бренд дизайн что это
Графический дизайн или брендинг?
Выбирая специалиста для разработки бренда своего продукта или компании, заказчики зачастую ищут графического дизайнера или специалиста по брендингу. Многие уверены, что это одно и то же, ведь и тот и другой могут нарисовать логотип. Сейчас мы попробуем разобраться почему брендинг и графический дизайн не одно и то же, и в чем принципиальная разница. Причина, почему этому стоит уделить внимание — в тысячах проектов по брендингу, которые не были реализованы своевременно или не были реализованы в принципе из-за отсутствия разъяснений и недостатка понимания: что такое бренд и брендинг, а что такое графический дизайн, где их функции пересекаются, а где расходятся. Понимание этих различий является важным первым шагом в создании айдентики бренда, которая одновременно великолепна эстетически и сильна стратегически.
Графический дизайн — это скелет
Говорят о бренде и брендинге, мы чаще всего имеет в виду чрезвычайно зауженное понимание этих терминов, которое сводится только к разработке элементов визуальной идентификации: логотипа, фирменного стиля, типографики, палитры фирменных цветов, графических и композиционных констант.
Такое понимание брендинга корректно лишь в случае, когда мы проводим брифинг с дизайнерами, которые будут разрабатывать визуальную идентификацию нашего будущего бренда. Логотип, цвет, шрифт — это хранители визуальной идентичности, которые обязаны обеспечить единый образ бренда во всех средах и на всех носителях. Когда все сделано правильно, графический дизайн гарантирует, что все элементы органичны и на своем месте, это правильный рабочий скелет.
Красивый сайт и корпоративный буклет — это тоже графический дизайн, и если он хорошо выполняет свою функцию, ваш продукт уже будет в состоянии привлекать клиентов и конвертировать лиды в продажи. Но ведь говоря о брендинге, мы всегда ожидаем большего: мы хотим, чтобы у бренда появилась душа, нечто такое, что будет выразительно отличать его от конкурентов и формировать лояльное отношение, особую связь с потребителем.
Графический дизайн отвечает за создание констант фирменного стиля и как следствие — за, чтобы все элементы айдентики формировали целостный, понятный, неизменный и узнаваемый образ.
Брендинг — это тело и душа
Во всех остальных контекстах бренд и брендинг — это намного более сложная, комплексная, органическая структура, которая имеет собственные причины существования, миссию, является носителем собственной идеи, имеет индивидуальный образ и стиль общения.
Брендинг объединяет все остальные аспекты существования бренда, которые не вошли в скелет: внешний облик, убеждения, поведение, личность, а также качества и характеристика продукта, в котором бренд находит свое воплощение.
Брендинг — это не только красивая внешность, но искреннее желание помочь, с которым ваши сотрудники отвечают на входящие звонки. Бизнесы, которые по-настоящему заботятся о создании сильного и эффективного бренда, понимают, насколько каждое действие компании отражается на ее восприятии. Поэтому каждое движение, каждое заявление, каждый новый продукт или релиз должны быть максимально продуманы, гармоничны и поддерживать основную стратегию.
Брендинг отвечает за формирование индивидуальности, характера, атмосферы вокруг бренда. А также всех тех тонких нематериальных составляющих, которые определяют нашу любовь и привязанность к бренду.
Графический дизайн и брендинг неразрывно связаны. Эстетика ничего не стоит без твердой стратегии, а стратегия ничего не стоит, если ее не смогли красиво и понятно выразить. Эти две силы приходится постоянно уравновешивать. Иногда это означает выбор между красивым и тем, что реально решает поставленные задачи.
Эстетика против Функции
Сегодня около 80% предпринимателей считают, что графический дизайн и брендинг — синонимы. Важно помнить о том, что брендинг выходит далеко за пределы визуального образа. Он охватывает весь пользовательский опыт во всех измерениях. Неважно, насколько это технически образ сложен, как много в нем деталей, ни один элемент не является «просто знаком» или «логотипом». Это тонкая, взаимосвязанная система, которая участвует в активном разговоре с вашей аудиторией.
Иными словами, графический дизайн питает ваш бренд, а ваш бренд питает ваш бизнес. Если ваши визуальные элементы конкурируют друг с другом, вы никогда не выиграете соревнование за внимание вашего клиента.
Бренд-дизайнер: чем занимается и что должен уметь
Вы никогда не перепутаете «Магнит» с «Пятёрочкой», а при упоминании «Сбербанка» вспомнится зелёный кружок. Всё это — заслуга бренд-дизайнеров.
Трудно представить себе компанию без логотипа. Чем жёстче конкуренция, тем важнее брендам привлечь к себе внимание и запомниться с первого взгляда. Разработка фирменного стиля — одна из самых востребованных областей дизайна.
Кто такой бренд-дизайнер
Бренд-дизайнер — это графический дизайнер, который разрабатывает фирменный стиль компаний. Он делает логотипы, продумывает другие элементы айдентики и создаёт свод правил о том, как их применять.
Бренд-дизайнеры бывают фрилансерами, но чаще всего эта область требует работы в студии. Во-первых, потому что специализация узкая. Типичный фрилансер — это человек-оркестр, который работает в основном с малым бизнесом. От него хотят сразу получить и логотип, и упаковку соцсетей, и анимацию для сайта. А комплексный визуальный брендинг, требующий долгой работы, интересует скорее крупных клиентов, которые обращаются в студии.
Во-вторых, брендинг — это командное дело, где требуется совместный труд маркетологов, копирайтеров и дизайнеров. Вряд ли один человек сможет заменить несколько разнопрофильных специалистов без ущерба качеству работы.
Тем не менее бренд-дизайнеру необходим широкий кругозор. Это специалист, который понимает основы маркетинга и правила позиционирования бизнеса.
А ещё бренд-дизайнеру в работе приходится постоянно вникать в новые для себя сферы. Ведь приходят клиенты из разных отраслей, а для качественного дизайна важно разобраться в специфике бизнеса.
Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.
Чем занимаются бренд-дизайнеры и почему это важно
Для новых брендов требуется создавать фирменный стиль с нуля. А существующие компании периодически проводят ребрендинг — либо потому что старый визуал устарел, либо из-за смены целевой аудитории, позиционирования и маркетинговой стратегии. Ко всему этому прикладывает руку бренд-дизайнер. Он создает для клиента логотип, айдентику и руководство по использованию фирменного стиля.
Комплекс мероприятий по изменению бренда компании и её товаров, либо составляющих: названия, логотипа, слогана, визуального оформления.
Разработка логотипов
Логотип — лаконичный и узнаваемый символ компании. Это может быть надпись фирменным шрифтом или сочетание надписи с картинкой. В некоторых картинках много детальной прорисовки, другие состоят из простых геометрических фигур — это неважно. Цель знака — создать запоминающийся образ. И даже если технически логотип кажется простым, за ним всегда стоит большая работа.
Иногда фирменная символика состоит только из надписи. Тогда дизайнеру нужно подобрать шрифт, интервалы между буквами, иногда — сделать стилизацию текста. А бывает, что требуется и леттеринг — уникальная надпись вручную.
Но в разработке фирменного символа важен не только креатив. Есть ещё несколько нюансов:
Бренд-дизайнер создаёт уникальную символику для компаний. И эта символика всегда продуманная: важно, чем занимается компания и кто её потребители. Дизайнер заботится о том, чтобы знак оставался современным долгие годы и хорошо смотрелся как на визитках, так и на билбордах.
Разработка айдентики
Кроме логотипа, у большинства компаний есть и полноценный фирменный стиль — им тоже занимается бренд-дизайнер. Сюда входят корпоративные цвета, шрифты и дополнительные графические элементы: паттерны, текстуры, иллюстрации.
Чтобы было понятно, пример айдентики книжного магазина:
А вот фирменный стиль всем известной мобильной платформы Android:
Ещё одна презентация — фирстиль сети пекарен “Буше”:
Разработка гайдлайна или брендбука
Гайдлайн — это руководство по использованию визуального фирменного стиля компании. Брендбук — более широкое руководство, включающее в себя также описание потребителей, особенности продуктов и компании и корпоративные ценности.
Эти понятия похожи и их часто путают. Но от бренд-дизайнера требуется одно и то же: определить ёправила использования элементов айдентики. И сверстать маленькую книжку, чтобы штатные дизайнеры и маркетологи клиента могли поддерживать фирменный стиль самостоятельно.
Гайдлайн важен, потому что разработку айдентики компании обычно заказывают на стороне, а текущие дизайнерские задачи зачастую решают силами штатных специалистов. Нужно, чтобы и посты SMM-щика, и баннеры контент-менеджера были в одном стиле. Для этого и создаются правила.
Руководство по использованию фирменного стиля обычно включает в себя следующие положения:
Эти и множество других инструкций прописывает бренд-дизайнер. И создаёт руководство, на основе которого в дальнейшем будут работать специалисты компании.
Что должен знать и уметь бренд-дизайнер
Набор компетенций нужен фактически такой же, как и для работы графического дизайнера. Однако для разработки фирменных стилей важно более глубоко понимать маркетинг и уметь взаимодействовать с коллегами в команде. Вот главные навыки, которые необходимы в брендинге:
Основанная на опыте способность распознавать, что является стильным, гармоничным и актуальным, а что — нет.
Современный человек всё охотнее усваивает информацию в картинках. Поэтому потребность в дизайне растёт и он делится на более узкие специализации. Компетенции бренд-дизайнера сейчас востребованы: новые фирмы открываются каждый день, и уже существующим компаниям периодически требуется ребрендинг.
Бренд-дизайн — это работа для тех, кто интересуется одновременно и дизайном, и маркетингом и желает сконцентрироваться именно на разработке фирменных стилей. Хотите заниматься айдентикой? Записывайтесь на наш курс!
Как создать дизайн бренда
Неочевидные механики общения с заказчиками, способы работать без брифа и прочие полезные советы о том, как разработать фирменный стиль для бренда.
Работайте на территории заказчика
Совет актуален для фрилансеров. Приходите с ноутбуком в офис к заказчику.
Вам нужны только стол и интернет.
Не нужно все рабочее время проводить в офисе. Объясните заказчику: чтобы понять атмосферу в компании, достаточно двух-трех часов в день.
Развивайте амплуа профессионала
Учитесь договариваться обо всех тонкостях еще до старта работы. Любой заказчик сначала пытается доминировать. Отходите от роли подчиненного — выступайте в амплуа приглашенного специалиста. Вы — не обычный сотрудник из офиса.
Воспринимайте общение с заказчиком как настройку нового ПО. Вы переустановили Photoshop и запустили его в первый раз. Это знакомая программа, у нее есть нужные функции. Но работать неудобно — нет привычных окон, панелей. Нужно все настроить под свой вкус.
С заказчиками так же. Если есть какие-то традиции для комфортной работы, — озвучьте их сразу. Убедитесь, что заказчик понял — все это не просто ваши желания, это инструменты эффективного решения задач.
Заказчик может научить бизнесу, дизайнер — реализации идеи с помощью своих инструментов. Не становитесь техническим дизайнером, который просто выполняет подробную инструкцию.
Забудьте про стандартный бриф
В идеальной ситуации разработка дизайна бренда происходит после долгого личного общения с заказчиком. Ориентироваться только на бриф — вредная практика.
Стандартный опросник мешает узнать правду о компании, не дает понять, чем действительно живет бренд.
На первой встрече нужно выслушать заказчика, спросить о чем-то личном, завязать откровенный разговор «без галстука». Когда все расслабятся, спросить о компании — он озвучит, чем на самом деле живет бренд.
Вот несколько советов о том, как общаться с заказчиком:
Не тяните одеяло на себя
Слушайте заказчика, пусть говорит больше. Научитесь воспринимать такие диалоги с искренним интересом — у дизайнера должен быть широкий кругозор.
Если чего-то не понимаете, не стесняйтесь
Так и скажите: я понимаю, что вопрос может показаться глупым, но объясните мне еще раз другими словами.
Никогда не перебивайте заказчика
После общения напишите заказчику письмо. Изложите в нем свое видение задачи, попросите подтвердить, все ли вы правильно поняли.
Выбирайте заказчиков
Помните: не только заказчик выбирает дизайнера. Фрилансер тоже решает, работать ему или отказаться. Даже если вы начинающий специалист, всегда критически подходите к выбору работы.
Те бренды, с которыми вы сотрудничаете, формируют вас как специалиста. Работаете с адекватными людьми, развиваетесь в интересной сфере — к вам приходят новые похожие заказчики. Попробуете сотрудничать с плохими ребятами — дальше будут такие же.
Нарабатывайте портфолио
Новичку сложно получить первый заказ в интересующей его сфере — конкуренция, мало навыков продажи, нет рекомендаций.
Рисуйте фирменный стиль компаниям, с которыми хотели бы сотрудничать. Выкладывайте их в сеть — можете даже честно написать, что вы начинающий и набиваете руку. Ситуации, когда таких дизайнеров зовут на работу, происходят чаще, чем вы думаете.
Участвуйте в тендерах и конкурсах, для начинающего дизайнера это очень полезно. Не переживайте, если проиграете — будет больше опыта. Публикуйте получившиеся работы.
Придерживайтесь алгоритма
Новый брендинг — всегда новая идея. Но есть структура работы, которая подходит к любому заказу.
Соберите информацию, поймите, чем живет компания.
Переварите все, что смогли получить. Ищите решение.
Формируйте как можно больше, потом проверяйте их на прочность. Смотрите
на получившиеся проекты, думайте, что в них плохого, что хорошего.
Это важнейшая часть работы. Мало что-то придумать, нужно грамотно донести
до заказчика концепцию дизайна.
После этого визуальная разработка пойдет без труда. И правок будет в разы меньше.
Нарушайте каноны
Дизайнер — это не обязательно гениальный художник, но обязательно человек, способный предлагать нетривиальные решения. На примере типографики найдите варианты, где люди плевали на каноны и правильные формы. В результате получались отличные варианты, которые цепляли и притягивали взгляд.
Разработать дизайн бренда — значит найти внутри проекта самую важную фразу и озвучить ее, подобрать к ней необычный подход. Если это сделать, то визуализация не будет сложной. Не останавливайтесь и постоянно учитесь — все получится.
На курсе «Я — Дизайнер Pro» научат общаться с заказчиками и работать с крупными проектами. Вы станете дизайнером-профессионалом, соберете портфолио и получите реальный опыт работы.
Делает из вебинаров статьи, пишет про все и даже немного больше.
Бренд-дизайн: как придать узнаваемый вкус бренду. Рецепт от дизайнера из Эстонии
Я опросил десяток предпринимателей, маркетологов и дизайнеров, работающих с малым и средним бизнесом, и заметил искривленное понимание, что есть бренд и брендинг.
«Сделайте мне просто логотип и брендбук» – основной запрос малого бизнеса и стартапов.
Этим интервью я бы хотел внести ясность на такой метафизический объект как бренд, для тех у кого нет четкого понимания, как его формировать. Для предпринимателей, чтобы была понятна модель работы с бренд-дизайнером и самим дизайнерам, чтобы поставить свою работу на верное направление.
Не удивительно, что эпоха оцифровки информации и желание всему приписать правила или принципы дошло до таких чувствственных и эмоциональных вещей, как бренд, ведь эти чувства полностью влияют на принятие решения о покупке.
Как происходит метаморфоза от «просто бизнеса» до «бренда»?
Разберемся вместе со Степаном Солодковым.
Степан мультидисциплинарный дизайнер и арт-директор из России.
Ссылки на работы Степана я оставлю в конце интервью.
В чём заключается твоя работа?
Брендинг — это инструмент про перспективу.
Понятно, что маленькому стартапу для запуска не нужен этот бэкграунд, глубокая философия и тд. но и для меня эти проекты уже неинтересны, да и не приходят. Отсеиваются со временем, когда пару раз отказываешь.
Сейчас интересно работать с музеями, выставками и ивентами, не совсем коммерческими историями. Там больше свободы: возможность уйти в искусство всегда интереснее, чем в прикладную вещь. Для меня многие вещи легко сделать, поэтому интересны эксперименты и нестандартная графика. Сам факт выхода за грань.
Что такое брендинг?
Брендинг — это широкая дисциплина, где айдентика, не маловажная её часть.
Это философия бренда, его принципы и намерение, их нельзя пощупать. Это совокупность качеств и то, как ты видишь компанию, продукт или личность.
Как с тобой коммуницирует бренд, на каком языке разговаривает, всё это перетекает в твоё отношение и лояльность к бренду.
Если брендинг — это человек, то айдентика — одежда. Как ты одет – так тебя и воспримут.
Если на деловую встречу, где все в костюмах, ты придёшь в шортах. В первую очередь, ты будешь не понят. Брендом все равно остаётся весь человек, но уже непОнятый.
Брендинг — это разговор с потребителем. Твое внутреннее восприятие этого человека, его характера, харизмы и тд. – это и есть бренд.
Ты вникаешь в работу, связанную со смыслами, формирующими бренд?
Я провожу несколько интервью с клиентом, пытаюсь вывести на те мысли, что он, кто он, как он видит свой бренд, как я могу помочь ему создать это, графическую оболочку бренда будущего или текущего.
Когда вникаешь, всё важно: я узнаю полностью про характер, какой месседж несёт компания, стараюсь, чтобы клиент сказал мне все это. Не думать за клиента, а выдавливать из него, чтобы он сам сказал.
«Дизайн это просто решение задачи», ты говорил, что у тебя иное видение, расскажи?
Дизайн он большой. Я говорю про графический. Решить задачу можно просто, но в графическом дизайне это все равно развитие вкуса, стиля, понимание пользователя.
Решение коммуникационных задач, могут потипово осуществляться и там не нужно креатива и прочих вещей. А все таки запоминаются те вещи, которые имеют характер.
То есть дизайн как просто решение задач — бесхарактерная вещь. Структурированный, логичный, но не выразительный.
Как манекенщица на подиуме, их выбирают с некрасивыми лицами. Они серые, они не выделяются, но на них хорошо сидит одежда. Они не должны выделяться на фоне одежды.
Дизайн, который решает задачи, он такой же, он не выделяется.
А в айдентике, в графическом дизайне, очень часто нужно выделиться, нужно показать характер. Конечно есть сферы, где это не нужно. Но я предпочитаю работать с теми сферами, где нужно выделиться, где нужны человеческие эмоции. Я за дизайн эмоций, чтобы человек видел и у него возникали персональные ощущения, нравится или не нравится они ему, ощущения есть, как дефолтное состояние.
Что за сферы, в дизайне которых не нужен характер?
Если брать дизайн упаковки, существуют продукты типа локал бренда, которые магазины сами производят. Макароны, кетчуп, если мы говорим про упаковку, там совершенно не нужен характер. Там продукт. Напиши, что это — и человек купит.
Или миллион первая компания, которая продаёт пластиковые окна и у них все конкуренты продают эти окна, они ничем друг от друга не отличаются, кроме цены. Люди не смотрят на них, как на лица, на персоналии. Я про определённый ценовой сегмент говорю, конечно же. Там надо спроецировать сайт, чтобы он удобный был и всё, самый примитивный.
Знаешь, как в пирамиде Маслоу, где базис и надстройка. Дизайн эмоций — это надстройка, это уже выше идёт, это когда человек закрыл потребность чего-то, и ему нужны эмоции. Мне интереснее работать здесь, на этом уровне, нежели ниже.
Дизайн как решение — это именно базис. А когда он закрывает базовые потребности, но человеку надо больше — тогда уже дизайн эмоций.
Что создаёт образ и характер бренда?
Я выделю дизайн – внешний, и правильные гайды(правила) по копирайтингу.
Смотри, «Бургер Кинг» пришли в креативное агенство и говорят: «давай мы будем таким вот хамлом». Это уже тон такого «плохого» парня, который выходит из подъезда: «Э, слышь, девушка, вам муж не нужен?». И всем это понравилось. «Кола-кола» всегда выбирает консервативный тон, всегда за семейные ценности и «Макдоналдс» туда же. Они не рыпаются на эту позицию. А «Бургер Кинг» экспериментирует с такими гранями.
Копирайтинг — это голос бренда, как он звучит, как он общается.
Есть бренды, которые услужливые, как в ресторане. А есть бренды — нравится/не нравится — покупай! Вот как Apple, убрали USB порты с мака, покупай эту балалайку, суй как хочешь, нас вообще не волнует, удобно тебе или нет. Мы трендсеттеры и мы такие. Ты либо с нами, либо нет.
Есть бренды, которые «мы для тебя все сделаем, ты только оставайся». Это все части брендинга больших компаний, которые прописываются на начальном уровне. Бренд-бук большой корпорации будет состоять из 100 страниц гайдов по графике, еще столько же — по деловой этике, философии бренда и так далее. Это нужно большим корпорациям, где важны стандарты т.е. где модель копируется, это важно.
Расскажи про «инновации» в брендинге. Как мне показалось, многие клиенты боятся делать что-то прогрессивное и придерживаются того, к чему привык их глаз?
Я считаю, что для каждого дизайнера есть свой заказчик и наоборот. Дизайнер не должен подходить любому заказчику.
Возвращаюсь к тому, что дизайн для меня — это не только решение проблем. Если бы я решал проблемы, то мог бы их решать, как конвейер.
Но практика показывает, у дизайнеров свой стиль и клиент приходит не решить проблему, а на этого дизайнера, на этот стиль. Это уже другой уровень. Поэтому клиенты, которые приходят ко мне, они уже не ждут типового решения, видят портфолио. Поэтому важно, чтобы в портфолио всегда были релевантные проекты тому, что ты сейчас делаешь и что ты хочешь делать, а не то, что не хочешь.
Считаешь ли ты, что дизайнер в первую очередь создаёт поле для бренда, а люди уже его наполняют?
Эта интерпретация в основе.
Пример: логотип Сбербанка, изображён зелёный символ. Дизайнер создаёт одно, а люди интерпретируют под себя. Кто-то думает, что это кошелёк, в который летят деньги, кто-то видит сберкнижку.
Есть бренды более абстрактные, они открыты к большим смыслам, здесь каждый видит сам.
Я уверен, что не многие видят русалку в значке Старбакс и не знают вообще, почему это Старбакс.
Самые лучшие логотипы — Найк, Адидас, но они же не самые лучшие в плане графики. Они лучшие, потому что пережили время. Вообще, как логотип запоминается, так он и работает, если часто показывать и везде. Если взять Скайп и разобрать, то там будет ужасный дизайн, но ты всё равно узнаешь его.
Как обстоят дела с брендингом малого бизнеса?
Здесь уже удачное поле для экспериментов, если уже есть более менее лояльная аудитория, которая заметит твою индивидуальность. И если у тебя уже есть какой-то характер, тогда уже можно начинать экспериментировать. Я люблю работать со средними бизнесами, потому что это идеальное после для экспериментов.
Большие бизнесы неповоротливые, для них потерять лояльность — это очень страшно. Маленьким иногда это и не нужно, а средние могут себя попробовать, они не потеряют много денег, клиентов и могут рискнуть. Им как раз эксперименты и нужны, я с такими работаю.
Какая позиция у дизайнера по отношению к клиенту?
Вариаций бывает много. В основном я пытаюсь как консультант заходить. С клиентом мы равны: у него своя экспертиза, у меня своя. И нам нужно помочь друг другу. Я стараюсь, чтобы клиент был максимально вовлечён в процесс. Потому что «сделай что-нибудь, приду через 2 недели» — это самая плохая модель.
Клиент — это, чаще всего, собственник. Работая со средними бизнесами, я выхожу на собственника, если это возможно. Если нет, то на следующую ступень после собственника.
Самое сложно в брендинге – это заказчик. Он не понимает, чего он хочет: у него своя шашлычная, 2 гей бара, оружейная, а ещё он любит собак, каналы с рецептами и тд. Вот ему нужен брендинг… Как быть с тем, что у него есть свой вкус, вкус может быть не насмотренный?
Клиенты себя ставят немного выше, чем дизайнеров. Понимают, что они тебе платят, и ты должен делать работу, опираясь на их вкус. Ко мне приходят такие, но я не захожу к ним.
Когда человек к тебе идёт, он уже сделал свой выбор. Тебя выбирают по портфолио.
В мире дизайна клиенты приходят из 2 основных каналов:
Твои работы мелькают, их замечают, тебя находят по ним.
Клиент в работе с тобой — голова, и ты поворачиваешь его туда, куда надо.
Ты знаешь, куда нужно вести. Делаешь так, чтобы решение было твоё, но принял его он. Ты ему показал это, а он согласился. Лучше потратить 2-3 интервью, помочь человеку сформулировать мысли, чем просто сделать что-то. Если клиент сам не видит решение, то тебе бесполезно что-либо делать.
Что определяет стоимости брендинга?
Кроме личного бренда и стиля дизайнера.
Сколько разговаривал с коллегами, чисто техническую часть, по сути, можно просчитать, но зависит, от того кто что делает.
Тут все относительно: кто как хочет, так и делает. Нет трудозатратности, например — из 1 кг металла можно вытащить 10 гаек. У тебя нет основных потреблений: только голова и компьютер. Ты не истратил ничего, ты создал что-то из ничего, поэтому стоимость работы варьируется из твоих нужд. Тебе надо оплатить офис — одна цена, надо заплатить за 10 рабочих под тобой — другая цена. Если ты один работаешь из дома — третья цена. Если у тебя есть супер крутой экран — четвёртая цена, и так далее.
Можешь подробнее рассказать про анализ компании, всё начинается с изучения бренд платформы? Ты работаешь с бренд платформой?
Я понимаю, о чем ты, «бренд-платформа» это терминология Кожанова (директор Высшей Школы Брендинга).
Что-то иногда у клиента есть, с чем-то приходит. Если компания побольше, то у них есть бренд-буки и какие-то устоявшиеся приоритеты. А какие-то вместе с клиентом сидишь и прорабатываешь, кем вы будете, какой человек.
Если бы ваш бренд был человеком, то каким? Как он разговаривает, что любит, как вы хотите, чтобы на него обращали внимание?
Твоя графика опирается на эти вещи. Т.е. по сути мы шьём одежду для человека, который является брендом, пытаешься отразить его внутренние черты через эту одежду, создать образ.
Потребитель играет главную роль? Ты делаешь анализ потребителей?
Да, целевая аудитория, это самое главное.
Такая тема, как фокус группа — уже устаревшая штука, она не работает. Если мы говорим, что мы делаем бренд для молодежи, я не буду делать его, как для стариков. Утрирую. Выбираешь целевую аудиторию, ядро её. Чем больше бренд, тем больше аудитория.
Пытаешься понять, кто ваш основной клиент, какие они, как хотите, это учитывается, но без фокус групп и подобных вещей. Я работал с компаниями, которые заказывали большие маркетинговые исследования т.е. я был частью группы, люди, которые делали анализ, интервьюеры, на этом интервью создавали бренд платформу, а я, опираясь на неё, создавал визуальный образ. Иногда создаёшь сам, иногда уже есть, по разному.
Можно ли измерить эффективность ребрендинга?
Именно если ребрендинг, то возможно, если бренд новый, то не можешь.
В упаковке это сделать можно: продажи выросли или нет, это можно проследить.
Если корпоративный брендинг, то это трудно понять.
Я недавно в фейсбуке видел, что ребята из Щуки сделали SkyEng-у айдентику и запостили, типа они посчитали, что эта айдентика принесёт такой-то профит им. Но вопрос: как они это просчитали? Ответа так и не поступило.
В начинающем веб-дизайне я четко прослеживаю момент, что одни сделали сайт с облачками, такой легкий. Кому-то зашло и все его теперь копируют.
Следишь ли ты за дизайнерами своей сферы или стараешься абстрагироваться?
У меня есть Инстаграм, и все что мне интересно там, есть 100 студий, людей, которые мне нравятся. Когда путешествую, в страну, где любимая студия, всегда им звоню и напрашиваюсь на встречи, иногда прокатывает, иногда нет.
Мне не нравится понятие тренды. Раньше очень много смотрел подобные вещи, но сейчас уже нет, уже надоело, всё однообразно стало, там все тренды копируются, подачи, типография и тд. Стараешься абстрагироваться.
Итоговый вопрос. На что ты опираешься в работе? Придумать что-то новое или взять уже готовое?
Я осваиваю новые техники, анимации, 3D, текстуры, такие вещи. Мне очень интересна анимация в последнее время, кинетический дизайн. Грубо говоря, у меня в голове всегда есть несколько вещей, лист, который я хотел бы попробовать, но не пробовал. И когда приходит новый проект, я с этим листом сверяюсь и, если что-то пересекается, то я могу что-то использовать, то обязательно полезу туда и в этом проекте буду экспериментировать новые фактуры, новые приемы, с новой идеей буду осуществлять.
Это позволяет на каждом проекте учиться тому, что не пробовал раньше.
Стараюсь избегать клишированных решений. Они помогают ускорить процесс, но не сделать его новым и более интересным. То есть опыт позволяет решить задачу очень быстро, шаблонными способами, стандартными решениями, но я их применяю в маленьких пропорциях, стараюсь каждый раз попробовать новое.
Поэтому на каждый проект беру больше времени, чем нужно. По сути, мог бы заработать больше, делая быстрее, но мне неинтересно. Мне интересно 2 недели сидеть, факапиться с новой вещью, которую не делал: она будет не получаться, буду сто раз переделывать, но добьюсь, чего я хочу. Хоть и потрачу кучу времени.
Клиент никогда не поймёт, сколько я потратил времени и сил, но на общем результате это очень отразится.
В работе я стараюсь показывать клиенту только одно итоговое решение.
Показывать черновики — это как показывать недоваренный борщ. Ты знаешь, что ещё посолишь, и вкус поменяется, а клиент этого не заметит.
Показываю один вариант, иначе я выбор перекладываю на клиента. Т.е. я сам не знаю, как делать. Бывали случаи, заваливали клиента по 50 вариантов, о какой платформе там может идти речь, так и так, с рюшками и без. Разницы нет.