бондовый склад что это
Власти запускают эксперимент с бондовыми складами
В ноябре начнется реализация пилотного проекта Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в области регулирования электронной торговли, направленного на ускорение и упрощение процедур доставки из иностранных интернет-магазинов, сообщил «Ведомостям» представитель ЕЭК. Пакет документов по этому проекту был принят ЕЭК еще в начале августа, а пилотный проект продлится до конца 2022 г.
Согласно документу, товары электронной торговли выводятся в отдельную категорию. Также вводится статус института оператора электронной торговли, утверждается форма таможенной декларации.
Товары, т. е. игрушки, можно будет хранить на специальных бондовых складах – таких, где они могут храниться неограниченный срок и во время хранения не облагаются пошлинами. Поскольку такой склад чисто юридическое понятие, то им может стать существующее арендованное складское помещение.
По словам первого заместителя руководителя ФТС Руслана Давыдова, оператор электронной торговли будет осуществлять декларирование товаров от имени получателя, что упростит оформление товаров. «Наиболее прогрессивной является существующая технология по взаимодействию с почтовым оператором АО «Почта России»: покупатель перечисляет денежные средства в счет будущих таможенных платежей непосредственно в момент покупки в зарубежном интернет-магазине, а «Почта России» уплачивает таможенные платежи от имени покупателя», – дополняет Давыдов.
Новые таможенные правила могут ударить по российским производителям бытовой техники
Сотрудник пресс-службы «Почты России» отмечает, что создание бондовых складов увеличит объемы транзита через Россию, магазины смогут отказаться от срочной и дорогой авиадоставки, а сроки доставки сократятся с 2–4 недель до 1–4 суток по всей стране.
Бондовый склад позволит иностранным платформам хранить товары на территории России вблизи покупателей, при этом налоги и сборы будут выплачены только после того, как товар покинет склад.
Сейчас значительные объемы товаров направляются российским покупателям международных онлайн-платформ с бондовых складов в Прибалтике.
По информации Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем товаров, направляемых на отечественный рынок с бондовых складов на территории прибалтийских государств, превышает 1,5 млрд руб. в месяц, а потери бюджета за счет перетока трафика в соседние страны составляют до 25% от общего объема собираемых с трансграничных товаров пошлин.
Эксперимент с внедрением бондовых складов в России планируется начать с игрушек, поскольку их безопасность особенно важна. В случае с трансграничной электронной торговлей сегодня соответствие товара нормам ЕАЭС не контролируется никак. Они могут не соответствовать даже нормам страны-изготовителя (чаще всего это Китай), поскольку направляются на экспорт. Для товаров, импортируемых через систему бондовых складов, вводится уведомительный порядок соблюдения норм технических регламентов ЕАЭС.
Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что ключевым ограничением для трансграничных продаж в России остается длительный срок доставки через AliExpress, из-за которого покупатели делают выбор в пользу российских маркетплейсов. Он также добавляет, что доля трансграничных продаж на рынке онлайн-продаж детских товаров сокращается. В целом, по его словам, на рынке детских товаров доля онлайн-продаж растет очень динамично: в 2020 г. она выросла на 7,8 п. п. до 20,4% (без учета детской одежды и обуви), причем ключевым драйвером стали продажи на маркетплейсах Wildberries, Ozon и AliExpress.
Представители Ozon и Wildberries от комментариев отказались. Запрос в AliExpress остался без ответа. Коммерческий директор направления «товары народного потребления» «Детского мира» Константин Фришберг полагает, что это событие никак не отразится на рынке игрушек.
В подготовке статьи участвовала Алена Тригубко
Бондовый склад что это
Курсы валют
С 1 ноября в Татарстане начинает работу первый в России бондовый склад — пилотный проект запускает «Почта России», ещё два таких склада компания планирует запустить до декабря. Предполагается, что новый для страны таможенный формат должен снизить цены на трансграничные товары и серьёзно ускорить время их доставки. Рассказываем всё, что нужно знать о бондовых складах.
Что такое бондовые склады?
Бондовые (или свободные) склады — площадки, где импортный товар можно хранить неограниченно долго без прохождения таможенных процедур и без уплаты налогов. Юридически такой склад приписан к одной из таможен, и формально товары не пересекают таможенную границу России до того, как покинут склад. Саму же площадку можно разместить где угодно на территории страны.
Бондовые склады используют как при ввозе товаров в страну, так и при транзите через территорию государства или при экспорте — кроме отсутствия сборов, площадки можно размещать на транзитных магистралях, что упрощает логистику. При этом в России на бондовых складах нельзя хранить некоторые товары — например, подакцизные автомобили, алкоголь, табак и сахар.
В чем выгода для ритейла?
В первую очередь бондовые склады выгодны для интернет-магазинов, ввозящих товар из-за рубежа: для их клиентов критически сокращается время доставки покупок, от нескольких недель до 1–2 дней. Сами же ритейлеры могут гибко реагировать на спрос и платить налоги и сборы только за реально проданный товар, а не за всю ввезённую партию — а то, что не продалось, легко отправить назад. Для таких складов устанавливают отдельные таможенные пошлины и применяют их к товару поштучно.
Кроме того, инфраструктуру бондовых складов могут использовать экспортёры, работающие с зарубежными интернет-магазинами, а регионы, в которых расположены площадки, получают дополнительный доход — прямой (налоги) и косвенный (например, новые рабочие места).
Бондовые склады в России
С 2019 года в России действуют поправки в 289-ФЗ «О таможенном регулировании», в которых описаны принципы создания и работы свободных складов. При этом часть сферы ещё не урегулирована до конца.
Первая экспериментальная таможенная зона с бондовым складом запустится в Татарстане 1 ноября. Летом 2020-го затею поддержал глава республики Рустам Минниханов, который написал целое письмо в адрес главы Минфина Антона Силуанова. В числе прочего Минниханов предложил установить единую таможенную ставку на уровне 6,5%, а также устроить на территории Татарстана «регуляторную песочницу», где и откатать решения для всей страны. Первый в стране свободным складом будет управлять «Почта России»; также о своём интересе заявляли Ozon (у которого на территории Татарстана уже работают два крупных склада), Wildberries, AliExpress и другие крупные ритейлеры.
Мировой опыт
В мире бондовые склады развивают с 2012 года, лидеры — Китай, США, Япония и страны Европы. Регуляторные решения от страны к стране похожи, меняются в основном таможенная ставка (от 8% в Японии до 10% в Евросоюзе) и некоторые детали.
Лидер по развитию формата — Китай, там на бондовые склады приходится 86% оборота трансграничной торговли. В Европе — уже около 60%. В Китае же формат получил дальнейшее развитие — так называемые бондовые зоны, где из прибывающих туда комплектующих создают товары с нулевой налоговой ставкой.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.
Бондовые склады: в чем польза и риски для российского рынка?
В планах Почты России было создать на территории республики масштабный логистический хаб, «узловую точку», в которой будут принимать, хранить, сортировать и обрабатывать грузы, трансграничные почтовые отправления и товары как российских, так и мировых производителей. Площадкой для реализации премьерного проекта должен был стать действующий распределительный центр Почты, который находится рядом с аэропортом Казани.
Срок открытия хаба в Татарстане снова отложили, однако теперь в планах запустить сразу несколько таких складов – в Москве, Новосибирске и Казани. По словам Заместителя генерального директора по электронной коммерции АО «Почта России» Алексея Скатина (ноябрь 2020 года), процесс интеграции IT-систем компании и ФТС и согласование контрактов с поставщиками ведется активно.
В ожидании запуска нового проекта, на рынке уже идет обсуждение того, какую пользу и, главное, какие риски несут новые склады российскому бизнесу. New Retail попросил менеджеров компаний, чей бизнес так или иначе затронет появление новых логистических структур, высказать свое мнение в отношении целесообразности и перспектив развития бондовых хабов в России.
«Бондовые склады» – что это?
Бондовый склад – это зона хранения и распределения товаров, продаваемых через интернет-площадки, с особым таможенным статусом, который позволяет не платить пошлины и налоги на импортируемый ассортимент до их приобретения конечным покупателем.
«Так, например, – поясняет Олег Неворотов, сооснователь и CEO Upmarket, агентства по управлению продажами на маркетплейсах, – после помещения своего ассортимента на такой склад продавец может не платить НДС, как при фактическом вывозе товаров с таможенной территории, а при транзите владелец не платит ввозных пошлин на период хранения».
Вадим Шершнев, руководитель направления складской логистики СДЭК приводит два определения «бондового склада», в каждом из которых есть своя специфика.
«Существует два базовых определения бондового склада. В первом случае это склад общего пользования, на котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем, но при этом не взимаются таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и акцизы без применения к товарам лицензирования и квотирования на период хранения. По другому определению бондовым можно назвать склад, где хранятся товары, на которые местные власти имеют залоговое право в обеспечение налоговых и иных платежей», – рассказал Вадим Шершнев.
Валерий Жуков, Директор по стратегическому развитию ООО «Венталл» дает метафоричное, образное определение бондам, сравнивая товары, находящиеся на них со спортсменами.
«Если говорить спортивным языком», – говорит в частности Валерий Жуков, – то это «зона товара на низком старте». Товар находится в России в «шаговой доступности» от потребителя, в отличие от аналога, который лежит за тысячи км в Китае, но по нему нет расходов на налоги и сборы. Товар может в любую минуту быть отправлен, но бизнес понесёт расходы (налоги, сборы) только в момент, когда он выйдет со склада. Это быстрый и качественный «забег», где на финише его ждёт потребитель».
Андрей Чмырёв, эксперт в области логистики ГК «КОРУС Консалтинг» считает бондовые склады альтернативной моделью в структуре существующих каналов продаж.
«Остальные варианты они не заменяют, наоборот, расширяют уже имеющиеся возможности. Бенефициары таких складов – ритейлеры и маркетплейсы. С их помощью бизнес может быстрее получить и вернуть товар, не беря на себя таможенные издержки до фактической продажи», – считает эксперт.
В чем и для кого выгода?
Для потребителей, заказывающих товары на зарубежных площадках, основная выгода заключается в скорости – в разы сократится срок ожидания заказа. По предварительным оценкам, вместо 2-3 недель ожидания, даже посылки из далекого Китая они смогут получать за 2-4 дня. Сейчас скорость доставки посылок из российских интернет-магазинов и маркетплейсов является основным преимуществом по сравнению с теми же китайскими игроками. Таким образом, «благодаря» бондовым складам российские игроки будут его лишены.
В принципе, анализируя мнения экспертов, очевидно, что бондовые склады, в первую очередь, «льют воду» на мельницу бизнеса зарубежных игроков, создавая для них дополнительный комфорт.
Так, Олег Неворотов, сооснователь и CEO Upmarket считает, что условия, предоставляемые бондовыми складами, в два раза уменьшают стоимость логистических операций при импорте, экспорте и транзите товаров, снижают риски торговых операций и тем самым способствуют развитию внешнего товарооборота.
Вадим Шершнев, руководитель направления складской логистики СДЭК обращает внимание на выгоду для зарубежных ритейлеров не только при входе на российский рынок, но и при дальнейшем реэкспорте непроданных товаров.
«По задумке бондовые склады должны упростить систему входа импортных и экспортных товаров, а также облегчить реэкспорт непродажных товаров. Отложенные платежи в таких зонах будут оплачиваться в момент продажи конкретного товара. Благодаря такой системе точно будут сокращены сроки доставки: не понадобится дожидаться прихода товаров из-за границы, т.к. они будут находиться уже на территории бондовых зон в пределах России.
Еще одна выгода для ритейла в том, что маркетплейсы смогут размещать товары на бондовых складах без уплаты налогов и пошлин. Таким образом возможно оплачивать налог в момент отправки конкретных товарных единиц заказчику: это обеспечит перераспределение затрат по времени. При этом непроданные товары, в свою очередь, отправятся в другие страны по упрощенной системе», – поясняет менеджер СДЭК.
Об облегчении реэкспорта в контексте запуска бондовых складов, говорит и Елена Шутюк, генеральный директор федеральной логистической компании IML.
«Бондовые зоны упростят импорт товаров, а также облегчат реэкспорт непроданных позиций. Для ритейлеров они привлекательны, прежде всего, возможной отсрочкой уплаты налогов и пошлин: она происходит по факту продажи и последующего формального таможенного оформления конкретной товарной позиции. Такая система позволяет размещать на территории бондовых зон в пределах РФ товарный запас и тем самым сокращать сроки доставки — не нужно ждать прихода грузов из-за границы.
Нераспроданные товары могут быть отправлены в другие страны по упрощенной системе реэкспорта или возвращены производителю. Это удобно, но требует дополнительных расходов на транспортировку», – прокомментировала Елена Шутюк.
Андрей Чмырёв, эксперт в области логистики ГК «КОРУС Консалтинг» видит и стратегическую пользу для рынка в появлении бондовых складов. В условиях нехватки площадей в России для хранения товаров, такие склады дополнят существующую логистическую инфраструктуру, дополнят ее новыми возможностями, тем самым способствуя сокращению цепочек поставок. От такой оптимизации, по мнению, эксперта, выиграют производители, ритейлеры и покупатели.
В чем риски?
Очевидно, что все вышеупомянутые выгоды «светят» зарубежным ритейлерам, производителям и конечному потребителю. Особое воодушевление испытывают последние – они получат и дешевый товар, и быструю доставку. А вот для российских производителей и интернет-магазинов бондовые склады, еще не появившись, становятся проблемой.
Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок компании Kuehne+Nagel в России считает, что опасения, которые испытывают российские производители, не беспочвенны: «В то время как предприятие платит налоги в период производства (т.е. до продажи) и далее получает прибыль при продаже, товар на таможенном складе не подпадает под какие-либо налоги до момента выпуска со склада (т.е. до продажи). Таким образом есть определенные основания полагать, что товар с бондового склада будет стоить дешевле и быстрее поступать на рынок».
«Особое беспокойство, – по мнению Олега Неворотова, – создание таких зон вызывает у производителей отечественной бытовой техники, электроники и автопрома».
Эксперт напоминает, что идея бондовых складов появилась и развилась в Китае, где она успешно работает и на импорт, и на экспорт. Однако в отношении перспектив «бондов» в России Олег Неворотов видит очевидные риски, которые, в первую очередь, связаны с отсутствием механизма регулирования зон импорта и экспорта.
«Есть вероятность, что в России такие склады будут заполнены преимущественно товарами из Китая и других стран. Как и любой другой инструмент трансграничной интернет-торговли, его появление создает определенные риски для внутреннего рынка – в первую очередь, по уменьшению оборотов интернет-торговли у ряда российских производителей за счет более доступной цены на аналогичные товары иностранного производства», – считает эксперт.
Вадим Шершнев, СДЭК, подчеркивает, что конкуренция со стороны импорта итак растут за счет гибкой системы уплаты налогов и сборов. «Если смотреть на санкции и импортозамещение, то эта история вообще не про нас», – резюмирует Вадим.
Перспективы
В Kuehne+Nagel в России расценивают развитие нового сектора как перспективное, поскольку бондовые склады будут способствовать раскрытию транзитного потенциала России.
«Формат бондовых складов может быть востребован, в первую очередь, на транзитных маршрутах и в городах с населением более 1 млн человек. К примеру, если мы рассмотрим маршрут движения товаров из Европы, то склады могут разместиться в Смоленске и Москве, а если из Китая, то в Новосибирске и Екатеринбурге», – считает Иван Головко.
Вадим Шершнев считает, что данный сегмент рынка находится в «зачаточном» состоянии, хотя самая идея перспективная. Главным барьером в развитии является отсутствие соответствующей законодательной базы.
«Термин «бондовый склад» пока отсутствует в российском законодательстве. При описании проектов таких объектов указывают, что при поступлении товаров на бондовый склад не требуется проведение процедуры ИМ 70. Деятельность бондовых складов в России на данный момент регламентирована положением о таможенных складах, утвержденным еще в 1993 году», – отмечает Вадим Шершнев.
По мнению Елены Шутюк, «несмотря на огромный интерес, правовые вопросы могут сильно затянуть открытие первого склада».
Рынок готовится к старту проекта, и свое желание принять участие в пилоте уже высказали крупнейшие маркетплейсы.
Татьяна Бакальчук не только высказала готовность платформы примкнуть к проекту, но и выразила главные опасения отечественного бизнеса: «Нам бы очень хотелось, чтобы при создании бондовых складов правительство рассмотрело те меры поддержки российских производителей, которые помогли бы им продолжать работать, если не в лучших даже условиях, то хотя бы на равных», — привело слова основательницы Wildberries издание Oborot.
Благодарим платформу Pressfeed за помощь в получении комментариев.
New Retail
Бондовый эксперимент: станет ли Татарстан таможенным хабом для всей страны?
Татарстан сделал заявку на еще один фискальный эксперимент, который может дать республике солидную фору в развитии интернет-торговли. Речь идет о бондовых складах, которые нужны для того, чтобы не транспортировать условный чайник из Китая целый месяц. Товары — по той же будущей трассе М12 — можно завезти заранее, а растаможить только в том случае, если есть покупатель. Первый такой склад в Татарстане уже готов построить Ozon, теперь слово за федеральным центром. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Татарстан может быть пилотным регионом для апробации особого таможенного режима — бондовой зоны В2В2С для трансграничной интернет-торговли Фото: «БИЗНЕС Online»
В Татарстане может появиться новый тип особых экономических зон — таможенный
Татарстан может быть пилотным регионом для апробации особого таможенного режима — бондовой зоны В2В2С для трансграничной интернет-торговли. Письмо с предложением такого эксперимента президент Татарстана Рустам Минниханов направил министру финансов РФ Антону Силуанову, сообщила сегодня пресс-служба бизнес-омбудсмена РТ.
На данный момент в России бондовых зон нет, однако вопрос их создания обсуждается все чаще. Бондовый склад — склад, приписанный к определенной таможне. На нем можно хранить импортные товары, которые будут реализованы физлицам через интернет-площадки. При этом особый таможенный статус бондового склада позволяет не платить таможенные пошлины и налоги при хранении на нем импортируемых товаров — до их приобретения в России. Предполагается, что будет возможность возвращать невостребованный товар производителю без уплаты таможенных сборов, что должно снять опасения продавцов.
Кроме того, на все виды транзитных товаров на бондовом складе планируется определить нулевую таможенную ставку, а на те, которые будут обрабатываться на территории бондовых складов для экспорта из России, — еще и нулевой НДС, как при фактическом вывозе товаров с таможенной территории. Все эти условия уже должны вдвое уменьшить стоимость трансграничных логистических операций и снизить риски. Но это еще не все: для потока посылок в Россию планируется установить фиксированную таможенную ставку в размере 6,5% — о ней речь идет и в письме президента РТ. Сегодня же размер таможенной пошлины варьируется в зависимости от категории товара: ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) насчитывает 97 видов.
Например, ставка на некоторые органические химические соединения составляет 3%, а на лошадей до 80 кг — 5%. А вот ставка на продукцию из полотна из хлопчатобумажной пряжи составляет уже 8%, на пуговицы или изделия из слоновой кости — 15%. Так что однозначно говорить о последствиях от ввода фиксированного тарифа преждевременно, хотя очевидно, что для интернет-магазинов, которые продают продукцию массового потребления, снижение ставок на полотна важнее, чем увеличение их на жеребят или химию.
По прогнозам экспертов рынка, которые приводятся в письме, потенциал роста экспорта российских товаров через каналы трансграничной интернет-торговли прогнозируется более чем в 10 раз Фото: «БИЗНЕС Online»
В письме Минниханова, как следует из релиза пресс-службы омбудсмена, говорится, что бондовые зоны В2В2С создают существенную добавленную стоимость в области услуг по фулфилменту и логистике, которая остается на территории страны, где располагается такая инфраструктура. При введении единой таможенной ставки 6,5% для всей продукции, поступающей в бондовую зону В2В2С, доходы бюджета могут составить более 17 млрд рублей в год при обработке импорта в почтовых отправлениях. Помимо этого, бюджет страны получит дополнительную прибыль в виде косвенных налогов от экспорта и транзита товаров, продающихся по каналам трансграничной интернет-торговли.
Сегодня созданию такой бондовой зоны в Татарстане (как и во всей России) мешает отсутствие соответствующего нормативного регулирования. Действующие таможенные нормы России и ЕАЭС не подразумевают упрощенного порядка выпуска товаров в почтовых отправлениях в адрес физических лиц на территории Евразийского экономического союза при использовании модели таможенного склада. Значит, надо либо вносить изменения в весь Таможенный кодекс, либо создать в Татарстане регуляторную «песочницу» — свободную экономическую зону, где будут действовать особые таможенные правила. Именно по этому пути и предлагает пойти Минниханов в письме Силуанову.
С идеей создания в республике бондового склада на днях в правительство обратился, например, маркетплейс Ozon Фото: «БИЗНЕС Online»
Идею подкинул Ozon — он готов построить в РТ еще один логоцентр
На свободную таможенную зону уже есть охотники-инвесторы. Пока известно, что с идеей создания в республике бондового склада на днях в правительство обратился, например, маркетплейс Ozon. Как сообщил «БИЗНЕС Online» замминистра промышленности и торговли РТ Герман Лернер, компания готова для этого построить третий крупный склад в Татарстане. Подбор места возведения стал одной из целей визита в республику сразу нескольких руководителей Ozon: руководитель направления по работе с органами государственной власти Александр Васильев, директор по взаимодействию с органами государственной власти Дмитрий Русаков и директор по региону Поволжье Рустем Касимов объехали Зеленодольск, Свияжский мультимодальный центр и Иннополис.
Если решение примут, для компании это будет уже третий склад в Татарстане: первый — на 3,5 тыс. «квадратов» — открылся в Столбищах еще в 2016 году (сумма инвестиций — 100 млн рублей), а второй достраивается в ТОСЭР «Зеленодольск» — большой логоцентр на 20 тыс. кв. м, в него Ozon вложил около миллиарда рублей. Впрочем, возведут ли третий логоцентр — еще большой вопрос: от пресс-службы Ozon на момент публикации комментария не поступило.
«Примеров таможенных складов формата В2В2С, который предлагает Ozon, в России еще нет ни в одном регионе. Татарстан рассматривается в качестве пилотного субъекта из-за выгодного географического положения: мы находимся на траектории древнего Шелкового пути. К тому же недавно, во время визита премьер-министра РФ, решено, что через нас будет проходить скоростная трасса, часть магистрали Европа — Западный Китай. Поэтому маркетплейс очень плотно изучает вопрос создания в республике бондового склада, который будет работать и на импорт, и на экспорт, и на транзит грузов», — рассказал Лернер.
Герман Лернер: «Маркетплейс очень плотно изучает вопрос создания в республике бондового склада, который будет работать и на импорт, и на экспорт, и на транзит грузов» Фото: «БИЗНЕС Online»
При этом, по его словам, обычно бондовые склады делаются сразу несколькими крупными интернет-площадками как совместное предприятие. Пойдет ли по такому пути Ozon или захочет стать доминирующим игроком на рынке, пока непонятно — зависит от финансовой модели. Во всяком случае, на данный момент от других игроков рынка аналогичных предложений в минпромторг РТ не поступало.
«Главный смысл бондового склада в ускорении доставки. Сейчас посылка из Европы или Азии к вам может идти целый месяц и в итоге на момент получения окажется неактуальна. Такая особая таможенная зона будет представлять из себя, грубо говоря, большой склад, где товар хранится, не облагаясь пошлинами и не подвергаясь растаможке, пока его не купят. Юридически он не находится на территории России, пока не выезжает со склада. Только после этого проходит все таможенные процедуры, причем вопрос таможенной пошлины сейчас прорабатывается с федеральным правительством», — объяснил замминистра.
Он подчеркнул, что создание такого бондового склада станет большим плюсом и для экспорта — любые татарстанские производители, предприниматели из соседних регионов смогут использовать эту зону в качестве логоцентра и размещать там свои товары. В случае транзита товар здесь вообще не растаможивается, просто пересылается дальше. Так эта система работает в других странах.
Во вторник вопрос обсуждался в минпромторге РТ впервые, потому экономический эффект для республики от создания здесь бондового склада еще не подсчитан. Но Лернер убежден, что это однозначно перспективное направление. Безусловно, оно потребует определенных изменений регуляторного законодательства, вопрос сейчас обсуждается. Но в Татарстане уже есть примеры особых экономических зон — Иннополис и Алабуга, где действуют особые таможенные пошлины.
Фарид Абдулганиев подчеркнул, что у России огромный потенциал по обслуживанию транзитных операций между странами Европы и Азии в рамках «Нового Шелкового пути» Фото: «БИЗНЕС Online»
«Первопроходцам всегда тяжело, но в то же время интересно»
Сегодня же перспективы создания бондовой зоны в республике обсудили на zoom-совещании, которое провел помощник президента РТ по инвестициям, бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев. В нем приняли участие представители национальной ассоциации дистанционной торговли eCommerce Russia (НАДТ, объединяет 24 компании – лидера российского рынка онлайн-продаж) минэкономики РТ, минпромторга РТ, татарстанской таможни и центра поддержки экспорта. Участники онлайн-встречи подтвердили заинтересованность в реализации этого проекта и отметили, что он сулит значительное увеличение торгового оборота и создание новых рабочих мест в республике.
Так, по словам экспертов НАДТ, трансграничная интернет-торговля не только открывает для МСБ новые рынки сбыта, но и сокращает количество посредников между продавцом и конечным покупателем. Однако сейчас в трансграничной интернет-торговле В2С у российских экспортеров существует две больших проблемы: сложная подготовка международных почтовых отправлений и дорогая международная логистика.
«Первопроходцам всегда тяжело, но в то же время интересно», — отметил Абдулганиев. Он подчеркнул, что у России огромный потенциал по обслуживанию транзитных операций между странами Европы и Азии в рамках «Нового Шелкового пути». «Тема очень интересная и при правильном подходе реализуемая на уровне правительства РФ и ЕАЭС. Мы готовы участвовать в ее обсуждении в рамках рабочей группы», — заявил руководитель татарстанской таможни Марат Гараев.
«Если будут определенные решения правительства РФ по созданию в Татарстане пилотной бондовой зоны с фокусом на трансграничную торговлю, тогда проект очень быстро окажется реализован», — уверен вице-президент НАДТ Игорь Зубов. «Бизнес готов инвестировать и пользоваться преимуществами данного решения, потому что все понимают, что будущее трансграничной торговли за бондовыми зонами. Вопрос в том, кто это сделает быстрее. Все в наших руках. Надо определить, что нужно поменять в законодательстве и насколько это можно реализовать в качестве пилотного проекта в Татарстане. На изменение Таможенного кодекса РФ уйдет несколько лет. У нас столько времени нет», — подчеркнул эксперт eCommerce Russia.
По итогам совещания было принято решение о формировании рабочей группы, в которую войдут представители татарстанских министерств и ведомств, таможни, а также участников российского рынка дистанционной торговли. Она должна будет разработать «дорожную карту» и выработать предложения федеральному правительству.
Есть ряд ограничений по товарам, которые могут пройти процедуру таможенного склада Фото: © Валерий Мельников, РИА «Новости»
Что не получится хранить на бондовом складе?
Сегодня же федеральная таможенная служба провела в «Фейсбуке» вебинар на тему «Вопросы создания свободных складов на территории РФ и применение таможенной процедуры свободного склада».
Законопроект о создании свободных складов вступил в силу 1 июля 2019 года. По сути, свободный склад — это точечный аналог свободной экономической зоны. На данный момент в России пока еще нет ни одного свободного склада, однако его открыть может любое юридическое лицо после включения в реестр владельцев свободного склада. Для этого компания должна выполнить ряд нормативных требований, в частности, чтобы у нее в собственности или аренде было помещение для склада, на котором можно обеспечить сохранность товара, недопущение посторонних лиц, а также возможность проведения таможенного контроля.
Как ответила корреспонденту «БИЗНЕС Online» на сегодняшнем вебинаре начальник отдела свободных таможенных зон ФТС России Татьяна Денисова, по сути, главное преимущество, которое могут дать такие склады, — это беспроцентная отсрочка по пошлинным платежам, пока товар хранится на складе. А срок его хранения ограничен только сроком владения юрлицом такого склада.
На данном складе юрлицо может не только хранить товар, но и перерабатывать его для последующей продажи. При этом в случае, если продукция покидает склад на рынок ЕАЭС, все равно компания будет обязана оплатить пошлину. Как сообщила представитель главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Александра Лебёжкина, пошлина окажется аналогичной той, которая была бы, если бы товар поступил на территорию ЕАЭС без этого склада.
Притом есть ряд ограничений по товарам, которые могут пройти процедуру таможенного склада. Например, через нее не могут пройти подакцизные автомобили, алкогольная и табачная продукция, а также сахар. Кроме того, есть возможность без проблем перевозить товар от одного свободного склада к другому, если он принадлежит одному юрлицу, но пока таких прецедентов не было.
Переработка поступившего импортного товара — это сложный момент, который требует тщательного контроля и проверок. Если во время переработки были использованы и дополнительные компоненты, созданные на территории ЕАЭС, то все равно нужно уплатить пошлину, если этот товар потом помещается под внутреннее потребление и по коду готовой продукции. Величина пошлин зависит от количества иностранных частей. Как отметил один из слушателей вебинара, трудности могут возникнуть, например, с химической продукцией. Например, если из 5 кг привезенного реактива получается 1 кг нового, то как считать пошлины? А если были использованы для этой реакции и российские компоненты? На вопрос ответа от спикеров не последовало.
При этом, как отметили участники вебинара, в случае с интернет-магазином, который открыл свободный склад, компания также должна будет оплатить пошлину, когда на товар поступит заказ. Грубо говоря, интернет-магазин в данном случае экономит только на том, что эта пошлина не была уплачена сразу же при пересечении границ. Т. е. владелец может хранить условный китайский чайник в течение нескольких лет, если на него нет спроса, при этом зная, что пока ничего за него не уплачено. Магазину не нужно форсировать спрос, стремясь окупить потраченные на пошлины деньги. А открыть такой склад можно даже в удаленном от границ регионе, оформив передвижение чайника до склада как транзитную перевозку.