бремя страстей человеческих про что
Бремя страстей человеческих
Начало XX в. Девятилетний Филип Кэри остаётся сиротой, и его отправляют на воспитание к дяде-священнику в Блэкстебл. Священник не испытывает к племяннику нежных чувств, но в его доме Филип находит множество книг, которые помогают ему забыть об одиночестве.
В школе, куда отдали мальчика, однокашники издеваются над ним (Филип хром от рождения), отчего он становится болезненно робок и застенчив — ему кажется, что страдания — удел всей его жизни. Филип молит Бога сделать его здоровым, и в том, что чуда не происходит, винит одного себя — он думает, что ему не хватает веры.
Он ненавидит школу и не хочет поступать в Оксфорд. Вопреки желанию дяди, он стремится поучиться в Германии, и ему удаётся настоять на своём.
В Берлине Филип подпадает под влияние одного из своих соучеников, англичанина Хэйуорда, который кажется ему незаурядным и талантливым, не замечая, что нарочитая необычность того — лишь поза, за которой не стоит ничего. Но споры Хэйуорда и его собеседников о литературе и религии оставляют огромный след в душе Филипа: он вдруг понимает, что больше не верит в Бога, не боится ада и что человек отвечает за свои поступки только перед собой.
Пройдя курс в Берлине, Филип возвращается в Блэкстебл и встречает там мисс Уилкинсон, дочь бывшего помощника мистера Кэри. Ей около тридцати, она жеманна и кокетлива, поначалу она не нравится Филипу, но тем не менее вскоре становится его любовницей. Филип очень горд, в письме Хэйуорду он сочиняет красивую романтическую историю. Но когда реальная мисс Уилкинсон уезжает, чувствует огромное облегчение и грусть оттого, что реальность так не похожа на мечты.
Дядя, смирившись с нежеланием Филипа поступать в Оксфорд, отправляет его в Лондон обучаться профессии присяжного бухгалтера. В Лондоне Филипу плохо: друзей нет, а работа наводит нестерпимую тоску. И когда от Хэйуорда приходит письмо с предложением уехать в Париж и заняться живописью, Филипу кажется, что это желание давно зрело в душе у него самого. Проучившись лишь год, он, несмотря на возражения дяди, уезжает в Париж.
В Париже Филип поступил в художественную студию «Амитрино»; освоиться на новом месте ему помогает Фанни Прайс — она очень некрасива и неопрятна, её терпеть не могут за грубость и огромное самомнение при полном отсутствии способностей к рисованию, но Филип все равно благодарен ей.
Жизнь парижской богемы изменяет мировоззрение Филипа: он больше не считает этические задачи основными для искусства, хотя смысл жизни по-прежнему видит в христианской добродетели. Поэт Кроншоу, не согласный с такой позицией, предлагает Филипу для постижения истинной цели человеческого существования посмотреть на узор персидского ковра.
Известие о смерти тёти заставляет Филипа поехать в Блэкстебл, и в Париж он больше не вернётся. Расставшись с живописью, он хочет изучать медицину и поступает в институт при больнице св. Луки в Лондоне. В своих философских размышлениях Филип приходит к выводу, что совесть — главный враг личности в борьбе за свободу, и создаёт себе новое жизненное правило: надо следовать своим естественным наклонностям, но с должной оглядкой на полицейского за углом.
Однажды в кафе он заговорил с официанткой по имени Милдред; она отказалась поддержать беседу, задев его самолюбие. Скоро Филип понимает, что влюблён, хотя прекрасно видит все её недостатки: она некрасива, вульгарна, её манеры полны отвратительного жеманства, её грубая речь говорит о скудости мысли. Тем не менее Филип хочет получить её любой ценой, вплоть до женитьбы, хотя и осознает, что это будет гибелью для него. Но Милдред заявляет, что выходит замуж за другого, и Филип, понимая, что главная причина его мучений — уязвлённое тщеславие, презирает себя не меньше, чем Милдред. Но нужно жить дальше: сдавать экзамены, встречаться с друзьями.
Знакомство с молодой симпатичной женщиной по имени Нора Несбит — она очень мила, остроумна, умеет легко относиться к жизненным неурядицам — возвращает ему веру в себя и залечивает душевные раны. Ещё одного друга Филип находит, заболев гриппом: за ним заботливо ухаживает его сосед, врач Гриффитс.
Но Милдред возвращается — узнав, что она беременна, её наречённый сознался, что женат. Филип оставляет Нору и принимается помогать Милдред — так сильна его любовь. Новорождённую девочку Милдред отдаёт на воспитание, не испытывая к дочери никаких чувств, но зато влюбляется в Гриффитса и вступает с ним в связь. Оскорблённый Филип тем не менее втайне надеется, что Милдред снова вернётся к нему. Теперь он часто вспоминает о Hope: она любила его, а он поступил с ней гнусно. Он хочет вернуться к ней, но узнает, что она помолвлена. Скоро до него доходит слух, что Гриффитс порвал с Милдред: она быстро надоела ему.
Филип продолжает учиться и работать ассистентом в амбулатории. Общаясь со множеством самых разных людей, видя их смех и слезы, горе и радость, счастье и отчаяние, он понимает, что жизнь сложнее абстрактных понятий о добре и зле. В Лондон приезжает Кроншоу, который наконец собрался издать свои стихи. Он очень болен: перенёс воспаление лёгких, но, не желая слушать врачей, продолжает пить, ибо только выпив, становится самим собой. Видя бедственное положение старого друга, Филип перевозит его к себе; тот вскоре умирает. И опять Филипа угнетает мысль о бессмысленности его жизни, и изобретённое при аналогичных обстоятельствах жизненное правило теперь кажется ему глупым.
Филип сближается с одним из своих пациентов, Торпом Ательни, и очень привязывается к нему и его семье: гостеприимной жене, здоровым весёлым детям. Филипу нравится бывать у них в доме, греться у их уютного очага. Ательни знакомит его с картинами Эль Греко. Филип потрясён: ему открылось, что самоотречение не менее страстно и решительно, чем покорность страстям.
Вновь встретив Милдред, которая теперь зарабатывает на жизнь проституцией, Филип из жалости, уже не испытывая к ней прежних чувств, предлагает ей поселиться у него в качестве прислуги. Но она не умеет вести хозяйство и не желает искать работу. В поисках денег Филип начинает играть на бирже, и первый опыт ему удаётся настолько, что он может позволить себе и прооперировать больную ногу и поехать с Милдред к морю.
В Брайтоне они живут в отдельных комнатах. Милдред это злит: она хочет убедить всех, что Филип — её муж, и по возвращении в Лондон пытается его соблазнить. Но это ей не удаётся — теперь Филип испытывает к ней физическое отвращение, и она в ярости уходит, устроив погром в его доме и забрав ребёнка, к которому Филип успел привязаться.
Все сбережения Филипа ушли на переезд из квартиры, которая вызывает у него тяжёлые воспоминания и к тому же слишком велика для него одного. Чтобы как-то поправить положение, он вновь пытается играть на бирже и разоряется. Дядя отказывает ему в помощи, и Филип вынужден оставить учёбу, съехать с квартиры, ночевать на улице и голодать. Узнав о бедственном положении Филипа, Ательни устраивает его на работу в магазин.
Весть о смерти Хэйуорда заставляет Филипа снова задуматься о смысле человеческой жизни. Он вспоминает слова уже умершего Кроншоу о персидском ковре. Сейчас он толкует их так: хотя человек и плетёт узор своей жизни бесцельно, но, вплетая различные нити и создавая рисунок по своему усмотрению, он должен удовлетворяться этим. В уникальности рисунка и состоит его смысл. Тогда же происходит последняя встреча с Милдред. Она пишет, что больна, что её ребёнок умер; кроме того, придя к ней, Филип выясняет, что она вернулась к прежним занятиям. После тягостной сцены он уходит навсегда — этот морок его жизни наконец рассеивается.
Получив наследство после смерти дяди, Филип возвращается в институт и, окончив учёбу, работает ассистентом у доктора Саута, причём настолько успешно, что тот предлагает Филипу стать его компаньоном. Но Филип хочет отправиться путешествовать, «дабы обрести землю обетованную и познать самого себя».
Между тем старшая дочь Ательни, Салли, очень нравится Филипу, и однажды на сборе хмеля он поддаётся своим чувствам. Салли сообщает, что беременна, и Филип решает принести себя в жертву и жениться на ней. Потом оказывается, что Салли ошиблась, но Филип почему-то не чувствует облегчения. Вдруг он понимает, что брак — не самопожертвование, что отказ от выдуманных идеалов ради семейного счастья если и является поражением, то оно лучше всех побед. Филип просит Салли стать его женой. Она соглашается, и Филип Кэри наконец обретает ту обетованную землю, к которой так долго стремилась его душа.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Уильям Сомерсет Моэм «Бремя страстей человеческих»
В чем смысл жизни? Этот вопрос во все времена волновал и будет волновать молодое поколение, которое хочет разобраться в себе, в своих мыслях и поступках. Именно об этом роман Моэма, который является автобиографичным, ведь его, сироту, добрый дядя тоже собирался помимо его воли выучить на адвоката. И хотя Моэм никогда не хромал, но после смерти родителей начал заикаться, что не прошло до конца его дней. Этот роман один из самых знаменитых романов Моэма, был трижды экранизирован и переведен на многие языки мира.
Об авторе
Один из самых лучших писателей 30-ых годов ХХ столетия Сомерсет Моэм родился в 1874 году в Париже. Он рано осиротел и был вынужден приехать в Англию, жить и заканчивать университет в Гейдельберге, где было написано первое произведение, которое он самолично сжег.
Он был агентом английской разведки в России во время первой мировой войны, потом путешествовал, набирая материал для своих произведений. Моэм создал премию «Сомерсета Моэма» для молодых английских талантливых писателей. Скончался Моэм в 1965-ом во Франции, его прах был развеян над Библиотекой Моэма в Кентербери.
Лучшие произведения Моэма, которые пополнили золотой фонд классической литературы:
Сюжет романа «Бремя страстей человеческих»
В романе рассказывается об обыкновенном мальчике Филиппе, который живет у своих дяди и тети, учится в школе, где над ним издеваются из-за хромоты. Мальчик очень переживает и ему нелегко в школе.
Родственники хотят его отправить учиться после школы в Оксфорд для получения духовного сана. Но Филипп не знает, чего хочет в жизни, поэтому он едет в Германию, где сходится с соотечественником Хейуродом, у которого прекрасные знания по искусству и литературе. Но он идеалист, а это не по душе Филиппу.
В чужой стране он понимает, что не верит в Бога, что правильно отказался от навязанного родственниками выбора, и он начинает, как ему кажется, новую жизнь.
Он пытается найти дело по душе – становится бухгалтером в Лондоне, потом художником в Париже. Там он знакомится с полной противоположностью Хейурода – Кроншоу, который материалист до мозга костей, а Филипп пытается найти смысл в своей жизни.
Но и живопись его не удовлетворяет, поэтому он приезжает в Лондон и поступает учиться в мединститут при больнице. Там он встречает Милдред, официантку, и влюбляется в нее, хотя она глупа и непривлекательна, но его влечет к ней.
Филипп унижается, тратит на нее деньги, и, в конце концов, Милдред уходит к другому, который оказывается женатым человеком. Она тут же возвращается к Филиппу, и тот принимает ее, бросая хорошую и веселую девушку Нору. Но Милдред не успокаивается, и опять уходит к его товарищу по институту.
Проходит немного времени, и он опять встречает Милдред, хотя чувства уже ушли, но эта женщина на него действует магически. Он снова тратит на нее деньги, в добавок еще и разоряется на бирже. Приходится устроится в мануфактурный магазин.
В это время умирает его дядя и оставляет Филиппу наследство, что приводит его опять в институт. Имея деньги, он может позволить себе поехать в Испанию и на Восток, но его подружка Салли говорит, что беременна, и Филипп хочет жениться на ней.
Когда выясняется, что Салли ошиблась, он даже жалеет, что беременность не состоялась, и все равно делает ей предложение, хотя не любит эту девушку. Филлип понимает, что простая человеческая жизнь и есть смысл жизни. Он даже примиряется со своей хромой ногой и наконец-то в его душу приходит спокойствие и удовлетворение жизнью.
Краткое содержание Моэм Бремя страстей человеческих
В книге рассказывается о жизни Филипа Кэри. В 9 лет Филип остался сиротой. Мальчика взял к себе на воспитание его дядя из Блэкстебла. Его дядя был священником и не испытывал к мальчику никакой нежности. После переезда. в доме у дяди Филип нашел много книг, которых начал изучать. Филип начал ходить в местную школу, где над ним постоянно издевались одноклассники. Мальчик был болен от рождения. После постоянных издевательств у мальчика появилась робость и застенчивость.
В одном кафе он познакомился с девушкой по имени Милдред. Он влюблен в нее, хотя видел ее недостатки. Из – за любви в Милдред, он хотел жениться на ней. Милдред не стала обращать на него внимание. Филип решил оставить ее и познакомился с Норой Несбит. Она была очень милой и доброй, и всегда его поддерживала. Вскоре у героя появился новый друг Гриффитс. Милдред вернулась к Филипу, будучи беременной от возлюбленного. Ее возлюбленный признался, что женат. Филип расстался с Норой и начал помогать Милдред, в надежде, что она обратит на него внимание. После рождения дочери, Милдред отдала младенца Филипу. Милдред вскоре начала встречаться с Гриффитсом. Такая ситуация сильно оскорбила Филипа.
Прошло несколько лет, Филип также продолжал учиться в медицинском институте. Во время практики он подружился с одним пациентом Торпом Ательни. Филип стал ходить к нему в гости и часто проводил время с его семьей. Чуть позже он встретил Милдред. После отъезда она занималась проституцией. Из – за жалости герой пригласил ее к себе пожить и поработать прислугой. Девушку не устраивала такое предложение. Филип увлекся торгами на бирже и вскоре выиграл крупную сумму денег.
Он заплатил за операцию своей больной ноги и уехал в Брайтон вместе с Милдред. Они жили в разных комнатах. Милдред хотела всех убедить в том, что Филип ее супруг. Попытки соблазнить Филипа не увенчались успехом. В гневе Милдред устроила погром в съемной квартире и уехала, забрав с собой малышку.
Филип остался ни с чем. Поскольку он отдал все деньги за квартиру. Чтобы заработать он занялся торгами на бирже. Попытка заработать привела его к разорению. Дядя отказался ему помогать. Филип съехал с квартиры и ушел из института. Ему пришлось ночевать на улице и голодать. Узнав о его бедах, Ательни устроил его на работу в магазин. Филип получил письмо с вестью о кончине Хэйуорда. Его постигли боль и разочарование. Чуть позже он получил письмо от Милдред, которая сообщила, что умирает. Филип поехал к ней и узнал, что она снова занималась проституцией. Прошло некоторое время. Филип получил наследство от дяди и продолжил обучение в институте. К концу книги Филип женился на дочери Ательни и обрел свое счастье.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сейчас читают
Главный персонаж – Кола. У него большая семья жена, четыре сына, любимая дочь и внучка Глоди. Работает Кола столяром. В своей работе он настоящий художник. Взяв долото и стамеску
Произведение по жанровой направленности представляет собой мистический роман, отличающийся захватывающим и неординарным сюжетом, мелодраматическими отношениями, интригой, погонями, завораживающими преследованиями.
Необычное произведение про военную тайну и храброго Мальчиша-Кибальчиша было создано советским писателем Аркадием Петровичем Гайдаром в 30-е годы 20 века.
Тяжело учиться делать что-то впервые в жизни, особенно если дело касается приобретения писательского навыка в школе. Маленький ребенок в первый раз держит в руке ручку и чертит неуверенные линии, закорючки и загогулины.
События драматической пьесы происходят в конце семидесятых годов прошлого столетия. Началом повествовательного действия выбирается Москва. Автор представляет квартиру в доме на Тверском бульваре
«То, что здесь происходило, нельзя было, в сущности говоря, назвать ни трагедией, ни комедией. Тут не было ни добра, ни зла. Одна только действительность. Жизнь». Мое знакомство с творчеством этого автора.
Я посчитала это произведение достойным отдельного выпуска на моем канале подкастов и записала аудио-анализ этого романа. Заглядывайте на канал
Я планировала начать знакомиться с творчеством Сомерсета Моэма с его романа «Острие бритвы». Но так получилось, что вместо него ко мне попало произведение «Бремя страстей человеческих» (к слову сказать, солидный такой роман на 670 страниц). И я ни капли не пожалела, что случилось именно так.
Это прекрасный, глубокий, честный роман о жизни. О вопросах, которые рано или поздно задает себе каждый человек, о терзаниях, которые испытывают все, о преградах, которые ставит на нашем пути сама жизнь. Читая роман, я много раз ловила себя на мысли, что я чувствовала то же самое, что и главный герой, что мне его мысли и реакции настолько знакомы и понятны, что просто щемит сердце. И ведь наверняка это чувство дежа-вю посещало в процессе чтения не меня одну. А значит, это истинный писательский талант на примере жизнеописания одного человека описать жизнь и всколыхнуть чувства тысяч людей.
Собственно, о чем роман?
Он о жизни рядового англичанина конца 19-го века Филипа Кэри, оставшегося в раннем возрасте круглой сиротой. После смерти родителей опеку над ним берут его дядя и тетя по отцовской линии и через некоторое время «сбагривают» его в школу для мальчиков. Имея физический дефект с рождения – хромоту, Филипу с ранних лет приходится сталкиваться и защищаться от жестокости этого мира, учиться не страдать от одиночества и даже извлекать из него преимущества. На протяжении 122 глав (к слову, главы очень небольшие по объему, самый большой размер главы в моей книге был около 5-ти листов) мистер Моэм будет повествовать нам о жизни Филипа Кэри с детства и примерно до 30 лет.
Вместе с главным героем я вновь переживала подростковый период и юность. И была в восторге от того, что Моэм – первый из знакомых мне авторов написал честное мнение об этом периоде жизни:
Ведь это иллюзия, будто юность всегда счастлива, — иллюзия тех, кто давно расстался с юностью; молодые знают, сколько им приходится испытывать горя, ведь они полны ложных идеалов, внушенных им с детства, а придя в столкновение с реальностью, они чувствуют, как она бьет их и ранит.
Молодежи приходится открывать самой, что все, о чем она читала и о чем ей твердили, — ложь, ложь и ложь; а каждое такое открытие — еще один гвоздь, пронзающий юное тело, распятое на кресте человеческого существования.(глава 29)
Автор окунет нас в переживания и поиски себя. Одинокий и застенчивый Филип будет искать себя и в Германии, и в Париже в богемной среде художников (к слову, в этой части повествования любители живописи узнают, при каких обстоятельствах появился и развивался импрессионизм и как его оценивали современники), и в Лондоне. Самовыражение, поиск смысла жизни, попытки докопаться, есть ли у него тот самый пресловутый талант – вопросы, которые будет пытаться решить герой на этом этапе.
Мы рисуем, изнутри приближаясь к внешнему миру; если нам удается навязать свое видение другим, нас зовут великими художниками; если не удается, нас не признают, но мы-то сами остаемся такими, как есть. Величие или ничтожество не играют для нас никакой роли Неважно, какая судьба постигнет нашу работу: мы получили от нее все, что она могла нам дать, покуда мы ее делали. (глава 50)
И как же обойти извечный денежный вопрос? Ведь даже самым вдохновенным художникам-энтузиастам для существования и творчества нужны пресловутые деньги. И в этом вопросе автор устами одного из героев выражает поистине честное мнение, чем вызывает немалое уважение:
Мне противны люди, которые презирают деньги. Это либо лицемеры, либо дураки. Деньги — это шестое чувство, без него вы не можете как следует пользоваться остальными пятью. Тот, кто так говорит, никогда не чувствовал, как острое железо впивается в тело. Он не знает, как нужда растлевает душу. Она подвергает бесчисленным унижениям, подрезает крылья, как язва въедается в сердце. Не нужно богатства, но дайте же человеку столько, чтобы он мог сохранить свое достоинство, творить без помехи, быть щедрым, великодушным и независимым. (глава 51)
Почему же Моэм выбрал столь патетическое и безличное название для романа? Потому что главного героя, как и всех нас, как ни крути, всю жизнь обуревают разные страсти. И не только связанные с любовью и отношениями «м-ж». Это и желание признания, и положение в обществе, и вопросы гордыни (чем, к слову частенько грешит главный герой, причем в ущерб самому себе), и страсти поиска себя и собственной идентификации – все, что так или иначе касается нас самих, не может вызывать бесконечно ровную и спокойную реакцию.
Но особенную ценность романа я нахожу в том, что автор после бесконечных терзаний и довольно тяжелых испытаний главного героя все-таки озвучивает свое четкое мнение о том, что есть жизнь, каков ее смысл и какое отношение к жизни стоит сформировать. И чем раньше, тем лучше, как мне кажется.
… ибо, если жизнь бессмысленна, мир уже не кажется таким жестоким. Неважно, совершил ли что-нибудь тот или иной человек или ничего не смог совершить. Неудача ничего не меняет, а успех равен нулю. Человек — только мельчайшая песчинка в огромном людском водовороте, захлестнувшем на короткий миг земную поверхность; но он становится всесильным, как только разгадает тайну, что и хаос — ничто. (глава 106)
Он сравнивает жизнь с узором на ковре. И ведь действительно, у кого-то «ковер» получается с простым, понятным, благополучным узором, а у кого-то он сложный, запутанный, с множеством элементов, хитросплетений и преград. И это не повод для гордости или отчаяния – это просто факт, к которому относиться нужно, наверное, бесстрастно.
…Ткач плетет узор на ковре не ради какой-нибудь цели, а просто для того, чтобы удовлетворить свою эстетическую потребность, вот и человек может прожить свою жизнь точно так же; если же он считает, что не свободен в своих поступках, пусть смотрит на свою жизнь как на готовый узор, изменить который он не в силах. Человека никто не вынуждает плести узор своей жизни, нет в этом и насущной необходимости — он делает это только ради собственного удовольствия. Из многообразных событий жизни, из дел, чувств и помыслов он может сплести узор — рисунок выйдет строгий, затейливый, сложный или красивый, и пусть это только иллюзия, будто выбор рисунка зависит от него самого, пусть это всего лишь фантазия, погоня за призраками при обманчивом свете луны — дело не в этом; раз ему так кажется, следовательно, для него это так и есть на самом деле.
Существует один узор — самый простой, совершенный и красивый: человек рождается, мужает, женится, производит на свет детей, трудится ради куска хлеба и умирает; но есть и другие, более замысловатые и удивительные узоры, где нет места счастью или стремлению к успеху, — в них скрыта, пожалуй, какая-то своя тревожная красота.
В целом, такие книги действительно нужно читать. Наверное, все-таки лучше после того, когда отхлынет первая волна страстей – годам к 25-ти. Мне кажется, на этом этапе размышления Моэма о жизни будут поняты вовремя, когда еще много всего впереди. Роман написан совершенно понятным, простым и в то же время красивым языком. Автор передает нам множество поистине мудрых мыслей, к которым, ей-богу, стоит прислушаться.
Вы ещё не читали это произведение? Тогда вам сюда! Много мыслей +++ цитаты.
*** Приветствую всех книголюбов! ***
Этот роман давно уже значился в моем списке к прочтению, и я даже закачала его к себе в электронную книгу, но почему-то, каждый раз выбирая себе книжку на вечер, я проходила мимо этого произведения. Последней каплей моего терпения стали отзывы здесь на сайте, в каждом из которых было прямое побуждение к чтению. И мне стало стыдно, что я так долго откладывала прочтение. Дочитав «Клубок змей», я приступила к знакомству с творчеством Сомерсета Моэма. Спешу поделиться с вами своими впечатлениями от прочитанного, и очень надеюсь, что дочитав мой отзыв до конца, вы незамедлительно приступите к чтению этого романа!
Несмотря на то, что произведение большое, в книге нет нагромождения сложных оборотов и длинных синтаксических конструкций.
А сколько замечательных цитат я вычитала (и выписала в свой блокнот для таких целей). Иногда ловлю себя на том, что всё то, что мы познаем из книг, на самом деле мы всегда знали где-то в глубине души, но именно книга помогает нам отыскать дорожку к этим самым мудрым истинам, хранящемся в нашем подсознании.
Именно поэтому, произведение интересно и актуально по своему содержанию. В романе затрагивается большое множество жизненно-важных тем, и вот некоторые из них:
► религиозная тема: автор ставит перед Филипом ряд острых вопросов: верить или не верить в Бога? Есть ли он на самом деле? А что будет, если отказаться от своих религиозных убеждений?
► тема искусства и философская сторона романа, поиск смысла жизни и своего призвания.
► становление Филипа как личности: сиротство и физическая неполноценность породили в Филипе неуверенность и стеснение, заниженную самооценку и слабохарактерность, способность к самобичеванию и самоанализу. Отсюда мотивы Одиночества, которые прошли красной линией через все повествование:
► любовная линия: отношения Филипа с женщинами.
► тема отцов и детей (в данном случае, отношения Филипа с его тетей и дядей).
► дружба и предательство:
► разделение на классовые сословия:
► материальная сторона жизни:
И это далеко не весь список затрагиваемых тем в романе! Книга всеобъемлющая и глубокая, и каждый читатель, я уверена, найдет в романе что-то свое, близкое по душе, то, что заставит задуматься, задать себе самому важные вопросы, на которые роман С. Моэма ответит сполна.
Следующее, что мне импонирует, это манера повествования. С. Моэм преподносит все события, происходящие в романе, плавно и постепенно. За счет этого может показаться, что сюжет мало динамичный. Многие в своих отзывах написали, что книга тяжелая, трудная, нудная и затянутая. Уверяю вас, это не так, сюжет захватывающий и интригующий, с каждой новой главой вас будто медленно затягивает в этот водоворот событий, в пучину страстей, которые на первый взгляд, не имеют ничего общего с главным героем. Но чем дальше вы читаете роман, тем больше перед вами открывается основная мысль автора, вынесенная в название – бремя страстей. Страсть к жизни, к искусству, к путешествиям, к женщине. Сколько страстей может обуревать одновременно одного человека?! Филип Кери словно в лодке посреди бескрайнего океана, и плывет туда, куда тянет его течение – его страсти, в поиске своего берега, где он оберет, наконец, покой и счастье.
Читая роман, я задавала себе один и тот же вопрос: «а можно ли осуждать Филипа Кери?». Все мы люди небезгрешные, и совершаем временами глупые поступки, ошибаемся не раз на жизненном пути, нельзя с полной уверенностью сказать, кто поступает правильно, кто вообще живет по правилам. Ведь, что для одного норма жизни, для другого – мягко говоря, неприемлемо. Но кто знает, что сподвигло человека на те или иные поступки, и чем он руководствовался при этом? И только тот, кто прошел через тернистый путь, сможет понять человека, поступившего так же. Как говорится, «прежде, чем кого-то осудить, надень его обувь, пройди его путь».
Я не раз еще вернусь к страницам этого романа, и не потому, что я любитель перечитывать понравившиеся мне произведения, а потому, что в этой книге есть смысл, который с возрастом и под определенным углом раскрывается читателю по-разному. Этот тот самый случай, когда читаешь книгу в двадцатый раз и находишь новый смысл, каждый раз открываешь для себя новое, совершенно иное прочтение.
Настоятельно рекомендую вам, не полениться, а прочесть этот роман, углубиться в повествование, поразмыслить над событиями и судьбой Филипа. Поверьте, это того стоит.
И напоследок еще одна очень мудрая и поучительная цитата из этого романа:
Мудрость в том, чтобы брать от людей хорошее и быть терпимым к дурному.
Надеюсь, что мой отзыв был вам полезен, и у вас возникло желание познакомиться с этим великим произведением великого писателя.
♥ Спасибо за внимание! Читайте с удовольствием! ♥