братья лихуды что сделали

монахи Иоанникий и Софроний Лихуды

братья лихуды что сделали. Смотреть фото братья лихуды что сделали. Смотреть картинку братья лихуды что сделали. Картинка про братья лихуды что сделали. Фото братья лихуды что сделали

Греческие иеромонахи, просветители, богословы, основатели Славяно-греко-латинской академии в Москве.

Биография

По происхождению греки, представители княжеского рода Лихудов. Отец их был капитаном корабля. Спиридон окончил Коттунианскую коллегию Падуанского университета (1670) со степенью доктора богословия. Будучи студентом, принял монашеский постриг с именем Софроний. Иоанн учился у известного дидаскала Герасима Влаха, преподававшего в школе Венецианского греческого братства. Овдовев, Иоанн принял монашество с именем Иоанникий. Вернувшись на родину, братья преподавали в различных школах на Кефалинии, на других западных греческих островах, в городах Навпакт, Арта, а также в Фессалии и Македонии. Одновременно с просветительской работой вели активную проповедническую деятельность.

Когда русское правительство задумало завести в Москве высшую школу с именем академии, царь Федор и Патриарх Иоаким в 1682 году просили Восточных Патриархов о присылке в Москву православных и искусных учителей. Так случилось, что с марта 1683 года братья Лихуд жили в Константинополе на подворье у Иерусалимского Патриарха Досифея II. Последний предложил Лихудам отправиться в Москву, снабдив их рекомендательными грамотами и деньгами на дорогу.

3 июля 1683 года Лихуды оставили Константинополь; в Россию прибыли почти два года спустя вследствие задержки в пути из-за войны Австрии с Портою и происков иезуитов в Польше, которые старались как можно долее задержать Лихудов.

6 марта 1685 года они прибыли в Москву, где их приняли цари Петр I и Иван V. В том же году Лихуды стали преподавать в Богоявленском монастыре. Стоит отметить, что начало их преподавательской деятельности ознаменовало окончательную победу «грекофильской» партии над «латинской» в богословских спорах и политической борьбе того времени в Русской Церкви и при царском дворе.

Составленная Лихудами учебная программа ориентировалась на европейские образцы, прежде всего на программу Падуанского университета. Братья написали учебники: «Малая греческая грамматика», «Поэтика».

Первоначально к Лихудам перевели учеников типографской школы – Алексея Барсова, Николая Семенова-Головина, Федора Поликарпова, Федота Аггеева и Иосифа Афанасьева; к ним присоединились монах Иов и дьякон монастыря Палладий Рогов. В 1686 году для школы был построен особый каменный трехэтажный корпус в Заиконоспасском монастыре; «возведению здания весьма много содействовал и деньгами и распоряжениями» князь Василий Васильевич Голицын, которого Лихуды называли своим «заступником, защитителем, помощником, покровом и прибежищем». В новое здание к первым ученикам Лихудов были переведены все ученики из типографской школы, а также «по указу Царей вскоре присоединены до 40 боярских детей и значительное число разночинцев». К концу 1687 года в возникшей Академии числилось 76 человек учащихся.

Преподавательской деятельностью в основном занимался Софроний Лихуд, возглавлявший академию в 1685-1694 годы; Иоанникий Лихуд в 1688-1691 годы вел переговоры с Венецианской республикой о союзе с Россией против Османской империи.

В Москве Лихуды сыграли также важную роль в богословских спорах: отстояли православное учение в полемике с Яном Белобоцким и Сильвестром (Медведевым) о времени пресуществления Святых Даров в Евхаристии. Когда Лихуды прибыли в Москву, там всех волновал вопрос о времени Пресуществления Святых Даров на Литургии. Представитель «латинского учения» монах Сильвестр, видевший в Лихудах соперников по ученому авторитету, провозгласил их еретиками и издал против них сочинение «Манна». Лихуды написали в ответ «Акос, или Врачевание от угрызений змиевых» (перевод на русский язык был сделан их учениками, Поликарповым и Семеновым). Сильвестр издал второе сочинение против них — «Тетрадь на Лихудов»; Лихуды отвечали книгой: «Диалоги грека учителя к некоему Иисуиту». Хотя полемика по спорному вопросу продолжалась и после, но названными двумя сочинениями Лихудов этот вопрос был бесповоротно решен в пользу православного греческого мнения.

Братьев продолжали обвинять то в ересях, то в каких-то политических интригах в Царьграде, поэтому в январе 1704 года они были удалены в Ипатьевский монастырь в Костроме, где пробыли до января 1706 года. Там они продолжали писать полемические произведения, а также составили греческую грамматику.

В 1706 году новгородский митрополит Иов выхлопотал перевод братьев в Новгород, где поручил им устройство славяно-греко-латинской школы по образцу московской. Преподавание в ней велось по тем же учебникам. Новгородская школа Лихудов подготовила первое поколение русских филологов. Школа разместилась в новгородском Детинце, в здании, которое с тех пор получило название «Лихудов корпус». В школе не стали преподавать на латыни, оставив в качестве языков лишь два (поэтому она и называлась «Греко-славянской»).

Уже в конце 1707 года в Москву был вызван Софроний Лихуд, где он возглавил школу греческого языка (в академии в то время этот язык не преподавался). В 1712 году он был привлечен к работе над исправлением славянского перевода Библии, которая велась на Московском печатном дворе. Около 1720 года, после смерти Иоанникия, Софроний был назначен настоятелем Солотчинского монастыря в Рязанской епархии. Монахи не любили настоятеля-гречина, получившего эту должность не по их выбору. Он отправился в Москву, где его жалобы не имели успеха, возможно, вследствие подкупа судей монастырскими стряпчими, ненавидевшими Софрония за то, что тот препятствовал расхищению ими монастырского имущества. В 1730 году его перевели в Новоспасский монастырь.

Иоанникий Лихуд вернулся из Новгорода в Москву в 1716 году; скончался он в августе 1717 года и был похоронен в соборе Заиконоспасского монастыря. Софроний Лихуд скончался в июне 1730 года в Новоспасском монастыре.

Лихудов можно назвать родоначальниками высшего образования в Великороссии, а из их учеников образовалось целое поколение первых собственно русских ученых, каковы Ф. П. Поликарпов, А. К. Барсов, П. В. Постников, Феолог, Головин, Козма, Иов, Палладий Роговский и другие, отчасти бывшие профессорами академии и ее начальниками, отчасти трудившиеся по исправлению Библии и издавшие ряд ученых сочинений.

В 2007 году 31 мая в Москве в Богоявленском переулке перед алтарем Богоявленского монастыря был установлен бронзовый памятник в честь братьев Иоанникия и Софрония.

Источник

Путь схоластов

братья лихуды что сделали. Смотреть фото братья лихуды что сделали. Смотреть картинку братья лихуды что сделали. Картинка про братья лихуды что сделали. Фото братья лихуды что сделали

«Словеснейшие» братья Лихуды создали регулярные среднюю и высшую школы

Сегодня, 24 мая, — День славянской письменности и культуры. Это в первую очередь праздник просвещения, родного слова, книги, литературы. И новгородцам есть кем и чем гордиться в этом плане.

Недавно в НовГУ в рамках работы исторического лектория прошла лекция об Иоанникие и Софроние Лихудах и созданной ими в 1706 году в Новгороде при архиерейском доме греко-славянской школе.

По словам лектора, одного из создателей Лихудовского научно-исследовательского центра НовГУ, заместителя директора Государственного архива Новгородской области Николая САЛОНИКОВА, публичные выступления ученых для широкой аудитории нужны, поскольку, как показывает практика, школьники и студенты очень многого не знают из новгородской истории.

— В том числе и о деятельности иеромонахов Иоанникия и Софрония Лихудов, которые основали в Новгороде школу, — начинает разговор Николай Вячеславович. — А ведь они, по сути, совершили прорыв и в сфере образования России на рубеже XVII–XVIII веков.

— Лихуды, приехав в Москву из Греции в 1685 году, создали Славяно-греко-латинскую академию. Но ведь в Москве и до Лихудов были школы. Они что, новую учебную модель применили?

— Образование и сейчас — одна из наиболее консервативных сфер человеческой деятельности. Что уж говорить о том периоде. Лихуды в России применили ту модель, которую наблюдали в Европе и по которой сами обучались — Иоанникий, а он был старше брата, — в Венеции, а после оба — в Падуанском университете, который являлся одним их главных центров итальянского аристотелизма и схоластики.

Созданная Лихудами в Москве Славяно-греко-латинская академия разделялась на три класса или школы: верхнюю, среднюю и нижнюю. Обучению в академии предшествовала учеба в подготовительном классе, где проходили элементарную славянскую грамоту. Затем шел академический курс, который Лихуды читали сами. Его основой было, как и в Европе, изучение семи свободных искусств, прежде всего — грамматики, риторики и диалектики. Заканчиваться все должно было в обязательном порядке изучением «высших» наук — философии и богословия. Курс дисциплин носил схоластический характер.

— Но ведь гуманисты ругали схоластов за то, что те не к первоисточникам — текстам Священного Писания — обращаются, а к его комментаторам, например, Фоме Аквинскому.

— Да, и не только гуманисты. Если помните, основатель протестантизма Мартин Лютер активно выступал за обращение к первоисточнику и перевел на немецкий Новый Завет. Однако когда началось обучение в протестантских университетах, преподаватели предпочли пойти по пути схоластики. Потому как это наиболее подходящая форма с точки зрения подготовки учеников — она давала хорошие результаты.

И братья Лихуды схоластику выбрали исключительно как действующую образовательную модель.

— Некоторое время назад были обнародованы результаты сравнительного анализа тех лекций, что братья записывали, когда сами учились в Падуе, и тех, что читали воспитанникам в России. Лихуды упрощали свой учебный курс. И закономерно возник вопрос: можно ли в таком случае считать Московскую Славяно-греко-латинскую академию высшим учебным заведением?

— Действительно, братья Лихуды несколько упростили свои лекции. Но тут важно учитывать политическую расстановку сил того времени. Основатели школы были несвободны в принятии решений, ведь их в Россию послал патриарх Иерусалимский Досифей, который имел свои виды на Москву и вел упорную борьбу с латинствующими. Лихуды не сокращали структуру учебного курса, не упрощали содержательную часть, но они, дабы не раздражать грекофилов, в том числе и Досифея, убирали из своих текстов ссылки на авторитетных латинских авторов, популярных в Европе. Только и всего.

— Так каков все же формат учебных заведений, созданных Лихудами в России?

— Что касается Московской Славяно-греко-латинской академии, то это однозначно высшая школа — уровнем не ниже, чем в Европе. Но главное то, что Лихуды в России ввели систематическое обучение классическим языкам и «высшим» наукам. До них в Москве, конечно, были школы, но не на регулярной основе и не такого уровня.

— Что представляла из себя школа братьев Лихудов при архиерейском доме в Новгороде?

братья лихуды что сделали. Смотреть фото братья лихуды что сделали. Смотреть картинку братья лихуды что сделали. Картинка про братья лихуды что сделали. Фото братья лихуды что сделали

— В наши края иеромонахи Иоанникий и Софроний были переведены в 1706 году по инициативе митрополита Новгородского Иова и по указу Петра Великого.

В школе с самого начала были открыты два класса — славянский и греческий. А в 1724 году еще и латинский. При архиепископе Феодосии (Яновском) в Новгородской епархии создается также сеть партикулярных школ, учителями в которые назначаются уже ученики Лихудов. Таким образом, была создана система обучения, начинавшаяся с изучения Часослова и Псалтири, чтения, письма, букваря и заканчивавшаяся грамматикой и риторикой.

Братья Лихуды на протяжении десяти лет возглавляли школу. В 1716 году, после возвращения Иоанникия в Москву, руководство учебным заведением приняли на себя их московские и новгородские ученики.

— Вы давно занимаетесь изучением деятельности в Новгороде Лихудов. Что за последние годы удалось нового узнать?

— К сожалению, в Государственном архиве Новгородской области сохранилось не очень много документов о школе — нет ни одного свидетельства, связанного с ранним периодом деятельности учебного заведения, но имеются документы, относящиеся ко времени, когда Лихуды уже не преподавали. Например, дело об одном из руководителей школы иеромонахе Иове — как он вел занятия, как, будучи в преклонных годах, уклонялся от работы и как в конце концов был отстранен от школы.

Имеются и ведомости учеников, правда, в нашем архиве они представлены отдельными годами. А вот более подробная подборка за 1725/26 годы есть в архиве Санкт-Петербургского института истории — она позволяет узнать не только имена учеников, но и проследить их успеваемость.

— Если о самих братьях Лихудах информации собрано прилично, то о тех, кто потом руководил школой, не так много.

— В 1716 году школу возглавил тот самый иеромонах Иов, о котором только что шла речь. А затем иподиакон Софийского собора Федор Максимов, автор грамматики церковно-славянского языка, изданной в 1723 году в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре огромным по тем временам тиражом — 1200 экземпляров!

Долгое время считалось, что эти двое и были руководителями школы в послелихудовский период. Однако нам удалось найти еще одного. С 1723 года новгородское учебное заведение возглавил архимандрит Филимон. Он, как и Лихуды, — грек и прибыл в Россию в поисках денег для своего монастыря. Сначала поселился в Москве, но был выслан оттуда на Соловки за то, что якобы выдавал себя за того, кем на самом деле не являлся. В общем, так бы и находился он в ссылке, но митрополит Новгородский Иов, возведенный в сан в 1697 году, приметил его и призвал к себе. А в нашем архиве сохранилась сказка Филимона, другими словами — биография. В ней он пишет, что у Иова служил по лечебным делам. Следующий же новгородский владыка назначает Филимона экзаменовать поступающих на церковное служение юношей, чтоб отсеивать неграмотных или не знающих литургию. В 1723 году, как он сам указывает в сказке, его назначают учителем греческого класса.

Сам себя он высокопарно именовал профессором. В архиве Санкт-Петербургского института истории мы нашли его доклад архиепископу Новгородскому Феофану (Прокоповичу) с просьбой освободить Лихудов корпус Кремля (на фото), где и находилась школа, от учеников славянского класса, которых много и они шумят, а занятия греческим требуют «уединения». Филимон просит отдать под учебные нужды весь первый этаж здания, второй же отвести для его личного проживания. Ну а для славянского класса, которым руководил иподиакон Федор Максимов, подыскать другое место.

К сожалению, не удалось установить точную дату окончания его работы в школе, но известно, что в 1729 году он еще преподавал.

— Есть гипотеза, что на базе новгородской школы Лихудов позже был создан целый учебный комплекс, и не только по гуманитарному направлению подготовки. Вы разделяете эту версию?

братья лихуды что сделали. Смотреть фото братья лихуды что сделали. Смотреть картинку братья лихуды что сделали. Картинка про братья лихуды что сделали. Фото братья лихуды что сделали

— Действительно, есть подтверждения тому, что в Новгороде в первой трети XVIII века, до 1740 года, когда по указу Анны Иоанновны была открыта духовная семинария, вокруг школы Лихудов формируются и другие учебные заведения. Так, в архивных документах есть упоминания о немецком классе. Но пока не удается найти более подробные сведения по этой теме.

Интересны документы и о цифирной школе. По указам Петра I в российские города были посланы учителя для преподавания арифметики и геометрии в цифирных и навигацких школах. В Новгороде цифирную школу возглавил учитель Василий Залуцкий, в обучение к которому должны были поступать не только посадские дети, но и дети из семей священнослужителей Новгородской епархии. Более того, был издан высочайший указ о соединении цифирных школ со школами при архиерейских домах. Однако епархиальное начальство пыталось всячески избежать этого объединения. Сохранилась «Отписка» викария Новгородской епархии епископа Корельского и Ладожского Аарона (Еропкина), в которой он упирает на уникальность школы Лихудов, пишет, что, мол, в других епархиях, где нет учебных классов с такими традициями и отличными результатами, и можно объединять школы разной направленности, а Новгород следует освободить от этого.

Для исследователей перспективна и тема обучения в Новгороде дворянских недорослей. По инициативе Петра I детей дворян со всей России, а не только из Москвы и Санкт-Петербурга, отправляли в новгородскую школу для обучения. Имеются документы, в которых описывается, как и чему их учат. Как они, не желая постигать науки, по полгода добирались до места, оправдываясь тем, что то болезнь случится, то какая другая напасть.

— Так в чем, по вашему мнению, значение братьев Лихудов для российской науки и образования?

— Лихудовская деятельность дала России образованное духовенство. Кроме того, позволила воспитать отечественное сословие интеллектуалов, которое впоследствии сыграло значительную роль в становлении и развитии Петровской академии наук и Московского университета.

Источник

ЛИХУДЫ

братья лихуды что сделали. Смотреть фото братья лихуды что сделали. Смотреть картинку братья лихуды что сделали. Картинка про братья лихуды что сделали. Фото братья лихуды что сделали

В 1683 г. Л. приехали в К-поль, где поселились на подворье Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары. В ответ на просьбу русского правительства прислать учителей патриарх Досифей направил Л. в Москву. Решение было принято после того, как патриарх убедился в приверженности Л. Православию: братья представили ему исповедание веры, проповедовали перед патриархом, митрополитом, архиепископом, епископом и клиром. Путешествие в Москву продолжалось ок. 2 лет (с июля 1683 по март 1685). По пути братья участвовали в диспутах с румын. богословами, а также с католиками, лютеранами, кальвинистами.

Л. прибыли в Москву 5(15) марта 1685 г. и были приняты царями Петром I Алексеевичем и Иоанном V Алексеевичем. Спустя неск. месяцев для Л. были построены 2 кельи в московском в честь Богоявления мужском монастыре, в к-ром 1(11) июля 1685 г. начала работу Богоявленская школа Л., явившаяся 1-м этапом создания Славяно-греко-латинской академии. Составленная Л. учебная программа ориентировалась на европ. образцы, прежде всего на программу Падуанского ун-та. В учебном процессе Л. использовали как известные в то время печатные пособия по грамматике, риторике, философии, эпистолографии, поэтике и др., так и составленные ими для рус. слушателей учебники. Сохранились списки учебников Л. фактически по всем читаемым ими предметам. Среди них греч. грамматика московской (краткой), костромской и новгородской (пространной) редакций, лат. грамматика, поэтика, 2 риторики, логика, физика, богословие, пособие «О методе эпистолярного искусства».

Первыми студентами Л. были 7 учащихся греко-слав. школы иером. Тимофея, находившейся на Московском Печатном дворе: Алексей Кирилов, Николай Семёнов, Федор Поликарпов-Орлов, Иосиф Афанасьев, Федот Агеев, Василий Артемьев, Федор Герасимов. В нояб. 1687 г. академия была переведена в построенное для нее здание на территории Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского мужского монастыря. Основная роль в преподавательском процессе принадлежала Софронию Лихуду, именно он, находясь в Москве, возглавлял академию в 1685-1694 гг., в то время как Иоанникий Лихуд в 1688-1691 гг. уезжал в Венецию, где в т. ч. вел переговоры с Венецианской республикой о союзе с Россией против Османской империи.

В 1694 г. Л. были отстранены от преподавания в Славяно-греко-латинской академии. Судя по документам Посольского приказа, одной из причин их отстранения было послание Иерусалимского патриарха Досифея II, выдвинувшего ряд обвинений против Л. Братьям было разрешено остаться в Москве. В 1694-1697 гг. они давали уроки итал. языка, в 1697-1700 гг. преподавали в школе по изучению итал. языка, состоявшей в ведении Разрядного приказа. В янв. 1704 г. Л. были удалены в Ипатиевский во имя Св. Троицы мужской монастырь в Костроме, где пробыли до янв. 1706 г. Там они продолжали полемическую деятельность, составили учебник греч. грамматики пространной редакции.

В нач. 1706 г. Новгородский митр. Иов добился освобождения Л. и позволения переехать в Новгород, где они почти сразу открыли школу. В кон. 1707 г. Софроний Лихуд был вызван в Москву, возглавил школу греч. языка (в академии в то время греческий не преподавался). В 1712 г. он был привлечен к работе над исправлением слав. перевода Библии, к-рая велась на Печатном дворе. Текст, к-рый был правлен в 1713-1721 гг. Софронием Лихудом и его коллегами по библейской комиссии (Феофилактом (Лопатинским), Поликарповым-Орловым, Н. Головиным и др.) (правленная рукопись: ГИМ. Син. № 22), был положен в основу издания в 1751 г. Елизаветинской Библии. Показательно, что основная тенденция справы состояла в устранении специфически книжных «еллинизмов», что делало церковнослав. язык более понятным и приблизило его к русскому языку (см.: Бобрик М. А. Книжная справа 1-й пол. XVIII в. и проблемы нормализации русского литературного языка: АКД. М., 1988. С. 6-7). В 1723-1729 гг. Софроний являлся архимандритом Солотчинского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря, в 1730 г. переведен в Новоспасский московский в честь Преображения Господня монастырь, скончался в том же году. Иоанникий Лихуд вернулся из Новгорода в Москву в 1716 г., умер в следующем году, погребен в Заиконоспасском монастыре.

Богословско-полемическая, проповедническая деятельность

В списках известны проповеди и похвальные слова Л.: «Похвала Алексея, человека Божия, обрученную свою оставившаго», «Поучение в пятую неделю Великаго поста о предопределении, произнесенное в 1701 г. в московском Успенском соборе за три приема», «Слово о Софии, Премудрости Божией» (Новг., 1708), «Похвальное слово прп. Варлааму Хутынскому» (Новг.); панегирики Петру I: «Триумф царя Петра Алексеевича под Азовом 1697 г.», «Похвальное слово царю Петру Алексеевичу по возвращении его из Голландии в 1698 г.», «Плач святыя Восточныя Церкви», «Сказание радостнаго и торжественнаго триумфа, еже сотворися вхождением его пресветлейшаго величества… преславна суща победителя шведов и внутренних своих врагов. Произнесено в 1709 г.» (по поводу Полтавской победы); «Триумф о благополучнейшем и преславном вечном мире… с свейскою короною» (в связи с заключением Ништадтского мирного договора со Швецией в 1721).

Источник

Братья Лихуд

Иоанникий Лихуд (1633 — умер в 1717 г.) и Софроний Лихуд (1652 — умер в 1730 г.) — греческие православные монахи, основатели славяно-греко-латинской академии — первого высшего учебного заведения в Московском государстве.

Начало их преподавательской деятельности в Москве в 1685 году ознаменовало окончательную победу «грекофильской» партии над «латинской» в богословских спорах и политической борьбе того времени в Московской Церкви и при царском Дворе. Пользовались поддержкой Патриарха Иоакима, архиепископа Холмогорского Афанасия (Любимова), влиятельного Чудовского инока Евфимия, архимандрита Высокопетровского монастыря Иова. Сумели приобрести значительное положение и в гражданских сферах: имели доступ ко двору государей. Светским покровителем братьев был князь Василий Васильевич Голицын, оказавший Лихудам значительную помощь своими деньгами в устройстве Академии он оказал

Содержание

Факты биографии

Греки по национальности, родом из Кефалонии, потомки византийского княжеского рода царской крови. Получив образование в Греции, потом в Венеции и Падуанском университете, они несколько лет состояли в Греции учителями и проповедниками.

Когда русское правительство задумало завести в Москве высшую школу с именем академии, царь Фёдор и Патриарх Иоаким в 1682 году просили Восточных Патриархов о присылке в Москву православных и искусных учителей. Так случилось, что с марта 1683 года братья Лихуд жили в Константинополе на подворье у Иерусалимского Патриарха Досифея II. Последний предложил Лихудам отправиться в Москву, снабдив их рекомендательными грамотами и деньгами на дорогу.

3 июля 1683 года Лихуды оставили Константинополь; в Россию прибыли почти два года спустя вследствие задержки в пути из-за войны Австрии с Портою и происков иезуитов в Польше, которые старались как можно долее задержать Лихудов.

Прибыли в Москву 6 марта 1685 года. Сразу по прибытию в Москву 1685 году начали преподавать в существовавших уже «заиконоспасских школах», помещавшихся в Заиконоспасском монастыре, и в течение восьми лет преподавали грамматику, пиитику, риторику, логику, математику и физику, встречая большие препятствия со стороны бывших в то время в Москве учёных западноруссов.

В 1688 году Иоанникий Лихуд в звании русского посла отправился в Венецию, где пробыл около четырёх лет.

В 1694 году, по требованию Досифея II, к тому времени бывшего весьма недовольным деятельностью братьев (в основном ввиду конфликтов корыстного характера и доносов), а также неблаговидного поведения сына Иоанникия — Николая (тот был пожалован стольником и владел значительною земельною собственностью), оба брата были устранены от преподавания в академии и определены для занятий к московской типографии.

В 1697 году указом Петра I им поручено было обучать 55 человек итальянскому языку (из 55 учились лишь 10, остальные отговорились). Их продолжали обвинять то в ересях, то в каких-то политических интригах в Царьграде.

В 1701 они были сосланы в костромской Ипатьевский монастырь.

В 1706 новгородскому митрополиту Иову позволено было поручить им устройство в Новгороде славяно-греко-латинской школы по образцу московской. Из Новгорода они снова вызваны были в Москву, для занятий в академии и для участия в исправлении Библии, вначале Софроний в 1709 году, а потом Иоанникий в 1716 году.

Около 1720 года, после смерти Иоанникия, Софроний был назначен настоятелем Солотчинского монастыря в Рязанской епархии. Монахи не любили настоятеля-гречина, получившего эту должность не по их выбору, а по назначению начальства. Они отказывались подчиняться его распоряжениям, несколько раз держали его под арестом в его келье, покушались даже на его жизнь. Он бежал в Москву, где его жалобы не имели успеха вследствие подкупа судей монастырскими стряпчими, ненавидевшими Софрония за то, что он препятствовал расхищению ими монастырских имуществ.

Сочинения и богословие

Трудам Лихудов ещё не даны оценки, так как ещё не рассмотрены все составленные ими учебники (по грамматике, риторике, логике, физике, психологии, богословию), по которым происходило преподавание в Заиконоспасской академии (они находятся в рукописях в разных библиотеках). Известно, что Лихуды пользовались собственными сочинениями, а также теми курсами, которые сами слушали в Падуе. Из того, что известно из курсов Лихудов (см. «Историю московской славяно-греко-латинской академии» С. Смирнова и статью г. Смеловского «Лихуд и направление теории словесности в их школе» в «Ж. М. Н. Пр.», ч. XLV) видно, что они не рабски следовали Аристотелю, а лишь в умеренной степени вносили в свои курсы западный схоластический характер. Есть у них и собственные мысли, например в «риторике» деление красноречия на божественное, героическое и человеческое. Во всяком случае, уровень научности в курсах Лихудов выше, чем в подобных сочинениях учёных киевской академии их времени. У них меньше пристрастия к учениям дохристианских учёных и к схоластике, а в риторике, вопреки обычаю западному, они прямо держатся взглядов Аристотелю. Их можно назвать родоначальниками общего образования в Великороссии.

Из учеников Лихудов образовалось целое поколение первых собственно русских учёных, каковы Поликарпов, Феолог, Головин, Козма, Иов, Палладий Роговский и другие, отчасти бывшие профессорами академии и её начальниками, отчасти трудившиеся по исправлению Библии и издавшие ряд учёных сочинений.

Когда Лихуды прибыли в Москву, там всех волновал вопрос о времени Пресуществления Святых Даров на Литургии. Представитель «латинского учения» монах Сильвестр (Медведев), видевший в Лихудах соперников по учёному авторитету, провозгласил их еретиками и издал против них сочинение «Манна». Лихуды написали в ответ «Акос или врачевание от угрызений змиевых» (перевед на русский язык их учениками, Поликарповым и Семёновым). Сильвестр издал второе сочинение против них — «Тетрадь на Лихудов»; Лихуд отвечали книгой: «Диалоги грека учителя к некоему Иисуиту». Хотя полемика по спорному вопросу продолжалась и после, но названными двумя сочинениями Лихуд этот вопрос был бесповоротно решён в пользу православного греческого мнения.

Вслед за тем против католичества написаны ими ещё два сочинения: «Показание истины» (1689 год) и «Мечец духовный или разговор с иезуитом Руткою в Польской земле».

Также ими написаны сочинения против лютеран: «Иоанникия и Софрония обличение ересям Лютера и Кальвина», и против раскольников: «Коллурий от лютой страсти очеболения Капитоновского» и «Письмо к императору Петру I о ересях Кальвина и Лютера» (напечатано в журнале «Странник», 1861 г.). Кроме того, известны ещё «Философские ответы Софрония» и полный список библии с исправлениями, сделанными Софронием.

Заслуживают упоминания и проповеднические сочинения Лихудов:

Филарет, кажется, несправедливо набрасывает тень на нравственный характер Лихудов, обвиняя их в корыстолюбии. Из дела по жалобе Софрония на солотчинских монахов видно, что во время вторичного его заведования «греческой школой» в Москве он за эту службу не получал никакого жалованья, довольствуясь тем вознаграждением, какое получал за труды по исправлению Библии, всего в количестве 50 рублей в год, тогда как его ученики в то же время получали вчетверо и впятеро более. Из сочинений Лихудов в полном составе напечатан один «Мечец духовный» (в «Православном Собеседнике», 1866—1867 год.).

Разное

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *