бразды пушистые что это
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
«Милый друг» / Клим Ли + Klim Lee / Клим Ли facebook [MORE=>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>] Радиоспекта.
Полжизни мы теряем из-за спешки. Художник-акварелист Андрияка Сергей Николаевич (Россия, 1958). Пейз.
Уходит год крысиный, Эх, бед он натворил! Covidom, как трясиной, Всю Землю вдруг покрыл. &nb.
—Метки
—Рубрики
—Помощь новичкам
—Приложения
—Ссылки
—Музыка
—Музыкальный плеер
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
«Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая…»Что же такое бразды? Современных детей попросили нарисовать картинку по четверостишию Пушкина
Очень жалко пушистых «браздов»
Помесь бобра с дроздом
В КОММЕНТАРИЯХ к статье «Ich kann по-русски» («АиФ. Европа» N 50, 2005) на нашем сайте www. europe.aif.ru один из читателей привёл следующую забавную историю.
Современных детей-первоклашек попросили нарисовать картинку по четверостишию Пушкина:
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
То есть нет несущейся в облаке искрящегося под солнцем снега кибитки с весёлым бородатым дядькой в тулупе и кушаке на козлах. Вместо этого над землёй несётся кубическая летающая хреновина, под её смертоносными ударами летят кровавые ошмётки несчастных пушистых браздов, а за всем этим, балансируя на обруче на краю вырытой ямы, наблюдает люмпенская личность в тулупе и красном кушаке, с лопатой.
МЫ НЕ знаем, были ли действительно такие картинки, нарисованные российскими первоклашками, или это просто хохма, гуляющая по Интернету. Ссылки на первоисточник найти так и не удалось. Редакция решила провести собственный эксперимент. Правда, без рисунков. Заданием для разновозрастных отпрысков, родным языком которых является русский, было объяснить, как они понимают это четверостишие Пушкина. Или хотя бы что представляют, читая эти строки.
Ученица 2-го класса московской школы:
Ученица 4-го класса британской школы (в Англии живёт 2 года)
Прочитала четверостишие. Задумалась. Подчеркнула слова, которые она может объяснить: пушистые, взрывая, летит, сидит, тулупе, красном.
Размышления по поводу неизвестных слов:
УЧЕНИК 6-го класса немецкой школы (в Германии живёт 4 года)
С неохотой оторвавшись от игры в «Sony-Playstation»:
Вдогонку родители уныло: а кто такой помещик, хоть знаешь?
— ЕСТЬ! Кто такой Пушкин?
— (Пауза). Это который богатых обокрал!
О. ВОЛКОВАЯ (Великобритания), Г. АНИСИМОВА (Россия), П. МОРОЗОВ (Германия
Но вообще-то эксперимент нечистый.
Во-первых, нужно было давать отрывок целиком:
« Зима. Крестьянин, торжествуя,
на дровнях обновляет путь;
его лошадка, снег почуя,
плетётся рысью как-нибудь;
бразды пушистые взрывая,
летит кибитка удалая;
ямщик сидит на облучке
в тулупе, в красном кушаке ».
Во-вторых, взяты слишком маленькие дети – первоклассники или дети, живущие в чужой языковой среде – в Англии, в Германии.
Живое общение заменил телевизор
РАССКАЗЫВАЕТ историк, писатель и переводчик Кирилл Львович ЗИНОВЬЕВ (Лондон).
— Я НАДЕЮСЬ, что не дети, не понимающие стихов Пушкина, а их родители испытали стыд. Откуда ваши дети будут знать, что такое облучок и кто такой ямщик, если вы им этого не рассказали?
Конечно, это понятия устаревшие. Не только дети никогда кибитку не видели, но и их родители, и родители родителей вряд ли когда-нибудь в кибитке ездили. Так что в принципе ничего особо страшного в этом нет. Ну кто из современных англичан без соответствующей подготовки сможет прочитать в подлиннике Шекспира? Да даже Диккенса не каждый сможет понять. Язык Шекспира отличается от языка Диккенса так же, как язык Диккенса от современного. И это закономерно. Так что не надо бить тревогу, если дети не знают устаревших слов. Бейте тревогу, когда ребёнок не в состоянии внятно говорить на современном языке.
— Вас привезли в Англию в 1921 году, когда вам было 11 лет. Вы живёте здесь уже 85 лет и разговариваете по-русски так, что просто не верится, как такое возможно.
Но до того, что вам случится
Поэмы звонкие писать,
Я вам советую учиться
И больше Пушкина читать.
Известно, что маленькие дети понимают слова буквально. На эту тему Чуковский прекрасную книгу написал «От двух до пяти».
— Мама, я такая распутница!
И показала веревочку, которую удалось ей распутать.
— Послушай, папа, фантазительный рассказ: жила-была лошадь, ее звали лягавая. Но потом ее переназвали, потому что она никого не лягала.
Или известный анекдот, как мальчик спросил, что такое «аборт». Мама долго смущалась, не зная, как ему объяснить, а потом догадалась спросить, где он слышал такое слово. Оказалось, что в песне – «А волны и стонут и плачут и бьются о борт корабля».
В общем, что уж в случае со стихами Пушкина такого необычного?
Когда я была маленькой, то мы с подружкой играли в «банкрота». Мы думали, что банкрот- это крот в банке. Почему-то это слово нас очень насмешило. Мы взяли банку и стали с ней бегать, воображая, что в ней крот. Когда нас спрашивали, что мы делаем, мы отвечали, что играем в банкрота – в крота в банке.
Но я знала, кто такой ямщик, потому что по радио часто слышала песню о ямщике – «Там, в степи глухой замерзал ямщик», да и гости за столом любили ее петь.
Знала я и что такое тулуп – тогда это слово не было редким.
Про остальное мне, наверное, объяснила мама, когда читала стихотворение. Ведь у нас были книжки с картинками, куда входили подобные стихи. Это потом мы узнали, что они из большой поэмы «Евгений Онегин». А, может быть, это было в школе – я уже не помню.
Вообще говоря, с нами занимались меньше, чем сегодня занимаются с детьми. Мне кажется, что сегодня дети не имеют ни одной свободной минутки от разнообразных кружков и репетиторов.
Разве сегодня детям не читают стихов, которые учили мы, не дают рассматривать книги с картинками?
Интересно, знают ли сегодня дети, что такое банкрот и аборт?
А вот такие слова дети знают: аккаунт, аудитор, байопик, брейк (кофебрейк, тибрейк), бодиарт, бодибилдинг, брифинг, брокер, воркаут, гаджет, гроулинг, даунтаун, даунхилл, дауншифтинг, дайвинг, девайс, дресскод, дрифтинг, имиджмэйкер, истеблишмент, картинг, клининг, консалтинг, контент, краудфандинг, кроссфит, лизинг, лифтинг, маркетинг, менеджер, мерчендайзер, мэйк-ап, овербукинг, паркинг, пати, пентхаус, промоутер, пруф, рафтинг, рейдер, релиз, рисепшн, риэлтор, сабж, сайдинг, саммит, сиквел, ситком, скайарт, скайдайвинг, снорклинг, сплит, стритрейсинг, суппорт (саппорт), сэмпл, таунхаус, тюнинг, хакер, хеджбек, фастфуд, фишинг, флеш-моб, франчайзинг, филлер, фича, фьючерсы, фэйк, фэйс контроль, холдинг, читинг, шопинг, шорт-лист, шугаринг, шутинг.
Детский взгляд. (стырено)
Однажды первоклашкам предложили на уроке чтения нарисовать иллюстрацию к стихотворению Пушкина:
Бразды пушистые взрывая
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе теплом, в кушачке.
Мороз и солнце
Старший сын учится в третьем классе. На днях задали им выучить «Зимнее утро» Пушкина наизусть. В общем-то ничего нового, разве что само произведение уже довольно солидных размеров, 5 шестистиший всё-таки. Так вот, сын учит, мы с супругой по памяти помогаем (уже лет 27-28 прошло, но впечаталось крепко). Первые два шестистишья выучились быстро, а вот дальше начались проблемы, никак не мог запомнить, не идёт и всё тут. Сидит, рыдает и сквозь слезы выдаёт:
— нам Елена Ииивановна сказала, что стих лёгкий и мы его за 15 миииинут выыыыучим. А сама только 2 строчки раскаааазала, а дальше не поооомнит. Обманууууула!
П.С. в итоге успешно доучил и на 5 рассказал.
Из жизни Ромашки
В детский сад, вздыхая тяжко,
Вдруг, нежданно для домашних,
Из кармашка на рубашке
(Новой клетчатой рубашке!)
Выпадают на паркет.
-Два окурка сигарет?
-Три обертки от конфет?
-Пять купюр и семь монет?
Что же папу удивило?
(И сестра столбом застыла,
Пара долек чеснока!
Довела родного брата:
Включит вечером кино,
Упыри да вурдалаки!
Вот что «Сумерки» твои
Ни при чём мои вампиры,
Стало классикой давно!
Для чего чеснок у братца
Очень просто догадаться:
Ромка, как любой пацан,
Всю фигню суёт в карман!
— Девочки, не надо ссор.
Чуть не полыхнул напрасно,
Только мне давно всё ясно:
Хочет Рома с малых лет
В натуральных витаминах
Есть самой природы сила!
А вообще, скажи, сынок,
Для чего тебе чеснок?
Все воззрились на героя.
Мрачно Ромка произнёс:
Тут в другом совсем вопрос.
В садике Петрова Зоя,
Не даёт совсем покоя:
Ходит целый день хвостом,
Только там ещё есть Жаннка,
Каждый полдник свой компот.
И Никифорова Света
В шкафчик мой кладёт конфеты.
Весь в меня пошёл малец!)
А вчера они решили,
Чтоб без ревности дружили
Надо из троих одну
Выбрать для меня жену.
А с женой, куда деваться,
Будет нужно целоваться,
Вот наемся чеснока.
Ржёт сестра, хохочет мама,
Вот как польза велика
От простого чеснока.
Новый взгляд на Доктора Айболита
Случайно на ночь перечитывал вслух всем памятный стишок про Бармалея, от Корнея нашего Чуковского.
Но злодей Айболита хватает
И в костёр Айболита бросает.
И горит, и кричит Айболит:
«Ай, болит! Ай, болит! Ай, болит!»
Ну, пожалуйста, скорее
Чтобы жадный Бармалей
Этих маленьких детей!
И всё. Это последние слова Айболита. Из последних сил, так сказать. А дальше начинается трэш и угар:
Рада, рада, рада, рада детвора,
Лютик ищет дом
Трогательный и невероятно ласковый Лютик в поисках своей семьи 💜🐾
🐾Лютик кастрирован.
🐾Возраст 9 месяцев.
🐾Лоток с наполнителем отлично.
🐾Маникюр строго об когтеточку!!
Лютик так рад вниманию и общению с человеком, словами не передать))
Он прекрасно ладит с детьми и со своими сородичами, у него есть ещё братик и сестричка!
Помогите найти чудесному малышу дом, где будут любить и кормить вкусным и полезным кормом, где будут играть и позволять спать в кроватке))
Дети уходят из города.
Дана Сидерос (Дарья Волгова)
Про химию
Заболела тут как-то в конце зимы – ротавирусную инфекцию подцепила. Пришлось капитулировать, врача вызывать. Ну, пришёл такой немолодой дядька, глянул на меня от порога неприязненно, влез, кряхтя, в бахилы, заодно уж – наклонился же! – штанины почистил рукавом халата. Со скрипом разогнулся, сумрачно поозирался, шуганул кота, хоть кот и Пилюлька, и спросил, куда проходить. Будто тут есть особо куда, в хрущёвке-то двухкомнатной…
Ну, провела в зал. Сама села, от греха подальше, – ротавирус, знаете ли, вольностей не терпит. Доктору указала на место рядом, на диване. Но он – тоже, видать, от греха – выбрал стул поодаль. Согнав с него вездесущего кота. Посидел немного в приятном расслабоне, потом вспомнил про анамнез. Спросил, есть ли внуки да не болел ли из них кто, а получив два «да» в ответ, уверенно поставил диагноз: от внуков, к бабке не ходи! Я удивилась – у внучки болезнь как-то не так… э-э-э… радикально проявлялась. На что доктор фыркнул. И что, мол? У всех по-разному себя зараза ведёт. Что мы про вирусы знаем? Ничего. Природа вирусов нам не известна: то ли это вещество, то ли существо, то ли волна. Потом понавыписал лекарств и засобирался восвояси. Но, видать, всё-таки заразился, как ни дистанцировался от вирусоносителя! От меня, в смысле. Только вирус, в полном соответствии с докторовой концепцией, в его конкретном организме проявился поносом словесным: тормознув в дверях, врач продолжил теоретизировать. С полчаса рассказывал, что всё – химия. Включая любовь. Пока идёт реакция, мы счастливы, а потом – привет! Иначе почему мы любим не тех, кого надо.
Кстати, о химии. Когда-то халтурила в Ромкиной – это мой сын – школе, и мы с моими подопечными старшеклассниками готовили вечер на 8 Марта. «Выездной концерт» назывался. Ведущие выезжали к публике на тачке – на садовой натуральной тачке, сразу же встреченной овациями и радостным хохотом.
Каждой учительнице был номер специальный посвящён. Для химички пел Ромка, под Киркорова. Мы ему нашли и прикид соответствующий, и «парик» – объёмистый моток чёрной кудрявой пряжи, не зря ж Ромкина крёстная художник по трикотажу! Помнится, тоже аплодисмент сорвал – химия!
«Оставь надежду всякий сюда входящий.
Здесь вам не иностранный, да и не ОБЖ!
Учащиеся знают, где ад настоящий:
Он в кабинете Химии, на 3 этаже.
Здесь, сколько ни старайся, фенола не получишь
Из ацетальдегида, хоть изгрызи столы!
А в дни проверки знаний идёт всего лучше
Реакция обмена контрольных на колы.
Никто мне в мире этом – и в том – не поможет.
Мне голову сжимает бензольное кольцо.
Отравлен я парами науки сверхсложной
И потому имею зелёное лицо.
химичку так звали, Любовь… э-э-э… Какойтовна, и её реакция была бурной и продолжительной: никто на итоговой проверочной не погорел…
Зима. Крестьянин торжествует
Какие слова нужно объяснить ребенку
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
Этот маленький отрывок из «Евгения Онегина» знают все русские люди. Но чем дальше мы удаляемся от эпохи А.С.Пушкина, тем сложнее маленьким детям учить это стихотворение наизусть. Почему? Потому что на 14 строчек приходится минимум 8 устаревших слов, без понимания которых ребенок не нарисует в своем воображении картинку, запечатленную поэтом. Не почувствует радость и свежесть первого морозного дня, восторга и единения природы и человека.
Дети легко заучивают стихи, когда они им понятны. Поэтому все непонятные слова необходимо объяснить.
Почему же кибитка летит, крестьянин торжествует, а мальчишка смеется? Потому что все рады снегу. Прочтем стихи, предшествующие «Зиме. » и открывающие собой пятую главу поэмы:
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
Теперь, когда все незнакомые слова поняты, у ребенка начинают возникать образы. На заднем плане несется быстрая кибитка, ямщик-модник (кушак-то красный!) с удалью гонит лошадей. Вокруг разлетаются снежинки (как в кильватере катера разлетаются брызги). Навстречу кибитке, а может, за ней следом медленно тащится крестьянская тощая лошаденка, она везет крестьянина в лес. Почему не из леса? Потому как крестьянская лошадка обновляет путь, то есть бежит по первому снегу, прокладывая бороздки-колеи, это еще и указание на часть суток. Утро, несомненно, раннее утро. Еще даже не все проснулись.
Хорошо поняв, о чем говорится в стихотворении, и нарисовав в воображении картинку, ребенок с удовольствием запомнит и крестьянина, и кибитку и мальчика с собакой. Воображение включится, вспомнится ощущение морозца и зимнего солнца. Кстати, подобные стихотворения-описания дают неограниченный простор для занятий рисованием.
— «Вот бегает дворовый мальчик. дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив. «
— Стало быть, наелся, коли бегает да балуется. А у родителей нет того в уме, чтоб мальчишку за дело усадить. Чем собаку-то возить, лучше бы дрова колол.
— «Ему и больно и смешно, а мать грозит. а мать грозит ему в окно. «
Про кибитку, ямщика и пушистые бразды. Мои мысли
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Я вспомнила себя в школьные годы. Из всех существительных меня смущали только «бразды». То есть я примерно могла догадаться по контексту, что это дорога, а «пушистые», потому что засыпанная снегом.
С кибиткой было совсем просто. В нескольких детских фильмах фигурировали бродячие артисты, которые путешествовали как раз в кибитках. Опять же «Будулай вернулся!», еще какие-то фильмы про цыганскую жизнь. Так что хоть я и не видела ни разу кибитку в жизни, но живо могла представить ее как некую крытую повозку. Единственное, в моем представлении она не могла лететь, так как в фильмах она обычно тащилась.
, в передней части повозки.
Дальше тулуп и кушак. У моей бабушки был тулуп, висел на вешалке в прихожей. По моим детским воспоминаниям, это было что-то невообразимо тяжелое, волосатое и страшное. Еще и со странным запахом (видимо, так овчина пахла). А отправляя меня зимой гулять, бабушка говорила: «Кушаком хоть подпоясься».
А наши дети. Откуда им знать все эти слова? Если гулять они ходят в куртках, пуховиках и комбинезонах. Мы же их не «подпоясываем кушаком», а застегиваем ремень или подтягиваем кулиску с той же целью. Кибитку сейчас даже в фильме редко увидишь: старые показывают редко, а новые снимаются по другим сказкам. Облучок там же, где и кибитка, канул в историю за ненадобностью. Ямщика еще можно встретить. «Такси Ямщик», например, хотя бы семантика близкая: там извоз и здесь извоз.
Так и наши дети. Да, им рассказали-объяснили, да, они поняли, что это такое, но через полгода-год эти же слова снова будут для них новыми и непонятными. Так как знания ничем не подкреплены, нет уже этих реалий, они ушли в прошлое и больше не используются в повседневной жизни.
Я вот представила себя на месте детей. Сходила я на какую-нибудь научно-популярную лекцию по квантовой механике или нейрохирургии. Там классный такой лектор все рассказал, подробненько объяснил, я все поняла. Но через какое-то время я буду помнить только некие общие понятия, так как моя жизнь протекает совершенно в ином русле.
Так зачем огорчатся, что дети не знают про обличок и кушак. Зато они знают много других важных и нужных слов, которые были неведомы нашим бабушкам. Это жизнь.
И последнее. Протестировала своих детей. Старший (12 лет, много и охотно читает) не понял значения слов «кибитка» и «кушак». По его мнению, это головные уборы. Правильно, ямщик же не может по морозу без шапки разъезжать. Правда, не ясно, зачем ему сразу две. С остальными словами трудностей не возникло.
Зима. Крестьянин, торжествуя (отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.