бренд бука что это такое
Что такое брендбук и зачем он нужен
Как поддерживать фирменный стиль компании пять, десять, пятнадцать лет? Для этого есть специальная инструкция.
Брендбуком в дизайнерской среде принято называть руководство по использованию фирменного стиля. Оно может быть в виде файла формата PDF или отдельного буклета. Если у компании есть только логотип, фирменный цвет и пара шрифтов, буклет небольшой.
Англ. identity — синоним словосочетания «фирменный стиль»
Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.
Тонкости терминологии
Использовать слово «брендбук» для описания фирменного стиля не совсем корректно. Это более широкое понятие: изначально так называли пособие, где отражена философия бренда и его отличительные особенности. Оно предназначено для всех сотрудников компании — чтобы продвигать продукты, общаться с клиентами, поддерживать нужную атмосферу в коллективе. Раздел о дизайне здесь тоже есть, но является малой частью всего руководства.
Гайд по использованию айдентики правильнее называть гайдлайном. Это исчерпывающее описание визуального фирменного стиля. Но верный термин употребляется редко — большинство специалистов и их клиенты обычно зовут дизайнерскую инструкцию брендбуком.
Разночтения возникли потому, что классический брендбук с подробным описанием компании — редкость для малого и среднего бизнеса. У Google или Apple наверняка есть полноценный брендбук в исходном смысле слова: с историей бренда, достижениями и выработанной за долгие годы политикой по всем вопросам.
Молодым предприятиям попросту нечего сказать на эту тему. Описание большинства из них умещается на одной-двух страницах. Такое короткое предисловие априори входит и в гайдлайн — чтобы обосновать дизайнерское решение.
Для малого и среднего бизнеса оба понятия слились в одно. Но слово «брендбук» — более звучное и интуитивно понятное. Поэтому его чаще употребляют заказчики, а вслед за ними и сами дизайнеры.
Что входит в брендбук
В брендбуке есть сведения о специфике бренда, которые могут занимать несколько предложений или десятков страниц. Всё остальное — описание визуального фирменного стиля: его элементы, правила использования и дизайн носителей (визиток и документации, упаковки товаров, униформы работников или мерча ). Эту составляющую мы рассмотрим подробнее.
Обозначение продукции с определённой символикой — футболок, кепок, значков и толстовок с логотипом бренда. Сленг от англ. merchandise — товары, продукция.
1. Презентация логотипа. Здесь показывают допустимые и недопустимые варианты товарного знака, а также логику его разработки.
Затем указывают рекомендуемое охранное поле. Это расстояние, которое нужно соблюдать между логотипом и другими элементами дизайна.
2. Фирменные цвета и шрифты. Для них прописывают возможные сочетания и варианты использования.
Набор повторяющихся графических элементов, создающих узор.
4. Дизайн носителей на мокапах — это последняя составляющая брендбука.
Итак, в брендбук входит максимально полное описание всего дизайна фирменного стиля — от базовых графических элементов до реализации на конкретных носителях.
Зачем нужен брендбук
Брендбук решает две важные задачи. Во-первых, это презентация окончательной айдентики заказчику. Здесь можно увидеть, как собранные в одном месте графические элементы дополняют друг друга и как они будут выглядеть на объектах реального мира.
Передача отдельных видов работ сторонним специалистам, не состоящим в штате компании.
Этим людям важно знать, как сочетать фирменные цвета, где использовать разные варианты логотипа и какие шрифты подойдут на тот или иной случай.
Несмотря на то что дизайн основных носителей презентуют в брендбуке, всё сразу предусмотреть нельзя. Со временем у компании появляются продукты, которые требуют новой упаковки. Для них запускаются очередные рекламные кампании, а для баннеров и листовок требуется новый дизайн. Все эти задачи обычно решают в штате, но с учётом правил и рекомендаций из брендбука. Он необходим, чтобы поддерживать единство фирменного стиля.
Что входит в разработку брендбука
Разработка брендбука — довольно абстрактное понятие, и если такая задача стоит в ТЗ, наверняка требуются уточнения. Здесь может подразумеваться три вида работ:
Брендбук — это своеобразное хранилище всех изображений, цветов, шрифтов и способов компоновки, которые могут использоваться в компании для оформления носителей. Он неотделим от фирменного стиля.
Хотите научиться создавать айдентику и делать брендбуки? Записывайтесь на наш курс по графическому дизайну. Под руководством опытных преподавателей вы научитесь работать в Photoshop и Illustrator и создадите свой первый проект.
Что такое брендбук и зачем он нужен
Представьте, что ваш друг Вася – это бренд. Вы знаете его имя, его историю, как он любит одеваться, как взаимодействует с другими людьми и так далее. Если бы о Васе можно было написать документ, содержащий все эти вещи – это можно было бы назвать брендбуком.
Итак, брендбук – это документ, содержащий в себе правила о визуальном представлении бренда, его философию, особенности коммуникации, миссию и цели. Зачастую в России брендбуком называют гайдлайн по фирменному стилю, однако эти документы отличаются: на самом деле, фирменный стиль – это часть брендбука.
Сегодня я расскажу вам о том, что такое брендбук и для чего он вообще нужен компаниям. Поехали!
Нужен ли моей компании брендбук?
Оформление рекламы Clubhouse. Источник этой и следующих картинок (если не указано иное): Behance
Конечно! Так как брендбук – это руководство по коммуникации, он решает несколько глобальных задач. Брендбук позволяет поддерживать единство стиля во всех проявлениях: от способа общения с клиентами до визуального представления бренда. Не так важно, насколько крупная ваша компания – с помощью брендбука вы сможете разложить по полочкам все представление о вашем бренде.
А еще брендбук выступает в качестве инструкции для всех людей, которые будут работать с брендом – от дизайнеров до маркетологов и SMM-специалистов. Он помогает команде понять, какой язык использовать в общении с миром, как выстраивать стратегии позиционирования, а также создать живой образ бренда со своей индивидуальностью и голосом. Дизайнерам брендбук поможет сориентироваться в визуализации, ведь он содержит руководство по фирменному стилю: это правила использования лого, цветовой схемы, шрифтов, образов и всего остального.
Из чего состоит брендбук?
Брендбук состоит из двух частей – идеологической и визуальной. Идеологическая часть – это все, что связано с позиционированием и философией. А визуальная – все, что связано с графическим представлением и фирменным стилем. Давайте разберемся подробнее.
Описание специфики бренда
Первое, что содержится в брендбуке – это полное описание философии бренда, ее миссии и глобальной цели. Здесь рассказывается обо всех характеристиках компании и ее корпоративной культуре. Например, если бренд является производителем натуральной косметики, которую не тестируют на животных – эта идея будет обязательно отражена в идеологической части брендбука.
У каждого бренда, даже самого маленького, есть своя история. Эту уникальную историю также включают в брендбук. Можно снова провести аналогию с вашим другом Васей: он был незнакомцем до того момента, как вы узнали его историю в деталях. Бренд – это живая сущность, которая когда-то была просто идеей, а затем обрела форму. И эту историю необходимо рассказать людям.
Гайдлайн (руководство по фирменному стилю)
Гайдлайн – это полное руководство по управлению всеми визуальными элементами фирменного стиля бренда: логотипом, цветами, шрифтами и прочим.
Уникальная айдентика позволяет вашему бренду выделиться среди конкурентов, привлечь внимание, а также повысить узнаваемость. Например, увидев на улице курьера с ярко-розовой термосумкой на спине, вы сразу поймете, что это – Самокат, а если с зеленой – Деливери. Маленькое надкусанное яблочко сообщит вам, что это реклама Apple, а белое яйцо на красном фоне – что МТС.
Единый фирменный стиль также необходим для того, чтобы все графические элементы смотрелись одинаково и были узнаваемы на всевозможных носителях. Имея четкие представления о взаимодействии этих элементов, дизайнеры могут создавать упаковки, оформлять рекламу, форму одежды для сотрудников и так далее.
Особенности коммуникации
В этом разделе содержится описание принципов коммуникации для брендбука, например:
Что входит в фирменный стиль?
Логотип
Гид по фирменному стилю обязательно рассказывает о логотипе и способах его использования.
Например, это могут быть различные цветовые версии логотипа, верные и неверные варианты использования, а также его охранное поле. Здесь же можно рассказать о логике создания товарного знака и показать его эволюцию.
Фирменные цвета
Это набор цветов, который будет использоваться в визуальных материалах. Сочетания этих цветов тоже могут повлиять на узнаваемость. Вспомните новые фирменные цвета Ozon – ярко-синий и малиновый. Набор цветов также отражает идеологию: в случае с Ozon эти два цвета говорят о смелости и динамичности бренда.
Шрифты
Зачастую компании используют несколько фирменных шрифтов: декоративный, еще один – для заголовков и для основного текста. Также здесь представляют рекомендации по использованию: расстояние между символами, использование регистра и прочие нюансы.
Оформление текстов
Тут можно показать, как правильно оформлять текст: указать отношение размеров заголовка к основному тексту, дать рекомендации по стилю выравнивания и многое другое.
Фирменная графика
Это все графические элементы, возможные для использования. К примеру, если у вас кафе, где подают только блюда из бананов, то ваш визуал может быть наполнен всевозможными изображениями бананов, выполненных в определенном стиле. Сюда же можно включить паттерны, иконки и значки.
Стиль фотографий
Иногда в гайдлайн включают руководство по стилю фотографий. Это может быть важно для компаний, связанных, например, с модой или ресторанной сферой. Проще говоря, это мудборд, на который будут опираться для составления ТЗ фотографу или поиска изображений на фотобанках.
Визуализация на мокапах
Мокапы – это представление того, как продукт будет выглядеть в реальности. О мокапах в Комьюнити, кстати, есть подробный материал. Например, можно показать стаканчики для кофе, шоперы, визитки и остальное.
А что еще?
Помимо вышеупомянутых элементов, фирменный стиль может включать:
И это далеко не полный перечень. Все зависит только от необходимости создания какого-либо носителя и фантазии дизайнеров и маркетологов.
Примеры брендбуков
Для того чтобы окончательно понять, что же такое брендбук, нужно увидеть парочку хороших примеров. Я подумала, что лучше всего было бы показать примеры брендбуков самых известных компаний, которые многие годы четко следуют своим руководствам.
Брендбук NASA
Созданный в 1976 году брендбук NASA расположился на целых 60 страницах! Только посмотрите, здесь учтены все мельчайшие детали визуализации бренда. Почему-то я его листаю уже полчаса 🙂
Источник: брендбук Nasa
Брендбук Intel
Еще один отличный пример брендбука. Полностью отражает футуристический взгляд Intel на технологии.
Брендбук Skype
Книга бренда Skype выполнена в стиле комикса – нарисованные персонажи, представляющие аудиторию Skype, описывают свой опыт взаимодействия с программой. Интересное решение оформления 🙂
Заключение
Брендбук – один из важнейших документов для компании любого масштаба. Это не только гайд по дизайну, а целый свод правил жизни вашего бренда. Все это может показаться очень сложным, если вы только открыли компанию и начинаете разбираться. Но помните, брендбук может быть настолько сложным, насколько вам нужно! Попробуйте сформулировать миссию и положения бренда, посмотрите примеры брендбуков успешных компаний, и вдохновение обязательно найдет вас. Удачи!
Что такое брендбук и как его создать
Визуальный образ бренда привлекает внимание клиентов не меньше, чем потребительские характеристики товара. Благодаря фирменному стилю компанию узнают и запоминают. Как в этом поможет брендбук — читайте в статье.
Что такое брендбук и зачем он нужен
Брендбук можно назвать своего рода библией бренда. По сути, брендбук — это документ, который устанавливает четкие принципы поддержания айдентики бренда во всех аспектах.
Являясь неотъемлемой частью брендинговой стратегии, брендбук помогает согласовать характер идентификации бренда.
Брендбук компании включает в себя:
Одним из самых больших преимуществ брендбука является то, что он дает бизнесу имиджевую целостность, которая служит отличным инструментом идентификации, лицом вашей компании. Она порождает доверие, основа которого —брендбук компании.
Сильные, последовательные бренды ценятся потребителем. Когда ваша аудитория видит, что на всех платформах соблюдена общая цветовая схема, манера и стиль коммуникации, имеется узнаваемый логотип, она понимает, что вы — бренд, которому можно доверять.
От внутренних коммуникаций до внешних — хорошо сделанный брендбук гарантирует, что команда и клиенты находятся на одной волне, постоянно взаимодействуя в устойчивом формате, присущем бренду.
С другой стороны, беспорядок, возникающий, если не тратить время на создание брендбука, может сбить с толку и, в конечном итоге, оттолкнуть ваших клиентов.
Брендбук решает множество задач бизнеса:
Отличия брендбука от гайдлайна
Гайдлайн — это пособие, в котором подробно описаны фирменный стиль бренда и рекомендации по его использованию. Он служит инструкцией для маркетологов и дизайнеров, которые работают с компанией. Гайд по айдентике может использоваться как независимый документ и входить в состав брендбука. Брендбук, помимо информации о визуальной составляющей, рассказывает о ценностях бренда, его философии, принципах работы, маркетинговой стратегии. Его разрабатывают для внутреннего использования, чтобы продвигать товары, общаться с клиентами и поддерживать дружелюбную атмосферу в коллективе.
Когда брендбук не нужен
Малый бизнес вполне может обходиться без брендбука, если дизайном и текстами занимается один сотрудник. Новым компаниям, у которых еще нет сформированного стиля, книга бренда тоже ни к чему, потому что они еще не определили правила использования логотипа, типографики, выбора фотографий, у них нет необходимости прописывать множество нюансов. Они могут ограничиться только гайдлайном. Для остальных компаний, у которых уже есть опыт работы на рынке, брендбук станет полезным инструментом для поддержания корпоративного стиля.
Попробуйте виджеты Calltouch и кастомизируйте их под брендбук или дизайн сайта. Эти инструменты автоматически обрабатывают обращения клиентов с сайта и лидформ Facebook и ВКонтакте, ускоряют работу ваших менеджеров, собирают заявки в нерабочее время. Упростите общение с клиентом через бесплатные виджеты и оплачивайте только минуты разговора.
Что такое брендбук и как правильно его оформить
Обновлено 28 октября 2021
Зачастую визуальный и эмоциональный образ бренда привлекает внимание покупателя не меньше, а порой и больше, чем самые выдающиеся потребительские характеристики самого товара. Повысить его узнаваемость и запоминаемость поможет совокупность правил и стандартов использования элементов айдентики, которая четко прописывается в настольной книге бренда, несущую очевидную пользу большинству компаний.
Что представляет собой качественный брендбук, как его создать и в какую сумму обойдется его разработка?
Что такое брендбук простыми словами
Брендбук – своего рода библия бренда, это официальный документ для внутрикорпоративного использования, который транслирует всем сотрудникам компании миссию, философию и ключевые ценности бренда.
Также содержит свод разработанных стандартов визуальной составляющей фирменного стиля организации и индивидуальную стратегию маркетинговых мероприятий и продвижения бренда, принципы его позиционирования и концепцию взаимодействия с потребителем.
Брендбук компании уникален в своем роде, — каждая компания формирует свою главную книгу бренда, руководствуясь личными целями и потребностями. Так, для одних в приоритете оказывается стандартизация дизайна и его технической составляющей, другие освещают более подробный список вопросов, касаемых бренда и деятельности компании, вплоть до детальных правил взаимодействия с деловыми партнерами.
Зачем нужен brand book
Брендбук определяет жесткие стилистические рамки визуальной составляющей компании. Бренд легко читается, запоминается, его образ узнаваем на рынке, единая, четко выверенная концепция полностью соответствует главной идее и успешно формирует лояльность целевой аудитории, положительный имидж и репутацию бренда.
В случае открытия собственных филиалов компании или масштабирования за счет франчайзинга строгое соответствие стилистическому единообразию фирменного брендинга является осознанной необходимостью, иначе теряется исходный смысл, а именно принадлежность к узнаваемому бренду, вместе со всеми его преимуществами.
Свод правил по использованию фирменного стиля особенно полезен для новых сотрудников компании. Грамотно подготовленный брендбук позволит новичку в кратчайшие сроки сориентироваться в основах системы бренда, что нивелирует досадные ошибки по незнанию и сэкономит время других сотрудников при введении вновь пришедшего в курс дела.
Качественная книга бренда эффективно работает на сокращение материальных и временных затрат на выпуск рекламных материалов. Тщательная разработка единых стандартов элементов корпоративного стиля с детальным описанием их применения позволит ответственным сотрудникам компании без дополнительного согласования и обработки переносить их на любые рекламные носители.
Что входит в брендбук
Четко обозначить список всех задач, которые можно выделить при создании брендбука, невозможно по той причине, что содержательная часть данного документа напрямую связана с видом и масштабом деятельности каждой отдельно взятой компании.
Идеология бренда и характеристика потребителя
Размер раздела зависит от того, насколько подробный разрабатывается брендбук, и его целей. Многие частенько его пропускают, так как не считают нужным повторять слово-в-слово другой документ компании, например, бизнес-план.
Данный раздел может содержать информацию разной направленности:
Первый раздел обычно задает критерии, по которым в дальнейшем осуществляется все взаимодействие с потребителем.
Фирменный стиль
Этот раздел являет собой общий свод правил визуальной составляющей бренда, получивший другое наименование гайдлайн. Именно его зачастую имеют в виду многие начинающие предприниматели, когда говорят о брендбуке.
Гайдлайн описывает стандарты разработки таких элементов фирменного стиля, как логотип, торговая марка, шрифты и корпоративный цвет/цвета, слоган и другие графические объекты, а также правила их применения и размещения на различных рекламных носителях, — в наружной рекламе, на бланках и визитках, различной документации и сувенирной продукции.
Маркетинговая стратегия
Данный раздел, по сути, описывает маркетинговую стратегию и выбранные методы продвижения, определяет рекламные инструменты и образы, а также способы трансляции обращения потребителю.
Внутренний стиль компании
Заключительный базовый раздел содержит основные элементы корпоративного стиля компании: описывается роль организации или ее бренда для сотрудников, идеология компании, которой необходимо придерживаться и ретранслировать ее во внешнюю среду.
Создание brand book — всегда творческий подход к его разработке, поэтому необязательно ограничиваться базовой информацией. Содержание каждого раздела книги бренда может быть урезано или дополнено в соответствии с поставленными целями и задачами.
Так, одним будет достаточно лаконично описать философию бренда и принципы основных стилистических решений. Другие подготовят «сочинение в трех томах», дающее детальное понимание маркетингового продвижения бренда с тщательным описанием каждого используемого рекламного инструмента.
Отличия брендбука от гайдлайна
Описание фирменного стиля или гайдлайна — одна из базовых задач при создании брендбука, поэтому не заостряя внимания на стратегии развития фирмы и ее идеологии, два этих понятия частенько отождествляют. Однако, при ближайшем рассмотрении, существенные различия все-таки есть.
Во-первых, книга бренда содержит гораздо больше информации, чем гайдлайн: философию бренда и его основные ценности, принципы осуществления деятельности, а также стратегию маркетинга и продвижения фирмы и характеристики потребительского поведения целевой аудитории, в то время как фирменный стиль являет собой совокупность стандартов бренда, описывающих стилистические решения элементов брендинга и принципы их технического исполнения.
Во-вторых, несмотря на то, что в небольших компаниях гайдлайн зачастую является частью брендбука, он, по сути, представляет собой обособленный документ и может использоваться отдельно. Регламентируется это тем, что брендбук обычно разрабатывается для внутрикорпоративного использования, а гайдлайн – техническое пособие для соблюдения фирменного стиля при обращении к различным подрядчикам для выполнения работ (печать рекламной продукции, оформление дизайна нового офиса, создание сайта).
Виды брендбуков
Как правило, для работы над разработкой и созданием свода правил бренда привлекается команда профессионалов, дизайнеров и специалистов по маркетингу, чьи услуги могут обойтись в круглую сумму. Учитывая тот факт, что далеко не каждая компания нуждается в оформлении максимально подробной книги бренда, существует несколько базовых типов данного документа, которые отличаются объемом прописываемой информации, а соответственно, и ощутимой разницей в стоимости исполнения.
Логобук
Небольшим компаниям рекомендуется минимальный пакет — логобук, который при желании, можно разработать даже самостоятельно при помощи онлайн-конструктора, например Logaster, Logo Maker. Подобный документ освещает основные правила использования корпоративных цветов и логотипа, разрешенных и запрещенных вариаций размещения и т. д.
Стандартный
Стандартный brand book содержит все основные разделы правил и стандартов, адаптированных под конкретные цели заказчика и вид его деятельности. Так, если компанией не предполагается использование брендированной корпоративной одежды, можно исключить разработку ее дизайна.
Комплексный
Разработка комплексного брендбука целесообразна для крупных брендов и больших корпораций. Сверх базового свода правил он может содержать дополнительные требования к разработке и оформлению упаковки, проведению корпоративных мероприятий и тренингов и иную информацию, вплоть до нюансов рекламной фотосъемки.
Требования к брендбукам
Этапы создания брендбука
Первым делом стоит трезво оценить необходимость создания брендбука для конкретной организации: ведь в случае с небольшими фирмами, которые не планируют расширяться, выделение крупного бюджета на разработку нецелесообразного и обширного документа выглядит, по крайней мере, чудачеством.
Утвердившись в своем решении, можно приступать к кропотливому и довольно длительному процессу подготовки, разработки и создания брендбука, состоящему из пяти основных этапов.
Подготовительный этап
Представляет собой заполнение предоставленного разработчиком или самостоятельно созданного брифа. Заказчику необходимо определить все элементы бренда, нуждающиеся в стандартизации и детальном описании. Также требуется предоставить информацию о компании и ее целевой аудитории.
Обсуждение пожеланий
Исполнители уточняют основные пожелания заказчика, систематизируют полученные данные и формируют структуру будущего документа. Согласовываются ключевые моменты: стоимость и план проведения работ, сроки поэтапной реализации проекта, оформляются договорные отношения между подрядчиком и заказчиком. При работе с подрядчиком на этом этапе обычно происходит предоплата (не более 50% стоимости заказа).
Разработка концепции
Изучив целевую аудиторию заказчика, исполнители проводят исследование конкурентов и их рыночной активности, а затем предоставляют заказчику несколько вариаций оформления брендбука. Как только последний определится с устраивающей его концепцией, исполнители приступает к собственно разработке прототипа брендбука: его технической, графической, идеологической составляющей.
Финальная презентация продукта
Финальная презентация готового прототипа книги бренда заказчику в электронном виде и его итоговое согласование. На этом этапе вносятся правки и небольшие корректировки, возможен дозаказ разработки дополнительных элементов бренда, изначально не упомянутых в брифе. Утверждается итоговый дизайн-проект брендбука, документ проходит верстку и предпечатную подготовку.
Создание самого документа
Процесс создания brand book завершает собственно передача готового документа заказчику в том виде, в котором было оговорено: в печатном или электронном виде, иногда и то, и другое.
Компания получает исходники описанных элементов фирменного стиля и рекомендации по их использованию, выплачивает оставшееся вознаграждение подрядчику.
Как правильно использовать брендбук
Брендбук готов, но впереди ждет еще один немаловажный этап — это результативное применение разработанного документа. Вся суть в том, чтобы весь персонал компании-заказчика неукоснительно и в полной мере следовал принципам и правилам, представленным в брендбуке.
Это должна быть ознакомительная кампания, которая стартует сразу же после разработки брендбука. Всех сотрудников необходимо проинформировать о создании и функционировании этого официального документа компании, а также ознакомить каждого с его содержимым. Также происходит назначение официального представителя бренда (его амбассадора) из персонала организации.
Секреты и тонкости дизайна
К работе над столь важным для компании документом, как книга бренда, рекомендуется привлекать только высококвалифицированных специалистов из области дизайна.
Большую роль при выборе подрядчика играет единое стилистическое видение проекта. То есть все элементы стиля должны быть узнаваемыми на любых предметах и в любых ситуациях. Неплохой пример — фирменный стиль отеля Mirros.
Убедиться в том, что исполнитель не разочарует полным несовпадением итоговых результатов с ожиданиями, поможет предварительная встреча и знакомство с наиболее удачными, по мнению самого дизайнера, примерами брендбуков. Или же, наоборот, заказчик может подготовить заранее список понравившихся ему документов и предложить исполнителю выбрать наиболее удачное стилистическое решение.
Однако здесь важно учитывать один момент: брендбук должен являться реальным отражением бренда, а не личных предпочтений заказчика.
Следует понимать, что документ должен быть визуально привлекательным, легко читаемым и интуитивно понятным. Повысить шансы на правильный выбор можно, показав промежуточный вариант и другим специалистам или коллегам, тем самым повысив объективность его оценки.
На этапе внесения правок и корректировок в прототип дизайн-проекта не место спешке. Подходить к итоговому утверждению макета следует наиболее тщательным образом, обращая внимания на любые мелочи. Когда конечный результат будет полностью устраивать, дело останется за малым – добавить последние штрихи.
Стоимость брендбука
Часто стоимость является одним из решающих факторов при выборе исполнителя. Прежде чем говорить об итоговой цене вопроса, следует определиться, кого выбрать в качестве надежного подрядчика.
Специализированная дизайнерская студия гарантированно выставит большой счет за свои услуги, при этом качественно и своевременно выполнит взятые обязательства. Качественную работу при достаточно скромном бюджете может выполнить и опытный дизайнер-фрилансер. Однако, всегда есть риск наткнуться на недобросовестного работника, который будет тянуть сроки сдачи проекта или вовсе потеряет время заказчика впустую, так и не закончив его вовсе.
Поэтому, если бюджет позволяет, рекомендуется обращаться именно к профессиональным компаниям, которые специализируются на подобных заказах, имеют солидный опыт и дорожат своей репутацией в деловой среде.
Итоговую стоимость создания документа формирует количество разрабатываемых элементов фирменного стиля и объем представленной информации. Так, брендбук для крупной компании будет значительно больше и детальнее, чем аналогичный документ, разработанный для небольшой фирмы, выпускающей довольно скромный ассортимент товаров.
Брендбук корпорации фиксирует принципы оформления документации, дизайнерскую концепцию дилерских магазинов, подробное описание корпоративной культуры и многое другое. Книга отдельного небольшого бренда менее объемна, но основной упор делается в другую сторону: первостепенное внимание уделяется тщательной разработке упаковки, бренд-персонажа, рекламных роликов и прочих видов коммуникации с потребителем.
Также на формирование конечной цены влияют такие факторы, как географическое положение исполнителя и его собственные устоявшиеся взгляды на ценообразование, а также вид брендбука. Так, начальные расценки профессиональной дизайнерской компании в Москве стартуют от 50000 рублей за логобук и 100000 и выше за наиболее подробный, комплексный брендбук.
Где и как заказать разработку брендбука
Для начала надо разобраться, готова ли фирма доверить создание такого важного для всей фирмы документа, как книга бренда фрилансерам, или же стоит потратить больше денег, но получить в итоге продукт гарантированного качества.
Если компания решила нанять подрядчика, следует выделить, на что необходимо обратить внимание при выборе конкретной фирмы-исполнителя, чтобы результат радовал впоследствии долгие годы.
Итак, ключевые факторы отбора – это, конечно же, стоимость проекта, профессионализм исполнителя, эффективный поэтапный контроль и оформление договора подряда.
Мы можем порекомендовать студию MAD, которая занимается разработкой фирменных стилей и брендбуков. Тем не менее, прежде чем остановить свой выбор на конкретном исполнителе, желательно провести сравнение нескольких компаний-подрядчиков и отдать в итоге предпочтение той, которая внушает большее доверие.
Вопрос стоимости освещен ранее, второй основной критерий при выборе исполнителя – его профессионализм. Полезно ознакомиться с дипломами и сертификатами о повышении квалификации дизайнера, с которым придется сотрудничать, изучить его портфолио.
Еще один важный критерий отбора – возможность контроля промежуточных итогов выполнения заказа. Важно уточнить подробности на этот счет: как часто подводятся компанией промежуточные итоги по проекту, количество возможных правок и корректировок, включенных в стоимость проекта, что произойдет, если промежуточный результат категорически не устраивает заказчика.
Вопрос оформления договорных отношений разберем отдельно.
Договор на разработку
Оформление договора – один из основных шагов при разработке брендбука. В случае возникновения спорных вопросов между заказчиком и исполнителем это верная опора правой стороны и 100% гарант выполнения оговоренных условий по проекту. Стоит отдать предпочтение дизайнерской фирме, которая не пренебрегает при заключении контракта указанием всех нюансов процесса, прописанной стоимостью и сроками как финальными, так и промежуточными, а за несоблюдение условий договора предусмотрены приличные неустойки и штрафы. В случае наличия в договоре последнего, можно смело ожидать, что компания делает все возможное, чтобы избежать подобных санкций, а, соответственно, поддерживает соблюдение договорных условий на высоком уровне.
При обращении к дизайнеру-фрилансеру о заключении контракта речи идти не может, — большая часть таких работников не имеют даже статус ИП, и все, что компания может получить от такого специалиста – это клятвенные устные (или письменные, но не имеющие юридической силы) заверения, что проект будет выполнен в оговоренные сроки и с соблюдением всех условий.
Примеры мировых брендов
Перед созданием собственной библии бренда бывает полезно ознакомиться с примерами брендбуков успешных компаний с мировым именем, и, возможно, почерпнуть для себя что-то интересное, чтобы впоследствии адаптировать и применить к своему документу.
Лучшие книги компаний и брендов, известных на весь мир, могут отличаться друг от друга кардинальным образом.
Они могут содержать разный объем информации: от одного листа, как в случае с американским Красным Крестом (Red Cross), до пухлого многостраничника, разрабатывавшегося десятилетиями и содержащего всю возможную информацию, как в случае с торговой сетью Walmart.
Кто-то уделяет описанию своей компании и ее идеологии всего пару страниц, отводя остальное место под подробное описание айдентики бренда, как нашумевшее в свое время приложение Foursquare; а кто-то, с точностью до наоборот, наполняет свой брендбук преимущественно информацией о миссии, философии бренда и стратегии компании, как молодежная организация AIESEC.
Некоторые брендбуки всемирно известных компаний выделяются на фоне остальных своей яркостью и необычностью исполнения или содержания, другие пронизаны уникальной стилистикой бренда от первой буквы до последней точки.
Так, например, брендбук Vanvero, производителя аксессуаров для цифровых камер, наполнен потрясающими снимками.
Брендбук Animal Planet, телевизионного канала мирового уровня о животных, также вдоль и поперек пронизан красочными фотографиями земной фауны, они везде: и в описании айдентики, и в раскрытии миссии компании. Великолепно выдержанная стилистика оформления брендбука может стать отличным примером для подражания для молодых и креативных компаний, также стремящихся выйти на мировой уровень.
Книга бренда Unicef, в дополнение к стандартам применения основных элементов фирменного стиля, включает также правила создания фотографий, оформления презентаций, медиа-релизов и т. д.
Книга бренда Skittles – яркая и красочная, в полном соответствии с концепцией позиционирования и рекламной кампании. Оригинальностью блещет информационный посыл Skittles в отношении своей айдентики: «Просто делайте с нашим логотипом все, что хотите, пока это круто, старайтесь быть творческими».
В главной книге международной компании Skype тоже есть много чего интересного, на что посмотреть. Документ может похвастаться потрясающим стилистическим решением с использованием элементов из комиксов.
Брендбук Mozilla Firefox несет в себе множество эмоциональных посланий. Предназначен только для внутрикорпоративного использования и раскрывает идеологию компании. Ключевой момент – вовлеченность в бренд персонала.
Вдохновившись успешными примерами и принимаясь за разработку собственной книги бренда, следует помнить о том, что она должна в первую очередь отражать уникальность бренда, а не личные вкусы заказчика или мировые тенденции, а также обладать непреходящей актуальностью содержания, ведь этот документ при надлежащем качестве наполнения будет служить компании десятилетия.