братья лихуды что сделали
монахи Иоанникий и Софроний Лихуды
Греческие иеромонахи, просветители, богословы, основатели Славяно-греко-латинской академии в Москве.
Биография
По происхождению греки, представители княжеского рода Лихудов. Отец их был капитаном корабля. Спиридон окончил Коттунианскую коллегию Падуанского университета (1670) со степенью доктора богословия. Будучи студентом, принял монашеский постриг с именем Софроний. Иоанн учился у известного дидаскала Герасима Влаха, преподававшего в школе Венецианского греческого братства. Овдовев, Иоанн принял монашество с именем Иоанникий. Вернувшись на родину, братья преподавали в различных школах на Кефалинии, на других западных греческих островах, в городах Навпакт, Арта, а также в Фессалии и Македонии. Одновременно с просветительской работой вели активную проповедническую деятельность.
Когда русское правительство задумало завести в Москве высшую школу с именем академии, царь Федор и Патриарх Иоаким в 1682 году просили Восточных Патриархов о присылке в Москву православных и искусных учителей. Так случилось, что с марта 1683 года братья Лихуд жили в Константинополе на подворье у Иерусалимского Патриарха Досифея II. Последний предложил Лихудам отправиться в Москву, снабдив их рекомендательными грамотами и деньгами на дорогу.
3 июля 1683 года Лихуды оставили Константинополь; в Россию прибыли почти два года спустя вследствие задержки в пути из-за войны Австрии с Портою и происков иезуитов в Польше, которые старались как можно долее задержать Лихудов.
6 марта 1685 года они прибыли в Москву, где их приняли цари Петр I и Иван V. В том же году Лихуды стали преподавать в Богоявленском монастыре. Стоит отметить, что начало их преподавательской деятельности ознаменовало окончательную победу «грекофильской» партии над «латинской» в богословских спорах и политической борьбе того времени в Русской Церкви и при царском дворе.
Составленная Лихудами учебная программа ориентировалась на европейские образцы, прежде всего на программу Падуанского университета. Братья написали учебники: «Малая греческая грамматика», «Поэтика».
Первоначально к Лихудам перевели учеников типографской школы – Алексея Барсова, Николая Семенова-Головина, Федора Поликарпова, Федота Аггеева и Иосифа Афанасьева; к ним присоединились монах Иов и дьякон монастыря Палладий Рогов. В 1686 году для школы был построен особый каменный трехэтажный корпус в Заиконоспасском монастыре; «возведению здания весьма много содействовал и деньгами и распоряжениями» князь Василий Васильевич Голицын, которого Лихуды называли своим «заступником, защитителем, помощником, покровом и прибежищем». В новое здание к первым ученикам Лихудов были переведены все ученики из типографской школы, а также «по указу Царей вскоре присоединены до 40 боярских детей и значительное число разночинцев». К концу 1687 года в возникшей Академии числилось 76 человек учащихся.
Преподавательской деятельностью в основном занимался Софроний Лихуд, возглавлявший академию в 1685-1694 годы; Иоанникий Лихуд в 1688-1691 годы вел переговоры с Венецианской республикой о союзе с Россией против Османской империи.
В Москве Лихуды сыграли также важную роль в богословских спорах: отстояли православное учение в полемике с Яном Белобоцким и Сильвестром (Медведевым) о времени пресуществления Святых Даров в Евхаристии. Когда Лихуды прибыли в Москву, там всех волновал вопрос о времени Пресуществления Святых Даров на Литургии. Представитель «латинского учения» монах Сильвестр, видевший в Лихудах соперников по ученому авторитету, провозгласил их еретиками и издал против них сочинение «Манна». Лихуды написали в ответ «Акос, или Врачевание от угрызений змиевых» (перевод на русский язык был сделан их учениками, Поликарповым и Семеновым). Сильвестр издал второе сочинение против них — «Тетрадь на Лихудов»; Лихуды отвечали книгой: «Диалоги грека учителя к некоему Иисуиту». Хотя полемика по спорному вопросу продолжалась и после, но названными двумя сочинениями Лихудов этот вопрос был бесповоротно решен в пользу православного греческого мнения.
Братьев продолжали обвинять то в ересях, то в каких-то политических интригах в Царьграде, поэтому в январе 1704 года они были удалены в Ипатьевский монастырь в Костроме, где пробыли до января 1706 года. Там они продолжали писать полемические произведения, а также составили греческую грамматику.
В 1706 году новгородский митрополит Иов выхлопотал перевод братьев в Новгород, где поручил им устройство славяно-греко-латинской школы по образцу московской. Преподавание в ней велось по тем же учебникам. Новгородская школа Лихудов подготовила первое поколение русских филологов. Школа разместилась в новгородском Детинце, в здании, которое с тех пор получило название «Лихудов корпус». В школе не стали преподавать на латыни, оставив в качестве языков лишь два (поэтому она и называлась «Греко-славянской»).
Уже в конце 1707 года в Москву был вызван Софроний Лихуд, где он возглавил школу греческого языка (в академии в то время этот язык не преподавался). В 1712 году он был привлечен к работе над исправлением славянского перевода Библии, которая велась на Московском печатном дворе. Около 1720 года, после смерти Иоанникия, Софроний был назначен настоятелем Солотчинского монастыря в Рязанской епархии. Монахи не любили настоятеля-гречина, получившего эту должность не по их выбору. Он отправился в Москву, где его жалобы не имели успеха, возможно, вследствие подкупа судей монастырскими стряпчими, ненавидевшими Софрония за то, что тот препятствовал расхищению ими монастырского имущества. В 1730 году его перевели в Новоспасский монастырь.
Иоанникий Лихуд вернулся из Новгорода в Москву в 1716 году; скончался он в августе 1717 года и был похоронен в соборе Заиконоспасского монастыря. Софроний Лихуд скончался в июне 1730 года в Новоспасском монастыре.
Лихудов можно назвать родоначальниками высшего образования в Великороссии, а из их учеников образовалось целое поколение первых собственно русских ученых, каковы Ф. П. Поликарпов, А. К. Барсов, П. В. Постников, Феолог, Головин, Козма, Иов, Палладий Роговский и другие, отчасти бывшие профессорами академии и ее начальниками, отчасти трудившиеся по исправлению Библии и издавшие ряд ученых сочинений.
В 2007 году 31 мая в Москве в Богоявленском переулке перед алтарем Богоявленского монастыря был установлен бронзовый памятник в честь братьев Иоанникия и Софрония.
Путь схоластов
«Словеснейшие» братья Лихуды создали регулярные среднюю и высшую школы
Сегодня, 24 мая, — День славянской письменности и культуры. Это в первую очередь праздник просвещения, родного слова, книги, литературы. И новгородцам есть кем и чем гордиться в этом плане.
Недавно в НовГУ в рамках работы исторического лектория прошла лекция об Иоанникие и Софроние Лихудах и созданной ими в 1706 году в Новгороде при архиерейском доме греко-славянской школе.
По словам лектора, одного из создателей Лихудовского научно-исследовательского центра НовГУ, заместителя директора Государственного архива Новгородской области Николая САЛОНИКОВА, публичные выступления ученых для широкой аудитории нужны, поскольку, как показывает практика, школьники и студенты очень многого не знают из новгородской истории.
— В том числе и о деятельности иеромонахов Иоанникия и Софрония Лихудов, которые основали в Новгороде школу, — начинает разговор Николай Вячеславович. — А ведь они, по сути, совершили прорыв и в сфере образования России на рубеже XVII–XVIII веков.
— Лихуды, приехав в Москву из Греции в 1685 году, создали Славяно-греко-латинскую академию. Но ведь в Москве и до Лихудов были школы. Они что, новую учебную модель применили?
— Образование и сейчас — одна из наиболее консервативных сфер человеческой деятельности. Что уж говорить о том периоде. Лихуды в России применили ту модель, которую наблюдали в Европе и по которой сами обучались — Иоанникий, а он был старше брата, — в Венеции, а после оба — в Падуанском университете, который являлся одним их главных центров итальянского аристотелизма и схоластики.
Созданная Лихудами в Москве Славяно-греко-латинская академия разделялась на три класса или школы: верхнюю, среднюю и нижнюю. Обучению в академии предшествовала учеба в подготовительном классе, где проходили элементарную славянскую грамоту. Затем шел академический курс, который Лихуды читали сами. Его основой было, как и в Европе, изучение семи свободных искусств, прежде всего — грамматики, риторики и диалектики. Заканчиваться все должно было в обязательном порядке изучением «высших» наук — философии и богословия. Курс дисциплин носил схоластический характер.
— Но ведь гуманисты ругали схоластов за то, что те не к первоисточникам — текстам Священного Писания — обращаются, а к его комментаторам, например, Фоме Аквинскому.
— Да, и не только гуманисты. Если помните, основатель протестантизма Мартин Лютер активно выступал за обращение к первоисточнику и перевел на немецкий Новый Завет. Однако когда началось обучение в протестантских университетах, преподаватели предпочли пойти по пути схоластики. Потому как это наиболее подходящая форма с точки зрения подготовки учеников — она давала хорошие результаты.
И братья Лихуды схоластику выбрали исключительно как действующую образовательную модель.
— Некоторое время назад были обнародованы результаты сравнительного анализа тех лекций, что братья записывали, когда сами учились в Падуе, и тех, что читали воспитанникам в России. Лихуды упрощали свой учебный курс. И закономерно возник вопрос: можно ли в таком случае считать Московскую Славяно-греко-латинскую академию высшим учебным заведением?
— Действительно, братья Лихуды несколько упростили свои лекции. Но тут важно учитывать политическую расстановку сил того времени. Основатели школы были несвободны в принятии решений, ведь их в Россию послал патриарх Иерусалимский Досифей, который имел свои виды на Москву и вел упорную борьбу с латинствующими. Лихуды не сокращали структуру учебного курса, не упрощали содержательную часть, но они, дабы не раздражать грекофилов, в том числе и Досифея, убирали из своих текстов ссылки на авторитетных латинских авторов, популярных в Европе. Только и всего.
— Так каков все же формат учебных заведений, созданных Лихудами в России?
— Что касается Московской Славяно-греко-латинской академии, то это однозначно высшая школа — уровнем не ниже, чем в Европе. Но главное то, что Лихуды в России ввели систематическое обучение классическим языкам и «высшим» наукам. До них в Москве, конечно, были школы, но не на регулярной основе и не такого уровня.
— Что представляла из себя школа братьев Лихудов при архиерейском доме в Новгороде?
— В наши края иеромонахи Иоанникий и Софроний были переведены в 1706 году по инициативе митрополита Новгородского Иова и по указу Петра Великого.
В школе с самого начала были открыты два класса — славянский и греческий. А в 1724 году еще и латинский. При архиепископе Феодосии (Яновском) в Новгородской епархии создается также сеть партикулярных школ, учителями в которые назначаются уже ученики Лихудов. Таким образом, была создана система обучения, начинавшаяся с изучения Часослова и Псалтири, чтения, письма, букваря и заканчивавшаяся грамматикой и риторикой.
Братья Лихуды на протяжении десяти лет возглавляли школу. В 1716 году, после возвращения Иоанникия в Москву, руководство учебным заведением приняли на себя их московские и новгородские ученики.
— Вы давно занимаетесь изучением деятельности в Новгороде Лихудов. Что за последние годы удалось нового узнать?
— К сожалению, в Государственном архиве Новгородской области сохранилось не очень много документов о школе — нет ни одного свидетельства, связанного с ранним периодом деятельности учебного заведения, но имеются документы, относящиеся ко времени, когда Лихуды уже не преподавали. Например, дело об одном из руководителей школы иеромонахе Иове — как он вел занятия, как, будучи в преклонных годах, уклонялся от работы и как в конце концов был отстранен от школы.
Имеются и ведомости учеников, правда, в нашем архиве они представлены отдельными годами. А вот более подробная подборка за 1725/26 годы есть в архиве Санкт-Петербургского института истории — она позволяет узнать не только имена учеников, но и проследить их успеваемость.
— Если о самих братьях Лихудах информации собрано прилично, то о тех, кто потом руководил школой, не так много.
— В 1716 году школу возглавил тот самый иеромонах Иов, о котором только что шла речь. А затем иподиакон Софийского собора Федор Максимов, автор грамматики церковно-славянского языка, изданной в 1723 году в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре огромным по тем временам тиражом — 1200 экземпляров!
Долгое время считалось, что эти двое и были руководителями школы в послелихудовский период. Однако нам удалось найти еще одного. С 1723 года новгородское учебное заведение возглавил архимандрит Филимон. Он, как и Лихуды, — грек и прибыл в Россию в поисках денег для своего монастыря. Сначала поселился в Москве, но был выслан оттуда на Соловки за то, что якобы выдавал себя за того, кем на самом деле не являлся. В общем, так бы и находился он в ссылке, но митрополит Новгородский Иов, возведенный в сан в 1697 году, приметил его и призвал к себе. А в нашем архиве сохранилась сказка Филимона, другими словами — биография. В ней он пишет, что у Иова служил по лечебным делам. Следующий же новгородский владыка назначает Филимона экзаменовать поступающих на церковное служение юношей, чтоб отсеивать неграмотных или не знающих литургию. В 1723 году, как он сам указывает в сказке, его назначают учителем греческого класса.
Сам себя он высокопарно именовал профессором. В архиве Санкт-Петербургского института истории мы нашли его доклад архиепископу Новгородскому Феофану (Прокоповичу) с просьбой освободить Лихудов корпус Кремля (на фото), где и находилась школа, от учеников славянского класса, которых много и они шумят, а занятия греческим требуют «уединения». Филимон просит отдать под учебные нужды весь первый этаж здания, второй же отвести для его личного проживания. Ну а для славянского класса, которым руководил иподиакон Федор Максимов, подыскать другое место.
К сожалению, не удалось установить точную дату окончания его работы в школе, но известно, что в 1729 году он еще преподавал.
— Есть гипотеза, что на базе новгородской школы Лихудов позже был создан целый учебный комплекс, и не только по гуманитарному направлению подготовки. Вы разделяете эту версию?
— Действительно, есть подтверждения тому, что в Новгороде в первой трети XVIII века, до 1740 года, когда по указу Анны Иоанновны была открыта духовная семинария, вокруг школы Лихудов формируются и другие учебные заведения. Так, в архивных документах есть упоминания о немецком классе. Но пока не удается найти более подробные сведения по этой теме.
Интересны документы и о цифирной школе. По указам Петра I в российские города были посланы учителя для преподавания арифметики и геометрии в цифирных и навигацких школах. В Новгороде цифирную школу возглавил учитель Василий Залуцкий, в обучение к которому должны были поступать не только посадские дети, но и дети из семей священнослужителей Новгородской епархии. Более того, был издан высочайший указ о соединении цифирных школ со школами при архиерейских домах. Однако епархиальное начальство пыталось всячески избежать этого объединения. Сохранилась «Отписка» викария Новгородской епархии епископа Корельского и Ладожского Аарона (Еропкина), в которой он упирает на уникальность школы Лихудов, пишет, что, мол, в других епархиях, где нет учебных классов с такими традициями и отличными результатами, и можно объединять школы разной направленности, а Новгород следует освободить от этого.
Для исследователей перспективна и тема обучения в Новгороде дворянских недорослей. По инициативе Петра I детей дворян со всей России, а не только из Москвы и Санкт-Петербурга, отправляли в новгородскую школу для обучения. Имеются документы, в которых описывается, как и чему их учат. Как они, не желая постигать науки, по полгода добирались до места, оправдываясь тем, что то болезнь случится, то какая другая напасть.
— Так в чем, по вашему мнению, значение братьев Лихудов для российской науки и образования?
— Лихудовская деятельность дала России образованное духовенство. Кроме того, позволила воспитать отечественное сословие интеллектуалов, которое впоследствии сыграло значительную роль в становлении и развитии Петровской академии наук и Московского университета.
ЛИХУДЫ
В 1683 г. Л. приехали в К-поль, где поселились на подворье Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары. В ответ на просьбу русского правительства прислать учителей патриарх Досифей направил Л. в Москву. Решение было принято после того, как патриарх убедился в приверженности Л. Православию: братья представили ему исповедание веры, проповедовали перед патриархом, митрополитом, архиепископом, епископом и клиром. Путешествие в Москву продолжалось ок. 2 лет (с июля 1683 по март 1685). По пути братья участвовали в диспутах с румын. богословами, а также с католиками, лютеранами, кальвинистами.
Л. прибыли в Москву 5(15) марта 1685 г. и были приняты царями Петром I Алексеевичем и Иоанном V Алексеевичем. Спустя неск. месяцев для Л. были построены 2 кельи в московском в честь Богоявления мужском монастыре, в к-ром 1(11) июля 1685 г. начала работу Богоявленская школа Л., явившаяся 1-м этапом создания Славяно-греко-латинской академии. Составленная Л. учебная программа ориентировалась на европ. образцы, прежде всего на программу Падуанского ун-та. В учебном процессе Л. использовали как известные в то время печатные пособия по грамматике, риторике, философии, эпистолографии, поэтике и др., так и составленные ими для рус. слушателей учебники. Сохранились списки учебников Л. фактически по всем читаемым ими предметам. Среди них греч. грамматика московской (краткой), костромской и новгородской (пространной) редакций, лат. грамматика, поэтика, 2 риторики, логика, физика, богословие, пособие «О методе эпистолярного искусства».
Первыми студентами Л. были 7 учащихся греко-слав. школы иером. Тимофея, находившейся на Московском Печатном дворе: Алексей Кирилов, Николай Семёнов, Федор Поликарпов-Орлов, Иосиф Афанасьев, Федот Агеев, Василий Артемьев, Федор Герасимов. В нояб. 1687 г. академия была переведена в построенное для нее здание на территории Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского мужского монастыря. Основная роль в преподавательском процессе принадлежала Софронию Лихуду, именно он, находясь в Москве, возглавлял академию в 1685-1694 гг., в то время как Иоанникий Лихуд в 1688-1691 гг. уезжал в Венецию, где в т. ч. вел переговоры с Венецианской республикой о союзе с Россией против Османской империи.
В 1694 г. Л. были отстранены от преподавания в Славяно-греко-латинской академии. Судя по документам Посольского приказа, одной из причин их отстранения было послание Иерусалимского патриарха Досифея II, выдвинувшего ряд обвинений против Л. Братьям было разрешено остаться в Москве. В 1694-1697 гг. они давали уроки итал. языка, в 1697-1700 гг. преподавали в школе по изучению итал. языка, состоявшей в ведении Разрядного приказа. В янв. 1704 г. Л. были удалены в Ипатиевский во имя Св. Троицы мужской монастырь в Костроме, где пробыли до янв. 1706 г. Там они продолжали полемическую деятельность, составили учебник греч. грамматики пространной редакции.
В нач. 1706 г. Новгородский митр. Иов добился освобождения Л. и позволения переехать в Новгород, где они почти сразу открыли школу. В кон. 1707 г. Софроний Лихуд был вызван в Москву, возглавил школу греч. языка (в академии в то время греческий не преподавался). В 1712 г. он был привлечен к работе над исправлением слав. перевода Библии, к-рая велась на Печатном дворе. Текст, к-рый был правлен в 1713-1721 гг. Софронием Лихудом и его коллегами по библейской комиссии (Феофилактом (Лопатинским), Поликарповым-Орловым, Н. Головиным и др.) (правленная рукопись: ГИМ. Син. № 22), был положен в основу издания в 1751 г. Елизаветинской Библии. Показательно, что основная тенденция справы состояла в устранении специфически книжных «еллинизмов», что делало церковнослав. язык более понятным и приблизило его к русскому языку (см.: Бобрик М. А. Книжная справа 1-й пол. XVIII в. и проблемы нормализации русского литературного языка: АКД. М., 1988. С. 6-7). В 1723-1729 гг. Софроний являлся архимандритом Солотчинского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря, в 1730 г. переведен в Новоспасский московский в честь Преображения Господня монастырь, скончался в том же году. Иоанникий Лихуд вернулся из Новгорода в Москву в 1716 г., умер в следующем году, погребен в Заиконоспасском монастыре.
Богословско-полемическая, проповедническая деятельность
В списках известны проповеди и похвальные слова Л.: «Похвала Алексея, человека Божия, обрученную свою оставившаго», «Поучение в пятую неделю Великаго поста о предопределении, произнесенное в 1701 г. в московском Успенском соборе за три приема», «Слово о Софии, Премудрости Божией» (Новг., 1708), «Похвальное слово прп. Варлааму Хутынскому» (Новг.); панегирики Петру I: «Триумф царя Петра Алексеевича под Азовом 1697 г.», «Похвальное слово царю Петру Алексеевичу по возвращении его из Голландии в 1698 г.», «Плач святыя Восточныя Церкви», «Сказание радостнаго и торжественнаго триумфа, еже сотворися вхождением его пресветлейшаго величества… преславна суща победителя шведов и внутренних своих врагов. Произнесено в 1709 г.» (по поводу Полтавской победы); «Триумф о благополучнейшем и преславном вечном мире… с свейскою короною» (в связи с заключением Ништадтского мирного договора со Швецией в 1721).
Братья Лихуд
Иоанникий Лихуд (1633 — умер в 1717 г.) и Софроний Лихуд (1652 — умер в 1730 г.) — греческие православные монахи, основатели славяно-греко-латинской академии — первого высшего учебного заведения в Московском государстве.
Начало их преподавательской деятельности в Москве в 1685 году ознаменовало окончательную победу «грекофильской» партии над «латинской» в богословских спорах и политической борьбе того времени в Московской Церкви и при царском Дворе. Пользовались поддержкой Патриарха Иоакима, архиепископа Холмогорского Афанасия (Любимова), влиятельного Чудовского инока Евфимия, архимандрита Высокопетровского монастыря Иова. Сумели приобрести значительное положение и в гражданских сферах: имели доступ ко двору государей. Светским покровителем братьев был князь Василий Васильевич Голицын, оказавший Лихудам значительную помощь своими деньгами в устройстве Академии он оказал
Содержание
Факты биографии
Греки по национальности, родом из Кефалонии, потомки византийского княжеского рода царской крови. Получив образование в Греции, потом в Венеции и Падуанском университете, они несколько лет состояли в Греции учителями и проповедниками.
Когда русское правительство задумало завести в Москве высшую школу с именем академии, царь Фёдор и Патриарх Иоаким в 1682 году просили Восточных Патриархов о присылке в Москву православных и искусных учителей. Так случилось, что с марта 1683 года братья Лихуд жили в Константинополе на подворье у Иерусалимского Патриарха Досифея II. Последний предложил Лихудам отправиться в Москву, снабдив их рекомендательными грамотами и деньгами на дорогу.
3 июля 1683 года Лихуды оставили Константинополь; в Россию прибыли почти два года спустя вследствие задержки в пути из-за войны Австрии с Портою и происков иезуитов в Польше, которые старались как можно долее задержать Лихудов.
Прибыли в Москву 6 марта 1685 года. Сразу по прибытию в Москву 1685 году начали преподавать в существовавших уже «заиконоспасских школах», помещавшихся в Заиконоспасском монастыре, и в течение восьми лет преподавали грамматику, пиитику, риторику, логику, математику и физику, встречая большие препятствия со стороны бывших в то время в Москве учёных западноруссов.
В 1688 году Иоанникий Лихуд в звании русского посла отправился в Венецию, где пробыл около четырёх лет.
В 1694 году, по требованию Досифея II, к тому времени бывшего весьма недовольным деятельностью братьев (в основном ввиду конфликтов корыстного характера и доносов), а также неблаговидного поведения сына Иоанникия — Николая (тот был пожалован стольником и владел значительною земельною собственностью), оба брата были устранены от преподавания в академии и определены для занятий к московской типографии.
В 1697 году указом Петра I им поручено было обучать 55 человек итальянскому языку (из 55 учились лишь 10, остальные отговорились). Их продолжали обвинять то в ересях, то в каких-то политических интригах в Царьграде.
В 1701 они были сосланы в костромской Ипатьевский монастырь.
В 1706 новгородскому митрополиту Иову позволено было поручить им устройство в Новгороде славяно-греко-латинской школы по образцу московской. Из Новгорода они снова вызваны были в Москву, для занятий в академии и для участия в исправлении Библии, вначале Софроний в 1709 году, а потом Иоанникий в 1716 году.
Около 1720 года, после смерти Иоанникия, Софроний был назначен настоятелем Солотчинского монастыря в Рязанской епархии. Монахи не любили настоятеля-гречина, получившего эту должность не по их выбору, а по назначению начальства. Они отказывались подчиняться его распоряжениям, несколько раз держали его под арестом в его келье, покушались даже на его жизнь. Он бежал в Москву, где его жалобы не имели успеха вследствие подкупа судей монастырскими стряпчими, ненавидевшими Софрония за то, что он препятствовал расхищению ими монастырских имуществ.
Сочинения и богословие
Трудам Лихудов ещё не даны оценки, так как ещё не рассмотрены все составленные ими учебники (по грамматике, риторике, логике, физике, психологии, богословию), по которым происходило преподавание в Заиконоспасской академии (они находятся в рукописях в разных библиотеках). Известно, что Лихуды пользовались собственными сочинениями, а также теми курсами, которые сами слушали в Падуе. Из того, что известно из курсов Лихудов (см. «Историю московской славяно-греко-латинской академии» С. Смирнова и статью г. Смеловского «Лихуд и направление теории словесности в их школе» в «Ж. М. Н. Пр.», ч. XLV) видно, что они не рабски следовали Аристотелю, а лишь в умеренной степени вносили в свои курсы западный схоластический характер. Есть у них и собственные мысли, например в «риторике» деление красноречия на божественное, героическое и человеческое. Во всяком случае, уровень научности в курсах Лихудов выше, чем в подобных сочинениях учёных киевской академии их времени. У них меньше пристрастия к учениям дохристианских учёных и к схоластике, а в риторике, вопреки обычаю западному, они прямо держатся взглядов Аристотелю. Их можно назвать родоначальниками общего образования в Великороссии.
Из учеников Лихудов образовалось целое поколение первых собственно русских учёных, каковы Поликарпов, Феолог, Головин, Козма, Иов, Палладий Роговский и другие, отчасти бывшие профессорами академии и её начальниками, отчасти трудившиеся по исправлению Библии и издавшие ряд учёных сочинений.
Когда Лихуды прибыли в Москву, там всех волновал вопрос о времени Пресуществления Святых Даров на Литургии. Представитель «латинского учения» монах Сильвестр (Медведев), видевший в Лихудах соперников по учёному авторитету, провозгласил их еретиками и издал против них сочинение «Манна». Лихуды написали в ответ «Акос или врачевание от угрызений змиевых» (перевед на русский язык их учениками, Поликарповым и Семёновым). Сильвестр издал второе сочинение против них — «Тетрадь на Лихудов»; Лихуд отвечали книгой: «Диалоги грека учителя к некоему Иисуиту». Хотя полемика по спорному вопросу продолжалась и после, но названными двумя сочинениями Лихуд этот вопрос был бесповоротно решён в пользу православного греческого мнения.
Вслед за тем против католичества написаны ими ещё два сочинения: «Показание истины» (1689 год) и «Мечец духовный или разговор с иезуитом Руткою в Польской земле».
Также ими написаны сочинения против лютеран: «Иоанникия и Софрония обличение ересям Лютера и Кальвина», и против раскольников: «Коллурий от лютой страсти очеболения Капитоновского» и «Письмо к императору Петру I о ересях Кальвина и Лютера» (напечатано в журнале «Странник», 1861 г.). Кроме того, известны ещё «Философские ответы Софрония» и полный список библии с исправлениями, сделанными Софронием.
Заслуживают упоминания и проповеднические сочинения Лихудов:
Филарет, кажется, несправедливо набрасывает тень на нравственный характер Лихудов, обвиняя их в корыстолюбии. Из дела по жалобе Софрония на солотчинских монахов видно, что во время вторичного его заведования «греческой школой» в Москве он за эту службу не получал никакого жалованья, довольствуясь тем вознаграждением, какое получал за труды по исправлению Библии, всего в количестве 50 рублей в год, тогда как его ученики в то же время получали вчетверо и впятеро более. Из сочинений Лихудов в полном составе напечатан один «Мечец духовный» (в «Православном Собеседнике», 1866—1867 год.).