болят колени при езде на велосипеде что делать
Почему болят колени у велосипедистов
В чём причина боли в коленях после езды на велосипеде, как её лечить и что делать для профилактики, разбираемся вместе с врачом-реабилитологом Европейского медицинского центра, специалистом по спортивной медицине и кандидатом медицинских наук Максимом Еникеевым.
Почему после езды на велосипеде болят колени
Велосипед считается достаточно безопасным для коленных суставов, а при умеренной нагрузке даже полезным. Его рекомендуют при артрозе коленных суставов – небольшие и средние нагрузки достоверно уменьшают боль и улучшают функцию суставов. Здесь, в отличие от бега, нет осевой и ударной нагрузки.
Но всё зависит от количества тренировок на велосипеде и их интенсивности. На возникновение болей может повлиять резкое увеличение нагрузки или изменение настроек и установок велосипеда.
Самая частая жалоба среди велосипедистов – боль в коленном суставе спереди. Это так называемый пателлофеморальный болевой синдром, связанный с перегрузкой и неправильной работой разгибательного аппарата коленного сустава. Чаще встречается у бегунов, но нередко бывает и у велосипедистов при интенсивных и длительных нагрузках.
Существует ещё два перегрузочных синдрома у велосипедистов:
Боли в коленях после езды на велосипеде чаще всего начинаются из-за неправильной постановки седла и педалей, а также техники педалирования – именно эти ошибки проявляются при возрастании объёмов и интенсивности тренировок.
Одной из наиболее частых ошибок является низкая установка седла или излишнее смещение седла вперёд. Считается, что наиболее оптимальным является такая установка, когда при положении педали на 6 часов (то есть в самом нижнем положении) угол сгибания в коленном суставе составляет 25 градусов.
Слишком широкая постановка стоп может привести к болям в коленном суставе при интенсивной нагрузке.
Тренировочные планы к марафону и полумарафону. Скачайте и начните подготовку сегодня.
Всё это влияет на работу мышц ног и становится причиной болей. При заниженном положении седла меняется вся биомеханика коленного сустава. Перестаёт работать внутренняя головка квадрицепса, которая нужна для полного разгибания коленного сустава, а также перегружается наружная головка квадрицепса.
Это приводит к смещению во время движения надколенника снаружи, перегрузке разгибательного аппарата, развитию болевого синдрома в передних отделах – то есть позади коленной чашечки.
Что будет, если боли в коленях не лечить
Если не лечить проблемы с коленями, возникающие из-за езды на велосипеде, то постоянная боль вскоре отобьёт желание заниматься спортом.
При длительном болевом синдроме может начаться преждевременный износ хряща надколенника и мыщелков бедра, что приведёт к артрозу коленного сустава и прогрессированию болей.
Важно понимать, что в подавляющем большинстве случаев решение довольно простое, а эффект от лечения достигается достаточно быстро – если не затягивать с лечением.
Что делать, если от велосипеда заболели колени
1.В идеале нужно сразу снизить нагрузки и обратиться к врачу – специалисту по спортивной медицине.
Полезно для начала и самостоятельно разобраться, что может быть не так: оценить положение седла, педалей и стоп – эти сведения потом всё равно понадобятся врачу. Надо вспомнить, не было ли травм коленного сустава в прошлом, учесть возраст. Причиной может быть дегенеративный разрыв мениска, прогрессирование артроза и так далее – а это может установить только врач.
2. Иногда при определённой симптоматике рекомендуется сделать МРТ, чтобы исключить структурные повреждения от высокоинтенсивной нагрузки. МРТ впоследствии необходимо правильно интерпретировать, чтобы отличить изменения, которые есть у всех людей, от изменений, имеющих клиническую значимость.
3. Ортопедическое тестирование также имеет огромное значение. Благодаря ему, иногда ещё до МРТ можно правильно установить диагноз и причину болей.
4. При интенсивных занятиях на велосипеде рекомендуют выполнять специальные упражнения, которые способны уменьшить негативный эффект от однообразной длительной и интенсивной нагрузки. К таким упражнениям относятся:
При болевом синдроме в колене такие упражнения помогают купировать боль и восстановить правильную биомеханику педалирования.
Совсем отказываться от велосипеда не обязательно, но нужно существенно снизить объёмы и интенсивность упражнений. Болевой синдром – повод задуматься об индивидуальном подборе и установке седла, педалей и шипов – это всё имеет большое значение для предотвращения проблем в будущем.
Стоит учитывать, что врачи отходят от аппаратной физиологической терапии – и при таких синдромах, как проблемы с коленом, она не является клинически эффективной. Поэтому если врач назначает магнит, лазер или ультразвук, он руководствуется устаревшей методикой, и на положительный эффект от лечения можно не рассчитывать.
Каким спортом можно заниматься в период лечения
В период лечения допустимо заниматься велоспортом, но радикально уменьшив нагрузки. При небольшой нагрузке велосипед или велотренажёр – это лечебное упражнение, оно назначается даже при выраженном артрозе коленного сустава.
Во время лечения уделяйте большое внимание специальным упражнениям. Для поддержания формы можно заниматься плаванием.
Как избежать проблем с коленями
Профилактика проблем с коленями из-за езды на велосипеде складывается из рационального подхода к повышению объёмов и интенсивности тренировок и упражнений на укрепление работающих мышц.
Велосипед – достаточно безопасное упражнение, но всё равно имеет смысл повышать нагрузки постепенно.
Для более профессиональных занятий велоспортом стоит рассмотреть индивидуальный подбор и установку седла, педалей, шипов. Избегать слишком низкого положения седла, слишком широкой или узкой постановки стоп, заваливания колена внутрь или наружу при педалировании.
Следует уделять внимание общей физической подготовке (ОФП), то есть тренировке и растяжке базовых мышц: квадрицепса, задней группы мышц бедра, отводящих мышц бедра и ягодичных мышц.
Болят колени при езде на велосипеде что делать
Каталог товаров
Отзывы покупателей
Вы читаете данную обзорную статью на сайте веломагазина велоодежда. Все рекомендации носят справочный, общий характер. Точный диагноз и варианты лечения способен дать лишь врач при личном визите и осмотре. Не занимайтесь самолечением по интернету!
Главный совет при желании не допустить проблем с коленями это использование велообуви и контактных педалей. Это снимет вредную нагрузку на сустав и позволит меньше тратить усилий при езде. Особенно актуально при пробегах от 30км в день.
Как многие из вас, наверное, знают, вращение педалей при езде на велосипеде в подавляющем большинстве случаев осуществляется ногами. Особо пытливые даже могли заметить, что ноги при этом интенсивно сгибаются и разгибаются в коленях. Но далеко не все подозревают о потенциальных проблемах, а именно — болях и артритах/артрозах, которые легко могут настичь неопытного байкера и остаться с ним на всю жизнь, лишив не только велосипеда, но и нормальной жизни.
Вот о максимальном сохранении и продлении боеготовности именно этих важных мест байкера нам и хотелось бы сегодня поговорить, дабы не было мучительно больно за убитые безрассудным отношением к ним части тела себя, любимого. В данной статье мы рассмотрим главным образом только проблемы болей нижних конечностей, связанные с их суставами (о связках/мышцах упомянем лишь вскользь — но это не значит, что они не важны).
И не говорите, что мы вас не предупреждали. Praemonitus рraemunitus.
Анатомия и физиология
Что происходит, когда чайник, вчера купивший велосипед (да даже и год назад), узнав про марафоны, едет в на дальнее расстояние? Физическая подготовка — ладно, устал — отдохнет, но — незнание частоты педалирования, спортивный азарт, большие передачи — и все, у человека на всю жизнь травмированы суставы.
Дело в том, что «самое слабое звено» в опорно-двигательном аппарате — это суставы и связки. Кости и мышцы — это дело наживное :)). Мышцы от нагрузок болят, но потом проходят без последствий, суставы же легко застудить или перегрузить, а связки — «порвать » (чем страдают представители «резких » видов спорта, типа волейбола — баскетбола — тенниса). Вот поэтому надо осторожно подходить к выбору передачи при езде (читай — частоты педалирования и, соответственно, нагрузки). И если повышенная частота ничем, кроме излишней утомляемости не грозит, то избыточная нагрузка при малом каденсе без должной подготовки (повторяю — БЕЗ подготовки!) уже светит осложнениями, о которых потом можно вспоминать ооочень долго. Да и с подготовкой-то…
Суставы в отличие от мышц не качаются и не тренируются, и их нельзя защитить. И при травмах они практически не восстанавливаются, разве что хирургическим способом. Разорванные связки — тоже не заживают, восстановление разорванной связки возможно только с помощью вшивания протеза. Да даже и растянутые связки в полной мере не восстанавливаются. Так что суставы и связки нужно не перегружать, а защищать от нагрузки и переохлаждения. (Хотя для полноты картины стоит упомянуть, что в некоторых местах нам попадались упоминания о существовании методик тренировок на суставы — но нам её найти пока не удалось.)
Уже говорилось, что при езде на велосипеде коленные суставы пребывают в неестественном положении. И нагрузки, соответственно, другие. Еще хуже ездить в неправильно установленных контактах, с неправильной посадкой, с неправильным каденсом, с неправильной техникой… Раньше на велошколах тренеры очень следили за этим, рассказывает Алексей Никандров, тренер велошколы, г.Асбест: «Проблем с коленями в велошколе нет, потому что с первых дней обучаем частоте педалирования, примерно 100 и не менее 80. Занятия — 6 дней в неделю. Разминка, в том числе на гибкость, ОФП. Подскоки, 200–300–400 раз, смотря по готовности спортсмена. Очень важную роль играет правильность установки контактных педалей. Поставил криво — сустав работает несимметрично, загубить можно очень быстро, буквально за несколько тренировок.
Симптомы, диагностика
Основных причин болей в коленях может быть две — связки/мышцы или плохая смазка суставных сумок (это сильно зависит от питания) и другие проблемы с суставами. Совершенно не факт, что заболят оба колена сразу — может болеть только одно.
Если данные боли появляются в начале сезона, то причиной может быть то, что вы ещё не вкатились.
Может быть все что угодно, от ушиба до отложения солей. Если боли примут регулярный характер, то, наверное, лучше обратиться к врачу — суставы это слишком серьезная вещь.
Причины и решения
Причина — Обезвоживание. Недостаточное количество питья в дороге — недостаток жидкости в организме опять же приводит к уменьшению количества выделяемой в колене смазки. Причём из суставов вода выходит до того, как организм начинает испытывать жажду. Решение Пить каждые 20 минут, даже если холодно или не хочется, лучше пить изотонические напитки для поддержания солевого баланса и восполнения потерь углеводов.
Кстати и газировку поменьше пить, она как раз тот самый кальций, говорят, из организма вымывает.
Лучше всего минеральная негазированная вода, причем желательно ее постоянно менять.
Надо помнить еще и про обессоливание организма. Возникает оно именно вследствие продолжительного и обильного потоотделения, которому способствуют жара и обильное питье. Посему и в жару надо пить поменьше, желательно какую-нибудь минералку (еще лучше специальную смесь — изотонический раствор), которая хоть отчасти восполняет соли в организме. Можно добавлять в воду немного обычной соли, кому невкусно — наоборот сахар (хотя эффективность этого под вопросом) и кислоту…
Hе будешь пить — будут накрываться коленные суставы, все очень просто. Ессно если едешь не в плюшевом темпе а работаешь. И опять же, все очень индивидуально.
Причина — Низкий каденс Чем ниже скорость вращения, тем больше усилий на педаль, а значит и на коленные суставы. Суставы и связки травмируются не скоростью, а силой. Лучше часто и легко, чем тяжело, но медленно. Медленно ломово с большой нагрузкой крутить педали — медленно убивать суставы коленей.
Некоторые считают, что при езде на больших передачах ноги „круто качаются“. Хотим их разочаровать — не „качаются“, а „забиваются“. То есть теряется подвижность мышц и возникает повышенная нагрузка на суставы. Сначала восторг: „Ух ты! кручу медленно, а еду быстро!“, а потом мучительно больно… но поделать уже ничего нельзя — суставы „ремонту не подлежат“.
Не просто низкий каденс вреден. Вреден низкий каденс, когда выбирается высокая передача и крутить педали чаще просто невозможно. Т.е. педалирование получается силовое. Если так педалировать долго, то для коленных суставов это вредно. В таком случае необходимо понизить передачу и поддерживать нужную скорость за счет более высокого каденса.
Решение Решение — ездить на ЛЁГКИХ передачах, быстро педалируя, по первой может быть ощущение, что как будто в холостую крутишь). Здравый каденс — более 60-70. Гонщики крутят порой и 160-180. Старое шоссейное правило: каденс в пределах 80-100 (110 это конечно клево, но тупо гнаться за этим не стоит!), плюс поговорка: lung hurts — shift down, legs hurt — shift up. Как вариант — вообще не крутить. То есть крутить, но „короткими очередями“. Запомните ещё одну поговорку — „Лучше болтать, чем ломать“.
Оптимальным режимом как по КПД, так и по нагрузке на колени считается 100–110 оборотов в минуту. Правда, без разминки так быстро вращать не получится.
Ногам полезнее крутить быстрее. Не доводя, конечно, это до абсурда. В зависимости от нагрузки, каденс надо держать в диапазоне 80 — 120 об/мин (чем больше нагрузка, тем выше каденс). Больше — это уже для спортсменов потому, как так быстро крутить, всё-таки, тяжело.
Следует добавить, что чрезмерно высокий каденс тоже вреден. У каждого свои пределы одному максимум 80, а другой и 100 держит.
Если ехать легко (например при попутном ветре) можно конечно опустить каденс до 75 (ниже — просто бессмысленно, имхо), но упираться с таким каденсом действительно крайне утомительно для суставов.
Когда переключаться? Когда становится некомфортно — тогда и переключайся. Дискомфорт — это либо „забалтываешься“ (слишком маленькая передача), либо „ломаешь“ (большая ). Первое предпочтительнее — суставы не перегрузишь. Старайтесь придерживаться правила «лучше меньше» — когда просто катаетесь, естественно. То есть держите передачу на грани «забалтывания » — порядка 39х19 для 28 км/ч или 39х17 для 30–32. «Чайникам » можно поступать проще: как становится трудно (или быстро) — переключайтесь.
Реально разгрузить колено и поднять каденс позволяют контактные педали (или в крайнем случае туклипсы) — в них гораздо проще поддерживать высокий каденс. В первую очередь контакты позволяют лучше распределять нагрузку на ноги: работа происходит по всему ходу шатуна. Это повышает КПД и разгружает колени.
Другое мнение — контакты и туклипсы тут не при чем. От туклипсов и контактных педалей зависит только характер нагрузки на мышцы. А предельный каденс зависит исключительно от тренированности. Кстати, для этого компьютер с датчиком каденса очень полезен — позволяет следить за каденсом и держать его даже при крайней усталости. Конечно, довести свой каденс до уровня профессионального гонца довольно трудно, да, в общем, и не очень нужно, а вот довести до нормального уровня 75–80 — легко, если просто следить за каденсом и переключаться не тогда, когда станет тяжело, а когда каденс упадет.
Обратить внимание на технику — строго говоря, надо не «жать », а «крутить ». То есть нажимать в передней части, подтягивать в задней, а в «мертвых точках» — вверху и внизу — «доводить ». Сказать-то легко… А тренируется это долго и нудно — на станке, долгими зимними вечерами :). Или в горах, где каждое движение на счету и хочешь-не хочешь, приходится крутить правильно.
Для развития каденса есть упражнение — втыкаешь утром передачу с соотношением 2.1-2.4 и катаешься так весь день, в горку, с горки, быстро-медленно. Это очень ПОЛЕЗНО. Рекомендуем так делать на передаче 44-18.
Имхо, должно помочь что-нибудь типа ОФП — на турничке подтянуться, поотжиматься и т.п. — это укрепляет кости, суставы, сухожилия. У меня после пары месяцев легких занятий со штангой полностью прошли все последствия старых травм — болели плечевые суставы.
Можно попробовать увеличивать каденс, и приучать суставы к нагрузке, катая мало, но как можно чаще. В идеале — каждый день выезд, как только колено заболело — домой.
Пункт о высоком каденсе и низкой нагрузке на ноги и колени имеет и обратную сторону, ведь кроме сустава могут болеть и связки сустава. Если вы очень много ездите на велосипеде и почти не ходите пешком, связки коленей частично атрофируются, и становится легко получить травмы в обычной жизни или при каком-либо случайном рывке при езде. Думаю, в этом случае стоит иногда тренировать связки коленей, например небольшим количеством приседаний. Достаточно и без дополнительного груза.
Решение Перед выездом сделать (ещё дома) 15–20 приседаний.
Первые несколько километров ехать в очень спокойном темпе.
Мазать разогревающими мазями и надевать тёплые наколенники, при температуре ниже +20 утепление колен обязательно, даже если кататься в трусах, колени надо утеплить!
Согревающие средства (спортивные растирки, перцовые пластыри) служат для обеспечения более благоприятных условий функционирования синовиальной жидкости при педалировании в тяжелых метеорологических условиях: низкой температуре воздуха, дожде и т. п. Некоторые велосипедисты в гонках по шоссе для «утепления » коленных суставов используют шерстяные пристежные рукава от велорубашек. Не рекомендуется употреблять наколенники из эластичных тканей, которые широко применяются при занятиях спортивными играми.
Можно еще отметить предельно мягкую мотку эластичным бинтом, часа за 2 до поездки. колени сами по себе нехило разогреваются, даже без финалгона и подобного. Нагрузка на «теплый » сустав в разы менее вредна. главное потом не застудить и постоянно в тепле поддерживать.
В обычное время — закалять суставы (холодной водой из душа, причём лучше не только колено, а всё тело).
Предотвратить эти напасти поможет наколенник. Если нет проблем — то простой, эластичный. В сильные морозы — с неопреном и утеплителем. При предрасположенности к повреждениям, и после травм лучше использовать специальные суставные бандажи. Наколенники и бандажи выполняют одновременно несколько задач:
Иногда, даже в тёплое время года, стоит надеть наколенник в начале поездки для быстрого разогрева коленного сустава.
Осенью одежды потребуется больше: появляется возможность простудить суставы, а это уже чревато ревматическими заболеваниями.
А ещё надо внимательно следить, чтобы ноги в тепле были. В дождь лучше не ездить вообще или ездить в непромокаемых тёплых штанах. Зимой тоже одеваться так, чтобы ногам не было холодно.
Причина — Перегрузка коленей из-за неправильной посадки Решение Изменить посадку: наклон седла/высота штыря/вынос/руль — все это позволяет менять посадку в неплохих пределах. Ден Прозоровский: Я поначалу тоже мучался. Стоял короткий слегка задранный вынос и КК руль. То руки немеют, то попа, то колени ноют. Никак не мог посадку подобрать.
Теперь стоит 72 см руля (ITM Millenium DH с баттингом и райзингом), рога, длинный вынос с отрицательным углом (смотрится странно, но МНЕ удобно), штырь Bontraiger, и простенькое седло IKE. Рама 22 дюйма, но я сам 120 кг и 2 метра. Макс. пробег за сутки — 200 км. Асфальт/грунт. Никаких отрицательных эмоций, кроме легкой боли в мышцах (да и то потому, что ломил в горки как локомотив). После купания и приема аскорбинки с глюконатами/оротатами наутро все ОК. Да, еще вилка-двухкоронка, 130 мм. Реально работающая.
Чтобы колени не болели
Болит или не болит?
Ты давно катаешься на велосипеде, но вдруг начинаешь замечать, что болят колени. Знаешь, такая ноющая боль, которая может длиться еще долго после катания, а может утихнуть в считанные минуты? Скорее всего, это не анатомические особенности или травмы, а неправильные настройки велосипеда. Так вот, чтобы она не стала хронической, внимательно прочитай наши советы.
Настрой высоту седла
Проверь продольное положения седла
Если с высотой все понятно, все настроено, но колени продолжают беспокоить? Тогда проверь – корректно ли выбрано продольное положение седла. Если, при постановке педалей на одинаковом уровне, параллельно земле, твое колено находится над осью педали, то все хорошо, можешь не волноваться.
Отрегулируй наклон седла
В идеале он должен быть нулевой, то есть седло находится в четко горизонтальном положении. Это также один из самых важных параметров при настройке, поэтому не поленись и проверь все дважды.
Педалируй правильно
Даже если ты не первый год в седле, не пренебрегай нашими советами! Обрати внимание, как расположена твоя ступня на педали. Косточка большого пальца должна быть прямо над осью педалей, движения идут четко вверх-вниз, никаких отклонений в стороны или раскачиваний. Береги боковые связки колена, их очень легко травмировать при неправильном педалировании. Еще одна интересная закономерность – чем быстрее крутишь педали, тем меньшая нагрузка идет на колени. Идеальной считается скорость от 80 до 100 оборотов в минуту, тогда как новички делают не больше 60-ти оборотов.
Выбирай контактные педали
Новый модный и полезный хит, который действительно спасает колени. Они фиксируют стопу в правильном положении и превращают их в один механизм с велосипедом. Такие педали позволяют не только толкать педали от себя, но и тащить их вверх, а это самый правильный способ езды.
Пользуйся переключением передач
Твой велосипед не зря оборудован переключением передач – настраивай их при любых изменениях угла трассы, не перегружай колени на тяжелых подъемах.
Сделай колени здоровыми
Самый основной момент – это разминка. Да, это подходит не только для спортзала, но и для велосипеда тоже. Ты засиделся в офисе, потом резко сел за руль байка и крутишь 10 км до дома. А размять колени ты забыл. Обязательно делай массаж руками, но только очень аккуратно! Разогрей колени, делая круговые движения выше коленной чашечки и чуть сбоку. Далее встань и чуть согни колени – вращай им по кругу очень медленно. Справа налево и обратно.
Пей больше воды, чтобы держать хрящ напитанным влагой. Можешь попить биодобавки, которые содержат хондроитин – это специальное вещество, полезное для восстановления хрящевой ткани. Ну и, конечно, питайся правильно.
Если боли преследуют тебя регулярно, то лучше не занимайся самолечением, а просто обратись к врачу.