бон фрязин что создал
Бон Фрязин
Бон Фрязин — прозвище итальянского архитектора конца XV — начала XVI веков («Фрязин» — искажённое «франк» — старорусское название выходцев из Южной Европы, в основном итальянцев). В начале XVI века работал в России. Другие детали биографии Бона Фрязина, включая его настоящее имя, неизвестны (некоторые источники указывают имя Марко).
Источники не сообщают о его происхождении, работах, выполненных до приезда в Москву, времени приезда в Великое княжество Московское. Документально подтверждена единственная московская постройка Бона Фрязина — Колокольня Ивана Великого в Кремле, самое высокое здание Москвы до XIX века:
Бон Фрязин построил два нижних восьмигранных яруса и часть третьего в 1505-1508 годах (нынешний вид колокольня приобрела столетием позже). Бон Фрязин заложил в конструкции первого яруса металлические балки, поэтому колокольня устояла в 1812 году при попытке взрыва её французами.
Некоторые источники [2] считают, что Бон Фрязин — это итальянский зодчий Мастробан, позднее (в 1508—1509 годах) посланный вместе с Бартоломеем в Дорогобуж для постройки крепости.
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Бон Фрязин» в других словарях:
Бон-Фрязин — итальянский архитектор конца XV начала XVI вв. В 1505 08 построил нижние 3 яруса колокольни «Иван Великий» в Московском Кремле. * * * БОН ФРЯЗИН БОН ФРЯЗИН, итальянский архитектор конца 15 начала 16 вв. В начале 16 в. работал в России. Из всех… … Энциклопедический словарь
БОН-ФРЯЗИН — итальянский архитектор кон. 15 нач. 16 вв. В 1505 08 построил нижние 3 яруса колокольни Ивана Великого в Московском Кремле … Большой Энциклопедический словарь
БОН-ФРЯЗИН — БОН ФРЯЗИН, итальянский архитектор конца 15 начала 16 вв. В 1505 08 построил нижние 3 яруса колокольни Иван Великий в Московском Кремле. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
Бон-Фрязин — архитектор второй половины XV начала XVI вв. Итальянец по происхождению. В начале XVI в. работал в Москве, где построил в Кремле три яруса колокольни Ивана Великого (1505 08). (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред.… … Художественная энциклопедия
Бон-Фрязин — БОН ФРЯ́ЗИН, итал. архитектор кон. 15 нач. 16 вв. В 150508 построил нижние 3 яруса колокольни Иван Великий в Моск. Кремле … Биографический словарь
Бон — Бон слово, имеющее в русском написании множество значений: Бон (техника) заграждения из плавучих брёвен, плотов, металлических сетей, защищающие вход в гавань или фарватер от неприятельских судов. Бон (религия) религиозная… … Википедия
Фрязин Марк — Марко Руффо, Марк Руффо, Марк Фрязин (итал. Marco Ruffo) известный итальянский архитектор XV века. Имя Фрязин происходит от старинного русского слова фрязь, что значит «иностранец». Это имя часто присваивалось без различия наций многим… … Википедия
Фрязин, Марк — Марко Руффо, Марк Руффо, Марк Фрязин (итал. Marco Ruffo) известный итальянский архитектор XV века. Имя Фрязин происходит от старинного русского слова фрязь, что значит «иностранец». Это имя часто присваивалось без различия наций многим… … Википедия
«Кто они были, «фрязи»?»: шаги к разрешению топонимической загадки
Многие из читателей слышали про подмосковные г. Фрязино, посёлки Фряново и Фрязево. Путешественники путают их постоянно. Немногие «особо любопытные» знают, что эти топонимы «как-то связаны с итальянцами», как ответили и знатоки программы «Что? Где? Когда?» в 1993 году [см.]. «Заинтересованные лица» дадут ссылку на Вики, а «въедливые краеведы» не преминут указать, что эти топонимы восходят к архитекторам-строителям Московского Кремля конца XV – I половины XVI веков. Однако, при более пристальном внимании к проблеме, всё оказывается сначала «не совсем так», а затем почти «совсем не так», как мы привыкли думать.
Названия большинства населённых пунктов Подмосковья восходят к фамилиям-прозвищам их былых поместных и/или вотчинных владельцев. Не составляют исключения и город-наукоград Фрязино, упоминавшийся в 1584–1586 годах как деревня «Фрязинова, а Самсоново тоже на речке Любосевке» Бохова стана Замосковной волости [1], и посёлок Фряново, впервые упоминавшийся как пустошь «Фрязиново» около 1573/74 года [2] ставшая деревней «Фрязиново, а Фрянево тож» Шеренского стана той же волости к 1585/86 году [3]. В былые времена в Подмосковье упоминалось сельцо Фрянево стана Радонеж, ближе к Троицкому монастырю и утраченное ныне сельцо Фряново, Старково тож (Старые Старки) в XVIII веке упоминавшееся у д. Ботово (Ногинского р-на). И поныне существуют посёлок Фрязево (Ногинского р-на), деревни Фрязино (Раменского р-на) у истока р. Дорка и деревни Фрязино на Клязьме (Судогодского р-на Владимирской обл.).
Нередко можно встретить мнение, что названия подмосковных Фряново, Фрязино, Фрязево произошли от строителей Московского Кремля «итальянцев-фрязинов», которые «поселяясь в Москве в качестве мастеров или служилых людей, приобретали, как тогда полагалось, небольшие подмосковные владения, чтобы завести хозяйство» [4], или «за службу были жалованы сёлами и поместьями» [5].
Действительно, в произведениях древнерусской литературы, Новгородской первой летописи и Хождении игумена Даниила «фрязями» назывались выходцы из Южной Европы романского происхождения в отличие от «немцев» — выходцев из Западной Европы [6]. Однако отождествлять «фрязей» с «итальянцами» не вполне корректно. На протяжении своей долгой истории Италия была раздробленной феодальной страной, объединившейся лишь в конце XIX века. До наших дней сохраняется деление на исторические провинции, а сами жители Италии на вопрос о своей национальности, скорее укажут на принадлежность той или иной этнической группе или на определённую местность, где жили их предки. Если говорить об упоминаниях «фрязей» в русских источниках XIV–XV веков, то к ним относились и жители генуэзских колоний в Крыму – Каффе (Феодосии) и Суроже (Солдайя, Судак) и др.
Оборонительные стены Каффы. Фото автора, 2012 г.
Оборонительные стены Солдайи. Фото автора, 2012 г.
Известно, что давние политические связи Москвы со странами Южной Европы воплотились в бракосочетании великого князя московского Ивана III Васильевича (1440-1505) с Софией Палеолог из династии императоров Византии, которое состоялось в 1472 году. Этот брак состоялся при посредничестве служившего московскому государю монетного мастера Ивана Фрязина (Gian-Battista della Volpe).
Посол Иван Фрязин вручает Ивану III портрет его невесты Софьи Палеолог. Худ.: В.В. Муйжель. До. 1924 г.
В составе свиты невесты в Россию прибыл племянник Ивана Фрязина, архитектор Антон Фрязин (Antonio Gislardi), в 1485 г. строивший Тайницкую, а в 1488 г. – Водовзводную (Свиблову) башни Московского Кремля. В 1485-1495 годах в Москве работал архитектор Марк Фрязин (Marco Ruffo), который вместе с Петром Фрязином (Pietro Antonio Solari ), прибывшим в Москву в 1490 году, возводил в Кремле Грановитую палату. В 1494–1511 годах Нижегородский Кремль строил архитектор Пётр Френчужко Фрязин. В 1494–1519 годах в Московском Кремле работал Алевиз Фрязин Старый (Aloisio da Milano), в 1505–1516 гг. – Алевиз Фрязин Новый, а в 1508 году Бон Фрязин трудился над возведением колокольни Ивана Великого. Стоит упомянуть и Петра Малого Фрязина, строившего в 1532-1536 годах. Однако, из истории русского права XV-XVII веков известно, что иностранные подданные не имели права на владение землёй в Московском государстве.
Приезд Софьи Палеолог в Москву. Лицевой летописный свод (Шумиловский том). Миниатюра XVI в.
Как во времена Ивана III так и Алексея Михайловича иностранные мастера-ремесленники, архитекторы и «люди свободных профессий» получали право на въезд лишь в том случае, если они приезжали на службу государю, и также были обязаны вернуться восвояси после окончания контракта. Вольных мастеров-иностранцев, имевших бы частную практику в России XV-XVI веков, не могло существовать по действовавшим тогда законам. Состоя на государевой службе, иностранцы именовались «кормовыми иноземцами», поскольку в отличие от сословия русских «служилых людей» получали за службу государево денежное жалованье – «корм», а не земельные наделы с крестьянами («поместья») [7].
В Москве иностранцы имели право проживать лишь на территории специальных мест – «иноземных слобод» [8] или «гостиных дворов», находясь под контролем городского начальства. Их общение с местными жителями было строго ограничено. Естественно не могло идти и речи и о покупке иностранцем земли как таковой в личную собственность («вотчину»), а тем более за пределами Москвы [19]. Впрочем, и сами иностранные мастера не горели особым желанием обзаводиться здесь собственным хозяйством. Приехавший в 1475 году архитектор Аристотель Фиораванти в 1483 году пытался раньше срока покинуть Московию, после чего, по распоряжению великого князя, был пойман, «ограблен» и посажен под караул [9], а приглашённый на 3–4 года и прослуживший 11 лет Пётр Фрязин в 1539 году бежал и был пойман [10].
В Судакской крепости. Фото 2012.
Широкое фряжское влияние на архитектуру, культуру и быт Московского государства II пол. XV – I пол. XVI веков, отразившееся, в частности, во «фряжском письме» – «натуралистичных» приёмах в иконописи, «фряжских листах» – гравированных картинах, «фряжском серебре» [30] и распространении «фряжских вин», хранившихся во «фряжских погребах», нельзя недооценивать. Однако, происхождение названия деревень Фрязиново, Фряново и пр. к строителям Кремля отношения, по всей видимости, не имеет.
В Судакской крепости. Фото 2012.
Первые торговые контакты Руси с «фрязями», проживавшими на территориях возникших в XII веке генуэзских и венецианских колоний Северного Причерноморья относятся ещё к домонгольскому времени. Путь в Константинополь лежал через крупный фряжский город Солдайя, на русский лад называвшийся Сурожем (ныне г. Судак). По археологическим данным русский квартал города сформировался уже в XI веке [11].
В Судакской крепости. Фото 2012.
В Судакской крепости. Фото 2012.
К 1288 году относится первое летописное упоминание купцов – «гостей-сурожан» [12]. Впервые в Москве сурожане упоминаются под 1356 годом [13]. Известный русский историк Иван Егорович Забелин (1820–1909) (в 1902-1905 гг.) считал, что сурожане были представителями «итальянских торговцев» [14]. Доктор исторических наук и академик Михаил Николаевич Тихомиров (1893–1965) предполагал (в 1957 г.), что «гостями-сурожанами» назывались русские купцы, торговавшие с фряжскими факториями черноморского побережья, добавляя, впрочем: «Связи Москвы с итальянскими колониями в Крыму были постоянными и само собою разумеющимися. Поэтому фряги, или фрязины, не являлись в Москве новыми людьми. Историки, впрочем, до сих пор не отметили ту любопытную черту, что московские торговые круги в основном были связаны не вообще с итальянскими купцами, а именно с генуэзцами» [15]. Современный исследователь торгового мира средневековой Руси кандидат исторических наук Валерий Борисович Перхавко, соглашаясь с генуэзским происхождением гостей-сурожан, связывает переход отдельных представителей генуэзских купеческих династий на русскую службу в XIV–XV веках (Саларёвых, Ховриных, Шиховых и др.) с формированием в конце XIV века в Москве известной торговой корпорации «гостей», ведавшей торгово-политическими связями Руси с фряжскими поселениями черноморского побережья [16].
Гости. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане». Худ.: И.Я. Билибин, 1905 г.
Действительно, иностранцы, перешедшие в русское подданство, принявшие православную веру, поступившие на службу великому князю [20] и вступившие в привилегированное торговое сословие гостей», получали ряд льгот, среди которых, как подчёркивал известный русский историк Николай Иванович Костомаров (1817–1885), выделялось исключительное право покупать вотчины, владеть землёй и людьми, которым не обладали прочие, немногочисленные торговые сословия (гости имели отличие от «гостиной сотни», от «товарищей из торговых людей гостиной сотни» и, конечно, представителей «суконной сотни») [17].
О богатстве и знатности обрусевших выходцев из генуэзских колоний напоминает название Сурожского стана Замосковной половины Московского уезда, располагавшегося к северо-западу от Москвы, впервые упоминавшегося в Духовной грамоте Ивана Калиты и существовавшего вплоть до областной реформы начала XVIII века [18].
Об именитых родах выходцев из фряжских колоний в Подмосковье напоминают и названия известных с XV века сёл Солослово, Саларьево (Саларёво) и Тропарево, (все к западу и юго-западу от Столицы) принадлежавших гостям-сурожанам Салёревым и Тропарёвым, названия посёлка Софрино (Пушкинский р-н) и сёл Ховрино и Головино (на севере Москвы), которыми владели сурожане Сафарины-Ховрины [21]. Именно к этому списку стоит отнести и название посёлка Фряново [22].
Сурожский стан. Из: Веселовский С.Б., Перцов В.Н. Исторические карты Подмосковья. История сел и деревень Подмосковья XIV-XX в. Вып. 4. М., 1993.
Переход фрязей-сурожан на службу великим князьям историки относят ко второй половине и концу XIV века. К примеру, к тому времени относится упоминание о выезде основателя рода Ховриных-Головиных Стефана Васильевича [23]. Однако древние пергаменты сохранили указание на переход выходцев из фряжских земель на службу Москве ещё во времена Ивана Калиты (1288–1340) в I половине XIV века.
Правом сбора государственных пошлин с определённых областей государства могли располагать лишь наиболее высокопоставленные представители «гостей-сурожан», в число которых, по всей видимости, и входили Матфей и Андрей Фрязины, пользовавшиеся этим правом, согласно документу, на протяжении целых трёх десятилетий.
Этнографическое или географическое происхождение, обычно указывавшееся в древнерусских текстах после имени (напр. Феофан Гречин, Пахомий Серб, Лука Смолянин и др.) [26], в данном случае выступало в качестве родового прозвища – фамилии. Возможно, именно это родовое прозвище дошло до нашего времени в названии посёлка Фряново на речке Ширенке, Фрязина на Любосеевке, Фрязина на Клязьме, Фрязева на Вохонке.
Знатные гости-сурожане сохранили своё высокое положение и после падения Константинополя в 1453 г. и захвата войском султана Мехмеда II генуэзских колоний в 1475 году. В конце XV века, в ходе борьбы с оппозицией, Иван III переселил семьи наиболее влиятельных торговых людей из Подмосковья в окрестности покорённого в 1478 г. Великого Новгорода, Пскова и Вологды [27], а крупные части освободившегося земельного фонда в пределах Замосковной волости передал сведенцам из Новгорода, среди которых числился и новгородский воевода Василий Васильевич Гребенка Шуйский (ум. ок. 1480), перешедший на московскую службу и давший своё имя славному своими руинами подмосковному селу Гребнево (Бохов стан).
В число вынужденных переселенцев вошли и представители рода Фрязинов. Так под Вологдой появились деревни с названием Фрязиново-Фрязино [28]. После разгрома Новгорода Иваном IV Грозным привилегии «гостей» были отменены, а в 1666 году последовал и запрет на приобретение ими вотчин без особых подписных челобитных [29].
Вологда. Вид район Фрязинова и на ц. Апостола Андрея Первозванного во Фрязинове на берегу реки Вологды. Фото автора, давний 2009 год.
Так закончилась земная слава былых волостителей земного мира, сурожан и фрязей и забытых всеми Фрязинов. Ни мало не скопив, удалились они далёко, туда, откуда и просвету не видать, наравне с простыми душами, которыми владели, и от которых отличались лишь своим удачным происхождением.
Автор: А.Ю. Послыхалин, 2013. trojza.blogspot.com.
P/S. Работа над этим постом длилась с 2009 года, то есть, если посчитать, четыре года, и была сопряжена с экспедициями в Вологду, Судак и Феодосию, а также Керчь и Стамбул. Статья написалась за два дня. Собранный материал об экспедициях москвитян на Печору в 1327/28, 1333 и 1337 годов будет выложен, как найду в себе смелость его довести до читаемого варианта.
Прим. и лит.
1. См.: Писцовые книги Московского государства XVI века. Отд. I. –СПб. 1872, с. 214-215.
2. См.: Писцовые книги Московского государства XVI века. Отд. I. –СПб. 1872, с. 12.
3. См.: Писцовые книги Московского государства XVI века. Отд. I. –СПб. 1872, с. 258..
4. Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX веков. –М., 1955, с. 387; см. также: Веселовский С.Б. Московское государство: XV-XVII вв. Из научного наследия. –М., 2008, с. 65.
5. Чехерева Г.А. Наукоград Фрязино. –Щёлково, 2006, с. 5..
6. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. IV. М., 1987, с 208. См.:
Последние Фрязины – Бон Фрязин и Петрок Малый
Последние Фрязины – Бон Фрязин и Петрок Малый
С 1505 по 1508 г. в Кремле возводится Ивановская колокольня. Она строится на месте старой церкви во имя Иоанна Лествичника, «иже под колоколы», и в год ее завершения летопись сообщает имя строителя – итальянского архитектора Бона Фрязина, самой таинственной личности из всех «фрязиных», работавших в Москве в XV и XVI веках. Никакие из известных нам источников ничего не говорят о происхождении архитектора, о его работах до приезда в Россию и времени, когда он поя-вился в Москве.
К началу XVI века Кремль уже был застроен соборами, церквами, монастырями. Возможно, каждый из них имел свои звонницы, но звук их колоколов не разносился по всей территории Кремля. Кроме того, идея воссоединения Руси в единое централизованное государство требовала какой-то архитектурной доминанты, которая главенствовала бы над всей кремлевской застройкой.
Знакомый нам облик «Иван Великий» получил только спустя 75 лет после закладки, в 1600 г. Строилась колокольня в два этапа, и на долю Бона Фрязина выпало сооружение двух первых восьмериков. Каждый из ярусов имеет открытую аркаду «для звона». Уже тогда «Иван Великий» достигал 60-метровой высоты и был хорошо виден с дальних подступов к городу.
Архитектура колокольни очень проста. Каждая грань восьмерика подчеркнута лопаткой, а нижний ярус завершался подкарнизной аркатурой и карнизом на сухариках. Второй ярус меньше по объему, кажется сильно вытянутым и также несет открытые арки для колоколов. Стены скупо прорезаны щелевидными окнами, которые подчеркивают их массивность (толщина стен первого яруса достигает 5 м, второго – 2,5 м).
Второй этап сооружения колокольни относится уже к началу XVII века, когда колокольня получает известное нам завершение и достигает 81 м высоты.
«Иван Великий» – удивительное сооружение. Казалось бы, строительство в два этапа, большая высота при сравнительно небольшом объеме должны были затруднять поиски пропорциональности, но стройность не нарушена: постепенное уменьшение ярусов, великолепный переход от восьмерика к круглому барабану через два ряда килевидных кокошников и как завершение этой вертикальной композиции – золотые пояса надписи и золотой купол.
Последние исследования «Ивана Великого», осуществленные в 70-х годах XX века, говорят, что строители в поисках соотношения частей придерживались золотого сечения, чем и достигли этого впечатления легкости.
Мы не знаем других сооружений Бона Фрязина в Москве. Постройкой колокольни в Кремле он продолжил древнюю традицию столпообразных храмов, которая получила дальнейшее развитие в 30-х годах XVI столетия.
Когда Петрок Малый в 1522 г. появился в Москве, он называл себя архитектором папы Римского. Договорился он о работе у великого князя сроком на три-четыре года, но обосновался надолго, принял православие и женился. Итальянские источники ничего не говорят о его работах до приезда в Россию, а русские летописи и акты не дают никаких сведений о его работах в Москве в первое десятилетие жизни в этом городе. И только в 1532 г. сообщается, что под его руководством с северной стороны «Ивана Великого» начали пристраивать четырехъярусную звонницу для подвески новых колоколов, в том числе тысячепудового колокола «Благовест». В третий ярус звонницы перенесли церковь Иоанна Гостунского, построенную еще Алевизом Новым в 1516 г., но затем разобранную. Звонницу закончили в 1543 г. русские мастера, уже после отъезда Петрока Малого. В 1552 г. к третьему ярусу звонницы была пристроена наружная лестница, а сама она завершена массивным барабаном и куполом. И наконец, в 1624 г. каменных дел подмастерье Важен Огурцов по заданию патриарха Филарета пристроил к звоннице новую колокольницу с шатровым верхом, известную как Филаретова пристройка. Так создавался этот сложный трехчастный комплекс, состоящий из колокольни Ивана Великого, звонницы 1532-1543 гг. и Филаретовой пристройки 1624 г. В 1812 г. звонница и пристройка были разрушены взрывом, а затем восстановлены архитектором И. Жилярди по проекту И. В. Еготова и Л. Руска. Поэтому судить о подлинной архитектуре фасадов звонницы очень трудно. Можно предполагать, что Петрок Малый, как современник Алевиза Нового и соучастник работ в Кремле, вводит в фасады своего сооружения элементы декора соседнего Архангельского собора (раковины в дугах оконных обрамлений, членение пилястрами стенных плоскостей). Нам неизвестны обмерные чертежи звонницы до ее разрушения, поэтому невозможно сказать, насколько точно архитекторы начала XIX века восстановили архитектурные формы XVI века.
Разновременность сооружения звонницы Петрока Малого и последующие ее перестройки отразились на целостности ее архитектурной композиции. Можно предполагать, что первоначальный четырехъярусный объем был восстановлен наиболее близко к своему оригиналу и имеет законченную схему ренессансно-классицистического фасада. Этот фасад может существовать самостоятельно, как законченное здание хороших пропорций с прекрасно прорисованными деталями. Арочная надстройка «для звона» по своему характеру и членениям не связана с фасадом Петрока Малого. Плоская, с разрывами сквозных арок, надстройка непропорционально велика и Не может служить аттиком, какой применялся в архитектуре Ренессанса. И наконец, все завершено круглым массивным высоким цилиндром, украшенным в нижних ярусах сложной пластикой декоративных колонок. Цилиндр несет шлемовидную золотую главу с крестом.
В этом сложном комплексе только «Иван Великий» поражает чистотой линий и пропорциональностью, лаконизмом силуэта. Но в ансамбле Кремля и звонница, и Филаретова пристройка играют существенную архитектурно-пространственную роль, дополняя многокуполье соборов и живописность всего ансамбля.
Самой значительной работой Петрока Малого было возведение крепостных стен и башен Китай-города, Великого посада, который к 30-м годам XVI века настолько разросся, что его население уже не могло укрыться за стенами Кремля в случае нападения врага.
Посад распространялся к востоку и дошел до нынешнего Китайского проезда. Еще в 1394 г. для защиты рыли ров по трассе современных Большого Черкасского переулка и проезда Владимирова, причем рыли «меж двор», следовательно, дворы стояли восточнее рва. Возможно, именно в это время появилось название Китай-города от древнерусского слова «кита», что, по-видимому, означает земляное укрепление с применением плетня.
Возведение Китайгородской стены было начато в 1534 г. – во времена регентства матери молодого царя Ивана IV – Елены Глинской и год спустя после устройства нового земляного вала и рва.
16 (27) мая 1535 г. «Даниил митрополит ходил со крестом около рва и молебны пел и место освятил и по молебне заложил Петрок Малый новокрещенный фрязин стрельницу, врата Сретенские на Никольской улице, да другую стрельницу, врата Троицкие, с тое же улицы к Пушечному двору, да третий врата Всесвядские на Варварской улице, да четвертые врата Козма Домианские на Великой улице», – сообщал «Пискаревский летописец».
Стена протяженностью 2567 м и толщиной до 6 м, с 14 башнями, в том числе 5 проезжих, была закончена в 1538 г. Понадобилось всего четыре года для сооружения грандиозных укреплений второго пояса Москвы. Почти правильный прямоугольник стены упирался концами в башни Беклемишевскую со стороны Москвы-реки и Собакину (Арсенальную) со стороны Неглинной и составлял единое целое с Кремлем.
Стена выложена из большемерного кирпича с множеством различных клейм, что говорит о возросшем производстве кирпича, ставшего основным строительным материалом в XVI и последующих веках. Остатки Китайгородской стены на площади Свердлова с угловой круглой башней позади гостиницы «Метрополь», длинное прясло вдоль Китайского проезда, несмотря на выросший культурный слой, производят впечатление мощи и неприступности. Скошенный цоколь отделен от стены белокаменным валиком. Такой же валик отделяет бойницы навесного боя и основания зубцов. Общий характер тяжелых объемов прямоугольных и круглых башен, резко очерченная прямая линия зубцов, форма бойниц – все эти элементы скорее напоминают генуэзские крепости, чем ломбардские замки предшественников Петрока Малого.
В 1539 г. Петрок Малый был послан в город Себеж, к местному воеводе. Его сопровождал переводчик Григорий Мистрабонов. В этом городе Петрок Малый пробыл три недели и за это время заложил крепость. Затем он отправился в Псково-Печерский монастырь, откуда должен был выехать в Псков, затем в Москву. Но вместо этого Петрок Малый со спутниками, среди которых были боярские дети Андрей Лаптев и Василий Земец, оказался за границей – в ливонском Новогрудке (Нейгаузен). Здесь Петрок Малый заявил, что возвращаться в Россию не намерен, и пытался бежать. Беглеца поймали и отправили в Юрьев (Дерит) на суд епископа, который настаивал на его выдаче великому московскому князю. Неизвестно, чем кончилось это дело. Однако в русских источниках Петрок Малый после 1539 г. уже не упоминается.
Петрок Малый был последним итальянским зодчим на Руси первой половины XVI века. «Фрязины», как их называли русские люди в отличие от «немец» – всех прочих иностранцев, сделали свое дело. Наступили новые времена. Одновременно с объединением Руси вокруг Москвы, избавлением от татарского ига и созданием централизованного сильного государства растет и национальное самосознание русских людей. Из их среды выходят такие светила русской архитектуры, как Федор Савельевич Конь, украсивший «Ивана Великого» золотой главой, построивший Белый город в Москве и Смоленскую крепость; Барма и Постник, создавшие шедевр мировой архитектуры – собор Василия Блаженного у стен Кремля, и многие другие. Они-то и завершили формирование центра Москвы, которым мы не перестаем восхищаться.
Колокольня «Иван Великий» (Бон Фрязин, 1505—1508) и звонница (Петрок Малый, 1532—1548)
Башня Китайгородской стены. Петрок Малый. 1535—1538
Читайте также
МАЛЫЙ ДВОР
МАЛЫЙ ДВОР В последние годы жизни Ахматову окружал королевский двор, пусть маленький, бедный, но зато с настоящей королевой. Свой двор был и у Льва Николаевича. Он мог бы соперничать и с ахматовским. Вот именно – мог бы. А на самом деле попал в тень ахматовского. Это не
4. Малый народ
4. Малый народ Взгляды, рассмотренные в двух предыдущих параграфах, сливаются в единую систему. Более того, в основе их лежит целая философия истории — особый взгляд на характер исторического процесса. Речь идёт о том, является ли история органическим процессом, сходным с
II. «Малый народ» сегодня
II. «Малый народ» сегодня Отличительный признак «Малого народа» во всех исторических ситуациях — его совершенно особенное отношение к остальному народу, как будто к существам другой, низшей природы. И сейчас леворадикальный политик говорит: «Они живут по-свински, и что
Малый Эрмитаж
Малый Эрмитаж Так уж сложилось, что слово «эрмитаж» в России, как правило, связывают с именем Екатерины II и Зимним дворцом. И в этом, безусловно, есть историческая справедливость: в 1764 году Екатерина II приобрела коллекцию из 255 картин из немецкого города Берлина и заложила
Дополнение Последние открытия и последние работы относительно «искусства степей» (1951 г.)
Дополнение Последние открытия и последние работы относительно «искусства степей» (1951 г.) История Топа, или тюрков-тобгачей, господствовавших в Северном Китае в V-м веке, исключительно интересна тем, как она демонстрирует нам тот же тип тюрко-монгольской орды, наполовину
«Малый Сатурн»
«Малый Сатурн» В двухстах километрах к северо-западу от рвущегося к Сталинграду танкового кулака Гота началось второе советское наступление против северного фланга группы армий «Дон». Ширина фронта от Новой Калитвы на севере до Нижне-Чирской на юге была более 300
2. «Малый народ» сегодня
2. «Малый народ» сегодня Отличительный признак «Малого народа» во всех исторических ситуациях его совершенно особенное отношение к остальному народу, как будто к существам другой, низшей природы. И сейчас леворадикальный политик говорит: «Они живут по-свински и, что
Феодосии II Малый, или Младший (408–450)
Феодосии II Малый, или Младший (408–450) По свидетельству некоторых источников, Аркадий в своем завещании назначил своему малолетнему преемнику Феодосию в качестве опекуна персидского царя Йездигерда, из боязни, как бы константинопольские придворные не лишили Феодосия
Малый проспект
Малый проспект Между Ждановской набережной и Каменноостровским проспектом. Длина — 2097 м. Он возник в первой половине XVIII в. при строительстве солдатских слобод Ямбургского, Копорского и Санкт-Петербургского полков.В 1738 г. по предложению Комиссии о Санктпетербургском
Сражение за Малый Калинец
Сражение за Малый Калинец В первых числах февраля 1942 г. дивизия вновь возобновила наступление. К исходу 7 февраля была освобождена станция Беглово. Деревня Малый Калинец, расположенная в нескольких сотнях метров от полотна железной дороги, немцами была превращена в
Глава II. Малый комментарий
Глава II. Малый комментарий Центр Земли — это не центр Вселенной, а лишь центр, к которому стремятся тяжелые предметы, а также центр лунной орбиты. Из «Малого комментария» Коперника, ок. 1510 г. В 1510 году, когда Коперник в возрасте тридцати семи лет занял пост каноника
«Малый народ» и его царьки
«Малый народ» и его царьки Разгадка раны «раскола» среди патриотов, которую бередят наши противники, не в том, что красное в 1991–1993 годах поменяли на белое. Разгадка в том, что третья Смута, начатая при Горбачеве, еще не исчерпала себя. Она продолжает вспыхивать в
Антон Фрязин
Антон Фрязин Об этом итальянском архитекторе известно очень немного. Некоторые источники называют его родиной итальянский город Бигенцу. В Москву он приехал в 1469 г. в составе посольства грека Юрия от кардинала Виссариона, начавшего тогда переговоры о женитьбе Ивана III на
Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари
Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари В Москве они появились в разное время: Марко Фрязин [Историк Н. М. Карамзин без веских оснований придает Марко фамилию Руффо, которую и подхватила последующая русская историография. Итальянский ученый Мерцарио причисляет его к