братья гримм шиповничек чему учит
Сказка «Шиповничек»
Добро всегда побеждает зло – этому учит добрая сказка братьев Гримм под названием «Шиповничек». Только следует набраться немного терпения и веры. Герои сказки король и королева мечтали о наследнике и эта их мечта сбылась. Ещё ребёнок поймёт справедливость поговорки «На всех не угодишь»: всегда находится человек, который остаётся недовольным при любых обстоятельствах. Немало и завистливых и злобных людей, бурчащих тебе вслед свои проклятия даже после доброго вашего поступка. Противоядие от таких «персонажей» до сих пор не найдено. Также сказка доводит до детей мысль, что от своей судьбы не уйдёшь, и что всесильная любовь существует.
Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!
Шиповничек
Много лет тому назад жили король с королевой, и каждый день они говорили: — Ах, если б родился у нас ребёнок! — Но детей у них всё не было и не было.
Вот случилось однажды, что, королева сидела в купальне, и вылезла из воды на берег лягушка и говорит ей:
— Твоё желанье исполнится: не пройдёт и года, как родишь ты на свет дочь.
И что лягушка сказала, то и случилось, — родила королева девочку, и была она такая прекрасная, что король не знал, что и придумать ему на радостях, и вот он устроил большой пир. Созвал он на этот пир не только своих родных, друзей и знакомых, но и ведуний, чтобы были те к его ребёнку милостивы и благосклонны. А было их в его королевстве счётом — тринадцать; но так как золотых тарелок, на которых они должны бьли есть, было у нёго всего лишь двенадцать, то одна из них осталась неприглашенной.
Праздник отпраздновали с великой пышностью, и под конец ведуньи одарили ребёнка чудесными дарами: одна — добродетелью, другая красотой, третья — богатством и всем, что только можно пожелать на свете.
Когда одиннадцать произнесли уже свои предсказания вдруг явилась на пир тринадцатая. Ей хотелось отомстить за то, что её не пригласили. И вот, ни с кем не здороваясь и ни на кого не глядя, она воскликнула громким голосом:
— Королевна на пятнадцатом году должна уколоться о веретено и от этого помереть!
И, не сказав больше ни слова, она повернулась и вышла из зала. Все были испуганы, но выступила тогда двенадцатая ведунья, она ещё не сказала своего пожелания; и так как отменить злое заклятье она была не в силах, а могла только его смягчить, то она сказала:
Король, желая уберечь свою любимую дочь от несчастья, издал указ: все веретена во всем королевстве сжечь.
Вот и исполнились все предсказания, данные девочке ведуньями: она была так красива, так скромна, приветлива и так разумна, что всякий, кто её видел, невольно ею любовался.
Случилось, что в тот день, когда исполнилось ей пятнадцать лет, короля и королевы не было дома и девушка осталась в замке одна. Она пошла бродить всюду по замку, осматривать покои и кладовушки, — всё, что вздумается; и подошла она, наконец, к старой башне, она взошла по узкой витой лесенке в ту башню и очутилась у небольшой двери. А в замке торчал заржавленный ключ; повернула она его, дверь, распахнулась; видит — сидит там в маленькой светёлке у веретена старуха и прилежно прядёт, пряжу.
— Здравствуй, бабушка, — молвила королевна, — что ты тут делаешь?
— Пряжу пряду, — отвечала старуха и кивнула ей головой.
— А что это за штука такая, что так весело вертится? — спросила девушка, взяла веретено и хотела было тоже приняться за пряжу.
Но только она прикоснулась к веретену, как исполнился наговор, и она уколола веретеном палец. И в тот миг, когда она почувствовала укол, она упала на постель, что стояла в светильне, и погрузилась в глубокий сон.
И сон этот, распространился по всему замку; король и королева, которые только что вернулись домой и вошли в зал тоже уснули, а вместе с ними и все придворные, Уснули лошади в стойлах, и собаки на дворе, голуби на крыше, мухи на стенах; даже огонь, пылавший в печи, и тот замер и уснул, и жаркое перестало шипеть и поджариваться, а повар, схвативший было за волосы поварёнка за то, что тот чего-то недоглядел, опустил его и тоже уснул. И ветер утих, и не шелохнулся ни один листик на деревьях около замка.
И стала расти вокруг замка колючая терновая заросль; с каждым годом она становилась все выше и выше и окружила, наконец, весь замок. Она выросла выше самого замка, и в этой заросли его стало совсем не видно, и даже флага на вышке нельзя было заметить.
И пошла по стране молва о прекрасной спящей королевне, которую прозвали Шиповничек, и вот стали наезжать туда от времени до времени разные королевичи и пытались пробраться через густую заросль в замок. Но было это невозможно, так как шипы держались крепко один за один, точно взявшись за руки, — и юноши запутывались в заросли и, зацепившись о шипы, не могли больше из них вырваться и погибали мучительной смертью.
После многих и долгих лет явился опять в ту страну один королевич, и услыхал он от одного старика о колючей заросли и о замке, где вот уже сто лет как спит сказочная красавица-королевна, па прозванью Шиповничек; и спят с ней заодно король и королева и все придворные. Старик ещё рассказал ему о том, что слыхал от своего деда, будто приходило уже немало королевичей, которые пытались пробиться сквозь колючую заросль, но все они остались там, зацепившись за шипы, и погибли жалкою смертью. И сказал тогда юноша:
— Я этого не боюсь, я хочу отправиться туда и увидеть прекрасную королевну Шиповничек.
Добрый старик стал его отговаривать, чтобы он туда не ходил, но он совета его не послушался.
А к тому времени как раз минуло сто лет, и настал день, когда королевна Шиповничек должна была снова проснуться. Подошёл королевич к колючей заросли, поглядел, видит — растут там вместо терновника красивые цветы, — они сами раздвинулись перед ним, и опять сомкнулись, и стали снова изгородью. Увидел он на дворе лошадей и рыжих гончих, что лежали и спали; сидели на крыше голуби, спрятавши головы под крыло. Вошёл он в замок и увидел, что спят на стене мухи, а повар на кухне все ещё протягивает руку, будто собирается схватить за волосы поварёнка, и сидит стряпуха перед чёрной курицей, которую она должна ощипать.
Пошёл он дальше и увидел, что в зале лежат и спят все придворные, а наверху возле трона лежат король с королевой. И пошёл он дальше, и всё было так тихо, что слышно было ему даже его собственное дыханье.
Подошёл он, наконец, к башне и отворил дверь маленькой светёлки, где спала Шиповничек. Она лежала и была так прекрасна, что он не мог оторвать от неё глаз; и он нагнулся к ней и поцеловал её. И только он к ней прикоснулся, открыла Шиповничек глаза, проснулась и ласково на него поглядела. И сошли они вместе с башни.
И вот проснулись король с королевой и все придворные, и они удивлённо посмотрели друг на друга. Поднялись лошади на дворе и стали отряхиваться. Вскочили гончие собаки и замахали хвостами. Подняли голуби на крыше свои головки, огляделись и полетели в поле. Мухи стали ползать по стене. Огонь в кухне поднялся тоже запылал и стал варить обед; жаркое начало снова жариться и шипеть. А повар дал такую затрещину поварёнку, что тот так и вскрикнул; а стряпуха стала поскорей ощипывать курицу.
И отпраздновали тогда пышную свадьбу королевича с королевной Шиповничек, и жили они счастливо до самой смерти.
ГРИМм. Что прячется под сказками?
Всем нам читали сказки на ночь. Мы верили в «жили долго и счастливо», переживали за героев и с детской серьёзностью пытались оценить отрицательных персонажей. Некоторые из нас до сих пор верят в «долго и счастливо», кто-то относится к сказкам скептично, а кто-то уже читает сборники «Сказки братьев Гримм» своим чадам.
Братья Гримм, исследователи немецкой народной культуры, собрали около 49 сказок от сказителя Гессена и из литературных источников. Их знает не одно поколение. Их читают почти 150 лет.
Очень часто сказки для детей воспринимаются в качестве усыпительного «газа». И не все задумываются о том, что таит в себе та или иная история сказочных героев. Поэтому мы решили провести маленькие эксперимент. Для этого эксперимента нам понадобились 4 респондента разных возрастов, три коротенькие и хорошо знакомые сказки, книга «Сказки Братьев Гримм» с двухсантиметровой корочкой, и один вопрос: «Чему нас учит сказка?»
Респонденты были крайне удивлены вопросом и поначалу затруднялись с ответом, порой восклицали: «Не знаю! Ничему не учит!». Но вскоре выдавали такие интересные и глубокие мысли, что сами были удивлены.
А теперь читаем что получилось!
Сказка номер один или карлик Румпельштильцхен
Для тех, кто не помнит сюжет, прошу прочитать краткое описание сказки «Румпельштильцхен»:
Однажды мельник хвалит в беседе с королём свою дочь, умеющую спрясть из соломы золото. Король приказывает посадить девушку в комнату полную соломы. Однако на самом деле прясть золото ей не дано. Неожиданно появляется карлик и предлагает свою помощь. Соглашаясь, дочь мельника отдаёт своё ожерелье, затем кольцо, но королю полученного золота показалось мало. И когда девушке было нечего отдать взамен, карлик просит у неё первенца от грядущего брака. Когда рождается ребёнок, карлик требует свою награду. Упрашивая оставить дитя, королева добивается того, что карлик ставит условие: если она угадает его имя за три дня, то он оставит ей ребёнка. Королева отправляет гонцов узнавать редкие имена, и один из них случайно подслушивает, как карлик напевает песенку: «Ах, хорошо, что никто не знает, что Румпельштильцхен меня называют!». Так был раскрыт его секрет. Не выдержав поражения, Румпельштильцхен разрывает себя пополам.
Чему учит сказка «Румпельштильцхен»?
1) Не берись за дело если не уверен или вовсе не умеешь. Идя на хитрость, знай, что это вернётся к тебе в двойном размере. Нужно учиться молчать, не нужно разбалтывать все секреты, как это сделал Румпель. Карлик был высокомерен и самонадеян. А мельник вовсе странный, соврал королю и не боялся, что лишится головы за ложь. Девушки повезло: появился карлик, гонец подслушал Румпеля. А так бы поплатилась за свою ложь. Так что врать плохо!
2) Нельзя давать обещания не подумав. Девушка дала обещание, совершенно не подумав. И отдавать собственного ребёнка – это ужасно!
3) Учит не зарекаться, не обещать наперёд. Девушка поступила глупо и опрометчиво. Она и её отец зареклись– плохое качество, которое следует избегать. Ради того, чтобы похвастаться, повысить себя в глазах, мельник соврал. Есть люди которые забывают о реальности. Ставят на первый план картинку, хотят с красивой стороны преподнести себя. А Румпель забыл, что у стен есть уши, не был на стороже.
4) Румпельштильцхен. Я выговорила это имя! В чем смысл? Человек не может запомнить имя? Это очень странно. Мне нравится Румпель, он хотел помочь. Ну подумаешь на условие, а она обманула и предала его.
Сказка номер два: «Бременские музыканты»
Главные герои сказки — обиженные своими хозяевами осёл, собака, кот и петух отправляются в город Бремен, чтобы стать городскими музыкантами.Только они не могли в один день дойти до Бремена и решили переночевать в лесу. Остановившись на пути в лесу, они обнаруживают разбойничью хижину. Бременские музыканты забираются друг на друга и исполняют свою «музыку».Позже этой же ночью атаман разбойников посылает одного из членов шайки посмотреть, кто же захватил их хижину. Но разведчика царапает кот, кусает собака, лягает осёл, а петух громко кричит с крыши разбойничьей хижины: «Ку-ка-ре-ку!». В страхе разбойник прибегает к атаману и рассказывает, что дом захвачен ужасными созданиями. Разбойники больше не осмелились возвращаться, а бременские музыканты остались жить в лесной хижине
Чему учит сказка «Бременские музыканты»?
1) Есть все шансы заняться чем-то другим, продолжать жить. Ты всю жизнь был котом и ловил мышей, а состарившись стал никому ненужным, но это не значит, что всё потеряно. Наоборот! Не над опускать руки!
Звери нашли друг друга, им помогло, что они были вместе. Учит дружбе и тем, что можно заниматься, чего душа желает.
4) Хозяева выгнали животных, потому что они стали ненужными и старыми. Это жестокое обращение с животными. А если сопоставлять с людьми, то получается так, что человек становится ненужным, он был средством достижения целей, а это неправильно. Нельзя так поступать. Сказка учит не бросать друзей в трудные времена. Не надо отчаиваться, если тебя уволили с работы, с поддержкой близких, целью и лучом надежды ты сможешь добиться чего угодно!
Последняя сказка – «Шиповничек»
У короля с королевой рождается долгожданная дочь. Король устраивает пир и приглашает не только своих родных и друзей, но и ведуний. Всего ведуний было тринадцать, но так как золотых тарелок на которых они должны были есть было всего лишь двенадцать, то одну из них не пригласили. И тринадцатая ведунья прокляла девочку: Королевна на пятнадцатом году уколется о веретено и умрёт!Король приказывает уничтожить все вертела. Однако через пятнадцать лет предсказание сбывается. Принцесса и весь замок погружаются в глубокий сон.И пошла по стране молва о прекрасной спящей красавице, которую прозвали Шиповничек. После долгих лет явился один королевич и спас её своим поцелуем. И отпраздновали тогда пышную свадьбу. Жили они долго и счастливо до самой смерти.
1) Родители стараясь оградить своего ребёнка, запрещают что-то и не объясняют. Если бы ей сказали причины запрета, то она бы избежала своей участи. А вообще очень схоже с пророчеством Волан-де-Морта и Гарри Поттера. Темный Лорд поверил и сделал свой выбор – напал на Поттеров, а не на Невилла. Так что королю надо было не зацикливаться на предсказании колдуньи. Помимо этого, учит нас: если смотреть с оптимизмом, то все хорошо кончится. Вера в хорошее поможет в жизни.
2) Не знаю. Но если подумать, то всегда есть борьба добра и зла. Добро всегда побеждает, но на это нужно время. Сказка о любви. Родители любят своих детей, принц любит принцессу.
3) Я думаю, сказка как напоминание о том, что нужно уметь ждать. Жертвовать ради любви многим в своей жизни. Все мы в каком-то смысле находимся «в спячке», пока не встретим человека, с которым разделим свою жизнь.
4) Король и королева поступили плохо, не пригласив тринадцатую. Они не могли найти серебряные тарелочки? Почему в огромном королевстве всего 12 золотых тарелок? Все началось с их поступка. Это говорит нам, что за всем идут последствия и нельзя обделять других.
А само спасение принцессы – так это сказка. Парень пошёл не из-за любви, а из-за любопытства, потому что хочет стать героем. Так что сказка об эгоизме принца и короля с королевой.
Как вы видите у каждого свои взгляды, интерпретации. Респонденты основываясь на своём жизненном опыте обращали внимание на детали, которые казались им наиболее важными. Важными по жизни или в данный отрезок времени. Лишь поначалу они воспринимали сказку в качестве вымысла, а теперь задумались о глубинном смысле истории, о причинах поведения героев. Этот эксперимент был интересен не только отвечающем, не только нам, но надеемся и вам!
А чему по вашему мнению учат сказки «Братьев Гримм»?
Шиповничек
Краткое содержание сказки «Шиповничек»:
М ного лет тому назад жили король с королевой, и каждый день они говорили:
-Ах, если б родился у нас ребенок! Но детей у них все не было и не было.
Вот случилось однажды, что королева сидела в купальне и вылезла из воды на берег лягушка и говорит ей:
— Твое желанье исполнится: не пройдет и года, как родишь ты на свет дочь.
И что лягушка сказала, то и случилось, родила королева девочку, и была она такая прекрасная, что король не знал, что и придумать ему на радостях, и вот он устроил большой пир. Созвал он на этот пир не только своих родных, друзей и знакомых, но и ведуний, чтобы были те к его ребенку милостивы и благосклонны. А было их в его королевстве счетом тринадцать; но так как золотых тарелок, на которых они должны были есть, было у него всего лишь двенадцать, то одна из них осталась неприглашенной. Праздник отпраздновали с великой пышностью, и под конец ведуньи одарили ребенка чудесными дарами: одна добродетелью, другая красотой, третья богатством и всем, что только можно пожелать на свете.
Когда одиннадцать произнесли уже свои предсказания, вдруг явилась на пир тринадцатая. Ей хотелось отомстить за то, что ее не пригласили. И вот, ни с кем не здороваясь и ни на кого не глядя, она воскликнула громким голосом:
— Королевна на пятнадцатом году должна уколоться о веретено и от этого помереть!
И, не сказав больше ни слова, она повернулась и вышла из зала. Все были испуганы, но выступила тогда двенадцатая ведунья, она еще не сказала своего пожелания; и так как отменить злое заклятье она была не в силах, а могла только его смягчить, то она сказала:
Король, желая уберечь свою любимую дочь от несчастья, издал указ: все веретена во всем королевстве сжечь.
Вот и исполнились все предсказания, данные девочке ведуньями: она была так красива, так скромна, приветлива и так разумна, что всякий, кто ее видел, невольно ею любовался.
Случилось, что в тот день, когда исполнилось ей пятнадцать лет, короля и королевы не было дома и девушка осталась в замке одна. Она пошла бродить всюду по замку, осматривать покои и кладовушки все, что вздумается; и подошла она, наконец, к старой башне. Она взошла по узкой витой лесенке в ту башню и очутилась у небольшой двери. А в замке торчал заржавленный ключ; повернула она его, дверь распахнулась, видит сидит там в маленькой светелке у веретена старуха и прилежно прядет пряжу.
— Здравствуй, бабушка, молвит королевна, что ты тут делаешь
— Пряжу пряду, отвечала старуха и кивнула ей головой.
— А что это за штука такая, что так весело вертится спросила девушка, взяла веретено и хотела было тоже взяться за пряжу.
Но только она прикоснулась к веретену, как исполнился наговор, и она уколола веретеном палец. И в тот миг, когда она почувствовала укол, она упала на постель, что стояла в светелке, и погрузилась в глубокий сон.
И сон этот распространился по всему замку; король и королева, которые только что вернулись домой и вошли в зал, тоже уснули, а вместе с ними и все придворные. Уснули и лошади в стойлах, и собаки на дворе, голуби на крыше, мухи на стенах; даже огонь, пылавший в печи, и тот замер и уснул, и жаркое перестало шипеть и поджариваться, а повар, схвативший было за волосы поваренка за то, что тот чего-то недоглядел, отпустил его и тоже уснул. И ветер утих, и не шелохнулся ни один листик на деревьях около замка.
И стала расти вокруг замка колючая терновая заросль; с каждым годом она становилась все выше и выше и окружила наконец весь замок. Она выросла выше самого замка, и в этой заросли его стало совсем не видно, и даже флага на вышке нельзя было заметить.
И пошла по стране молва о прекрасной спящей королевне, которую прозвали Шиповничек, и вот стали наезжать туда от времени до времени разные королевичи, и пытались они пробраться через густую заросль в замок. Но было это невозможно, так как шипы держались крепко один за один, точно взявшись за руки, и юноши запутывались в зарослях, и, зацепившись о шипы, не могли больше из них вырваться, и погибали мучительной смертью.
После многих и долгих лет явился опять в ту страну один королевич, и услыхал он от одного старика о колючей заросли и о замке, где вот уже сто лет как спит сказочная красавица королевна по прозванью Шиповничек; и спят с ней заодно король и королева и все придворные. Старик еще рассказал ему о том, что слыхал от своего деда, будто приходило уже немало королевичей, которые пытались пробиться сквозь колючую заросль, но все они остались там, зацепившись за шипы, и погибли жалкою смертью. И сказал тогда юноша:
— Я этого не боюсь, я хочу отправиться туда и увидеть прекрасную королевну Шиповничек.
Добрый старик стал его отговаривать, чтобы он туда не ходил, но тот совета не послушался.
А к тому времени как раз минуло сто лет, и настал день, когда королевна Шиповничек должна была снова проснуться. Подошел королевич к колючей заросли, поглядел, видит растут там вместо терновника красивые цветы, они сами раздвинулись перед ним, и опять сомкнулись, и стали снова изгородью. Увидел он на дворе лошадей и рыжих гончих, что лежали и спали; сидели на крыше голуби, спрятавши головы под крыло. Вошел он в замок и увидел, что спят на стене мухи, а повар на кухне все еще протягивает руку, будто собирается схватить за волосы поваренка, и сидит стряпуха перед черной курицей, которую она должна ощипать.
Пошел он дальше и увидел, что в зале лежат и спят все придворные, а наверху возле трона лежат король с королевой. И пошел он дальше, и все было так тихо, что слышно было ему даже его собственное дыханье.
Подошел он наконец к башне и отворил дверь маленькой светелки, где спала Шиповничек. Она лежала и была так прекрасна, что он не мог оторвать от нее глаз; и он нагнулся к ней и поцеловал ее. И только он к ней прикоснулся, открыла Шиповничек глаза, проснулась и ласково на него поглядела. И сошли они вместе с башни.
И вот проснулись король с королевой и все придворные, и они удивленно посмотрели друг на друга. Поднялись лошади на дворе и стали отряхиваться. Вскочили гончие собаки и замахали хвостами. Подняли голуби на крыше свои головки, огляделись и полетели в поле. Мухи стали ползать по стене. Огонь в кухне поднялся тоже, запылал и стал варить обед; жаркое начало снова жариться и шипеть. А повар дал такую затрещину поваренку, что тот так и вскрикнул; а стряпуха стала поскорей ощипывать курицу.
И отпраздновали тогда пышную свадьбу королевича с королевной Шиповничек, и жили они счастливо до самой смерти.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Братья Гримм «Храбрый портной» Читательский дневник, краткое содержание
Братья Гримм «Храбрый портной» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Якоб и Вильгельм Гримм
Название: «Храбрый портной»
Жанр: Сказка
Тема произведения: Смекалка.
Число страниц: 12
Главные герои и их характеристики:
1. Портной Ганс – умный, смекалистый, смелый
2. Король – трусливый, слабохарактерный
3. Великаны – сильные, огромные, но трусливые и глупые
4. Разбойники – глупые и ленивые
О чем произведение:
Благодаря своей смекалке портной зарабатывает себе на жизнь и побеждает врагов.
Сюжет — краткое содержание:
Однажды портной прихлопнул сразу семь мух, которые мешали ему есть варенье. Он сшил себе ремень с надписью «Когда злой бываю, семерых убиваю» и пошёл куда глаза глядят. Встретил он великана и благодаря своей смекалке выполнил его задания, остался жив и испугал других злодеев. Пришёл портной к королю служить. А тот испугался, что мастер его с трона свергнет, начал ему сложные поручения давать. Пошёл портной убивать двух разбойников. Когда они спали, герой их разозлил и заставил драться. Разбойники убили друг друга. Король дал мастеру ещё одно задание: поймать опасного единорога. Благодаря смекалке портной одолевает животного, а правитель пугается зверя и убегает вместе со своими солдатами. А портной остаётся жить-поживать.
Понравившийся эпизод:
Мне было очень интересно читать, как портной справился с разбойниками. Он придумал чудесный и остроумный план для осуществления своей цели.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Чтобы добиться чего-то в жизни нужно быть храбрым и смекалистым.
Чему учит этот рассказ:
Из каждой ситуации можно найти выход. Рассказ учит не бояться опасностей и сначала думать, а затем делать.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Портной – удивительный герой. Как в одиночку можно справиться с такими опасностями и поручениями? Я хочу быть такой же смекалистой и остроумной, как он.
Новые слова и выражения:
Лом – толстый металлический заострённый стержень, которым ломают или разбивают что-то твёрдое
Сук – крупная ветка дерева
Пословицы к произведению:
Иногда не нужен учёный, а нужен смышлёный.
Где смекнёт боец, там врагу конец.
Кто смышлён и хитёр, тот противнику нос утёр.