боюсь что самолет упадет
7 советов для тех, кто боится летать на самолете
Одних пугает высота и замкнутое пространство, вторых — техническое состояние воздушного судна. Третьи боятся удара молнии и турбулентности. Как бы то ни было, способы снять предполетное волнение существуют. И для этого необязательно брать с собой алкоголь или рюкзак с парашютом.
Обратитесь к статистике
Самолет — один из самых безопасных видов транспорта. Надежнее его только эскалаторы. Консультант по управлению рисками в Harvard School of Public Health Дэвид Ропейк подсчитал, что шансы попасть в авиакатастрофу равны примерно 1 к 11 млн. Для сравнения: в случае с автомобильными авариями этот показатель составляет 1 к 5 тыс. Поэтому самой опасной частью путешествия можно считать не полет, а дорогу до аэропорта. Убедиться в этом помогают специальные сайты, которые в режиме онлайн отслеживают все самолеты мира. Попробуйте понаблюдать, сколько рейсов каждый час завершается благополучно. Профессор статистики Массачусетского технологического института Арнольд Барнетт уверен, что страх перед полетами столь же надуман, как и страх перед обвалом потолка в продуктовом магазине. По его оценке, чтобы погибнуть в авиакатастрофе, нужно летать раз в день на протяжении 4 млн лет.
Узнайте, как устроен самолет
Постарайтесь узнать об авиатехнике как можно больше. Для этого необязательно погружаться в механику самолета. Достаточно изучить основы его работы и значение некоторых звуков. Например, все авиалайнеры оснащены минимум двумя двигателями, а их жизненно важные системы продублированы. Стоит произойти сбою — в работу вступают системы-двойники. Конструкция любого самолета похожа на большой планер. Если оба двигателя выходят из строя, он садится на землю как безмоторный летательный аппарат. К тому же каждый самолет проходит множество испытаний, а тщательная предполетная подготовка помогает выявлять даже самые незначительные неполадки. Небольшая турбулентность, которая вызывает у людей панику, — нормальное явление. Воздушные ямы можно сравнить с кочками на автомобильной дороге: любой самолет спроектирован с расчетом на такие нагрузки. А травмы в зоне турбулентности обычно происходят из-за непристегнутых ремней или падения с полок багажа.
Подберите правильное место
Попробуйте разобраться, что вас пугает больше всего. Если боитесь высоты, не стоит выбирать кресло рядом с иллюминатором. Страдающим клаустрофобией лучше разместиться у прохода или аварийного выхода. Это позволит беспрепятственно перемещаться по салону самолета и не тревожить соседей. К тому же там достаточно пространства, чтобы вытянуть ноги. В хвостовой части воздушного судна более ощутима турбулентность, а тележка с едой и напитками доезжает до последних рядов изрядно опустевшей. Мягкий и комфортный перелет обеспечат сиденья в середине салона. В этой зоне находится центр тяжести самолета, поэтому любые колебания чувствуются меньше. Но будьте готовы к тому, что здесь будет шумно, а крыло авиалайнера закроет вид из окна. Оптимальный вариант — первые ряды после бизнес-класса. Выбрать подходящее посадочное место можно во время онлайн-регистрации, которая чаще всего открывается за 24 часа до вылета. Второй способ — попросить понравившееся место на стойке регистрации. «Пересесть» некоторые перевозчики предлагают за отдельную плату.
Продумайте дресс-код
В самолете лучше отказаться от тесных свитеров, плотных узких джинсов, ремней и каблуков. Особенно если лететь предстоит несколько часов. Рекомендуется выбирать максимально свободную одежду из натуральных тканей. Это поможет вам расслабиться и принять любую удобную позу. Для полета отлично подойдет эластичный трикотаж или хлопок: эти ткани не стесняют движений и практически не мнутся. На протяжении пути температура на борту может меняться, поэтому одеваться лучше многослойно. Так вы в любой момент сможете контролировать свой теплообмен. В путешествии пригодятся теплые носки и небольшая подушка. Также стоит запастись маской для сна, берушами и по возможности взять с собой любимый тонкий плед. Постельные принадлежности предлагают не все авиакомпании. Если беспокоитесь за обезвоживание кожи — не забудьте захватить с собой кремы, увлажняющие маски для лица и гигиеническую помаду. Поток прохладного воздуха из вентилятора хорошо помогает предотвратить приступ паники и тошноту. Он же высушивает кожу лица и губ.
Приезжайте в аэропорт заранее
Чтобы не создавать новых поводов для тревоги, приезжать в аэропорт лучше за пару часов до посадки. К тому же в некоторых крупных аэропортах можно встретить собак-терапевтов, миниатюрных лошадей и даже поросят. Они гуляют по терминалам и помогают пассажирам успокаиваться перед полетом. Во время ожидания можно порадовать себя вкусной едой, которую вы наверняка не позволили бы себе при других обстоятельствах. Легкий перекус перед полетом даст чувство насыщения, комфорта и спокойствия. При этом не стоит пить энергетики, сладкий крепкий чай или кофе. Содержащийся в их составе кофеин усилит тревогу, а сахар повысит уровень адреналина. Тем более не рекомендуется успокаивать себя с помощью алкоголя. Он способствует обезвоживанию и лишь усугубляет страх. К тому же организм, расслабленный под действием спиртного, не способен быстро перестроиться на новый часовой пояс.
Загрузите музыку и видеоигры
Если вы купили интересную книгу или скачали новые серии любимого сериала, отложите их до предстоящего перелета. Запаситесь журналами, загрузите на планшет успокаивающую музыку или увлекательную игру. Все это позволит вам отвлечься от неприятных мыслей в небе. Не менее эффективной может стать беседа с соседями по салону. Если же вы не настроены общаться — попробуйте поработать или просто заснуть. Каждый раз, когда подступает волнение, старайтесь дышать ровно и максимально глубоко. Интенсивный кислородный обмен приведет в порядок мысли и нормализует сердечный ритм. Еще один действенный способ побороть страх — визуализировать ваше удачное приземление и последующие события. Попробуйте мысленно представить поездку в отель, на пляж или на деловую встречу. Или просто закройте глаза и подумайте о чем-то приятном. Длительный перелет — подходящее время, чтобы освоить несложную технику медитации. Сделать это будет проще, если заранее установить одно из приложений с подсказками по выполнению.
Обратитесь за помощью
Психологи советуют заранее предупреждать экипаж самолета о вашем волнении. В этом случае сотрудники авиакомпании будут к вам особенно внимательны и при необходимости успокоят. На курсах бортпроводников их учат не только обеспечивать безопасность и правильно подавать еду, но и оказывать поддержку всем пассажирам. Во время полета не стесняйтесь задавать вопросы, когда что-то вас беспокоит. Это лучше, чем следить за поведением стюардесс и делать тревожные выводы. Если ничего не помогает заглушить волнение, а путешествовать приходится часто, попробуйте разобраться со своими страхами вместе с психотерапевтом. Еще один вариант — специальные занятия по преодолению аэрофобии. Как правило, их проводят авиамеханики, действующие пилоты и авиационные психологи. Они помогут выяснить коренные причины страха и найти способы их преодоления. Такие программы могут включать занятия на тренажерах и летных симуляторах. Это полноразмерные копии реального самолета, которые имитируют разные этапы полета и активируют страхи аэрофобов. В некоторых центрах в качестве «дипломной работы» выпускников ждет настоящий авиаперелет под присмотром специалистов.
«Первая ассоциация с самолетом — крушение». Психолог об аэрофобии и ее лечении
Аэрофобия встречается чаще других боязней — например, у каждого третьего американца авиарейс вызывает тревогу или страх. На практике люди редко придают серьезное значение этой проблеме: летают хорошо если пару раз в год, нервы лечат алкоголем и продолжают вздрагивать от звука выезжающих стоек шасси, вместо того чтобы путешествовать с удовольствием. Хорошая новость — боязнь полета легко исправить. Плохая — большинство людей уверены, что они попадают в крошечный процент «неизлечимых» и им ничто не поможет. Почему это не ваш случай и что мешает наслаждаться полетом, мы узнали у психолога Сергея Лагуна.
Содержание:
Эмоциональный мозг
— Фобия — это вообще нормально?
— Абсолютно. Вы не представляете, сколько нас окружает различных «фобов». При этом в остальном люди прекрасно живут, могут быть успешны и даже не признаются в своих страхах. Просто избегают определенных вещей и объясняют это себе здоровым опасением или нежеланием. Например, «просто не люблю летать».
Фобии сами по себе не говорят о проблеме с психикой. Наоборот: так работает наша система адаптации. Представьте человека, который ничего не боится — хотели бы таких коллег и близких?
Стесняться аэрофобии — как скрывать ангину или грипп. Мы же не думаем: «Мне горло болит, я слабый человек, никто не должен об этом узнать». А с аэрофобией люди уверены, что им светят «Новинки», их уволят, над ними посмеются. Все, конечно, неправда.
С точки зрения потери свободы, ограничения жизни фобия — это ненормально. С ней можно и нужно бороться.
— Страх полета чем-то отличается от других фобий по принципу действия? Допустим, в сравнении с боязнью высоты.
— Боязнь высоты у человека врожденная. Предпосылка есть, но в остальном она развивается по похожему с остальными фобиями сценарию. Существует система сохранения жизни, сигнализация об опасности — эмоциональный мозг, амигдала. Она действует по принципу «стимул — реакция». Если видим что-то и думаем об объекте или ситуации как об опасности, то амигдала запоминает такое восприятие, и в дальнейшем будет возникать соответствующая ассоциация.
Выделяется адреналин, запускаются стрессовые системы: накачиваются мышцы рук и ног, учащаются пульс и дыхание, расширяются зрачки, организм максимально мобилизован. Это нам дано природой для защиты: чтобы мы, скажем, от дикой собаки убежали.
Сама по себе реакция организма здоровая. Но при фобии она возникает на опасность, которой еще нет. Или даже на мысли о ситуации. Мы боимся там, где для страха причин нет.
— Аэрофобия развивается на фоне боязни высоты или это именно страх крушения самолета?
— Люди не раскладывают страх на составляющие и не ищут причину — просто боятся летать, и все. Но методы лечения разные. Если речь о клаустрофобии, то сперва нужно лечить ее. Боязнь высоты — здесь тоже другой механизм лечения. Панические атаки могут быть и в самолете, и в любом другом месте на земле.
Стереотипы и ассоциации
— Все же автокатастрофы случаются намного чаще, но от машин люди не отказываются. Что такого особенного в страхе перед самолетом?
— Да, машины каждый день попадают в аварии, но мы постоянно об этом читаем и привыкаем. А самолет, самый безопасный вид транспорта, вдруг падает. Это что-то из ряда вон выходящее: СМИ пишут трагичные новости, показывают страшные фотографии. В мозгу выстреливает: «Самолет — опасность».
Существуют даже совсем неявные ассоциации. Заходим в салон, видим испуганного пассажира — и все, тоже начинаем бояться. Или турбулентность — явление обыденное, но человеку оно незнакомо, и появляется страх.
Есть такой термин — эвристика восприятия. Речь о том, что первое приходит на ум, когда мы слышим или говорим о чем-либо. В случае с самолетами у многих людей первая ассоциация — крушение. Потому что СМИ не пишут про успешно выполненные рейсы, которых десятки тысяч в день. Ведь это совершенно обыденное явление: самолет поднялся в воздух, долетел до пункта назначения и приземлился.
Простой пример, как оно работает. Возьмем Андрея — ему 25 лет, живет в Минске, любит читать, дома у него все очень аккуратно по полочкам расставлено. Кем парень работает: библиотекарем или водителем маршрутки?
— Логично, что библиотекарем…
— Бережливость и тяга к книгам скорее присуща именно им.
— Вот, это и есть эвристика. Первой в уме возникает наиболее доступная информация. Она самая яркая, тревожная, ассоциативная, но не всегда правильная. Вы приписали атрибуты: человек любит читать, работает с книгами, аккуратно с ними обращается — ну точно библиотекарь. Такую ассоциацию мозг дает без напряга. А теперь давайте усложним ситуацию в плане аналитических затрат: сколько в Минске библиотек и маршруток? Кого среди 25-летних парней больше: библиотекарей или водителей? То же самое и с самолетами. Первая мысль — лайнеры падают, все опасно. Никто не думает об удачных рейсах. Получается, что мы боимся летать, хотя более вероятно то, что нас убьет упавшая с крыши дома сосулька.
В домике
— Одно дело — просто страх полета, а другое — боязнь рейса на старом самолете малоизвестной или «сомнительной» авиакомпании. Здесь тоже речь об аэрофобии или это рациональный страх?
— Это один из механизмов избегания проблемы: раз уж надо лететь, то выбираем дорогие авиалинии с современными лайнерами. Хотя разницы нет — ведь существуют международные нормы безопасности. Также есть защитное «охранное поведение», с помощью которого мы словно создаем безопасность: пьем алкоголь перед рейсом, цепко держимся за подлокотники, садимся на «счастливое» место, летим с определенным человеком («я путешествую только с мужем»). У амигдалы появляется ассоциация: «я спасся только потому, что выпил перед рейсом», «потому что летела с супругом» и так далее.
Мы лишь усиливаем заблуждение: признаем, что самолет опасен, но придумываем какой-то свой способ спасения. В других фобиях такое тоже бывает.
Некоторые люди уверены, что должны все контролировать. Им страшно от неизвестности: как летит самолет, что делают пилоты? Тогда они начинают сами все изучать, расспрашивать. На короткое время это помогает. Но в долгосрочной перспективе закрепляется глубинная уверенность: жизнь опасна, может произойти катастрофа, будущее неизвестно. Человек живет в постоянном страхе. И когда, в редких случаях, с ним или его близкими что-то происходит, карточный мир рушится — иллюзии безопасности уже нет.
Нужно видеть разницу между полезными переживаниями и пустыми. «Я попаду в аварию на машине» — это бесполезный страх. «Я поеду на незнакомой машине, она старая, давно не проходила техобслуживание, у нее барахлят тормоза» — здесь уже есть рациональное зерно. Но человек не умеет отличать одно от другого.
— Если часто летать, аэрофобия пройдет?
— Не всегда. Когда прибегаете к охранному поведению — пьете перед полетом, выбираете «счастливое» место, потому что только оно якобы гарантирует безопасность, — страх останется. Фобия лишь закрепится, и человек выработает ритуал. А если ничего не делать, то постепенно амигдала — система сигнализации — успокоится, человек привыкнет к полетам.
— Пассажир еще до полета находится в нервозной обстановке: сборы чемодана, страх опоздать в аэропорт или потерять документы, досмотр. Что делать для снижения стресса?
— Это относится к паническим расстройствам. Нормальная реакция на стресс — учащенный пульс, дыхание — воспринимается как опасность. Представьте: человек забегался, находится в незнакомом месте, ищет свой выход на посадку — при предрасположенности к панической атаке она как раз может проявиться в такой ситуации.
Первое лекарство — знание: «Все в порядке, просто я так реагирую на стресс, со мной ничего плохого не происходит». Второе — расслабление (можно найти методику Якобсона в интернете). И дыхание животом — вдох короче выдоха. Но самое правильное отношение к тревоге — принятие. Она переносима. Это просто какие-то процессы в организме, с ней не надо бороться. Тогда все пройдет легко и закончится быстрее.
Помощь при аэрофобии
— Как выглядит лечение?
— Аэрофобия — сугубо психологическая проблема. Используется когнитивно-поведенческая терапия — КПТ. В первую очередь работаем с когнитивными ошибками. Это всевозможные заблуждения о самолетах: «не взлетит», «упадет», «летать опасно». Разбираем мысли человека до полета, во время и после приземления. Скажем, стюардесса прошла по салону. Она, возможно, идет кофе делать, но у аэрофоба другой сигнал: «Куда она пошла? А зачем? Что-то наверняка случилось». Или какие-то непонятные звуки во время полета: когда выпускают либо убирают шасси, закрылки. Для пассажиров, как правило, все это непривычно, потому что мы редко летаем и не можем объяснить их.
Говорим про общие когнитивные искажения, катастрофизацию (когда человек додумывает самое страшное), непереносимость неизвестности, черно-белое мышление («полет прошел хорошо, только если не было ни одной непонятной мне ситуации»), перфекционизм.
Дальше применяем метод экспозиции. Человек описывает все свои страхи в порядке возрастания. Мы сперва в воображении, а потом и в жизни поэтапно проходим через них. Тревога усиливается, но беды не происходит. Нам нужно переучить амигдалу, убрать ассоциацию «опасность».
Еще важно очертить мотивацию: что хорошо и что плохо в избавлении от аэрофобии. С плюсами все ясно: путешествия, работа, отдых. В случае с минусами сложнее. Бывает неочевидная выгода от аэрофобии: допустим, «при полетах я буду вдали от близких». Это может помешать преодолению страха.
Финал лечения — пациент становится терапевтом для себя. Тогда мы меняемся ролями: я изображаю аэрофоба, и человек мне объясняет, что бояться нечего.
— Если уж совсем ничего не помогает от аэрофобии, что тогда?
— Многие пациенты уверены, что они именно из этой категории, хотя даже не начинали терапию. Нужно пробовать один вариант за другим. Вот когда все испытал и ничего не помогло — тогда уже остается только другой транспорт. Но это лазейка для аэрофоба, он сразу подумает: «Я точно неизлечим». Мозг будет хвататься за любую возможность ради оправдания своего страха.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Аэрофобия: как перестать бояться полетов?
Лето – пора отпусков и авиапутешествий. Чтобы побывать на море или посмотреть достопримечательности за границей, большинству из нас никак не избежать посещения аэропорта и нескольких часов, проведенных между небом и землей.
Если вы не из тех счастливчиков, которые воспринимают перелеты со спокойствием удава, то наша статья о том, что такое аэрофобия и как бороться с ней, надеемся, будет вам полезна.
Можно не знать значения слова «аэрофобия» и до жути бояться самолетов, полетов и высоты. Среди других фобий, которые терзают современного нервного и мнительного человека, боязнь полетов считается достаточно распространенной. По некоторым данным, ею страдают в разной форме – от легкой боязни до тяжелого невроза — до четверти взрослых людей.
Тем более, что сейчас ситуации, когда необходимо совершить авиаперелет, встречаются в нашей жизни достаточно часто, и далеко не всегда есть время, деньги и возможность заменить его на путешествие, скажем, поездом.
Итак, лететь (в командировку, в гости, в отпуск) надо, но вам делается дурно уже во время покупки авиабилетов. При посадке в самолет ноги становятся ватными, сердце колотится, давление зашкаливает (или наоборот – падает), в голове проносятся обрывки статистики по авиакатастрофам и другие, столь же «жизнеутверждающие» мысли…
А несколько часов полета однозначно равны паре лет жизни, пучку новых седых волос на макушке и миллиону нервных клеток, которые, как известно, не восстанавливаются. А уж если еще и «накатить» в салоне, чтобы было не так страшно…
Стоп! Давайте изменим ход мыслей и взглянем на собственную аэрофобию по-другому.
Аэрофобия: чего на самом деле мы боимся?
Страх № 1. «Самолет упадет!»
Это и есть та самая мысль, которая запускает приступ аэрофобии у большинства страдающих ею.
Но давайте рассуждать логически. За то время, что вы читаете эту статью, тысячи (именно тысячи!) самолетов по всему земному шару взлетели, приземлились, попали из пункта А в пункт Б — и ни один из них не упал. И так ежедневно и ежеминутно.
Представьте себе загруженные огромные аэропорты мировых мегаполисов – Хитроу, Шереметьево, Шарль-де-Голль – там постоянно садятся и взлетают самолеты.
И в сравнении с интенсивностью полетов гражданской авиации новости о серьезных авиапроисшествиях мы слышим не так уж часто.
Если уж на то пошло, то путешествие автотранспортом куда более рискованно!
В общем, почаще думайте о том, как много людей в данную минуту благополучно долетели до места назначения – и вы тоже непременно войдете в их число.
Страх № 2. «Почему он трясется (гудит, не гудит, машет крыльями)?!»
Как бы обидно это ни звучало, но этот страх – чисто дилетантский. (Да в общем-то и аэрофобия сама по себе частенько возникает из-за нехватки информации.)
Если вам действительно хочется не впадать в панику во время полета из-за непонятных звуков или ощущений, потратьте некоторое время на поиск в Интернете специальных форумов – там пилоты и другие профессионалы от авиации разъясняют простым пассажирам, почему «он так гудит». А также как ведет себя самолет во время взлета, посадки, как он защищен от попадания молнии и почему он вообще летает.
Страх № 3. Турбулентность
Она же «болтанка» — это действительно неприятное явление, но достаточно часто встречающееся. Но опять же – «болтанка» страшна не падением самолета, а тем, что непристегнутые граждане могут получить травму, вылетев из кресла. Поэтому специалисты и призывают пристегиваться каждый раз, когда загорается соответствующее световое табло.
Боязнь высоты, замкнутого пространства, укачивания и прочие страхи
Иногда аэрофобия бывает следствием того, что человек в принципе боится высоты или страдает клаустрофобией.
Что можно посоветовать в этом случае? Ключевое слово – отвлекитесь.
Самый распространенный совет, который дают людям, страдающим аэрофобией, — не концентрироваться на своих страхах, а заняться чем-нибудь необременительным и приятным. Если уснуть во время полета вы не можете, попробуйте читать, слушать в наушниках музыку, играть в игры на ноутбуке или смотреть фильмы на нем же. Специально приберегите для перелета новые фильмы или книги, которые вам очень хотелось посмотреть и почитать.
Возможно, они так увлекут вас, что как следует понервничать во время полета так и не удастся 🙂
Аэрофобия часто проявляется так же, как и панические атаки у некоторых людей – слабость, чувство ужаса, предобморочное состояние, сердцебиение.
Поэтому могут помочь простые способы, действенные при панических атаках:
Ну и напоследок – думайте о хорошем и позитивном. Это полезно делать не только, когда у вас приступ аэрофобии, а и в целом по жизни 🙂
Приятных вам перелетов и положительных эмоций!