бражка это в детской песне что значит
Чему учит детей игра в ладушки?
Игру в ладушки знают все. Воспринимается она как чисто и абсолютно детская — в отличие от тех же салок и жмурок, в которые можно при желании поиграть и взрослым. Да ведь раньше и играли! Причем по-разному: и для развлечения, и в некоторых местностях полуритуально. Полу — потому что игроки были сплошь православными, и подлинного значения древней игры никто уже не помнил. Но помнили, что играть нужно!
А уж ритуальный смысл игры в ладушки… О чем тут говорить? Можно ли в младенческой забаве разглядеть скрытый смысл?
Это кажется смешным, но — можно. Потому что если один коротенький стишок состоит из намеков на древние верования — вряд ли это совпадение.
Ладушки, ладушки, где были?
У бабушки!
Что ели? — Кашку.
Что пили? — Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели
Шу-у-у! Полетели!
На головку сели!
Ладушки запели!
Все это сопровождается соответствующими жестами, хлопками ладоней и пр.
Прежде всего, выделим ключевые фигуры и предметы: бабушка, кашка, бражка. И конечно, сами ладушки — ладошки, ладони. Почему-то летающие!
Жесты ладонями используются в языческих обрядах самых разных народов. И не зря играют именно в ладушки. Ладонью мы машем при встрече и прощании, ладонью приветствуем или показываем что-то. С ладони кормим! Кисть руки — наш главный «инструмент» взаимодействия с миром.
У коренных жителей Австралии и Африки есть обычай отпечатывать ладони на стенах пещер или на камнях. Причем не на всех подряд, а совершенно определенных. Эта традиция идет из палеолита, из времен возникновения современного человека. Древние отпечатки ладоней, считающиеся самыми первыми произведениями искусства, встречаются по всему миру.
А что мы с вами сделаем, увидев на стене отпечаток ладони? Не примерим ли к нему свою руку. Жест настолько естественный, что и «цивилизованный» современный человек совершает его не задумываясь. Это универсальный жест приветствия, подпись из дописьменной эпохи: «Здесь был Вася».
К ладоням мы вернёмся. А зачем в детской песенке бражка, да ещё и «пьяненькая»? Некоторые высокоморальные родители даже заменяют её на более приличную «простоквашку».
Но «простоквашка» не вписывается сюда не только по ритму, но и по смыслу. Ведь алкогольный напиток попал в потешку не затем, чтобы приучить детей к пьянству? Дураками предки не были!
Да просто песня — ритуальная. А брага и каша — традиционная ритуальная пища. Кстати, изначально это даже не каша, а кутья. Нам она знакома как чисто поминальное блюдо. Первоначально же это просто ритуальное кушанье для самых разных празднований.
Хотя в данном случае и поминальная кутья к месту. Что за бабушка живёт вдали (мы ведь у неё «были», да ещё и «летали»!) от семьи? Сюжет, напомню, древний, люди жили большими семьями. И почему же «полетели», а не пошли или в крайнем случае поехали?
Где пересекаются посещение «бабушки», а точнее, предков, и ритуальная пища? Да на кладбище! Или в более широком смысле — в поминальных ритуалах.
Что говорят детям, если умирают близкие? «Бабушка уехала», «бабушка далеко»…
Неспроста «ладушки» летают! Кормление летающих существ, птиц — непременная часть кладбищенских обрядов. Что отвечают детям, спрашивающим, кому рассыпают на кладбище пшено и крошки? «Птичкам!»
Детей такой ответ обычно устраивает. А взрослому бы задуматься: зачем обязательно кормить птиц? Да потому, что не «птичек» кормят, а предков. Души, приходящие (прилетающие) к живым родичам. Потому и «бабушка добренькая», что своя! Фото: Depositphotos
К чужакам предки настроены не столь дружелюбно. Именно поэтому в новый дом первым входил старик — своего рода жертва обитающим здесь, незнакомым пока духам. Позже обычай «смягчился», и старика заменили животным. Например, кошкой…
Вначале мешаются птицы и прилетающие души предков; затем, в потешке, птицы-души мешаются с ладушками-ладошками. Возможно, потому, что ладони использовали в обрядах, связанных с обращением к предкам.
В одной из разновидностей игры в салки не салят коснувшегося стены. Или, в крайнем случае, дерева. Но — не двери. Потому что дверь — выход во враждебный мир. А стена первоначально — стена печи, сакрального центра дома.
В христианское время сакральный центр сместился в «красный угол». Еще раньше забылся архаичный обычай хоронить под печью. Точнее, ещё под очагом. Зато в народной (обрядовой) памяти сохранилось жестовое обращение к лежащим там предкам: приложить ладони к печи. Это может быть и знакомство — когда в дом приходит чужак. И просьба о помощи, защите, сохранившаяся в игре в салки. Касание стены может сопровождаться фразой «Чур меня!», и здесь-то обращение к предкам очевидно!
И в нашей потешке «ладушки» — это приветствие; рука, «протянутая» ушедшим родичам. В архаичной картине мира предки продолжают жить, только в ином мире. Приходя к живым в дни поминовений. Ну, а игра с малышом в ладушки — своего рода «букварь», первое представление о том, как устроен мир.
Про бражку
Век живи, век учись, а всё равно дураком помрёшь!
«Ладушки, ладушки. Где были — у бабушки! Что ели? Кашку! Что пили? Бражку!» — слышал я в раннем детстве, сидя на коленях у родителей, хлопал в ладошки и заливисто хохотал.
Потом подрос и узнал, что такое брага, видя, как взрослые дяди и тети пьют, мутное, а потом поют песни и танцуют под гармонь, а чуть позже (и такое бывало) качаются, начинают ссориться, в конце концов, сладко засыпают, где попало и как попало.
«Ладушки, ладушки» — пел уже я сам своим детям и размышлял: «Какая плохая присказка — про «пьяный напиток», и недоумевал. Чему мы учим своих детей с раннего возраста?
Думал и не находил ответа. Ровно до тех пор, пока не предложили посмотреть списанные книги в заводской библиотеке.
Из книг, которые хотели выбросить, оказалась книга — «Технология бродильных производств» 1960 г. издания.
Открыл её. Полистал и увидел раздел — производство браги. «Надо же, ЭТО ещё и на продажу делали?!» — озадачился я и засомневался. Наверное, это нечто другое, чем то, что я имел в виду. Стало интересно, а что же тогда такое — БРАГА?
Нашел нужную страницу и прочитал: «Брага — старинный национальный русский слабоалкогольный напиток, напоминающий по вкусу дрожжевое пиво с ярко выраженным хлебным и хмелевым ароматом. Сырьем для приготовления браги служит ржаной и ячменный солод или сухой квас, хмель и сахар. В качестве возбудителей брожения применяют хлебопекарные прессованные дрожжи или пивные семенные дрожжи».
Далее шло описание технологического процесса производства.
Прочитав его, перевёл понятие браги на понятный мне «язык». Брага в старину — это газированный напиток, хлебный квас, в который добавили сахар, хмелевой отвар и сбродили дрожжами.
Я знаю, что когда делают квас в первый раз, то его сбраживают дрожжами. Такой квас не кислый, слабоалкогольный, со вкусом хлеба. Если к этому вкусу добавить еще и вкус хмеля, то получится напиток, напоминающий брагу, о которой написано в книге.
Так вот о чём шла речь в детской присказке, сделал я вывод и вспомнил пословицу: «Век живи, век учись, а всё равно дураком помрёшь!»
Лади, Ладо, Ладушки.
Традиционно считается, что «ладушки» – это искаженное «ладошки». Собственно, простенькая игра, сопровождающая потешку, вроде бы действительно задействует ладони, так что всё логично. Однако слово «ладонь» в русском языке сравнительно молодое, раньше оно произносилось иначе – «долонь» (сравните с известным старорусским «Длань»).
В украинском и белорусском и сейчас звучит схоже. Сама же песня существует намного дольше и во всех вариантах в ней говорится именно о «ладушках».
Получается, что «ладони» тут ни при чём.
Само слово «ладушки» содержит в себе славянский суффикс –ушк-, придающий словам уменьшительно- ласкательную окраску. Скажем: «дед» – «дедУШКа», «баба» – «бабУШКа», «дети» – «детУШКи». Вот и «ладУШКи» – это что-то уменьшительно-ласкательное от «лад (лада)».
Найти его мы сможем в русском фольклоре и даже летописях. В них словом «лада» или «ладо» называют жену или мужа, а иногда невесту или жениха. Само же слово из праславянского язычества. Именно тогда существовала (и весьма почиталась) богиня с красивым именем Лада. Отвечала она за любовь и семейное благополучие, так что сохранилось её имя и в подзабытом названии свадебного обряда – «ладины», и в привычном обозначении семейного счастья – «лад».
Лади, Ладо, Ладушки,
Гдѣ были? — у Бабушки.
Что ѣли? — Кашку.
Что пили? — Бражку.
— Макаров, Михаил Николаевич, Русские предания, изд. 1838г.
Фольклорист Михаил Макаров (1785\-1847) в слове «Ладо» признавал обращение к славянскому северному богу Ладу (Ладо). Александр Афанасьев (1826—1871) уточнял: бог Лад (или Ладо) являлся мужским олицетворением богини Лады.
Наиболее распространенный вариант этой потешки:
— Ладушки, ладушки!
— Где были?
— У бабушки.
— Чего ели?
— Кашку.
— Чего пили?
— Бражку.
Кашка масленна,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Мы попили, мы поели,
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели!
В объяснении смысла этой казалось бы простой детской потешки можно выделить два смысловых ряда.
Первый смысловой ряд
Играя с ребенком в «ладушки», мать как бы приобщала его к Роду и обычаям почитания предков, в которых маленький человечек обязательно примет участие, когда немного подрастет.
В этом плане интересно, как этот смысловой ряд озвучивается устами служителя христианского культа:
Второй смысловой ряд
Из некоторых источников можно понять, что Ладу включали в тройку «женских» богинь – рожанец (рожаниц). Несмотря на столь скромное вроде бы название, рожаницы – вовсе не мелкие божества; отвечали они ни много ни мало – за всю Вселенную! И Лада не просто устраивала семьи – через любовь мужчины и женщины она сотворяла и поддерживала мировую гармонию.
В языческом мировосприятии Лада-богиня отражалась и повторялась во всех влюбленных мужчинах и женщинах. И они становились её подобиями – ладами. Так их и называли. Встречалось слово «лада» и в значении «ребёнок», «дитя», но было это гораздо реже.
Так что наши «ладушки» – это влюбленная пара, жених и невеста.
Какую бабушку навещают будущие супруги?
Судя по всему, имеется в виду не родная бабушка – мать одного из родителей нашей пары, – а «бабушка общая», «прародительница». Наши предки жили большой семьей – родом, в котором не просто мама-папа-дети, а ещё и тети-дяди, единокровные и двоюродные… до седьмого колена! Где-то в глубине времен в эту семью входили и самые первые родовичи – прародители. Естественно, они уже давно пребывали в ином мире, но здесь, на земле, у них были заместители – те, кто их представлял. И, как правило, это была женщина, причем в возрасте и многодетная.
Почему женщина? Потому что кому как не женщине, вынашивающей и приводящий в мир новых детей, хранить родовую память.
Почему в возрасте? Потому что прожитые годы приносили мудрость и опыт.
Почему многодетная? Потому что сама родив много детей, женщина несла в себе силу плодородия, которой могла поделиться и с другими.
Такая женщина поистине становилась «общей бабушкой» – всем старшей и почитаемой родственницей. Часто она выполняла роль главной жрицы рода. И не менее часто – повитухи.
Ничего удивительного: рожающая женщина «открывала» дверь между миром живых и миром душ; роды были событием отчасти сакральным. И кому ещё помогать в таком деле как не мудрой (самой не раз рожавшей), наделенной знанием и опытом прожитых лет женщине! Это же почти обряд, а она в нём – жрица, помощница и проводница.
«Прикасавшаяся» к иному миру, повитуха помогала рожать детей и сама несла в себе запас священных сил. Следовательно, могла ими поделиться – одарить ладу-невесту детьми.
Что делают в гостях у бабушки? Едят кашку и пьют бражку.
Каша – в древности не просто еда, это целая алхимия.
Во-первых, её варят из зерен. Зерно ложится в землю («умирает»), но даёт росток, который затем развивается в большое взрослое растение – а на нём вырастают колосья, в которых зерён множество. Так что зерно – мощный символ, с множеством смыслов. Здесь и торжество жизни, и возрождение, и идея цикличности, и преумножение-плодородие.
Во-вторых, для получения каши зерно нужно, как минимум сварить, т.е. обеспечить союз воды и огня – тоже сильных и многоплановых стихий. Ко всему прочему, огонь – сам по себе бог, один из самых почитаемых – младший брат Солнца, к тому же проживавший не где-то в небесах, а на земле, рядом с людьми – в каждом очаге.
В-третьих, в кашу часто добавляли ягоды (в символике – «дикий» эквивалент зерна) и мёд, рассматривавшийся как «сконцентрированное солнце», «пища богов».
Бражка – тоже не просто напиток.
Практически во всех религиях (особенно в тех, которые относят к языческим) имеется священный напиток, дарующий исцеление, продление жизни, вдохновение и приравнивавший человека к богам.
В совокупности каша и брага несли в себе весьма мощный посыл: приобщение к божественности, обеспечение плодородия, накопление жизненной силы и обещание возрождения…
Поэтому неудивительно, что будущие супруги, навещая главную жрицу рода, вкушают священную пищу. Это позволяет им на время встать рядом с богами и получить часть их силы, нужной для обеспечения рождения здоровых и крепких детей.
На этом фоне последние слова песенки кажутся бессмысленными и даже чужеродными. Но это не так.
Славяне полагали: осенью птицы переселяются в ирий, небесную обитель богов. Когда приходит время, они отпирают райские врата и выпускают Весну – наступает новый год и жизнь возрождается.
Птицы приносят тепло, поэтому люди весной проводили специальный обряд – заклички. В это время пекли фигурки птиц из теста, выносили их на улицу – показывали солнцу, поднимая повыше (на шестки или просто на голову). А заодно и пели призывные слова – закликали. Настоящие птицы увидят свои подобия, подумают, что часть сородичей уже прилетела, и поспешат к ним – наступит весна.
Заклички – часть обрядов календарного цикла, относящихся к весне. Но к весне относились и обряды свадебные. Точнее весной люди искали пару, ухаживали, сговариваясь о будущей свадьбе и «играли любовные игры». Ну да, именно то самое: и эти действия не были развратом; люди делились с землей силой плодородия и сами брали от неё.
Ритуалы вполне могли объединяться в один обряд, призывающий весну, тепло, жизнь. Его участниками вполне логично становились те, кто мог принять силу жизни и отдать сторицей – молодые девушки и парни. Они воплощали Ладу, звали птиц и вкушали священную кашу с главной жрицей рода и тем самым способствовали возрождению и обновлению мира.
Материалы по теме
А вот ещё:
Убыхи: куда пропал самый суровый народ Кавказа
До затяжной Кавказской войны 19 века горцы-убыхи обитали на территории сегодняшнего Сочи. Пользуясь славой особо воинственного племени, эти кавказцы отличались храбростью, непокорностью и жестокостью. Убыхи задолго до прихода русских держали в страхе аборигенов Кавказа.
Являясь объективно лучшими причерноморскими воинами, они атаковали первыми и отступали последними. Но после победы в регионе российской короны выбрали османскую сторону. Отказавшись присягнуть императору, убыхи, в отличие от остальных кавказцев, сами погубили свой субэтнос.
Боялись даже свои
Убыхи считались зажиточными горцами, активно торговавшими с турками.
Разводили скот, занимались ловлей рыбы, садоводством, виноградарством и торговлей. Накопление капиталов постепенно расслаивало этот народ. Мужчины, возглавлявшие зажиточные кланы, пользовались в местной среде неограниченной властью, устанавливая собственные законы в менее влиятельных родах.
Убыхи традиционно нападали на соседей, захватывая в ходе жестоких столкновений пленных и превращая их в рабов. Рабы и трофеи в основной массе шли в Турцию, на которую делали ставки горцы. Но и о себе не забывали, за что их и считали беспрецедентными на Кавказе горцами-рабовладельцами. На 10 свободных убыхов приходилось, в среднем, 3 раба. Мусульманами эти горцы считались лишь формально, так как в основе их истинной веры лежало откровенное язычество. Верховной богиней, как ни странно, считали мать Бытху, отливая ее образы в чистом золоте и совершая перед ними языческие ритуалы.
Выступления против русских
Не желая присягать русскому царю, убыхи выбрали Турцию. /Фото: avatars.mds.yandex.net
Несправедливо будет бескомпромиссно обвинять убыхов в демонической сущности. Кавказские нравы и сегодня не отличаются толерантностью, а в те времена междоусобная резня и вовсе считалась нормой жизни.
Одной из наиболее значительной и масштабной военной операцией убыхов стал штурм Навагинского укрепления в низовье реки Сочи. Это фортификационное сооружение имело свою историю. Весной 1836-го в тех краях высадились подразделения генерала Сибирского, овладев высотой после непродолжительного боя. Состоялась закладка форта в виде неправильного четырехугольника, а весь гарнизон составили 8 офицеров и три сотни нижних чинов. Впоследствии Навагинский бастион регулярно подвергался назойливым атакам и обстрелам со стороны горцев. В ночь на 28 сентября 1840-го крупный отряд горцев неожиданно напал на форт. При помощи крючьев и лестниц атакующая сторона ворвалась внутрь укрепления, откуда вскоре была выбита с тяжелыми потерями.
Но и русские ряды серьезно поредели: помимо рядовых в бою были убиты начальник крепости капитан Подгурский вместе с поручиком Яковлевым. Возникла серьезная угроза захвата Навагинского форта с последующим вероятным штурмом. В помощь гарнизону выдвинулся из Укрепления Святого Духа отряд генерала Анрепа. Военным удалось пробиться к форту лишь после изнурительных трехдневных боев.
Тогда с поражением у Навагинского форта масштабные горские выступления против русских закончились, но убыхи не прекращали мелкие набеги на коммуникации российской армии вплоть до самого завершения войны по всему Западному Кавказу. Причем объектами их атак становились не только возведенные в ранг противника русские, но и соседи кавказцы.
Принципиальная непокорность и исчезновение этноса
Депортация в Османскую империю. /Фото: avatars.mds.yandex.net
В своем родовом сознании убыхи не рассматривали возможность капитуляции даже перед многократно превосходящими силами врага. Своей целью они видели объединение соседствующих кавказских народов для совместного противостояния Российской империи. Примечательно, что инструкторы из Османской империи обещали братьям по вере военную поддержку и настойчиво подталкивали убыхов к сопротивлению русскому войску.
Русское командование весьма негативно воспринимало непокорный кавказский этнос, не желавший идти ни на какие компромиссы и не рассматривавший разумные доводы. Тогда и полетели генеральские донесения в Петербург: дескать, борцы за горскую независимость на деле являются грабителями и работорговцами, снабжающими Османскую империю живой рабсилой. И, мол, нет среди них достойных скотоводов, земледельцев и ремесленников, но сплошь и рядом – бандиты и вражеские пособники. В тех докладах чиновники занизили численность убыхов, оценив весь народ в 3 тысячи горцев.
Реагируя на яркие раздражающие донесения, руководство Российской империи выдвинуло убыхам жесткий ультиматум: присяга императору на верность или полная депортация. Несговорчивые кавказцы, разумеется, выбрали второй вариант. Май 1864-го ознаменовался победным парадом русских войск в черкесском Кбааде (нынешняя Красная поляна Адлеровского района). Это событие ознаменовало собой победное завершение Кавказской войны.
«Ладушки, ладушки. » – тайна детской потешки.
С детства помним песенку про «ладушки», но оказывается, она не так проста и корнями уходит в славянскую обрядность.
Ладушки, ладушки,
Где были? – У бабушки!
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Бражку.
Ладушки – это не ладони
Все обычно полагают, что слово «ладушки» связано с действием «хлопать в ладони». Есть такой глагол «ладошить». Но слово «ладонь» в русском языке появилось только в XVIII веке. А эта песенка известна многим славянским народам, в языках которых не было слова «ладонь».
На Руси ладонь называли «долонь», в белорусском языке «далонь», в украинском «долоня». Скорее всего, эта песенка появилась ещё в языческой Руси, поэтому она известна многим славянским народам.
О слове «ладушка»
Л. В. Успенский интерпретирует первую строчку песенки так: «Милые мои детушки, где вы были?» (Успенский Л. Очерки о языке, 1956). В славянских языках был корень «лад», который связан с нежностью и радостью. «Ладушкой» молодой муж ласково мог называть свою жену или деток.
Кстати, это не единственная народная песня, где встречается слово «ладушки».
Диди, ла-ди, диди, ладушки! Терещенко А.В. Быт русского народа. Ч. IV и V. М., 1999.
Ой ладушки, ладу! Народное творчество Южного Урала. Вып. 1. Челябинск, 1948.
Ой ладо, ой ладушки-ладо. А. К. Толстой в произведении «Змей Тугарин: Былина» (1867 г.)
Но всё не так просто.
Таинственный языческий обряд
Слово «ладушки» связано, скорее всего, с богиней плодородия Ладой, а значит, эта песня относится к обрядовым.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели Шу-у-у!
Полетели!
На головку сели!
Ладушки запели!
Что за некие «шу», которые полетели и на головку сели? Конечно, речь идёт о птицах, такими словами приветствовали приход весны. В славянской мифологии птицы на зиму улетали в Ирий, это место похоже на рай, в нём как раз и зимуют птицы вместе с душами мёртвых. По поверьям, первой улетает туда на зимовку кукушка (хранительница ключей), по другой версии, жаворонок, последним — аист.
Птицы уносят с собой тепло, а возвращаясь, открывают райские врата и выпускают на землю весну. Славяне жили от весны и до весны, так как вся жизнь в древности зависела от урожая. С прилётом птиц начинались весенние дожди, которые дарил людям Перун, и земля становилась плодородной.
В честь прилета птиц устраивали народные гулянья: пекли фигурки из теста, выносили их на улицу и пели заклички. Закличи – это обрядные песни, слово образовано от глагола «закликать».
Возможно, в «ладушках» как раз боготворили Ладу, встречали птиц и ели священную кашу в честь обновления мира.
Немного жуткая версия о кашке с бражкой
Какая бражка в детской потешке? Этнографы предполагают, что кашка и бражка в этой присказке – поминальная еда, которую относили умершим родственникам. Сейчас это еда, которая подается на поминках (коливо). По этой версии, «шу, полетели, на головку сели» – это души умерших родственников.
Зачем тогда раньше играли с ребенком в «ладушки», если здесь явный ритуальный подтекст? Этой песенкой будто подготавливали маленьких детей к почитанию предков.
Итак, «ладушки» – это детская песенка-обряд в честь прихода весны, приветствие богини Лады.
«Бабушка из «Ладушек», она того». Люди узнали о смысле старого детского стишка, и их жизнь не будет прежней
Пользователи твиттера узнали, что присказка к старой детской игре «Ладушки, ладушки» не такая радостная, как они думали прежде. Оказалось, в ней скрывается история, которую детям лучше не рассказывать. Потому что она очень грустная и трагичная.
Существуют разные варианты потешки, но все они имеют общий смысл. При этом слово «ладушки» трактуется несколькими способами: от уменьшительно-ласкательного обращения к детям до имени славянской богини весны Лады.
— Ладушки, ладушки, где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка сладенькая,
Бражка младенькая,
Попили, поели,
Домой полетели,
На головку сели.
Обсуждение присказки 26 февраля начал пользователь с ником thetrollinmoss.
Хм, а как же наша великая скрепа — детская присказка «Ладушки-ладушки»? «Что ели — кашку, что пили — бражку.» Это что, бабушка детей спаивала? Не думаю. Что-то странное с этими брагами.
На своё замечание пользователь получил неожиданный ответ.
Понимаете, тут такое дело, что бабушка из «Ладушек», она того, умерла. А ели кашу и пили брагу у неё на поминках, да. В детский фольклор лучше не углубляться.
Открывшиеся подробности удивили не только автора вопроса, но и других людей.
Блин, как мне теперь с детьми в «Ладушки» играть?
Моя жизнь уже не будет прежней.
В подтверждение своих слов Русские летописи опубликовал скриншот из книги 2017 года «Другая Троица. Работа по поэтике» российского филолога и переводчика Ильи Франка с объяснением потешки.
Автор также предупредил скептиков, что толковать подобным образом можно не только старый стишок.
Ну, это не доказано, но у этой гипотезы есть очень серьёзные основания.
Вообще, когда видишь в тексте детской потешки кашу или пиво, это звоночек, а когда там ещё и птицы появляются, это уже трезвон.
Дело в том, что у пернатых в старинных сказаниях есть своя недетская миссия.
Птицы считались посредниками между нашим миром и миром мёртвых, они могут бывать у нас, а могут — у них.
Не всем теория показалась странной, некоторые твиттерские посчитали её логичной.
Вполне логичная версия, если учесть, что детей не ограждали от темы смерти, как сейчас.
Притом много где [не ограждали] до относительно недавнего времени. Скажем, в 1750 году в Англии была опубликована детская вечерняя молитва со словами «If I should die before I wake» («Если я умру прежде, чем проснусь»).
А у отдельных комментаторов теперь больше вопросов, чем ответов.
То есть «Гори-гори ясно» — про сжигание покойника? Отлично!
А насчёт того, что Баба-Яга — ходячий труп, тоже правда? Извиняюсь за безграмотность в этом вопросе.
Впрочем, люди часто смотрят на искусство по-новому — и не только на народное. Например, пользователь сайта Reddit внимательно посмотрел на картинку Мунка «Крик», и она сломала ему мозг. Он увидел на ней собаку, и развидеть это уже не получится. Пользователь сайта «Пикабу», напротив, не может по-прежнему смотреть на котов, ведь он заметил на их лапках человеческие носы, и выглядит это прекрасно.