бондарная посуда что это
Дизайн интерьера и архитектура
Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.
Бондарные изделия
Изначально для хранения и транспортировки жидких и сыпучих продуктов использовались глиняные или металлические сосуды. Впервые бочки — сосуды, собранные из плотно пригнанных друг к другу деревянных дощечек — начали делать лишь в Галлии.
Для них использовалась древесина прочных пород деревьев — дуба и березы. Тщательно оструганные дощечки стягивали вначале плетеными из лозы, а затем и металлическими обручами. Сверху и снизу в бочку вставляли донышко, также сделанное из досок.
Развитие бондарного дела было вызвано ростом торговли и повышением интенсивности сельского хозяйства. Бочки имели большую ( по сравнению с другими сосудами) прочность и долговечность. К тому же, для их изготовления не требовалось слишком много времени.
Бондарный промысел в России
Изготовление бондарных изделий является одним из видов народных ремесел в России. Долгое время искусство производства бочарных изделий было исключительно кустарным промыслом, который был развит по всей стране — более чем в 350 населенных пунктах на территории Российской империи.
Главным центром производства бочек издавна считалась Казанская губерния, в которой почти половина всех населенных пунктов славилась отличными бочарными изделиями. Среди других известных производителей бочек можно назвать мастеров Ярославской и Нижегородской, Владимирской и Симбирской губерний.
Изготовлением различных бочарных изделий занимались мастера — бондари, и промысел этот считался одним из самых прибыльных, при том что технология производства бондарных изделий не отличалась особой сложностью.
Бочка для хранения вина
Так, мастер с помощью специальных инструментов мог за короткое время сделать бочку или многие другие виды изделий. А там они уже отправлялись к многочисленным покупателям, потому что подобный товар был необходим в каждой семье, и поэтому он пользовался повышенным спросом.
В каждом регионе Российской империи исторически сложились свои особенные, местные названия бочарных изделий. Так, в Астрахани бочонок назывался баклажкой или бочатой, в Перми — баклушей, а в Западных губерниях — барилкой. Различались также названия бондарных изделий, имевших различное практическое назначение.
Дубовые бочки для коньяка
Виды бондарных изделий
Среди бондарных изделий можно назвать следующие их виды:
Интересен тот факт, что с усовершенствованием технологии производства бондарных изделий форма бочки фактически не претерпела никаких изменений. Причина этого заключается в проверенной временем прочности подобной конструкции. Использование дубовых бочек для выдерживания виноградных вин привело к появлению многих популярных напитков.
Дубовая бочка для производства алкогольных напитков
И по сей день различные виды бондарных изделий — бочки, бочонки, жбаны и многое другое — широко используются в хозяйственной и производственной деятельности человека. Одним из самых ярких примеров можно может быть производство вина или коньяка, в процессе изготовления которого напиток настаивается в дубовых бочках.
Дубовые бочки для коньяка
Баня — бочка
Бондарная посуда что это
※ ※ ※ РУКОМЕСЛИЦА ※ ※ ※ запись закреплена
Расскажем о таком древнем ремесле как бондарное дело.
Бондарь – старинная профессия, по-другому мастеров этого дела называли еще бочар, обручник. Бондарь – ремесленник, изготавливающий бочки, кадки или другую обручную или вязаную посуду.
Свое широкое распространение оно получило благодаря доступности древесины, пригодной для изготовления посуды
Бондари делают деревянные кадки и бочки из специально заготовленных дощечек, которые называют клепками или ладами. Клепки могут быть пилеными или колотыми. Пиленые клепки менее прочны, чем колотые. Изготовление колотых клепок требует от бондаря мастерства и чувства дерева, клепки должны получиться ровными и чистыми. Замечено, что лучше колется сырая древесина, сразу после валки дерева, поэтому раньше клепки зачастую заготавливали прямо в лесу. Заготовленные клепки нужно хорошо просушить на открытом воздухе.
Клепки стягиваются обручами – деревянными или металлическими. Деревянные обручи делают из ветвей ели, побегов сирени и черемухи. Хороши для обручей дуб, ясень, вяз, клен, орешник. Из коры липы делают обручи для небольших бондарных изделий. Железные обручи применяют для придания посуде большей прочности, но раньше их применяли с большой осторожностью, поскольку железо оставляет на посуде ржавые следы.
В этом деле очень много тонкостей, которые может знать только опытный мастер. Хороший бондарь вкладывает в свое дело не только мастерство, но и душу. Вот потому любое изделие получается у него не только прочным, но и красивым.
В наше время посуда из дерева по-прежнему имеет свою популярность. Красивые кружки, лагуны, жбаны никогда не потеряют свою цену.
Понимая необходимость бондарного ремесла, можно совершенно точно сказать, что у этого дела есть перспективное будущее.
Бондарные изделия
Полезное
Смотреть что такое «Бондарные изделия» в других словарях:
БОНДАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ — сосуды (бочки, буты, чаны, кадки и т. д.) для хранения и транспортировки жидких и сыпучих продуктов. Изготовляют из дерева, фанеры, древесноволокнистых, древесностружечных и полимерных материалов … Большой Энциклопедический словарь
бондарные изделия — сосуды (бочки, буты, чаны, кадки и т. д.) для хранения и транспортировки жидких и сыпучих продуктов. Изготовляют из дерева, фанеры, древесноволокнистых, древесностружечных и полимерных материалов. * * * БОНДАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ БОНДАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, сосуды … Энциклопедический словарь
БОНДАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ — сосуды (бочки, буты, чаны, кадки и т. д.) для хранения и транспортирования жидких и сыпучих продуктов. Изготовляют из дерева, фанеры, древесноволокнистых, древесностружечных и полимерных материалов … Большой энциклопедический политехнический словарь
Бочарные изделия — или бондарные Изготовление этих изделий бочек, бочонков, кадок, чанов, лоханей, шаек, ведер и т. п. особенно развито у нас, как кустарный промысел, в 330 уездах 30 губерний, или более чем в 350 селах и деревнях. Центром производства считается… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ДРЕВНЕЙ РУСИ АРХЕОЛОГИЯ — одно из главных направлений отечественной истории и археологии, в задачи к рой входит способствовать решению вопросов формирования и развития гос ва вост. славян в IХ XI вв., их христианизации, культурной идентификации и дальнейшего (до кон. XIII … Православная энциклопедия
Вятский лапоть — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/19 июля 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует воздерживаться… … Википедия
Клёпка — процесс соединения элементов конструкций заклёпками, в результате которого образуется неразъёмное Заклёпочное соединение. В заклёпочном соединении не возникает коррозии, гальванических пар и тому подобных процессов, поэтому прочность и… … Большая советская энциклопедия
Либенталь — немецкие колонии Одесского у., Херсонской губ.: 1) Гросс Л. (Большая Вокаржа), при Бол. Вокарже. Основана в 1804 г. Дв. 300, ж. 2432. Кирка, 2 школы, богадельня на 100 кроватей, аптека, приемный покой, ярм., ссудосберегат. т во (с 1884 г., оборот … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
бонда́рный — ая, ое. Относящийся к изготовлению бочек. Бондарное производство. Бондарные изделия … Малый академический словарь
Бондарная посуда что это
В древности, как свидетельствуют археологические раскопки, человек пользовался долбленой посудой. Высокого уровня бондарное ремесло достигло в Древней Руси. Раскопки древнего Новгорода показали, что современная бондарная утварь мало чем отличается от той, которую делали много веков назад. Типы ее, выработанные в прошлом, дошли до нас почти без изменения. Бондарную посуду можно разделить на два основных вида: двудонную и однодонную. К первому относятся всевозможные бочки (см. рис. Л) и бочата (Г) с двумя днищами. Собраны эти емкости из тонких дощечек, или, как их еще называют, клепок. Разнообразная по назначению, форме и размерам, бондарная посуда получила широкое распространение в быту. Мастера-бондари, или бочары, и поныне изготовляют кружки (А) и жбаны (Б) для воды и кваса, вазоны для цветов (В), ведра и колодезные бадьи (Д), подойники (Е), ушаты (Ж), банные шайки (3), кадки (И), лохани (К), маслобойки (М) и другую домашнюю утварь.
СТАНКИ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
Для изготовления клепок пользуются бондарной скамьей, ладилом и бондарным фуганком.
Бондарная скамья — это своеобразные тиски, удерживающие клепку во время строгания (см. рис. 3). Ножки скамьи для прочности укреплены подкосами (Ж). Под углом 20—30° с одного края к скамье прибита опорная доска (А). Чтобы угол ее наклона к сиденью был постоянным, под доской укрепляют вертикальный брусок (В). В прямоугольное отверстие, вырезанное рядом с бруском, вставлен зажимный рычаг (Д), в котором просверлены два отверстия. Снизу выступа к так называемой головке (Б) прибит отрезок стальной крученой проволоки. Рычаг укреплен в скамье болтом (Г). В нижнее отверстие рычага вбита круглая палка — она заменяет педали (Е). Перед началом строгания бондарь садится на скамью, кладет клепку на опорную доску и ногой нажимает на одну из педалей. При этом головка рычага подается вперед и прижимает клепку к доске. Крученая проволока, вбитая в головку, способствует более надежному удерживанию клепки. Строгание выполняют стругом или скобелем.
Бондарный фуганок предназначен для строгания узких кромок клепки под заданным углом (рис. 2). По сути дела — это обычный фуганок, только перевернутый и значительно длиннее (до 1,5 м). Две передние ножки его сделаны немного короче задних. Такое положение фуганка облегчает процесс строгания клепок. Для обработки узких кромок применяется ладило (рис. 1). Основной деталью его является колода, вырубленная из дуба или березы. В колоде выдолблен сквозной проем, предназначенный для размещения лекала (Г) и обрабатываемой заготовки. Лекало — это доска, одна широкая грань (пласть) которой имеет кривизну, соответствующую внешней выпуклой поверхности обрабатываемой клепки. Для каждого бондарного изделия вырезают два лекала. Одно — для строгания левых узких кромок клепок, другое — для правых. Сбоку колоды просверлено отверстие, в которое вставлен зажимный колышек (А). Рядом с отверстием крепится металлическая скоба (В), в которую свободно входит рычаг (Д). Перед строганием клепку вкладывают в колоду и колышком и рычагом прижимают к лекалу. Свободный конец рычага прикрепляют к торцу колоды прочной веревкой с болтом на конце. (В колоде заранее просверливают несколько отверстий, в одно из которых и вставляют болт.) При необходимости клепку крепят в колоде клиньями.
Бондарные станки, приспособления, инструменты
ИНСТРУМЕНТЫ
Струги — основные инструменты для строгания клепок. Струг с прямым лезвием, так называемый долгий скобель (рис. 9А), при меняется при обработке выпуклой наружной пласти клепки. Горбатый скобель с изогнутым лезвием (рис. 9Б) используют для строгания внутренней вогнутой пласти клепки. Для чистовой обработки пластей применяют также столярные струги (рис. 9В). Они позволяют снимать древесину равномерным тонким слоем. Для выравнивания внутренних поверхностей уже собранного бондарного изделия служит скобелка (рис.6А).
Следующая группа инструментов, применяемых в бондарном деле, представляет собой специальные рубанки.
Галтель (рис. 7А) применяется для строгания внутренних пластей прямых клепок, идущих на изготовление кадок, ведер.
Горбач (рис. 7Б) — для строгания внутренней пласти бочечных клепок.
Края внутренней поверхности бондарной посуды обрабатывают специальным рубанком с выпуклой подошвой (рис. 7В). В отличие от горбача он имеет направляющую доску, которая скользит во время работы по торцу изделия и обеспечивает постоянную ширину зачищаемой поверхности.
Для черновой обработки вогнутых поверхностей применяют иногда тесло с полукруглым лезвием (рис. 8).
Уторник (рис. 4) — инструмент, используемый для нарезки в бондарной посуде уторов — узких желобков, в которые вставляют донышки. Верхняя часть уторника (А)— это брусок, который во время работы упирается в торцы клепок. Нижняя часть (Г) инструмента, имеющая изогнутую поверхность, скользит по клепкам с внутренней стороны. В уторнике выдолблено два сквозных, расположенных перпендикулярно друг к другу, отверстия. В одно вставлен подвижный брус (Б) с закрепленным в нем стальным резцом (В,); во второе — зажимный клин (Д), с помощью которого выдвигаемый на различную высоту брусок с резцом фиксируется в нужном положении. Благодаря этому можно нарезать уторы на разном расстоянии от края.
Набойники (рис. 5) применяют для набивания обручей на остов бондарной посуды. Набойником с металлической рабочей частью набивают железные обручи, с деревянной — деревянные.
Натяг (рис. 6Б) помогает в этой операции. Он состоит из деревянного бруска с прикрепленным к нему металлическим крючком. При надевании на бочку обруч зацепляют крюком, а торец деревянного стержня упирают в край бочки.
Металлический циркуль (рис. 5) применяют для разметки днищ бондарной посуды.
Кроме специальных, в бондарном деле используют и обычные инструменты: фуганок, пилу лучковую и ножовку, топор, пробойник, молоток, зубило.
ЗАГОТОВКА КЛЕПОК
Они бывают пилеными или колотыми. Первые получают распиливанием кряжа на отдельные доски, вторые раскалыванием чураков. Пиленые — менее прочные, поэтому мастера предпочитают применять колотые клепки. Их изготавливают прямо в лесу, в местах плановой рубки деревьев. Неплохой материал можно выбрать и в дровах, предназначенных для топки печей. Ведь для бондарных клепок годится не только дуб, но и ель, ольха, липа, осина, тополь, сосна, береза. При распиливании бревен на дрова выбирайте и откладывайте в сторону чураки без сучков и трещин.
Мастера обычно используют для изготовления клепочных заготовок однорядную и двурядную выколку. Однорядную применяют при раскалывании тонких кряжей, а двурядную — толстоствольных. При однорядной выколке чурак сначала раскалывают на две плахи, затем каждую делят на четвертинники. Их, в свою очередь, раскалывают на восьмеринники (см. рис. 1А). Чаще всего именно эта часть чурака служит заготовкой для клепки.
При двурядной выколке каждый восьмеринник раскалывают надвое не поперек, а вдоль годичных слоев (рис. 1 Б).
Затем из каждой части вырубают от одной до пяти заготовок. В лесу в качестве станка, удерживающего заготовку в вертикальном положении, раньше применяли пень с глубокой трещиной (рис. 2А). Вы же можете собрать станок из крестовины, вертикального бруса и пружинящей жерди (рис. 2Б).
Во время работы заготовку прислоняют к вертикальному брусу и прижимают сверху жердью. Стесывая ее сначала со стороны широких пластей, а затем срубая клиновидную часть, получают клепку — дощечку с прямоугольным сечением. Клепки нужно хорошо просушить. В летнее время их раскладывают штабелями под навесом так, чтобы они хорошо проветрились. Сушат не менее трех месяцев. Если сушку нужно ускорить, торцы клепок заклеивают бумагой и укладывают в жарко натопленную русскую печь, разумеется, предварительно очистив ее от углей. Можно воспользоваться и духовкой.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШАБЛОНОВ И ЛЕКАЛ
По шаблонам (рис. ЗА) бондарь проверяет правильность обработки узких кромок, выпуклой наружной пласти клепки, а также отмечает ширину ее нижней и верхней частей. Лекала (рис ЗБ), вставленные в колоду ладила, позволяют с большой точностью выполнить фугование узких кромок. Контуры шаблона и лекала строят так.
На листе бумаги в натуральную величину чертят две окружности, равные диаметру нижней и верхней частей кадки. Учитывая ширину заготовленных клепок, прикидывают, сколько их потребуется для кадки с данным диаметром. Общая ширина их должна равняться периметру большей окружности с припуском на обработку клепок. На нашем рисунке они разделены на 16 частей, следовательно, кадка будет состоять из 16 клепок. Шаблоны в форме скобы вычерчивают на бумаге — один по касательной к большой окружности, другой к малой. Профили лекал тоже вычерчивают по касательным к этим окружностям. Шаблоны переводят на фанеру или картон, лекала — на торцы заранее приготовленной доски. А затем с помощью пилы и долота изготавливают их.
ОБРАБОТКА КЛЕПОК
Заготовленные клепки опиливают согласно заданным размерам.
Оторцованные заготовки отесывают топором. Наружную пласть слегка скругляют, а узкие грани скашивают (рис. 4А). Затем на бондарной скамье приступают к чистовой обработке внешней пласти прямым стругом (рис. 4Б) или на столярном верстаке рубанком (рис.4В). Точность обработки проверяют шаблоном.
Следующий этап — строгание внутренних пластей клепок. Чем меньше диаметр бондарного изделия и шире клепки, тем глубже выбираемый желоб. Глубокий желоб вчерне выбирают теслом (рис. 5А), чистовую же обработку выполняют на бочарной скамье горбатым скобелем (рис. 5Б) или же на верстаке галтелем (рис. 5В).
В бондарной посуде клепки сопрягаются друг с другом боковыми кромками. Чем точнее выполнена их фуговка, тем плотнее они прилегают друг к другу, тем надежнее и прочнее бондарная посуда. Кромки фугуют на фуганке (рис. 6А) или же в ладиле (рис. 6Б).
Работу прекращают, как только из-под железки фуганка станет выходить непрерывная стружка.
СБОРКА ОСТОВА
Соединенные вместе и стянутые обручами клепки-боковики образуют остов бондарного изделия. Его собирают с помощью так называемых рабочих металлических обручей. Их два: один сделан по диаметру верхней, другой — нижней части бондарного изделия. Обычно их делают из стальных полос: на одной откладывают периметр основания кадушки, на другой — периметр ее верхней части. Предусматривают также припуск на соединение внахлест. Концы обручей соединяют заклепками (рис. 7А). Чтобы обруч плотнее прилегал к покатой поверхности изделия, необходимо расплющить один его край (рис. 7Б). Он увеличится в диаметре и приобретет некоторую конусность. Из стальных полосок изготавливают скобы-зажимы (рис. 7В).
Сборку кадушки начинают с малого обруча. На ровном расстоянии друг от друга к нему прикрепляют зажимами три опорные клепки (рис. 7В). Затем между ними вставляют и остальные (рис. 7Г, Д). Осадив набойником малый обруч, надевают большой (нижний) и тоже осаживают его набойником (рис. 7Е).
Готовый остов торцуют, то есть опиливают края пилой (рис. 8А), скобелкой удаляют различные неровности внутри (рис. 8Б).
Рубанком-горбачом придают краям бондарной посуды форму правильных окружностей (рис. 9А). После зачистки снимают прямым стругом фаску с внутренней стороны торцов (рис. 9Б). Эта операция предотвращает скалывание торцов и облегчает вставку донышка в уторы. Окончательную обработку остова завершают нарезкой утора — желобка, в который вставляется дно (рис. 9В).
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДОНЫШКА
Для него стараются подобрать широкие дощечки-клепки. Чем меньше стыков у дна, тем оно надежнее. Клепки с отфугованными кромками временно сплачивают (скрепляют) на верстаке (рис. 10А). Чтобы определить радиус будущего донышка, ножки циркуля ставят в утор и опытным путем подбирают такой раствор, который разделил бы окружность ровно на шесть частей (рис. 10Б). Этим же раствором циркуля проводят окружность на скрепленных клепках (рис. 10В). Затем в пределах круга на стыках клепок наносят риски, указывающие места установки шпилек. Клепки разбирают и в их кромки, напротив рисок, вбивают металлические или деревянные шпильки (рис. 10Г). Скрепленные клепки обрабатывают рубанком и снова проводят окружность. Ориентируясь на нее, лучковой выкружной пилой с узким лезвием выпиливают донышко (рис. 10Д). Затем укрепляют его в зажиме бондарной скамьи и прямым стругом снимают фаску (рис. 10Е).
С помощью набойника сбивают с остова большой обруч (рис. 11А) и вставляют дно в уторы (рис. 11Б). Кадку переворачивают донышком вниз и осаживают обруч набойником (рис. 11В).
ИЗГОТОВЛЕНИЕ И НАБИВКА ДЕРЕВЯННЫХ ОБРУЧЕЙ
Теперь нужно заменить рабочие обручи на постоянные, деревянные. Они в отличие от стальных не ржавеют, а значит, не портят внешний вид бондарной посуды. Деревянные обручи изготавливают из орешника (лещины), ивы, вяза. Заготовленные ветки замачивают в воде в течение 5 суток, затем расщепляют с помощью деревянной или металлической щемилки на 2,3 или 4 части (рис. 12А). Сердцевину заготовок срезают стругом (рис. 12Б). Перед гнутьем их еще раз размачивают или распаривают и гнут с помощью скобы, вбитой в доску или стену (рис. 12В). Готовые заготовки называются котелками (рис. 12Г). Котелку надевают на кадушку и размечают, оставив припуск на замок-соединение. Концы обруча заостряют и вырезают на каждом из них крючкообразные выступы (рис. 12Д). При соединении концов обруча один выступ зацепляют за другой, а кончики заводят под обруч. Чтобы концы его не разошлись, их временно связывают тонкими бечевками, которые потом удаляют (рис. 12Е). С кадки аккуратно сбивают металлические обручи и набивают деревянные (рис. 12Ж). Располагают их на кадушке гнездами, то есть по два, по три обруча вместе (рис. 12З).
Таким приемом, достигается не только необходимая прочность, но и неповторимая декоративность бондарного изделия.
Автор: Г. Я. Федотов
http://patlah.ru
© «Энциклопедия Технологий и Методик» Патлах В.В. 1993-2007 гг.
История бондарного ремесла
Бондарство – это очень древнее ремесло, представляющее собой умение изготавливать деревянную посуду из клепок – длинных трапециевидных или округлых дощечек. Делали такую посуду бондари – ремесленники, мастера по изготовлению бочек, кадок, дежей, дубовок, жбанов, ендов, кружек, квасников и других изделий.
В России, как и ремесла других народов, оно отличалось своими особенностями и национальным колоритом, всегда несло черты эпохи, органически связанные с географической средой. Но национальная форма не могла развиваться сугубо самостоятельно, то есть изолированно от культур соседних народов – белорусского, украинского и Никто не знает, где, как и когда впервые появилась бондарная посуда, но она была известна уже в Древней Греции и Римской империи. Бондарная посуда Х – ХV веков, найденная археологами в древнем Новгороде была восстановлена по найденным деталям – клепкам, обручам и донцам. Уже в те времена жители Новгорода пользовались всеми основными видами бондарной посуды, которая изготавливалась на протяжении всего последующего времени до наших дней. Древние мастера изготавливали бочки, кадки, ведра, шайки, жбаны, кружки и другие бондарные изделия. Некоторые найденные археологами древние бондарные изделия дошли до нас почти без изменений.В бондарном ремесле всегда ценилась красота бондарного изделия. Остроумная и рациональная конструкция изделий не только обеспечивает ему высокую прочность, но и придает особую привлекательность.
Еще в первые десятилетия ХХ столетия большинство посуды в домашнем хозяйстве многих крестьян было из дерева, что говорит о большом значении бондарного промысла в жизни населения. В некоторых губерниях бондари среди других ремесленников в сельской местности занимали второе место, уступая по количеству лишь плотникам. Бондарный промысел не утратил своего значения и последующие годы, несмотря на войны, разруху и нищету. Бондарные изделия: бочки, бочонки, ушаты, дежи, ведра, кубельцы, баклаги – все, без чего не могла обойтись ни одна крестьянская семья, делалось в больших количествах.
Бондарное дело с уверенностью можно считать произведением искусства! Секреты бондарного мастерства не потеряны и передаются из поколения в поколения. Спрос на такие изделия был, есть и будет всегда, их приобретают в кафе и рестораны, бани и сауны, виноделы и обыкновенные люди, ценящие экологически чистые продукты и вообще всё натуральное и природное, для использования по назначению или просто для украшения интерьера.