большой театр историческая сцена и новая сцена в чем разница
Сцены Большого театра
Государственный Академический Большой театр России – не только один из ведущих театров оперы и балета в мире, но и один из культурных символов нашей страны, а также один из важнейших центров мирового музыкального просвещения. Репертуар Большого театра формируется, исходя из трех основных категорий – это русская классика (в том числе и XX века), шедевры зарубежных классиков, а также произведения по специальному заказу (например, уже успевшая прославиться опера Л. Десятникова «Дети Розенталя»).
Большой театр, как живой организм, развивается вместе со своим обществом, непрестанно ищет новые идеи, формы, способы их реализации. Благодаря театру, формируются эстетические догмы оперы и балета, удовлетворяется потребность зрителей в прекрасном. Основная задача ГАБТа – знакомство публики с лучшими достижениями мирового музыкального искусства. И, конечно, невозможно представить ГАБТ без его святая святых – Исторической сцены.
Основная сцена Большого театра (она же знаменитая Историческая) – совсем недавно пережила масштабную реконструкцию, ставшую грандиозным культурным событием в истории страны. Закрыли ее в 2005 году, а торжественное открытие состоялось 28 октября 2011 года. В первую очередь, реконструкторы сцены обратили внимание на акустику, ведь именно от нее во многом зависит качество зрительного зала. Голоса артистов, звучание музыкальных инструментов – все это должно быть слышно одинаково хорошо как в первых рядах, так и на галерке. В настоящее время уникальная акустика Основной сцены, которой могли наслаждаться гости Большого театра в XIX веке, полностью восстановлена. Основная сцена Большого театра также всегда славилась и своими роскошными интерьерами. После реставрации были полностью обновлены зеркала необыкновенной красоты, росписи, лепнина, венецианская мозаика, причем для росписей и покрытия лепнины применялось сусальное золото. Убрали советскую символику со стен и занавеса, также реконструировали прославленный золотой занавес, буквально соткав его заново. Перед зрителями века XXI Основная сцена ГАБТа предстала в первозданном, величественном великолепии, достойном одного из самых влиятельных в мире театров оперы и балета.
Новая сцена Большого театра была открыта 29 ноября 2002 года оперой «Снегурочка» Римского-Корсакова. В годы реконструкции сцены Исторической именно на Новой сцене проходили все оперные и балетные спектакли, но она продолжает принимать зрителей и в настоящее время. Зрительный зал Новой сцены рассчитан на тысячу гостей, а ее размеры поистине впечатляют! Новая сцена выглядит ничуть не менее величественно, чем ее «старшая сестра». Здесь имеется все необходимое оборудование, зимний сад призван радовать взоры зрителей, отделка выполнена особым видом штукатурки, позволившим отказаться от проблем, связанных с использованием мрамора. Мягкие зеленоватые тона лож и кресел настраивают на комфортное времяпровождение. Занавес и плафон в зрительном зале Новой сцены украшает великолепная роспись.
Информация о Большом театре:
Смотрите информацию о работе касс Большого театра.
Солисты Большого театра и солисты Большого театра прошлых лет.
Большой театр историческая сцена и новая сцена в чем разница
Театральная площадь, 1
Историческое здание Большого театра обрело свой нынешний облик после масштабной реконструкции, осуществленной в 2005-11 годах.
Она преследовала несколько целей. Необходимо было отреставрировать здание, износ которого к моменту ее начала составлял по разным оценкам от пятидесяти до семидесяти процентов; расширить закулисное пространство, обеспечив труппу, численность которой очень выросла с годами, необходимыми репетиционными помещениями и гримуборными; установить самое современное технологическое оборудование в сценической части и новых пространствах театра, при этом не только сохранив исторический облик здания как памятника архитектуры, но и восстановив по возможности те его черты, что были утрачены в советское время.
Непременным условием предусмотренной проектом научной реставрации была полная аутентичность использовавшихся материалов: тканей, красок, позолоты и т.д. Все они изготавливались по старинным технологиям. Рисунки на стенах и плафонах, скульптуры и лепнина воссозданы в мельчайших деталях. Для этого были тщательно изучены все документы, касающиеся облика здания, использовавшихся в XIX веке строительных и отделочных материалов.
Фото Дамира Юсупова
Общая площадь здания в результате реконструкции увеличилась практически вдвое – от 40 тысяч до 80 тысяч квадратных метров за счет появления подземных пространств, в том числе нового концертного зала и служебных помещений.
В ходе реставрации фасад Большого был выкрашен краской золотисто-песочного оттенка. Правильность выбора тона подтвердили сделанные реставраторами зондажи стен. За двести лет сильно пострадали от попадания грунтовых вод сделанные из известняка колонны, утратившие свой первоначальный оттенок слоновой кости, который был им возвращен благодаря специальной методике обессоливания камня.
В ниши главного фасада вернулись фигуры муз, разрушенные при бомбежке в 1941 году. Уже на следующий год статуи были воссозданы из гипса, однако внешне они сильно отличались от оригинальных. Чтобы воссоздать облик муз, наиболее приближенный к статуям эпохи Кавоса, была проведена скрупулезная исследовательская работа. Завершающим штрихом, без которого было бы нарушено впечатление целостности общей картины обновленного фасада, стала замена герба на фронтоне. Устаревший советский герб был наконец демонтирован и заменен в соответствии с решением геральдического совета при президенте РФ на имперский, с двуглавым орлом.
Реставрация скульптуры работы Петра Клодта, украшающей фронтон, была сопряжена с особенными трудностями. Из-за риска повредить покрывающий всю поверхность тонкий слой меди, было решено ее не снимать и проводить реставрационные работы прямо наверху на специально выстроенных помостах. Скульптура была покрыта специальным составом для защиты от воздействия внешней среды, поверх которого была нанесена оливково-зеленая краска, имитирующая тон подернутой патиной бронзы. Статуе Аполлона были возвращены пряжка на поясе, фиговый листок и венок, который бог-покровитель искусств ранее держал в своей руке.
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Павла Рычкова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Главное фойе, в советские времена известное как «Белое», стало предметом особой гордости работавших на проекте реставраторов и практически вернуло себе тот облик, что был хорошо известен фланировавшим здесь зрителям XIX столетия.
Перед началом восстановительных работ состояние его было самым плачевным: стены были покрыты трещинами, местами даже отслаивалась штукатурка. Украшавшая фойе настенная живопись имела массу повреждений. Многие элементы подлинного декора XIX века сохранились, но многие – весьма существенные, например, алебастровые вазы на балюстраде – отсутствовали. Силами реставраторов все красоты Главного фойе были восстановлены, в том числе и детали отделки с императорской символикой.
В ходе работ изменилось общее цветовое решение: преобладающим цветом стал пастельно-розовый, как это и было в середине XIX века. Возвращенные на место встроенные зеркала создают в зале ощущение дополнительного пространства и света, как задумывал в свое время еще сам Альберт Кавос. Ранее бывшее Белое фойе освещалось одной люстрой и настенными бра, теперь его освещают три большие хрустальные люстры.
Фото Дамира Юсупова
Круглый зал, или Малое императорское фойе, в далекие имперские времена использовался для балов и приемов, часто проводившихся в здании театра. Зал, или ротонда, был украшен зеркалами и освещался сорока двумя люстрами. И в этом зале также воссоздан первоначальный декор. Гербы, которые его украшают, пришлось восстанавливать по архивным документам, хранящимся в музее Большого театра. Зал назван Круглым благодаря его потолку, представляющему собой самый настоящий потолок ротонды. Особенность этого зала – акустика. Самый тихий звук, раздавшийся здесь, будет многократно усилен резонансом от стен и пола. Такая «акустическая раковина», вероятно, была устроена для размещения оркестра, игравшего на придворных балах, проходивших в театре.
В Большом императорском фойе, в 1920 году получившем название «Бетховенский зал» в честь 150-летия со дня рождения Людвига ван Бетховена, в советскую эпоху проводились концерты. В конце XIX века, к коронации Николая II, стены фойе были обтянуты атласной тканью «фирменного» для Большого театра цвета «раскаленного чугуна» и дополнительно украшены шелковыми панно с вышивкой цветной шерстью в стиле Людовика XV. С годами ткань ветшала – ее небрежно реставрировали и подвергали вредной для красок химической чистке. А та вышивка, что представляла собой имперскую символику, была просто-напросто вырезана ножницами, и на ее место были нашиты цветные заплаты.
К началу работ приблизительно сорок процентов оригинальных тканей было утрачено. Уцелевшая часть обивки стен была вручную очищена специальными инструментами, а остальные фрагменты сотканы заново в единственной мастерской в России, где по музейным образцам VIII–XIX веков изготавливаются уникальные узорные шелковые ткани. Стенам зала был также возвращен их изначальный позолоченный лепной декор, в том числе вензеля Николая II и кессоны с розетками.
Как выяснилось в ходе исследования, рисунки на стенах были выполнены еще в конце 50-х годов XX века. Изначальную роспись искали под более поздними слоями краски, сопоставляя с описанием ее в архивных документах. В результате, она была полностью восстановлена. Как и роспись тимпана на стене между Экспозиционным и Хоровым залами. В этих залах теперь проводятся выставки экспонатов из фондов музея Большого театра.
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Реставраторы приложили все силы к тому, чтобы зал выглядел максимально впечатляюще, не став при этом перегруженным богатым убранством. Театральные залы, построенные Альбертом Кавосом, отличались превосходной акустикой. Не стал исключением и зрительный зал Большого театра. По замыслу архитектора, зал представлял собой своего рода «скрипку», в которой полы, стенные панели и потолок работают, как деревянные деки инструмента, для проведения звука. Поэтому для отделки использовалась только резонансная ель – специальный материал, улучшающий качество и проведение звука. Даже потолок вместо обычного для того времени железа был сделан из дерева, чтобы избежать излишнего резонанса от металла.
Но в 2005 году остались только воспоминания об этом былом благополучии. Во время ремонтных работ, проводившихся в 1960-70-х годах, пол был покрыт бетоном, а деревянные панели стен – заменены фанерой. Зал был заново отделан акустическими панелями из резонансной ели. Ткани, использованные для обивки мебели и стен, также имеют специальный состав и пропитку, не нарушающую акустические свойства зала. Так была восстановлена легендарная акустика Большого театра.
Раздвижной занавес (так называемый «золотой») с надписью «Россия» создан по эскизам Федора Федоровского, переработанным Сергеем Бархиным. Перед мастерами была поставлена задача соткать гобелен с золотой нитью на подкладке из штофа с несколькими слоями для лучшего звукопоглощения. Ткань имитирует натуральный шелк, но при этом является современным негорючим материалом. Каждая нить соединяется с металлической фольгой, имеющей золотое покрытие. Это создает эффект объема изображения и придает ткани торжественный вид. Арлекин – неопускаемый занавес над сценой – изготовлен по эскизу Федора Федоровского начала 1950-х, переработанному в соответствии с требованиями времени. Место герба СССР заняла лира – символ чистого искусства и старинная эмблема императорских театров. На смену древкам флагов пришли трубы, которые, подразумевается, исполняют триумфальную мелодию «Славься!» Михаила Глинки, нотный текст которой также воспроизведен на арлекине.
Для того чтобы обновить золоченое убранство зрительного зала, потребовалось 4,5 килограммов золота: 2812 книжек сусального золота 960-й пробы.
Фото Дамира Юсупова
Знаменитая люстра зрительного зала состоит из 24 тысяч элементов, больше половины которых пришлось изготовить заново в соответствии с оригинальными эскизами.
Ткани, которыми декорированы интерьеры зрительской части, воссозданы по ручным технологиям ткацких мануфактур XIX века в научно-производственной мастерской «Старинные ткани» Новоспасского монастыря. В день из ткацкого станка выходило не более шести сантиметров ткани, так что от начало до окончания ткацких работ прошло целых пять лет. Центральная ложа (бывшая Царская), как и остальной зал, отделана в красно-золотых тонах. Красные бархатные портьеры дополнены золотистой бахромой с крупными кистями оригинальной формы, каждая из кистей была собрана вручную из более чем ста точеных деталей, обтянутых шелком, сутажом и тесьмой.
Как и на фасаде театра, в зрительном зале, вся советская символика уступила место гербам разных исторических эпох. Над Центральной ложей расположен государственный герб Российской империи образца 1856 года. Над ложей Спецзоны (бывшей «зоны» царской семьи) восстановлен герб Романовых. Над директорской ложей (бывшей ложей министра Императорского двора) теперь размещается герб Москвы
Многих усилий потребовало восстановление позолоты, которой щедро украшен зрительный зал. Лепные элементы из папье-маше золотили вручную, для чего были собраны мастера-позолотчики буквально со всей страны. Ручная технология золочения была почти совсем утрачена в советское время, и ее пришлось восстанавливать. Но вначале было необходимо расчистить все многолетние наслоения и установить истинный состав позолоты. Толщина каждого золотого листа, использованного позолотчиками, составляла 0,12 микрометров. А общая площадь позолоченного убранства в зале насчитывает 893 квадратных метра. Каждый ярус имеет свой индивидуальный рисунок. Чем ниже ярус, тем гуще его декор, и каждый рисунок декора на ярусах и ложах – неповторимо индивидуален. На полное восстановление одного элемента декора уходило около месяца работы: от проклеивания папье-маше до наведения блеска позолоты.
Согласно историческим данным, вместимость зала ранее составляла 1 740 мест. Однако, поскольку в советские годы театр часто использовали для политических мероприятий, количество мест увеличили до 2 185 за счет установки более узких кресел. Было решено вернуть историческое количество мест.
Фото Дамира Юсупова
Трехъярусная люстра зрительного зала – высотой восемь с половиной, а диаметром – шесть с половиной метров, была сначала свечной, затем масляной, газовой и, наконец, в 1890-х годах стала электрической. За свое долгое существование она утеряла многие мелкие хрустальные детали, другие были надколоты или сломаны. В неудовлетворительном состоянии была позолота. Утраченные детали из хрусталя, стекла и латуни воссоздавались по сохранившимся аналогам. Хрустальные старые подвески, имеющие сколы, не заменялись, но осторожно отшлифовывались и полировались, чтобы не нарушались их подлинные грани. Благодаря кропотливому труду реставраторов были полностью восстановлены ажурные подвески и хрустальные «дубовые листья» корзин. В целом пришлось изготовить заново около половины хрустальных элементов (приблизительно тринадцать тысяч из двадцати четырех).
Серьезной реставрации подвергся и плафон «Аполлон и музы», выполненный в середине XIX века в стиле итальянских мастеров под руководством академика Алексея Титова. Из-за копоти множества свечей, затем масляных и газовых светильников и собиравшейся на потолке влаги плафон быстро портился и подвергался постоянным реставрациям. В 1950-х была установлена система кондиционирования, но это изменило микроклимат зала, от чего живопись также пострадала. Со стороны холста была проведена полная очистка от старых слоев клея и шпаклевки, отшлифованы и заделаны швы между щитами, на которые потом было наклеено живописное полотно. Одновременно мастера укрепили красочный слой плафона и устранили провисания и прорывы холста. Восстановленная живопись плафона была покрыта несколькими слоями защитного лака с добавлением воска для влагостойкости.
Сценическая зона подверглась глобальной модернизации. Ведь современные постановки невозможны без использования сложных конструкций и техники. Устаревшее техническое оборудование, большая часть которого была изготовлена еще в начале прошлого века, было обновлено. Были заменены верхние и нижние механизмы сцены, световое оборудование. Установлены двухъярусные сценические механизмы, благодаря которым сцена Большого театра теперь может быть и горизонтальной, и наклонной, и ступенчатой.
Семь многофункциональных платформ позволяют устанавливать декорации на двух уровнях: на уровне сцены и на уровне трюма. Все это вкупе с различными световыми, звуковыми и визуальными эффектами элементов верхней механизации позволяет придавать поверхности сцены любой рельеф. Была также осуществлена установка крупнейшей в Европе гидравлической станции на глубине двадцати метров под сценой. Гидравлический привод двигает подъемно-опускные элементы театральной механики с точным контролем плавности и скорости передвижения декораций. Благодаря современной механике оркестровая яма стала многофункциональным комплексом, состоящим из трех составных подъемно-опускных площадок. Оркестр теперь может располагаться на разных уровнях по отношению к сцене. А во время проведения концертов, когда оркестр находится на сцене, оркестровую яму можно поднимать на уровень пола, чтобы получить дополнительные зрительские места.
В рамках общей модернизации в театре были улучшены звонница и орган. Уникальная, единственная в мире звонница Большого театра появилась в 1920-е годы. Она собрана из тридцати пяти колоколов ряда московских храмов, спасенных от переплавки. Звонница не является для театра излишеством: многие русские оперы немыслимы без звучания колоколов, звон которых вплетен в партитуру. Колокола старинные, а орган – совсем новый. (Этот инструмент нередко и с большим эффектом звучит в операх).
Орган был изготовлен в Бельгии с учетом архитектурных и акустических особенностей здания. Подобного музыкального инструмента в Большом ранее не было. Орган оснащен 1 819 металлическими трубами, сотней деревянных труб, тридцать одним регистром и двумя клавиатурами. Его общий вес, включая меха и компрессы, составляет восемь тонн. Самое пристальное внимание, разумеется, было уделено звучанию инструмента. Техническое задание для бельгийских мастеров разрабатывалось при участии кафедры акустики МГУ им. М.В. Ломоносова и приглашенных международных экспертов. Акустики и проектировщики вместе решили довольно сложную задачу. Орган, расположенный в верхнем сценическом пространстве, и оркестр должны звучать для зрителей как единое целое. Для этого специально проектировалась мощность звучания органа. Главный механический пульт (шпильтиш) органа встроен в сам музыкальный инструмент. Второй, электронный, пульт, с помощью которого музыкант сможет играть на огромном инструменте дистанционно, установлен в оркестровой яме
28 октября 2011 года реконструированное историческое здание Большого театра открылось торжественным гала-концертом с участием ведущих артистов оперной и балетной труппы и звезд мировой оперной сцены.
14 мая состоялася концерт-презентация с открытием нового духового органа фирмы «Глаттер-Гёц»
На каких условиях публика будет попадать в Большой театр в новом сезоне
У вас большие планы на новый сезон: девять премьер, совместная работа с Метрополитен, европейские и российские гастроли. Складывается ощущение, что пандемия обходит Большой театр стороной. Но к чему должна быть готова публика, которая придет в новом сезоне в театр? В Метрополитен, например, и артисты, и техперсонал обязаны привиться.
Обстановка внутри театра будет иметь какие-то ограничения для зрителя?
Владимир Урин: Обязательное наличие масок. Мы этого требуем. Напоминаем об этом на входе в театр и перед началом спектакля. Но люди уже расхолодились: как только свет в зале гаснет, снимают маски. Это единственное ограничение для публики, которое у нас есть. Разумеется, билеты мы продаем с учетом необходимой дистанции.
В первый же день нового сезона в афише Большого театра появился спектакль с маркировкой «Пушкинская карта«. На презентации этого проекта сразу возник вопрос: хватит ли трех тысяч рублей, чтобы купить билет в Большой театр? Какие спектакли можно будет посмотреть в Большом театре по этой карте? Как сам театр относится к этой программе?
Полный текст «Делового завтрака» читайте в одном из ближайших номеров «РГ».
Большой театр – главный храм зрелищ в Москве и России
Большой театр России
Государственный академический Большой театр России, или просто Большой театр – символ театральной России, крупнейший музыкальный театр в стране и один из значительных театров оперы и балета в мире. Театральный комплекс расположен на одноименной площади в центре Москвы, недалеко от Кремля. Большой театр – объект культурного наследия народов России федерального значения.
Вехи становления театра
17 марта 1776 года – дата основания театра. В это время владелец частной труппы, губернский прокурор князь Петр Васильевич Урусов, получил высочайшее соизволение Екатерины II на руководство увеселительными мероприятиями столицы.
Постановки талантливого коллектива князя Урусова часто радовали императрицу, и с ее разрешения князь возвел на берегу Неглинки, на углу улицы Петровки, деревянное здание театра, прозванное Петровским. Не успев открыться, театр сгорел.
Построить новое здание князю помог обрусевший англичанин Меддокс, успешный антрепренер и артист балета. Трехэтажное кирпичное здание театра обошлось британцу в 130 тысяч рублей серебром.
Здание, простоявшее 25 лет, сгорело 8 октября 1805 года. Архитектор Карл Иванович Росси спроектировал новый театр, а во время его строительства выровняли и замостили Театральную площадь, по которой прежде не было проезда из-за грязи и ям. Деревянный театр не удалось спасти во время пожаров в Москве в 1812 году.
Театр, возникший в 1825 году на месте обгорелых развалин, изумил и восхитил современников. Великолепное громадное здание соединялось с талантом и популярностью артистов. По печальной традиции очередной пожар 11 марта 1853 года оставил только каменные внешние стены.
На этот раз здание восстанавливали 3 года. Работой руководил архитектор Альберт Кавос. Современники писали, что вид здания «пленял глаз соразмерностью частей, в которых легкость соединялась с величием». Таким оно и дошло до наших дней.
Театр, построенный Альбертом Кавосом
Театр открылся 20 августа 1856 года. Архитектор, перестроив здание, увеличил высоту стен на 2 метра, создав главный фасад в крупных, выразительных и лаконичных формах классицизма.
Архитектура и особенности фасада
Здание выглядит торжественно: идеальная симметрия, восьмиколонный белокаменный портик, скульптурная композиция Петра Клодта: колесница с четверкой запряженных коней, скачущих по небу, и Аполлон, управляющий ими. Единственный декор главного фасада – квадратный руст и лента орнаментального фриза под карнизом как воплощение театральной архитектуры классицизма.
Над главным портиком возвели дополнительный фронтон, закрыв декорационный зал. На фронтоне красовался государственный герб России – гипсовый двуглавый орел. К внешнему убранству добавили скульптурные украшения, встроили декоративные ниши. Стены покрыли рустовкой, подъезды перед входом оборудовали пандусом для заезда карет. Фасад выкрашен в песочный цвет. Внушительность сооружения подчеркивает пространная Театральная площадь.
Зрительный зал
Большое внимание Альберт Кавос уделил зрительному залу, создав его шестиярусным на 2300 зрителей. В плане зал похож на скрипку, сужаясь к месту расположения оркестра. Чтобы создать хорошую акустику в зале, архитектор придумал много необычных решений: изменил кривизну стен, более плоским сделал потолок.
Панели обшили резонансной елью, из которой делают музыкальные инструменты. Портальную арку сцены увеличили до ширины зала, устроили акустические полости, углубили и расширили оркестровую яму. Лепнина выполнена из папье-маше, которое усиливает звук.
Интерьер зала – изящное соединение ренессанса с византийским стилем: сочетание белого, золотого и ярко-малинового цветов. Украшение зала – величественная хрустальная люстра, созданная во Франции специально для Большого театра. Вокруг люстры – изящная роспись «Аполлон и музы».
По центру фойе – вход в императорскую ложу с двуглавым орлом, расположенную напротив сцены. Над дверью ложи, которую поддерживают Атланты из папье-маше, красуется вензель последнего императора Николая II.
Реконструкция Большого театра
Вскоре зданию потребовался капитальный ремонт, который провели при Советской власти: укрепили фундамент, провели электричество и телефон.
Регулярная реконструкция
Реконструкции в театре проводились постоянно, последняя из них завершилась в 2011 году, и театр начал расти в глубину: в результате под Театральной площадью расположился новый концертный зал. В нишах главного фасада – статуи муз Эрато и Терпсихоры, воссозданные по фотографиям. Театру вернули исторический облик фасадов и интерьеров, усовершенствовав техническое состояние.
Здание поставили на новый фундамент, главный фасад перекрасили в песочно-золотой цвет и удлинили на 6 метров. Площадь Большого театра, увеличившись в 2 раза, равна 80 тысячам квадратных метров. В здании театра появилось 17 лифтов, 4 из них – технические.
Фойе и залы
В главном фойе, до перестройки названным Белым, восстановили росписи с имитацией лепного декора. Роспись выполнена в технике гризайль, так что зрительно узор кажется объемным. Освещают фойе три хрустальные люстры.
Установленные здесь зеркала создают ощущение дополнительного пространства и света. Специально заказанный белый рояль установлен посреди фойе. Шикарная Парадная лестница, ведущая в фойе, украшена изумительными алебастровыми вазами.
Большой театр – это не только сцена и зрительный зал, но и роскошные залы. С двух сторон главного фойе – Императорские фойе, Экспозиционный и Хоровой залы. Круглый зал, или Малое Императорское фойе, – с залом в форме квадрата и потолком в виде ротонды, которая и дала название залу, отличается удивительной акустикой.
Встав в центре зала и разговаривая, можно услышать собственный голос, отраженный от стен. В тишине зала до вас донесутся слова присутствующих людей, разговаривающих шепотом. Здесь император, встав в центр круга, произносил речь, которую слышали в каждом уголке зала.
Большое Императорское фойе, получившее название в 1895 году по случаю коронации здесь Николая II, обновили, вручную восстановив каждый сантиметр жаккардовых тканей и гобеленов и восстановив символику конца XIX века. Потолок украсили лепниной и позолотой, на прежние места вернули императорские монограммы и изображение корон.
В интерьере Хорового зала восстановили орнаментальную живопись в технике гризайль и акустические панели на стенах. Царская ложа блистает золотом и бархатом. Интерьер театра площадью 981 квадратный метр 156 мастеров со всей России золотили толщиной в 5 микронов, на что потратили 4,5 кг золота.
Сцена Большого театра
Сцена Большого театра, имеющая объем 6-этажного дома, обновлена и компьютеризирована. Теперь она состоит из 7 двухуровневых подъемно-опускных площадок и может становиться горизонтальной, наклонной или ступенчатой. Портал сцены 20,5*17,8*23.5.
Сценическое пространство оборудовано современными устройствами для осветительных приборов, аппаратов для спецэффектов и акустики. Под авансценой – место для оркестра на 130 человек. В 1955 году на сцене театра появился роскошный занавес из парчи, который оформлял сцену 50 лет, восстановленный во время реконструкции театра. На новом занавесе – вышивка двуглавого орла и слова «Россия».
Зрительные залы
Для публики открыты 3 зрительных зала: историческая (основная) сцена, новая сцена и Бетховенский зал. Историческая сцена – полукруглый зал с 4 ярусами, украшенными золотом и красным бархатом. Шумонепроницаемый концертный зал вмещает 1768 человек.
Над головой зрителей – люстра с 26 000 хрусталиков, весом хрустальных позолоченных подвесок 200 кг, появившаяся в театре в 1863 году и освещающая зал 120 лампами. Двухтонную люстру диаметром 6 и высотой 9 метров раз в год, опуская вниз, моют электрики. Сначала она была свечной, затем – масляной, газовой, а с конца XIX века электрической.
Лепной рисунок балконов не повторяется ни на одном из ярусов зрительного зала. Плафон зрительного зала «Аполлон и музы» не вызывает нарекания у самых строгих экспертов. Усыпанные золотом ярко-малиновые драпировки лож, штукатурные арабески и живописный плафон придают зрительному залу вид сказочного дворца.
Новая сцена построена в 2002 году и расположена в отдельном здании, рядом с основным, по адресу: улица Большая Димитровка, дом 4. 29 ноября 2002 года открылась премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Здесь проходят гастроли зарубежных и российских театров, проводится театральный фестиваль «Золотая маска».
Красивый, удобный, праздничный зал с просторной 24*24 сценой. Люстры и лампы-бра создают уют. Плафон и занавес расписан в мастерской Церетели. Просторные фойе, гардероб и буфеты располагают к отдыху.
Подземный концертно-репетиционный зал, расположенный под фонтаном на Театральной площади, – это зал со сложной многоуровневой структурой и конструкцией по последнему слову инженерной техники. Технологические системы, установленные здесь, используются на океанских лайнерах.
«Складной стаканчик», – так называют технологичный, современный концертный зал. Шумонепроницаемые движущиеся стены, стеклянные перегородки, ряды с креслами и площадка сцены – все может исчезнуть, подняться, или опуститься, или выровняться.
Перестановкой в зале управляет стационарный пульт: опускание или подъем уровней помещений необходим для прослушивания оперных постановок вместе с оркестром и хором без использования главной сцены.
Интерьер в зале – в стиле Людовика XV: стены, обитые шелком, величественные хрустальные люстры, итальянская лепнина и ореховые полы восхищают зрителей. Здесь проводятся камерные и сольные концерты, а также концерты и спектакли для детей.
Творческая жизнь Большого театра
Современный Большой театр включает в себя оперную и балетную труппы, сценно-духовой оркестр и оркестр Большого театра. Во время революции и Гражданской войны в Большом полностью сохранилась труппа. За это время публика увидела 170 оперных и балетных спектаклей. В 1919 году театру присвоено звание «Академический».
В 1937 и 1976 годах театр награжден орденом Ленина. Во время Великой Отечественной войны театр, эвакуированный в Куйбышев, создавал новые спектакли, и артисты выезжали с концертами на фронт. Коллектив театра вносил деньги в Фонд обороны и получил благодарность от Сталина.
В начале XX века в репертуаре театра – лучшие мировые произведения и выдающиеся русские оперы. На сцене блещут талантом Шаляпин и Собинов, Грызунов и Савранский, Нежданова, Балановская и Азерская. Над декорациями трудятся художники Васнецов, Коровин, Головин.
На сцене Большого театра родилось 800 спектаклей, премьеры опер Рахманинова и Прокофьева, Аренского и Чайковского. Балетная труппа – желанный гость в любой стране.
Звание Героя Социалистического труда удостоены И.Архипова, Ю.Григорович, И.Козловский, Е.Нестеренко, Е.Светланов, Г.Уланова, М.Плисецкая, М.Семенова. 80 артистов театра получили звание Народного артиста СССР в советский период.
Каждую весну перед зданием театра расцветают тюльпаны: «Галина Уланова» – насыщенно-розовый и «Большой театр» – ярко-красный, которые вывел голландский селекционер Лефебер. Цветовод, побывавший на выступлении Улановой и восхищенный талантом балерины, специально в честь ее и театра, на сцене которого она блистает, вывел новые сорта тюльпанов.
После реконструкции 2011 года старейший в Москве театр заблистал всеми красками. В июле 2016 года театр запустил серию уличных трансляций своих спектаклей. На главном фасаде театра смонтировали всепогодный экран.
В марте 2020 года Большой театр начал серию онлайн-трансляций ранее записанных спектаклей. С 2009 года в Большом театре работает Молодежная оперная программа, участники которой стажируются 2 года и участвуют в спектаклях театра.
Видео: техническое закулисье Большого
Большой театр в Москве представляет одну из главных мировых театральных сцен, а труппа театра – ведущая в мире. Большому театру принадлежит ведущая роль в становлении русского национального искусства.