большой камень что посмотреть
Галопом по Приморью: Большой Камень, Находка, Кипарисово
Потому сегодня мы побываем сразу в трех населенных пунктах Приморья: Большом Камне, Находке и поселке Кипарисово.
Город Большой Камень является ЗАТО, поэтому с попаданием в город могут быть некие проблемы. Говорят, сюда не пускают «чужие» автомобили без приглашения горожан. Да и к чужакам, как я понял, относятся с удивлением. Тем не менее, проскочить в город на рейсовом автобусе труда не составляет, на посту у въезда в Большой Камень документы не проверяют. Что уже хорошо.
Автовокзал находится фактически на выезде из города, и на небольшом удалении от него находится самый необычный метка-памятник у черты города. Я многое видел, но что бы символом города стала рубка атомной подводной лодки.
Оказалось, что градообразующие предприятие города «Звезда» специализируется на постройке и разборке этих самых атомных подводных лодок, оттого за лишней рубкой дело не станет. Именно из-за этого режимного завода Большой Камень и стал ЗАТО, верно, нечего всяким шпионам шастать и секреты вынюхивать!
В Большом Камне впервые в России я увидел улицу, где тротуар раза в полтора шире проезжей части!
Причем тротуар на этой улице не один, а два! Второй тоже шире. Где ж еще такое внимание пешеходам?
Образ подводной лодки встречается тут по поводу и без повода, в самых неожиданных местах, даже у магазинов одежды.
Последние 500 метров до моря фактически проходят через лес
И вот мы на высоком берегу. Отсюда не видно секретных корпусов «Звезды», оттого и попасть никаких проблем.
Виден и огромный Русский мост во Владивостоке. Даже отсюда, с почти 40 км дальности, его 340-метровые опоры выглядят внушительно.
В Большом Камне знают, где лучшее место для телевизора!
А вот с прибрежной полосой тут обращаются небрежно. Во-первых, ее яростно, но хаотично заваливают всякими фортификационными сооружениями: какой смысл укреплять берег на коротком фронте, когда с соседних сторон подмоет? Во-вторых, местные дачники просто присваивают себе прибрежную полосу, которая, вроде бы, должна быть общей. Отдайте море народу, воры!
Из Владивостока Большой Камень в хорошую погоду выглядит как-то так:
Центр города украшает стела с гербом города.
Находка находится по берегам подковообразной бухты и, как говорил местный таксист, тянется на 25-27 км. При этом от станции Крабовая (самая удаленная станция от Москвы, не считая «конечной» «Мыс Астафьева», почти 9540 км) до станции Находка (около 20 км) я прошел пешком. Станция ночью выглядит как-то так:
Все пути заставлены наливными поездами, видать, рекорды по экспорту нефти надо бить и на востоке страны.
Находка довольно чистый город, но, как и Большой Камень или Одесса, не имеет своей набережной (или я ее просто не нашел, что вряд ли). Вся береговая линия занята бесчисленными портами и железной дорогой. С новопостроенной смотровой площадки виден, разве что, огромный угольный терминал.
Из-за него в окрестностях стоит страшный шум, а угольная пыль оседает на всем, что можно. Фотографировать особо нечего.
Дальнейшая прогулка до вокзала Находка заняла где-то 3,5 часа по улицам, где не всегда есть тротуары и уличное освещение. Окрестные сопки становились все ниже, пока к северной части города не превратились в небольшую равнину. С первыми лучами зарева восхода, я отправился обратно.
Нельзя не упомянуть и еще об одном приморском поселке. Хотел посмотреть, как живет русская деревня на Дальнем Востоке. Выбрал Кипарисово.
Оно, конечно, от Владивостока недалеко.
Тут даже Транссиб проходит, как раз по границе сопок и широкой долины реки Раздольная
Судя по застройке, Кипарисово мало отличается от таких же поселков где-нибудь в Воронежской, Вологодской или Брянской областях.
Тут даже Дом культуры такой. Кхе-кхе. наш, сельско-советский.
Все Кипарисово можно обойти за полчаса неторопливого шага. В общем-то делать тут нечего, оттого пора идти на станцию. На станции живет множество котов, которые, подобно цыганятам, пристают к пассажирам в надежде на подачку.
Главный среди станционных котов польстился уж было на мой сухарик, но вдруг весь съежился, испугавшись землетрясения.
Колебателем земли оказалась сплотка трехсекционных тяжеленных электровозов, которые на высокой для станции скорости протащили наливной поезд в сторону Хабаровска. Правильно, Транссиб не резиновый, а дополнительные пробки на нем создавать машинистам не хочется.
Во Владивостоке у людей с креативом посерьезнее. Фанаты праворульных автомобилей не устают убеждать себя в том, что лучше праворульного автомобиля из Японии может быть только праворульный автомобиль из Японии, но более новой модели.
А главных «жуликов и воров» клеймят прямо на их же, «жуликовой», агитации.
Вот такой вот он прекрасный, наш Дальний Восток!
Общая информация
Большо́й Ка́мень — город, центр одноименного закрытого административно-территориального образования в Приморском крае России. Расположен в 20 км к востоку от Владивостока на противоположном берегу Уссурийского залива Японского моря.
Седьмой по числу жителей город Приморского края. Население 39 447 человек (на 2013 год).
В городе располагается единственное на Дальнем Востоке России предприятие, специализирующееся на ремонте, переоборудовании и модернизации кораблей с ядерными энергетическими установками ДВЗ «Звезда», также строится крупнейшая в России судоверфь — «Звезда-DSME», способная выпускать суда с дедвейтом до 300 тысяч тонн.
Основан в 1947 году, статус города — с 1989 года; с 1996 года имеет статус ЗАТО.
Содержание
Топонимика
История
В конце 1930-х годов на правительственном уровне принято решение о строительстве крупного завода по ремонту боевых кораблей Тихоокеанского флота. В 1939—1941 гг. были проведены изыскательные работы экспедицией Ленинградского государственного проектно-сметного института в ходе которых в бухте Большой Камень было выбрано место для строительства завода. 9 июля 1946 года был подписан приказ Минсудпрома СССР о создании судоремонтного завода в бухте; строительные работы были начаты в конце июля 1947 года, и первый цех завода заработал 3 декабря 1954 года.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 января 1956 года населённый пункт Большой Камень был отнесён к категории рабочих посёлков, также он стал официально именоваться Большим Камнем.
Решением исполкома Приморского краевого Совета от 28 октября 1964 года районный центр Шкотовского района был перенесен из рабочего посёлка Шкотово в рабочий посёлок Большой Камень.
22 сентября 1989 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Большой Камень был отнесён к категории городов краевого подчинения — эта дата считается Днём города.
Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 1996 года город Большой Камень (включая территорию сёл Петровки и Суходола) преобразован в закрытое административно-территориальное образование.
География
Географическое положение
Большой Камень находится на юге Приморского края на восточном берегу Уссурийского залива, в 20 километрах к востоку от Владивостока (110 километров по автомобильной трассе и 105,5 километров по железной дороге).
Часовой пояс
Большой Камень, как и весь Приморский край, находится в часовом поясе Владивостокское время. Смещение относительно UTC составляет +11:00. Относительно Московского времени часовой пояс имеет постоянное смещение +7 часов и обозначается в России как MSK+7.
Интересно отметить, что в более восточной Японии время на два часа отстаёт от приморского, и соответствует Иркутскому времени.
Климат
Население
Численность населения достаточно стабильна и составляла 39257 человек в 2010 году, или 2 % жителей Приморского края. По численности населения Большой Камень занимает 7-е место среди городов Приморского края. Наблюдается небольшой перевес в сторону женщин — 51,7 % от населения. Уровень смертности в январе — декабре 2012 года составил 12,1 промилле, а рождаемости — 11,4 промилле.
Безработица — 2,0 % на 2012 год. На 2010 год высшее образование имели 6556 жителей (19,95 % от населения старше 15 лет).
Органы власти
Административное деление
Формально городской округ включает город Большой Камень и два села: Петровка и Суходол. Но некоторые районы города носят исторически сложившиеся названия (некоторые из них раньше являлись самостоятельными поселениями), например: Южная Лифляндия (Новый Мир), Чайкино, Дачный, Андреево, Первомайское и другие.
В Большом Камне, согласно КЛАДР, 82 улицы, 4 переулка, один тупик и 2 площади (Корабельная и им. Кушлина). Основные улицы: Карла Маркса (центральная, пересекает весь город), Аллея Труда, Приморского Комсомола, Академика Курчатова, Академика Крылова, им. Маслакова, Гагарина, Блюхера.
Экономика
Промышленность
Торговля и сфера услуг
В городе есть отделения Сбербанка, ПримСоцБанка, Росбанка, Совкомбанка, Восточного экспресс банка, а также городские Саммитбанк (бывший Большой Камень Банк, есть филиалы во Владивостоке и Москве) и «Кредитный союз „Время“».
Наиболее крупные магазины: ТЦ «Меркурий», ТЦ «Славянский», ТЦ «Центральный», супермаркет «Малибу» и рынок «Славянский», «Домотехника», ТЦ «В-Лазер», «Спектр Техники», «DNS».
Здравоохранение и социальная защита
С 2012 года в городе функционирует бюро медико-социальной экспертизы № 98 Главного бюро МСЭ ФМБА России, предоставляющего государственную услугу по проведению медико-социальной экспертизы жителям ЗАТО Большой Камень, ЗАТО Фокино, Находки, а также работникам отдельных предприятий с особо опасными условиями труда г. Владивостока.
Транспорт
Автомобильный транспорт
В 4-х километрах от города проходит краевая трасса А188 AH6 Угловое — Находка, до которой ведет двухполосная асфальтовая дорога, на выезде из города расположен КПП. Эта трасса связывает его с остальной территорией Приморского края, еще один выезд из города (грунтовая дорога) проходит через посёлок Подъяпольский, и соединяется с трассой А188 Угловое — Находка в городе Фокино. До города Владивостока — 106 км, до Находки — 78 км, до Уссурийска — 149 км, до аэропорта «Кневичи» — 73 км.
Общественный транспорт представлен автобусами, курсирующими по 3 городским, 7 районным и 3 междугородним маршрутам. В «дачный» сезон открываются ещё три автобусных маршрута. Пассажирские перевозки осуществляются тремя городскими автотранспортными компаниями, и тремя иногородними, а также несколькими таксомоторными компаниями.
Железнодорожный транспорт
В черте города есть одноименная станция, являющаяся конечной станцией железнодорожной ветки Смоляниново — Петровка — Большой Камень. В 80-х годах 20-го века ходил пригородный пассажирский поезд № 6776/6775 до станции Смоляниново. Еще одна пассажирская платформа на выезде из города на железнодорожной ветке Смоляниново — Дунай (пассажирское сообщение закрыто в 2004). Железная дорога была реконструирована в 2009 году, для безопасного вывоза отработанного ядерного топлива с ДВЗ «Звезда».
Ближайшая узловая станция — Смоляниново, ближайшая действующая платформа — 52 км в Романовке.
Водный транспорт
Также, в 80-х годах, ходил паром до Владивостока. В конце 2000-х начали прорабатываться планы его возобновления. Для этих целей предполагалось использовать один из трёх построенных к саммиту АТЭС катамаранов — «Владивосток». Однако, на 2013 год «Владивосток» находится под арестом, а единственный катамаран, принятый заказчиком — «Москва», пущен на острова Попова и Рейнеке.
Культура и искусство
Дома культуры
В городе расположены два дома культуры — Городской ДК и Дворец культуры завода «Звезда». Оба изначально были ведомственными и принадлежали заводу «Звезда», располагаются в 100 метрах друг от друга на площади им. Кушлина. Также в селе Петровканаходится Досуговый центр, а в микрорайоне Южная Лифляндия — Культурно-досуговый комплекс «Южный».
Музеи и выставочные залы
Библиотеки
«Централизованная библиотечная система городского ЗАТО Большой Камень» включает в себя 5 библиотек:
В штате ЦБС — 23 библиотечных специалиста. Библиотечный фонд насчитывает более 125 тыс. экземпляров.
Памятники
Религиозные сооружения
Связь
В настоящее время в городе работают 4 оператора сотовой связи: Билайн (ранее НТК), МТС, Ростелеком (ранее Акос) и МегаФон. Проводной доступ в интернет предоставляют Ростелеком (ранее Дальсвязь) и «Подряд».
Действует 6 отделений почтовой связи.
Средства массовой информации
На территории города выпускается 3 газеты:
На базе редакции газеты «ЗАТО» также функционирует местный телеканал «БТВ».
Известные люди
Уроженцы
Связаны с городом
Герои Социалистического Труда
Материал взят со страницы Википедии
Свои предложения и дополнения оставляйте в комментариях.
САЙТ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БОЛЬШОЙ КАМЕНЬ
Авторизация
Общая информация о городе
С 1899 года на территории, занимаемой сегодня городом, располагалось селение Лифляндское. Границы селения начинались от бухты Суходол и простирались до бухты Подъяпольского. Одна из бухт называлась Куши, а в народе именовалась Большими Кушами, что соответствовало очертанием берегов. С северной стороны, в 150-200 метрах от берега, много веков возвышался скалистый камень. Отсюда и пошло позднее название бухты, а потом и поселка.
Еще в далекие довоенные годы партией и правительством было принято решение создать на Дальнем Востоке мощный военно-морской флот. Кроме того в те годы в Приморском крае начал развиваться добывающий флот, для которого необходима была ремонтная база.
К моменту начала строительства поселка и завода все земли принадлежали двум рыболовецким колхозам: имени Первого Мая, который был организован в 1931 году с центральной усадьбой в бухте Большой Камень, а также «Новый мир», созданному в 1929 году.
Трудности были ежедневно и во всем. Не хватало материалов, инструментов, квалифицированных рабочих, не было электричества. Ввиду бездорожья доставка материалов от станции Петровка до стройки осуществлялась в сопровождении трактора, а во время сильных дождей и разлива рек грузы везли морским транспортом через Суходол и колхоз имени Первого Мая.
В 1989 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Большой Камень Шкотовского района был отнесен к категории городов краевого подчинения. А в 1996 году в целях создания надежной защитной зоны для функционирования предприятий г.Большой Камень, обеспечения сохранности государственной тайны и экологической безопасности населения Указом Президента Российской Федерации г.Большой Камень был преобразован в закрытое административно-территориальное образование.
Выгодное экономическое положение, хорошие инфраструктурные условия, наличие резервных территорий и акваторий дают возможность городу успешно развиваться и сегодня. Значимость города возрастает с развитием международных и региональных инфраструктурных связей, решением проблем, связанных с экологической безопасностью стран АТР, реализацией совместных проектов по использованию природных ресурсов.
Важнейшими отраслями и видами деятельности города являются :
-морское машиностроение, с определенной долей конверсии судоремонтных предприятий военно-промышленного комплекса;
-утилизация судов надводного и подводного флота, обеспечивающая экологическую безопасность регионов Дальнего Востока;
-рыбохозяйственный комплекс, ориентированный на Тихоокеанский прибрежный лов;
-портовые работы.
Градообразующим предприятием является Дальневосточный завод «Звезда», специализирующийся на ремонте и постройке кораблей различного класса и назначения. К значимым для города относятся судостроительные предприятия: завод судового оборудования «Восток» и Тихоокеанское предприятие «Эра». Предприятия судостроения имеют большие мощности по наличию стапельных мест спусковых устройств, а также опыт гражданского судостроения, в состоянии осваивать заказы практически всех типов судов Дальневосточного региона. Наряду с этим, предприятия имеют техническую и технологическую возможность выпускать бытовую технику, оборудование для пищевой промышленности и торговли, мебель, и другие товары.
Крупным хозяйствующим субъектом в рыбной отрасли, степень значимости которого для экономики города очень высока, является Рыбопромышленная корпорация «Новый Мир». Предприятие специализируется на добыче и переработке рыбы, которая имеет спрос на внутреннем и внешнем рынке.
Значение города в культурной, научной и общественной жизни региона достаточно велико. Специфика города диктует повышенные требования к качеству образовательного процесса. Судостроительные предприятия города являются базовыми для Дальневосточного государственного технического университета (ДВГТУ), имеющего передовые научно-технические разработки в области судостроения.
Славится город и высокохудожественными самодеятельными коллективами: «Рябинушка», «Радуга», «Рандеву», «Околица» и другие. Эти коллективы являются лауреатами многих всероссийских и краевых конкурсов, играя значительную роль в культурной жизни региона.
В городе хорошая спортивная база. Неоднократно спортивные сооружения служили ареной для проведения региональных и зональных соревнований. Город имеет славные своими традициями команды пловцов, яхтсменов, настольного тенниса и другие.
Планы сегодняшнего города обширны и реализация их возможна при наличии доброй воли всех, кто проживает и трудится в нашем городе.
Дата изменения: 25.08.2017 13:23
Большой Камень
Город смелых идей и решений
Год основания: 1947 г. День города отмечается 22 сентября.
В 2021 году в связи с пандемией массовые мероприятия в честь дня города отменяются или могут быть перенесены
Большой Камень – город на Дальнем Востоке со статусом закрытого административно-территориального образования в Приморском крае России. Он расположен в 20 км к востоку от Владивостока на противоположном берегу Уссурийского залива Японского моря.
Еще в начале 1930-х годов советским правительством было принято решение создать на Дальнем Востоке мощный военно-морской флот для укрепления морских границ государства. Кроме того, в Приморье в те годы начал развиваться добывающий флот, для которого необходима была ремонтная база. Тогда и было принято решение на правительственном уровне о строительстве там крупного завода по ремонту боевых кораблей Тихоокеанского флота, а в 1939-1941-х годах проведены изыскательные работы, в ходе которых в бухте Большой Камень было выбрано место для строительства завода.
Не смотря на нехватку технических средств и человеческих ресурсов в послевоенное время, строительство велось с большим энтузиазмом. Со всех концов Советского Союза сюда приезжали добровольцы. Большую помощь строителям оказывали местные жители, к тому же привлекались силы и пленных японцев. Параллельно с заводом рос и поселок, появились магазин, столовая, клуб, строились коммуникации.
3 декабря 1954 года считается днем рождения завода «Звезда», а Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 января 1956 года населенный пункт Большой Камень был отнесен к категории рабочих поселков. Кстати, тогда же он стал официально именоваться Большим Камнем. В последующие десятилетия поселок растет и активно развивается, и в 1989 году ему был присвоен статус города. Дата выхода указа об этом – 22 сентября – считается Днем города.
И именно повышенное бюджетное финансирование, присущее ЗАТО, позволило обеспечить функционирование объектов социальной сферы и жилищно-коммунальной инфраструктуры города. К тому же, введение в эксплуатацию в 2000 году заводом «Звезда» оборудования по утилизации и переработке жидких радиоактивных отходов, позволило ему получить государственный заказ в рамках международной программы ОСВ-2. А, следовательно, получить и дополнительные инвестиции.
Выгодное экономическое положение, наличие международных и региональных инфраструктурных связей, резервных территорий и акваторий дают возможность городу успешно развиваться и сегодня. Важнейшими отраслями и видами деятельности города являются: морское машиностроение, утилизация судов надводного и подводного флота, рыбохозяйственный комплекс и портовые работы. И, конечно же, градообразующим предприятием остается завод «Звезда», специализирующийся на ремонте и постройке кораблей различного класса и назначения, реконструкции и утилизации атомных подводных лодок. Кроме того, здесь производятся деревообрабатывающие станки, шкафы-сейфы, наборы мягкой и кухонной мебели.
Славится город образовательными и культурными учреждениями и самодеятельными коллективами, которые являются лауреатами многих всероссийских и краевых конкурсов и известны далеко за пределами края.
Среди достопримечательностей Большого Камня можно отметить: Памятник «Камень – символ города», установленный напротив проходной завода «Звезда» к 45-летию завода; несколько памятников воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны; Храм Рождества Христова и Храм святого Николая и другие.
Численность населения города составляет около 39 тысяч человек (2019).
Город празднует свой День рождения 22 сентября. Он установлен решением Думы закрытого административного территориального образования №14 от 25 февраля 1997 года.
Герб города Большой Камень представляет собой лазоревый щит, пересеченный в нижней части тремя серебряными полосами, условно обозначающими волны, что подчеркивает особое территориальное положение города. В центре – серебряная, с черным клювом, глазами и лапами, чайка, прямо сидящая с распростертыми крыльями на золотом судовом винте. Лазоревый или голубой цвет на гербе символизирует цвет моря, на берегу которого располагается город. Белая чайка – птица верности и удачи – символ жизни. Судовой винт – символ судостроения, судоремонта и градообразующего предприятия – завода «Звезда». Герб утвержден Решением Городской Думы в 1997 году.
Флаг города Большой Камень Флаг представляет собой полотнище голубого цвета, символизирующего цвет моря, с горизонтальными белыми полосами в нижней его части. А в центре находится композиция гербового щита. Флаг был утвержден в 2003 году.