большой петергофский дворец что внутри
Большой Петергофский дворец
Большой дворец в Петергофе по праву считают архитектурной доминантой. Он органично связывает между собой два живописных парка – Верхний и Нижний, собирая воедино аллеи и фонтаны, дворцы и павильоны, окружающие его.
История дворца
Современный внешний облик ансамбля складывался больше полутора столетий. Первоначально идеи основателя Петергофа, Петра I, воплощали И.Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон и Н.Микетти. При жизни первого российского императора здесь было только невысокое двухэтажное здание под названием Нагорных палат, которое использовалось для проведения праздников и приёмов.
Расширение дворца началось с 1732 года, когда к нему, по проекту М.Земцова пристроили две галереи. Но менялись времена, а ними менялись вкусы и стили, и уже дочь Петра I, Елизавета Петровна, поклонница роскоши, поставила перед итальянским зодчим Ф.Б.Расстрелли непростую задачу – сохранив отцовское наследие, создать ансамбль в стиле модного в то время барокко.
В результате дворец «вырос» на один этаж, заметно расширилась центральная зона, к ней были пристроены одноэтажные галереи с Церковным и Гербовым корпусами по краям. Внутреннее убранство восхищало роскошью: золочёная резьба, многочисленные зеркала, изысканные светильники, оригинальные окна, роскошная меблировка. Всё это великолепие стало своеобразным обрамлением кабинета Петра I, который был оставлен почти без изменений и по-прежнему располагался в центре строения.
Конец XVIII века был ознаменован пришествием более сдержанного, классицистического, стиля. В екатерининскую эпоху интерьеры дворца не раз перестраивался Ю.М.Фельтеном и Ж.Б.Валлен – Деламотом, приобретая черты простоты и изысканности.
В середине XIX века Большой Дворец становится выше ещё на один этаж – архитектор А.И.Штакеншнейдер, выполняя приказ императора Николая I, реконструирует восточную часть здания по случаю венчания дочери его Ольги, поэтому эта часть здания стала называться Ольгинской половиной.
Большой петергофский дворец, 1944г.
XX век стал роковым для дворца: после революции 1917 года представители дома Романовых здесь не появлялись. Сюда начали свозить ценности из других царских резиденций, вскоре была создана специальная Художественно-историческая комиссия, а еще через десять лет Петергоф превратился в один из крупнейших музейных центров Советского Союза.
Великая Отечественная война превратила многие помещения в руины, однако, ценой многолетнего кропотливого труда реставраторов с 1964 года один за другим начали открываться восстановленные залы.
Сегодня величественный дворец в Петергофе, хранящий в себе отпечатки нескольких художественно-архитектурных стилей, приглашает посетителей погрузиться в изысканный мир дворцовой роскоши дома Романовых.
Парадная лестница
Парадная лестница – достойная прелюдия к интерьерам дворца. Её расположение в западной части позволяет развернуть анфилады гостиных и залов по всей протяжённости фасада. Нижний ярус «привязан» к назначению первого этажа как подсобного. Верхний соединяет сразу два этажа – второй и третий.
Дневной свет, проникающий из многочисленных окон, позволяет рассмотреть лестницу во всём её великолепии. Вечером, по замыслу Растрелли, мерцание свечей, установленных в пристенных светильниках, должно было ещё зрительно увеличивать размеры лестничного пространства.
В отделке лестницы использована золочёная резьба, перила декорированы коваными решётками. Особенно нарядна многоцветная роспись стен, выполненная в 1751 году итальянцем А. Перезинотти.
Привлекают внимание плафоны, расписанные венецианским художником Б. Тариса. Верхняя площадка украшена позолоченными фигурами из дерева, которые олицетворяют времена года. Восхитительны резные парадные золоченые двери, ведущие в Танцевальный зал.
Танцевальный (купеческий) зал
Танцевальный зал – самое большое помещение во дворце, занимающее всё западное крыло. Обилие позолоты на бело-голубых стенах создает впечатление торжественности и великолепия. Посетителя, вступающего в него по великолепному наборному паркету, ошеломляет огромное пространство, и дело здесь не только в его размерах – 270 кв. м. Громадные окна, множество зеркал, наличие фальшивых зеркальных окон, которые отражают солнечный свет и усиливают освещение, создают иллюзию бесконечного объёма.
В простенках над зеркалами находятся круглые изображении – тондо, по мотивам произведений Овидия и Вергилия, выполненные Т. Валериани. Плавные переходы от потока к стенам декорированы живописными медальонами. Почти весь потолок занимает плафон, расписанный Б.Тарисия.
Интерьер этого зала создавался Растрелли в начале 1750-х годов. Во время Великой Отечественной войны он серьёзно пострадал – сегодня не все изображения являются подлинными, но они искусно восстановлены художниками-реставраторами В.Никифоровым и В.Корбаном в 1995 году.
Голубая приёмная
К Танцевальному залу примыкает помещение, которое получило свое название по отделке стен – они обиты голубой тканью. Первоначально в нём располагалась канцелярия. Сегодня здесь устроена музейная экспозиция: стены украшают картины кисти И. Айвазовского, в витринах располагаются экземпляры в стиле «ампир»: бронзовые изделия и вазы. Удачно вписывается в интерьер мебель середины XIX века.
Чесменский зал (аванзал)
В отличие от Голубой приёмной, в которой сохранилась исходная отделка, интерьер Чесменского зала, первоначально именовавшийся аванзалом, неоднократно претерпевал изменения. От Растрелли здесь остались паркет, зеркала, лепные орнаменты, плафон, барельефы и бело-жёлтая гамма в оформлении стен. Русский архитектор Ю. М. Фельтен перестроил его в 1770-х годах.
Причиной реконструкции послужило желание императрицы Екатерины II увековечить победу русского флота в Чесменском сражении в Русско-Турецкой войне, которая была одержана в июне 1770 года. Для этого немецкому художнику Я. Ф. Гаккерту была заказана серия живописных полотен. Огромные картины требовали помещения, которое могло бы соответствовать их размерам. Для этого был избран аванзал, оформленный в классицистическом стиле с минимальным декоративным оформлением.
Новый интерьер не повлиял на функциональное назначение помещения – перед началом дворцовых церемоний сюда стекались посланники, придворные, и высшая знать Российской империи. Великая Отечественная война полностью разрушила интерьер Чесменского зала, хотя картины удалось вывести. Сегодня, с некоторыми изменениями, обстановка помещения воссоздана.
Тронный зал
Роскошный зал площадью 330 кв. м, предназначенный для балов, концертов, торжественных приемов, разделил судьбу аванзала – его тоже реконструировал Ю. М. Фельтен, оставив лишь не имеющий аналогов паркет. Правда, в отличие от Ческменского зала, Тронный должен был прославлять императрицу Екатерину II.
Центральное место в нём занимает позолоченный и обитый красным бархатом трон – кресло работы начала XVIII века, предположительно сделанный по заказу А. Д. Меншикова для приёма в его дворце Петра I.
Над троном разместился парадный портрет царицы на лошади, созданный датчанином В. Эриксеном. Изображения родственников Петра I – Екатерины I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, написанные художником Г. Бухгольцем – по замыслу Екатерины, были призваны напомнить о преемственности власти.
В этом зале всё символизирует могущество Российского государства: гигантская высота потолков, стены, декорированные лепниной из дубовых и лавровых гирлянд, массивные люстры на медных цепях с мириадами подвесок, отражающими свет из окон, расположенных в два яруса. На стенах развешены живописные полотна внушительных размеров.
Война не пощадила и это великолепное помещение – здесь не только были уничтожены интерьеры, но и разрушена северная стена, однако к 1969 году зал был полностью восстановлен.
Аудиенц-зал
В аудиенц-зале, примыкающем к Тронному, проводились государственные приёмы, а во время торжественных обедов, когда столы накрывались во всех помещениях дворца, здесь отводились места для придворных кавалерственных дам. Именно поэтому он получил второе название – «стас-дамская».
В отличие от Тронного зала, это помещение сохраняло аутентичный барочный интерьер, созданный Растрелли, до 1941 года. Узкое пространство зрительно расширяли множественные отражения зеркал на противоположных стенах, покрытых золочёной резьбой в виде девичьих головок, листвы, раковин, плодов и цветов.
Изящный плафон «Освобождённый Иерусалим», созданный итальянцем П. Балларии, был утрачен, как и всё убранство зала. Однако огромная реставрационная работа, выполненная художниками Л. Любимовым и В. Никифоровым в послевоенные годы, позволяет сегодня любоваться изысканными интерьерами Аудиенц-зала.
Белая столовая
Интерьер Белой столовой, созданный Растрелли, почти полностью переделал Ю. М. Фельтен, оставив нетронутым лишь паркет на полу. От золочёной барочной пышности не осталось ничего – светлые стены декорированы рельефными изображениями амуров, гирляндами из листьев и цветов.
«Изюминка» Белой столовой – печи, отделанные изысканными изразцами, а также люстра – самая большая из всех, которые были в русских дворцах. Как и другие светильники в столовой, она сделана из бронзы и декорирована хрустальными подвесками.
Сегодня в экспозиции этого зала представлен фаянсовый сервиз на тридцать персон, созданный в 1770 году англичанином Дж. Ведвутом, дополненный русским и богемским стеклом. Сервировка стола воспроизводит обстановку одного из многочисленных парадных обедов, которые устраивались в Белой столовой.
Китайские кабинеты
Две комнаты, напоминающие расписанные шкатулки, будто переносят посетителей дворца в Азию. Следуя моде, господствовавшей в России и Европе в XVIII веке, эти помещения были оформлены Ж. Б. Валлен-Деламотом в китайском стиле. На панелях, покрытых чёрным лаком и расписанных Ф. Власовым, изображены бытовые сцены из жизни Китая, драконы, восточные пейзажи и диковинные животные. Освещаются кабинеты фонариками с цветными стёклами.
Здесь представлена экспозиция изделий мастеров-эмальеров, лаковые шкатулки, мебель, инкрустированная перламутром, а также коллекции японского и китайского фарфора XVIII – XIX веков.
Картинный зал
Этот зал, расположенный между двумя китайскими кабинетами, считают своеобразной композиционной осью дворцового ансамбля. Его интерьер неоднократно перестраивался и менял свое назначение.
В начале XVIII века это было самое большое и торжественное дворцовое помещение, отделанное по проекту Ж.-Б.Леблона. По замыслу Петра I, зал должен был олицетворять могущество Российской империи. Позже, в 1750-х годах, интерьер был переделан по эскизам Растрелли в стиле барокко.
В 1764 г. Ж. Б. Валлен-Деламот предложил новое решение – стены сплошь покрыли картины с женскими портретами работы живописца П. Ротари, из-за чего зал получил название «Галерея Ротари». Здесь проходили карточные вечера и организовывали концерты для узкого круга придворных.
Куропаточная гостиная
Забавное название эта комната получила от рисунка на шёлке, использованного для обивки стен: на голубом фоне изображены пшеничные колосья, цветы и венки, среди которых прохаживаются маленькие птицы – куропатки.
Куропаточная гостиная – своеобразная прихожая перед женской половиной дворца. Как и другие помещения, она была оформлена в барочном стиле Растрелли и перестроена Ю. М. Фельтеном. Ранее здесь развешивали изображения лучших выпускниц Смольного института благородных девиц.
Сейчас, как напоминание о тех временах, находится копия портрета Екатерины Нелидовой, выполненного в XIX веке. В центре комнаты стоит арфа, сделанная в Лондоне в филиале фирмы по изготовлению музыкальных инструментов, принадлежащей С. Эрару. Гостиная была восстановлена одной первых во время послевоенных реставрационных работ.
Диванная
До 1770-х годов это помещение, оформленное Растрелли, было парадной опочивальней, в которой стояла огромная кровать. По заказу Екатерины II оно было оформлено заново в турецком стиле. Поводом послужил подарок, полученный императрицей от своего фаворита Г. А. Потёмкина – софы внушительных размеров. С этого времени комната стала называться Диванной.
Стены Диванной обиты шелками с изображением человеческих фигурок и сценок «из китайской жизни», над софой висит копия портрета Елизаветы Петровны в юном возрасте. Кроме того, в комнате находятся ваза XVIII века, золочёный столик в стиле барокко, небольшая скульптура из фарфора, изображающая любимую собачку Екатерины II.
Туалетная
Непосредственно к Диванной примыкает Туалетная комната. Здесь стены также задрапированы изысканным шёлком. Ткань была соткана на мануфактуре Сапожниковых в середине XIX века – на серебристом фоне изображены переливающиеся разными цветами листья, букеты сирени и цветы.
Тот же шёлк использован и для обивки золочёных стульев. Эта комната тоже украшена портретом Елизаветы Петровны, а также изящным фарфоровом туалетным набором в стиле рококо, сделанном в Петербурге в 1838 году.
Кабинет императрицы
Интерьер кабинета, находящегося за Туалетной, напоминает две предыдущие комнаты: яркий атлас с корзинами и букетами, использованный для обивки стен и мягких элементов мебели, золочёная деревянная резьба на панелях и дверях.
Штандартная
Первоначально интерьер комнаты создал Растрелли – золочёная резьба по дереву и стены, обитые шёлком. С середины XIX века панели и стены украшает ткань, изготовленная на московской мануфактуре И. Кондрашова (ныне воссоздана в мастерской под руководством А. Фейгиной).
Цветовая гамма шёлка – жёлтый фон с фиолетовыми разводами, гармонировала с цветом императорских штандартов, которые хранились здесь – отсюда произошло название комнаты.
В Штандартной находились замёна гвардейских полков, которые охраняли летнюю резиденцию императоров. Особое место в ней занимает ломберный стол, изготовленный мастером Н. Васильевым из двадцати пород дерева, а также портрет Петра I, на котором итальянский художник Я. Амигони изобразил его с богиней мудрости и ремесел Минервой.
Кавалерская
Помещение предназначалось для караула кавалергардов, охранявших покои императрицы, кроме того, здесь устраивались приёмы для офицеров высших чинов. Комната богато декорирована золочёной резьбой, стены задрапированы малиновым штофом.
Основная часть экспозиции Кавалерской комнаты была утрачена во время Великой Отечественной войны, и сегодня здесь представлены образцы мебели, изготовленной в Германии и Голландии, часы и фарфор XVIII века. Особое место занимает картина П. Рубенса «Апофеоз войны».
Большая голубая гостиная
До середины XIX века это помещение было семейной столовой. Голубая ткань, которой обиты стены, дала ей современное название. Её стены и потолки декорированы композицией из воинских атрибутов и вензелей Елизаветы Петровны, цветочных гирлянд и раковин.
Центром экспозиции гостиной является Банкетный сервиз на 250 персон, изготовленный на Императорском фарфоровом заводе в середине XIX века. Этот шедевр был вывезен в годы Великой Отечественной войны, и обнаружен в Восточной Пруссии, а затем возвращён на Родину. Кроме того, здесь находятся огромные вазы и люстры на 86 свечей, а также два шкафа, изысканно декорированные бронзой.
Секретарская
Интерьер этой комнаты был создан Растрелли, однако, полностью утрачен в войну, и воссоздан мастерской под руководством В.Жигунова. Сегодня белые двери и панели украшены золочёными вставками, стены обиты зелёным штофом. Здесь поражает огромная люстра, сделанная на Императорском фарфоровом заводе, рассчитанная на сорок восемь свечей.
На стенах висят картины итальянских и голландских живописцев. Комната имеет второе название – Предхорная, поскольку дверь из неё выходит на террасу, из которой можно попасть в домовую церковь во имя святых апостолов Петра и Павла.
Коронная
Свое название комната получила в годы правления Павла I – здесь находилась подставка для императорской короны (стоянец), на которую её водружали во время пребывания императора в Петергофе.
Обстановка этого помещения очень похожа на убранство Диванной: стены обиты тонким китайской материей, рисунок которого изображает процесс производства шёлка. Интересна судьба этой ткани – она была спасена в 1941 году, в отличие от всего остального убранства Коронной.
Реставрация интерьера, созданного Ю. М. Фельтеном, была проведена в 1964 году по проекту Е. Казанской и В. Савкова. Сегодня здесь можно увидеть также изысканный плафон «Венера и Адонис» (автор неизвестен).
Дубовый кабинет и дубовая лестница
Дубовый кабинет Петра I – это комната квадратной формы с невысоким потолком, отделанная дубовыми панелями, восемь из которых аутентичны. Интерьер оформлен по проекту французского архитектора Ж-Б Леблона в 1720-х годах. Особый колорит помещению придают двери, украшенными изысканной резьбой, а также личные вещи Петра I: книги из его библиотеки, походный будильник и др.
Со времен основателя Петербурга существовала и лестница, декорированная дубовыми балясинами и другими резными элементами. Почти двести лет она бережно сохранялась, но в 1941 году выгорела почти полностью. В послевоенные годы была воссоздана по моделям скульптора Н. Оде.
Церковный и Гербовый корпуса. Особая кладовая
Церковь святых апостолов Петра и Павла была построена в барочном стиле по проекту Растрелли и освящена в 1751 году. Во времена Елизаветы Петровны она была доступна для каждого жителя Петергофа, однако Николай I решил сделать её домовым храмом Романовых, и здесь проходили венчания и крещения членов царской семьи. Интересно, что ни одного отпевания в Петропавловском храме не было.
В 2011 году, после длительного перерыва, церковь была открыта. Сегодня здесь, наряду с пространством, используемым для богослужений, устроена небольшая экспозиция, посвящённая её истории.
«Корпус под гербом» Растрелли пристроил к главному зданию Большого Дворца в середине XVIII века. Как большинство его произведений, он выполнен в стиле барокко. В Гербовом корпусе проводились семейные торжества Романовых, встречи с и размещение высокопоставленных иностранных гостей и послов.
До начала Великой Отечественной войны в корпусе находилась библиотека, которая впоследствии была полностью уничтожена, но в 2003 году завершилась реставрация помещений, и здесь открылась экспозиция «Особая кладовая Петергофа». В ней воссозданы интерьеры и представлены экспонаты XVII – XX веков. На выставке можно увидеть одежду и предметы туалета, канцелярские приборы, посуду и личные вещи Романовых, а также изделия фирмы Фаберже.
Как добраться
Из Санкт-Петербурга добраться до Петергофа можно несколькими способами. Самый популярный вид транспорта – маршрутное такси:
Также добраться можно на электричке с Балтийского вокзала до станции «Новый Петергоф», далее – 3 км пешком (или на автобусах № 344, 348, 350, 351, 352, 355, 356) до Нижнего Парка.
Самый быстрый и комфортный способ добраться – метеор. Он отходит от причала на Адмиралтейской набережной, 2. Поездка на быстром теплоходе – это дополнительная экскурсия.
Виртуальное посещение дворца
С помощью интерактивной панорамы Вы можете не выходя из дома посетить Большой дворец в Петергофе.
Залы Большого дворца, Петергоф (Санкт-Петербург)
Величественный и изысканный Большой Петергофский дворец является одним из самых известных и посещаемых мест в Санкт-Петербурге.
Сегодня Большой Петергофский дворец является музеем, входящим в комплекс Дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» в Петергофе (Санкт-Петербург).
Дворец расположен на террасе и занимает доминирующее положение в композиции ансамбля, в который также входят Верхний сад и Нижний парк. Подробнее о Большом Петергофском дворце.
В данной статье речь пойдет о музее «залы Большого Петергофского дворца».
Хотя снаружи Петергофский дворец и кажется внушительным и широким, но, когда попадаешь внутрь, на самом деле видишь, что он достаточно небольшой и узкий. Всего в стенах дворца около 30 залов, среди которых есть великолепные парадные залы, украшенные зеркалами, паркетом, лепниной, «золотом» и росписью; а также парадная лестница, кабинеты, приемные, столовые, тронный зал, личные покои императоров и императриц.
Залы Большого дворца, Петергоф
При посещении залов Большого дворца гости, в составе экскурсии, могут прогуляться по восстановленным залам Бывшего дворца Петергофа, при этом узнать историю дворца и увидеть некоторые предметы декоративно-прикладного искусства, мебель и произведения скульптуры и живописи, расположенные в залах музея-дворца.
Парадная лестница
Гости дворца, в котором при императорах и императрицах проводили приемы, балы, маскарады и праздники, поднимались в залы дворца по Парадной лестнице, которая находится в западном флигеле дворца.
В 18 веке лестница была деревянной, и сегодня она деревянная.
Лестница и окружающее убранство выполнены в праздничном убранстве: на стенах росписи и золоченная деревянная резьба по рисункам Растрелли.
Потолок Парадной лестницы украшен росписью (плафон) «Аллегория Весны» работы Бартоломео Тарсия.
Дверной портал на втором этаже лестнице, ведущий в Танцевальный зал, выполнен в форме триумфальной арки и украшен монументальным десюдепортом с фигурами «Верность» и «Справедливость».
Танцевальный зал
Танцевальный (Парадный) зал, который также известен как Купеческий зал и в котором в 18 веке начинались придворные балы, украшает золоченная (тонкий слой сусального золота, толщина которого 5 микрон) деревянная резьба по рисункам Растрелли.
В зале напротив друг друга в простенках расположены зеркала, это любимый приём архитектора Растрелли, что бесконечно повторяет пространство и визуально расширяет границы зала.
Над зеркалами и окнами расположены 16 круглых живописных полотен (тондо), изначально созданных художником Джузеппе Валериани, изображающих иллюстрацию к книгам «Энеиды» Вергилия и «Метаморфоз» Овидия. 4 из 16 тондо являются оригиналами работы 18 века.
В центре росписи гора Парнас, бог солнца в окружении муз.
В данном зале любила танцевать сама Елизавета Петровна. Она обладала хорошей фигурой и любила надевать мужской костюм, который на ней отлично сидел, подчеркивая все прелести её фигуры. Но в 18 веке дама могла надеть мужской костюм только на бал-маскарад, поэтому чаще всего в Петергофе Елизавета Петровна устраивала именно балы-маскарады.
Танцевальный зал является самым пышным залом Большого Петергофского дворца и в нем устраивали приемы, балы и т.д. все российские императоры.
В роскоши зала зарождалась и российская демократия. Летом 1905 года в данном зале проходили секретные совещания императора Николая II с министрами, на которых были приняты решения о создании в России первой Государственной думы.
. На смену барокко во второй половине 18 века пришёл стиль классицизма. Это было время Екатерины II, которая распорядилась, чтобы архитектор Юрий Фельтен устроил несколько залов дворца в новом классическом стиле.
Чесменский зал (мемориальный)
Одна из картин изображает сюжет в Хеосском проливе Средиземного моря, где встретились флоты российский и турецкий, завязался бой и сразу же погибли два корабля: русский Святой Эвстафий и турецкий Бурджу-Зафер (по другим данным Реал Мустафа).
Командовал всей операцией в Средиземном море граф Алексей Орлов, бюст которого, работы итальянского скульптора Джованни Чибеи, находится в зале. Джованни изобразил Орлова в виде древнего бога войны Марса с высшим воинским орденом России «Святой Георгий первой степени» на груди. Этот орден Орлов получил за Чесменскую победу.
Голубая приемная (Секретарская)
Небольшая комната, которая получила своё название по отделке стен, затянутые голубым шёлковым штофом.
Это дежурное помещение служило своего рода канцелярской; здесь постоянно располагался дежурный секретарь, который записывал в специальный журнал всё, что происходило при дворе: прибытие или отъезд важных персон, курьеров, а также привоз предметов обстановки и пр.
В сегодняшней экспозиции музея в Голубой приёмной представлены предметы мебели середины 19 века в стиле «второго барокко», изделия из бронзы и вазы Императорского фарфорового завода в стиле ампир. Стены украшает живопись, одна из работ кисти И.К. Айвазовского с Петергофским пейзажем («Вид Большого дворца и Большого каскада»).
Большой Тронный зал
Это самый большой зал Петергофского дворца, в котором проходили самые торжественные приемы и принимали послов.
Стены зала украшают картины, в том числе посвященные Чесменскому сражению.
Главным местом в зале является тронное место с тронным креслом. Само кресло было в разных дворцах, а вот подножная скамеечка возле кресла стоит в зале с середины 18 века.
Над тронным креслом стену украшает парадный портрет Екатерины II, которая в мужском военном костюме восседает на белом коне «Брильянте» и в таком виде она прискакала из Петергофа в Петербург, предстала перед гвардией и с переворотом заняла престол.
Аудиенц-зал (Статс-дамская)
Это одно из небольших парадных помещений дворца, выполненное в стиле барокко Растрелли, который также называют Елизаветинское или Русское барокко.
В зале характерная золоченая деревянная резьба с растительным орнаментом и зеркала.
На потолке зала в плафоне Пауло Балларини запечатлел поэму Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим», с сюжетом, когда настоящая любовь преодолевает препятствия.
Зал использовался для малых государственных приёмов.
Белая столовая
Столовая выполнена в светлых тонах, стиле классицизма и украшена настенным барельефами.
Люстры в зале 18 века. Такие люстры назвали аметистовыми, потому что они имеют сероватый оттенок, похожий на камень аметиста.
Стол в столовой украшен фаянсовым фарфором «Веджвудский сервиз» (или Husk-сервиз) кремового оттенка с тонким цветочным рисунком лилово-сиреневого цвета. Выполнен на заводе «Этрурия» в Стаффордшире Дж. Веджвудом.
Изначально сервиз заказала Екатерина II в 1768 году. Сервиз был получен в 1779 году и включал в себя около 1500 предметов. Со временем посуда билась и частично восполнялась за счёт копий, создававшихся на российских мануфактурах. Сейчас в зале демонстрируется комплект на 30 кувертов из 196 предметов.
Придворные обеды или ужины в 18-19 веках носили церемониальный характер и продолжались по нескольку часов; меню включало в себя несколько перемен блюд, и порой только блюд-супов было 5-6: черепаховый, суп из селедочных щек, на который требовалось несколько тысяч сельдей.
Чтобы за разговорами блюда не остывали, тарелки ставились на подставки «водяницы», которые были заполнены кипятком.
В зале представлены круглые печи из белых поливных изразцов русского производства. Первоначально они были выполнены по эскизам Фельтена. Разбитые в годы войны, печи были восстановлены в послевоенные годы В. Жигуновым, А. Поваровым и В. Павлушиным.
Буфетные
Китайские кабинеты
Екатерина II любила удивлять своих гостей не только яствами и мероприятиями, но также по её распоряжению в Большом Петергофском дворце архитектором Ж. Б. Валлен-Деламот были созданы два маленьких китайских кабинета, которые разительно отличались стилем, и хозяйка показывала их на диво гостям.
В залах присутвовали произведения восточного искусства, китайский фарфор, который тогда был очень дорог и говорил о роскоши, панно, два из которых 18 века, китайские ширмы, которые были приведены из Китая с росписью по черному лаку с золотом и серебром.
Картинный зал
Это центральный парадный зал Петергофского дворца, который за время истории неоднократно менял свой облик.
Изначально это было самое большое и торжественное дворцовое помещение, в котором Петр I устраивал приемы. Особенно Петру нравился вид из окна, через которое виден Морской канал Нижнего парка дворца.
Стены зала украшены картинами одного художника Пьетро Ротари. Художник был итальянец, работал в Петербурге и его картины очень нравились Екатерине II. Когда художника не стало, Екатерина распорядилась приобрести всё, что остались в Петербурге.
Приватные залы дворца (личные императорские покои)
К личным покоям относятся:
— Куропаточная гостиная, или будуар, который открывает анфиладу комнат женской половины дворца. Комната использовалась для утреннего времяпрепровождения императриц в ближайшем окружении.
— Кабинет императрицы, в котором хозяйка зачастую играла в карты, общалася в тесном кругу;
— Штандартная, где когда-то хранились штандарты гвардейских полков;
— Кавалерская, которая предназначалась для караула кавалергардов и где также производились представления кавалеров российских орденов и устраивались приёмы офицеров гвардейских полков;
— Большая голубая гостиная, которая неоднократно менялась и в начале 18 века называлась столовой, поскольку помещение использовалось как семейная столовая.
Гостиную украшают парадные портреты Екатерины II и жены Павла I Марии Фёдоровны. Интерьер дополняет печь с так называемыми «ландшафтными» изразцами. А центром экспозиции гостиной является Банкетный сервиз на 250 персон, изготовленный на Императорском фарфоровом заводе в середине 19 века. Этот шедевр был вывезен в годы Великой Отечественной войны, и обнаружен в Восточной Пруссии, а затем возвращён на Родину. Кроме того в зале находятся большие вазы и люстры на 86 свечей, а также два шкафа, декорированные бронзой;
С конца 18 века комната стала называться «Коронной», так как в правление Павла I в помещении был установлен специальный «стоянец» для короны;
— Дубовый кабинет Петра I и Дубовая лестница.
Вестибюль
На первом этаже дворца находится так называемая галерея скульптуры дворца, расположенная в вестибюле и где представлена подлинная коллекция скульптур 18 века. Скульптуры когда-то украшавших парки и фонтаны дворцового комплекса.
В зале также можно посмотреть небольшой фильм о Петергофе.
Практическая информация
Большой Петергофский дворец, совместно с Верхним садом и Нижним парком, входит в состав Дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» и относится к Государственному музею-заповеднику «Петергоф».
Залы Большого Петергофского дворца можно посетить за плату в составе экскурсий. Входы в парки дворца тоже платные.
Для посещений могут быть открыты все залы дворца или их часть. Также могут меняться некоторые экспонаты в залах.
Билеты можно приобрести заранее онлайн или в кассе возле дворца.
Режим работы музея во дворце, стоимость билетов, а также условия посещения и покупки билетов, рекомендуем уточнять непосредственно перед посещением на официальном сайте.
Сайт государственного музея-заповедника «Петергоф»: peterhofmuseum.
Посетить Петергоф можно с одной из экскурсий
Обо всех способах, как добраться в Петергоф из Санкт-Петербурга (аэропорта и центра города), можно узнать здесь →
Возле Дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» можно остановиться
4-звездочный отель Новый Петергоф с рестораном, баром, парковкой, туристическим бюро, спа-центром с крытым бассейном, тренажерным залом, паровой баней, кедровой финской сауной и арома-сауной.
Номера отеля оформлены в современном стиле и оснащены телевизором со спутниковыми каналами, бесплатным Wi-Fi, сейфом, халатами и тапочками, феном и бесплатными туалетно-косметическими принадлежностями. В некоторых номерах имеется гостиный уголок.
В стоимость номеров могут быть включены: завтрак, завтрак + ужин или завтрак + обед + ужин. Ссылка на отель
В апартаментах: кондиционер, балкон, бесплатный Wi-Fi, телевизор с плоским экраном, стиральная машина, спальня, кухня с посудомоечной машиной и микроволновой печью, ванная комната с феном и бесплатными туалетно-косметическими принадлежностями. Ссылка на апартаменты
Апартаменты Severnaya Venezia с балконом с видом на озеро, бесплатным Wi-Fi, детской игровой площадкой, садом и общим лаунджем.
В апартаментах: спальня, телевизор с плоским экраном и кабельными каналами, оборудованная кухня с микроволновой печью и холодильником, стиральная машина и ванная комната с душем. Ссылка на апартаменты
Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и в Петергофе, можно посмотреть и забронировать здесь
Отели и апартаменты ищем на Booking.com. Для сравнения цен и выбора оптимального варианта используем RoomGuru, который ищет скидки по множеству систем бронирования Отели со скидками →
Дешевые авиабилеты ищем на Aviasales. Поисковик сравнивает цены у десятков авиакомпаний и выдает билеты по самым выгодным ценам Дешевые авиабилеты →
Такси заказываем на Kiwitaxi. Заказ можно сделать заранее, через интернет, что удобно в «чужих» странах и городах. Приезжают вовремя, встречают в назначенном месте Такси/Трансфер →
Мы некоммерческая организация, и у нас нет постоянного дохода. Мы зависим от заказов и пожертвований исключительно от читателей, то есть от Вас. Если у Вас есть желание сказать «Спасибо» и помочь нам, то Вы можете сделать это любым удобным для Вас способом.