босфор турция что это такое
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Понравилась и прогулка по Босфору под мостами Стамбула. Хотя погода была пасмурная, шел мелкий дождь и виды города были совсем иные, чем в солнечную погоду. Ну ничего страшного, будет повод вернутьсФото 28.я и сравнить восприятие города и Босфора в разных вариантах.
По традиции предлагаю сначала видео-версию:
Так как погода вообще была не летная, половина фоток сделана через стекло и с бликами. Ну вот так получилось мне увидеть Стамбул.
Пролив Босфор в паре с проливом Дарданеллы и вместе с Мраморным морем разделяет Азиатскую и Европейскую части современной Турции. По турецки пролив называется Истанбул Богазы (Стамбульский пролив). Длина и ширина пролива в два раза меньше длины и ширины пролива Дарданеллы.
Длина Босфора около 30 км., ширина от от 0,7 до 6 км., а длина пролива Дарданеллы составляет 65 километров и ширина от 1,3 до 3.7 км. Проливом Босфор, Чёрное море соединяется с Мраморным морем, а далее через пролив Дарданеллы с Эгейским и Средиземным морями, поэтому через Босфор регулярно проходят торговые суда, пассажирские лайнеры и нефтяные танкеры. Соединяя Европу и Азию, пролив Босфор перемещает опресненно-соленые воды из Чёрного моря в Мраморное, и далее в Средиземное. Уникален Босфор по многим показателям — это старая речная долина, которая затоплена морской водой и имеет два противоположно направленных течения: опресненное верхнее и соленое — нижнее.
Босфор, также является и местом встречи двух континентов — Европы и Азии, а мосты через пролив и железнодорожный тоннель «Мармарай» под Босфором, соединяют эти два континента. Первый мост через Босфорский пролив, соединивший европейскую и азиатскую части Стамбула это Босфорский мост. Официальное открытие моста состоялось в 1973 году, к 50-летней годовщине основания Турецкой Республики. Длина моста 1560 метров, ширина 33, а высота дорожного полотна над водой — 64 метра. Он открыт для пешеходов только раз в году — во время Стамбульского межконтинентального марафона. В 2016 году Босфорский мост переименован в «Мост мучеников 15 июля» в память о погибших в результате попытки переворота.
Второй мост (Мост Султана Мехмеда Фатиха), построен на месте, где ширина пролива минимальна (660 м). Официальное открытие моста состоялось в 1988 году, к 535-летию завоевания Стамбула. Длина моста 1510 метров, ширина 39, а высота дорожного полотна над водой, как и у первого моста— 64 метра. Не забудьте посмотреть на два босфорских моста ночю. Когда наступают сумерки, они подсвечиваются тысячами ламп, создавая еще большую романтическую атмосферу.
Третий мост через Босфор (Мост Султана Селима Грозного), строительство которого началось в 2013 году, будет пересекать Босфор в его северной части, у выхода в Чёрное море. Мост будет совмещать на одном уровне две железнодорожные ветки и восемь автомобильных полосы. Строительство моста планируется завершить к концу 2015 года.
Плотность населения на обоих берегах Босфора высока. Его воды постоянно бороздят рейсовые корабли городского транспорта (вапуры), прогулочные катера, пароходы с туристами, частные яхты и большие морские суда. Чтобы увидеть Стамбул с обеих сторон пролива, советуем обязательно прогулятся на прогулочном катере по Босфору или продумать маршрут на рейсовых кораблей городского транспорта.
Девичья башня располагается на маленком скалистом островке именно там, где Босфор соединяется с Мраморным морем. Девичья башня находится ближе к Азиатского побережя Стамбула.
Роскошные виллы и изумительной красоты дворцовые комплексы Османских султанов (Топкапы, Долмабахче и Бейлербейи) стоят чуть ли не у самой воды, отражаясь в ее глади. Некоторые когда-то османские дворцы, ныне самые роскошные отели Босфора. Например: Дворец Чыраган и отель Four Seasons at the Bosphorus
В самом узком месте Босфора, стоят одна против другой две крепости: Анадолу Хисары и Румели Хисары.
Бухта «Золотой рог» (Халич) находится на европейском берегу пролива, где Босфорский пролив соединяется с Мраморным морем. Именно тут, на южном берегу устья Золотого Рога в VII веке до н. э. был основан город Византий, который позже, в 330 году, по решению Константина Великого стал столицей Римской империи под названием Новый Рим, однако ещё при жизни императора город стали называть городом Константина — Константинополем.
Главной достопримечательностью Золотого Рога по праву считаются рыбацкие лодочки возле Галатского моста, где на гриле прямо перед вами готовят свежевыловленную рыбу. Одним из таких деликатесов можно назвать жареную барабульку со свежим хлебом. Да, это и есть известный «балык-экмек», пользующийся популярностью среди турков и гостей страны. Можно отведать и хамсу, жаренную на сковороде, а запах готовящейся рыбы перенесет вас в давние времена, когда здесь пришвартовывался не один десяток кораблей, а купцы предлагали самые разнообразные товары, привезенные в древний Константинополь с самых разных уголков мира.
Пролив Босфор
Пролив Босфор (Bosphorus)
Пролив Босфор – удивительный геологический феномен нашей планеты. Эта морская артерия, рассекая 30-километровый перешеек между Европой и Азией, соединяет два моря – Черное и Мраморное, являющиеся частью Средиземноморского бассейна. Средняя ширина Босфора – 2 км, а минимальная – 700 м, что делает пролив самым узким на планете.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Пролив Босфор
Основные моменты
Босфор расположен на территории Турции. Его стратегическое, военное и экономическое значение для черноморских и средиземноморских стран очевидно. Проход торговых и военных кораблей через проливы Босфор и Дарданеллы регулируется международным Морским правом и международной конвенцией, принятой в 1936 году. За проход через пролив владельцы судов оплачивают маячный сбор на поддержание работы навигационных знаков, по которым ориентируются капитаны. За год здесь проплывает около 50 тысяч больших и малых кораблей.
Пролив Босфор, Босфорский мост
На южной оконечности Босфора расположен крупнейший мегаполис Турции – Стамбул, где проживает более 13 миллионов человек. Это единственный в мире город, лежащий и в Европе, и в Азии. Хорошо сохранившиеся памятники разных эпох привлекают в Стамбул туристов со всего света. Здесь Босфор пересекают автомобильные мосты, а под проливом проложены транспортные туннели с городскими коммуникациями. Городской порт Стамбула Каракёй является главным отправным центром круизов по Босфору.
История
Уже давно снимки, сделанные с околоземной орбиты, показали, что оба берега Босфорского пролива по очертаниям идентичны, словно края разломанного пряника. Это означает, что некогда здесь случилась великая тектоническая катастрофа. Ученые полагают, что около 10 тысяч лет назад, когда растаяли ледники очередного периода похолодания на планете, воды Атлантического океана хлынули в Средиземное море, затопив множество населенных островов, а затем прорвали узкую брешь в скалах, и обрушились в бассейн Черного моря, уровень которого был на несколько сотен метров ниже. Прорыв скал облегчило и то, что часть нынешнего Босфора некогда была долиной реки, уже «прогрызшей» горные породы. Возможно, этому катаклизму способствовало мощное землетрясение: район Босфора сейсмически нестабилен. Многие исследователи предполагают, что именно эта катастрофа, поднявшая воды Мирового океана по всей планете, описана в Библии как Всемирный потоп.
Космический снимок пролива Босфор
Свое название пролив получил в столь же незапамятные времена. Миф повествует о том, что громовержец Зевс влюбился в красавицу Ио, а его супруга Гера, прознав об этой связи, поклялась отомстить. Тогда любвеобильный бог превратил девушку в корову, она переплыла узкий пролив и спряталась в горах Малой Азии. Слово Боспор означает «Коровий брод».
Интересно, что в Древней Греции Боспором именовались два пролива – Боспор Фракийский (собственно Босфор) и Боспор Киммерийский (Керченский пролив).
В 658 году до н. э. на южном мысе пролива, неподалеку от Мраморного моря, греки основали город Византий. На противоположном, азиатском берегу была выстроена башня, от которой через пролив тянулась бронзовая цепь. Так правители города стали первыми в длинной череде царей, стремившихся контролировать оживленное босфорское судоходство. Через тысячу лет, после распада Римской империи на Западную и Восточную в IV веке н. э., император Константин перенес сюда свою столицу. В его честь город стали называть Константинополем. После падения Византии под натиском турецкого султана Мехмеда в 1453 году, победители назвали город по-своему – Истанбул.
Вид на Босфор с улиц Стамбула Мечеть Долмабахче на берегу Босфора Закат над проливом Босфор
Климат, рельеф и навигация
Босфор расположен в зоне приморских субтропиков, в этом регионе температура воздуха даже в самые холодные месяцы, январь и февраль, редко опускается ниже +5 °С. Весна приходит сюда в начале апреля. С конца мая по октябрь температура воздуха колеблется в пределах +19. +25 °С, достигая в августе-сентябре отметки +31. +32 °С. Это лучший период для путешествия по Босфору.
Летом вода на поверхности пролива прогревается до +23. +26 °С, но температура глубинного течения всегда на несколько градусов ниже. Зимой температура воды в Босфоре +5. +8 °С. В конце зимы – начале весны погода над Босфором непредсказуемо капризна, вдоль обрывистых берегов проносятся шквальные порывы ледяного ветра. Очень редко с севера приходит экстремальная стужа, и пролив покрывается льдом. Византийские хроники свидетельствуют, что Босфорский пролив замерз зимой 401 года. О последнем замерзании Босфора рассказано в турецкой летописи, это случилось в феврале 1621 г. Весной 1954 года пролив забил лед, принесенный черноморским штормом из устьев Дуная и Днепра.
Уровень воды в Черном и Средиземном морях разнится, неоднородна и соленость воды, поэтому в узком извилистом Босфоре возникают сильные течения. Верхнее течение направлено с севера на юг, оно движет воду со скоростью около 2 м/с из Черного моря в Мраморное, а глубинное течение направлено в обратную сторону, причем у берегов оно выходит на поверхность. Там, где сталкиваются разнонаправленные потоки воды, образуются водовороты. Особенно опасны для навигации неспокойные воды Босфора на крутом изгибе берегов пролива примерно в 10 км от черноморского устья. В этом месте располагается рыбацкий город Сарыер. Глубина фарватера в проливе варьирует от 20 до 110 м, этого достаточно для прохода самых крупных океанских судов.
Круизное судно в Босфоре Небольшой корабль для перевозки пассажиров
Берега в большей части пролива скалисты и круты, но встречаются участки с пологим берегом. В проливе есть несколько бухт, наиболее глубоко вклинивается в европейский берег бухта Золотой Рог в городской черте Стамбула. В Босфор впадает несколько небольших рек, две из них, текущие с Балканского нагорья, впадают в Золотой Рог.
Мосты над Босфором
По свидетельству Геродота, первый понтонный мост через Босфор в 514 году до н. э. построил инженер с острова Самос по имени Мандрокл. Переход приказал возвести персидский царь Дарий, направлявшийся с огромной армией на покорение Скифии. Через двадцать пять лет его сын Ксеркс решил покорить Грецию. Два моста, которые построили египетские и финикийские инженеры, были разрушены течением. Тогда разгневанный царь собственноручно высек Босфор плетью. После экзекуции пролив «смирился», и по третьему мосту персидские войска перешли навстречу своей гибели в Европу. Их ожидала битва под Марафоном.
С той поры многие века через Босфор переправлялись лишь на лодках и паромах. Большая глубина и сильные течения не позволяли установить в русле опоры мостов. Только в 1973 году проблема была решена, и берега пролива соединил первый Босфорский мостовой переход. Его опоры установлены на берегу, а дорожное полотно подвешено на тросах. Второй вантовый мост возвели в 1988 году.
На севере Босфора, у выхода в Черное море, в 2016 году был завершен почти полуторакилометровый мост Султана Селима. Здесь открыто железнодорожное и автомобильное движение.
Босфорский мост Мост Султана Селима
Кроме того, под водой пролива недавно проложены два туннеля – железнодорожный «Мармарай» (2013) и автотранспортный «Евразия» (2016).
Планы правительства Турции на этом не исчерпаны. Весной 2017 года на южной оконечности Босфора у Мраморного моря был заложен символический камень нового вантового моста «Чанаккале», который станет самым протяженным в мире.
Туннель «Евразия» Поезд в туннеле «Мармарай»
От Черного до Мраморного моря
Вы откроете для себя Босфор, отправившись в морское путешествие на борту теплохода, следующего из черноморских портов в Турцию или далее, в другие страны Средиземноморья. Из России такой круиз можно совершить из порта Сочи. Но это не единственный вариант. Мир открыт, и вам ничто не мешает приобрести морской тур по Босфору на пассажирском лайнере или пароме, например в Болгарии или Румынии.
Проход пассажирских судов по Босфору свободен, пользоваться услугами лоцмана не обязательно, и опытные капитаны ведут круизные лайнеры самостоятельно. Скорость движения здесь ограничена 10-ю узлами (около 18 км/ч), и это дает прекрасную возможность рассмотреть живописные окрестные берега. Когда же в проливе особенно оживлен морской трафик или бушует непогода, корабли, входящие со стороны Черного моря, принимают на борт турецких проводников. Лоцманская база расположена на мысе Филь.
Северный вход в пролив отмечают два старинных маяка, возведенные на европейском и азиатском берегах. У левого берега молчаливо покачивается на волнах несколько серо-голубых боевых кораблей. Здесь – турецкая военно-морская база, охраняющая вход в Босфор из Черного моря.
Военный корабль в водах Босфора Туристы на борту круизного судна Причалы для туристических судов в бухте Золотой Рог
Первую достопримечательность Босфора вы увидите издалека. Это колоссальный мост Султана Селима, среди мостов вантовой конструкции он самый широкий на планете. Ширина мостового полотна – 59 м. Здесь восьмиполосное движение автомобилей и две железнодорожных колеи. Пока не превзойдена и высота его 322-метровых пилонов. С палубы корабля тросы, удерживающие мост над водой, выглядят словно паутинки, трудно поверить, что вес стальных канатов превышает 28 000 тонн.
В начале пролива зеленые берега высокие, но довольно пологие для спуска к воде. Вскоре они сменяются суровыми неприступными скалами с редкими деревьями, растущими из расщелин на обрывах. Выше поверхность берегов поросла густыми лесами. Эти места почти не тронуты цивилизацией. Такими их видели еще легендарные греческие аргонавты, плывшие в черноморскую Колхиду за волшебным Золотым руном.
Ближе к Стамбулу на обоих берегах появляются виллы и дворцы в окружении парков и садов. В августе их фруктовый аромат чувствуется даже на палубе проходящего корабля. Многие из этих усадьб выстроили для отдыха еще аристократы Османской империи в XVIII-XIX веках. Около 300 резиденций получили статус памятников архитектуры. Вскоре вилл уже так много, что они начинают тесниться, взбираясь по террасам высоких берегов все выше. Балконы прибрежных зданий нависают над водой. Из открытых окон слышны музыка и смех, а за широкими панорамными окнами хозяева ведут привычную жизнь – обедают, играют в нарды, смотрят телевизор, не обращая внимания на тысячи любопытных взоров с палуб совсем близко проплывающих теплоходов. На обращенных к воде террасах загорают дачники, они приветливо помашут рукой вам в ответ. Яхты и катера владельцев загородных дач пришвартованы прямо к дверям в дом, эта часть Босфора немного напоминает Венецию.
Виллы и дворцы на берегах Босфора Виллы и дворцы на берегах Босфора
Как только круизный теплоход входит в пределы Стамбула, панорама становится совершенно другой. Здесь берега густо усеяны тысячами зданий, амфитеатром поднимающихся на крутом левом берегу, и плотно закрывающих более пологий правый. Над городом высятся приземистые купола мечетей и сотни минаретов, вырастающих из зелени парков.
Справа проплывают могучие стены и башни, окружавшие средневековый византийский Константинополь. Из построек павшей империи сохранились немногие. Уцелела жемчужина византийского зодчества и святыня христианской Церкви – собор Святой Софии, возвышающийся на правом берегу Босфора. Чуть далее к югу с собором соперничает огромная Голубая мечеть, выстроенная по приказу султана Сулеймана. Ближе к срезу воды виден комплекс дворцов Топкапы, где жили несколько поколений турецких султанов. Сейчас здесь расположены всемирно известные музеи. В крепостные сооружения встроена древняя церковь Святой Ирины (IV в.), возведенная императором Константином на холме, где был заложен город Византий. В этом храме хранилась километровая бронзовая цепь, запирающая Босфор перед неприятельскими кораблями. Далее на берегу хорошо виден утопающий в садах дворец Долмабахче, выстроенный позже в стиле барокко. Неподалеку стоит крепость Румелихисар, а напротив, через пролив – ее близнец, крепость Анадолухисар. Здесь Босфор сужается, и пушки крепостей не давали шансов проплыть кораблям без дозволения.
Крепость Румелихисар Дворец Кючюксу Крепость Анадолухисар
Множеством исторических памятников окружена бухта Золотой Рог, напоминающая своими очертаниями изогнутый турецкий кинжал, глубоко вонзившийся в скалистое европейское побережье Босфора. Длина бухты – 12 км. С древнейших времен она служила военной и торговой гаванью. Здесь всегда был оживленный центр города, как бы он ни назывался – античный Византий, средневековый Константинополь, султанский Истанбул. В бухте Золотой Рог сотни причалов, и у каждого продается только что выловленная рыба.
Берега бухты соединены четырьмя мостами, самый знаменитый из них – Галатский. На этом колоритном мосту кипит жизнь: по верхнему уровню в вечных заторах идут автомобили, вдоль ограждений стоят с удочками рыбаки, тут же разложены самые неожиданные товары «блошиного рынка». На втором ярусе, над водой, расположились десятки маленьких ресторанчиков и кафе, предлагающих вкусные блюда из рыбы, креветок и прочих морепродуктов. Все свежайшее, выловленное в Босфоре и Мраморном море утром. Рыбу посетители могут выбрать сами на витрине со льдом, и ее тут же приготовят. А дораду, салаку, морского окуня ловят на спиннинги здесь же ресторанные рыболовы. Хороший выбор таких деликатесов в ресторане «Balik Noktasi». К нему часто подплывают яхты, чтобы взять заказанные по телефону обеды для пассажиров. Набережная усеяна подобными заведениями. Часто недорогие кафе устраиваются прямо на пришвартованных рыбацких фелюгах.
Плавучие рестораны в бухте Золотой Рог
К юго-западу над бухтой, в старинном квартале Фенер, расположена резиденция Вселенского патриарха Константинопольского. Это большой комплекс зданий и храмов. В церкви во имя великомученика Георгия стоит потемневшая от времени патриаршая кафедра. Ее перенесли сюда из собора Святой Софии, бывшим до турецкого завоевания главным храмом православного мира. У иконостаса стоит мраморная колонна со святыней, привезенной императрицей Еленой из Иерусалима в 326 году. Это железное кольцо, к которому был прикован Иисус Христос перед распятием. В раках хранятся останки отцов Церкви Иоанна Златоуста, Григория Богослова и других святых.
Напротив Золотого Рога на маленьком скалистом островке вас удивит небольшой форт. Сегодня это один из символов города Стамбула, по-турецки он называется Kız Kulesi (Девичья Башня), что связано с легендой о печальной судьбе дочери одного из турецких султанов. Но возведено укрепление задолго до турецкого завоевания, и даже ранее образования Византийской империи. В его стенах лежат камни крепости, возведенной афинским полководцем Алкивиадом в IV веке до н. э. Потому есть у этой твердыни и второе, более древнее название – башня Леандра. Греческая легенда рассказывает о трагической истории любви. Влюбленный Леандр по ночам переплывал Босфор, чтобы насладиться объятиями Геро, юной жрицы храма Афродиты. Она зажигала на башне факел для ориентира, но однажды ветер задул огонь, и Леандр утонул. Геро в отчаянии бросилась с вершины башни в Босфор.
В память об этой легенде Олимпийский комитет Турецкой Республики ежегодно проводит акцию под девизом «Переплыви Босфор!». На заплыв приезжают спортсмены со всего мира. Движение кораблей в этот день останавливается на два часа.
Башню неоднократно перестраивали, она служила штабом адмиралов, складом боеприпасов, тюрьмой, таможенной конторой для проверки грузов иностранных кораблей, диспетчерской военно-морского флота и даже санитарным изолятором, куда помещали заболевших холерой.
Сегодня к Девичьей Башне туристов доставляют катера от причалов в районе Юксюдар (азиатский берег), с противоположного берега – от причалов Кабаташ. В башне расположен ресторан с отличной турецкой кухней, кафе и бар. Отобедать или просто выпить чашечку кофе по-турецки предлагается в сводчатых залах или на смотровой площадке.
Ресторан в Девичьей башне
Далее вы минуете Босфорский мост, рассматривая колоритные панорамы восточного города. Через пару километров пролив внезапно расширяется, и вашему взору предстает лазурное Мраморное море, усеянное силуэтами кораблей, ожидающих своей очереди прохода через Босфор.
Завершаются круизы по Босфору у причала поселка Анадолу Каваджи, на берегу Малой Азии. Здесь множество рыбных ресторанов, в которых туристы с удовольствием ужинают после морского путешествия.
Мини-круизы
В короткий полуторачасовой круиз по Босфору в пределах Стамбула можно отправиться на одном из небольших двухпалубных теплоходов, регулярно отходящих прямо от Галатского моста. Стоимость поездки – 15 ₺. На борту разносят чай, соки и печенье, но это – весь рацион. Запаситесь бургерами с рыбой-гриль, завернутой в хрустящие листья свежего салата, бутербродами с сыром и беконом, они продаются у причала за 5-10 ₺. Попробуйте погрызть вкусные печеные каштаны – 7 ₺/100 г. Корабль делает несколько остановок. На любой из них можно выйти и отправиться на прогулку по улочкам города, а затем продолжить путешествие по Босфору на другом теплоходе. Нужно только сохранить билет и предъявить его матросу при входе на трап.
Не торопитесь с выбором, посмотрите расписание у причала Галатского моста. Если пожелаете, выбирайте вечерний круиз на более комфортабельном теплоходе. Он отходит в 19:00. Вы увидите сияющий огнями вечерний Стамбул, фантастически подсвеченные мосты и прибрежные дворцы. На теплоходе есть пассажирский салон, гриль-бар, где для вас поджарят кебаб или свежую рыбу. Продолжительность плавания – 2 ч. 30 мин., стоимость – 60 ₺.
Босфор с высоты птичьего полета
Полет над Босфором на вертолете
Пляжи
Оживленное движение судов в Босфоре вызывает сомнения – а можно ли купаться в проливе? Горожане утверждают, что окунуться в жару ничуть не повредит, ведь вода здесь проточная. Неизбежные загрязнения от сотен кораблей течение быстро уносит. Сложность в том, что практически вся набережная застроена или дорогами, или домами. Неплохое место для купания под названием Арнавуткёй есть на европейском берегу, примерно посередине между мостами через Босфор. Добраться туда можно на пароме от причала Кабаташ или на любом автобусе, идущем по набережной. В пределах Стамбула на Босфоре есть плохо обустроенный небольшой пляж Кючюксу. Вход на него бесплатный.
Чтобы насладиться пляжным отдыхом, следует отправиться на автобусе или на метро к Мраморному морю. Здесь по обе стороны Босфора обустроены неплохие городские пляжи, но им далеко до курортных береговых линий Анталии или Мармариса.
Отели с видом на Босфор
Панорамным видом на Босфор могут похвастаться несколько десятков отелей в Стамбуле. Среди лучших – «The Ritz-Carlton Istanbul at the Bosphorus» (от € 150/сутки, в ресторане предлагается детское меню Ritz-Kids), «Swissotel The Bosphorus Istanbul» (от € 183/сутки).
Есть отели с видом на Босфорский пролив, предлагающие более демократичную стоимость проживания. Неподалеку от Галатской башни на берегу залива Золотой Рог в старинном здании расположился отель «Nordstern Galata». Гости обедают на веранде с видом на залив. Стоимость проживания – от € 85 в сутки.
Отель «Nordstern Galata» Отель «Nordstern Galata»
В районе Бейоглу, на холме над Босфором, расположен «Hilton Garden Inn». Совсем рядом – знаменитая пешеходная улица Истикляль с ее древними памятниками и популярными ночными клубами. Стоимость проживания в стандартном двухместном номере – от € 40 до € 85.
На противоположном берегу Босфора, в районе Кадыкей, расположен еще один отель этой международной сети – «Double Tree by Hilton Istanbul – Moda». Стоимость проживания в стандартном двухместном номере – от € 40 до € 83 в сутки.
Из окон отеля «Kalyon Hotel Istanbul», расположенного на набережной в районе Фатих, открываются виды и на Босфор, и на Мраморное море. На территории отеля есть чудесный сад. Прогулка к собору Святой Софии и другим памятникам в центре займет не более 10 минут. Стоимость двухместного номера от € 80 в сутки.
Пролив Босфор
Пролив Босфор: где находится, описание, длина, ширина и глубина. Исторические факты, способы пересечения. Что интересного увидят на Босфоре туристы, сколько стоит морская прогулка по Босфору в Стамбуле в 2021 году — в материале Eurotraveler.ru.
Пролив Босфор находится в Турции — целиком и полностью. С одной стороны он разъединяет Европу и Азию, с другой — соединяет Черное и Мраморное моря.
На берегах Босфора стоит и древняя столица Византийской империи, Константинополь. Сегодня известный как Стамбул. В главном турецком мегаполисе и его окрестностях проживает свыше 13 миллионов человек. А возможно и больше — многие российские туристы в отзывах отмечают, что сталкивались здесь со столпотворением почище московского.
Так или иначе, но знаменитый пролив, как и Стамбул — не просто «лицо» Турции. Это еще и место, который целенаправленно игнорирует редкий путешественник. Обыкновенная рутинная транспортация на регулярном пароме — например, по пути из аэропорта Сабиха на европейский берег — одна запомнится надолго.
А уж если вы зашуршите мелкими купюрами и купите полноценную круиз по проливу… да еще с русскоязычным квалифицированным сопровождением — впечатления навсегда врежутся в память. Важно только понимать, что не все прогулки по Босфору одинаково полезны — здесь многое зависит от организации и гида — po-zolotomu-rogu-i-bosforu.
Уместно заметить, что основные исторические и архитектурные памятники располагаются на европейском берегу Босфора. В районах Фатих и Бейоглу, в непосредственной близости от бухты Золотой Рог.
Базилика Святой Софии, Голубая мечеть и Сулеймание, дворец Топкапы с гаремом, исторический квартал Пера – как известно, те достопримечательности, которые в первую очередь намеревается посмотреть турист.
Не все они хорошо видны с Босфора. Но уж Галатскую башню, 52 метра которой доминируют над Бейоглу и изящный, совершенно европейский дворец Долмабахче, вы рассмотрите хорошо. Буквально в деталях получится рассмотреть и крепость Румелихисар. Главный редут, охранявший вход в пролив со стороны Черного моря.
Значение
Вполне понятно, что буквально во все времена Босфор имел стратегическое назначение, служа прямым морским путем «из варяг в греки». С того времени, как на берегах Черного моря обосновалась Российская империя, тема черноморских проливов вообще стала ключевой во внешней политике государства.
Открытые — они позволяли осуществлять прямые торговые операции со всеми странами Средиземноморского региона. Но стоило Оттоманской империи их закрыть, как Черное море превращалось в банальное озеро.
Вполне естественно, что Россия стремилась получить контроль над проливом. В буквальном смысле являвшимся для нее коридором в Европу.
Размеры
Пролив считается самым узким в мире: его минимальная ширина равна всего 700 метрам. В своей самой широкой части он, правда, разливается почти на 3.5 километра (3 420 м). Общая длина Босфора составляет около 31 км.
Соседний пролив, Дарданеллы, ведущий из Мраморного в Эгейское море, длиннее почти что вдвое — 61 км. А его ширина колеблется от 1.2 до почти 6 км.
Глубина Босфора в его центральной, судоходной части варьируется от 36 до 110 метров. Так что в принципе любой из существующих кораблей при желании может проследовать проливом. Как самый крупный из современных круизных лайнеров — например, Symphony of the Seas с осадкой 9.3 м — так и громадный супертанкер, вытесняющий под килем до 28-29 метров воды.
Впрочем, навигация здесь из-за извилистой конфигурации пролива и ограниченной видимости в точках поворотов — трудная задача даже для опытных шкиперов. Потому наиболее крупные суда в узких местах ведут местные лоцманы и буксиры.
Мосты и тоннели
Европейский и азиатский берега Босфора соединяют три постоянных подвесных моста.
Первый Босфорский или Мост мучеников имеет длину в 1 074 м между башнями на обеих сторонах пролива. Общая длина сооружения составляет более 1.5 км.
Мост султана Мехмета Фатиха базируется приблизительно в 5 километрах севернее. И имеет почти такую же протяженность центрального пролета (1 090 м), подвешенного на канатах.
Мост султана Селима Явуза — третий по счету, запущен в эксплуатацию в 2016 году. Он комбинированный, автомобильно-железнодорожный, причем для колесного транспорта проложено по 4 полосы в каждую сторону. Находится мост севернее Стамбула. Основной пролет имеет протяженность 1 408 м, башни-опоры возвышаются на рекордную высоту 322 м.
В пределах самого мегаполиса под проливом Босфор проложены два тоннеля. Знаменитый Мармарай предназначен для поездов метро, Евразия — для автомобилей. И если по первому катаются по обычному билету на стамбульский общественный транспорт, то за проезд по второму водителю авто придется раскошелиться основательнее.
Только сравните: поездка в метро стоит 3.5 лиры (по Istanbulkart, без нее — 7), путешествие по тоннелю Евразия в 2020 году — 36.4. 1 турецкая лира равна приблизительно 10 рублям. Заметим, что Istanbulkart сегодня можно установить в виде приложения на смартфон. Затем привязать к нему до 5 (!) карт и пополнять счет с любой.
Тоннель для трубы Мармарая «прогрызен» на глубине в 4.5 м от дна. Длина подземной части — 1.6 км. Маршрут обслуживают современные электрички, ходящие от станции Хакалы в европейской части Стамбула до Гебзе.
Собственно тоннель (станции Сикерджи-Ускюдар) поезда преодолевают за 4 минуты. Паром от Кадыкея до Эминеню идет впятеро дольше. Правда и впечатлений больше на порядок — за меньшие деньги!
Экскурсии
Как уже говорилось выше, водные прогулки по Босфору, — излюбленное развлечение туристов. Ведь таким образом вы увидите большинство из наиболее примечательных мест легендарного Константинополя. И при этом не придется ходить — знай, крути головой под захлебывающийся, потому что восторженный, рассказ гида. На русском языке, разумеется, — прочие в среде отечественных туристов востребованы значительно меньше — progulka-po-bosforu-s-gidom.
Развлечение стоит от 25-30 € за человека в сезон, которому сегодня относятся уже и апрель с маем. И заметно дешевле поздней осенью и зимой. Естественно, прогулки индивидуального формата и на катере — дороже!
Имеются и иные, также любопытные варианты. К примеру, весьма популярны вечерние круизы на теплоходе — после заката город освещен буквально сказочным образом. Главным образом не познавательные, а развлекательно-питательные — под фольклорные представления местных артистов гостей прямо на борту угостят ужином — turetskaya-noch-na-bosfore.
Эстетов заинтересуют индивидуальные экскурсии на корабликах. Не прекращающиеся и в холодное время года. Сидишь себе на отапливаемой нижней палубе, попиваешь чаек с крендельками, слушаешь рассказ…
Кстати — о не самых известных достопримечательностях великого восточного города. Например, о районах Джихангир и Канлыджа, и летних дворцах оттоманских правителей. О крепости Румелихисар, до чьих серых зубчатых стен, веками охранявших спокойствие турецкой империи, добирается далеко не каждый первый иностранный путешественник!
Напомним вам и о Принцевых островах — не какой-то там улице, целом архипелаге запретившем движение транспорта на бензиновой или дизельной тяге. К которым по Босфору, а потом и Мраморному морю регулярно ходят кораблики.
И деревушке с труднозапоминаемым названием Анадолукавагы, что севернее мегаполиса — ведь туда тоже можно добраться водным путем. Чтобы посмотреть и пропитаться аурой прошлого, милыми деревянными домами, время которых — кажется — ушло безвозвратно. А еще — насладиться блюдами из свежайшей, только что выловленной рыбы. Сидя на набережной, которую столь доверительно и нежно гладит волна…