бортпроводник и стюардесса разница в чем заключается
Чем бортпроводник отличается от стюарда
Содержание статьи
Появление стюардов
Бортпроводники изначально призваны обеспечивать пассажирам максимальный комфорт и отвечать за соблюдение спокойствия в процессе авиаперелета, а также оказывать им помощь при необходимости. После зарождения авиакомпаний пассажирские авиарейсы обслуживал второй пилот, однако подобная практика оказалась нежизнеспособной из-за повышенного риска нарушения безопасности полета. В связи с этим, немецкие авиаперевозчики в 1928 году ввели в состав своих экипажей третьего члена, получившего название «стюард». Помимо целей безопасности, данный ход также носил рекламное назначение – стюарды обоих полов должны были иметь привлекательный внешний вид, который бы усиливал желание пассажиров воспользоваться услугами компании.
Что касается стюардесс, их брали еще и за небольшой вес, поскольку в те времена значение имел каждый лишний килограмм в салоне самолета.
В обязанности бортпроводника или стюарда входит осмотр авиалайнера для выявления посторонних предметов на борту и контроля его санитарного состояния, а также проверка укомплектованности и исправности бортового оборудования. Кроме того, стюард следит за работой внутренней связи, принимает и размещает на борту имущество авиалайнера, буфетно-кухонный инвентарь и, собственно, пассажиров. В процессе авиаперелета в обязанности стюарда входит обслуживание клиентов авиакомпании – они раздают журналы, газеты, еду и напитки (если это предполагает класс полета). Помимо этого, стюарды уведомляют пассажиров о температуре за бортом и пролетаемой местности, оказывают первую медицинскую помощь и контролируют климат в салоне авиалайнера.
Требования к стюардам
От бортпроводников-стюардов требуется наличие коммуникабельности, аккуратности, внимательности к мелочам, ответственности, терпимости, эмоциональной устойчивости и специального образования. Каждый стюард обязан уметь принимать самостоятельные и адекватные решения в критической ситуации, а также деликатно выходить из конфликтных столкновений с пассажирами (в случае наличия пьяных или истеричных клиентов). После успешного прохождения собеседования и медкомиссии для работы в авиакомпании, стюард отправляется на подготовительные курсы, которые длятся на протяжении трех месяцев. За это время стюард изучает теоретическую и практическую части своей профессии, после чего его ждут экзамены.
Чтобы получить международное свидетельство получения профессии стюарда, студенты обучаются за границей, получая в этот период стипендию.
Сдавшие экзамен стюарды проходят тридцать учебных часов полета, после чего им выдают сертификат бортпроводника третьего класса, повышение которого в дальнейшем будет зависеть от налетанных часов. Недостатком профессии стюарда является ранняя профнепригодность, возникающая из-за частого воздействия излучения, вибрации и шума, а также перепадов давления и смены часовых поясов. Кроме того, работа стюарда требует постоянного самоконтроля, что не лучшим образом сказывается на состоянии нервной системы.
Из жизни стюардесс: секреты, внештатные ситуации и прочая внутренняя кухня
Жизнь бортпроводников — увлекательное приключение, с ними случается много такого, с чем обычный человек никогда не сталкивается. У них есть свои термины, приметы, правила, о которых рассказали опытные стюардессы.
В чем разница между словами «бортпроводник» и «стюардесса»
Официальное название сотрудников авиаэкипажа — бортпроводник, именно так написано в их трудовых книжках. Словом «стюардесса» пользуются обычно те, кто с авиацией не связан. Некоторые бортпроводники обижаются, если их называют «стюардами» и «стюардессами», другие привыкли и не обращают внимания.
О карьере бортпроводника
Изначально все желающие сделать карьеру бортпроводника приходят в авиакомпанию после авиационно-учебного центра стажером, затем становятся рядовым сотрудником. Отбор строгий: врачебно-летная комиссия, психологические тесты, в том числе на стрессоустойчивость, приятная внешность. Со временем есть шанс вырасти до старшей стюардессы, управляющей во время рейса кабинным экипажем. Следующий шаг — бортпроводник-инструктор, обучающий стажеров и ведущий свою группу стюардов. Он летает в рейсы и работает в офисе, участвует в отборе нового поколения сотрудников. Профессия бортпроводника считается вредной: девушкам разрешено летать без перерыва 7,5 лет, мужчинам — 10 лет. На пенсию можно выйти официально уже в 45 лет.
О возрасте бортпроводников
Допустимый возраст стюардесс в российских и иностранных авиакомпаниях отличается. В нашей стране встретить бортпроводника старше 50 лет нереально, а начать карьеру можно уже в 18. На западе стать стюардессой можно только после 25-30 лет, зато их профессиональная история может длиться дольше. Официальных ограничений нет: летать можно, пока не возникает проблем с медицинским осмотром, но все же устроиться в новую компанию после 40 лет проблематично.
О внешнем виде
Стюардессы должны выглядеть безупречно: отглаженная форма по фигуре, обувь на каблуке, аккуратные прическа и макияж. Опытные бортпроводницы говорят, что готовиться к полету им совсем нетрудно, это занимает всего полчаса. Кстати, если встречать пассажиров нужно на каблуках 5-7 см, то в полете разрешается надеть обувь с каблуком поменьше. Для бортпроводника-мужчины главное — ухоженные руки, также важны аккуратные прическа и лицо. Многие стюарды используют специальные средства для кожи и регулярно делают маникюр.
Профессиональные приметы
Главная примета — ничего не пришивать и не зашивать перед полетом. Считается, что если нарушить этот запрет, обязательно случится какая-нибудь неприятность: или задержка рейса, или авария, или проблемы с пассажирами. Поэтому бортпроводников никогда не ругают за оторванные пуговицы или разошедшийся шов, достаточно сказать, что это произошло незадолго до вылета.
В чем разница между стюардессой класса «Империал» и обычной
Класс «Империал» — это особый разряд бортпроводников для обслуживания категории привилегированных пассажиров. Их специально обучают быть услужливыми и незаметными, обеспечивать индивидуальный сервис. Питание они организуют по требованию, а не по расписанию, знают состав блюд на случай, если у пассажира аллергия на какой-нибудь компонент, сервируют и украшают трапезу. Они обладают знаниями сомелье: могут рассказать об алкогольных напитках и дать рекомендации. В классе «Империал» кресла раскладываются в кровать, по желанию пассажиров бортпроводники заправят полноценную постель и предложат пижаму нужного размера. Стюардессы «Империал» одеты иначе, чем в экономическом или бизнес-классе — они носят платья, сшитые специально для них по индивидуальным меркам.
Особенности питания пассажиров
На европейских перелетах пассажиры чаще выбирают рыбу, а на курортных направлениях (Египет, Турция) — мясо. Одна из бортпроводниц рассказала о пассажире, который никак не мог понять, почему ему не могут предложить несколько блюд на выбор, и требовал подвезти недостающие порции прямо во время полета.
Питание экипажа
Члены экипажа в разных авиакомпаниях питаются по-разному. В некоторых тем же, чем и пассажиры бизнес-класса. Есть выбор между рыбой, курицей и мясом плюс дополнительные закуски. В других рацион отличается от питания пассажиров: содержит определенные ингредиенты для оптимального запаса энергии и хорошего самочувствия. Одна из бортпроводниц отвечает за питание пилотов — доставляет еду по их требованию.
Чем российские пассажиры отличаются от иностранных
Иностранцы обычно ведут себя тихо, редко обращаются за помощью, а за любую услугу всегда благодарят. Русские пассажиры сервис воспринимают как должное и склонны привлекать к себе внимание. Например, очень часто соотечественники требуют шампанского и высказывают особые пожелания по питанию, что особенно странно выглядит на коротких бюджетных рейсах.
О вынужденных посадках
Вынужденные посадки бывают по двум причинам: проблемы с самолетом или проблемы со здоровьем у пассажиров. Всех стюардов в обязательном порядке обучают приемам неотложной медицинской помощи — непрямой массаж сердца умеют делать все бортпроводники. Если состояние критическое, врача на борту нет, капитан запрашивает посадку в ближайшем аэропорту.
О родах на борту
Стюардессы рассказывают, что рожают на борту нечасто, но такие случаи бывают. В идеале капитан производит экстренную посадку, но это не всегда возможно. Однажды членам экипажа пришлось принимать роды, консультируясь по радиосвязи с врачами ближайшего аэропорта, так как самолет летел над океаном и посадка была невозможна. В другом случае по пути в Южно-Сахалинск женщина родила мальчика, в этом ей помогла оказавшаяся на борту акушерка. Ребенка решили назвать Боингом.
Как экипаж отдыхает между рейсами
В ожидании обратного рейса экипаж не может проводить время, как заблагорассудится, все перемещения возможны только по разрешению командира лайнера. В одиночку ходить никуда нельзя, только с коллегами и до 22:00 обязательно вернуться в отель.
Профессиональный жаргон
У бортпроводиков есть масса специальных терминов для разных самолетных вещей. Например, рейсы туда и обратно в один день называют разворотными, а дальние с остановкой в конечном пункте — эстафетными. Самое распространенное из летного жаргона — «касалетка», то есть, фофльгированная посуда для горячего питания. Менее на слуху «Умки» — дети, которые летят без сопровождения, и «куколки» — льняные салфетки в бизнес классе.
Бортпроводник в резерве
Бортпроводниками в резерве называют тех, кто подменяет коллег в случае необходимости. Они дежурят несколько раз в месяц каждый — приезжают в аэропорт не в свою смену, а на всякий случай. Если сотрудник, который должен лететь, застрянет в пробке или внезапно заболеет, то вместо него летит резервный бортпроводник. Запасные стюарды всегда берут с собой чемодан со всем необходимым для любого климата, так как отправить их могут куда угодно.
Зачем во время взлета и посадки открывать шторки иллюминатора
Открытые шторки обеспечивают обзор всего происходящего за бортом. Пассажиры могут заметить нештатную ситуацию и сориентируются в пространстве при необходимости. Ночью в салоне при посадке и взлете выключают свет, чтобы глаза привыкли к темноте — тоже не случай нештатной ситуации.
О турбулентности
Опытные бортпроводники не обращают внимания на турбулентность, они к ней привыкли и слишком заняты своими обязанностями. Многие из них признаются, что в качестве пассажиров намного сильнее переживают из-за воздушных ям, особенно, если летят другой авиакомпанией.
О флирте с пассажирами
Стюардессам запрещено флиртовать с пассажирами, но часто они сами становятся объектом интереса. В этих случаях важно мягко, но категорично отказывать в предлагаемых свиданиях. Одна из стюардесс рассказала о своей «коронной» фразе: «Летите нашей авиакомпанией снова, и мы обязательно встретимся».
Что воруют пассажиры
Самый популярный объект хищений — пледы, особенно, если рейс из теплой страны в холодную. Пассажиры забирают пледы с собой, чтобы потом кутаться в них и греться.
Что делают бортпроводники, когда все пассажиры спят
Лечь спать во время рейса нельзя, если только это не длительный перелет, во время которого стюарды сменяют друг друга. Каждые 20 минут бортпроводники обязаны проверять туалетные комнаты и салон, смотреть, все ли в порядке у пассажиров.
Запомнившиеся рейсы
Одна из бортпроводниц рассказала об улыбающемся рейсе — это был флэшмоб пассажиров. Отметив, что экипаж всегда улыбается, они решили тоже попробовать и весь рейс просидели с улыбками на лице. Еще многим запоминается их первый рейс в качестве стажера, когда все падает из рук, в том числе на пассажиров.
Бортпроводник (стюардесса): незаменимый специалист по комфортным перелетам
Лицо авиакомпании сегодня – это не самолеты, не пилоты, а стюардессы и стюарды, которые встречают пассажиров на борту, находятся с ними на протяжении всего полета. Именно работа этих членов экипажа становится решающей в характеристике сервиса. Кроме того, нельзя забывать, что бортпроводники отвечают также и за безопасность каждого в салоне самолета.
Стюардесса и стюард или все-таки бортпроводник?
Источник фото: Natã Romualdo/pexels
Достаточно часто при знакомстве с авиационными профессиями люди задаются вполне закономерным вопросом: «Чем отличается бортпроводник от стюардессы? Может быть, эти специалисты работают на разных рейсах или в разных условиях?»
На самом деле все просто. И бортпроводники, и стюардессы со стюардами – это один и тот же член экипажа с абсолютно идентичным функционалом и условиями работы. А появление подобной неразберихи можно объяснить историей возникновения и становления самой профессии.
Изначально следить за комфортом пассажиров и общим их состоянием во время перелета должен был бортпроводник, обязанности которого чаще всего исполнял второй пилот. Но достаточно быстро было выяснено, что такой концепт себя не оправдывает. Поэтому в состав команды был введен еще один член экипажа. Вот тут как раз и появилось новое название у профессии – стюард. Дело все в том, что авиакомпании приняли решение, что, помимо работы с пассажирами, стюарды и стюардессы будут еще и частью рекламных кампаний авиаперевозчика.
Именно по этой причине бортпроводники обоих полов должны были обладать привлекательной, а иногда даже модельной внешностью. Правда, стоит отметить, что раньше требование по отношению к весу имело скорее практический, а не коммерческий характер. А все из-за того, что на первых пассажирских самолетах необходимо было четко отслеживать каждый килограмм, даже малейший перевес мог негативно повлиять на работу летательного аппарата.
Обязанности бортпроводника
Первостепенной задачей стюардессы является обеспечение комфортного и безопасного перелета пассажиров.
Также в область ее трудовых обязанностей можно включить следующее:
организация питания пассажиров;
оказание необходимой медицинской помощи пассажирам;
отслеживание санитарного состояния салона самолета;
помощь пассажирам при посадке или размещении.
Кроме того, бортпроводник должен уметь пресекать или разрешать конфликтные ситуации, которые могут возникнуть во время перелета. А при необходимости связываться с правоохранительными органами для того, чтобы решить дальнейшую судьбу нарушителя порядка.
Требования к представителям профессии бортпроводник
Бортпроводник (бортпроводница) – это лицо авиакомпании, поэтому к кандидатам на данную должность предъявляются весьма серьезные требования.
Если их обобщить, то получится примерно следующий перечень:
возраст для начала карьеры от 18 до 26 лет;
среднее специальное или высшее образование;
отсутствие медицинских противопоказаний к полетам;
минимальный рост 158 см (это необходимое условие для комфортной работы со всеми элементами салона самолета);
отсутствие пирсинга и татуировок на видимых участках тела;
знание английского языка на хорошем разговорном уровне;
физическая подготовка (например, обязательным является умение держаться на воде).
График работы и условия труда бортпроводника
Стюардессы и стюарды не работают по четко установленному графику. Их трудовые будни полностью зависят от плана полета и его продолжительности. Они могут совершать как часовые маршруты, так и межконтинентальные перелеты, находясь в воздухе по 20 часов подряд.
Также всегда существуют форс-мажорные обстоятельства, когда бортпроводника вызывают на рейс вне графика. Поэтому сотрудники должны быть не только всегда на связи, но и быть готовыми выйти на рейс в любое время.
Где выучиться профессии бортпроводник?
Источник фото: Free To Use Sounds/unsplash
Устроиться бортпроводником может только человек с соответствующим образованием. Получить его возможно несколькими способами.
Самым быстрым вариантом является Школа бортпроводников. Подобные учебные заведения чаще базируются на базе авиационного вуза. Поступить туда возможно сразу после окончания общеобразовательной школы. По факту это будет среднее специальное образование.
Кроме того, крупные авиаперевозчики занимаются подготовкой специалистов данной категории самостоятельно. Но в этом случае будущий работодатель всегда отдает предпочтение кандидату, который имеет высшее образование и знает на высшем уровне английский. Поэтому особое внимание при отборе будущих стюардов и стюардесс отдается выпускникам с дипломами психологов или лингвистов.
Необходимо также отметить, что внимание и особую заинтересованность получит и кандидат, который имеет медицинское образование. Например, диплом медсестры.
Подобный интерес объясняется тем, что во время обучения на специальных курсах будущие стюарды и стюардессы изучают основы психологии, оказания первой помощи, также изучают иностранный язык. Таким образом, человек, уже имеющий более глубокие познания в одном из этих направлений, будет крайне ценным сотрудником.
Во время обучения изучаются следующие темы:
Отдельно стоит выделить и тот факт, что во время обучения, которое длится примерно полгода, будущие стюардессы и стюарды получают стипендии, которые могут достигать 20 000 рублей.
Карьерный рост бортпроводника (стюардессы)
Как и многие другие профессии, которые относятся к сфере обслуживания, у стюардов и стюардесс нет возможностей для какого-либо серьезного развития в своей направленности.
Например, бортпроводник может начать летать на внутренних рейсах в эконом-классе, потом перейти в бизнес-класс. Далее для него открываются международные направления. В среднем такая карьера при должном знании обязанностей и хорошим уровнем владения языка может занять максимум год. И строго говоря, все члены экипажа совершают точно такое же развитие.
Также бортпроводник при желании может перейти в административную службу и стать начальником службы. Но это будет уже другая область деятельности, требующая других знаний и навыков. Иными словами, в этой профессии карьерный рост не предусмотрен.
Личностные качества профессии бортпроводник
Для того, чтобы работать стюардом необходимо обладать следующими качествами:
Вакансии стюардесс и бортпроводников, уровень зарплаты
Вакансий стюардов и стюардесс на рынке труда хватает. При этом требуются сотрудники как на авиалайнеры, так и на морские пассажирские суда (яхты). Морские стюарды – совершенно отдельная специальность, ей нужно учиться заново.
Доход этих членов экипажа напрямую зависит от количества летных часов. Обычно начинающие стюардессы зарабатывают около 30 000 рублей в месяц. Однако на международных перелетах и чартерах зарплата со временем может достигать 120 тысяч в месяц.
Плюсы и минусы профессии бортпроводник
К положительным сторонам профессии можно отнести следующее:
высокий уровень заработной платы;
возможность посетить новые города и страны;
оплачиваемый отпуск в 45 дней;
более низкие цены на авиабилеты компании для сотрудника и членов его семьи;
возможность выхода на пенсию в 45 лет.
Среди минусов профессии необходимо обозначить следующее:
большие физические нагрузки;
проблемы со здоровьем из-за длительных перелетов и частой смены климата;
возможные конфликтные ситуации с пассажирами.
Стюард, стюардесса (Бортпроводник)
Стюардесса, равно как и стюард – это специалист рядового состава, который может входить в состав экипажа воздушных и водных транспортных средств. Основной задачей такого специалиста является обслуживание пассажиров, забота об их безопасности, при необходимости – оказание медицинской помощи. Стюардессы и стюарды проверяют, пристегнулись ли все пассажиры ремнями, объясняют правила пользования спасательными жилетами и кислородными масками, разносят продукты и напитки. Профессия относится преимущественно к категории «человек-человек», так как относится к сфере обслуживания. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание: кто такая стюардесса?
Должность стюардессы появилась еще в первой половине двадцатого века. Тогда к этой работе допускались исключительно девушки с медицинским образованием, хотя в их обязанности также входило компостирование билетов, уборка в салоне, туалете и кабине пилотов, раздача пледов и жевательных резинок, и даже погрузка и выгрузка багажа. К счастью, со временем все физически сложные работы стали выполняться специальными работниками при помощи технического оборудования, и стюардессы были от них освобождены.
Особенности профессии
Вакансия стюардессы окутана неким романтическим флером, и нельзя сказать, что он абсолютно не оправдан. Однако каждый полет для такой работницы – это не столько романтика, сколько труд, который должен выполняться безупречно. Стюардессы и стюарды являются наиболее близкими к пассажирам представителями авиакомпании и, соответственно, их профессионализм влияет на престиж и статус последней. Основные обязанности стюардесс обычно таковы:
При мыслях о том, кто такая стюардесса, в воображении большинства людей возникает стройная девушка в фирменном костюме известной авиакомпании. Это обосновано тем, что многие из таких компаний предъявляют определенные требования к внешности соискательниц на вакансии. Требования могут быть более или менее жесткими, однако они всегда есть.
Плюсы и минусы профессии стюардесса
Плюсы
Минусы
Важные личные качества
Для стюардессы важна стрессоустойчивость, коммуникабельность, психологическая устойчивость, физическая выносливость, дипломатичность, сдержанность, приятный внешний вид. Кроме того, у нее должно быть хорошее зрение и слух, быстрая реакция, четкая дикция и приятный голос. Обучение на стюардессу может помочь в приобретении отсутствующих навыков, но без подходящих исходных данных найти работу в этой сфере будет сложно.
Обучение на стюардессу
Необходимости в обучении в ссузе или вузе на стюардессу нет. Очень часто авиакомпании, набирающие новый персонал, сами проводят обучающие курсы для своих будущих сотрудниц (длятся эти курсы, как правило, несколько месяцев). Но для того, чтобы попасть на учебу, понадобится пройти собеседование.
Наличие диплома об образовании по некоторым специальностям может увеличить вероятность успешного трудоустройства. Например, ответом на вопрос о том, где получить профессию стюардессы, может стать направление подготовки в колледжах «Сервис на транспорте» (код 43.01.06). Зачисление проводится на базе среднего балла аттестата, обучение после 11 класса длится от 2 до 4 лет, после 9 класса – от 3 до 5 лет (в зависимости от формы получения образования: очной, вечерней или заочной).
Курсы
Как уже было отмечено, курсы по подготовке стюардесс проводят все авиакомпании при расширении штата. Причем в большинстве случаев их обязуют пройти и тех, кто еще не работал в подобной должности, и кандидаток с опытом работы (поскольку обязанности стюардесс и стюардов в разных компаниях могут различаться). Курсы всегда завершаются прохождением экзамена, после которого понадобится пройти 30 часов учебного налета. Лишь после этого можно получить официальный сертификат бортпроводника третьего класса (классов всего три, самый высокий – первый).
Лучшие колледжи для стюардесс
Место работы
Стюардессы работают в транспортных компаниях. Чаще всего речь идет об авиационных фирмах, хотя бортпроводников на водных судах могут называть так же.
Зарплата стюардессы
Хотя уровень доходов стюардессы зависит от того, на самолетах какой компании она работает, и в какой стране трудоустроена, он всегда достаточно высок.
Зарплата стюарда, стюардесса (бортпроводник) на ноябрь 2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Карьерный рост
Стюардесса начинает со статуса бортпроводника третьего класса, по мере увеличения часов налета она может претендовать на получение второго и первого классов. Чаще всего именно звание бортпроводника первого класса становится вершиной карьеры такой сотрудницы.