большой всплеск про что
10 декабря 2016 года в кино-гостиной Русского психоаналитического общества состоялся просмотр и обсуждение фильма: «Большой всплеск», режиссера Луки Гуаданьино (2015)
Фильм «Большой всплеск» – номинант Венецианского кинофестиваля 2015 г. Основу сюжета составляет история любви, история развития и трансформации любовных отношений между мужчиной и женщиной на фоне негативных тенденций современной реальности: стирания границ в поло-ролевой сфере отношений и расширения нарциссизма в личном и общественном пространстве.
Режиссеру и актёрскому составу удалось мастерски продемонстрировать несовместимость и противоречия между чувствами и показными эмоциями, между настоящей страстью и игрой в любовь, между развитием личности в отношениях и игрой в манипуляции.
Президент Русского психоаналитического общества: к. пс. н., доцент, психоаналитик Харитонов Александр Николаевич.
Краткое содержание фильма
Рок-звезда Марианна Лэйн и ее бойфренд наслаждаются отдыхом на юге Италии. Островную идиллию пары нарушает визит Гарри, бывшего любовника Марианны, и его взрослой дочери. Легкомысленная игра, невинный флирт, настоящая страсть и всепоглощающая ревность обернутся для героев смертельной опасностью.
Рок-звезда Мариэнн (Тильда Суинтон) и ее бойфренд-фотограф Пол (Маттиас Шонартс) живут на вилле на итальянском острове Пантеллерия. После того как Мариэнн сорвала голос, врачи сделали ей операцию, и теперь женщине временно запрещено говорить. Поэтому тихая жизнь вдали от прессы и поклонников кажется звезде наилучшим выходом из положения. Внезапно на остров прилетает Гарри (Рейф Файнс), бывший продюсер и бойфренд Мэрианн. Он привозит с собой взрослую дочь Пенелопу (Дакота Джонсон), о существовании которой узнал лишь два года назад. Мужчина почти что напрашивается в гости, и вскоре становится ясно, чтобы он прибыл, чтобы вернуть Мэриэнн. Хотя Гарри некогда сам «передал» свою пассию Полу, теперь он уверен, что это была величайшая ошибка его жизни. В то время как Гарри старается вновь очаровать Мэриэнн, Пенни в открытую заигрывает с Полом, и тот, кажется, готов завязать интрижку.
Картина названа в честь одноименного и очень известного полотна британского поп-арт художника Дэвида Хокни
Эпидемия ремейков ширится. Она уже захватывает не только коммерческий кинематограф, но и артхаус, где вроде бы постановщики должны стремиться сказать что-то свое, а не пытаться на новый лад повторить чужое кино. Но, оказывается, артхаусные амбиции перед этой эпидемией бессильны. По крайней мере в случае итальянского постановщика Луки Гуаданьино, который известен на Западе по мелодраме 2009 года «Я – любовь», где Тильда Суинтон сыграла русскую женщину, вышедшую замуж за состоятельного миланского промышленника.
Тильда Суинтон согласилась сниматься в фильме на том условии, что она изобразит поп-звезду, которой врачи запретили говорить. В ранней версии сценария ее героиня была английской актрисой, но эта роль показалась Суинтон неинтересной
Гуаданьино в интервью настаивает, что его ленту нужно считать «вольным ремейком», но на деле «Большой всплеск» устроен точно так же, как «Бассейн». Это тоже не статичная, но тягучая и медлительная мелодрама, которая в последние тридцать минут (картина длится два часа) внезапно принимает криминальный оборот. Соответствует французскому оригиналу и психологический рисунок действия – альфа-самец пытается отбить у бета-самца свою прежнюю самку (простите за вульгарный язык, но иначе тут не скажешь), а тот, в свою очередь, присматривается к соблазнительной дочери альфа-самца, которая явно не прочь закрутить роман с взрослым мужчиной.
Другое дело, что бельгиец Шонартс, британка Суинтон и американка Джонсон не так завораживающе эротичны, как их французские предшественники, а о Файнсе и говорить не приходится. Вместо супермодельного сексапила персонажи пытаются покорить друг друга и зрителей своими яркими натурами. Файнс выкладывается на 300%, изображая гиперактивного и напористого продюсера-кокаинщика, который то устраивает на тихой вилле героев буйную вечеринку, то танцует до упаду, то зажигает в караоке, то безо всякого стыда купается голышом, а Суинтон во флешбэках поет на студии и выступает на стадионном концерте. Герои Шонартса и Джонсон, однако, столь же эффектного апгрейда не получили, и потому они несколько теряются на фоне Гарри и Мариэнн. Впрочем, эта потерянность психологически убедительно сводит их вместе, так что ее в недостатки картины не записать.
К сожалению, и без того не слишком сильное кино разваливается в концовке, когда оказывается, что «Большой всплеск» – не самодостаточный откровенный портрет нравов богемной интеллигенции, а политическая картина на актуальную тему миграции из Африки и Азии. Мол, как можно бояться преступников и подонков из других стран, если в любом «чинном и благородном» европейце прячется негодяй, который в любой момент может вырваться наружу? С этой моралью можно соглашаться или не соглашаться, но очевидно, что столь значимый поворот темы нельзя приберегать для последних минут картины. Если хочется поговорить о европейцах и мигрантах, то надо посвящать этому все кино. Тем более когда режиссер – итальянец по отцу и алжирец по матери, который провел первые годы жизни в Эфиопии. Гуаданьино же разрушает художественную цельность «Всплеска» ради выразительной, но плоской и короткой отписки.
Психоаналитик Харитонов Александр Николаевич анализирует фильм, следующим образом:
«Большой всплеск»: Рецензия Киноафиши
Четыре оттенка страсти
До российских экранов добрался фильм «Большой всплеск» итальянца Луки Гуаданьино, который был показан в 2015 году на Венецианском фестивале. Он является своеобразным ремейком любимой критиками и зрителями картины «Бассейн» с участием Алена Делона и Роми Шнайдер. Однако версия Гуаданьино оказалась слишком самовольной, что касается, в первую очередь, персонажей, и в целом настроения ленты. Оба творения примечательны по-своему, но и связь имеют неслабую.
Эта история случилась в живописной Италии, куда приехала отдыхать потерявшая голос рок-дива Марианна Лэйн (Тильда Суинтон) вместе со своим любовником Полом (Маттиас Шонартс). Неожиданно их покой прерывается визитом Гарри (Рэйф Файнс), бывшего бойфренда Марианны, который захватил с собой недавно обнаруженную дочь Пенелопу (Дакота Джонсон). Оказавшись вчетвером в одном доме, герои под воздействием палящего солнца поддаются своим эмоциям, нарушают запреты и купаются в брызгах страсти, что в итоге приводит к ужасающим последствиям. А сам фильм резко меняет ориентиры и становится настоящим триллером.
Тяжело не сравнивать «Большой всплеск» с «Бассейном», но даже сами персонажи своей новой сущностью будто призывают не делать этого. Во-первых, у Марианны в исполнении Тильды Суинтон отняли не только голос и профессию актрисы, но ещё и очевидную любовь к Гарри. Да и сама актриса, как никогда похожая на Дэвида Боуи, куда менее женственная, чем Роми Шнайдер. Во-вторых, Пол по сравнению со своим предшественником более слабохарактерный, а его облик вызывает жалость, а не скрывает тайные желания. В-третьих, Дакота Джонсон в образе Пенелопы вовсю пользуется активными и дерзкими методами соблазнения в отличие от той пассивной и обиженной девочки, которая была в «Бассейне». В-четвёртых, Гарри, он же Рэйф Файнс, вместо простого безрассудства приобретает карикатурную инфантильность и энергичность, которых не было у его версии 1969 года.
И так как персонажи радикально отличаются от оригинальных, то вместе с ними меняется и сюжет. Он более динамичный, насыщенный и отвязный. В отличие от «Бассейна», с его молчанием, крупными планами и недосказанностью, этот фильм не скупится на яркие и громкие сцены. В основном все они с участием Файнса, который выложился, как и всегда, по полной. Да и Тильдой Суинтон никакую картину не испортишь, даже если её героиня почти не разговаривает. Здесь Марианну наградили молчанием не только ради контраста с неумолкающим Гарри, но и ради того единственного, пронзительного крика. Персонаж Файнса играет роль не только бывшего любовника, а, скорее, ностальгии, бесцеремонно ворвавшейся в старение героини Суинтон. Причём, сильную химию ей удалось создать сразу с двумя мужчинами, но только Гарри сразу затмевает собой Пола. Дакота Джонсон тоже отлично справилась с образом пышущей молодостью соблазнительницы, и фильм удался именно актёрскими усилиями.
Что касается атмосферы, то первые полтора часа сюжет не предвещает никакой беды. Герои отдыхают, веселятся, Рэйф Файнс исполняет танец велоцераптора и поёт в караоке. Пожалуй, о грядущей трагедии сигнализирует только нарастающий ветер, который сменяет безупречную погоду, а вместе с тем отношения между героями из приветливых перерастают в напряжённые. Повествование фильма подогревается постепенно и к моменту кульминации накаляется добела. Зато конец тут менее серьёзен, чем всё в том же «Бассейне», засчёт не только самого характера картины, но и героя детектива, для которого автограф звезды важнее расследования. Да и сама лента является упрощённой и динамичной версией своего вдохновителя. Всё то что там читается во взглядах и томных монологах, тут превращается в экспансивные диалоги или умещается в короткие флэшбеки.
В российском прокате с 9 июня 2016 года
Расписание и покупка билетов на фильм «Большой всплеск»
«Большой всплеск»: эротический триллер с Тильдой Суинтон и Рэйфом Файнсом
Станислав Зельвенский – об итальянском ремейке фильма «Бассейн», сделанном режиссером фильма «Я — это любовь».
На острове Пантеллерия, что между Сицилией и Тунисом, рок-звезда Марианна Лейн (Тильда Суинтон), Дэвид Боуи в юбке, проводит лето со своим молодым возлюбленным Полом (Маттиас Схунартс). После операции на голосовых связках она временно не может разговаривать, но это им, кажется, особенно не мешает.
Тут, однако, на остров прилетает Гарри (Рэйф Файнс), музыкальный продюсер, бывший любовник Марианны и бывший лучший друг Пола: шесть лет назад он, собственно, их и свел. С ним — невесть откуда взявшаяся дочь по имени Пенелопа (Дакота Джонсон), нахальная блондинка лет двадцати. Гостям довольно очевидно не рады, но они чувствуют себя как дома: отец нарезает круги вокруг Марианны, дочка флиртует с Полом.
«Бассейн» начинался с запоминающейся сцены — относительно целомудренной, но совершенно порнографической по накалу — в которой Роми Шнайдер просит Алена Делона почесать ей спинку. Суинтон и Схунартс сразу переходят к делу, а потом еще отправляются на пляж барахтаться в грязи — это здорово сделано, особенно момент с тенью самолета, но сразу видна проблема: Схунартс — харизматичный артист и, вероятно, привлекательный мужчина, но все-таки совсем не Ален Делон (от делоновского Жан-Поля остался Пол). Суинтон, конечно, тоже не Шнайдер, но ей это и не нужно, у нее другая, переписанная роль, которая ложится на нее идеально: редкая современная актриса может так выразительно молчать. Схунартс же формально ровно делоновский персонаж с минимальными изменениями: неудавшийся писатель, который зарабатывает в издательстве, стал документалистом и вместо того, чтобы снимать свой фильм, батрачит на Виктора Косаковского (sic). Оставили даже попытку самоубийства в прошлом. И способность бельгийца тащить на себе фильм вызывает вопросы.
Гуаданьино, однако, проблему эту решает, незаметно разжаловав Пола из родственника мистера Рипли в свиту Суинтон и перенеся центр тяжести на Гарри. В оригинале его скучновато играл Морис Роне, здесь это неожиданная и фантастически эффектная работа Рэйфа Файнса. Безусловно, в ней силен элемент цирка, но это цирк шекспировской пробы. Гарри, моложавый бородач с серпом и молотом на груди, и жить торопится, и чувствовать спешит: он тараторит за четверых (что в этой компании несложно), готовит, разливает, поет, грубит, красуется, очаровывает, но в основном бесит и в целом производит впечатление человека, прущего напролом и вслепую, — при этом, как позже станет ясно, он единственный на острове точно знает, чего хочет, трагический по-своему герой в царстве лицемеров. Когда Гарри, в прошлом записывавший The Rolling Stones, отчаянно пляшет на крыше под «Emotional Rescue», имитируя Джаггера, и бегает без штанов, с ужасом вспоминаешь, что этого человека десятилетиями заставляли играть чопорных британцев при галстуке.
Безупречный вкус Гуаданьино во всем, что касается нарядов и интерьеров, к счастью, не распространяется на его манеру рассказчика — в ней ровно столько вульгарности, чтобы оживить полусонный, холодный, несмотря на солнце, воду и бронзовые тела, материал «Бассейна». Это страстное, грязное, озорное кино, в котором буржуазное томление духа и плоти заслуженно лишено романтического флера. С безличного Лазурного Берега итальянец перенес действие на вулканический остров, где природа при всей своей живописности не слишком дружелюбна: к дому еще до появления Гарри и Пенелопы ежедневно приползают змеи, а о лежащие повсюду камни легко разбить машину или пораниться, что герои регулярно и делают, когда не ранят друг друга. И конечно, близость Пантеллерии к Африке тоже имеет значение. «Бассейн», снимавшийся сразу после мая 1968-го, не подавал виду, но этот май укоризненно стоял за воротами виллы в Сен-Тропе, пока герои в дизайнерских купальных принадлежностях лениво выясняли, кто кого больше хочет. Гуаданьино делает нынешний кризис с мигрантами фоном и даже элементом истории, пусть и не самым тонким образом и рискуя быть обвиненным в цинизме, но во всяком случае расставляя нужные акценты. Уроки этой картины, может быть, достаточно очевидны — не надо дразнить бутылкой завязавших алкоголиков, не надо путешествовать по Италии со взрослыми дочерьми, ни в коем случае не надо спать с рок-звездами — но что поделать, если все мы снова и снова совершаем эти ошибки.
«Большой всплеск» VS «Бассейн»
Долго не решалась писать этот пост, но душа зовет, а сердце плачет 🙂 Точнее обливается кровавыми слезами, так как сравнивать эти два фильма дело крайне неблагодарное. Поэтому я решила просто провести параллели и высказать свое экспертное мнение.
Итак «Большой всплеск».
Картина изначально заявлена как снятая по мотивам фильма Жака Дере «Бассейн» с Роми Шнайдер и Аленом Делоном.
И тут же я могу вам абсолютно точно сказать, если вы идете в кино, и держите в голове оригинальную французскую работу, вас ждет большое разочарование. Не потому что фильм плохой, а потому, что он вообще другой. Это абсолютно иная история, начиная от локации и заканчивая характерами актеров. От аналога с Аленом Делоном проглядывается лишь едва заметная сюжетная линия, но она тоже весьма смутная.
А теперь перейдем к актерам. Не знаю имеет ли смысл сравнивать их в двух фильмах, потому что типажи просто диаметрально противоположные.
Начнем с прекрасной половины – Тильда Суинтон и Дакота Джонсон.
Сначала про первую. Я искренне считаю Тильду Суинтон просто богиней и в фильме она крайне эффектна, не сравнить с Роми Шнайдер.
У Роми такая спокойная энергетика, гламурная и уравновешанная.
Марианна Тильды же абсолютно другая – это сильная женщина, со стержнем внутри, она тоже гламурна, но по-своему, скорее больше с уклоном в богему. Не даром, она в фильме играет рок-звезду, этот образ ей идеально подходит. И кстати, я считаю Тильда действительно шикарно играет, она актриса от бога, в ней чувствуется образ, энергетика, в Роми я такого не чувствовала, она была просто красивой и утонченной. Кстати еще один нюанс – я читала в отзывах, что многие плюются, из-за того, что на роль взяли возрастную актрису, Роми то помоложе была в «Бассейне», но как по мне в этом вся суть, что актриса не молоденькая девочка и выглядит вполне органично.
Теперь пару слов про Дакоту Джонсон. Удивительная вещь, но она мне даже понравилась в фильме. Ее роль не супер сложная и к тому же второстепенная, и в тандеме с Рэйфом Файнсом, который играет ее отца, она выглядит очень даже ничего.
Насколько помню, в оригинальной версии эту роль исполняет Джейн Биркин, но тут я вообще ничего не могу сказать. Помню только что у Джейн худые и кривые ноги, так что Дакота в данном случае музу Генсбура превзошла.
Что касается мужчин… думаю не для кого не секрет на Сплетнике, что я испытываю просто щенячью любовь к Рэйфу Файнсу, и естественно, пошла смотреть фильм исключительно из-за него.
По поводу его роли у меня сложились достаточно странные впечатления – он играет такого шебутного и экстравагантного чувака, что мой мозг вскипел через полтора часа просмотра.
У других героев фильма видимо тоже, поэтому Рэйфа того… утоп он короче. В принципе, если вы смотрели фильм с Аленом Делоном, то думаю понимаете, как будет развиваться сюжет, пересказывать его нет смысла. Но если смотреть на образ Рэйфа и актерскую игру в целом, то тут ноу комментс, другого эпитета я подобрать не могу. Я люблю его и знаю, что, где бы он не играл, он сможет вытянуть любой фильм. Кстати, на выходных под моим постом про Рэйфа кто-то оставил коммент, что не ожидал такой откровенности от него на экране, потому что там видно все 🙂
А вот если говорить об актере, прототипом которого был Ален Делон, то тут на мой критичный взгляд случился просто эпик фэйл.
Я считаю, что его подобрали очень неудачно, причем мне кажется, что как актер он вполне достоин, но глядя на него, я все время не могла отделаться от мысли о знаменитом французе.
Из чего можно сделать вывод – сделайте себе лоботомию перед просмотром «Большого всплеска», дабы постоянно не возвращаться на 50 лет назад)))
Так или иначе, фильм «Большой всплеск» мне понравился. Несмотря на самые противоречивые отзывы, которые мне довелось читать об этой работе, картина очень достойная и за два часа, что идет фильм, я ни разу не взглянула на часы. Ну ладно, один раз взглянула – хотела узнать на какой минуте убивают героя Рэйфа Файнса.
По 10-ти бальной шкале я бы поставила этому фильму 7,5, оригинальному французскому фильму на балл больше, но только из-за бывшего мужчины Роми Шнайдер, потому что, как бы я не любила Рэйфа Файнса, против канонического образа Алена Делона не попрешь.
Психоаналитическое обсуждение фильма «Большой всплеск»
10 декабря 2016 года в кино-гостиной Русского психоаналитического общества состоялся просмотр и обсуждение фильма: «Большой всплеск», режиссера Луки Гуаданьино (2015)
Фильм «Большой всплеск» – номинант Венецианского кинофестиваля 2015 г. Основу сюжета составляет история любви, история развития и трансформации любовных отношений между мужчиной и женщиной на фоне негативных тенденций современной реальности: стирания границ в поло-ролевой сфере отношений и расширения нарциссизма в личном и общественном пространстве.
Режиссеру и актёрскому составу удалось мастерски продемонстрировать несовместимость и противоречия между чувствами и показными эмоциями, между настоящей страстью и игрой в любовь, между развитием личности в отношениях и игрой в манипуляции.
Президент Русского психоаналитическогообщества: к. пс. н., доцент, психоаналитик Харитонов Александр Николаевич.
Соведущие кино-гостиной
Подольская О.Г.
Сосновская Н.В.
Краткое содержание фильма
Рок-звезда Марианна Лэйн и ее бойфренд наслаждаются отдыхом на юге Италии. Островную идиллию пары нарушает визит Гарри, бывшего любовника Марианны, и его взрослой дочери. Легкомысленная игра, невинный флирт, настоящая страсть и всепоглощающая ревность обернутся для героев смертельной опасностью.
Рок-звезда Мариэнн (Тильда Суинтон) и ее бойфренд-фотограф Пол (Маттиас Шонартс) живут на вилле на итальянском острове Пантеллерия. После того как Мариэнн сорвала голос, врачи сделали ей операцию, и теперь женщине временно запрещено говорить. Поэтому тихая жизнь вдали от прессы и поклонников кажется звезде наилучшим выходом из положения. Внезапно на остров прилетает Гарри (Рейф Файнс), бывший продюсер и бойфренд Мэрианн. Он привозит с собой взрослую дочь Пенелопу (Дакота Джонсон), о существовании которой узнал лишь два года назад. Мужчина почти что напрашивается в гости, и вскоре становится ясно, чтобы он прибыл, чтобы вернуть Мэриэнн. Хотя Гарри некогда сам «передал» свою пассию Полу, теперь он уверен, что это была величайшая ошибка его жизни. В то время как Гарри старается вновь очаровать Мэриэнн, Пенни в открытую заигрывает с Полом, и тот, кажется, готов завязать интрижку.
Картина названа в честь одноименного и очень известного полотна британского поп-арт художника Дэвида Хокни
Эпидемия ремейков ширится. Она уже захватывает не только коммерческий кинематограф, но и артхаус, где вроде бы постановщики должны стремиться сказать что-то свое, а не пытаться на новый лад повторить чужое кино. Но, оказывается, артхаусные амбиции перед этой эпидемией бессильны. По крайней мере в случае итальянского постановщика Луки Гуаданьино, который известен на Западе по мелодраме 2009 года «Я – любовь», где Тильда Суинтон сыграла русскую женщину, вышедшую замуж за состоятельного миланского промышленника.
Тильда Суинтон согласилась сниматься в фильме на том условии, что она изобразит поп-звезду, которой врачи запретили говорить. В ранней версии сценария ее героиня была английской актрисой, но эта роль показалась Суинтон неинтересной
Гуаданьино в интервью настаивает, что его ленту нужно считать «вольным ремейком», но на деле «Большой всплеск» устроен точно так же, как «Бассейн». Это тоже не статичная, но тягучая и медлительная мелодрама, которая в последние тридцать минут (картина длится два часа) внезапно принимает криминальный оборот. Соответствует французскому оригиналу и психологический рисунок действия – альфа-самец пытается отбить у бета-самца свою прежнюю самку (простите за вульгарный язык, но иначе тут не скажешь), а тот, в свою очередь, присматривается к соблазнительной дочери альфа-самца, которая явно не прочь закрутить роман с взрослым мужчиной.
Другое дело, что бельгиец Шонартс, британка Суинтон и американка Джонсон не так завораживающе эротичны, как их французские предшественники, а о Файнсе и говорить не приходится. Вместо супермодельного сексапила персонажи пытаются покорить друг друга и зрителей своими яркими натурами. Файнс выкладывается на 300%, изображая гиперактивного и напористого продюсера-кокаинщика, который то устраивает на тихой вилле героев буйную вечеринку, то танцует до упаду, то зажигает в караоке, то безо всякого стыда купается голышом, а Суинтон во флешбэках поет на студии и выступает на стадионном концерте. Герои Шонартса и Джонсон, однако, столь же эффектного апгрейда не получили, и потому они несколько теряются на фоне Гарри и Мариэнн. Впрочем, эта потерянность психологически убедительно сводит их вместе, так что ее в недостатки картины не записать.
К сожалению, и без того не слишком сильное кино разваливается в концовке, когда оказывается, что «Большой всплеск» – не самодостаточный откровенный портрет нравов богемной интеллигенции, а политическая картина на актуальную тему миграции из Африки и Азии. Мол, как можно бояться преступников и подонков из других стран, если в любом «чинном и благородном» европейце прячется негодяй, который в любой момент может вырваться наружу? С этой моралью можно соглашаться или не соглашаться, но очевидно, что столь значимый поворот темы нельзя приберегать для последних минут картины. Если хочется поговорить о европейцах и мигрантах, то надо посвящать этому все кино. Тем более когда режиссер – итальянец по отцу и алжирец по матери, который провел первые годы жизни в Эфиопии. Гуаданьино же разрушает художественную цельность «Всплеска» ради выразительной, но плоской и короткой отписки.
Психоаналитик Харитонов Александр Николаевич анализирует фильм, следующим образом: