Это статья о музыкальном стиле. Об альбоме Pixies см. «Bossanova».
Босанова
Направление:
Содержание
Описание, история
Босанову часто ошибочно считают афро-бразильским «изобретением», тогда как это относительно недавний жанр, созданный преимущественно белыми музыкантами и поэтами — последователями идей битников. Признанными отцами и основоположниками босановы являются Жуан Жилберту и Антонио Карлос Жобим. Первой грамзаписью босановы считается песня «Довольно грустить» («Chega de Saudade») 1958, сочинённая Жобимом и исполненная Жуаном Жилберту, а наиболее известной и узнаваемой является песня «The Girl From Ipanema», исполненная Жуаном (гитара) и Аструд Жилберту (вокал), Антонио Карлосом Жобимом (рояль) и Стэном Гетцем (саксофон).
Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa — «шишка», «холмик», «горб»; nova — «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что русское словечко «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль».
Босанова появилась в Рио-де-Жанейро, в районе Ипанема — месте обитания обеспеченных людей. Первоначально босанова была смесью традиционных ритмов бразильской самбы и классического американского джаза, исполнявшейся на вечеринках и домашних концертах для образованной публики. Вскоре, однако, босанова перестала быть лишь «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов. Целая плеяда талантливых авторов, среди которых особенно выделялись Антонио Карлос Жобим (псевдоним — «Том Жобим»), Луис Бонфа, Жуан Жилберту и Баден Пауэлл, быстро добилась всеобщего признания.
Считается, что первым успешным образцом босановы был альбом «Песня слишком сильной любви» («Canção do amor demais»), записанный Элизет Кардозу и Жуаном Жилберту в 1958 году. Первым настоящим хитом, благодаря которому босанова переступила национальные границы, была всемирно известная ныне «Девушка из Ипанемы» («Garota de Ipanema», «The Girl From Ipanema») Атонио Карлоса Жобима и Винисиуша ди Мораиша. Мировыми хитами стали также песни «Безрассудство» («Insensatez») и «Корковадо» («Corcovado»). Уже в 1962 году им рукоплескал нью-йоркский Карнеги-холл; в это же время первые грампластинки с записями босановы появились и в Европе. К началу 1970-х годов босанова стала визитной карточкой бразильской музыки, и даже в наши дни, когда художественные вкусы значительно изменились, не утратила своего значения международной эстрадной классики, о чём свидетельствует постоянный интерес к ней в различных странах мира, в том числе и в России. На данный момент босанова является одним из фундаментальных направлений современной школы джаза.
Немного про босанову. Лёгкая записка про трудные понятия
Дело было в жаркой стране, и сотворили его в обеспеченном квартале Рио-де-Жанейро — Ипанеме, когда заканчивались 50-е годы 20-го столетия.
Гитарист и автор-исполнитель Жилберту немного изменил самбу, добавив туда афро-бразильские мотивы и джазовые элементы. Новое звучание понравились слушателям, и у жанра появились новые почитатели, например, известный музыкант Антонио Карлос Жобим. Они с Жилберту и считаются основателями босановы.
Название сложилось из жаргонного bossa, которое переводится на разговорный русский как «фишка», и вполне приличного слова nova — тут перевод буквальный, «новая». Это сейчас босанова — что-то привычное, а тогда она считалась авангардом, что и отразилось в названии.
До Жуана Жилберту многие думали, что бразильцы — непременно экспрессивные люди, но оказалось, что это стереотип. Так, Жаун пел робким и тихим голосом и выглядел утончённым.
Он экспериментировал с музыкой и вводил в привычное звучание новые ритмы. Например, он изменил ритм самбы, сделал его медленнее и гармоничнее, а ещё добавил туда гитарное звучание. Но при этом он звучал так же, как самба, — по двум тактам. Этот новый жанр стал главным саундтреком к ночной жизни Кариоки и считался новой самбой.
Босанова — нежная и страстная, ритмичная и чувственная. Эта музыка — о любовной лирике и уверенной в себе сексуальности.
Она может быть романтичной и подвижной, подходить для латиноамериканских уличных танцев или входить в понятие лаунжа. Иногда она напоминает бразильский фольклор и встречается даже в русской поп-музыке.
Например, песня Любови Успенской «К единственному нежному», её припев — босанова. А ещё трек Леонида Агутина «Я тебя не вижу» тоже стилизован под этот бразильский стиль и звучит как медленная босанова.
Для босановы важен танец. Это характерно для всей бразильской музыки в целом, ведь её придумали для танцующей нации. И потому босанова созвучна с сальсой, самбой и румбой.
У босановы сложный ритм. Её легко узнать по мягкому гитарному биту, негромким барабанам и вокалу. В ней звучат простые инструменты, часто именно они задают особенный ритм босы.
Когда в босанове звучит вокал, музыкальный фон становится тише и благодаря этому певец может импровизировать со словами и тональностью.
Пример настоящего танца босанова — вфильме«Вечеринка в Акапулько», где главную роль сыграл Элвис Пресли.
Часто в босанове звучат гитара, барабаны, фортепиано и беримбау — бразильский однострунный инструмент, похожий на смычок.
— Ритм — двухтактный паттерн, полученный из музыки самбы. Он напоминает ритм клаве из афро-кубинской музыки, однако чистое клаве не является элементом традиционной бразильской музыки.
— Темп — относительно вялый, особенно по сравнению с танцевальной энергией, которая определяет большинство ритмов самбы. Однако танцевальная босанова намного быстрее, её темп — умеренно быстрый.
— Вокал — большинство исполнителей поют в неоперной, слегка носовой вокальной манере. Ещё её называют бытовым или не поставленным вокалом. Эту манеру позаимствовали из народной традиции кабокло («кабокло» — метисы), которые живут на северо-востоке Бразилии. И получилось, что голос в боссе звучит тихо, негромко, задумчиво и без напряжения.
— Слова в песнях — о личной тоске, любви и спокойствии природы.
Поскольку босса — лиричная и неторопливая музыка, в первую очередь она ассоциируется с отдыхом, расслабленностью и тёплыми странами. И потому мы рекомендуем проанализировать, подходят ли эти ассоциации вашему бренду. Но всё-таки маркетологи «Музлаба» вывели общие рекомендации. Они — ниже.
Босса нова Это статья о музыкальном стиле. Об альбоме Bossanova».
Босса-нова
Направление:
латиноамериканская музыка
Истоки:
самба, прохладный джаз
Место и время возникновения:
Бразилия 1950-е
Годы расцвета:
1960-е
Поджанры:
Бо́сса-но́ва (также босано́ва, порт. bossa nova ) — стиль бразильской музыки, представляющий своеобразную смесь прохладного джаза с различными местными ритмами, среди которых — байау и, в первую очередь, самба. Босса-нову часто ошибочно считают афро-бразильским «изобретением», тогда как это относительно недавний жанр, созданный преимущественно белыми музыкантами и поэтами — последователями идей хиппи. Признанным отцом и основоположником босса-новы является Антонио Карлос Жобим. Первой грамзаписью босса-новы считается песня «Довольно грустить» («Chega de Saudade») 1958, сочинённая Жобимом и исполненная Жуаном Жилберту.
Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa — «шишка», «холмик», «горб»; nova — «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что русское словечко «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль».
Босса-нова появилась в Рио-де-Жанейро, в районе Ипанема — месте обитания обеспеченных людей. Первоначально босса-нова была смесью традиционных ритмов бразильской самбы и классического американского джаза, исполнявшейся на вечеринках и домашних концертах для образованной публики. Вскоре, однако, босса-нова перестала быть лишь «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов. Целая плеяда талантливых авторов, среди которых особенно выделялись Антонио Карлос Жобим (псевдоним — «Том Жобим»), Луис Бонфа, Жуан Жилберту и Баден Пауэлл, быстро добилась всеобщего признания.
Считается, что первым успешным образцом босса-новы был альбом «Песня слишком сильной любви» («Canção do amor demais»), записанный Элизет Кардозу и Жуаном Жилберту в 1958 году. Первым настоящим хитом, благодаря которому босса-нова переступила национальные границы, была всемирно известная ныне «Девушка из Ипанемы» («Garota de Ipanema») Тома Жобима и Винисиуша ди Мораиша. Мировыми хитами стали также песни «Безрассудство» («Insensatez») и «Корковадо» («Corcovado»). Уже в 1962 году им рукоплескал нью-йоркский Карнеги-холл; в это же время первые грампластинки с записями босса-новы появились и в Европе. К началу 1970-х годов босса-нова стала визитной карточкой бразильской поп-музыки, и даже в наши дни, когда художественные вкусы значительно изменились, не утратила своего значения международной эстрадной классики, о чём свидетельствует постоянный интерес к ней в различных странах мира, в том числе и в России. На данный момент босса-нова является одним из фундаментальных направлений современной школы джаза.
Типичные представители
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Босса нова» в других словарях:
Босса Нова — Bossa nova Жанр Комедия Режиссёр Бруну Баррету В главных ролях Эми Ирвинг Антони … Википедия
Босса-нова — Это статья о музыкальном стиле. Об альбоме Pixies см. «Bossanova». Босса нова Направление: латиноамериканская музыка Истоки: самба, прохладный джаз Место и время возникновения … Википедия
Босса-нову — Это статья о музыкальном стиле. Об альбоме Bossanova». Босса нова Направление: латиноамериканская музыка Истоки: самба, прохладный джаз Место и время возникновения: Бразилия 1950 е Годы расцвета … Википедия
Жилберту, Жуан — Жуан Жилберту Основная информация Полное имя … Википедия
Жилберту Жуан — Жуан Жилберту Полное имя João Gilberto Prado Pereira de Oliveira Дата рождения 10 июня 1931 Место рождения Жуазейру, Баия, Бразилия Профессии … Википедия
Жилберту Ж. — Жуан Жилберту Полное имя João Gilberto Prado Pereira de Oliveira Дата рождения 10 июня 1931 Место рождения Жуазейру, Баия, Бразилия Профессии … Википедия
Жуан Жилберту — Полное имя João Gilberto Prado Pereira de Oliveira Дата рождения 10 июня 1931 Место рождения Жуазейру, Баия, Бразилия Профессии … Википедия
Бо́сса-но́ва (также босано́ва, порт. bossa nova) — стиль бразильской музыки, представляющий своеобразную смесь прохладного джаза с различными местными ритмами, среди которых — байау и, в первую очередь, самба. Босса-нову часто ошибочно считают афро-бразильским «изобретением», тогда как это относительно недавний жанр, созданный преимущественно белыми музыкантами и поэтами — последователями идей хиппи. Признанным отцом и основоположником босса-новы является Антониу Карлуш Жобим. Первой грамзаписью босса-новы считается песня «Довольно грустить» («Chega de Saudade») 1958, сочинённая Жобимом и исполненная Жилберту.
Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa — «шишка», «холмик», «горб»; nova — «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что русское словечко «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль».
Босса-нова появилась в Рио-де-Жанейро, в районе Ипанема — месте обитания обеспеченных людей. Первоначально босса-нова была смесью традиционных ритмов бразильской самбы и классического американского джаза, исполнявшейся на вечеринках и домашних концертах для образованной публики. Вскоре, однако, босса-нова перестала быть лишь «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов. Целая плеяда талантливых авторов, среди которых особенно выделялись Антоньо Карлуш Жобим (псевдоним — «Том Жобим»), Луис Бонфа, Жуан Жилберту и Баден Пауэлл, быстро добилась всеобщего признания.
Считается, что первым успешным образцом босса-новы был альбом «Песня слишком сильной любви» («Canção do amor demais»), записанный Элизет Кардозу и Жуаном Жилберту в 1958 году. Первым настоящим хитом, благодаря которому босса-нова переступила национальные границы, была всемирно известная ныне «Девушка из Ипанемы» («Garota de Ipanema») Тома Жобима и Винисиуша ди Мораиша. Мировыми хитами стали также песни «Безрассудство» («Insensatez») и «Корковаду» («Corcovado»). Уже в 1962 году им рукоплескал нью-йоркский Карнеги-холл; в это же время первые грампластинки с записями босса-новы появились и в Европе. К началу 1970-х годов босса-нова стала визитной карточкой бразильской поп-музыки, и даже в наши дни, когда художественные вкусы значительно изменились, не утратила своего значения международной эстрадной классики, о чём свидетельствует постоянный интерес к ней в различных странах мира, в том числе и в России. На данный момент босса-нова является одним из фундаментальных направлений современной школы джаза.
Босса-нова (португ. bossa nova — новое увлечение) — стиль современного кул-джаза, появившийся в начале 60-х гг. ХХ в.
Босса-нова появилась в Рио-де-Жанейро, в районе Ипанема — месте обитания обеспеченных людей. Первоначально босса-нова была смесью традиционных ритмов бразильской самбы и классического американского джаза, исполнявшейся на вечеринках и домашних концертах для образованной публики. Вскоре, однако, босса-нова перестала быть лишь «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах городов.
Вот уже более 50 лет этот стиль не теряет своей мягкости и изящества, чувственности и яркости, и остается популярным во всем мире.
Считается, что первым успешным образцом босса-новы был альбом «Песня слишком сильной любви», записанный Элизет Кардозу и Жуаном Жилберту в 1958 году. Первым настоящим хитом, благодаря которому босса-нова переступила национальные границы, была всемирно известная ныне «Девушка из Ипанемы» «Garota de Ipanema», «The Girl From Ipanema». Атонио Карлоса Жобима и Винисишуа де Мориаша. Мировыми хитами стали также песни «Безрассудство» («Insensatez») и «Корковадо» («Corcovado»). К началу 1970-х годов босса-нова стала визитной карточкой бразильской музыки, и даже в наши дни, когда художественные вкусы значительно изменились, не утратила своего значения международной эстрадной классики, о чём свидетельствует постоянный интерес к ней в различных странах мира, в том числе и в России. На данный момент босса-нова является одним из фундаментальных направлений современной школы джаза.