этикетки для пива. Лого пивоварни. Дизайн
Дизайн. Фирменный стиль ресторана «Прага»
Создание фирменного стиля ресторана, г. Алматы
Разработка фирменного стиля гастробара
Разработка логотипа кафе-кондитерской
Разработка меню ресторана «First»
Брендинг сайта для снеков к пиву
Фирменный стиль пиццерии. Разработка меню для пиццерии
Разработка дизайна логотипа и логобук кафе «Los Chickos»
Логотип пивоварни «Хмель и Соль». г. Салехард, Россия
Дизайн логотипа кафе блинной «Yumster». Разработка названия кафе и логобук
Разработка фирменного стиля семейного кафе «Chipollini»
Дизайн логотипа и меню ресторана Трюфель г. Тула
Дизайн логотипа для кафе-островка по продаже сладостей и конфет
Разработка этикетки для пива. Дизайн логотипа для пивоварни.
Создание логотипа и стиля кафе, г.Ницца
Разработка этикетки для пива. Лого пивоварни. Дизайн
Дизайн. Фирменный стиль ресторана «Прага»
Создание фирменного стиля ресторана, г. Алматы
Разработка фирменного стиля гастробара
Разработка логотипа кафе-кондитерской
Разработка меню ресторана «First»
Брендинг сайта для снеков к пиву
Фирменный стиль пиццерии. Разработка меню для пиццерии
Как люди выбирают ресторан или кафе? Выбор зависит от бюджета, которым располагает клиент, предпочтений в кухне и от уровня сервиса. Человек, пришедший в ресторан, часто составляет мнение о нем по первому впечатлению и его невозможно произвести дважды. Дизайн фирменного стиля ресторана играет в этом вопросе ключевую роль. Если все, что окружает посетителя, подчинено общей концепции, идее, в нем приятнее находиться.
Описывает идею и философию кафе или ресторана руководство по фирменному стилю – брендбук, разработка которого — профиль деятельности нашей компании.
Разработка брендбука ресторана
Мы поможем вам в таком ответственном деле, как разработка брендбука. Цена на изготовление брендбука разумная и соответствует качеству.
В брендбуке вы получите свод правил использования бренда.
Кроме правил составления макетов рекламной продукции, оформления деловой полиграфии, брендбук компании содержит основную идею, стиль и позиционирование бренда.
Фирменный стиль ресторана начинается с нейминга. Ресторану нужно звучное красивое название, из которого станет понятно, что он может предложить своим посетителям.
Фирменный стиль заведения подчеркивает внешний вид фасада, дизайн входной группы. Это то, с чем человек сталкивается прежде,чем он войдет в ресторан или кафе. Далее он заходит в ресторан. И тут очень важно правильно выбрать звуковое оформление зала. Все пять чувств, которые есть у человека, можно использовать для того, чтобы сформировать эмоциональный отклик у посетителя.
Визуальное воздействие используется во всем: в интерьере ресторана,кафе, подборе аксессуаров и оснащения. Даже выбор обивки для мягкой мебели должен осуществляться в соответствии с фирменным стилем (цвет, фактура).
Звуковое окружение является одним из тех факторов, который имеет влияние на то, что принято называть «атмосферой» заведения.
Особенности блюд, запахи и ароматы – это уже внутренний фирменный стиль заведения. В некоторых ресторанах используется аромабрендинг.
Важным элементом оформления ресторана является меню. Для дизайна меню требуется труд нескольких специалистов: дизайнеров, технологов, фотографов, копирайтеров.
Дизайн сайта ресторана, кафе
Мы создаем эффективные сайты ресторанов и кафе, которые работают на развитие вашего бизнеса.
На сайтах мы разместим фотографии вкусностей, которые вы предлагаете своим гостям. Для этой цели мы привлекаем профессиональных фотографов. Мы можем выехать к вам в ресторан для фотосъемки. Многие посетители заказывают еду, исходя из описания и фото на сайте. Вы, конечно, можете купить изображение на стоке и не заказывать фуд съемку, но вы должны быть уверены, что блюдо на фото выглядит так, как приготовленное у вас.
Какие блюда лучше всего привлекут внимание посетителей сайта? Это, как правило, фрукты, овощи и десерты, пицца и мясные блюда с аппетитной хрустящей корочкой.
Некоторые цвета способны влиять на эмоции, а улучшают аппетит традиционно красный и желтый.
Рекомендуем разместить меню вашего заведения прямо на сайте. Очень часто рестораны создают сезонные меню и подготавливают специальные праздничные предложения. Их очень удобно загрузить на сайт, а затем легко править и удалить.
В последнее время очень популярны стали мобильные устройства — планшеты, смартфоны, их все чаще используют для путешествий по интернету. Рекомендуем заказать мобильную версию сайта, чтобы он охватывал как можно более широкую аудиторию.
Обязательной страницей на сайте является страница «Контакты». На этой странице размещается почтовый адрес и телефон/факс ресторана или кафе. Также нелишними будут ссылки на аккаунты в соцсетях. Также мы можем разместить на вашем сайте Google карту, чтобы посетитель легко нашел вас, особенно если он в городе впервые.
Афиша на сайте позволит его посетителям оперативно получить информацию о выступлении в вашем ресторане того или иного исполнителя.
Рассмотрим классификацию сайтов для ресторанов и кафе по функциональности:
Сайт-визитка. На таком сайте — только самое необходимое: описание, меню, телефон, адрес. Бюджетный вариант сайта.
Интерактивный сайт. На таком сайте размещается гостевая книга и форма бронирования он-лайн, а также афиша. Такой сайт нуждается в регулярном обновлении.
По стилю дизайна можно условно выделить три типа сайтов — статический, динамический и смешанный. Динамика придает сайту современность. В то же время, если динамики избыток, не все потенциальные посетители сайта могут дождаться его загрузки. На наш взгляд, лучше всего придерживаться золотой середины.
Дизайн брендбука ресторана, кафе
Дизайн брендбука ресторана кафе обычно включает такие составляющие:
Нейминг и логотип ресторана, кафе
Дизайн наружной рекламы
Интерьер ресторана, дизайн интерьера кафе, бара
Одежда персонала кафе, ресторана, фирменный текстиль, посуда
Рекламная полиграфия ресторана, кафе
Подарки и сувениры
Транспорт
Фирменный стиль ресторана
Разработка фирменного стиля ресторана и брендбука — этап, который к сожалению, многие проскакивают, и рано или поздно приходится догонять. Обычно доработка материалов происходит второпях, и в ходе мы несем потери. Теряем собственные нервы, разрываем отношения с подрядчиками, не удерживаем качество промо-материалов и проигрываем в подаче информации конкурентов.
Пример фирменного стиля ресторана Miter Zee’s
Именно поэтому желательно по-максимуму выжать из этапа разработки фирменного стиля и брендбука.
Важно понять, чем именно фирменный стиль отличается от брендбука. Фирменный стиль — это набор технических рекомендаций по использованию фирменных элементов: логотипа, дескриптора, айдентики второго уровня (узоры, эмблема и др.), шрифты, цвета и др.
Брендбук — это документ, который включает в себя описание фирменных предложений, уникального торгового предложения, понимание целевых сегментов, ценности, миссию и видение компании, а также различные политики: HR, промо и маркетинговые, взаимодействие с городом, поставщиками и многое другое.
В рабочей папке «Фирменный стиль» у маркетолога должны быть:
Кроме этого необходимо проработать:
Разработка брендбука — сложная задача, которую мы решаем в формате командного коучинга с ключевыми сотрудниками предприятия. Как я ранее писала, этот документ включает комплексное описание компании, письмо-обращение к клиентам и партнерам, описание бренда (в нашей практике по методике 4D-брендинг), описание продуктов, ценности бренда, его убеждения, социальная ответственность, миссию и ценности, особенности сервиса, оформления помещений, различные политики: начиная от найма и обучения персонала, заканчивая взаимоотношениями с локальными сообществами, городским пространством и властями.
Брендбук франчайзинговой сети
Если малый или несетевой бизнес, например, небольшой ресторанчик, магазин у дома или любой другой не масштабируемый бизнес без брендбука может долго и успешно работать, то для франчайзинговой сети разработка брендбука – вопрос принципиальный. Сеть, не имеющая знакомого всем единого образа – логотипа, корпоративных цветов, узнаваемого дизайна витрин и упаковок, общего ассортимента и принципов взаимодействия с клиентами – уже и не сеть вовсе. Во всяком случае потребители никак не догадаются, что это один и тот же бизнес.
Большую желтую букву «М» со знаменитыми «золотыми арками» узнают дети и взрослые по всему миру, а слоган «I’m lovin’ it» звучит на всех языках в десятках стран. В какой бы город ни приехал турист, он издалека увидит знакомый фастфуд, зная, что там подают, как обслуживают и сколько примерно это стоит. Постоянный клиент МакДональдс остается лояльным бренду на любом континенте, где бы он ни жил и как далеко бы ни путешествовал. А ведь сеть McDonalds более чем на 90% состоит из ресторанов, работающих по франшизе. По сути, это самостоятельные заведения, объединенные общими условиями договора с франчайзером и беспрекословно выполняющие его требования. И это самое важное условие, которое обеспечивает бренду стопроцентную узнаваемость как на уровне айдентики, так и на уровне аромата жареного картофеля.
Смысл работы по франшизе в том, чтобы небольшие компании могли воспользоваться корпоративным имиджем и бизнес-моделью уже известного бренда для развития своего бизнеса, не тратя время и деньги на тестирование бизнес-модели, разработку фирменного стиля и раскрутку собственного бренда.
Следовательно, этот имидж компания-франчайзер должна передать своему младшему партнеру в готовом виде. Предоставить его в виде прав пользования брендом, стандартов бренда и в виде определенной бизнес-модели. Партнер, в свою очередь, обязан строго придерживаться заданного стиля, чтобы успешно вести свой бизнес и не допустить размывания образа материнского бренда. Разнобой на уровне стиля, шрифтов, материалов и прочих составляющих просто недопустим.
Coca Cola продает франшизы на производство напитков из своего фирменного концентрата с 1889 года
Burger King – бренд, «который говорит громче, чем его размеры»
Брендбук необходим, чтобы создать и закрепить на бумаге все ключевые стандарты фирменного стиля. Позиционирование и все имиджевые составляющие – нейминг бренда, стиль дизайна, философия бренда, основные принципы коммуникации с потребителем – должны быть закреплены в брендбуке так, чтобы в сумме сложить единый образ, привлекательный для потребителей, говорящих, возможно, на разных языках и живущих в разных культурных средах с разными традициями.
Сеть KFC (Kentucky Fried Chicken) завоевала любовь миллионов людей во всем мире благодаря секретному рецепту Полковника Сандерса.
Многие предприниматели приняли решение не создавать свой бренд, а инвестировать в франшизу. Это существенно снижает риски, но при этом заставляет строго соблюдать правила сети во всем: от качества и скорости приготовления продукта до фирменного стиля. Места для собственного творчества у франчайзи остается минимум. Тем не менее, для очень большого процента предпринимателей это отличное решение. Ведь всю ответственность за имидж, визуальный образ и рекламу берет на себя франчайзер.
Экономия на разработке бренда и готовом брендбуке далеко не копеечная, как может показаться на первый взгляд. Ведь даже для компаний с единым собственником создание бренда и брендбука с нуля может длиться от 2 до 6 месяцев. Для франчайзинговой сети процесс разработки бренда и создания брендбука в среднем длится вдвое дольше.
Hilton Hotels & Resorts: благодаря узнаваемости бренда и поддержании имиджа и сервиса на высочайшем уровне, слово Hilton давно стало синонимом слова «отель» на 6 континентах, более чем в 500 локациях.
Зачем нужна и что дает разработка брендбука сети?
• В первую очередь, разработка брендбука сети — это гарантия того, что все заведения будут действительно выглядеть как единая сеть, и это будет очевидно для потребителя с первого взгляда.
• Сформировать позитивный имидж бренда – ради которого потенциальные франчайзи захотят сотрудничать с вами, получать репутационные выгоды и более высокую прибыль.
• Сформировать единый образ всех участников сети — узнаваемый, понятный и привычный для потребителя. Задать единый стиль дизайна во всем: логотип, дизайн рекламы, меню, витрины, упаковки, униформа персонала.
• Заявить о единых принципах взаимодействия с потребителем, выработать единую политику в отношениях с клиентами, единые правила и стандарты обслуживания.
• Успешно апеллировать к общей для всей сети целевой аудитории, хотя она может иметь территориальные отличия и свою специфику в разных городах и странах, и таким образом наладить коммуникацию со всеми потребителями.
• Создать тесную эмоциональную связь бренда с клиентом, основу долгосрочной лояльности.
Франшиза сети Cannabis Store Amsterdam продает более чем успешно и активно осваивает не только Голландию, так как в ассортименте только 100% легальные продукты, в том числе кофе, кексы, сувенирная продукция с символикой и многое другое.
Структура брендбука франчайзинговой сети
Идеология и позиционирование бренда – обязательный раздел брендбука сети, включающий историю и идею бренда, миссию и видение, стратегию развития сети, стратегию маркетинга и стратегию коммуникации с потребителем.
Второй стратегический блок брендбука — это гайдлайн, описывающий принципы построения и правила использования основных элементов фирменного стиля:
— имя и построение логотипа;
— константы (шрифты, корпоративная палитра цветов, имиджевая графика и прочие элементы визуальной стратегии бренда);
— принципы оформления наружной рекламы;
— принцип создания полиграфической продукции;
— принципы оформления интерьера и экстерьера заведений;
— требования к сервису в сети.
Остановимся подробнее на наиболее важных моментах.
Имя бренда
Название бренда как ключевой элемент его идентификации и основа для создания брендбука франчайзинговой сети имеет приоритетное значение.
Возможно, вместе с решением продавать франшизу компании придется задуматься о смене имени бренда, если прежнее накладывает определенные территориальные, юридические ограничения или не соответствует перспективе роста будущей сети. Таких случаев в истории крупных франчайзинговых сетей было достаточно.
Компания UPS с 1907 года пережила ряд переименований: American Messenger Company, затем Merchants Parcel Delivery, а с 1919 года United Parcel Service. Похоже, основная проблема в желании использовать в нейминге три слова и не меньше.
Фирменный стиль бренда франчайзинговой сети
Это наиболее прикладная часть брендбука франчайзинговой сети. Все элементы стиля должны быть отработаны в деталях и сохранены в кривых для комфорта использования будущими франчайзи, а также для избежания каких-либо свободных прочтений.
От шаблона визитки и бейджа до дизайна витрин, интерьеров, рекламы, упаковки, униформы персонала – франчайзи должен получить все эти макеты в готовом виде.
Материалы
Материалы для создания наружной вывести, тип бумаги для печати полиграфической продукции, цвет, материал и качество мебели — все эти факторы, непосредственно влияющие на восприятие бренда, должны быть обязательно отражены в брендбуке сети. Ведь если каждый франчайзи захочет немного сэкономить, используя чуть более дешевые решения, совсем скоро бренд будет не узнать.
При подборе материалов, разработчик брендбука должен учитывать и региональные особенности, например, сложности с закупкой определенных инновационных или дорогих материалов в отдаленных городах; дефицит или полное отсутствие наиболее передовых или дорогостоящих технологий печати и др.
Детали и символы
Когда речь заходит о создании брендбука и айдентики бренда, который планирует выходить на мировой уровень, осваивать разные континенты, следует особенно тщательно подходить к разработке логотипа. Особенное внимание следует уделить тем брендам, которые планируют выходить на рынки арабских стран и Азии.
Логотип, дизайн, слоганы не должны иметь таких элементов, которые будут неприемлемы или непонятны в других странах, или могут быть неправильно истолкованы на другом языке или в другом социокультурном контексте.
Авторские права
Не следует забывать и о юридической стороне вопроса — авторские права на интеллектуальную собственность: патенты на изобретения, товарные знаки, регистрация имени, логотипа и дизайна упаковки бренда. Для международного сетевого бизнеса это обязательный предварительный шаг. Только после того, как вы будете уверены, что ваше название успешно проходит проверку и с очень высокой долей вероятности будет зарегистрировано как товарный знак, можно приступать к разработке брендбука.
Это один из патентов The Coca-Cola Company на фирменную бутылку уникальной формы, 1937 год.
Брендбук необходим, независимо от типа сети
По франчайзинговой модели может развиваться практически любой бизнес.
Сети кафе и ресторанов — пожалуй, самые частые продавцы франшиз и наиболее заметные в городской среде, но далеко не единственные. По этой же модели может развиваться практически любой бизнес.
Магазины — если у вас есть оригинальная концепция, особый ассортимент или просто идеально отлаженная бизнес-модель, продажа франшизы может вывести его на новый уровень.
Франшиза сети Cannabis Store Amsterdam давно вышла за пределы Голландии. В ассортименте только 100% легальные продукты, в том числе кофе, кексы, сувенирная продукция с символикой и многое другое.
Туристические агентства — практически все известные бренды в данном сегменте работают по франшизе: Tui, Coral Travel, Anex Tour, Tez-Tour, Pegas Touristik, и многие другие.
Образовательные проекты, языковые школы, для детей и взрослых — не имеет значения, чему и кого вы будете обучать, если вы умеете это делать хорошо.
Фитнес клубы, салоны красоты, нейлбары — это те сегменты услуг, где расположение как можно ближе и удобнее к клиенту решает если не все, то очень многое. В данном случае появление франчайзи, который готов открыть точку под вашим брендом в новом, неосвоенном вами районе города, дает бизнесу новый толчок к развитию.
Страховые, банковские, финансовые и консалтинговые услуги — компании из данного сегмента также активно продают франшизы.
Станции техобслуживания автомобилей — если люди смогли идеально настроить процессы на одной-трех-пяти СТО, четко понимают процессы и знают как сделать данный бизнес прибыльным, идея продавать франшизу приходит сама собой.
Сервисные центры по ремонту техники — люди охотно возвращаются к бренду, где им оказали качественную услугу.
Клиники всех направлений: стоматологические, косметологические, хирургические и др. также активно продают франшизы.
Baskin Robbins в Дубае и Москве угощает одинаково ярким и необычным мороженым
Подготовка к разработке брендбука франчайзинговой сети
Чтобы создать брендбук для франчайзинговой сети, сперва придется определиться со следующими вводными данными.
Целевая аудитория
На какого клиента будет рассчитана сеть? Каковы предпочтения этих людей и что они хотят найти в сети? Необходимо учесть территориальные, национальные различия между потребителями из разных городов и стран и выделить то общее, объединяющее этих людей, к чему можно апеллировать и достигать взаимопонимания.
Вопросы этики бизнесаВ частности, сегодня высок спрос на экологичность бизнеса, безопасность для окружающей среды, охрану природы, животных и т.д. Отношение к данному вопросу в разных странах очень разное, и надо найти золотую середину, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, когда ваши франчайзи в другой стране столкнутся с неприемлемой там этической стороной вашего бизнеса.
Этические основы вашего бизнеса желательно прописать в брендбуке. Будущие партнеры должны разделять те же ценности и быть готовыми строго соответствовать утвержденному вами этическому кодексу.
Прозрачность бизнеса
Сегодня прозрачный подход в бизнесе — единственная возможность завоевать доверие клиентов. В случае франчайзинговой сети, это два уровня клиентов: покупатели вашей франшизы и конечные потребители. В коммуникации с первыми необходимо говорить о том, как строятся взаимоотношения между франчайзером и партнерами, как происходит обучение франчайзи высоким стандартам сервиса, за который потребитель ценит эту сеть; как происходит инспекция заведений сети франчайзером; какими принципами руководствуется компания в отношениях с потребителем. Ведь репутация строится на доверии.
Ребрендинг и создание нового бредбука
Есть масса примеров, когда с ростом и расширением сети назревала необходимость полного ребрендинга: бренд «вырастал» из старого имени, образа, и собственники бренда принимали решение радикально все поменять, чтобы расширить перспективы бизнеса.
Если франчайзер принимает решение о ребрендинге, компании-франчайзи, согласно договору, обязаны сделать ребрендинг в соответствии с требованиями фанчайзера или разорвать договор франшизы.
Поэтому прежде, чем из частного бизнеса переходить в разряд франчайзинговых сетей, проанализируйте все плюсы, минусы и перспективы своего текущего названия и образа. На данном этапе затраты на ребрендинг будут минимальными.
Чаще всего причиной ребрендинга целой сети становится смена собственника. Возможно, вы помните, как в 2014 году сеть кофеен «Шоколадница» приобрела конкурирую сеть «КофеХаус». Тогда многие бывшие «КофеХаусы» резко переименовались то в «Шоколадницы», то в Burger King, то в «Ваби Саби» — так как одному собственнику принадлежат все эти франшизы.