бразильская система обучения что это
Бразильская система — это не миф. Как использовать в IT?
Бразильская система не существует, но работает. Иногда.
Точнее так. Система экспресс-тренинга в условиях стресса существует с давних пор. Традиционно она практикуется на русских заводах и в русской армии. Особенно в армии. Однажды, благодаря странной русской телепрограмме под названием «Ералаш», система получила название «Бразильской», хотя изначально это название имеет отношение всего-лишь к расстановке игроков в футболе. По крайней мере так говорит Википедия.
Вообще, всё очень странно у этих русских. Возможно, это просто такой способ маскировки тайного эффективного искусства, передающегося из поколения в поколение. Ведь наверняка «бразильская система» имела в старину другие названия, но наверное все они были очень народными. По крайней мере Википедия ни о чём таком не знает.
Ну а что же сегодня, в век высоких технологий? Можно ли применить «бразильскую систему» в IT, и как заставить её работать стабильно, качественно и безопасно. Это вообще реально?
«Теория без практики — мертва, практика без теории — слепа»
А вот ещё одна, широко-известная фраза-приветствие новоиспечённому обладателю высшего образования, впервые вышедшему на производство: «Забудьте всё, чему вас учили в институте». Фраза старовата, но актуальности точно не потеряла. Сегодня для того, чтобы начать работать в IT нужно «проглотить» кучу книг, курсов и инструкций. И многие из них, признаем честно, быстро устаревают или изначально имеют мало общего с реальной практикой. Вот только очевидным это становится тогда, когда сама практика, собственно и начинается.
Потому что практика — критерий истины! При этом, практический метод научного тыка нам не подходит!
То есть, теория конечно же нужна, но нужна её полезная, актуальная на текущий момент часть. А потому, быстрее всего, без спец. подготовки, погрузиться в новое для себя дело может человек работающий в смежной профессии, и уже имеющий критический уровень необходимых знаний. Например сисадмин, захотевший стать разработчиком, или разработчик, чья душа, как оказалось, лежит к администрированию. Случаи не такие уж и редкие.
И вот в этих случаях «бразильская система» может быть действительно эффективна.
Бросай его в воду, жить захочет — выплывет!
Немного общеизвестной информации:
Лучший вариант обучения, это когда даются актуальные, на текущее время, знания, с одновременным погружением в соответствующую этим знаниям практику. Так проходят многие хорошие курсы, например Слёрм.
Конечно, если у студента нет возможности, по окончании такого хорошего курса, перейти к постоянной практике, и учитывая, что сегодня в IT всё очень быстро меняется, будет закономерным, что через некоторое время полученные им знания перестанут быть практически полезными. Но этому студенту гораздо легче будет восстановить необходимый уровень, когда это понадобится. «Чистому» же теоретику придётся учиться, по сути, заново.
Если же стоит задача освоить не просто какой-то объём знаний, а освоить новую профессию, то потребуется полное, поэтапное погружение в регулярное практическое действие. Нужно самому «пощупать» лопату и/или автомат, станки, программы и сервера, чтобы связать в своём мозгу все новые структуры знаний, получить соответствующую обратную связь, правильно оценить её и закрепить собственными действиями. Нужны реальные примеры, реальные рабочие примеры разного масштаба и много собственной практики!
А теперь секретный ингредиент! Если добавить к этому блюду немного стресса, например в виде реальной ответственности, дело пойдёт куда веселее. Главное со стрессом «не переборщить». Ввиду того, что мат, крики и рукоприкладство (не по месту) обязательно нанесут вред психике абитуриента, нам придётся использовать что-то типа плавного бросания его в воду, но с обязательной подстраховкой. В этом случае «заплывающий» хотя бы будет уверен, что не уйдёт топориком на дно или, например, не уронит prod. А значит чему-то да научится.
Итого
В этом саммари по книге о «бразильской системе», которая пока не написана, мы выяснили, что:
Практика
Всё что написано выше — лишь теория. Как это выглядит на практике? Для примера возьмём компанию Southbridge, занимающуюся администрированием серверов, и возьмём команду из ночных дежурных.
Ночь — их стихия. Ночь полна тишины, но нередко и громких сюрпризов, и в такие часы лишняя помощь дежурным точно не помешает. Ночной дежурный у нас — это по сути первая линия, поэтому уровень требований к их знаниям и опыту высокий, но не такой высокий, как для команды дневных администраторов, полноценно ведущих свои проекты. Одновременно с этим, в течении ночи на «плечах» у ночных целый парк серверов в разных странах и часовых поясах, что подразумевает высокую ответственность и самурайскую реакцию — требуется оперативно устранить любой сюрприз, или оперативно соединить сюрприз с пока ещё спящим «дневным». В общем — благодатная почва для экспериментов в стиле бразильской системы.
Предположим, появился такой новичок, который обладает базовым уровнем знаний и опыта в деле сисадминства, достаточно ответственен, согласен на невысокую зарплату и ночные бдения. И главное — полон решимости познать дао системного администратора. Вот что он получит после небольшой подготовки:
Все эти тезисы подтверждены практически, мною в том числе, за несколько лет работы ночным дежурным. И поспешу заметить, что речь о «бразильской системе» не подразумевает, что новичок будет получать свой опыт рискуя при этом работоспособностью добротного проекта, хотя всё и может сейчас выглядеть именно так (как в том самом выпуске Ералаша). Правильная организация работы первой линии и поэтапное вхождение в процесс устраняет эту опасность.
А вообще, у нас в компании свой взгляды на многие процессы и своё отношение к ключевым принципам работы.
Кстати, у нас будет, время от времени, появляться одно вакантное место ночного дежурного. Следите за этим абзацем. Вот сейчас как раз есть одно место!
Обучение «по бразильской системе»
Здравствуйте, уважаемые!
Хочу поделиться с сообществом своими мыслями на поднятую в недавних постах (Волчьи будни, Эффект бабочки и Свобода или страх. Делайте свой выбор) тему.
Начать, наверное, следует немного издалека.
В 1997 году я закончил биологический факультет Дальневосточного государственного университета и пошёл работать биологом. Сидеть в лаборатории мне было скучно и я девять лет радостно бегал по тайге, изучая разных интересных зверушек. И до того мне было это интересно, что я не особенно напрягался на счёт того, что платили на той работе маловато, мягко говоря.
В 2006 году переехал в Питер, поискал работу по специальности, не сразу, но нашёл — в 2007 году поработал на Институт Урбанистики, участвовал в создании Генплана г. Тверь и Плана развития Архангельской области, а с ноября 2007 года устроился экологом в Российскую Антарктическую экспедицию. Больше года отзимовал в Антарктиде, изучал пингвинов… Зарплата была сносная, хотя можно было бы и побольше.
И вот, в процессе зимовки, начали приходить в мою голову разные умные мысли — из разряда «а что дальше?» Ездить в экспедиции мне уже больше не хотелось, а сидеть на унылой бюджетной зарплате биолога в институте не хотелось ещё больше.
В этот момент не без помощи друзей меня посетила мысль о том, что, возможно, стоит вообще сменить поле деятельности, раз уж в биологии так всё печально с финансированием.
С собой у меня была парочка DVD с Linux-дистрибутивами, в которых нашлись и языки программирования, и документация (свободного доступа в Интернет на нашей станции не было). И началась первая часть Мерлезонского балета — сначала базы данных (благо их можно было строить для реального дела — для обработки собранных мной же полевых материалов), потом интерфейсы к этим базам.
В итоге, на момент окончания зимовки я, будучи самоучкой, создал реальную базу данных на PostgreSQL и её реплику на MySQL, и написал простенькие интерфейсы (ввод данных, модификация, удаление, вывод со всякими условиями) для работы с этими базами на C, Perl, Python, PHP и Ruby (чистый Ruby, о рельсах я ещё и понятия не имел).
Вернулся я в конце мая 2009 года, получил отпускные и тут же начал обсуждения с родными и знакомыми, что же делать дальше. Мои добрые друзья тут же посоветовали мне не париться по поводу отсутствия опыта работы, а просто написать резюме, где указать, во-первых, 10 лет опыта работы с базами данных (это правда, в общем-то, все прошлые годы я пользовался MS Access для обработки полевых материалов), во-вторых, добавить туда год опыта Web-разработки (интерфейс к базе данных на PHP делал? делал. Вот и пиши, не вводи людей в заблуждение), в-третьих, без лишней скромности, добавить в ключевые слова часто встречающуюся в описаниях вакансий волшебную, видимо, связку HTML+CSS+JQuery+AJAX. Так я и сделал. И отвечал на все опубликованные на Хэдхантере одном известном сайте вакансии.
Довольно быстро начали поступать ответы. В них, как правило, или содержались дополнительные вопросы («А это вы умеете?», «А как у вас с вон тем?»), или тестовые задания. В любом случае — день-другой напряжённого чтения всего, до чего можно дотянуться, и я мог уверенно ответить на все вопросы, которые были в письме.
Через месяц одна контора позвала меня на собеседование, просто увидев мой код. Туда меня в итоге не взяли и марафон продолжился. Вакансии-тесты-учёба-отказы-вакансии-тесты-учёба-Ура! Собеседование! — отказы…
После пятого по счёту собеседования меня взяли на работу. Хотя думали и сомневались они долго, но всё решила именно способность и готовность учиться и делать это быстро.
На весь поиск работы ушло чуть меньше 3 месяцев. Полярных отпускных хватило до первой зарплаты «впритык».
О качестве такого обучения можно судить по следующим фактам:
1) испытательный срок пройден нормально;
2) недавно мне ещё раз повысили зарплату.
Честно скажу, менять свою область так круто (из биологии в программирование) в 34 года это непросто. Но реально, как видите.
Сейчас на повестке дня у меня RubyOnRails, благо в нашей организации затеяли интересный проект с использованием ROR. Двигаемся дальше, читаем, пишем, учимся…
Не бойтесь меняться, не бойтесь прослыть выскочкой, не бойтесь отказов работодателей (инвесторов, красивых девушек и т.д.). Делайте!
Система образования Бразилии
За темпами экономического развития Бразилия уверенно лидирует в Южной Америке. Колоссальные природные ресурсы, отсутствие на территории континента военных конфликтов и постоянное повышение интереса инвесторов к Бразилии означает только одно – в ближайшей перспективе эта страна станет в один ряд с высокоразвитыми государствами мира. Поэтому, обучение в Бразилии может стать той инвестицией, которая через несколько лет даст значительные дивиденды в виде успешной работы и проживания в процветающей стране.
Несмотря на то, что еще до середины 20-го века в Бразилии был большой процент малограмотного населения, ситуация в корне начала меняться ближе к 2000-м годам. На сегодняшний день государство выделяет на образование населения около 5% от ВВП, что практически отвечает аналогичным издержкам в США и странах Европы.
Система образования в Бразилии построена по типичной схеме:
Дошкольное образование
В 20-м столетии в системе дошкольного образования в Бразилии было несколько существенных трансформаций. Вопросами яслей и детских садов занимались в разные годы Министерство здравоохранения, органы охраны труда, а потом – социального обеспечения. При этом, дошкольное образование находилось в довольно плачевном состоянии.
В 1996 году был принят прогрессивный закон, определяющий основы всей системы образования в стране, начиная с яслей. По закону ясли и детские сады были отнесены к управлению Министерства образования. На выполнение нового законодательства был образован Национальный фонд, занимающийся вопросами финансирования дошкольного и среднего образования. Около четверти всех налогов муниципалитетов уходит на систему образования, в т. ч. на зарплаты учителям. Однако, такая система имеет существенный недостаток – муниципальные ясли и детские сады в штатах с разным экономическим развитием финансируются тоже по разному.
До принятия закона от 1996 года воспитателями в яслях и детских садах могли быть люди без специального образования. Нередко у воспитателей могло быть лишь начальное образование. Естественно, что о качественной дошкольной подготовке детей такими воспитателями не могло быть и речи. Теперь же воспитателями могут быть только люди со специальным образованием.
Параллельно в стране еще функционируют дошкольные заведения, которыми и дальше занимаются органы социального развития. Большой процент детей до 3-х лет воспитываются в негосударственных яслях, которые имеют название «креше».
Среднее образование
Среднее образование представлено двумя ступенями: начальная школа с 8-летней программой (является обязательной) и средняя школа, в которой нужно учиться еще 3 года. Среднее образование в стране бесплатное и финансируется из казны муниципалитетов и штатов. В бедных штатах средние школы финансируются очень плохо, поэтому учащиеся в них дети имеют большие проблемы с дальнейшим поступление в вузы.
Поскольку в Бразилии большая часть населения является довольно бедной, то нередки случаи, когда подростки вынуждены работать, а не учиться, несмотря на запрет использования детского труда (до исполнения 16-ти лет).
Чтобы стимулировать посещение детьми начальной школы государство приняло несколько программ, предусматривающих финансовую поддержку бедным семьям:
Частные школы в Бразилии считаются более перспективными, однако, стоимость учебы в них отсеивает многих желающих. В маленьких городках стоимость обучения в частной школе начинается с суммы в 50 долларов США в месяц, а например, в Сан-Пауло или Рио-де-Жанейро такая частная школа обойдется уже в 500 долларов США.
Технические школы (аналог ПТУ или лицея) параллельно с общими знаниями дают и профессиональное образование. Многие технические школы работают по программам SESI и SENAI, которые предусматривают шефство определенных отраслей экономики над школой. Взамен финансирования, техническая школа подготавливает будущих специалистов по соответствующим профессиям.
Выпускники технических школ чаще всего стремятся получить и высшее образование, поскольку без такого образования они имеют плохие перспективы в поиске хорошо оплачиваемой работы.
Высшее образование
Подготовка к поступлению в университет или другое заведение высшего образования обычно начинается с curinhos – так в Бразилии называются частные уроки для абитуриентов. Подготовительные курсы, как правило, предоставляются частными учреждениями и никаких гарантий поступления в вуз не дают. Однако популярность таких заведений среди будущих студентов очень высока. В больших городах абитуриенты нередко платят по несколько тысяч бразильских реалов в месяц (например, на конец марта 2015 года стоимость одного реала составляла около 18 российских рублей) за частные подготовительные уроки.
Высшее образование в Бразилии можно получить в вузах с государственной или частной формой собственности. Кстати, последних в стране намного больше – почти 80%, а количество обучающихся в них студентов превышает 60% от их общего числа.
Частные вузы более специализируются на гуманитарных специальностях, а инженерное, медицинское и разные технические специальности – приоритет государственных образовательных учреждений.
Самыми крупными и популярными являются следующие университеты:
В пятерку самых популярных входят факультеты, предоставляющие возможность получить юридическое, медицинское, инженерное, компьютерное и журналистское образование.
В зависимости от выбранного факультета срок обучения может составить от 4-х до 6-ти лет.
Все государственные университеты обучают бесплатно. Магистратура и докторантура при общественных университетах, как правило, платные. Кроме того, талантливые студенты могут претендовать на получение стипендий или грандов. За проживание в общежитии и за учебный материал студенты платят из собственного кармана.
Все вузы самостоятельно выбирают систему поступления студентов. Некоторые берут во внимание оценки в средней школе или проводят письменные тесты. Однако, большая часть университетов предпочитает проводить устное собеседование. Считается, что благодаря вербальному общению можно за несколько минут определить интеллектуальный уровень абитуриента.
Иностранным абитуриентам для поступления необходимо владеть португальским языком (официальный в Бразилии), иметь медицинскую страховку и деньги на банковском счету, необходимые для проживания в период учебы.
Образование в Бразилии оправданно в случае, если есть желание в дальнейшем жить и работать в этой стране или соседних государствах. Хорошим стимулом для абитуриентов является тот факт, что специалистов с высшим образованием в Бразилии до сих пор катастрофически не хватает, а потому спрос на них большой, соответственно и заработная плата у хороших и востребованных специалистов вполне приличная.
По бразильской системе.
Давно это было. Работал я, к счастью недолго, торговым представителем в крупнейшей пивоваренной компанией мира «Анхайзер Буш Инбев». Ну, той самой, что льёт в бутылки мочу «Клинское», «Бад», «Лёвенбрау» и т.д.
Самое высокое начальство по России было надёргано из разных стран. Президент российского отделения был турок, главный маркетолог голландец и т.д. и т.п То есть о том что происходит на местности они ни хрена не знали имели весьма приблизительное понимание. Слетали эти небожители на очередной тим-билдинг, обменялись опытом с разными коллегами и вернулись с твёрдой мыслью о пересмотре эффективности персонала.
По российским стандартам компании торговый представитель за день посещал 15-20 торговых точек. В крайних случаях число магазинов увеличивали до 25. Столько же точек объезжала машина доставки с экипажем из водителя и экспедитора. А вот в какой-то латиноамериканской стране, пусть будет Бразилия, но это не точно, число обслуживаемых магазинов было 50-60 в день. То есть в три, а то и четыре раза больше! Из этого факта небожители сделали вывод о ленивости русских и необходимости увеличить эффективность персонала и оптимизировать штат. Правда стоит сказать, что рубить с плеча не стали и в качестве экспериментальной площадки был выбран город Самара.
Более менее работу самарского отделения удалось восстановить через пол-года. Штат персонала вернули на прежний уровень, как и стандарты. Компания понесла убытки и потеряла солидную долю рынка.
При запуске эксперимента не учли региональную специфику. В условной Бразилии практически все точки это мелкие магазинчики расположенные на паре соседних улиц. И торговый и водитель успевали обслужить всех, так как расстояние между ними в среднем 100, максимум 300 метров. В России же расстояние между точками варьируется от 100 метров до пары десятков км. Время затраченной на движение между ними делает посещение 50 магазинов в день физически невозможным. Кстати кто-то из небожителей поплатился своей должностью и был уволен за недочёт этих факторов при планировании.
Бразильская система обучения что это
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
По бразильской системе
Сижу «в декрете» четвёртый год, «обрастаю мхом». Но вот и в моей жизни появился адреналин. Он называется автошкола.
На лекции я, понятное дело, не хожу, а вот вождение не пропускаю, потому что учиться на нашей «тачилке» муж почти не разрешает. (У нас бюджетная лжеиномарка, кредит за неё выплачивать ещё месяца три).
На первом занятии инструктор поинтересовался моим опытом вождения. Я честно сказала, что два раза уже пробовала трогаться с места и успешно проезжала прямой участок пустой дороги метров так в 200. Инструктор ласково улыбнулся золотыми зубами.
— Так, передачи переключать умеем?
— Так. Левую ножку плавно отпускаем, поворотничек включаем. Поехали!
— Э-э-э, а я ведь ещё не пристегнулась. Что-то у меня не получается…
— И как же мы поедем? Я ведь не умею. И очень боюсь!
— Ну, чего же ты боишься, маленький человечек? Я же тут. Подстрахую.
Первый раз за рулем в незнакомом городе. Кругом грузовики, автобусы, пешеходы. Я же ездить могу только прямо, на первой скорости. Руль никогда не крутила. Путаю педали, их ведь три, а ног всего две. Рычаг переключения передач, как туалетный ершик. Где же, чёрт побери, нейтралка? Какую передачу я включила? Вторую или четвертую? Третью или пятую? Естественно, путаю газ с тормозом. Ужас. Ужас. Ужас. (Вот, оказывается, что означает буковка «У» в треугольнике учебных машин).
Говорят, что начинающие водители «не чувствуют габаритов». Уточню: когда навстречу мне выезжало какое-нибудь транспортное средство, я была уверена, что непременно в него врежусь, настолько узкой казалась мне дорога. Но мы магическим образом разъезжались. Моя максимальной скорость в тот день была 40 км, и я чувствовала себя камикадзе.
При чём тут, спросите, бразильская система? Был такой сюжет в советском «Ералаше». Мальчика учили быть вратарём. А чтоб сильнее мотивировать, ворота организовали прямо перед витриной магазина. И назвали такой метод «бразильской системой». Надо сказать, довольно ловко у мальчика получалось. До поры до времени. Витрину он, в конце концов, разбил.