больше чем фотография американский стендап
7 зарубежных стендап-комиков, которые покорили российских зрителей
Комик, актер, режиссер, сценарист и писатель полюбился зрителям за черный юмор, острые, циничные политические и религиозные шутки. Джордж Карлин родился в скромной семье в Нью-Йорке, его мать работала секретарем, у отца были проблемы с алкоголем. Будущий комик не закончил школу, отдав предпочтение службе в ВВС. Он получил специальность механика, но работал в творческих сферах: был диджеем на радиостанции и выступал в варьете. Затем выпустил несколько номеров на телевидении и снялся в роли наставника Руфуса в сериале «Билл и Тэд», завоевав авторитет у зрителей-подростков. На его счету 16 ролей в фильмах (в том числе известная роль отца Аффлека в картине «Девушка из Джерси»), пять книг и 20 музыкальных альбомов. До последних дней он давал 90 концертов в год, а выходные предпочитал проводить в Лас-Вегасе.
«Я думал над тем, почему люди на старости лет часто читают Библию. Потом понял — они же готовятся к выпускному экзамену!» — Джордж Карлин.
Ирландский комик также известен как писатель, сценарист, режиссер и актер. Первые стендап-выступления Дилан Моран давал еще в школе, а к 20 годам начал серьезно интересоваться этим видом шоу. В результате он стал самым молодым комиком, получив в 24 года награду Perrier Comedy Award (современное название The Edinburgh Comedy Awards). Особую популярность он приобрел после роли Бернарда в сериале «Black Books» («Книжный магазин Блэка»), который был удостоен премии BAFTA. Кстати, сценарий и образ персонажа Моран продумал до мелочей, хотя и переходил на экспромты. Сразу после этого успеха актер снялся в комедии «Зомби по имени Шон». Некоторое время Дилан Моран пробовал себя как художник: свои наброски он публиковал в Instagram, но в 2018 году забросил это занятие. Более 23 тыс. подписчиков ждут возвращения кумира.
«Найти работу и наладить свою личную жизнь ты всегда успеешь, а паб через пять часов закрывается», — Дилан Моран.
Американский актер, продюсер, сценарист и комик сейчас также известен как подкастер. Билл Берр родился в Массачусетсе, в семье дантиста и медсестры. Будущий комик окончил среднюю школу и получил степень бакалавра для работы на радио. Начинал Берр на складе, о чем позднее упоминал в своих стендапах. Он утверждал, что это отличная работа, потому что если начальник пытается нагрузить тебя задачами, можно просто сесть на погрузчик и уехать. Многим зрителям Берр запомнился своими выступлениями с нонконформистскими и наглыми заявлениями вроде «в Стиве Джобсе нет ничего особенного». Задира добился влияния и стал одним из сооснователей сети All Things Comedy; журнал Rolling Stone назвал его «бесспорным чемпионом в тяжелом весе по юмору, полному ярости». В послужном списке Берра-актера — появление в сериале «Во все тяжкие».
«Среди белых людей нет «братьев». Мы просто индивидуумы и нам плевать друг на друга. Нет, ты мне не брат, мой брат живет в Огайо, и я этого парня даже не знаю», — Билл Берр.
Стендап-комик, сценарист, режиссер и продюсер родился в Вашингтоне, а детство провел в Мехико. Английский он начал учить только в семь лет, его родной язык — испанский, но сейчас Секей (настоящая фамилия актера) утверждает, что почти забыл его. Юноша решил работать на телевидении, разочаровавшись в шоу, которые смотрела его мать. После школы он подрабатывал на бостонском телеканале, параллельно трудясь автомехаником, продавцом в магазине видеоаппаратуры и поваром. Этот разносторонний опыт позволил Си Кею получить технические знания, которые пригодились в дальнейших съемках короткометражных фильмов и ТВ-шоу. Первой картиной стала «Трешовый день», но актер быстро решил, что хочет развиваться в стендапе. Си Кей строит выступления на личном опыте, часто рассказывает о семейной жизни и отцовстве (он делит с женой опеку над детьми). Тексты стендапера полны самоиронии, он любит делать акцент на своих недостатках, вызывая сопереживание и понимание зрителей, узнающий в этих рассказах себя.
«Я не перестаю есть, когда наелся. Еда не заканчивается, когда я сыт. Она заканчивается, когда я начинаю себя ненавидеть», — Луи Си Кей.
Ирландский актер и ведущий известен по работам в шоу The Panel и Mock the Week и ролью в сериале «Трое в лодке». Дара О’Бриэн родился в Брее, окончил среднюю школу, а после этого изучал математику в Университетском колледже Дублина. Тогда же захотел выступать перед публикой. «Я мог выйти к доске без всякой причины и потребовать внимания аудитории», — вспоминает О’Бриэн. Импровизация и внезапность стали его визитной карточкой: свои выступления комик часто строит на общении со зрителями. При этом он высмеивает как случайную жертву, так и самого себя. Дара О’Бриэн охотно рассуждает о глупости и наивности, особенно не жалеет астрологов и экстрасенсов. В Twitter, который читают 2,5 млн человек, он ежедневно выкладывает новые посты, анонсирует выступления в рамках гастрольного тура «Голос разума» и рассказывает о своей книге для детей «Beyond the Sky».
«Комедийный стендап — это владение сценой. В этом плане, с физической точки зрения, мне выгодно быть крупным человеком: одного моего присутствия достаточно для доминирования», — Дара О’Бриэн.
Британский актер, телеведущий, писатель и комик поражает зрителей смелыми, циничными, иногда пошлыми шутками, не боясь высмеивать любого. Джимми Карр провел детство в Беркшире, а затем окончил Королевскую школу грамматики в графстве Бакингемшир. Высшее образование получил в Кембридже, после чего устроился маркетологом в нефтегазовую компанию Shell Oil. Однако в 2000 году переключился на комедийную карьеру и быстро добился успеха. Он начинал с импровизированных шоу, давал сольные выступления в клубах и на фестивалях. Затем начались выпуск DVD-дисков и гастроли, за одни из которых актера удостоили премии British Comedy Award. Он часто шутит на грани фола, выбирая темы, которые не принято даже обсуждать. Например, в 2009 году Карр заявил, что пострадавшие в Ираке и Афганистане британские солдаты дали возможность стране победить в предстоящих Паралимпийских играх. Черный юмор Карра стал основой динамичных коротких выступлений, в которых он высмеивает врожденные недостатки, избыточный вес и придуманные им самим ситуации.
«Плавание очень полезно, особенно если вы тонете. То есть вы тогда не только проводите тренировку сердечно-сосудистой системы, но еще и не умираете», — Джимми Карр.
Американский актер, ведущий и комик вырос в семье с четырьмя братьями. Он был единственным афроамериканцем в своей школе. Дискриминация оставила отпечаток на творчестве Криса Рока, и сейчас он известен как любитель пройтись по теме пола и расы. Карьера Рока началась со съемок в небольших малозаметных картинах, а по ночам он выступал в клубах, где однажды его заметил Эдди Мерфи. Последний продвинул будущего комика на роль в фильме «Полицейский из Беверли-Хиллз 2». После этого Рок неоднократно пытался закрепиться в статусе голливудского актера, но в итоге возвращался к стендапу. В 1996 году вышло шоу Bring the Pain, за которое комик получил две премии «Эмми», а затем «Шоу Криса Рока», принесшее ему две награды CableACE. Вскоре после этого начали поступать предложения по работе в кино. Актер снялся в «Ниндзя из Беверли-Хиллз», «Плохой компании» с Энтони Хопкинсом и комедии «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар», а также озвучил зебру Марти в мультфильме «Мадагаскар». В 2005 году он запустил сериал на основе собственной биографии — «Все ненавидят Криса», в том же году вел 77-ю церемонию вручения «Оскара», а в 2016 году снова стал ее ведущим.
«Вы можете сказать: «Черные люди достигли прогресса». Но вы так не делаете, потому что это означало бы, что вы делите людей на расы. Реальность такова: белые люди стали менее сумасшедшими», — Крис Рок.
Опальные классики и дерзкие миллениалы: 10 современных стендап-комиков
Я смотрю много стендапа, но советовать концерты любимых комиков часто бывает сложно: юмор — это всегда очень личное.
Эта подборка — гид по современному зарубежному стендапу для тех, кто помнит только старые монологи Джорджа Карлина. В репертуаре 10 главных комиков планеты — неполиткорректная комедия старой школы, абсурдные истории, мюзиклы и серьезные откровения.
Луи Си Кей
Кто такой. Один из важнейших комиков современности, который в 90-х перебивался проходными выступлениями на вечерних шоу и снимал малобюджетное кино.
Как и о чем шутит. Только после сорока лет Луи наконец нащупал свое легендарное амплуа — раздражительного циника в кризисе среднего возраста. С конца нулевых Си Кей развивал этот образ в том числе и как теледраматург: его сериалы «Луи» и «Хорас и Пит» теперь золотой стандарт разговорного сэдкома — комедии с примесью драмы.
После обвинений в харассменте в 2017 карьера Си Кея, казалось, была закончена. Однако опальный комик вернулся на большую сцену три года спустя и снова неполиткорректно высмеял все на свете, но на этот раз не без оправдательной рефлексии.
Дэйв Шаппелл
Кто такой. Самый авторитетный афроамериканский комик прославился в нулевых благодаря новаторскому скетч-шоу имени себя, в котором остро шутили о расизме, политике и знаменитостях.
Затем Дэйв почти на десять лет ушел из комедии, что только укрепило его культовый статус. Шаппелл вернулся на сцену три года назад: два спешла комика, в которых он резко проходится по злободневным вопросам, побили рекорды просмотров среди стендапов на «Нетфликсе».
Как и о чем шутит. Шаппелл — из тех комиков, которые в обсуждении актуальных тем всегда ходят по краю и часто высказывают непопулярное мнение. Последний его концерт Sticks & Stones с шутками над ЛГБТК+ и оправданиями Луи Си Кея стал, возможно, самым скандальным комедийным шоу последних лет.
С чего начать. The Age of Spin на «Нетфликсе».
Билл Берр
Кто такой. Берр один из немногих комиков старой школы, для которых нет слишком деликатных тем для шуток. На каждом концерте он с привычной ухмылкой делится накипевшим и каждый раз получает в ответ улюлюканья, которые тут же заглушают аплодисменты.
Как и о чем шутит. Визитная карточка Билла Берра — провокационные тезисы вроде «материнство — это не сложно», «смеяться над полными людьми нормально», «Стив Джобс не был гением» или «планете не помешала бы еще одна эпидемия».
Если бы на этом все заканчивалось, комика уже ненавидел бы весь мир. Но Берру хватает остроумия и бронебойной харизмы, чтобы объяснить свою точку зрения и всех рассмешить.
История американского стендапа в 10 шагов
Эксперты Вконтакте, у которых ещё не началась подготовка к ЕГЭ, любят писать в комментариях что-то вроде «русский стендап как русский футбол». Или «русский стендап как русские машины». Штука в том, что футболом и автомобилями у нас занимаются давно. Стендапу в России от силы лет пять. А вот американскому, например, перевалило за шестьдесят. Старичок он уже. Для наглядности переведу большой текст с моего любимого Сплитсайдера
Конечно, комики веселили народ ещё сотни лет назад. Но до 1947 года это не называлось стендапом, потому что такого термина ещё не существовало. Его придумали журналисты изданий, писавших о шоу-бизнесе (например, Variety или Billboard). Первыми его взяли на вооружение владельцы клубов и театров, чтобы покороче объяснить, что у них делают комики. Люди, которые выступали в одиночку, на самом краю сцены, без музыкального сопровождения. Просто стояли и рассказывали шутки.
Поскольку термин «стендап» придумали в конце 1940-х, отсюда и начнём.
1. 1948 — Шоу Эда Салливана
Джордж Карлин на шоу Эда Салливана
Две легендарные телепередачи появились в эфире в 1948 году с разницей в несколько дней: Texaco Star Theater вышел в эфир NBC 8 июля, а две недели спустя на CBS дебютировало The Ed Sullivan Show (изначально — The Toast of The Town). В то время немногие предполагали, что шоу Салливана привнесёт в жанр гораздо больше.
The Texaco Star Theater стало Большим Взрывом для телевидения. Его вёл сорокалетний комик по имени Мильтон Берль — опытный шоумен, прошедший ночные клубы и водевили. Смотреть Берля по телевизору было обязательным занятием для вечера вторника. Порой до 80 процентов телевизоров в США было настроено на NBC, когда Мильтон выходил в эфир. Это уже было социальным явлением, и «Мистер Телевидение» появился на обложках Newsweek и Time, причём на одной неделе. Первой суперзвездой сетевого вещания стал комик.
Для CBS всё было не так радужно. Их воскресное шоу вёл болезненно неловкий светский колумнист Эд Салливан. Премьера выдалась небогатой событиями, разве что стала теледебютом для Дина Мартина и Джерри Льюиса. Но с черепашьей скоростью разнообразное и удобоваримое для всей семьи шоу набрало аудиторию. Да так, что Эд Салливан стал королём, сравняв Берля (и всех остальных конкурентов) с землёй. Шоу Эда Салливана продержалось 23 сезона.
В первую очередь Салливана помнят за то, что он звал в передачу рок-звёзд (Элвис Пресли в 1956, «Битлз» в 1964). Но почти в каждом эфире появлялся хотя бы один комик, пародист или чревовещатель. На исходе своего существования The Sullivan Show показало миру комиков новой волны — Билла Косби, Джоан Риверс, Вуди Аллена, Джорджа Карлина и Ричарда Прайора.
2. 1958 — Комедийные альбомы
Первые юмористические записи относятся к ранним годам звукозаписи. В мае 1913 года Джо Хэймен записал монолог «Коэн на телефоне» с «еврейскими» шутками. Эта запись стала первым комедийным хитом в США. В начале 1950-х большинство комедийных записей содержали музыку — к таковым относятся пластинки Спайка Джонса, Тома Лерера, Мики Каца и Виктора Борге. В 1958 джазовый лейбл Verve записал комика Морта Сола в фолк-клубе Сан-Франциско. Сол уже был влиятельным комиком, который выступал по-новому: противоречиво, сатирически, злободневно. К тому же, он выглядел по-иному: без пиджака и галстука, кардиган и рубашка с расстёгнутым воротничком.
Запись Сола The Future Lies Ahead не была первым комедийным полноформатным альбомом — Ред Фокс и Лорд Бакли его обошли. Но The Future Lies Ahead стала культурным прорывом. Альбом продавался небывалыми тиражами, особенно в колледжах. Крупные лейблы взяли это на заметку.
Вскоре после успеха Сола два молодых комика Шелли Берман и Боб Ньюхарт «выстрелили» своими альбомами. Вышедший в 1959 году Inside Shelley Berman стал золотым и выиграл «Грэмми» за лучшую комедийную запись. На следующий год The Button Down Mind of Bob Newhart продался миллионным тиражом и также получил «граммофон». Но самым поразительным было то, что альбом Ньюхарта был записан на его дебютном клубном выступлении.
Вскоре молодые комики тех дней (Ленни Брюс, Дик Грегори, Вуди Аллен, Билл Дана) освоили технологии и принялись записывать свои альбомы. Первый стендап-бум случился в начале 1960-х — и он был связан с аудиозаписями.
3. 1963 — Комедийный клуб
Бадд Фридман в The Improv
Хотя маленькое заведение в Бруклине под названием Pips устраивало шоу только с комиками ещё в 1962 году, стендап-революция началась в другом месте. Её центром стала кофейня на Манхэттене, где обретался Джерсон «Бадд» Фридман.
Фридман представлял себе, что его крошечное Improvisation Cafe (вмещало всего 85 человек) станет местом, где бродвейские актёры смогут отдыхать после выступлений и, может быть, петь друг для друга и для туристов. Поэтому он устроил небольшую сцену, микрофоны и пианино. У него и в планах не было привлекать комиков.
Но однажды вечером, спустя год после открытия, ныне забытый комик Дэвид Астор заскочил в кофейню и выступил для Бадда и публики. Получилось так удачно, что Астор вернулся и на следующий день. Вскоре нью-йоркские комики вытеснили с этой сцены певцов и вообще кого бы то ни было. Так родился комедийный клуб. Чтобы быть честными: The Improv давал время на сцене и певцам, так что Comedy Store в Лос-Анджелесе стал первым клубом «только с комиками». Впоследствии схема «ведущий-комики-хэдлайнер» захватила Америку, а потом и весь мир. Кирпичная стена и микрофон стали символами стендапа.
4. 1972 — The Tonight Show переезжает на запад
Джонни Карсон и Эд Макмахон в The Tonight Show
Когда в середине 1960-х популярность Эда Салливана стала убывать, The Tonight Show с Джонни Карсоном стало новой Меккой для комиков, жаждущих прорыва. Шоу уже помогло запустить карьеры молодых комиков Джоан Риверс, Дона Риклза, Флипа Уилсона и Дэвида Бреннера.
Когда CBS закрыло The Ed Sullivan Show весной 1971, Джонни Карсон набрал ещё больший вес. Вскоре последовала невероятная новость: The Tonight Show переехало из Нью-Йорка в Калифорнию. И Лос-Анджелес стал новым центром притяжения для стендап-комиков. Неслучайно The Comedy Store открылся на бульваре Сансет в 1972, а вскоре The Improv открыл западный филиал на Мелроуз-авеню. Когда The Tonight Show начало вещание из Голливуда, Джонни Карсон стал неоспоримым «Королём лейтнайта». Стендап-миграция в Лос-Анджелес официально началась. Год за годом The Tonight Show давало миру комиков уровня Фредди Принза, Альберта Брукса, Дэвида Леттермана, Кевина Поллака, Джерри Сайнфелда, Билла Мара, Стивена Райта, Эллен Дедженерес, Гарри Шэндлинга и Розанны Барр
Концерт Эдди Мёрфи Delirious — удивительным образом он стал первым стендап-опытом для многих россиян.
Осенью 1975 года NBC выпустил шоу Saturday Night Live (изначально NBC’s Saturday Night). Хотя в основном составе не было стендап-комиков, четыре из семи первых гостей были представителями именно этого жанра. Ими стали Джордж Карлин, Роберт Кляйн, Ричард Прайор и Лили Томлин. Шоу ознаменовало собой начало эпохи более «острой» комедии. Культурное влияние SNL было таким, что карьера Стива Мартина, выступившего в шоу дважды, взлетела в комедийную стратосферу. Мартин записал два «золотых альбома», хитовую песню King Tut, написал бестселлер Cruel Shoes и выступал в забитых под завязку залах по всей стране. Это было чем-то новым — рок-звезда из мира комедии.
Позже SNL раскрутило Эдди Мёрфи, Кевина Нилона, Криса Рока, Денниса Миллера, Норма Макдональда, Адама Сэндлера и Джимми Фэллона. Но при этом Saturday Night Live оставалось прежде всего площадкой для авторов и исполнителей скетчей.
Творческий размах одновременно ограничивали цензоры канала и Федеральная комиссия по связи. Когда 13 декабря 1975 года шоу вёл Ричард Прайор, NBC так переживал из-за возможных непристойностей, что выпустил SNL с 7-секундной задержкой. Это был Субботний-вечер-почти-живьём. И в этот момент в игру вступил канал Home Box Office. Или, как зовут его друзья, HBO
31 декабря 1975 года HBO выпустил часовой концерт Роберта Кляйна без цензуры. Он был первым стендап-спешлом HBO (то есть, концертом, записанным СПЕЦИАЛЬНО для канала). Тектонические плиты пришли в движение, особенно в области языка. Всего лишь за три года до выхода концерта Кляйна Джорджа Карлина арестовали в Милуоки за крепкие выражения во время шоу.
HBO — кабельный канал, поэтому его первые стендап-концерты не могли соперничать в культурном влиянии с шоу Карсона или SNL. Но это были медленные перемены.
Сверхпродуктивный Джордж Карлин, чьи смелые язык и материал идеально подходили для «свободной зоны» HBO, принялся записывать новый час стендапа для канала каждые год-два. Всего Карлин снял 14 концертов.
В конце 1976 года HBO запустил ещё одну программу, оказавшую огромное влияние на стендап. Это было шоу Freddie Prinze and Friends. В клубе LA Improv Фредди Принз (покончивший с собой несколько месяцев спустя) представил публике пятерых неизвестных комиков, включая 26-летнего Джея Лено. Программа «вошла в учебники» не только благодаря содержанию, но и благодаря форме: опытный комик представляет более молодых. Впоследствии этот шаблон использовали ещё не раз: The Young Comedian’s Special и Def Comedy Jam — тому примеры.
Несмотря на множество других удачных комедийных шоу, HBO войдёт в историю как канал, который сломал стены цензуры и дал стендапу полную свободу творчества.
6. 1979 — Стендап-фильм
Ричард Прайор в шоу Live in Concert
У Ричарда Прайора было огромное преимущество перед другими комиками конца 1970-х: он был кинозвездой.
Как Боб Хоуп, Джерри Льюис и Вуди Аллен до него, Прайор перенёс своего комического персонажа в кинокарьеру. Только в 1978 году он сыграл в трёх фильмах: «Конвейер», «Калифорнийский отель» и «Виз».
Затем, за два вечера в декабре 1978 года Прайор снял концерты в театре Terrace на Лонг Бич. Это было дерзко — записать фильм с обычным стендап-выступлением. Всего 35 дней спустя концерт пошёл в кинотеатрах и стал для многих откровением.
Прайор начал телекарьеру в 1964 году. Начав с абсолютно «чистого» материала, он пережил поразительную трансформацию. Если Ленни Брюс начал войну за расширение границ языка и тематики стендапа, то Ричард Прайор её выиграл. Richard Pryor: Live in Comcert стал разделительной линией. Его мощное, естественное и откровенное выступление до сих пор поражает. Нынешний стендап живёт в его тени.
7. 1989 — Comedy Central
Джон Стюарт в The Daily Show
5 июля 1989 года, за несколько месяцев до выхода в эфир Comedy Central, NBC выпустил пилотную серию ситкома The Seinfeld Chronicles. Его звезда Джерри Сайнфелд уже был кумиром молодых комиков благодаря своим навыкам наблюдателя.
Большинство комиков того времени работали на два направления: пятиминутные «приличные» сеты для телевидения и «взрослый» материал для гастролей. Сайнфелд всегда работал в одну сторону — его шутки не надо было «чистить» для телесъёмок. Выход «Сайнфелда» совпал с бумом комедийных клубов и сразу сделал Джерри лицом Нового Американского Стендапа.
Так что, когда Comedy Central запустился в октябре 1989 года, от него ждали следующего Сайнфелда, Карлина или Прайора. Предполагалось, что это будет чем-то вроде MTV для комиков. Но, в отличие от MTV, Central «взлетел» не сразу. Виной тому были стендап-шоу на других каналах: An Evening at the Improv на A&E, Half-Hour Comedy Hour на том же MTV, Standup Spotlight на VH1 и Comic Strip Live and Comedy Express на FOX.+
В конце концов Comedy Central нашёл своё место под солнцем и стал местом, где молодые комики могут получить свой первый эфир и построить карьеру. Эдакий молодёжный HBO.
Со временем канал выработал систему продвижения. Сначала комик получал шанс выступить на шоу вроде Premium Blend или Live at Gotham, потом получал свой получасовой спешл (Comedy Central Presents), затем часовой спешл и, наконец, собственное шоу на канале.
Этот путь прошли Дэниэл Тош и Эми Шумер. Канал также позволил комикам Биллу Мару и Джону Стюарту снять программы, которые впоследствии изменили политический юмор.
Позже Comedy Central наладил производство «прожарок звёзд». Традиция оскорблять людей в приятной атмосфере восходит к ранним 1950-м. Тогда звёзд «жарили» за закрытыми дверями, а до телеэфира добирались лишь стерильные версии этой забавы. Но как только требования к моральному уровню кабельных каналов снизились, Comedy Central быстро адаптировал формат под современный мир. И снова дал дорогу молодым комикам.
Во многом нынешняя американская альтернативная сцена стендапа похожа на то, как Морт Сол противопоставил себя комикам 1950-х в смокингах и с сигарами.
Стендапом «по-своему» занимались и Джонатан Уинтерс, и Лорд Бакли, и Дик Шон, и Энди Кауфман. Но именно альтернативной сцены не существовало до появления Джанин Гарофало, Колина Куинна и Даны Голд. Время было выбрано идеально. Комедийные клубы повышали плату за вход и напитки. Стендап уже не был способом бюджетно провести вечер. Это уже было дороже похода в кино, и публика требовала того же, что и по телевизору: отточенных убийственных монологов.
Гарофало чувствовала, что не соответствует этим ожиданиям, и в конце 1991 года, с блокнотом в руке (в том числе и на сцене), она впервые выступила вместе с друзьями в книжном магазине Big and Tall в Лос-Анджелесе. Хотя в магазине они продержались недолго, они создали некую новую эстетику комедии, как для выступающих, так и для зрителей.
Публика поддерживала комиков в их нежелании шутить «наверняка», как в мейнстримных клубах. Стендап становился менее «шуточным» и более личным. Результаты разнились от неплохих до ужасающих.
Вскоре многие заведения в Лос-Анджелесе, такие, как The Diamond Club, Largo и Luna Park стали устраивать вечера альт-комедии. Мода перекинулась и на Нью-Йорк. Вскоре движение добралось до телевидения — первым стал Mr. Show на HBO. Затем последовал документальный сериал Comedians of Comedy, который показал стендап-тур Пэттона Освальда, Брайана Поушена, Марии Бэмфорд и Зака Галифианакиса
В 2006 году Бо Бёрнем был обычным старшеклассником, который загрузил на ютуб самодельный клип на песню My Whole Family. Через месяц его запись собирала миллионы просмотров в день. Внезапно Бёрнем стал более успешным комиком, чем сотни профессионалов, которые годами работали в клубах. Юный комик стал знаменитым, ни разу не выступив в клубе или театре (привет Бобу Ньюхарту из 60-х).
Примерно в то же время ютуб-видео, снятое на телефон, уничтожило стендап-карьеру. Звезда «Сайнфелда» Майкл Ричардс разразился расистской тирадой, выступая в LA’s Laugh Factory. Это было нестандартное, экспериментальное выступление, на которые иногда решаются комики. Видео разошлось по сети. Несмотря на многочисленные извинения, урон был необратим. Ричардсу пришлось уйти из стендапа.
Быстрый рост интернет-технологий открыл для комиков дивный новый мир, полный возможностей и опасностей. Комик Дэйн Кук пережил и то, и то. Ещё до эпохи ютуба Кук делал карьеру с помощью сайта и аккаунта в MySpace. Куча подписчиков на MySpace помогли ему набрать стивмартиновскую скорость. Он продавал билеты на стадионы, появлялся у Леттермана, получил и сериал, и спешл на HBO, появился на обложке Rolling Stone и дважды вёл Saturday Night Live. Затем Кука обвинили в плагиате. Там же, в сети. Хотя вину так и не доказали, карьера притормозила.
Когда в 2005 году iTunes обновился до версии 4.9, в нём появилась новая опция — подкастинг. В 2006 году лосанджелесский комик Джимми Пардо запустил Never Not Funny Podcast. Он помогал комикам создавать эпизодический контент, общаться с поклонниками и рекламировать живые выступления. +
Комики устремились в подкастинг. Они обсуждали кино, культуру, спорт и науку. Заодно они импровизировали, перебивали друг друга, создавали персонажей и — в подкасте WTF Марка Мэрона — раскрывали самые тёмные уголки своих душ.
Ещё одной мощной интернет-платформой в 2006 году стал твиттер. Вскоре комики уже твитили шутки, созавали виртуальные фан-клубы, продавали футболки, в реальном времени комментировали ТВ-шоу или просто рекламировали выступления. Всё прямо со своих смартфонов.
Твиттер также дал организаторам выступлений простую и понятную метрику популярности комика — число фолловеров
10. 2011 — Новые способы распространения
К 2011 году Луи Си Кей писал, записывал и продавал каналам свой материал уже семь лет. Очередной концерт он мог бы продать так же, но Си Кей решился на кое-что новое.5
10 декабря 2011 в полдень концерт Луи Live at the Beacon Theater стал доступен для загрузки на его сайте. Спешл стоил пять долларов. Около 200000 фанатов заплатили, и через 11 дней на счету Си Кея в PayPal лежал миллион долларов.
Многие комики получали семизначные суммы за телеверсии концертов, но революция состояла не в количестве денег. Луи Си Кей показал, что комики способны продавать свой материал напрямую. Теперь каждый в силах создать собственный телеканал.
резанная версия Live at the Beacon Theater ненадолго вышла в эфир канала FX. Она получила четыре номинации на «Эмми» и выиграла «Грэмми».
C тех пор Луи выложил на своём сайте ещё два концерта и все 10 эпизодов сериала «Хорас и Пит». Схема работает.
Десятки сайтов отслеживают стендап-спешлы, подкасты, альбомы и живые выступления. Работают радиостанции, которые передают только стендап. Комедийные фестивали расползаются по США. Появляются передачи о стендапе. Джерри Сайнфелд ведёт интернет-шоу, где разговаривает только с другими комиками.
Но за прошедшие 70 лет одна вещь не изменилась: то, что делают комики. Они по-прежнему смешат людей, стоя напротив них в одиночку. Даже интернет-дарования выступают вживую.
И этот ужасающе-эйфорический опыт объединяет комиков всех времён. Бенни, Хоуп, Брюс, Диллер, Риклз, Прайор, Рок, Освальт, Сильверман, Шумер — все они занимаются одним и тем же. В одиночку.
Повелитель членов
«Стендап-1984»: бомбардировка СССР начнётся через пять минут
На этом фоне любопытно посмотреть выпуск передачи «Международная панорама», вышедшей 29 января того же года. И хотя Рональд Рейган к этому времени ещё не блеснул юмором, наши политические обозреватели уже насчитывали немало признаков фальши со стороны страны, на международной арене говорившей о разрядке.
Сюжет «Стратегия безумия» о наращивании США гонки вооружений в течение всех послевоенных десятилетий будет в начале передаче. Впрочем, другие сюжеты, думаю, тоже окажутся вам интересны.
Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv
Гарри Поттер по версии Книжного Клуба
В свете сегодняшних событий в США
Пророческое видео, отрывок из концерта 2008 года «Потрепанный».
Безопасность
Как водитель выиграл 110$ тысяч. Инцидент Майкла Ларсена
Во время первой половины шоу ничего необычного не происходило. Ларсен играл в игру достаточно хорошо, но его выступление было не особо впечатляющим. В конце первого раунда Майкл попался на «Whammy» и он опустился на третье место с 0$. Но когда начался второй раунд Ларсен набрал обороты. Он правильно ответил на вопрос о пустяках и взял на себя управление «Большой Доской». В следующие два хода он попадал на лучшие квадраты на сумму 1250$. Затем Ларсен увеличивал свой выигрыш сначала с 2000$ до 5000$, затем до 14000$, 18000$ и 28000$. Он успешно избегал квадрата с чертиком «Whammie» как никто другой до него. Каждый раз, когда он жал на кнопку он попадал только на 2 квадрата: дающий деньги или еще один шанс на ход.
В комнате режиссера волна страха медленно накрывала продюсеров. Трансляция шоу требовала равномерно распределенных рекламных пауз. Обычно это происходило когда игрок становился банкротом попадая на квадрат с «Whammie», но этого не происходило.
Но было то, о чем Майкл Ларсен никому не сказал. Дома, в штате Огайо у него был не один телевизор, у него было их несколько. Каждый телевизор был подключен к сети видеомагнитофонов в его гостиной. В ноябре 1983 года он записывал каждый эпизод «Press Your Luck» в течение нескольких недель. Он изучал эти записи, замедлял их и делал паузы чтобы изучить принцип работы «Большой Доски». Майкл обнаружил, что квадрат на «Большой доске» двигался не в случайном порядке, а по определенному повторяющимся шаблону.
Было шесть шаблонов, каждый из которых состоял из 18 элементов и Майкл запомнил их все. Пока он сконцентрирован и внимателен, он полностью контролирует «Большую Доску». Тот «Whammie», на который он попал в первом раунде, был из-за неопытности с тактильным ощущением и временем реакции, связанным с поршнем, запускающим «Большую Доску». Когда он передал ход следующим игрокам, они моментально попали на «Whammie», продемонстрировав что доска не была сломана.
Все в студии полагали, что Ларсен просто испытывал удачу и ждали момента, когда он попадет на «Whammie» и обанкротится. Ларсен выигрывал больше и больше и в какой-то момент на его доске уже не было места для символа «$». Пот капал с его лица, все зрители и продюсеры шоу были уже взбешены его жадностью. Но он не учел один момент: он не предусмотрел стратегию выхода из игры.
Чтобы сохранить свой выигрыш, Ларсен должен был оставаться в этой ловушке навсегда. Его ситуация была бесконечной петлей, из которой не было выхода: он научился ударять по кнопке только по двум квадратам: с выигрышем, и с квадратом, дающим еще один ход. Два его соперника не могли играть.
Ларсен заплатил 35000$ в виде налога за свой выигрыш, а остальное инвестировал в мошенническую схему с недвижимостью. Что то со свободными землями в Огайо. Но схема не сработала и он потерял половину своего выигрыша. Потом он услышал, как на одной из местных радиостанций обещают приз в 30000$ человеку, у которого окажется банкнота в 1 доллар с номером, который радиоведущий произнесет в прямом эфире. Майкл срочно разменял остатки выигрыша(примерно 50000$) на долларовые купюры… Но ни одна из них не стала для него счастливой.
Однажды вечером, когда он и его гражданская жена были на рождественской вечеринке кто-то взломал их дом и украл все деньги. Когда они вернулись домой Майкл впал в ярость и обвинил во всем его гражданскую жену. Вскоре после этого она ушла от него. Он был измотан. Обанкротился и серьезно исчерпал свои возможности. Он даже позвонил координаторам шоу «Press Your Luck» и предложил реванш, но никто не был в этом заинтересован. Еще позже, ФБР вызвало его на допрос. Это касалось его махинаций с недвижимостью после шоу. Но он сбежал во Флориду, где умер от рака горла в 1999 году, все еще находясь в розыске. В итоге он попался на «Whammie», только в жизни.