босховский ад что такое
«Сад земных наслаждений» Босха»
Сейчас сложно назвать художника, которого вспоминают чаще, чем Иеронима Босха. Он скончался пять веков назад, оставив после себя три десятка картин.
Начнем с того, что ни одно из имеющихся на сегодня толкований работы Босха не признано единственно верным. Все, что мы знает об этом шедевре, — от времени создания до названия — гипотезы исследователей.
Триптих считается программным для Босха не только из-за смысловой нагрузки, но и за счет многообразия и изощренности персонажей. Название ему дали искусствоведы, предположив, что на центральной части изображен сад земных наслаждений.
На левой створке — история о сотворении первых людей и их коммуникации с Богом. Создатель представляет Еву ошеломлённому Адаму, который до сего дня скучал в одиночестве. Мы видим райские пейзажи, экзотических животных, необычные образы, но без перегибов — лишь как подтверждение богатства фантазии Бога и многообразии живых существ, созданных им.
По всей видимости, не случайно, что выбран именно эпизод знакомства Адама и Евы. Символически это начало конца, ведь именно женщина нарушила табу, соблазнила мужчину, за что вместе они отправились на землю, где, как оказалось, их ждут не только испытания, но и сад наслаждений.
Однако за все приходится рано или поздно платить, о чем говорит правая створка, которую еще называют музыкальным адом: под звуки многочисленных инструментов чудовища запускают пыточные машины, где страдают те, кто еще недавно беззаботно фланировали по саду наслаждений.
С обратной стороны створок — сотворение мира. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.» (Быт. 1:1−2).
Грех-хедлайнер в триптихе — сладострастие. В принципе, было бы логичнее назвать триптих «Сад земных искушений» как прямую отсылку к греху. То, что кажется идиллией современному зрителю, с точки зрения человека рубежа еков было очевидным примером того, как себя нельзя вести (иначе — на правую створку, будь любезен).
Скорее всего, Босх хотел показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники, и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло — как они недолговечны».
Кстати, не так давно студентка Христианского университа Оклахомы Амелия Хэмрик расшифровала и переложила для фортепиано нотную запись, которую разглядела на теле грешника, лежащего под гигантской мандолиной в правой части картины. В свою очередь, Уилльям Эсензо, независимый артист и композитор, сделал для «адской» песни хоровую аранжировку и сочинил слова.
Главная мысль, которая соединяет не только части этого триптиха, но, по всей видимости, и все произведения Босха — тема греха. Это вообще был тренд в то время. Простому обывателю ведь фактически невозможно не грешить: тут имя господа всуе скажешь, там выпьешь или съешь лишнего, попрелюбодействуешь, соседу позавидуешь, в уныние впадешь — как тут остаться чистеньким?! Поэтому люди грешили и боялись, боялись, но все равно грешили, и жили в страхе Божьего суда и со дня на день ждали конца света. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом — на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего.
Через несколько десятилетий после смерти Босха началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры. Увлечение длилось несколько десятилетий. Особый успех имели гравюры, иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
С приходом сюрреализма Босха достали из хранилищ, сдули пыль и переосмыслили. Дали объявил себя его наследником. Восприятие образов с полотен Босха серьезно изменилось, в том числе и под влиянием теории психоанализа (куда же без Фрейда, когда речь заходит о высвобождении подсознательного). Бретон и вовсе считал, что Босх «записывал» на полотне любой образ, который приходил ему в голову — фактически вел дневник.
Интересен вот еще какой факт. Свои картины Босх писал в технике a la prima, то есть клал масло не несколькими слоями, дожидаясь, пока каждый из них просохнет (как делали, собственно, все), а одним. В итоге картину можно было написать за один сеанс. Эта техника стала очень популярной намного позднее — среди импрессионистов.
Современная психология может объяснить, почему произведения Босха обладают такой притягательностью, но не может определить смысл, который они имели для художника и его современников. Мы видим, что его картины полны символизма из противоположных лагерей: христианских, еретических, алхимических. Но что на самом деле зашифровал Босх в таком сочетании, мы уже никогда, по всей видимости, не узнаем.
Говорить о так называемой творческой карьере Босха довольно непросто: мы не знаем оригинальных названий картины, ни на одном из полотен не указана дата создания, да и подпись автора — скорее исключение, чем правило.
Наследие Босха не сказать, чтобы многочисленное: три десятка картин и дюжина рисунков (копии всего собрания хранятся в центре имени художника в его родном городе Хертогенбосе). Славу в веках ему обеспечили в основном триптихи, их которых до наших дней сохранилось семь, в том числе и «Сад земных наслаждений».
Босх родился в семье потомственных художников. Сложно сказать, сам ли он выбрал этот путь или выбирать не приходилось, но, по всей видимости, работать с материалами он учился у отца, деда и братьев. Первые публичные работы он выполнял для Братства Богоматери, членом которого являлся. Ему как художнику поручали задания, где нужно было орудовать красками и кистями: роспись всего и вся, оформление праздничных шествий и обрядовых таинств
В какой-то момент заказывать полотна у Босха стало модно. Список клиентов художника запестрел такими именами, как правитель Нидерландов и король Кастилии Филипп I Красивый, его сестра Маргарита Австрийская, венецианский кардинал Доменико Гримани. Они выкладывали круглые суммы, вешали у себя полотна и устрашали гостей всеми смертными грехами, намекая, конечно, при этом на благочестие хозяина дома.
Современники Босха довольно быстро заметили, кто теперь на хайпе, подхватили волну и начали копировать Иеронима. Босх вышел из этой ситуации специфически. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов! Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Все же это были люди другой психологии. Вероятно, Босх радел за то, чтобы полотен с изображением дьявольских образов, устрашавших простых смертных, было как можно больше, чтобы люди держали в узде свои страсти не грешили. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта.
Все его наследие по родственникам раздала супруга после смерти художника. Собственно, больше раздавать после него было нечего: по всей видимости, все земные блага, которые у него были, куплены на деньги жены, происходившей из богатого купеческого рода.
Беспалова Д.О. Сад земных наслаждений: анализ и символика фантасмагорического мира И. Босха
ИСКУССТВО. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Образец ссылки на эту статью: Беспалова Д.О. Сад земных наслаждений: анализ и символика фантасмагорического мира И. Босха // Бизнес и дизайн ревю. 2020. № 3 (19). С. 4.
УДК 7.033
САД ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ: АНАЛИЗ И СИМВОЛИКА ФАНТАСМАГОРИЧЕСКОГО МИРА И. БОСХА
Беспалова Диана Олеговна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка факультета Дизайна и моды, superdiana2000@mail.ru, +7(925)824-64-46.
Аннотация. В данной статье проведен анализ работы Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», выявлены образы фантастических существ, разобраны источники их происхождения. Рассмотрены исторические факты, повлиявшие на зарождение многих вымышленных видов существ. Огромное влияние на И. Босха оказала религия, его жизнь совпала с периодом активной деятельности испанской инквизиции во второй половине XV в. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма, изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): живописец запечатлел любой образ, возникший в его сознании. Большинство фантастических существ Иеронима Босха были рождены под эмоциональным и религиозным влиянием, бессознательно.
Ключевые слова: искусство; ад; фантастические существа; религия; автоматизм; триптих.
GARDEN OF EARTHLY DELIGHTS: ANALYSIS AND SYMBOLISM OF THE FANTASMAGORIC WORLD OF H. BOSCH
Bespalova Diana Olegovna
ANO VO «Institute of Business and Design», Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky lane, 9), student of the faculty of design and fashion, direction of preparation «Illustration». superdiana2000@mail.ru, +7 (925) 824-64-46.
Abstract. This article analyzes the work of Jerome Bosch “The Garden of Earthly Delights”, identifies images of fantastic creatures, and analyzes the sources of their origin. The historical facts affecting the origin of many fictional species of creatures are considered. Religion had a great influence on I. Bosch, his life coincided with the period of active activity of the Spanish Inquisition in the second half of the 15th century. Bosch’s phantasmagoric world is fully consistent with the theory of automatism set forth by Andre Breton in the first manifesto of the surrealists (1924): the painter captured any image that arose in his mind. Most of the fantastic creatures of Jerome Bosch were born under emotional and religious influence, unconsciously.
Key words: art; hell; fantastic creatures; religion; automatism; triptych.
Введение
Мифические существа были частью человеческой культуры на протяжении веков и во всех частях мира, они включались в геральдику и архитектурное оформление. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти истоки, дать толкование. Одни считают Босха сюрреалистом XV в., извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию и астрологию. Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.
Цель исследования: выявление истоков происхождения символики и фантасмагорического мира Иеронима Босха.
Методы исследования
Был использован метод визуального анализа картины «Сад земных наслаждений». В основе исследования лежит принцип историзма и объективности, также использовались синтез и сравнительный методы.
Результаты исследования и их обсуждение
Ни одно из имеющихся на сегодня толкований работы Босха «Сад земных наслаждений» не признано единственно верным. Все, что мы знаем об этом шедевре, — от времени создания до названия — гипотезы исследователей. Название триптиху дали искусствоведы, предположив, что на центральной части изображен сад земных наслаждений. Картина представляется настоящей книгой, в которой зашифровано некое послание, творческое видение художника. Через множество деталей, которые можно рассматривать часами, художник выражает несколько основных идей – суть греха, ловушка греха и расплата за грех, бесполезность и эфемерность суетной людской жизни [7, с. 6].
Из-за некоторых неточностей перевода библии с греческого на латынь, многие значения менялись. Например, в библии было слово «источник», которое Святой Иероним перевел как «фонтан». Босх жил в Средневековье и понятия не имел, как выглядят фонтаны. Поэтому на картине «Сад земных наслаждений» художник дал свою интерпретацию слова «фонтан».
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимия в позднем Средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии. Её адепты стремились к превращению неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах. Пожары, символизируя Ад, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков. Герметичный сосуд или плавильный горн — это эмблемы чёрной магии и дьявола.
Левую часть картины Босх посвятил раю. На горке из гравия гордо возвышается розовый фонтан. Его богато украшенные детали напоминают нам коралл, но он также включает в себя широкий спектр листьев, семян и ветвей. Этот райский источник является источником всей жизни: источником текущей воды, из которой пьют растения, животные и люди. Фонтан представляет собой вечную творческую силу природы. Символ духовной жизни, плодородия, размножения и спасения. Также фонтан является одним из атрибутов Девы Марии. Важно отметить, что само сооружение напоминает нечто живое, цветущее. Его также можно считать фантастическим существом, придуманным Босхом. В центре фонтана Босх рисует бдительную сову, наблюдающую за сценой, изображенной внизу панели. Сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели либо предавались смертному греху [3]. Поэтому принято считать, что сова, будучи ночной птицей и хищником, служит злу и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного. Символом мудрости она была только в античности, в Средневековье же сова — символ ночи, опасности, смерти. Сова как контрапункт к источнику жизни, представленному фонтаном. Она встречается в каждой части триптиха.
В раю Босха в изображении первых людей ощущается эротический элемент, который был недопустим по идее их божественного происхождения: Адам с восхищенным изумлением смотрит на потупившуюся Еву [4, с. 14]. Чуть ниже Адама и Евы мы можем заметить и трехголовую птицу, где количество голов символизирует сакральное для христианской религии число три. Сатана искушал Иисуса три раза. На третий день была сотворена Земля. В Библии упоминаются три ангела: Михаил, Гавриил и Люцифер. Иисусу было 33 года на момент смерти. Он воскрес из мертвых на третий день.
В райском саду встречаются единороги, символ чистоты и невинности: единорога не мог поймать ни один охотник, но он сам выходил к девственнице, клал ей голову на колени и засыпал — аллегория Благовещения, потому часто изображается рядом с Девой Марией.
Среди всего многообразия мы можем обнаружить сцены, представляющие темные стороны природы: лев, пожирающий молодого оленя, и животные, сцепившиеся в борьбе. Мы являемся свидетелями актов насилия и убийств в раю. Черные птицы ассоциируются с грехом. Смысл усиливается очередью птиц, выстроившейся к полому яйцу — символу ложной веры или пустой души, не познавшей Бога. Босх снова привносит в райскую идиллию темный элемент. Зло должно было существовать уже в Эдеме. Иначе, совершая первородный грех, Адаму и Еве было бы нечего познавать.
На фоне райского пейзажа Босха можно различить множество других животных [6, с. 165]. Некоторые из них были знакомы современным зрителям, такие как кабан и его детеныши, которые, по-видимому, входят в картину справа. Однако такие животные, как слон и жираф, не встречались в Европе. Босх мог видеть слонов на ярмарке, где их время от времени выставляли.
В позднем Средневековье были также опубликованы различные так называемые «бестиарии», показывающие изображения существующих животных, а также легендарных животных, таких как единорог.
В правой части рая Босха, рядом с каменным нагромождением мы видим, как всевозможные рептилии покидают воду, чтобы выползти на берег. На скале сидит поразительного вида животное со множеством маленьких лап, раковиной и длинным синим хвостом. Раковина часто является символом паломничества. В воде, среди лягушек, наше внимание особенно привлекает странное трехголовое существо, скорее всего изобретенное самим Босхом. Это мифическое существо также имеет три головы, как и птица, о которой мы говорили ранее. Справа от него еще одно животное с яйцевидным брюшком уже на земле. Сегодня, глядя на эти изображения, мы склонны думать о дарвиновской теории эволюции.
Хотя большинство фигур на центральной панели белые, среди них есть пара темнокожих людей. В Средневековой Европе чернокожие были редким зрелищем. Жители Нидерландов мало что знали о странах за пределами Европы. Люди с темным цветом кожи ассоциировались с развратом, отсутствием цивилизации и распущенной моралью — все экзотическое отождествлялось с сексуальным.
Сова — не единственная птица, которая выполняет ключевую роль в триптихе. Здесь мы видим собрание огромных птиц с людьми, сидящими на них. Мы узнаем такие виды птиц, как зеленый дятел, удод, малиновка и утка. По средневековым представлениям, утка — символ разврата, поскольку погружается в грязь по самые глаза. Удод рядится в прекрасные перья, но питается испражнениями — он более греховен, нежели сам дьявол [4, с. 21].
Само слово «птицы» тоже имеет несколько значений. Помимо устаревшей формы множественного числа, голландское слово «vogel» (vogel — птица) может относиться к половому акту.
В средневековом мире грифон символизировал господство над землей и небом. Лев считался царем животного царства, а орел — высшей из всех птиц. На спине грифа сидит человек, размахивая большой веткой, как копьем. Похожий на странно одетого рыцаря на рыцарском турнире, он бросается на своего противника, морского рыцаря с телом человека и хвостом рыбы. Морского рыцаря несет вверх крылатая рыба, можно предположить, что Босх так изображал русалок. Бестиарии раннего Средневековья включали сирену, а не русалку. Как эти два существа смешались в народных верованиях и культурах, так и авторы бестиариев смешали их.
Оружие рыцарей тоже символично. Копье — символ победы, мужского начала, фаллической мощи и плодородия земли. В религиозном сознании копье могло ассоциироваться с легендарным копьем сотника Лонгина, которым проткнули Иисуса на кресте.
Странный поединок между двумя фигурами в небе может быть по поводу рыцарской чести или частью дуэли для развлечения публики в саду. Однако никто, кажется, не обращает внимания на эту странную сцену.
На центральной части триптиха «Сад земных наслаждений» мы видим одну очень незаметную, но ценную деталь полотна — жемчужины. Они как символ человеческой души. Только разбросаны жемчужины на картине в грязи, наполовину затоптанные и забытые.
Правая сторона триптиха — ад. Босх не любил полифоническую музыку. Поэтому на картине «Сад земных наслаждений всех музыкантов он отправил в ад. Музыкальные инструменты и сами по себе вызывают эротические ассоциации — волынка воспринималась как эмблема мужских половых органов, а «игра на лютне» подразумевала совокупление [1, с. 60]. Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое «древо смерти», вырастающее из замерзшего озера — вернее, это человек-дерево (считается, что Босх изобразил самого себя), наблюдающий за распадом собственной оболочки [4, с. 16]. Символично он описал свой грех — пристрастие к алкоголю. Внутри тела мы наблюдаем кабак, считавшийся источником возбуждения, ссор, агрессии и разврата; чертей, сидящих на жабе. Одиозности всей сцене добавляет евангельский сюжет, часто изображавшийся в нидерландской и итальянской живописи XV–XVI вв., он рассказывает о римских воинах, разыгравших хитон Христа жребием [Ин. 19:23–24; Пс. 21:19] [3]. Жаба — символ дьявола, на картине означает омерзительность греха. Нечисть пирует, чтобы заново родиться в голове художника, пройти караваном, и выплеснуться на полотно. Безжалостный к людям Босх и к себе был безжалостен. Поместил себя прямо в центр картины, в центр ада.
Человек в бледно-красном одеянии и свинья, переодетая монахиней, пытаются убедить душу подписать документ. Они хотят, чтобы человек подписал договор с дьяволом и продал ему свою душу. Чтобы выглядеть более убедительно трое нарядились рыцарем, монахиней и клерком соответственно. Обнаженный мужчина, похоже, следит за ними, бросая тревожные взгляды на зрителя, словно умоляя о помощи. В то же время он, кажется, предупреждает нас об уловках дьявола.
В аду снова появляется сова, теперь она ведет себя как демон из кошмара. С горшком на голове и кувшинами для обуви она сидит на гигантском стуле. Пустые горшки, или вазы на ногах мифического существа —символизируют тело, от которого отделилась душа. По-видимому, сатана, приняв облик ночной птицы, безжалостно расправился с когда-то находившимися в этих сосудах душами грешников. Человеческие тела потребляются и выводятся одновременно. Прямо в канализацию. Грешника пожирает создание ада. Ягодицы несчастного горят адским пламенем, вылетает стая черных птиц. И неспроста Босх снова обращает наше внимание на них. Чёрные птицы — символ греха. Босх проводит параллели между канализацией, куда попадают души грешников, и реальной рекой, протекавшей через сердце Хертогенбоса, которая представляла собой открытую сточную канаву. Ее зловоние распространилось по улицам города. Только очень богатые могли позволить себе «чулан» над рекой, где они могли облегчиться в одиночестве. Обычные люди испражнялись прямо в реку.
По этой причине в изобразительном искусстве Святой Петр неизменно изображается с одним или двумя ключами, как на левой панели «Поклонения волхвов» Босха в Мадриде. Здесь, однако, ключ появляется в аду и используется как инструмент страдания. И если это действительно ключ Святого Петра, то это означает, что «царство мертвых», упомянутое в Библии, действительно превалировало над церковью и царством Христа. С другой стороны, это может быть и ключ к самому аду. Непосредственно над ним, новые души направляются в ад, ключ, возможно, служит напоминанием всем, что врата ада были открыты. Человека привязали к шее гигантской лютни, и на него собирается напасть змееподобное чудовище. Тело другой фигуры пронзают струны огромной арфы. На шарманке сидит слепой нищий. Еще один поворот ручки, и дама, играющая в треугольник, потеряет голову. Зловещего вида сказочное животное бьет в барабан, в то время как внутри человек в ловушке кричит от страха.
Церковь одобряла только религиозную музыку. Разрешение спонтанного музицирования приведет лишь к светским танцам и разврату. Эти музыкальные инструменты больше не являются источником развлечений и удовольствия, они превратились в орудия пыток. Грешника наказывают и пытают теми самыми предметами, которые ведут к развратному и похотливому поведению.
Вывод
Проанализировав «Сад земных наслаждений», выделив самых необычных мифических существ и разобравшись в их символике, можно с уверенностью сказать, что многие символы на картине неразрывно связаны с историческими событиями и религиозным влиянием. Они выявляют общий образ мысли Средневекового человека и эмоциональное состояние автора. Как писал Я. Гуревич, «нарушение всех границ между телом и миром, текучесть переходов между ними — характерная черта средневековой народной культуры и, следовательно, народного сознания» [2, с. 55]. На протяжении всей истории человечеству интересно тематика фантастического и необъяснимого, изучение сознания, доказательства существования или отсутствие Божественного.
Иероним Босх “Сад земных наслаждений”: главные монстры картины
Иероним Босх был непревзойденным мастером в создании невероятных существ. Он соединял несоединимое. И вот перед нами на правой створке “Сада земных наслаждений” – человек-дерево, сова с ногами-кувшинами, скат с крысиной мордой и многие другие ужасные создания.
Средневековье – время великих страхов. Люди ежеминутно боялись голода, эпидемий и нечистой силы. Отсюда – религиозный фанатизм и вера, основанная исключительно на страхе.
Босх знал, как напугать грешных людей и призвать их к благоразумию. Ведь чем страшнее демоны, тем меньше человеку хочется попасть к ним в лапы.
Посмотрим на монстров Босха повнимательнее.
1. Монстр с человеческим лицом, туловищем из полого яйца и ногами-деревьями.
Ответы ищите в статьях:
Пожалуй, это самый известный монстр Босха. Он цвета мертвенно-бледной кожи, с человеческим лицом, телом в виде пустой яичной скорлупы и ногами из трухлявого дерева. Сухое дерево и полое яйцо – символы безжизненности.
Кажется, что монстр стоит на двух лодках. На самом деле эти ноги проломили днища лодок и можно разглядеть, как грешники кричат от ужаса в водной глубине.
Возможно, это демон, который отвечает за наказание пьяниц. Недаром на его шляпе волынка, а над таверной в полом яйце вывеска с ней же. Она была символом праздной музыки и пьяных сборищ.
Пьяницы, как известно, “теряют человеческое лицо”. Может быть, Босх решил обыграть в этом демоне именно это: пьяницы, теряя своё лицо, отдают его дьяволу. Поэтому монстр и имеет такой обычный, ничем неискажённый лик.
2. Монстр с птичьей головой с котелком и ногами-кувшинами
Также о Босхе читайте в статьях:
Этот босховский монстр тоже один из самых узнаваемых. Скорее всего, главные его жертвы – обжоры и чревоугодники. Поэтому их наказание – быть съеденными и испраженными демоном. Котелок для приготовления еды на голове монстра и кувшины для хранения вина на его ногах также указывают на его специализацию.
Кстати, в средние века тебя могли сожрать не только монстры, но и…себе подобные. Голод был частым гостем в Европе, и люди нередко доходили до каннибализма. Даже во времена Босха встречались случаи, когда путников ловили на дорогах и съедали. Или же приютившие хозяева завтракали на утро своими постояльцами.
Ещё один интересный момент: демон сидит на стуле с высокими ножками. Это стул для испражнения. Его могли себе позволить лишь богатые горожане. Впрочем, обжорство тоже было грехом богатых.
Бедные питались лишь серым хлебом, водой и кореньями, редко – мясом. А испражнялись в протекающую через город реку у всех на виду.
3. Монстр в доспехах с отрезанной стопой.
Это ещё одно странное существо на переднем плане правой створки триптиха. Коренастое создание в огромном шлеме, с птичьим клювом и кактусообразным хвостом – верх средневекового сюрреализма.
Думаю, этот демон специализируется на грешниках, имеющих отношение к болезни эрготизм. Это бушующий во времена Босха недуг был похлеще чумы. Причиной болезни был грибок спорынья, паразитирующий на злаках ржи.
Действие алкалоидов грибка на людей было удручающим. Человек, съедавший заражённый грибком хлеб, испытывал нестерпимое жжение кожи. Затем его кожа покрывалась язвами, чернела из-за нарушения кровообращения. Если начиналась гангрена, конечности ампутировали.
Также поражалась нервная система – это выражалось в галлюцинациях и неконтролируемых судорогах. В средние века они назывались “ведьминой корчей”.
Картина упоминается в качестве иллюстрации болезни эрготизм в статье “Босх “Сад земных наслаждений: главные монстры картины”.
На картине Грюневальда, современника Босха, в левом нижнем углу как раз изображен страдающий эрготизмом.
У интересующего нас монстра – почерневшие ноги, как при гангрене, а к его шлему привязана ампутированная стопа. Все это – прямое указание на болезнь эрготизм.
Монстр протягивает в своём длинном клюве чернильницу грешнику. Перо же настойчиво предлагает свинья в одежде монашки. Им обоим очевидно нужно, чтобы грешник подписал документ, который лежит на его коленях.
Есть разные версии, что это за документ. И что это индульгенция. И что это договор о продаже души дьяволу. Но я все-таки бы стала связывать эту бумагу с эрготизмом.
Перед началом лечения с больным заключалось соглашение: если он выживает, то обязуется вести праведную жизнь и половое воздержание должно стать его уделом. Если умирает – то все имущество переходит ордену.
Возможно, изображенный на картине Босха грешник – выживший, который нарушил клятву о воздержании. Теперь демоны заставляют его подписать дарственную о передаче имущества даже после смерти.
Свинья здесь тоже может быть указанием на орден. Дело в том, что в монастырях ордена больных обильно кормили свининой. Монахам разрешалось пасти свиней в неограниченном количестве.
Кстати, именно спорынья является одной из главных причин развития инквизиции. Люди, больные эрготизмом, зачастую впадали в безумие, неистово хохоча или пускаясь в пляс.
Скорее всего, именно непроизвольные телодвижения больных эрготизмом породили известную сцену для гравюр и книжных миниатюр “пляски смерти”.
Ведь такие больные на грани смерти из-за действия спорыньи пускались в дикие и необузданные танцы. Здоровым людям было очевидно, что они одержимы дьяволом. А как мы знаем, с теми, в кого якобы вселились бесы, тогда особо не церемонились и отправляли на костёр.
В 17 веке европейцы начали есть картофель. Потребление хлеба уменьшилось. Эпидемии эрготизма также стали вспыхивать гораздо реже. Костров инквизиции тоже поубавилось.
4. Монстр-скат с крысиной мордой
Это ещё один весьма странный демон на передней плане правой створки триптиха. Гибрид ската и крысы, с человеческими конечностями карает азартного игрока.
Мы видим вокруг разбросанные карты и перевёрнутый стол для игры. Как будто игроков только что застали врасплох, поэтому вокруг такой беспорядок.
На ногах у демона надеты патены – средневековые сабо на высокой деревянной подошве. Их одевали поверх кожаных сапог для того, чтобы ходить по грязи и нечистотам городских улиц. Вполне себе подходящая обувь для Ада.
На спине у монстра вогнутый щит. На нем приколотая кинжалом рука с жестом благословения и с игральной костью на кончиках пальцев. Она здесь явно не случайно. Причём она так похожа на руку Бога на левой створке триптиха.
Я могу предположить, что здесь Босх изобличает нечистоплотных священнослужителей, которые благословляют игроков. Те в свою очередь приходят к священникам за благословением, чтобы им сопутствовала удача во время игры.
О картине “Сад земных наслаждений” читайте также в статье “Путеводитель по картине”.
О другом шедевре Босха можно почитать в статье “Искушение святого Антония”. Кстати, именно на этой картине в плане изображения монстров Босх превзошёл сам себя. Поэтому о них отдельная статья:
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.