ботмеровская гимнастика что это такое
Занятия для взрослых
Для родителей и всех, кто уже вырос, но все равно хочет попробовать себя в различных видах творческой деятельности, наши опытные педагоги проводят полезные и увлекательные занятия и мастер-классы.
Ботмеровская гимнастика
Говоря об архитектуре, вспоминается фраза «Архитектура – это застывшая музыка». Говоря о Ботмеровской гимнастике, уместно будет сказать: «Ботмеровская гимнастика – это ожившая музыка».
Ботмеровская гимнастика получила свое название от имени её создателя — графа Фридриха Максимилиана Эдуарда фон Ботмера, изначально получившего военное образование, но впоследствии оставившего военную службу и ставшего учителем физического воспитания в вальдорфской школе. Неизвестно, что именно подтолкнуло графа фон Ботмера к созданию нового вида гимнастики, но в результате появилось новое искусство, задействующее и оживляющее все существо человека.
У Ботмеровской гимнастики есть две основные задачи. Одна из них – физическое развитие в соответствии с возрастными особенностями. Это значит, что предлагаемые упражнения учитывают сознание, восприятие и физические возможности занимающегося гимнастикой человека, помогают становлению в нем психического и физического.
Ботмеровская гимнастика – это не просто повторение некоторого набора упражнений, поэтому вторая ее задача — это художественное развитие человеческого тела, воспитание в человеке художественного вкуса и чувств, развитие внутренней культуры.
Отличительной чертой Ботмеровской гимнастики является осознанное обращение с телом. Выстраивая в процессе занятий линии и фигуры, человек получает обратное воздействие пространственных сил, приводит свое тело в гармонию с пространством, улучшает осанку, развивает чувство движения, равновесия.
В нашей школе открыта группа «Ботмеровская гимнастика в «Пути зерна».
Приглашаются все интересующиеся взрослые для веселого, полезного и интересного движения.
В совместной работе с помощью жонглирования, балансирования, игр и уникальных упражнений ботмер-гимнастики исследуется движение и связь человека с окружающим пространством.
Главный принцип: от простого к сложному.
Что происходит на занятиях?
Это не так сложно, как мы думаем! Наоборот, очень весело и полезно. Приходите, попробуем!
Занятия (по понедельникам, с 8:40 до 10:10) проводит Андрей Лемехов — преподаватель международного Ботмер-семинара в России (филиал BMI г. Москва), учитель вальдорфской школы, инструктор адаптивной физической культуры (АФК, ЛФК).
Узнать подробности и записаться можно по телефону: +7 (926) 827-52-80 и по электронной почте anlemeh@yandex.ru
Стоимость: разовое посещение — 600 рублей; абонемент (4 занятия) — 2000 рублей.
Занятия фольклором для взрослых
Приглашаем взрослых на занятия фольклорным пением! Будем петь лирические и плясовые песни, водить хороводы, танцевать бытовые танцы и кадрили. Разучим новогодние поздравительные, масленичные и другие песни — они всегда будут к месту и в праздничные, и в будние дни.
Занятия проводит Марина Альтшулер — преподаватель фольклора, выпускница МГК им. Чайковского, участница фольклорного ансамбля и старший научный сотрудник центра народной музыки Московской Консерватории с 20-летним опытом этнографических экспедиций в разные области России.
Узнать подробности и записаться можно по телефону: +7 (903) 248-79-04.
Расписание:
Понедельник — с 18:30 до 20:00
Стоимость: 400 рублей.
Комната рукоделия
В нашей школе работает Комната рукоделия, где проходят интересные Мастер-классы.
Это может быть изготовление вальдорфских кукол и куколок, мокрое и сухое валяние, картины из шерсти, декупаж и очень многое другое — красивое, полезное и приятное для себя, своих детей, своих друзей и знакомых.
Занятия проводят опытные мастера своего дела.
Расписание Мастер-классов по мере их подготовки появляется на сайте и анонсируется на нашей странице в Facebook
Ботмеровская гимнастика
Осознающее себя и окружающий мир душевно-духовное существо человека воплощается в этом физическом облике и оказывается в земном пространстве, в котором действуют физические силы. Прежде всего, это сила тяжести (гравитация), которой подчинены на Земле все тела, в том числе и тело человека. Сила эта действует по вертикали, по направлению к центру Земли (сверху вниз). Существо же человека стремиться выпрямиться в противоположенном направлении (снизу вверх) преодолевая тяжесть лёгкостью (левитацией). Обе эти силы в человеке должны находиться в соразмерной гармонии. Человек является единственным существом на земле, частично преодолевшим в ходе эволюции силу тяжести и имеющий способность прямохождения. Эта способность стала органической основой для других чисто человеческих способностей: мышления, речи и свободного действия. Освобожденные от опорной функции руки человека дают ему возможность не только прагматической деятельности в окружающем мире, но и свободного творчества. Голова человека, освободившись от тяжести, обрела способность создавать образы и приводить их во внутреннее движение, т.е. мыслить. А гортань получила возможность сформировать речевой аппарат для выражения чувств и мыслей человека. Таким образом, прямоходящий человек (homo erectus) является основой, фундаментом для человека умелого (homo habilis) и человека разумного (homo sapiens). Таким образом, данная гимнастическая система рассматривает «прямостоящий облик человека», облик, способный нести в себе человеческую индивидуальность.
Силы сжатия и расширения в человеке действуют по горизонтали (билатеральная симметрия). И поэтому в человеческом организме они оказывают наибольшее влияние на среднюю часть, ритмическую систему (грудная клетка). А в направлении вперед-назад действуют силы устремления и сдерживания. Вперед направлены устремления человеческой воли, свершения (аспект будущего). Позади нас – свершенное, опыт (аспект прошлого). Ориентируясь в пространстве и двигаясь в нем, человек не только выстраивает себе систему координат, но и встраивается в систему пространственных сил. Осознанное взаимодействие с пространственными силами и направлениями и является основой ботмеровской гимнастики и главным отличием ее от других систем движения.
В дополнение к направлениям пространства каждое движение подлежит также определенному ритму движения. Он образуется из переходов, временных областей, в которых различные части движения находятся в связи друг с другом. В этом заключено отличие живого движения от механического. К этому пространственно-временному развитию событий (ритму) присоединяются направляющие импульсы, которые своим воздействием приводят пространственно-временное происходящее в выравнивание, проводят движение к цели. В конечном счете, требуются еще сознательные, исходящие от индивидуальности руководящие импульсы, чтобы возник соответствующий человеку образ движения, который возвысится над согласованностью ритма и образующего направление импульса и представит движение в пространстве как действие. Опытный наблюдатель узнает здесь действия различных членов существа, как они научно описываются нам в антропософской антропологии (перемещение – физическое тело, ритм – эфирное или жизненное тело, направление – астральное тело или тело ощущений, сознательное действие – Я).
Таким образом, упражняясь в ботмеровской гимнастике, под руководством специалиста, человек может через движение привести в гармонию члены своего существа. Однако следует помнить, что односторонности в теле являются укоренившимися привычками. А это означает, что надо потратить достаточное количество времени, чтобы искоренить старую и привить новую привычку. Когда от человеческой личности, от человеческого Я, ускользает руководство членами существа, и они развивают собственную обособленную динамику, это становится заметным в движении. Возникают односторонние акценты отдельных направлений пространства или отклонения из пространственных плоскостей, развиваются изменения или дисгармония в ритме движения, а также односторонность и несвобода в импульсах движения. Так же как существо выражается в различных качественных аспектах движения, так упражнение в движении, в которое интегрирован терапевтический момент, действует обратно на нашу личность, согласовывая, гармонизируя и дифференцируя, и открывает нам области, которые еще не были развиты или в процессе заболевания впали в односторонность.
Занятия ботмеровской гимнастикой может проводить только сертифицированный специалист, прошедший специальный курс обучения. В настоящее время такой курс представляет собой четырёхгодичное очно-заочное обучение в международной школе bothmer-movement-international, по окончании которого выдаётся соответствующий международный сертификат. Оздоровительные занятия ботмеровской гимнастикой могут проходить как в группе, так и индивидуально – в зависимости от медицинских показаний. При выборе упражнений учитываются как показания лечащего врача, так и собственная диагностика специалиста по ботмер-терапии.
Преподаватель и руководитель Российского курса международной школы bothmer-movement-international.
Стаж преподавания ботмеровской гимнастики 18 лет.
© ООО Терапевтикум Санкт-Петербург, 2011-2021
Ботмеровская гимнастика что это такое
—Ботмеровская гимнастика
—Гидротерапия
—Лечебная эвритмия
—Ритмический массаж
—Художественная терапия (Арт-терапия)
—Цвето-меридианальная терапия
—Омелотерапия
—Динамическое рисование Зодиака
Области развития антропософских инициатив:
-лечебной педагогики и социальной терапии;
— антропософской обезболивающей терапии;
— антропософской психиатрии, психотерапии, психосоматики;
— антропософского медицинского ухода:
— биодинамической телесной психотерапии по методу Gerda Boyesen;
— терапии эфирными маслами, лечение масляно-дисперсионными ваннами;
— ритмического массажа по методу доктора медицины Иты Вегман;
— ритмических втираний по методу Вегман/Хаушка;
— тепловой терапии с пчелиным воском;
— мануально-терапевтических методов на основе Антропософской медицины;
— массажа по др. мед. С. Пресселю;
— редуцирующей массажной терапии по Volkier Bentinck;
— терапии лечебной грязью гор Юра;
— терапии движением и телесной терапии на основе пространственной динамики;
— магнитной терапии по Рудольфу Штайнеру;
— работы с жестами зодиака и обликом человека;
— терапии речью (рецитация);
— терапии искусством (живопись, лепка)-
— лечения цельнотелым звуковым
— косметологии с помощью препаратов и косметики Доктора Хаушки;
Ботмеровская гимнастика что это такое
БОТМЕРОВСКАЯ ГИМНАСТИКА
В первой половине прошлого века баварский военнослужащий, Фридрих фон Ботмер, создал новое направление физической деятельности, гармонично сочетающее гимна-стику и искусство. Комплекс физических упражнений, разработанный Ботмером, не просто должен был тренировать тело, но развивать личность. Став педагогом в валь-дорфской школе, Ботмер обнаружил, что физическое воспитание детей находится не на должном уровне. Обычные физические упражнения, тренирующие мышцы, не давали ожидаемого эффекта и довольно часто приводили к телесным зажимам. Понадобилось немало времени, проб и ошибок, прежде чем было сформировано то, что было названо впоследствии ботмеровской гимнастикой. В настоящее время ботмеровскую гимнастику используют не только в воспитании детей, но и в оздоровительной практике, в обу-чающей программе актеров, для различных психологических тренингов.
Тело человека постоянно подвержено воздействию окружающего мира. Физические за-коны притяжения, силы тяжести, ускорения незаметно создают нам рамки, давящие не только на тело, но и на образ мыслей. С другой стороны, эти силы вызывают в нас противостояние. Взаимодействие внешних и внутренних сил влияет на развитие лич-ности. Фридрих фон Ботмер создал гимнастическую систему, способную вылепить из «пластилина» наших физических и психологических возможностей крепкое, красивое и устойчивое здание-личность, органично вписывающееся в окружающий мир и эффек-тивно с ним взаимодействующее. Занимаясь ботмеровской гимнастикой, человек не просто механически выполняет заданные физические упражнения, думая в этот момент о чем-то другом, а создает телом пространственно-объемные фигуры, осмысливая их. Он как-бы становится архитектором своего тела, души и жизни. Ботмеровская гимнас-тика в полной мере способствует формированию по-настоящему свободного, раскре-пощенного, целеустремленного и творческого человека.
Ботмеровcкая гимнастика учитывает возраст ребенка и художественно, гармонично раз-вивает его тело, вкус и таланты. Каждое упражнение здесь должно быть физически и интеллектуально доступно, осмысленно, и соответствовать возрасту ребенка. Учиты-вается не только возраст, но и индивидуальные особенности детей, чтобы где-то укре-пить слабое, безвольное, а зажатое, наоборот, освободить и раскрыть.
ОСНОВЫ БОТМЕРОВСКОЙ ГИМНАСТИКИ
Занятия гимнастикой начинаются для детей с 9-ти лет. На протяжении двух лет дети водят хороводы под ритмично читаемый текст. Это помогает почувствовать ребенку, что он является частью целого. Также ребенок учится ответственности – «натягивая круг», ребенок понимает, что если отпустит руку, нарушит равновесие всего хоровода.
Тексты для хороводов – это неиссякаемый источник образов и сюжетов, к которым дети этого возраста очень тяготеют. Главное – дать им свободу, позволять двигаться под ритмические строки так, как комфортно, как подсказывает воображение. Ведь в 9 лет дети учятся чувствовать себя в пространстве, пытаются связывать свои внутренние переживания со своими движениями. Здесь тренер – сам ребенок, ищущий путь своего развития. В этом возрасте дети выполняют пространственно направленные движения (высота – ширина, закрыть – открыть) в знакомых образах (дом, окно, колонна).
К 11-ти годам дети пытаются вписывать свое тело в геометрические фигуры, чере-довать ритмические упражнения с пространственными движениями. В этом возрасте они получают навык держать равновесие, ощущать тонус и напряжение, чувствовать движение. Переходы от быстрого кружения к покою, бег по кругу с резкими поворотами в направлении. В 11 лет дети уже умеют держать свой внутренний ритм независимо от ритма внешнего. В этом им помогают игры с легкостью и тяжестью, шириной и высотой, дающие ощущение радости движения, легкости в теле.
В 12 лет начинается фаза активного роста. В этот период дети осмысленно вписывают свое тело в новый масштаб пространства. Они выходят из своего «дома». Здесь на помощь приходит выполнение упражнения «треугольник», помогающее наладить связь между верхним (головой) и нижним (система обмена веществ) полюсами растущего ор-ганизма. По мнению Ботмера, «треугольник» поможет детям, «придавленным к земле», вытянуться, а «парящим высоко» опуститься на землю. Это и дает гармонию в возрасте 12–13 лет.
Сравнивая в эти годы различные фигуры, ребята «завоевывают» новую, трехмерную реальность – пирамиду. Точные и согласованные движения в группе учат детей по-рядку.
В этот период к тренировкам подключают гимнастическую палку для более ощутимого создания своим телом определенной формы. Она тренирует сознание детей на взаимо-действие тела и предмета. Использование палки также помогает ощутить невидимое пространство за спиной. Чтобы поймать палку позади себя, дети учатся концентри-роваться, наблюдать, спокойно ждать и терпеть.
С 13-ти лет дети во время занятий получают новую возможность – собраться в прыжке в одну точку. Это происходит благодаря увеличению в этом возрасте мышечной массы и силы. Чередующиеся напряжение и расслабление приводит их организм в собранное состояние.
В период пубертата (полового созревания) появляется ощущение дисгармонии телес-ных пропорций, неуравновешенность душевной жизни. Теряется детская грация, нужно учиться управлять своим телом в новых условиях. Ботмеровская гимнастика помогает подросткам раскрыться, прийти в равновесие с собой и миром, научиться управлять новой необузданной силой, эмоциями.
К возрасту 16–17-ти лет движение вперед приобретает цель. И занятия ботмеровской гимнастикой помогают эффективно и осмысленно добиваться поставленных целей (упражнения «Шаг к цели», «Копье», «Диск», «Движение к цели»). Такие упражнения, как «Вихрь», «Весы», «Растущая высота» помогают юным людям научиться собирать свою волю, направлять ее, противостоять стихиям тела и эмоций, падать, сохраняя равно-весие.
Далее в гимнастике молодые люди двигаются с более творческим подходом, создают в пространстве сложные, фантазийные фигуры, чтобы по-новому почувствовать возмож-ности своего тела и гармонию окружающего мира.
Ботмеровская гимнастика
Друзья, приглашаем Вас познакомиться с Ботмеровской гимнастикой!
Ботмеровская гимнастика – это одна из систем движения в пространстве, где тело воспринимается как инструмент для переживания действия пространственных сил и волевого взаимодействия с ними.
Подробнее вы узнаете и почувствуете при встрече.
На занятиях мы будем:
– Жонглировать мячами, кольцами, булавами и даже пробовать обходиться с диабло;
– Взаимодействовать с палочкой, которая поможет более осознанно совершать движения и освоить заднее пространство;
– Играть (и вспоминать, в чем она – радость жизни!);
– Научиться встраиваться в уже существующее движение в пространстве, работая со скакалкой;
– Работать над осанкой и прямостоянием;
– Восстанавливать жизненный тонус;
– Развивать пространственное мышление;
– Искать гармоничное и адекватное ощущение себя в пространстве;
– Искать в движении красоту.
Занятие проходят в актовом зале:
во вторник и четверг с 8:45 до 10:15 с Невской Ольгой 8 (926) 132-61-77; 1326177@gmail.com
в среду с 19:00 до 20:30 с Бочковой Таисией 8 (903) 102-92-89; bochkova@mail.ru
Возьмите с собой удобную для активного движения одежду и обувь.
Если возникнут вопросы, звоните, с удовольствием ответим.