больше чем просто учитель
Больше, чем просто учитель: что будут делать в школах наставники и методисты
Каждый из нас подтвердит: есть учителя просто хорошие, а есть – интересные. Их чаще всего называют «любимыми». К ним хочется идти на урок и внимать. Кажется, они обладают особыми секретами, доносят информацию так, что она хорошо усваивается, и пользуются огромным авторитетом у детей, не заигрывая с ними. Вот такие педагоги должны передавать свои знания и навыки другим, решили в Минобразования. В штатном расписании могут появиться новые категории: учитель-наставник и учитель-методист. Наставники будут помогать адаптироваться молодым педагогам, говорит председатель Ассоциации молодых педагогов России, директор Санкт-Петербургского лицея №369 Константин Тхостов.
ТХОСТОВ : В школы приходит очень много молодых учителей, закончивших вузы, и они нуждаются в плавном погружении в особенности жизни образовательной среды. И здесь как раз педагог-наставник способен как никто другой быстро адаптировать молодого учителя к существующим реалиям. Учителя переезжают из региона в регион. И при адаптации человека, попавшего в новую среду, роль педагога-наставника также является ключевой.
Пандемия показала: школе остро нужны специалисты, умеющие моментально реагировать на вызовы времени. Форс-мажор, в котором оказались образовательные учреждения в этот период, выявил нехватку учителей-методистов, которые могли бы быстро разрабатывать универсальные алгоритмы для продолжения учебы в новых условиях, говорит Константин Тхостов. Грех не воспользоваться опытом и знаниями успешных педагогов.
ТХОСТОВ : Все мы переживаем сейчас сложный пандемический год, и как раз в руках методистов и находятся те инструменты, которые позволяют минимизировать временные затраты учителей-«предметников», готовящих и очные уроки, и уроки с использованием дистанционных форм, применяя все современные методики, которые помогают нашим учащимся получать качественное образование вне зависимости от его формы.
Учитель-методист будет заниматься разработкой новых педагогических технологий, учебных пособий, проводить семинары, мастер-классы, руководить практикой студентов и многое другое.
А что дадут самим учителям эти две особые категории в квалификации? Новую ступень профессионального роста. Образно говоря, для педагога, достигшего своего потолка в виде высшей категории, открывается люк на крышу с новыми возможностями, говорит Константин Тхостов.
ТХОСТОВ : Это как раз то самое средство от профессионального выгорания и ухода из системы образования квалифицированных учителей, которые дошли уже до финальной черты и не понимают, куда двигаться дальше. Учитель-наставник, учитель-методист будет вести уроки, будет сопровождать коллег-педагогов и своим примером показывать, как действовать в той или иной ситуации. Грубо говоря, вести за собой.
Главное, чтобы эта хорошая идея не формализовалась, замечает профессор, завлабораторией Московского государственного педагогического университета, президент Тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева.
КОВАЛЁВА : Всегда хочется, чтобы это не было формальным. Чтобы не было сверху такого приказа: каждый учитель через 3 года должен стать методистом или наставником.
Должны ли ученики и их родители оповещаться о том, что кто-то из их учителей носит звание «наставник» или «методист»? Это – лишние знания. Квалификация должна остаться внутренней учительской кухней, уверена Татьяна Ковалева.
КОВАЛЁВА : Детям не надо знать, кто – наставник, кто – методист, это – внутренняя ситуация. Они знают, что есть завуч, который, допустим, расписанием занимается, есть учитель, который с детьми работает, есть директор, который школой управляет. А вот то, что внутри, это уже – вопрос профессионального роста, профессионального развития.
Кто может претендовать на звания педагога-наставника и педагога-методиста? Попробовать пройти аттестацию могут все, кто соответствует требованиям. Стаж работы для наставника – 7 лет, для методиста – 5. Необходимо и наличие действующей первой или высшей квалификационной категории по должности учителя, ну и, конечно же, желание. Похоже, с этим проблем не возникнет. По данным опроса, пройти аттестацию на новые категории уже сейчас готовы более трети педагогов.
Предел – 8 МРОТ: в Госдуме хотят ограничить стоимость обучения в вузах
Цены за учебу в вузах не могут расти бесконечно. 500-600 тысяч рублей за год, как в некоторых столичных вузах, – это слишком неадекватная цена, посчитали в Госдуме. Это делает высшее образование в России недоступным для многих семей. Депутаты предлагают установить потолок цен, которые вуз не сможет превышать.
«Потребность в педагогах постоянно растёт»
ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА: Мы прекрасно понимаем, что в наши дни должны меняться и содержание, и технологии, и управление, и инфраструктура педагогического образования, и, наверное, требуется модернизация.
Надо менять содержание профессии учителя и отношение к ней в обществе
«В образовании катастрофически не хватает доверия»
ЕЛЕНА БРЫЗГАЛИНА: «В образовании катастрофически не хватает доверия. Доверие – это такая коммуникация, когда вступающие в диалог стороны уверены в прозрачности мотивов – по крайней мере, они артикулированы и озвучены; подходят к диалогу как к попытке найти какой-то общий знаменатель».
«У нас очень много псевдомодного и псевдопрогрессивного в образовании детей»
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: «Не надо лезть туда, где должны быть государство и общество. Это не имеет отношения к конкретному названию конкретного банка или к какой-то конкретной фамилии. Это должен быть принцип».
Полный “дистант” вреден для образования: как пандемия сказалась на качестве обучения в вузах
Полный переход на онлайн-обучение снижает качество образования. Эксперты Минобрнауки проверили, как пандемия повлияла на усвоение знаний в вузах. Оказалось, цифровые сервисы помогают в освоении программы, но не могут полностью заменить очное обучение.
Больше, чем просто учитель: что будут делать в школах наставники и методисты
Каждый из нас подтвердит: есть учителя просто хорошие, а есть – интересные. Их чаще всего называют «любимыми». К ним хочется идти на урок и внимать. Кажется, они обладают особыми секретами, доносят информацию так, что она хорошо усваивается, и пользуются огромным авторитетом у детей, не заигрывая с ними. Вот такие педагоги должны передавать свои знания и навыки другим, решили в Минобразования. В штатном расписании могут появиться новые категории: учитель-наставник и учитель-методист. Наставники будут помогать адаптироваться молодым педагогам, говорит председатель Ассоциации молодых педагогов России, директор Санкт-Петербургского лицея №369 Константин Тхостов.
ТХОСТОВ : В школы приходит очень много молодых учителей, закончивших вузы, и они нуждаются в плавном погружении в особенности жизни образовательной среды. И здесь как раз педагог-наставник способен как никто другой быстро адаптировать молодого учителя к существующим реалиям. Учителя переезжают из региона в регион. И при адаптации человека, попавшего в новую среду, роль педагога-наставника также является ключевой.
Пандемия показала: школе остро нужны специалисты, умеющие моментально реагировать на вызовы времени. Форс-мажор, в котором оказались образовательные учреждения в этот период, выявил нехватку учителей-методистов, которые могли бы быстро разрабатывать универсальные алгоритмы для продолжения учебы в новых условиях, говорит Константин Тхостов. Грех не воспользоваться опытом и знаниями успешных педагогов.
ТХОСТОВ : Все мы переживаем сейчас сложный пандемический год, и как раз в руках методистов и находятся те инструменты, которые позволяют минимизировать временные затраты учителей-«предметников», готовящих и очные уроки, и уроки с использованием дистанционных форм, применяя все современные методики, которые помогают нашим учащимся получать качественное образование вне зависимости от его формы.
Учитель-методист будет заниматься разработкой новых педагогических технологий, учебных пособий, проводить семинары, мастер-классы, руководить практикой студентов и многое другое.
А что дадут самим учителям эти две особые категории в квалификации? Новую ступень профессионального роста. Образно говоря, для педагога, достигшего своего потолка в виде высшей категории, открывается люк на крышу с новыми возможностями, говорит Константин Тхостов.
ТХОСТОВ : Это как раз то самое средство от профессионального выгорания и ухода из системы образования квалифицированных учителей, которые дошли уже до финальной черты и не понимают, куда двигаться дальше. Учитель-наставник, учитель-методист будет вести уроки, будет сопровождать коллег-педагогов и своим примером показывать, как действовать в той или иной ситуации. Грубо говоря, вести за собой.
Главное, чтобы эта хорошая идея не формализовалась, замечает профессор, завлабораторией Московского государственного педагогического университета, президент Тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева.
КОВАЛЁВА : Всегда хочется, чтобы это не было формальным. Чтобы не было сверху такого приказа: каждый учитель через 3 года должен стать методистом или наставником.
Должны ли ученики и их родители оповещаться о том, что кто-то из их учителей носит звание «наставник» или «методист»? Это – лишние знания. Квалификация должна остаться внутренней учительской кухней, уверена Татьяна Ковалева.
КОВАЛЁВА : Детям не надо знать, кто – наставник, кто – методист, это – внутренняя ситуация. Они знают, что есть завуч, который, допустим, расписанием занимается, есть учитель, который с детьми работает, есть директор, который школой управляет. А вот то, что внутри, это уже – вопрос профессионального роста, профессионального развития.
Кто может претендовать на звания педагога-наставника и педагога-методиста? Попробовать пройти аттестацию могут все, кто соответствует требованиям. Стаж работы для наставника – 7 лет, для методиста – 5. Необходимо и наличие действующей первой или высшей квалификационной категории по должности учителя, ну и, конечно же, желание. Похоже, с этим проблем не возникнет. По данным опроса, пройти аттестацию на новые категории уже сейчас готовы более трети педагогов.
Предел – 8 МРОТ: в Госдуме хотят ограничить стоимость обучения в вузах
Цены за учебу в вузах не могут расти бесконечно. 500-600 тысяч рублей за год, как в некоторых столичных вузах, – это слишком неадекватная цена, посчитали в Госдуме. Это делает высшее образование в России недоступным для многих семей. Депутаты предлагают установить потолок цен, которые вуз не сможет превышать.
«Потребность в педагогах постоянно растёт»
ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА: Мы прекрасно понимаем, что в наши дни должны меняться и содержание, и технологии, и управление, и инфраструктура педагогического образования, и, наверное, требуется модернизация.
Надо менять содержание профессии учителя и отношение к ней в обществе
«В образовании катастрофически не хватает доверия»
ЕЛЕНА БРЫЗГАЛИНА: «В образовании катастрофически не хватает доверия. Доверие – это такая коммуникация, когда вступающие в диалог стороны уверены в прозрачности мотивов – по крайней мере, они артикулированы и озвучены; подходят к диалогу как к попытке найти какой-то общий знаменатель».
«У нас очень много псевдомодного и псевдопрогрессивного в образовании детей»
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: «Не надо лезть туда, где должны быть государство и общество. Это не имеет отношения к конкретному названию конкретного банка или к какой-то конкретной фамилии. Это должен быть принцип».
Полный “дистант” вреден для образования: как пандемия сказалась на качестве обучения в вузах
Полный переход на онлайн-обучение снижает качество образования. Эксперты Минобрнауки проверили, как пандемия повлияла на усвоение знаний в вузах. Оказалось, цифровые сервисы помогают в освоении программы, но не могут полностью заменить очное обучение.
Больше, чем просто учитель: что будут делать в школах наставники и методисты
Каждый из нас подтвердит: есть учителя просто хорошие, а есть – интересные. Их чаще всего называют «любимыми». К ним хочется идти на урок и внимать. Кажется, они обладают особыми секретами, доносят информацию так, что она хорошо усваивается, и пользуются огромным авторитетом у детей, не заигрывая с ними. Вот такие педагоги должны передавать свои знания и навыки другим, решили в Минобразования. В штатном расписании могут появиться новые категории: учитель-наставник и учитель-методист. Наставники будут помогать адаптироваться молодым педагогам, говорит председатель Ассоциации молодых педагогов России, директор Санкт-Петербургского лицея №369 Константин Тхостов.
ТХОСТОВ : В школы приходит очень много молодых учителей, закончивших вузы, и они нуждаются в плавном погружении в особенности жизни образовательной среды. И здесь как раз педагог-наставник способен как никто другой быстро адаптировать молодого учителя к существующим реалиям. Учителя переезжают из региона в регион. И при адаптации человека, попавшего в новую среду, роль педагога-наставника также является ключевой.
Пандемия показала: школе остро нужны специалисты, умеющие моментально реагировать на вызовы времени. Форс-мажор, в котором оказались образовательные учреждения в этот период, выявил нехватку учителей-методистов, которые могли бы быстро разрабатывать универсальные алгоритмы для продолжения учебы в новых условиях, говорит Константин Тхостов. Грех не воспользоваться опытом и знаниями успешных педагогов.
ТХОСТОВ : Все мы переживаем сейчас сложный пандемический год, и как раз в руках методистов и находятся те инструменты, которые позволяют минимизировать временные затраты учителей-«предметников», готовящих и очные уроки, и уроки с использованием дистанционных форм, применяя все современные методики, которые помогают нашим учащимся получать качественное образование вне зависимости от его формы.
Учитель-методист будет заниматься разработкой новых педагогических технологий, учебных пособий, проводить семинары, мастер-классы, руководить практикой студентов и многое другое.
А что дадут самим учителям эти две особые категории в квалификации? Новую ступень профессионального роста. Образно говоря, для педагога, достигшего своего потолка в виде высшей категории, открывается люк на крышу с новыми возможностями, говорит Константин Тхостов.
ТХОСТОВ : Это как раз то самое средство от профессионального выгорания и ухода из системы образования квалифицированных учителей, которые дошли уже до финальной черты и не понимают, куда двигаться дальше. Учитель-наставник, учитель-методист будет вести уроки, будет сопровождать коллег-педагогов и своим примером показывать, как действовать в той или иной ситуации. Грубо говоря, вести за собой.
Главное, чтобы эта хорошая идея не формализовалась, замечает профессор, завлабораторией Московского государственного педагогического университета, президент Тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева.
КОВАЛЁВА : Всегда хочется, чтобы это не было формальным. Чтобы не было сверху такого приказа: каждый учитель через 3 года должен стать методистом или наставником.
Должны ли ученики и их родители оповещаться о том, что кто-то из их учителей носит звание «наставник» или «методист»? Это – лишние знания. Квалификация должна остаться внутренней учительской кухней, уверена Татьяна Ковалева.
КОВАЛЁВА : Детям не надо знать, кто – наставник, кто – методист, это – внутренняя ситуация. Они знают, что есть завуч, который, допустим, расписанием занимается, есть учитель, который с детьми работает, есть директор, который школой управляет. А вот то, что внутри, это уже – вопрос профессионального роста, профессионального развития.
Кто может претендовать на звания педагога-наставника и педагога-методиста? Попробовать пройти аттестацию могут все, кто соответствует требованиям. Стаж работы для наставника – 7 лет, для методиста – 5. Необходимо и наличие действующей первой или высшей квалификационной категории по должности учителя, ну и, конечно же, желание. Похоже, с этим проблем не возникнет. По данным опроса, пройти аттестацию на новые категории уже сейчас готовы более трети педагогов.
Предел – 8 МРОТ: в Госдуме хотят ограничить стоимость обучения в вузах
Цены за учебу в вузах не могут расти бесконечно. 500-600 тысяч рублей за год, как в некоторых столичных вузах, – это слишком неадекватная цена, посчитали в Госдуме. Это делает высшее образование в России недоступным для многих семей. Депутаты предлагают установить потолок цен, которые вуз не сможет превышать.
«Потребность в педагогах постоянно растёт»
ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА: Мы прекрасно понимаем, что в наши дни должны меняться и содержание, и технологии, и управление, и инфраструктура педагогического образования, и, наверное, требуется модернизация.
Надо менять содержание профессии учителя и отношение к ней в обществе
«В образовании катастрофически не хватает доверия»
ЕЛЕНА БРЫЗГАЛИНА: «В образовании катастрофически не хватает доверия. Доверие – это такая коммуникация, когда вступающие в диалог стороны уверены в прозрачности мотивов – по крайней мере, они артикулированы и озвучены; подходят к диалогу как к попытке найти какой-то общий знаменатель».
«У нас очень много псевдомодного и псевдопрогрессивного в образовании детей»
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: «Не надо лезть туда, где должны быть государство и общество. Это не имеет отношения к конкретному названию конкретного банка или к какой-то конкретной фамилии. Это должен быть принцип».
Полный “дистант” вреден для образования: как пандемия сказалась на качестве обучения в вузах
Полный переход на онлайн-обучение снижает качество образования. Эксперты Минобрнауки проверили, как пандемия повлияла на усвоение знаний в вузах. Оказалось, цифровые сервисы помогают в освоении программы, но не могут полностью заменить очное обучение.
Я работаю учителем начальных классов. Вот чем меня бесят родители
Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.
Но ко все этим ситуациям я отношусь с азартом. В этом и есть моя работа: не только научить ребенка писать и считать, но и объяснить, как взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, нести ответственность и исправлять ошибки. Чем сложнее задачу ставит перед собой и передо мной ребенок, тем интереснее ее решать и больше удовлетворения, когда удается с ней справиться.
К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.
Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.
Как победить выгорание
Требуют слишком многого
Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.
Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.
Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.
Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.
Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.
Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.
Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.
Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.
Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.
Не сомневаются в словах ребенка
Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.
Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.
Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.
Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.
Просят сделать исключение
В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.
Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.
Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.
Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.
Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.
Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.
Не уважают личное время
Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.
Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.
Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.
В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.
Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.
Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.
Считают, что учитель занимается только уроками
Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.
Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.
Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.
Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.
Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.