бот что бы общаться
13 крутых онлайн-сервисов для создания чат-ботов
Чат-бот – хороший способ автоматизировать коммуникацию с пользователями в любом бизнесе. От саппорта и справочной функции до маркетинга и прямых продаж – со всеми этими задачами чат-боты хорошо справляются и показывают неплохие результаты.
Мы подготовили подборку 13 сервисов, в которых можно создать чат-боты для популярных мессенджеров без знания кода. Читайте и выбирайте.
Чат-бот не тренд, а необходимость
Чат-ботом сейчас никого не удивишь. Их используют практически во всех нишах: от госучреждений до интернет-магазинов. Чат-боты отлично справляются с различными задачами:
ответами на частые вопросы пользователей и т. д.
Для многих пользователей мессенджеры – более удобный канал коммуникации, чем общение по телефону или вживую, поэтому тема с чат-ботами трендовая.
Чат-бот – полезный инструмент не только для службы поддержки, но и для маркетинговых задач. Можно вести трафик из поисковых систем и соцсетей на чат-бота, внутри него реализовать автоворонку продаж, которая будет подогревать пользователей полезным и интересным контентом, а затем конвертировать в клиентов, продавая основной продукт. Открываемость сообщений в мессенджерах в разы выше, чем email-рассылок, поэтому использование чат-ботов помогает повысить эффективность вложений в маркетинг. Кстати, ее можно повысить еще больше, запуская контекстную и таргетированную рекламу через Click.ru и получая партнерское вознаграждение до 18% от общих затрат на рекламу по всем аккаунтам. Подробнее о партнерской программе здесь.
Трендовость темы породила большое количество сервисов, с помощью которых можно без знания кода создавать чат-боты разной степени сложности и использовать их для своих проектов.
Когда мы делали подборку, мы ориентировались на сервисы, которые, по нашему мнению, наиболее удобны, приемлемы по цене + обладают хорошим функционалом:
процесс создания чат-бота понятен и гибок (почти все сервисы из подборки – визуальные конструкторы);
тарифные планы адекватны и прозрачны;
есть встроенная CRM, интеграции с внешними сервисами просты;
сервис поддерживает популярные мессенджеры и соцсети.
13 сервисов для создания чат-ботов
1. Aimylogic
Русскоязычный сервис, в котором можно создавать умные чат-боты. Созданные чат-боты работают на базе алгоритмов машинного обучения и постоянно обучаются.
Кроме чат-ботов в Aimylogic также можно создавать голосовые боты, настраивать сценарии умных обзвонов и внедрять их в бизнес-процессы.
Бот создается с помощью визуального конструктора:
Основные возможности чат-ботов:
распознавание естественной речи и базовых смыслов. По умолчанию бот распознает приветствие, прощание, согласие, отказ, благодарность, а также нецензурную лексику;
можно обучать бота на примере реальных фраз (например, можно создать интенты и добавить несколько примеров фраз пользователей, с помощью машинного обучения бот будет распознавать большинство фраз, которые относятся к этой теме);
готовые интеграции с популярными мессенджерами, голосовыми помощниками и другими сервисами;
перевод диалога на живого человека;
для интернет-магазинов актуальна опция «Справочник товаров». В него можно внести список товаров, и бот сможет распознавать запросы о продукции и выдавать пользователям цены, характеристики и другую информацию о товаре.
Поддерживаемые соцсети и мессенджеры: WhatsApp, Telegram, Viber, Facebook, ВКонтакте, Instagram, онлайн-чаты.
Стоимость: сервис не самый дешевый. Минимальный тарифный план «Developer» стоит 990 руб/мес, но в этом тарифе доступно только 100 пользователей (людей, которые пользуются ботом). Тариф на 1000 пользователей обойдется уже в 5 900 рублей ежемесячно.
2. Flow XO
Англоязычный онлайн-конструктор чат-ботов. Позволяет решать любые задачи бизнеса, такие как сбор лидов, автоматизация поддержки пользователей (ответы на частые вопросы), прием платежей, переключение между чат-ботом и онлайн-чатом и т. д.
Основные возможности:
создание ботов с помощью визуального конструктора;
создание автоматизированных потоков для основных сценариев взаимодействия с пользователями;
интеграция с 100+ сервисами (сервисы Google, CRM, платежные системы и т. д.);
сбор статистики по взаимодействию с пользователями;
кроссплатформенное взаимодействие с пользователями.
Поддерживаемые мессенджеры и соцсети: Facebook Messenger, Telegram, Twilio, Clack, также можно разместить чат на сайте.
3. BotKits
Русскоязычный онлайн-конструктор чат-ботов. В сервисе можно создавать чат-боты для мессенджеров и соцсетей.
Основные возможности:
создание сценариев и вариантов развития диалога в чат-боте;
проведение опросов, сбор и обработка данных пользователей;
прием заказов и платежей;
сбор клиентской базы;
триггерные рассылки пользователям, которые взаимодействовали с ботом.
Поддерживаемые мессенджеры и соцсети: ВКонтакте, Telegram, Facebook, Viber, Одноклассники, Яндекс.Алиса (также ожидается интеграция с WhatsApp).
В BotKits есть встроенная CRM, в которой доступна база пользователей, взаимодействовавших с ботом. Базу можно выгружать в таблицы для использования в других системах.
Стоимость: минимальный тариф – 390 руб/мес. В нем достаточно много ограничений (например, недоступны CRM-таблица, рассылки, прием платежей и т. д.). Максимальный тариф (со всем функционалом) – 1390 руб/мес.
Также в BotKits можно заказать создание чат-бота под ключ.
4. Botmother
Русскоязычный сервис, позиционирует себя как CMS для чат-ботов. Позволяет создавать чат-боты для соцсетей и мессенджеров с помощью конструктора и готовых блоков.
Основные возможности:
настройка сценариев для взаимодействия с пользователями;
переключение между чат-ботом и онлайн-чатом (подключение в чат оператора);
отправка файлов пользователям (видео, изображения, другие файлы);
прием платежей (есть интеграция с Robokassa, ЮKassa и другими платежными системами);
обмен данными с другими сервисами (Botmother поддерживает интеграцию с сервисами Zapier, Albato и ApiX-Drive, через которые можно связать чат-бот практически с любым сервисом – от Google Таблиц до сервисов рассылки и CRM);
есть доступ к диалогам с пользователями. Можно просматривать историю взаимодействия с ботом или подключаться к чату в реальном времени, если бот не справляется с вопросами человека.
Поддерживаемые мессенджеры и соцсети: Telegram, Viber, WhatsApp, Facebook, ВКонтакте, Одноклассники.
Стоимость: от 999 руб/мес. Функционал сервиса можно протестировать бесплатно.
5. Fasttrack
Русскоязычный сервис, позиционирует себя как универсальную платформу для решения бизнес-задач с помощью чат-ботов.
Основные возможности:
визуальный конструктор чат-ботов для мессенджеров;
омниканальные сценарии. Можно настраивать и подключать единую логику для всех активных каналов коммуникации (мессенджеры, соцсети, чат на сайте и т. д.);
встроенная CRM-система с полной историей взаимодействия клиента с каналами коммуникации;
обработка данных от пользователей или внешних источников в реальном времени;
автоматические и ручные подписки пользователей на автоворонки;
поддержка одновременного запуска нескольких сценариев для пользователя;
покупки в мессенджере (возможность встраивания web-страницы с каталогом и корзиной).
На самом деле у платформы довольно широкий функционал, полный список возможностей можно посмотреть здесь.
Есть несколько вариантов использования платформы:
облачный SaaS с сертификатом по ФЗ-152 (хранение пользовательских данных согласно законодательству РФ);
коробочное решение для установки в корпоративной сети компании.
Поддерживаемые мессенджеры и соцсети: Telegram, Viber, Facebook Messenger, VK, OK, WhatsApp, WhatsApp Business API, email и чат на сайте.
Стоимость: рассчитывается индивидуально, по запросу.
6. Botsify
Англоязычный сервис для создания чат-ботов с использованием искусственного интеллекта.
Основные возможности:
визуальный онлайн-конструктор чат-ботов;
обучение ботов с помощью алгоритмов машинного обучения;
подбор похожих фраз из запросов пользователей;
поддержка быстрых ответов;
сбор и квалификация лидов;
поддержка 190 языков;
подключение оператора в диалог.
Поддерживаемые платформы: WhatsApp, Facebook Messenger, Telegram, SMS, можно установить как чат на сайте.
7. Dexter
Англоязычный сервис, предлагающий платформу для создания чат-ботов. Главная фишка платформы – боты создаются тут не привычным конструктором с помощью добавления и перетаскивания блоков, а в текстовом редакторе. Как считают сами создатели сервиса, это позволяет максимально просто создавать ботов (не сложнее, чем написать короткую историю), а уход от блоков и схем дает возможность не перегружать пользователей.
Основные возможности:
отправка сообщений по заданному сценарию;
ведение и хранение истории сообщений с пользователями;
сбор и обработка данных пользователей;
отправка файлов (видео, аудио, картинки);
рассылка сообщений и уведомлений по расписанию.
Поддерживаемые платформы: Slack, Facebook Messenger, Twilio, Twitter, Alexa, Viber, сайт.
Стоит отметить, несмотря на заявления создателей платформы о простоте текстового создания ботов, для большинства пользователей визуальные конструкторы все-таки будут привычнее и понятнее.
8. Gerabot
Украинский онлайн-конструктор для создания и управления чат-ботами. Также у Gerabot можно заказать создание чат-бота под задачи бизнеса под ключ.
Основные возможности:
настройка сценариев взаимодействия с пользователями;
подключение оператора в чат с пользователем (по запросу пользователя или по заданному сценарию);
прием заявок от пользователей;
консультирование клиентов и предоставление нужной информации.
Поддерживаемые платформы: Viber, Telegram, Facebook, сайт.
Стоимость: от 480 грн в месяц.
9. Chatforma
Преимущество этого российского сервиса заключается в том, что в платных тарифах нет привязки к количеству пользователей, если ботом пользуется до 100 тысяч человек (для большинства бизнесов этого более чем достаточно).
Основные возможности:
ответы на вопросы пользователей и предоставление нужной информации;
сбор и квалификация лидов с помощью тестов, опросов и других механик;
обработка заявок от пользователей;
ручные и автоматические рассылки по базе пользователей;
сегментация базы клиентов и использование сегментов в различных сценариях;
возможность создания мини-лендингов в чат-боте;
переключение на живого специалиста;
создание витрины товаров в чате;
автоматические уведомления от бота о новых заказах или определенных действиях пользователей.
Платформы: Facebook, Telegram, Viber, ВКонтакте, сайт.
Стоимость: 1000 рублей в месяц за 1 чат-бот.
10. Chatbot
Англоязычная платформа для создания чат-ботов под задачи основных направлений бизнеса (маркетинг, продажи, саппорт клиентов).
Основные возможности:
визуальный конструктор типа drag-and-drop;
возможность тестирования готового бота прямо в интерфейсе платформы;
кастомизация виджета чата для сайта;
сбор данных о пользователях, хранение и сегментация базы;
отправка изображений и других типов файлов;
кнопки для быстрых ответов;
анализ сообщений и обучение с помощью алгоритмов искусственного интеллекта;
база готовых шаблонов для типовых сценариев, шаблоны можно редактировать и кастомизировать под себя.
Поддерживаемые платформы: Facebook Messenger, Slack, LiveChat, сайт.
11. Salebot
Еще один русскоязычный конструктор чат-ботов. Платформа позволяет создавать ботов с помощью блок-схем и интегрировать их с различными сервисами.
Основные возможности:
прием и обработка заявок от пользователей;
прием и контроль оплат через платежные системы;
отправка файлов в чат (аудио, видео, изображения);
можно получать файлы от пользователей;
запись клиентов на прием и оформление брони;
можно в любой момент подключиться к чату с пользователем и продолжить общение вместо бота;
есть статистика активности бота и пользователей, CRM и другие полезные инструменты;
чат-бот можно интегрировать с внешними CRM (Битрикс, AmoCRM), а также с другими сервисами по API.
Поддерживаемые платформы: Telegram, ВКонтакте, Facebook Messenger, Talk-me, Viber, WhatsApp, Webim, LiveTex, Авито, Одноклассники, JivoSite, Юла, Instagram.
Стоимость: минимальный тарифный план – 799 руб/мес.
12. Konverbot
Российский визуальный конструктор чат-ботов для любых задач бизнеса. Ботов можно создать самостоятельно, выбрать из каталога готовых решений или заказать разработку под ключ.
Основные возможности:
интеграция с CRM и онлайн-чатами (Битрикс24, Webim, Avito, Tilda, Jivosite, Carrot Quest, Livetex);
создание сценариев диалогов;
создание микровиджетов (текстовые кнопки, формы обратной связи, выбор даты, товарные карточки и другие функциональные кнопки внутри бота);
встроенный функционал для тестирования бота;
контекстные первичные сообщения (подстройка сообщений в зависимости от URL страницы, на которой находится пользователь);
реализация товарного каталога и сопутствующих товаров для допродаж.
Поддерживаемые платформы: ВКонтакте, Facebook, Telegram, WhatsApp, Instagram, сайт.
Стоимость: от 1000 руб/мес.
13. BotHelp
Русскоязычная платформа для создания рассылок, автоворонок и чат-ботов в мессенджерах и соцсетях.
Основные возможности:
визуальный конструктор чат-ботов;
сбор и сегментация базы пользователей, взаимодействующих с ботом;
настройка ручных и автоматических рассылок;
интеграция с CRM-системами (Битрикс24, amoCRM и другие);
кастомные интеграции с помощью API и вебхуков.
Поддерживаемые мессенджеры: WhatsApp, ВКонтакте, Telegram, Facebook Messenger, Viber.
Стоимость: от 990 рублей в месяц.
Сравнение конструкторов чат-ботов: что выбрать
Мы свели основные параметры всех сервисов из подборки в сравнительную таблицу:
Здесь можно сравнить сервисы по семи наиболее важным параметрам:
способ визуализации процесса (у всех сервисов, за исключением Gerabot, это блок-схемы);
готовые шаблоны (если они есть, создать чат-бот для типовой задачи будет проще);
цена и наличие пробного периода (сервисы, у которых есть пробный период, можно более объективно оценить – протестировать функционал, попробовать создать бота и понять, подходят ли возможности сервиса для ваших задач);
интеграция с CRM (важный критерий, так как удержание клиентов и работа с базой критически важны для любого бизнеса в современных реалиях);
наличие дополнительного функционала вроде рассылок, мини-лендингов и т. д.
Полная версия таблицы доступна здесь.
8 Telegram-ботов для тех, кому одиноко и хочется общения
Ищем собеседников, пока сидим на каникулах 🔔
@XusuBot
Самообучающийся чат-бот запоминает фразы всех участников диалога, а вот выдает их в рандомном порядке и анонимно. Конечно, все начинают с «привет, как дела?», но затем разговор становится чудесатей и чудесатей.
Получается диалог тебя и кучи других людей: не всегда адекватный и понятный, но зато забавный.
Игра «Привет, Незнакомец»
Первый в Telegram квест-бот с встроенным сюжетом. Твоя задача — помочь главному герою выбраться из океанской бездны в режиме реального времени. У тебя есть варианты фраз, которыми ты можешь отвечать. Затягивает не на час.
Когда квест пройден, можешь отправиться на официальную страницу игры «ВКонтакте» и поболтать с другими игроками.
Анонимный чат
Созданный специально для анонимного общения, чат предлагает интересную функцию — выбрать абсолютно любой ник, при этом настоящее имя твоего профиля нигде не отобразится. Конечно, анонимность не предполагает вседозволенность: в боте запрещено разжигать конфликты и нецензурно выражаться.
Зато можно писать личные сообщения, «обнимать» и даже «шлепать» участников.
Voices of strangers
Некий аналог анонимной чарт-рулетки, только с голосовыми сообщениями. Ты записываешь войс, отправляешь его в чат, и оно рандомно выбирает себе получателя (из тех, кто пользуется ботом, разумеется).
Бот выбирает из последних 200 записанных в нем сообщений, так что есть шанс устроить с кем-нибудь разговор в реальном времени.
Правил, что можно и нельзя записывать, нет — выражай себя на всю катушку.
Love Story
Невероятно удобный и простой бот для поиска партнера или собеседника. Естественно, все частично анонимно: тебе не напишут в личные сообщения, а твой ник и номер скрыты. Также ты можешь решить, показывать ли определенному пользователю свою анкету.
Тем не менее, базовой информацией придется поделиться: возраст, город, коротенькое описание и фото.
Better Than Tinder
Бот работает так же, как Тиндер, только лучше. Его задача — повысить самооценку, чего создатели бота не скрывают.
Надо всего лишь кинуть фотографию и смотреть, как ее лайкают другие люди. Фото людей, которые лайкнули тебя, ты, разумеется, увидишь.
Можно и познакомиться: для этого достаточно написать на фотографии свой ник в Инстаграме или Телеграме.
Бот усталого москвича
Этот бот подскажет тебе уютное место для уединения, неспешной прогулки или медитации в одиночестве в пределах Садового кольца. В библиотеке программы — парки, скверы, пруды, кафе и антикафе.
К сожалению, получить можно не больше одного места в день, зато к каждому дается подробное описание с достоинствами и недостатками.
@radiusbot
Находит собеседников вокруг твоей локации. Минимальный радиус — 10 метров, максимальный — вся планета. Бот можно использовать не только как место для знакомств, но и как чатик, если тебе хочется узнать мнение соседей по подъезду или поболтать с одноклассниками в соседней аудитории.
Материалы по теме
Общайся и следи за новостями 😉
Читай любимый журнал в электронном формате
Журнал Elle Girl
Подпишись на печатную версию журнала
© 2021 ELLEGirl, Hearst Shkulev Publishing / OOO «Хёрст Шкулёв Паблишинг». Все права защищены.
Чат-боты: где, как и когда заменить человека
Согласно данным аналитической компании eMarketer, в 2016 году более 1,4 миллиарда человек использовали приложения для обмена сообщениями. К 2019 году более 25% населения мира (примерно 1,75 миллиарда человек) будут постоянно использовать мессенджеры для связи друг с другом.
Но не только люди могут отправлять и получать сообщения. На общем фоне роста популярности WhatsApp, Viber, Facebook Messenger, Skype, Telegram, ICQ, WeChat и других приложений, всё чаще происходит общение с чат-ботами, которые в отдельных случаях легко могут заменить собеседников из плоти и крови.
Согласно докладу Humanity in the Machine, подавляющее большинство людей готовы к тому, что бизнес будет предоставлять свои услуги с помощью чат-ботов. Ради быстрых и точных ответов люди готовы общаться с ботами-продавцами, консультантами, секретарями. Онлайн-чат и приложения для обмена сообщениями являются наиболее предпочтительным способом связи с продавцом для 29% американцев. В других странах этот показатель пока ниже, но постепенно всё больше и больше людей начинают отдавать предпочтение чат-ботам.
Смогут ли программы стать полноценными конкурентами человека? Давайте посмотрим на текущую ситуацию на примере самых популярных автоматизированных систем общения.
Как боты завоевали популярность
Прежде всего нужно сказать, что в чат-ботах нет ничего нового. Одним из первых виртуальных собеседников была программа Элиза, созданная в 1966 году Джозефом Вейзенбаумом. Элиза пародировала речевое поведение психотерапевта, реализуя технику активного слушания: переспрашивала пользователя и использовала фразы типа «Пожалуйста, продолжайте». Был проведен эксперимент, во время которого программа общалась со случайно выбранными пользователями. Впервые некоторые люди не смогли догадаться, что с ними общалась машина.
И хотя со временем боты значительно эволюционировали, долгие годы они использовались лишь для имитации философских человеческих диалогов. Системы, основанные на шаблонах общения, могут поддерживать беседу длительное время, но практического смысла в этом мало.
Революция произошла, когда шаблоны «общения» поменяли на шаблоны «рекомендаций». Боты смогли не только ответить на простой вопрос «Как дела?», но и с точностью дать рекомендацию на вопрос «Нужен ли мне сегодня зонт?». Самые продвинутые научились сомневаться и, в случае неуверенности в ответе, переадресовывать вопрос человеку.
Таким образом, чат-боты — это не просто компьютерные программы, имитирующие разговор, а системы, которые пытаются предсказать наилучший ответ для своего собеседника.
Если бот способен внятно общаться и верно понимает человека, то нет особой необходимости нанимать дополнительного сотрудника. Обращаясь к представителям бренда за консультацией, клиент чаще всего сам действует по шаблону. Нет нужды нанимать живых сотрудников, которые будет по инструкции отвечать всем пользователям заученный текст — такой персонал неотличим от роботов, но при этом нуждается в заработной плате, выходных и отпуске.
Чат-боты, при относительно низкой стоимости разработки, могут круглосуточно помогать бесконечному числу людей.
Самый популярный чат-бот
Chatbottle — это крупнейшая поисковая система по ботам, помогающая разработчикам информировать пользователей о появлении новых виртуальных ассистентов. На сайте представлен рейтинг ботов, собранный по различным параметрам: количество голосов, пользовательская статистика, платформы, категории (путешествия, продуктивность, социальное взаимодействие, электронная коммерция, развлечения, новости и т.д.). На данный момент на площадке представлено более трех с половиной тысяч ботов для Facebook Messenger, Kik, Slack, Skype и Telegram.
Самый популярный бот на ChatBottle — Poncho для Facebook Messenger. Poncho отправляет вам личные прогнозы погоды с забавными шутками/мемами и, тем самым, больше похож на приятеля-метеоролога, чем на бездушный сервис информирования о погоде. Но сомнительно, что бот в полной мере может заменить специалиста по ветрам и осадкам.
В каждой категории на сайте можно выбрать интересное приложение. Так, к примеру, лучшим ботом для поднятия личной продуктивности считается Meekan, работающий с разными календарями для составления расписания. Позволяет синхронизировать планы с чем угодно, в каком угодно календаре.
Медицина
Китайский поисковик Baidu запустил медицинского чат-бота, предназначенного для диагностики болезней. Да, на первый взгляд звучит ужасно, ведь все мы прекрасно знаем, что ставить диагноз может только врач. Попытка заглянуть в интернет приводит к тому, что больной находит у себя симптомы коклюша, лихорадки Эбола и бубонной чумы. Так может ли чем-то помочь программа?
Бот Melody позволяет связываться с настоящими врачами и записываться на прием, но его подлинный талант раскрывается при общении. Приложение анализирует заданные пользователем симптомы и, в зависимости от предполагаемого диагноза, связывает его с одним из 600 000 профильных врачей. Задача Melody не в том, чтобы сказать «у вас волчанка» — в первую очередь информация собирается для медицинских работников.
— Что у вас болит?
— Горло.
— Вам к ЛОРу. Следующий!
Melody задаёт дополнительные вопросы, но при этом реагирует на предыдущие высказывания. В некоторых случаях вам дадут возможность выбрать ответ сразу из нескольких вариантов. По «дотошности» бот Melody может показаться даже въедливее врача, но в результате ваш лечащий доктор еще до первого приема получит информацию о заболевании и на основе своего клинического опыта сделает предварительные выводы.
В настоящее время бот доступен только в Китае, но Baidu активно ищет новые рынки. Ряд стартапов в США и Великобритании запустили аналогичные приложения, среди которых Your.MD и Babylon Health.
Your.MD спрашивает вас о симптомах, параметрах тела и истории болезни, а затем составляет список наиболее и наименее вероятных причин симптомов и оценивает их по степени серьезности.
Компания из Сан-Франциско Sense.ly даже разработала «виртуальную медсестру» Молли, которая анализирует состояние пациента, используя функцию распознания жестов на основе Kinect, а также функцию распознавания речи. Молли помогает людям с хроническими заболеваниями следить за своим здоровьем и формировать персонализированные планы лечения. Кроме того, виртуальный помощник напоминает, когда нужно принимать лекарства. В общем, делает всё то, что могла бы делать медсестра, которая приходила бы к вам домой. Означает ли это, что ИИ отберет работу у приходящих медсестер? По данным Всемирной организации здравоохранения, в ближайшие 20 лет в мире будет не хватать около 13 миллионов врачей и медицинских работников. Нехватка медперсонала остается острой проблемой, и решить ее простыми способами нельзя. Вместо того, чтобы заставлять врачей работать с десятками пациентов в день, можно часть работы переложить на виртуальных помощников.
Страхование
Бота легко научить продавать товар, но когда речь идет об услугах, возникает слишком много различных нюансов. В страховании не клиент чаще всего выбирает предложение, а ему продают определенный вид услуг. Автоматизировать этот процесс было сложно, но и сюда добрались чат-боты.
Страховая компания Lemonade предоставляет своего бота A.I. Jim для обработки претензий. Его работа выглядит весьма впечатляюще. В прошлом году клиент через приложение фирмы заявил об украденном пальто. За три секунды его требование было удовлетворено — тем самым был поставлен мировой рекорд в сфере страхования. За эти три секунды A.I. Jim рассмотрел заявление, проверил на соответствие внутренним правилам, отработал 18 антимошеннических алгоритмов, одобрил заявление, отправил платежные инструкции в банк и сообщил клиенту об успешном рассмотрении дела.
Самое забавное в этой истории, что создатели чат-бота не имели никакого отношения к страхованию. Просто два технаря в какой-то момент заметили, что огромная отрасль закостенела и страдает от отсутствия автоматизированных решений.
Пока еще бот готов рассматривать только простые случаи, однако то, что раньше занимало недели или месяцы, теперь происходит за несколько минут или секунд. Вот что получается, когда заменяешь людей и документы ботами и машинным обучением.
Lemonade не были первой компанией, которая придумала использовать ботов в страховом бизнесе. На самом деле таких решений уже много. Spixii — страховой агент, который говорит на пяти языках. Этот бот призван ускорить процесс страхования, в простой беседе предлагая пользователям подходящую для них страховку. У Spixii есть особенность, делающая его похожим на человека: если бот заметит, что вы занимаетесь чем-то, что не покрывается вашей страховкой (например, занимаетесь активными видами спорта), то предложит вам подписаться на более внушительный страховой пакет (и будет еще напоминать об этом случае).
Исторические очерки
Современные боты похожи на продавцов или консультантов, но дух старой школы все еще жив. Чат-бот AnzacLive Wizeline, разработанный для News Corp Australia, представляет собой большой проект по оцифровке и переработке обширных записей дневника австралийского солдата Арчи Барвика, ветерана Первой Мировой войны, который прямо сейчас находится посреди боевых действий на фронте.
Конечно Арчи давно умер, но с помощью его дневников мы можем узнать больше об истории тех дней, когда он воевал. Его обширные записи охватывают все переживания молодого солдата, начиная от мыслей о страхе перед надвигающейся битвой («Это может быть последняя запись, которую я пишу»), до повседневных занятий, таких как еда, выпивка, спорт и, конечно же, его любимый дом.
Арчи мертв, но в некотором роде он продолжает жить, являясь сплавом исторических исследований, журналистики, традиционных печатных СМИ и социальных каналов. Чат-бот продолжает отвечать на вопросы и отправляет сообщения с поля битвы во Франции.
Автоматизированные HR-ассистенты
Бостонский стартап Talla разрабатывает чат-ботов, помогающих новым сотрудникам быстрее адаптироваться и решать мелкие организационные проблемы. Бот скажет вам, на что следует обратить внимание в рабочем процессе, расскажет, когда придет зарплата или когда наконец-то наступит следующий выходной.
Talla — не сосед по офису, которого вы будете дергать по пустякам весь испытательный срок. Чат-бот доступен круглосуточно и никогда не устанет вам отвечать. Он автоматизирует и координирует сотни задач каждый день, интегрируясь с различными календарями и документами Microsoft Office 365 и Google Apps for Work.
Следующая версия Talla возьмет на себя функции специалиста по работе с персоналом. Это значит, что первую подробную информацию о компании вы получите из чата с ботом.
Стартап планирует вырастить из своих ботов настоящих бизнес-ассистентов, некоторые из которых будут решать, кого из претендентов следует пригласить на интервью. Бот ищет сходства в резюме потенциальных кандидатов с данными успешных действующих работников.
Но не будем забывать, что настоящая работа с персоналом — это очень сложная (для машины) задача, решение которой нельзя представить без полной обработки естественного языка. А это требование упирается в проблему создания сильного ИИ.
Другой известный помощник рекрутера — Cyra — появился всего год назад. Рекрутеры могут взаимодействовать с Cyra на естественном языке и вести беседу о типе кандидата, который им нужен. Cyra задает рекрутерам несколько вопросов, чтобы понять их требования и критерии отбора, а затем идентифицирует кандидатов в своей базе данных.
Образование
Снова стартап из Бостона — AdmitHub. На этот раз компания помогает абитуриентам поступить в ВУЗ, а затем разобраться в сложных вопросах университетской жизни. AdmitHub разработали бота Oli, который предоставляет всем студентам бесплатное руководство о жизни в колледже. Например, его можно спросить, где находится ближайшее общежитие или когда заканчивается регистрация на курс. Oli помогает колледжам осмысленно вовлечь учащихся и дать понимание перспектив успешной учебы.
Duolingo — популярная языковая платформа, помогающая всем желающим изучать новые языки и общаться с другими людьми. Недавно они стали активно внедрять чат-ботов, которые общаются на изучаемом вами языке. Боты сами инициируют беседу, задавая вам вопросы о различных аспектах жизни. Они могут подсказать возможные варианты ответа, если вы пока не знаете, что сказать, а также укажут на сделанные вами ошибки. Разговаривать с ними может даже новичок — сначала боты общаются просто, но чем больше практики, тем сложнее становятся занятия. Кроме того, у каждого бота свой индивидуальный стиль и свой вариант ответа на ваши вопросы.
Питание
Dinner Ideas — чат-бот, который присылает рецепты людям, ведущим здоровый образ жизни. Чтобы использовать этого бота, достаточно пересказать ему содержимое вашего холодильника — назовите хотя бы один продукт. Беседовать с большой книгой онлайн-рецептов не так уж весело, но полезно. Для любителей обычного питания есть телеграм-бот @mycookbot, подсказывающий рецепты на русском языке.
Ассистент для походов по магазинам
В 2015 году бывший сотрудник Amazon создал чат-бота Mona — рекомендательную систему по новым товарам, трендам и моде. Mona ищет интернет-магазины, удовлетворяющие определенному набору критериев: тип, стиль, цена и т.д. Mona знает о том, что ещё только поступит в магазины в следующем месяце, или когда в ближайшем торговом центре начнется распродажа.
Бот может отслеживать цены на определенные товары и предлагает списки «топ-20» с персонализированными скидками. Mona обрабатывает сообщения в вашей электронной почте (в том числе, копаясь во всяком спаме), выискивает предложения о скидках, распродажах, подтверждения заказов и чеки.
На данный момент Mona считается одним из самых популярных личных ботов-помощников по торговле. Он поддерживает работу с более чем 300 розничными магазинами (США).
Виртуальная жена
Alexa, Siri и Cortana не идут ни в какое сравнение с японской помощницей Azuma Hikari. Начнем с того, что у Азумы есть тело, создаваемое с помощью компьютерной системы и проектора. И хотя это только «голографический» персонаж, её хотя бы можно увидеть. Виртуальная девушка в аниме-стиле показывает прогноз погоды, работает в качестве будильника, напоминает о вещах, о которых нужно напоминать, управляет освещением и устройствами умного дома, борется с вашим одиночеством.
Азума понимает речь на естественном языке (в меру своих способностей) и способна отвечать. После обучения она может помогать своему хозяину справляться с негативными эмоциями — выслушает и поддержит в трудную минуту.
Нам этот бот может показаться странным, но в Японии в 32% домохозяйств живут одинокие люди, поэтому искусственные интеллектуальные собеседники имеют там смысл.
Заключение
Чат-боты становятся важным, полезным, необходимым инструментом современной жизни. Да, удобно общаться со своим автомобилем через, к примеру, TeslaBot, или создавать сайты с помощью бота Right Click. С точки зрения бизнеса чат-боты уменьшают нагрузку на call-центры, снижают стоимость обслуживания, увеличивают выручку. Но все эти факты лишь «деревья», за которыми не видно «леса».
Революция чат-ботов уже началась, но они лишь слабый всплеск на огромной волне прогресса. Знаменитый футуролог Рэй Курцвейл предсказывает, что к 2029 году чат-боты будут обладать языковыми способностями на уровне человека. Как изменятся профессии будущего, в которых людей заменит искусственный интеллект? Что ж, возможно сейчас самое время начинать эксперименты с безусловным базовым доходом, который станут получать люди за счет эффективно работающего ИИ.