бонифаций что это значит
Бонифаций
Содержание статьи:
Полное имя: Бонифаций.
Краткое имя Бонифаций: Боня, Нифа.
Варианты имени: Бонифатиус, Бонифацио, Бонифатий, Бонифас, Бонифаси, Бонито.
Как назвать Бонифаций ласково: Боник, Бонечка, Бонька.
Имя Бонифаций на разных языках: Boniface (Бонифес, Бонифайс) – английский, Bonifaz (Бонифац) – немецкий, Bonifacio (Бонифасио) – испанский, BONIFACIY – транслит.
Значение имени Бонифаций
Это одно из тех редких имен, происхождение которого не вызывает сомнений. Имя возникло при существовании и широком употреблении латыни примерно в I тыс. до н.э., и в переводе с этого языка означает «хорошая судьба» – «boni» «facio». Этим именем нарекали великих людей, в особенности приближенных к Римско-католической церкви.
Имя Бонифаций в католицизме
Это имя было широко распространенно в Италии, Испании, Франции. На Руси Бонифацием редко называли детей. Это объясняет то, что среди православных святцев нет имени Бонифаций. Но переживать преждевременно не стоит: есть святые с этим именем среди католической церкви, которые будут охранять твоего малыша.
Бонифаций IV – святой католической церкви. День памяти 25 мая. Во времена папы Георгия І занимал должность диспенсатора– чиновника по земельным делам епархий. После папы БонифацияІІ занял престол в 608 году. Активно занимался привлечением язычников к христианству. Превратил свой дом в монастырь, искренне соблюдал Божье слово.
Бонифаций Брюссельский – католический святой, епископ Лозанны. Сначала был преподавателем богословия в Парижском университете, а после его закрытия папа Григорий IX предложил Бонифацию епископскую кафедру в Лозанне. Прослужив около 10 лет, он вернулся в Камбр, где и доживал свои года. Отметился воспитанностью, порядочность и верным служением Господу.
Для святых неважно, православный твой ребенок или католик, они все равно будут его ангелами-хранителями. Поэтому не бойся называть своего малыша этим именем, по причине отсутствия его имени в православном календаре.
Характер Бонифация
С ранних лет Бонифаций самостоятельный, принципиальный мальчик. Он твердо стоит на своем, и это только помогает ему в жизни. Он прямолинейный и честный, поэтому родителям стоит объяснить, что не всегда правда, то, что хотят услышать люди. Всего достигает самостоятельно, непосильным трудом и волей. Хотя успех приходит к нему уже в зрелом возрасте, однако остается с ним до конца дней. Уважают и ценят как руководителя и коллегу.
В любовных отношениях и семейных он верный и заботливый. Жену выбирает на всю жизнь. Она должна быть его опорой и не спорить с решениями мужа. Друзей как выбрал еще с детства, так и дружит с ними всю жизнь. Очень любит своих родителей, хотя может и не проявлять это открыто. Увлекается спортом, поэтому свойственно хорошая физическая форма и крепкое здоровье. Мнение других людей Бонифация не всегда интересует, главное, чтобы ему это нравилось. Поэтому называя мальчика этим именем, скорее всего ты вырастишь достойного сына, настоящего мужчину.
Имя Бонифаций в мировой истории
Среди влиятельных людей в мировой культуре имя Бонифаций встречается чаще всего у церковных властелинов. Имя было популярно среди епископов, кардиналов, архиепископов.
Святой Бонифаций – архиепископ в Майнце, известный как «Апостол всех немцев». Особая историческая роль Бонифация заключается в том, что он создавал церковные структуры в восточных землях, которые подчинялись папе Римскому. Бонифацию удалось заложить основы церковной иерархии с центром в Риме, независимой в своих решениях от светской власти. Именно благодаря ему в Европе зародилось христианское начало с центром в Риме. Бонифаций убедил Карла Мартелла и вождей германских племен в безграничных привилегиях христианства, среди которых и культурный и политический потенциал.
БонифацийІ (маркграф Тосканы) – граф Лукки в 812 г., наместник Итальянского королевства. Будучи графом Лукки, контролировал графства в долине реки Арно. Из этого и пошел его статус макграф Тосканы. После его смерти власть перешла в его сыну БонифациюІІ, который увеличил свои владения и стал еще и графом Корсики (828-834 гг).
Бонифаций ІІІ – Папа Римский с февраля по ноябрь 607 года. Хотя период правления его не значителен, однако, вклад немалый. Он внес изменения в выборе папы:
1) Новые выборы папы были запрещены при жизни старого. К тому же запрещались еще 3 дня после смерти папы.
2) Получил от византийского императора Фоки признания первенства Римской кафедры над остальными.
Эти изменения сыграли важную роль в истории католической церкви.
Бонифаций V – папа Римский с 23 декабря 619 года по 25 октября 625 года. Сделал много для реформации церковного управление и христианизации Англии.
Бонифаций VI – папа Римский в апреле 896 года.
Бонифаций VIІ – «антипапа», получил свою власть незаконным путем, за что был убит в 985 году.
Бонифаций IX– папа Римский (2 ноября 1389 г. – 1 октября 1404).
Интересные факты об имени Бонифаций
Имя Бонифаций с разными отчествами
Имя Бонифаций – гордое и самодостаточное. Нужно тщательно обдумать его сочетание с отчеством, чтобы оно не затмевало и дополняло столь необычное имя. Но в то же время, привычные для нас отчества тоже будут не совсем уместны.
Поэтому советуем присмотреться к данному имени, если ребенку предстоит жить с таким отчествам как: Бонифаций Львович, Бонифаций Альбертович, Бонифаций Аркадьевич, Бонифаций Владленович.
Знаменитые современные Бонифации
Это имя прошло длинную историю: в начале века оно было столь популярным, именем называли только сыновей почетной знати, духовенства и политической деятельности. Однако в ХХ веке, имя стало встречаться очень редко. Поэтому сейчас сложно привести пример знаменитых современников с этим именем. Хотелось бы только упомянуть Бонифация Ндонга – сенегальца, который родился 3 сентября 1977 года и отметился как отличный баскетболист. Играл в «Клипперс», санкт-петербургском «Спартаке», «Уникахе» и «Барселоне». Завершил свою карьеру в возрасте 35 лет.
Учитывая то, что имя становится популярным последние 5 лет, можно предположить, что ХХІ век сможет похвастаться многими выдающимися Бонифациями. Возможно, и твой малыш с таким красивым именем войдет в историю.
Значение имени — Бонифаций
В данном материале вы найдете сведения о значении мужского имени Бонифаций, его происхождении, истории, узнаете о вариантах толкования имени.
Полное имя — Бонифаций
Короткое имя — Боня
Синонимы имени — Бонифатиус
Происхождение — латинское, «хорошая судьба»
Животное — Электрический скат, угорь
Растение — Осина, барбарис
Имя наделено латинскими корнями и переводится как «хорошая судьба». В принципе, его обладатель так и считает, ведь парня не очень интересует мнение окружающих. Главное, чтобы рядом была верная женщина, которая всегда поддержит, понимающие друзья и любимая работа. А то, что он не всегда приятен окружающим, так это уже не его проблемы.
Все, чего Бонифаций достигнет в жизни, это только его заслуги. Ничего ему не достается просто так. Всего молодой человек добивается своим трудом и упорством. И в основном все появляется только во второй половине жизни. Парень скромный и не притязательный, его устраивают даже минимальные удобства.
Своих родных и друзей он никогда не бросает, благодаря его надежности становится настоящей опорой для них. Им приходится мириться с его доминированием. Ведь для него всю жизнь самым важным будет доказательство того, что он самый сильный, самый быстрый, самый стильный и самый лучший мужчина. Ваши пожелания он если и услышит, то не обязательно их воспримет. Бонифаций считает, что если хорошо ему, следовательно, и вы должны испытывать те же чувства.
Еще в детстве стоит мальчика научить с пониманием и терпением относиться к людям и их суждениям. Честность это хорошее качество, но нужно им хорошо владеть, а не обижать окружающих своей откровенностью.
Здоровье у парня неплохое, тем более, что он любит спорт и следит за своим физическим состоянием. Но порой стоит найти баланс между работой и отдыхом.
Любовь имени Бонифаций
В своей любимой молодой человек хочет видеть единомышленника, надежную помощницу и преданного друга. Как личность он не рассматривает её никогда. Наверное, по этой причине число его браков не ограничивается одним. К тому же до преклонных лет Бонифаций проявляет интерес к женщинам и подтверждает это своими поступками. Хотя парень и любвеобилен, но совершенно не способен к проявлениям любви и нежности. Многие удивляются, как такому удается завоевывать женские сердца. Вероятно, на это влияет сила его характера, целеустремленность и амбициозность.
Сексуальность имени Бонифаций
Внешний вид парня сведет с ума не одну девушку. Но он не очень умело проявляет свои чувства. Скорее всего, его сексуальность в его сильном характере и упорстве.
Брак и семья имени Бонифаций
Его жене повезет, если она будет полностью соответствовать его требованиям: помогать и не иметь личного мнения. Она может полностью рассчитывать на Бонифация. Он практичен, честен, терпелив. Возможно, в нем нет романтических чувств, но это компенсируется щедростью. Супруге он не отказывает ни в чем. Неприхотливость к бытовой неустроенности у него велика, он способен довольствоваться небольшими житейскими радостями, и непритязателен к еде.
Все новое и перемены в семье переносит достаточно плохо, ему дискомфортно и неуютно. Поэтому не любит переездов, ремонтов. А если с женой сложатся не очень хорошие отношения, развод неизбежен. Возможно, поэтому у Бонифация бывает не один и не два брака.
Бизнес и карьера
В первой половине жизни он не будет хватать звезд с неба. В этот период он лишь только готовится к более успешной её части. Отсюда непонимание близких, недоумение окружающих, ведь Бонифаций непредсказуем.
Но потом обязательно последует резкий и неожиданный взлет и дальше все образуется. Он станет хорошим профессионалом, займет место руководителя. Подчиненные его будут побаиваться, в его коллективе не будет панибратства. Носитель данного имени не считает себя лучше остальных и поэтому строго относится к своим коллегам и к себе.
Ему лучше выбрать ту профессию, где необходимо доказывать свое мнение. Так из парня получится законодатель мод для узкого круга людей, которые живут по своим биоритмам и потребностям.
Значение имени Бонифаций в характере
В детские годы это спокойный и послушный мальчик. У взрослых с ним никогда не возникает никаких проблем. Но уже с этого возраста проявляет принципиальность. В спорных вопросах он отстаивает свою позицию, постоянен в личных суждениях. Многие из детских приятелей остаются друзьями Бонифация на всю оставшуюся жизнь.
Парень в школе хорошо учится. Увлекается техникой и спортом. Склонен к инфекционным заболеваниям, возникают проблемы с кожей.
Подросток Бонифаций
Принципиальность и упрямство останутся с парнем навсегда. Никто не в силах повлиять на него — ни друзья, ни родные. Свернуть его с намеченного им пути не удается никому. Поэтому в его окружении есть люди, которым он не особо приятен. Но Бонифацию до этого нет дела, он всегда доводит начатое до логического завершения.
Молодой человек следит за своим внешним видом. Это касается не только фигуры, но и одежды. Он является законодателем в этом вопросе. Но не для всей массы человечества, а лишь для избранных. Парень каждый день меняет свой стиль, его имидж зависит от настроения. Наверное, поэтому Бонифаций надолго остается молодым, красивым и оригинальным. Многие берут с него пример, от этого его личность всегда популярна.
Успешные люди и звезды:
Бонифаций Александр — политик
Бонифаций Даукштс — ученый
Бонифаций Ндонг — спортсмен
Идеальная совместимость: Алиса, Роберта, Томила
Неудачная совместимость: Олеся, Сара, Слава
Святой Бонифаций – Апостол Германии
От святителя Бонифация до нас дошла пространная переписка, которую он вел с многими выдающимися деятелями своей эпохи, среди которых – папы, короли, епископы, настоятели монастырей, игуменьи, монахи, его духовные дети. Это эпистолярное наследие представляет собой бесценный памятник эпохи, удаленной от нас глубиной времен. Поистине, эти письма святителя пробиваются к нам, как луч солнца из глубины так называемых «темных веков», проливая свет на многие события той эпохи. Они позволяют нам составить более или менее ясное представление о том положении, в котором находилась в те годы Церковь в Западной Европе.
Его личность уже неоднократно была предметом исследования многих ученых на Западе – в первую очередь, в Германии и Англии. В то же время в отечественной историографии имя святого Бонифация до сих пор остается малоизвестным. За исключением нескольких словарных статей, помещенных, главным образом, в дореволюционных, малодоступных энциклопедических изданиях, на русском языке до последнего времени не существовало специальных работ, в которых бы рассматривалась его жизнь и миссионерское служение. В семинарских курсах Истории Древней Церкви его имя упоминается как бы вскользь и мимоходом, а оценки его миссионерской и церковно-организационной деятельности, как правило, субъективны и противоречивы.
Итак, среди отечественных историков Церкви рубежа XIX–XX вв. налицо в целом достаточно негативное отношение к деятельности Бонифация. Основной упрек, адресуемый ими этому святому, заключается в том, что в тех землях, где он проповедовал христианство, он содействовал также установлению подчиненной Риму иерархии. Один этот факт, по их мнению, перечеркивает все прочие заслуги святителя перед Церковью. Насколько справедлив подобный подход? Прежде чем ответить на этот вопрос, хотелось бы познакомить читателя с основными вехами жизни этого святого.
В 716 г. он предпринял свое первое путешествие во Фрисландию, где уже с кон. VII в. действовали англосаксонские миссионеры, в том числе святой Виллиброрд. Но этот первый опыт миссионерства потерпел неудачу. Фризский герцог Радбод, который только что отвоевал у франкского майордома Карла Мартелла (714-741) юго-западную часть страны, хотя и не стал препятствовать англосаксонскому миссионеру в проповеди христианства, но сам остался равнодушен к новой религии и не оказал поддержки миссии. Натолкнувшись на сильное сопротивление местного населения, Винфрид осенью 716 г. со своими спутниками вернулся в Англию.
В конце 717 г. в родном монастыре Винфрида Нурслинге умер аббат Винберт, и его преемником избрали Винфрида. Однако настоятелем монастыря он оставался недолго и вскоре, осенью 718 г., заручившись рекомендательным письмом епископа Винчестерского Даниила, Винфрид навсегда покинул свою родину. Вместе с группой товарищей он отправился в Рим, чтобы получить поддержку Римского престола и обеспечить тем самым проповеди христианства в германских землях прочную основу. С тех пор принцип непрерывной связи с Римской Церковью стал руководствующим для Винфрида во всей его дальнейшей деятельности.
МИССИОНЕР И ПРОПОВЕДНИК
Летом 719 г. он отправился в Тюрингию, которая считалась в Риме христианской страной. Однако положение там оказалось более сложным, чем предполагалось. Обращенные в христианство предшественником Бонифация, св. Килианом, государи, герцог Гоцберт и его сын Хетан II, были убиты, возможно, как раз из-за их попыток распространить христианскую веру среди своих подданных, которые предались язычеству или смешивали христианство с идолопоклонством. Бонифаций пытался побудить людей жить в соответствии с предписаниями христианской религии, однако не добился желаемого успеха, хотя и смог обратить нескольких язычников. Он решил отправиться ко двору франк. майордома Карла Мартелла, чтобы просить его о помощи, но по пути узнал о смерти фризского вождя Радбода и направился во Фрисландию. Здесь он провел три года, энергично помогая престарелому епископу Утрехта св. Виллиброрду.
Вскоре епископ Виллиброрд пожелал сделать Бонифация своим преемником. Однако он уклонился от этой чести, ссылаясь, на то, что без благословения папы не осмелится принять епископский сан. Бонифаций покинул Фрисландию и, последовав за армией Карла Мартелла, достиг Тюрингии и Гессена, где крестил многих местных жителей. С помощью двух вождей, обращенных им в христианство, Бонифаций учредил в 721 г. небольшой монастырь в Амёнебурге на р. Ом в Верхнем Гессене. По замыслу своего основателя обитель должна была стать своего рода миссионерским центром для подготовки духовенства из местных жителей.
Вскоре Бонифаций послал к папе Григорию II одного из своих учеников с письмом, где сообщал об успехах миссии и просил о дальнейшем руководстве. В ответ на это послание папа пригласил Бонифация посетить Вечный город, куда он отправился осенью 722 г. в сопровождении многочисленной свиты.
30 ноября 722 г. Бонифаций был рукоположен в сан епископа и принес клятву верности апостолу Петру и его преемнику. Впервые в истории папства рукоположение епископа неиталийского происхождения было совершено по чину, употреблявшемуся до этого исключительно для епископов римского митрополичьего округа. В этой клятве некоторые исследователи усматривают якобы уже тогда проявившуюся приверженность Бонифация «папизму», хотя в ней не содержится ничего противоречащего каноническим принципам Древней Церкви: Бонифаций клялся быть верным Римской Церкви, не иметь общения с епископами, которые не придерживались канонических предписаний и бороться с их деятельностью. Поставив Бонифация епископом, папа Григорий II отослал его назад с письмами, требующими повиновения новопоставленному епископу от духовенства его новой епархии в Тюрингии и Гессене. Кроме того, с письмом и просьбой о защите и помощи он обратился также и к Карлу Мартеллу, взявшего Бонифация под свою защиту.
Вернувшись в Гессен, Бонифаций с лихвой возместил ущерб, который Церковь понесла за время его отсутствия, когда многие жители этой страны перешли в язычество. Чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги, Бонифаций срубил в местечке Гисмар около города Фрицлар, дуб, посвященный богу грома Тору. На этом месте была возведена деревянная часовня, посвященная Спасителю. Для язычников это было зримым знаком того, что христианский Бог могущественнее и сильнее языческих богов.
УСТРОИТЕЛЬ ФРАНКСКОЙ ЦЕРКВИ И МУЧЕНИК ЗА ХРИСТА
После смерти в феврале 731 г. папы Григория II на престол Римской Церкви вступил папа Григорий III. Бонифаций поспешил отправить к новому папе посольство и принести уверения в своей преданности. В 732 г. Бонифаций вновь написал в Рим, упомянув среди прочего и о том, что работы стало слишком много для одного человека. Григорий III, оценив достигнутые Бонифацием успехи, отправил ему архиепископский паллиум, хотя и не назначил для митрополии постоянного центра. Кроме того, папа разрешил Бонифацию самостоятельно учреждать епархии и ставить на служение епископов.
В 737 г. Бонифаций в сопровождении многочисленных учеников в третий раз отправился в Рим, где был милостиво принят папой Григорием III. Папа наделил его полномочиями легата и поручил установить канонический порядок в церковной жизни Баварии. В Риме к нему присоединился Лулл, который впоследствии стал одним из его ближайших учеников и преемником на Майнцской кафедре.
По возвращении Бонифаций с помощью герцога Одилона и баварской знати начал работу по созиданию Баварской Церкви на канонических началах. Он по-новому определил границы епархий и назначил епископов на свободные кафедры: в Зальцбург, Фрайзинг и Регенсбург. Бонифаций основал самостоятельную гессенскую епархию с центром в Бюрабурге и назначил в нее епископом св. Витту. Были созданы также епархии в Айхштадте, куда в октябре 741 епископом был рукоположен св. Виллибальд, и Эрфурте. Новым епископом Вюрцбурга стал Бурхард.
Бонифаций обращал особое внимание на каноничность рукоположений духовенства и отстранял от служения неканонических клириков. Если рукоположенные неканоническим образом священнослужители были готовы признать, что они совершали свои упущения не по злой воле, и приносили покаяние в содеянном, то Бонифаций заново рукополагал их в священный сан.
В 741 г. умер Карл Мартелл. Власть над империей перешла к его сыновьям Карломанну и Пипину Короткому. Умершего 28 ноября 741 г. папу Римского Григория III сменил папа Захария. Святитель Бонифаций, завоевавший к этому времени огромный авторитет, заручился поддержкой Карломанна и приступил к реформе Франкской Церкви, в которой имело место сильное обмирщение духовенства. Осуществляя реформу Франкской Церкви, Бонифаций неоднократно стремился повысить уровень канонического сознания клира. Особенно строго Бонифаций относился к соблюдению духовенством целибата, предписывая наказывать священника за его нарушение бичеванием и даже тюремным заключением. Бонифаций сумел восстановить практику регулярного созыва Соборов, в которых принимал участие не только епископат, но и аристократия во главе с Карломанном и Пипином.
После смерти епископа Утрехта св. Виллиброрда (744) Бонифаций принял его епархию под свое управление. Примерно в то же самое время умер Рагенфрид, епископ Кёльнский. Папа Захария хотел учредить для Бонифация митрополию с центром в Кёльне (745), но этому воспротивилось местное духовенство. Тогда папа назначил Бонифация епископом Майнца и примасом Германии.
Много сделал Бонифаций для укрепления духовной жизни в монастырях, особенно в аббатстве Фульда, учрежденном в 744 г. под покровительством Бонифация его учеником св. Штурмием. Бонифаций ежегодно приезжал в Фульду, чтобы преподать наставление монахам, живущим по бенедиктинскому уставу, и провести несколько дней в молитве и богомыслии. По его просьбе папа Захария грамотой от 751 г. защитил аббатство от посягательств епископов Вюрцбурга или Майнца, подчинив его непосредственно Римскому престолу.
Получив благословение папы и согласие Пипина Короткого, Бонифаций летом 753 г. оставил Майнцское епископство своему ученику свт. Луллу и возглавил фризскую миссию. Он с успехом проповедовал на восточном берегу р. Зейдер (совр. Зее), пока не подвергся нападению разбойников, полагавших, что миссионеры имеют при себе сокровища. 5 июня 754 г. близ местечка Доккум на реке Борн святитель Бонифаций был убит вместе со своими спутниками (по разным версиям их было от 37 до 52). Он призывал своих учеников не сопротивляться язычникам и со смирением принять мученический венец. Новообращенные христиане вскоре нашли тела мучеников. Тело Бонифация было перенесено сначала в Утрехт, затем благодаря свт. Луллу в Майнц, а еще позже, согласно желанию, которое святитель неоднократно выражал на протяжении своей жизни, в аббатство Фульда. Гробница свт. Бонифация очень скоро стала местом поклонения.
СВЯТОЙ НЕРАЗДЕЛЕННОЙ ЦЕРКВИ
Святитель Бонифаций, без сомнения, может почитаться как святой единой, неразделенной Церкви. Вся многотрудная и подвижническая жизнь святителя, обращенные им в христианство народы, наконец, его мученическая кончина, его посмертное почитание и чудеса, совершавшиеся у его мощей, являются для нас неоспоримым свидетельством его святости. Но наличие крайних точек зрения, изложенных в начале статьи, заставляет нас сказать несколько слов о возможности почитания Бонифация в Православной Церкви.
Вплоть до ХХ столетия вопрос о почитании западных святых в Православной Церкви фактически не ставился. Только в последнее время, которое по значительности событий и явлений, происходящих в мире, сравнимо только с эпохой великого переселения народов, этот вопрос стал неожиданно актуален. Главным образом проблема почитания западных святых встала перед православными христианами, в силу разных исторических причин оказавшихся в Западной Европе. Одним их первых, кто обратил внимание на важность этой проблемы, был архиепископ Иоанн (Максимович), который долгие годы возглавлял одну из западно-европейских епархий Русской Православной Церкви Заграницей. В 1950 году архиепископ Иоанн выступил перед собором РПЦЗ с докладом о почитании западных святых.
Святитель Бонифаций совершал свое служение в эпоху, последовавшую за великим переселением народов. Ее отличительными чертами были политическая и экономическая нестабильность, франкская государственность находилась в стадии становления, в империи отсутствовала налаженная церковная структура. Следствием отсутствия церковной проповеди стала реакция язычества, которое во многих областях страны стало возвращать утраченные было позиции. Упадок нравственности духовенства вызвал значительное снижение его авторитета среди народа. Во Франкской Церкви в VII-VIII вв. стали весьма распространены симония, передача церковных должностей и санов по наследству, разврат и прочие порочные явления. Чтобы вести борьбу против этих злоупотреблений, нужно было иметь твердую опору, и Бонифаций нашел ее в лице папства каролингов.
Вполне очевидно, что тогда Рим обладал высочайшим авторитетом для большинства Церквей не только на Западе, но и на Востоке, а Римский епископ выступал как гарант и хранитель веры древней Церкви. Поэтому святитель Бонифаций стремился на христианизированных им землях устанавливать именно канонический порядок Римской Церкви, который закрепил бы достигнутые им успехи в проповеди христианства и создал бы необходимые условия для нормального развития христианской жизни.
[1] Бонифаций / Энциклопедический словарь. Т. IV. СПб, 1891. С. 370.
[2] Там же.
[3] Скорее всего, автором этой статьи был кто-либо из профессоров Санкт-Петербургской духовной академии. По крайне мере, все доктора церковной истории, указанные среди авторов этого тома энциклопедии, были профессорами СПбДА.
[4] Бонифаций / Православная богословская энциклопедия. Петроград, 1903. С. 942.
[5] Неофит Владимирович Малицкий (1871-?). Магистр церковной истории, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии.
[6] Бонифаций / Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1994. Т. I. С. 297.
[7] Прот. Иоанн Мейендорф. Цит. соч. С. 238.
[8] Там же. С. 238-239.
[9] Архиепископ Иоанн (Максимович). О почитании святых, просиявших на Западе (Доклад архиерейскому собору РПЦЗ) // Русский паломник. 1994. № 9. С. 58.
[10] Иеромонах Серафим (Роуз). Приношение православного американца М., 1998. С.105.
[11] См. Прот. Валентин Асмус. Седьмой Вселенский Собор 787 г. и власть Императора в Церкви / Regnum aeternum. М.,-Париж, 1996. С. 47.