большой камень чем заняться
Все развлечения Большого Камня
AyLe.ru – актуальная информация о развлечениях в Большом Камне: адреса, телефоны и краткие описания организаций на карте города. Здесь Вы найдете все кафе, рестораны, бары, в которых можно вкусно и недорого поесть, с удобным поиском на карте или по типу кухни.
Если вы еще не решили, куда сходить и чем заняться в Большом Камне, наш сайт поможет придумать, как интересно и с пользой провести время или отдохнуть. Здесь собраны адреса и контакты популярных развлечений Большого Камня. Вся информация представлена в специализированных разделах, позволяющих очень быстро найти как недорогие развлечения, так и выбрать необычные, и даже экстремальные приключения.
Куда сходить в Большом Камне и что посмотреть?
Основные события и мероприятия Большого Камня собраны в афише. Здесь можно получить свежую информацию об анонсах интересных событий Большого Камня. А для активных людей, не привыкших сидеть сложа руки, на нашем сайте есть раздел активный отдых с подборкой самых популярных мест. Подбирая для себя интересные развлечения, достаточно примерно представлять, что именно будет интересно человеку или куда пойти с друзьями.
Есть на нашем сайте и раздел для детей, где подобраны интересные места, куда можно сходить с ребенком.
Кроме этого, портал AyLe.ru – еще и демократичная площадка по обмену мнениями! Если вы нашли на наших страницах заведение, в котором уже побывали, смело оставляйте комментарий или отзыв: это поможет нашим менее искушенным пользователям лучше сориентироваться в пестром и разнообразном мире развлечений Большого Камня. Мы ждем ваше мнение и опубликуем отзывы в обязательном порядке!
Мы работаем для того, чтобы наш портал создал только самые лучшие впечатления у тех, кто ищет, куда сходить в Большом Камне, и заставил влюбиться в наш город!
Галопом по Приморью: Большой Камень, Находка, Кипарисово
Потому сегодня мы побываем сразу в трех населенных пунктах Приморья: Большом Камне, Находке и поселке Кипарисово.
Город Большой Камень является ЗАТО, поэтому с попаданием в город могут быть некие проблемы. Говорят, сюда не пускают «чужие» автомобили без приглашения горожан. Да и к чужакам, как я понял, относятся с удивлением. Тем не менее, проскочить в город на рейсовом автобусе труда не составляет, на посту у въезда в Большой Камень документы не проверяют. Что уже хорошо.
Автовокзал находится фактически на выезде из города, и на небольшом удалении от него находится самый необычный метка-памятник у черты города. Я многое видел, но что бы символом города стала рубка атомной подводной лодки.
Оказалось, что градообразующие предприятие города «Звезда» специализируется на постройке и разборке этих самых атомных подводных лодок, оттого за лишней рубкой дело не станет. Именно из-за этого режимного завода Большой Камень и стал ЗАТО, верно, нечего всяким шпионам шастать и секреты вынюхивать!
В Большом Камне впервые в России я увидел улицу, где тротуар раза в полтора шире проезжей части!
Причем тротуар на этой улице не один, а два! Второй тоже шире. Где ж еще такое внимание пешеходам?
Образ подводной лодки встречается тут по поводу и без повода, в самых неожиданных местах, даже у магазинов одежды.
Последние 500 метров до моря фактически проходят через лес
И вот мы на высоком берегу. Отсюда не видно секретных корпусов «Звезды», оттого и попасть никаких проблем.
Виден и огромный Русский мост во Владивостоке. Даже отсюда, с почти 40 км дальности, его 340-метровые опоры выглядят внушительно.
В Большом Камне знают, где лучшее место для телевизора!
А вот с прибрежной полосой тут обращаются небрежно. Во-первых, ее яростно, но хаотично заваливают всякими фортификационными сооружениями: какой смысл укреплять берег на коротком фронте, когда с соседних сторон подмоет? Во-вторых, местные дачники просто присваивают себе прибрежную полосу, которая, вроде бы, должна быть общей. Отдайте море народу, воры!
Из Владивостока Большой Камень в хорошую погоду выглядит как-то так:
Центр города украшает стела с гербом города.
Находка находится по берегам подковообразной бухты и, как говорил местный таксист, тянется на 25-27 км. При этом от станции Крабовая (самая удаленная станция от Москвы, не считая «конечной» «Мыс Астафьева», почти 9540 км) до станции Находка (около 20 км) я прошел пешком. Станция ночью выглядит как-то так:
Все пути заставлены наливными поездами, видать, рекорды по экспорту нефти надо бить и на востоке страны.
Находка довольно чистый город, но, как и Большой Камень или Одесса, не имеет своей набережной (или я ее просто не нашел, что вряд ли). Вся береговая линия занята бесчисленными портами и железной дорогой. С новопостроенной смотровой площадки виден, разве что, огромный угольный терминал.
Из-за него в окрестностях стоит страшный шум, а угольная пыль оседает на всем, что можно. Фотографировать особо нечего.
Дальнейшая прогулка до вокзала Находка заняла где-то 3,5 часа по улицам, где не всегда есть тротуары и уличное освещение. Окрестные сопки становились все ниже, пока к северной части города не превратились в небольшую равнину. С первыми лучами зарева восхода, я отправился обратно.
Нельзя не упомянуть и еще об одном приморском поселке. Хотел посмотреть, как живет русская деревня на Дальнем Востоке. Выбрал Кипарисово.
Оно, конечно, от Владивостока недалеко.
Тут даже Транссиб проходит, как раз по границе сопок и широкой долины реки Раздольная
Судя по застройке, Кипарисово мало отличается от таких же поселков где-нибудь в Воронежской, Вологодской или Брянской областях.
Тут даже Дом культуры такой. Кхе-кхе. наш, сельско-советский.
Все Кипарисово можно обойти за полчаса неторопливого шага. В общем-то делать тут нечего, оттого пора идти на станцию. На станции живет множество котов, которые, подобно цыганятам, пристают к пассажирам в надежде на подачку.
Главный среди станционных котов польстился уж было на мой сухарик, но вдруг весь съежился, испугавшись землетрясения.
Колебателем земли оказалась сплотка трехсекционных тяжеленных электровозов, которые на высокой для станции скорости протащили наливной поезд в сторону Хабаровска. Правильно, Транссиб не резиновый, а дополнительные пробки на нем создавать машинистам не хочется.
Во Владивостоке у людей с креативом посерьезнее. Фанаты праворульных автомобилей не устают убеждать себя в том, что лучше праворульного автомобиля из Японии может быть только праворульный автомобиль из Японии, но более новой модели.
А главных «жуликов и воров» клеймят прямо на их же, «жуликовой», агитации.
Вот такой вот он прекрасный, наш Дальний Восток!
Общая информация
Большо́й Ка́мень — город, центр одноименного закрытого административно-территориального образования в Приморском крае России. Расположен в 20 км к востоку от Владивостока на противоположном берегу Уссурийского залива Японского моря.
Седьмой по числу жителей город Приморского края. Население 39 447 человек (на 2013 год).
В городе располагается единственное на Дальнем Востоке России предприятие, специализирующееся на ремонте, переоборудовании и модернизации кораблей с ядерными энергетическими установками ДВЗ «Звезда», также строится крупнейшая в России судоверфь — «Звезда-DSME», способная выпускать суда с дедвейтом до 300 тысяч тонн.
Основан в 1947 году, статус города — с 1989 года; с 1996 года имеет статус ЗАТО.
Содержание
Топонимика
История
В конце 1930-х годов на правительственном уровне принято решение о строительстве крупного завода по ремонту боевых кораблей Тихоокеанского флота. В 1939—1941 гг. были проведены изыскательные работы экспедицией Ленинградского государственного проектно-сметного института в ходе которых в бухте Большой Камень было выбрано место для строительства завода. 9 июля 1946 года был подписан приказ Минсудпрома СССР о создании судоремонтного завода в бухте; строительные работы были начаты в конце июля 1947 года, и первый цех завода заработал 3 декабря 1954 года.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 января 1956 года населённый пункт Большой Камень был отнесён к категории рабочих посёлков, также он стал официально именоваться Большим Камнем.
Решением исполкома Приморского краевого Совета от 28 октября 1964 года районный центр Шкотовского района был перенесен из рабочего посёлка Шкотово в рабочий посёлок Большой Камень.
22 сентября 1989 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Большой Камень был отнесён к категории городов краевого подчинения — эта дата считается Днём города.
Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 1996 года город Большой Камень (включая территорию сёл Петровки и Суходола) преобразован в закрытое административно-территориальное образование.
География
Географическое положение
Большой Камень находится на юге Приморского края на восточном берегу Уссурийского залива, в 20 километрах к востоку от Владивостока (110 километров по автомобильной трассе и 105,5 километров по железной дороге).
Часовой пояс
Большой Камень, как и весь Приморский край, находится в часовом поясе Владивостокское время. Смещение относительно UTC составляет +11:00. Относительно Московского времени часовой пояс имеет постоянное смещение +7 часов и обозначается в России как MSK+7.
Интересно отметить, что в более восточной Японии время на два часа отстаёт от приморского, и соответствует Иркутскому времени.
Климат
Население
Численность населения достаточно стабильна и составляла 39257 человек в 2010 году, или 2 % жителей Приморского края. По численности населения Большой Камень занимает 7-е место среди городов Приморского края. Наблюдается небольшой перевес в сторону женщин — 51,7 % от населения. Уровень смертности в январе — декабре 2012 года составил 12,1 промилле, а рождаемости — 11,4 промилле.
Безработица — 2,0 % на 2012 год. На 2010 год высшее образование имели 6556 жителей (19,95 % от населения старше 15 лет).
Органы власти
Административное деление
Формально городской округ включает город Большой Камень и два села: Петровка и Суходол. Но некоторые районы города носят исторически сложившиеся названия (некоторые из них раньше являлись самостоятельными поселениями), например: Южная Лифляндия (Новый Мир), Чайкино, Дачный, Андреево, Первомайское и другие.
В Большом Камне, согласно КЛАДР, 82 улицы, 4 переулка, один тупик и 2 площади (Корабельная и им. Кушлина). Основные улицы: Карла Маркса (центральная, пересекает весь город), Аллея Труда, Приморского Комсомола, Академика Курчатова, Академика Крылова, им. Маслакова, Гагарина, Блюхера.
Экономика
Промышленность
Торговля и сфера услуг
В городе есть отделения Сбербанка, ПримСоцБанка, Росбанка, Совкомбанка, Восточного экспресс банка, а также городские Саммитбанк (бывший Большой Камень Банк, есть филиалы во Владивостоке и Москве) и «Кредитный союз „Время“».
Наиболее крупные магазины: ТЦ «Меркурий», ТЦ «Славянский», ТЦ «Центральный», супермаркет «Малибу» и рынок «Славянский», «Домотехника», ТЦ «В-Лазер», «Спектр Техники», «DNS».
Здравоохранение и социальная защита
С 2012 года в городе функционирует бюро медико-социальной экспертизы № 98 Главного бюро МСЭ ФМБА России, предоставляющего государственную услугу по проведению медико-социальной экспертизы жителям ЗАТО Большой Камень, ЗАТО Фокино, Находки, а также работникам отдельных предприятий с особо опасными условиями труда г. Владивостока.
Транспорт
Автомобильный транспорт
В 4-х километрах от города проходит краевая трасса А188 AH6 Угловое — Находка, до которой ведет двухполосная асфальтовая дорога, на выезде из города расположен КПП. Эта трасса связывает его с остальной территорией Приморского края, еще один выезд из города (грунтовая дорога) проходит через посёлок Подъяпольский, и соединяется с трассой А188 Угловое — Находка в городе Фокино. До города Владивостока — 106 км, до Находки — 78 км, до Уссурийска — 149 км, до аэропорта «Кневичи» — 73 км.
Общественный транспорт представлен автобусами, курсирующими по 3 городским, 7 районным и 3 междугородним маршрутам. В «дачный» сезон открываются ещё три автобусных маршрута. Пассажирские перевозки осуществляются тремя городскими автотранспортными компаниями, и тремя иногородними, а также несколькими таксомоторными компаниями.
Железнодорожный транспорт
В черте города есть одноименная станция, являющаяся конечной станцией железнодорожной ветки Смоляниново — Петровка — Большой Камень. В 80-х годах 20-го века ходил пригородный пассажирский поезд № 6776/6775 до станции Смоляниново. Еще одна пассажирская платформа на выезде из города на железнодорожной ветке Смоляниново — Дунай (пассажирское сообщение закрыто в 2004). Железная дорога была реконструирована в 2009 году, для безопасного вывоза отработанного ядерного топлива с ДВЗ «Звезда».
Ближайшая узловая станция — Смоляниново, ближайшая действующая платформа — 52 км в Романовке.
Водный транспорт
Также, в 80-х годах, ходил паром до Владивостока. В конце 2000-х начали прорабатываться планы его возобновления. Для этих целей предполагалось использовать один из трёх построенных к саммиту АТЭС катамаранов — «Владивосток». Однако, на 2013 год «Владивосток» находится под арестом, а единственный катамаран, принятый заказчиком — «Москва», пущен на острова Попова и Рейнеке.
Культура и искусство
Дома культуры
В городе расположены два дома культуры — Городской ДК и Дворец культуры завода «Звезда». Оба изначально были ведомственными и принадлежали заводу «Звезда», располагаются в 100 метрах друг от друга на площади им. Кушлина. Также в селе Петровканаходится Досуговый центр, а в микрорайоне Южная Лифляндия — Культурно-досуговый комплекс «Южный».
Музеи и выставочные залы
Библиотеки
«Централизованная библиотечная система городского ЗАТО Большой Камень» включает в себя 5 библиотек:
В штате ЦБС — 23 библиотечных специалиста. Библиотечный фонд насчитывает более 125 тыс. экземпляров.
Памятники
Религиозные сооружения
Связь
В настоящее время в городе работают 4 оператора сотовой связи: Билайн (ранее НТК), МТС, Ростелеком (ранее Акос) и МегаФон. Проводной доступ в интернет предоставляют Ростелеком (ранее Дальсвязь) и «Подряд».
Действует 6 отделений почтовой связи.
Средства массовой информации
На территории города выпускается 3 газеты:
На базе редакции газеты «ЗАТО» также функционирует местный телеканал «БТВ».
Известные люди
Уроженцы
Связаны с городом
Герои Социалистического Труда
Материал взят со страницы Википедии
Свои предложения и дополнения оставляйте в комментариях.
Отдых в Большом Камне, Приморский край 2021
Город Большой Камень располагается в Приморском крае, на восточном побережье Уссурийского залива, относящегося к Японскому морю. От Владивостока Большой Камень Приморье отделяет расстояние в двадцать километров. Основан он был в 1947 году, однако статус города был получен им лишь в 1996. Сегодня Большой Камень является седьмым по численности населенным пунктом Приморского края, население которого составляет порядка сорока тысяч жителей.
Люди, приезжающие на отдых в Большом Камне, стараются ближе познакомиться с экономикой этого города. Здесь располагается единственное на всем Дальнем Востоке предприятие, на котором осуществляется ремонт, модернизация и переоборудование кораблей, снабженных ядерными энергетическими установками. Также туристам, которые проведут свой отдых в Большом Камне 2020, будет интересно увидеть осуществляющееся здесь строительство крупнейшей в России судоверфи «Звезда-DSME».
Туристы, которые отправятся на отдых в Большом Камне Приморский край 2020, смогут добраться сюда из Владивостока на автомобиле (расстояние по автомобильной трассе составляет около ста десяти километров) либо на поезде (расстояние по железной дороге – сто пять с половиной километров). Также туристы, отправляющиеся в Большой Камень Приморский край на отдых, смогут посетить городской «Музейно-выставочный комплекс», Народный музей истории, расположенный в селе Петровка Досуговый центр и прочие местные достопримечательности.
Лучшие базы отдыха Большого Камня
В самом Большом Камне, а также в его окрестностях расположено достаточно много различных баз отдыха, приглашающих туристов на отдых в Большом Камне, отзывы о котором по большей части положительные.
Одним из популярных мест отдыха Большого Камня является база отдыха «Корабелы», располагающаяся в бухте Ильмовая. Оставляемые людьми, выбирающими отдых в Большом Камне Приморский край, отзывы свидетельствуют, что преимуществом данной базы отдыха является шаговая доступность моря (пляж расположен в нескольких десятках метров от базы) и наличие большого количества развлечений (катание на «таблетке» или «банане» за катером, водные горки, русская баня, конные прогулки, рыбалка, подводная охота и пр.). Также адресованные туристам, которые приедут на отдых в Большом Камне 2020, отзывы содержат информацию относительно экскурсий, организуемых для постояльцев базы «Корабелы». Отправляясь на эти экскурсии, туристы, приезжающие на отдых в Большом Камне, цены на который зависят от его продолжительности, имеют возможность насладиться красотой местных лесов и скал необычной формы, окружающих территорию базы. Также для людей, прибывающих на отдых в Большом Камне Приморский край, цены на приобретаемые путевки зависят от уровня комфорта и набора услуг, предоставляемых базой отдыха отдыхающим. Отдохнуть с комфортом, за вполне доступную цену можно в расположенной на берегу бухты Ильмовая базе отдыха «Арчер». На территории этой базы располагаются комфортабельные гостевые домики с удобствами, а также палаточный городок, разбиваемый на летний период в лесном массиве. Адресованные туристам, планирующим отправиться на отдых в Большом Камне Приморский край 2020, отзывы также содержат информацию о базе отдыха «Плес», в которой туристов ожидают летние домики у моря, а также номера в гостевых коттеджах. На выкладываемых в социальных сетях людьми, приехавшими с отдыха в Большом Камне Приморский край, фото также можно увидеть на территории базы отдыха «Плес» специально оборудованные места, предназначенные для установки палаток и площадки для приготовления шашлыков и барбекю. Обычно туристы выкладывают в интернете после отдыха в Большом Камне фото, чтобы познакомить остальных пользователей с местными великолепными морскими пейзажами и самыми яркими моментами своего отдыха в этом замечательном месте.
Цены, фото и отзывы об отдыхе в Большом Камне
При покупке путевок на отдых в Большом Камне Приморский край цены на них зависят от множества нюансов: комфортабельности домиков, продолжительности отдыха, экскурсионной программы, питания и пр. Замечательные про отдых в Большом Камне 2020 отзывы оставляют туристы, которые проживали на базе отдыха «Арчер». Положительное впечатление у отдыхающих оставляют уютные домики базы с чистым бельем и горячей водой, уютный песчаный пляж, а также пологое дно, делающее безопасным отдых с детьми.
В немалой степени устанавливаемые на отдых в Большом Камне цены зависят и от популярности заведения. Как свидетельствуют оставляемыми для отправляющихся на отдых в Большом Камне Приморский край 2020 отзывы, идеальным местом для отдыха с палаткой является база отдыха «Подъяпольск», поскольку здесь чистейшее море, очень красивый вид и прекрасная рыбалка. Как можно увидеть на размещаемых в интернете после отдыха в Большом Камне Приморский край фото, на этой базе отдыха установлены не только палатки, но и довольно комфортабельные домики, поэтому каждый сможет подобрать здесь отдых по вкусу и кошельку. Также на размещаемых после отдыха в Большом Камне фото можно увидеть, что пляж в районе базы достаточно чистый и комфортабельный.
Изучая оставляемые после отдыха в Большом Камне Приморский край отзывы, путешественники часто обращают внимание и на турбазу «Жемчужина», располагающуюся в бухте Ильмовая. Как гласят размещаемые после отдыха в Большом Камне отзывы, на этой турбазе работает очень приветливый персонал и созданы условия для комфортабельного, спокойного отдыха.
Самые популярные места для отдыха
Самые популярные места для отдыха в Большом Камне:
Большие проблемы Большого Камня
Как живется в одном из самых успешных ТОРов Дальнего Востока
Создавая на Дальнем Востоке территории опережающего развития, власти, помимо достижения очевидных экономических целей, рассчитывали превратить макрорегион из зоны социального бедствия в процветающий край. К 2025 году регионы Дальнего Востока по показателям социального развития должны подняться выше среднероссийского уровня, говорил в далеком теперь уже 2017 году, на старте мегапроектов, полпред президента Юрий Трутнев. Остановить отток населения, дать работу с достойной зарплатой, построить школы и больницы, и еще сотня задач – Дальним Востоком не занимались десятилетиями, и там, куда ни кинь, везде проблемы. Официальная статистика давит миллиардными инвестициями и колоссальными показателями темпов экономического роста, но как живется тем, кто видит мегапроекты каждый день из своего окна? Наш корреспондент побывал в городе Большой Камень в Приморье, и убедился: хотя регион действительно преобразился, жить на стройке все-таки не слишком комфортно. И далеко не все противоречия между большими проектами и маленькими людьми молниеносно разрешаются.
На судоверфи ССК «Звезда», призванной возродить былое лидерство отечественного судостроения, уже построен гигантский корабль класса «Афрамакс» (прежде такие закупали за рубежом), и заложен ледокол последнего поколения «Лидер». Работает завод по переработке минтая (ГК «Доброфлот»). Возведен завод по производству винто-рулевых колонок для судов «Сапфир». Компания «Аквакультура Л» готовится производить морепродукты. Другой важной отраслью стало строительство – так, в городе появился большой отель, строятся дома и объекты социальной инфраструктуры.
Под сенью Голиафа
Фото: ССК «Звезда»
Нагрузка на коммунальное хозяйство растет быстрее, чем успевают возводить новые объекты. Из-за этого участились отключения электроэнергии и аварии на трассах теплоснабжения. Начинать пришлось с практически нулевой базы: на момент появления ТОР коммунальная инфраструктура города была предельно изношена, говорит глава городского округа Александр Андрюхин. «Город строился силами заключенных, иногда аврально, многие сети не нанесены на схемы. Пока ведутся строительные работы, старые кабели рвутся. Плюс появляются новые потребители. Сети не выдерживают», добавляет он. Но это временно, уверяют власти, дайте только срок.
Лучше всего это видно по такому индикатору, как стоимость аренды квартиры. До появления здесь ТОР рынок съемного жилья по сути отсутствовал, соответственно, цены балансировали около низшей планки, едва превышая стоимость ЖКУ. Сегодня аренда однокомнатной квартиры обходится в 20-30 тыс. рублей и более: как во Владивостоке. Впрочем, этим-то индикатором местные жители как раз довольны. Людей с «лишним» жильем тут немало, теперь на нем наконец-то получается заработать.
На городском форуме в Сети ругают коммунальщиков (грязно, мусор не вывозят), жалуются на бродячих собак и разбитые дороги, но в основном все-таки – обиды на инвесторов. Могли бы охотнее брать на работу местных, а не завозить со всей страны. «Мы бы рады, но проектам, особенно на ранней стадии и с учетом сжатых сроков, нужны высококвалифицированные специалисты. Ожидать, что все они найдутся в небольшом городе, не приходится. Со временем компании наладят обучение, и местного персонала станет больше», говорит на правах анонимности представитель одного из резидентов.
Инвесторы свое дело делают, а вот городские власти, похоже, растерялись в новой для себя ситуации и с возросшим городским хозяйством не справляются, уверен местный патриот и предприниматель Евгений Зозуля. «Прикрываются федеральными программами: верфь, построенная к ней дорога, жилой массив для работников нового предприятия, детский сад. А что конкретно сделал муниципалитет? Обеспечьте работу ЖКХ, благоустройство элементарно», горячится он.
Игры вокруг экологии
Чтобы не случилось «жести», с резидентов надо спрашивать жестче и загодя, не ждать, когда «рванет», считает Евгений Зозуля. «Наличие промышленности не должно мешать жить людям, как то происходит с угольными терминалами в Находке», говорит он, припоминая историю с угольной пылью, которая одно время «терроризировала» этого город. «Формально строительные работы проходят через экологические экспертизы, крупные предприятия имеют экологические паспорта. При этом микрорайон «Новый мир» задыхается от аммиака с холодильников и отходов минтая», говорит местный депутат Константин Белоконь. Завод по переработке минтая дает городу тысячу рабочих мест, его строительство прошло все требуемые экспертизы, отвечает управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов. Отходы полностью перерабатываются, функционирование такого предприятия без очистных сооружений немыслимо, подчеркивает он. «В бухте Андреева возле завода «Новый мир» стоит лёд, абсолютно белый и чистый. Если бы завод хоть что-то выпускал в море, то лёд в бухте моментально бы окрасился. Однако этого не происходит, очевидно, что завод не выпускает стоки в бухту», резюмирует Ефремов.
По данным «Зеленого патруля» (не является иностранным агентом), Приморье в целом в последние годы оказывается на последних позициях общероссийского экологического рейтинга. Безусловно, это плата за быстрое промышленное развитие. Хотя есть вопросы и к самому рейтингу: тот, кто был и во Владивостоке, и в Челябинске никогда не поверит, что первый грязнее второго. Больше всего вопросов, конечно, к строительству будущего порта. Так, экологов смущает, что грунт, выбранный из-под старого оборонного завода, где ремонтировали, в том числе, атомные подводные лодки, не признан опасным. Чиновники ссылаются на данные экспертизы и разводят руками: мол, все чисто. Председатель общественной экологической организации «БРОК» Анатолий Лебедев не слышал о каких-либо значимых экологических конфликтах в Большом Камне.
Камень в болото
Пока что от реализации мегапроектов выигрывают, в основном, сами их инициаторы, уверен Белоконь. Это вообще доминирующее настроение в местной интеллигенции: пришли «богатые» и все испортили. А привели их федералы и люди из Владивостока: в городе, по сути, введено внешнее управление со стороны краевой администрации, уверяет Белоконь. «Возникающие по ходу стройки вопросы решаются задним числом, со всеми вытекающими потерями и сопутствующим бардаком», акцентирует он. «Территория не готова к такому быстрому развитию, с которым мы по факту столкнулись. Многое просто не было учтено», согласен Андрюхин.
Особенно ярко это межвременье проявляется в архитектуре: дома строятся где попало, часто на месте парков; возводятся безликие кварталы панелек, а старый жилой сектор сносится. Властям следовало подумать о территориальном зонировании до возведения заводов, говорит краевой депутат Геннадий Лазарев. «Сейчас мы ищем участки, где можно было бы строить социальное жилье. Свободная земля есть, но туда нужно подвести тепло, электроэнергию, воду, канализацию», говорит Андрюхин. Слушая местных чиновников и депутатов, ловишь себя на мысли, что такой разговор мог бы произойти в абсолютно любом российском городе. Только тут хоть что-то происходит, кроме традиционного управленческого хаоса. Те же жители старого сектора годами демонстрировали местным телеканалам текущие потолки и замерзшие полы, а теперь переезжают в «безликое», но современное жилье.
Большой Камень не первый, и не последний город в России, в котором наблюдается интересный эффект. «Наверху» решают судьбу небольшого поселения, и не подозревают, что бросают камень в спокойные воды, где десятилетиями шла, словно расписанная по нотам, жизнь. Вот местные элиты, вот «население», вот традиции. Все меняется в одночасье, и местным элитам предстоит найти себя в новой конфигурации. «Все холодильники завода (и существующий, и строящийся) работают на фреоне, поэтому запаха аммиака от нашего производства не может быть в принципе. Муниципальные депутаты воспринимают любого инвестора как цель для шантажа и инструмент для завоевания дешевой популярности», эмоционально говорит Ефремов.
А что местные власти, растерялись? Безусловно. В эпоху ЗАТО город финансировался по потребностям и ни в чем себе не отказывал, что, однако, не помешало довести инфраструктуру до катастрофического состояния. 2017 году статус ЗАТО сняли, и «чиновникам пришлось столкнуться с тяжелой бюджетной реальностью», рассказывает Андрюхин. Но если множество ЗАТО просто бросили в свободное плавание, здесь, в Большом Камне, тут же нарисовались новые перспективы.
Воспользоваться ими, однако, местные чиновники не смогли. Скорее всего, сказались многолетние патерналистские традиции: все решат за нас, а если решат не так, как мы хотим, им же будет хуже. Документов для получения федерального софинансирования в городе не подготовили. В 2018 году сюда приехал Юрий Трутнев. Только после этого на городском уровне принялись составлять комплексный план развития, но неспешно: федералы утвердили его лишь в 2020 году. Даже сегодня «не все источники финансирования определены, притом, что мэрия должна обосновывать выделение федеральных средств для реализации комплексного плана», говорит Андрюхин. В 2020 году край дал Большому Камню 1,2 млрд., Центр – 140 млн., но только на ремонт ливневки надо 3 млрд., три годовых бюджета города. Куда шло «безграничное бюджетное финансирование» эпохи ЗАТО – хороший вопрос. И как «идеальный, чистый городок» жил без ливневки – тоже. Говорить, однако, на эти темы с местными патриотами бесполезно.
Инвестор приходит, чтобы заработать, и ждать, что он решит все проблемы города, не стоит, говорит ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев. Это – задача государства, с которой оно справляется плохо. «Вся щедрость федеральных властей, которые предоставили льготы – по большей части, за счет муниципалов. В ТОРе власти Большого Камня практически не хозяева, они не могут ставить условия, на которых заходит резидент», отмечает эксперт.
И все-таки думать, что город «оккупирован» инвесторами, а власти оказались послушными куклами в руках федералов и «капиталистов» не приходится. Похоже, власти начинают ориентироваться в новых реалиях и проявлять инициативу. На днях Александр Андрюхин обратился к жителям города по поводу строительства металлургического предприятия. «Мы договорились создать рабочую группу, которая подготовит публичное обсуждение. Прошу всех, кого интересует проект металлургического завода в селе Суходол, до конца февраля направить на имя главы свои вопросы», написал в соцсетях глава города. Вопросы жителей передадут в Дальневосточный центр судостроения и судоремонта: именно эта организация осуществит стройку. Вместо конфликта и инвесторами, с Владивостоком, с Центром, с кем угодно – диалог; безусловно, это именно тот сценарий, который в конечном счете сыграет на руку самим гражданам небольшого, но гордого города со славными советскими традициями и незаурядным, интересным будущим.