больше чем банк сбербанк
«Сбер» уже больше, чем банк. Стоит ли покупать его акции
Чем занимается компания
Отрасль: финансы
Тикер: SBER
Капитализация: ₽7,07 трлн
P/E: 6,68
P/S: 2,03
Цена на 31 августа: ₽327,94
Консенсус-прогноз Refinitiv: ₽388,57
«Сбер» — крупнейший банк в России, Центральной и Восточной Европе. У компании самый дорогой в стране бренд и самый сильный банковский бренд в мире, по версии Brand Finance.
«Сбер» занимается всеми видами банковских услуг. На него приходится свыше трети всех активов российской банковской системы и 35% выданных кредитов. Однако сейчас «Сбер» перестал быть просто банком и агрессивно развивает экосистему, в которую входят и нефинансовые сервисы. Так, компания запустила маркетплейс, занялась сервисами доставки еды и даже видеостримингом.
Капитал компании разделен на 1 млрд привилегированных и 21,6 млрд обыкновенных акций. Правительству РФ принадлежит контролирующий пакет акций «Сбера», а именно 50% плюс одна обыкновенная акция банка, или 52,32% от общего количества голосующих бумаг. В свободном обращении находятся около 48% обыкновенных и 100% привилегированных акций. При этом на частных инвесторов приходится порядка 3% обыкновенных и 35% привилегированных бумаг.
Стоимость акций «Сбера» продолжает расти, компания увеличивает дивиденды и захватывает нефинансовые рынки. Вот что может предложить инвесторам крупнейший банк России.
«Забудем как страшный сон»: как Сбербанк три года превращался в «Сбер»
В сентябре 2020 года Сбербанк представил публике результат своего ребрендинга. Банк сменил логотип (теперь это галка в круге с добавлением градиента), обзавелся новым слоганом «Для жизни» и избавился от слова «банк» в названии.
Эту работу банк начал еще в 2017 году, с тех пор у «Сбера» сменилось четыре куратора ребрендинга, а сам он завершится только в течение следующих пяти-шести лет. Forbes рассказывает, как крупнейший банк страны решился на смену имиджа и с какими сложностями столкнулся на этом пути.
Революция без слова «банк»
Сбербанк решил, что он не может быть просто банком в 2016 году. В ноябре наблюдательный совет Сбербанка одобрил трансформацию банка в «финансовую экосистему». А в декабре президент компании Герман Греф заявил, что у традиционных банков «нет будущего», а Сбербанк в ближайшие годы преобразуется из такого вот традиционного банка в «диверсифицированную экосистему». «Все понимают, что тот, кто будет первым, съест кусок пирога у остальных», — добавил он.
Уже с 2017-го банк приступил к покупкам и созданию новых компаний — с тех пор он приобрел контрольный пакет в сервисе по записи к врачам DocDoc.ru и сервис по поиску и сопровождению сделок с недвижимостью «Дом.Клик». Банк начал партнерство с «Яндексом» и Mail.ru (первое, правда, закончилось громким разводом). Сейчас в экосистему «Сбера» входит три десятка компаний, многие из них не имеют отношения к финансовому бизнесу. К примеру, у Сбербанка 55% в Rambler, 51% в компании «Центр речевых технологий», 100% в Rabota.ru.
В 2018 году в банке решили, что нужна не косметическая трансформация «с подкрашиванием галочек», а глобальная, вспоминает директор департамента маркетинга и коммуникаций госбанка Владислав Крейнин, который занимался разработкой бренда с конца 2017 года. Ребрендинг обошелся в 2,5 млрд рублей «дополнительных расходов», сообщал в сентябре этого года сам банк. В него включены и оплата услуг дизайнерским агентствам, и обновление офисов, которое еще не закончилось, пояснил собеседник Forbes, принимавший участие в работе над ребрендингом. И если в построении экосистемы «Сберу» приходилось заходить на новую для себя поляну, то опыт ребрендинга у него уже был. В 2009 года госбанк, по оценкам «Коммерсанта», потратил на смену логотипа 20 млрд рублей, что вызвало критику и в профессиональном сообществе, и среди простых пользователей. Логотип банка изменился несущественно — стал трехмерным, центр эмблемы сместился влево, а цвет немного посветлел до оттенка «природно-зеленого».
Теперь же Сбербанк поставил перед собой задачу сделать единый зонтичный бренд для всей экосистемы и отказаться от приставки «банк». Последнее решение бывший сотрудник банка, работавший над созданием нового бренда, называет революционным. «Стало очевидно, что сервисы, которые мы предоставляем, не коррелируют с банком: и медицинский сервис, и логистика выглядят странно под брендом банка», — вспоминает он.
На словах это выглядит легко и просто, но внутри Сбербанка очень много времени ушло на обсуждения и поиск смысла для нового бренда, говорит собеседник Forbes, работавший над брендом. Несколько раз корректировалась миссия «Сбера», появлялись новые сервисы. «И дальше, как и в любой другой крупной организации, очень долго и тяжело шел процесс принятия решений», — вспоминает он.
Споры о прекрасном
Все обсуждения в итоге заняли почти три года. Заказ на разработку нового бренда Сбербанка в 2017 году получила британская студия Landor&Fitch. А она, в свою очередь, сотрудничала с российскими дизайнерами — агентствами «Щука», «Паратайп», SuperDesigners, MediaWork. Банк в качестве кандидатов в генеральные подрядчики рассматривал только международные компании. Всего их было три, но выбрали Landor&Fitch, потому что «нам больше всего понравилась их идея и подход», сказал Forbes Крейнин.
Пока создавался новый бренд, на посту директора по маркетингу и коммуникациям Сбербанка сменилось четыре человека. Все они смогли продержаться на должности от нескольких месяцев до чуть более двух лет. Когда работа только началась, во главе департамента маркетинга стояла бывший главред «РИА Новости» Светлана Миронюк, она проработала в Сбербанке с февраля 2016 по февраль 2017 года. В апреле 2017-го эту должность заняла экс-советник министра обороны России Татьяна Завьялова. В июле 2019 года банк сообщил, что Завьялова займется гуманитарными проектами. А ее место с начала сентября 2019-го заняла бывшая глава компании Disney в России и СНГ Марина Жигалова-Озкан. Но и она не успела довести все до логического конца. В апреле 2020 года ее сменил Виктор Шкипин, у которого был опыт работы в сфере маркетинга в Альфа-Банке, ВТБ и Coca-Cola. Он вывел новый бренд в свет, но через неделю после презентации покинул пост. На его место был назначен вице-президент по маркетингу Сбербанка Владислав Крейнин.
Процесс согласования решений шел долго и сложно, в том числе потому, что топ-менеджеры банка активно вмешивались в процесс, рассказали Forbes три бывших сотрудника Сбербанка, участвовавших в таких согласованиях. «Решения на каждом этапе принималось не профессионалами, а большими боссами — в первую очередь это Герман Греф, Лев Хасис, который курирует маркетинг, очень активно высказывался зампред правления Станислав Кузнецов, который курирует работу блока «Сервисы», — вспоминает один из собеседников Forbes. «Ни в одной компании я не видела такого активного участия членов правления в ребрендинге», — подтверждает бывший арт-директор Сбербанка Ирина Волошина.
Доходило до того, что топ-менеджеры банка обсуждали величину букв на логотипе, вспоминает его бывший сотрудник. Были желающие увеличить буквы до диаметра логотипа, а департамент маркетинга и дизайнеры доказывали, что этого делать нельзя, так как именно эта пропорция эстетически корректная, рассказывает он. В итоге дело дошло до вмешательства Грефа. «Герман Оскарович (Греф. — Forbes) сказал, что все эти разговоры надо забыть, что наш вариант эстетичен», — говорит собеседник Forbes.
Шкипин в итоге считает своей заслугой за время работы в Сбербанке то, что он этот проект согласовал, говорит Forbes его знакомый. «Многие уже считали, что это невозможно сделать, — вспоминает он. — Было очень много бюрократии, внутренних вопросов».
«Давайте хоть что-нибудь уже сделаем и забудем это как страшный сон» — таковым было к концу процесса пожелание подрядчиков из Landor&Fitch, вспоминает бывший сотрудник Сбербанка. Президент Landor&Fitch по региону EMEA Эмма Бекманн в ответ на вопрос о том, какие сложности были в процессе работы над ребрендингом госбанка, сказала, что все выстраивалось на принципах партнерства. Но она уточнила, что все контролировалось на уровне топ-менеджмента, каждый этап работ обсуждался и согласовывался.
В России бизнес-заказчики более неравнодушны к вопросам фирменного стиля, чем в других странах, отмечает шеф-дизайнер «Сбера» Анастасия Бутрым. Но строится это неравнодушие, к сожалению, часто на недоверии к дизайнерам и их экспертизе, а также на собственном вкусе, продолжает она. «Важнейшие дизайн-решения могут приниматься на основе мнения жены или результатов опроса сотрудников. Это связано с невысоким пока уровнем дизайн-культуры во многих компаниях и непониманием роли дизайна и его потенциала для бизнеса. Хотелось бы это изменить», — говорит Бутрым.
«Мемы — это успех»
Презентация результатов ребрендинга и новых продуктов на «СберКонф» в сентябре 2020 года породила немало мемов. К примеру, в соцсетях активно обсуждали участие в презентации Михаила Боярского, Андрея Малахова, Валерии и других. У команды Сбербанка, готовящей ролик, был шорт-лист из звезд, и спикеры, которые принимали участие в конференции, говорили, с кем им будет интересно выступить. Звезды выбирались с точки зрения специфики презентовавшегося бизнеса и релевантности героя для аудитории, утверждает Крейнин. К примеру, Михаил Боярский близок многим поколениям клиентов Сбербанка, говорит он. «В наши офисы приходят люди разных возрастов», — утверждает Крейнин.
«Кто чей поклонник, можно заметить по конференции. Александр Ведяхин, например, говорит Михаилу Боярскому: «Я ваш давний фанат». И это правда. У нас была идея пригласить именно актерскую династию, чтобы показать диалог поколений», — рассказывает он.
Сценарий к ролику писался коллективно. У Сбербанка было несколько сценаристов, которые подготовили базовый вариант сценария. После этого началась правка текста со спикерами — число вариантов иногда достигало семи-восьми штук, рассказывает Крейнин.
«Спикеры редактировали сценарии под себя, и это были далеко не косметические правки, порой переписывали половину первоначальной версии. «Больше всех под себя адаптировал сценарий Давид Рафаловски (соруководитель блока «Технологии»). Кто-то добавлял свою шутку, кто-то высказывал пожелание иначе произнести ту или иную реплику», — говорит Крейнин.
По его словам, разочарований по поводу презентации ни у кого из правления нет. Также он не считает, что презентация «словила сильный хейт в соцсетях». «Я после «СберКонфа» сказал коллегам: «Мемы — это успех». Это новый язык, который помогает донести наши новые идеи. Ведь никому не интересна просто похвала. А мемы — это то, что заметно, и то, что оседает в сознании», — сказал он.
С ним не согласен бывший арт-директор студии Артемия Лебедева, сооснователь агентства SKAM Вячеслав Кутеев. «Если представитель Сбербанка говорит, что цель достигнута путем того, что шутки разлетелись на мемы, это не совсем тот уровень, который стоит ожидать от компании №1 в России», — считает он.
Следующий «СберКонф» Крейнин хотел бы сделать «по-другому и лучше». «Мы поставили себе цель — 10 млн просмотров конференции, а посмотрели 12 млн. Следующая цель будет — 20 млн просмотров. В следующий раз мы сделаем еще более яркие скетчи. Может быть, полностью переизобретем формат», — сказал он.
Сбербанка больше нет? Разбираемся, что случилось с крупнейшим российским банком.
Что произошло?
24 сентября Сбербанк провёл первую онлайн-конференцию с презентацией новых продуктов «СберКонф». На ней были представлены важнейшие обновления компании, объявлен ребрендинг, новые продукты, услуги и многое другое.
Герман Греф на презентации обновления и формирования Экосистемы «Сбер»
Многих постоянных клиентов Сбербанка, ныне Сбера крайне заинтересовал факт того, что теперь Банк, в котором они держат свои денежные средства, стал именоваться иначе и вообще с ним начали происходить сложные изменения. Для разъяснения всех вопросов и развеяния мифов вокруг инновационного банка мы представим основные тезисы, которые чётко описывают основные изменения структуры и работы Сбера.
Банк больше не банк?
По своей сути Сбербанк уже последние несколько лет был не просто банком. В структуру его экосистемы уже давно так или иначе входили такие сервисы как СитиМобил, Delivery Club, Okko и многие другие. Они как бы действовали обособленно, но в то же время являлись элементами чего-то целого.
Что за Ребрендинг?
Отныне Сбербанка как такового больше не существует. Теперь есть вышеупомянутая Экосистема «Сбер». Был изменён также и логотип данной экосистемы. Сам по себе Банк теперь является просто главной организацией в данной экосистеме и предоставляет финансовые услуги под эгидой «Сбер Банк».
По факту, основные функции самого Банка, который ранее обслуживал клиентов, останутся незыблемыми, однако теперь клиенты смогут пользоваться всеми продуктами Экосистемы «Сбер» через единое приложение, которое вобрало себя немалое количество сервисов, которые сегодня необходимы для комфортной жизни человека современного общества.
Обновленный логотип Экосистемы «Сбер».
Какие сервисы будут в Экосистеме?
Также на конференции продемонстрировали мультимедийную ТВ-приставку-медиаплеер SberBox. Устройство позволяет смотреть огромное количество ТВ-каналов, фильмов, сериалов и видео, слушать музыку в отличном качестве, играть в игры на большом экране, а также делегировать различные рутинные задачи виртуальному помощнику, понимающему голосовые команды.
Заключение.
Одним словом, Экосистема «Сбер» теперь является не финансовой организацией, а крупнейшей системй объединенных компаний и сервисов, которые ежедневно предоставляют российским гражданам важнейшие современные услуги. А уже в её структуре находится сам Банк, который предоставляет финансовые услуги точно так же, как делал это ранее.
Греф произвёл крупнейшее объединение важейших сервисов российского рынка в Экосистему, что позволило существенно расширить границы бизнеса. Но вот дело в том, что Сбербанк всегда являлся государственным финансовым агламератом и формирование на его основе огромной Экосистемы, которая генерирует прибыль, выглядит как минимум странно. Но о страности данного феномена мы поговорим в следующих статьях.
Подписывайтесь и всегда будьте в курсе последних событий!
Банка больше нет: как за год Сбербанк сменил имя, разошелся с «Яндексом» и не смог сойтись с Ozon
В сентябре 2020 года Сбербанк провел онлайн-конференцию, явно ориентируясь на презентации Apple. Он представил новые логотип и название, внешний вид офисов, банкоматов и рассказал про устройство своей экосистемы. Масштабный ребрендинг стал частью громких новостей, которые банк выдавал в 2020 году. Среди них и две крупные бизнес-драмы — развод с и несостоявшееся партнерство с (компания заплатила Сбербанку 1 млрд рублей за срыв переговоров).
«Банку нужна не косметическая трансформация с подкрашиванием галочек, а глобальная» — такой вывод был сделан на одной из бренд-сессий в Сбербанке в 2018 году, вспоминает директор департамента маркетинга и коммуникаций банка Владислав Крейнин. Спустя три года работы публике были представлены новое название, из которого исчезло слово «банк», и новый слоган: «Для жизни». «Для фирменного знака «Сбера» мы взяли самое главное от нашего банковского наследия. Галочку — символ нашей целеустремленности и ориентированности на пользу для человека, — объяснил еще одно нововведение председатель правления банка Герман Греф. — Наш круг — символ нашей сфокусированности на потребностях людей и создании возможностей и комфорта для них. Мы остались зеленым финансовым брендом, но добавили немного разнообразия в то, чем мы занимаемся и чем полезны для клиента». Пока готовились изменения, в кресле главы департамента маркетинга и коммуникаций банка сменились четыре человека — бывший главред «РИА Новости» Светлана Миронюк, экс-советник министра обороны России Татьяна Завьялова, бывшая глава компании Disney в России и СНГ Марина Жигалова-Озкан и Виктор Шкипин с опытом работы в Альфа-банке, ВТБ и Coca-Cola. Шкипин выводил в свет новый бренд, но сразу же после этого покинул пост, и на его место был назначен вице-президент по маркетингу Сбербанка Владислав Крейнин.
Генподрядчиком ребрендинга стала британская студия Landor & Fitch, ее локальными помощниками были российские агентства «Щука», «Паратайп», SuperDesigners и MediaWork. Процесс был сложным и долгим, в том числе потому, что в нем активно участвовали топ-менеджеры банка. Доходило до того, что они обсуждали размер букв на логотипе, вспоминает бывший сотрудник банка. «Решения на каждом этапе принимались не профессионалами, а большими боссами — в первую очередь это были Герман Греф, его заместитель Лев Хасис, который курирует маркетинг, очень активно высказывался зампред правления Станислав Кузнецов, отвечающий за работу блока «Сервисы», — рассказывает он.
«Многие уже считали, что выпустить новый бренд невозможно, — вспоминает другой собеседник Forbes, участвовавший в процессе. — Было очень много бюрократии, внутренних вопросов». Ребрендинг обошелся в 2,5 млрд рублей «дополнительных расходов», сообщал в сентябре этого года сам банк. В эту сумму включены оплата услуг дизайнерским агентствам и обновление офисов, которое еще не закончилось.
Насколько ребрендинг удачен, говорить пока рано, в 2020 году, пожалуй, на узнаваемость банка больше работали новости, которые он создавал. Банк разошелся с «Яндексом», не смог договориться о партнерстве с Ozon, который успешно провел IPO. Также, по информации источников FT, к концу года начал трещать по швам союз с Mail.ru Group.
Ключевой переговорщик — первый заместитель председателя правления банка Лев Хасис. Как говорят собеседники Forbes, именно его личность оказывает влияние на исход существующих и потенциальных партнерств. «Хасис авторитарный, он жесточайший переговорщик с точки зрения отстаивания бизнес-интересов, — говорит собеседник Forbes, работавший с Хасисом в Сбербанке. — Он добивается выстраивания целостной структуры. Он слушает партнера и слышит, но интересы банка он отстаивает сурово». «Он человек тяжелый, нетерпим к каким-то вещам, которые не соответствуют его представлениям, — говорит другой собеседник Forbes, работавший ранее в банке. — Например, команде пресс-службы Сбербанка даже нельзя было писать ему письма — это мог делать только один человек, который непосредственно работал с Хасисом. Боялись, что он может взорваться, если что-то не так».
Что было не так с этим бизнесом? По словам бывшего руководителя дирекции по развитию экосистемы SberX в Сбербанке Марка Завадского, банк инвестировал деньги в проект и хотел сделать «Яндекс.Деньги» частью свой экосистемы, в то время как «Яндекс» видел в Сбербанке всего лишь платежного партнера. Были противоречия и с «Яндекс.Маркетом», который в финансовой части обслуживал Сбербанк. Как поступать, если какой-то другой банк предлагает клиентам более выгодные условия? «Стало совершенно непонятно, как можно сочетать одновременно «брак» и конкуренцию», — пояснял причины разрыва управляющий директор группы компаний «Яндекс» Тигран Худавердян.
Еще во время партнерства с «Яндексом», в июле 2019 года Сбербанк сообщил о намерениях создать совместное предприятие с Mail.ru Group на 100 млрд рублей. Стороны договорились о том, что Mail.ru Group внесет в совместное предприятие со Сбербанком 7,7 млрд рублей, 100%-ную долю в сервисе доставки еды Delivery Club и 22,69% в «Ситимобил». Вклад Сбербанка — 35% Foodplex и 38 млрд рублей. Комментарий Худавердяна на это был сдержанным. Он говорил о том, что «конкуренция — двигатель бизнеса», что «Яндекс» привык работать в условиях конкуренции с глобальными и локальными игроками.
В мае 2020 года СП Mail.ru Group и Сбербанка, в котором они владеют по 45,005%, консолидировало сервис доставки еды «Самокат», а в октябре — «Кухню на районе». В ноябре 2020-го FT написала, что у Сбербанка с Mail.ru Group возникли разногласия. Партнеры спорят о том, на какой основе будет развиваться их общая платформа — на базе «ВКонтакте» или финансовой инфраструктуры Сбербанка. Банк не хочет делать «ВКонтакте» общим элементом экосистемы, а Mail.ru намерена оставить за собой право пользоваться финансовой инфраструктурой других банков. Тем не менее пока менеджмент Mail.ru Group уверяет аналитиков «ВТБ Капитала», что ничего подобного в компании не обсуждают. «Нет разногласий, которые могут привести к распаду СП», — отмечается в обзоре «ВТБ Капитала».
СберКрест. Зачем самый большой банк страны меняет название и во сколько это станет акционерам
В Москве с фасада главного офиса Сбербанка на улице Вавилова исчез логотип, это ещё одно подтверждение того, что Сбер всё-таки решился на ребрендинг, о котором ходят слухи уже более года. На этот раз дело не просто в смене этикетки, замена зелёного лого — это сигнал о более глубоких преобразованиях во всей экосистеме, которой управляет Герман Греф. Зачем Сберу срочно понадобилось менять свою вывеску и во сколько новый ребрендинг может обойтись акционерам, разбирался Лайф.
» src=»https://static.life.ru/sber1-1600933091061.mp4″ muted=»» loop=»» autoplay=»» playsinline=»»>
Коллаж © LIFE. Фото © ТАСС / Екатерина Кузьмина, © Shutterstock
В августе прошлого года стала появляться информация о том, что Сбербанк утвердил концепцию переработки своего бренда. Все источники говорили об одном и том же — Сбер начал работу над новым логотипом для своей экосистемы и хочет избавиться от слова «банк» в названии. Эта информация представляется весьма достоверной, так как ещё в апреле 2019 года был зарегистрирован новый товарный знак — «Сбер» и до начала 2020 года у многих компаний, которые входят в орбиту экосистемы Сбера, уже появился логотип SberX, который является частью ребрендинга. Новая концепция может быть представлена 24 сентября на онлайн-презентации «Сберконф», на которой анонсирован рассказ «о самой большой трансформации Сбербанка за всю историю». Кроме того, этот логотип официально опубликовал в своём аккаунте в «Фейсбуке» управляющий директор по развитию экосистемы Сбербанка Антон Собе-Панек.
Такой вариант логотипа представил управляющий директор по развитию экосистемы Сбербанка Антон Собе-Панек в «Фейсбуке». Фото © Facebook / Антон Собе-Панек
Внутри самой мегакорпорации, которая на сегодня состоит из Сбербанка и более 40 компаний из разных отраслей, отношение к ребрендингу неоднозначное. Одни придерживаются мнения, что лого SberX следует применять только для элементов экосистемы — нефинансовых сервисов, а для всего остального оставить просто «Сбер», другие считают, что начертание Sber стоит применять как приставку ко всем компаниям, которые входят или должны войти в экосистему, но и первые, и вторые сходятся во мнении, что в России объединительное лого SberX может быть воспринято неоднозначно, особенно в сфере банковских и страховых услуг. Вариаций расшифровки изображения может быть сколько угодно — от простых «Сберкрест» до самых одиозных. Так что неудивительно, что вскоре появились и другие варианты логотипа. Чтобы сохранить интригу, Сбербанк зарегистрировал уже десятки вариантов, какой из них будет истинным, узнаем только 24 сентября.
© Скриншот из патентной заявки Сбербанка
Сбер — уже не только банк
Долги на мужа?! Как законно оставить кредиты на своего бывшего и избавиться от них
Но сегодня в России трактовка любого бренда в сторону неприятия русскоязычного названия, а значит, и всего того, что связано с этой компанией, не столь радикальна, как это могло бы быть, например, в 90-е. Тысячи россиян пользуются гаджетами «Хуавэй» и ходят в магазины «Вкусвилл», никак не ассоциируя качество аппаратов и вкус продуктов.
Фото © ТАСС / Гавриил Григоров
Однако в случае со Сбером ассоциативный ряд другой. Приставка «банк» как бы сразу намекала на деньги и надёжность. Но сам Греф другого мнения, он усиленно продвигает Сбер как и IT-компанию, в западном понимании этого выражения, и планирует развернуть более широкую монетизацию услуг, не связанных с финансами напрямую. С 2017 года совокупный объём инвестиций Сбербанка в небанковские продукты и сервисы, включая вновь созданные компании, на конец февраля 2020-го уже составили 125 млрд рублей, об этом сообщил Греф на видеоконференции, посвящённой обсуждению финансовых результатов 2019-го. При этом в 2019-м выручка от вложений прошлых лет составила порядка 70 млрд рублей. И теперь, согласно ожиданиям Германа Оскаровича, по итогам 2020 года вложения Сбера составят ещё порядка 70 млрд рублей, а прогнозируемая выручка компаний экосистемы должна составить 130 млрд рублей.
Клиент за всё заплатит
Ещё в середине нулевых, когда банки зарабатывали сверхприбыли на своих процентах и комиссиях, в Сбере поняли, что могут эффективнее монетизировать имеющиеся огромные пользовательские базы, предлагая людям новые услуги, которые могут быть вообще не связаны с финансами, но тем не менее на большом потоке приносят прибыль. При этом, очевидно, чем больше таких услуг будет оказано в рамках одной компании, тем больше денег принесёт каждый клиент из базы. Логично, что Сбербанк, имея самую большую клиентскую базу, первый из российских банков решил на ней заработать со всех сторон.
Налог на отдых. Сколько придётся платить за вход в природные парки
Конечно, в Сбере никто ни при каких обстоятельствах не откажется от заработка на банковском рынке: «где карту получали, туда и идите» и «пришлось сделать комиссию за переводы» — никто не отменял, но стратегически важным решением для команды Грефа является возможность качать прибыль через экосистему из всего, до чего только возможно будет дотянуться. Уже сейчас некоторые сберсервисы рассчитаны только на предпринимателей, например консалтинг, лизинг, электронный документооборот, а другие — на обычных людей: доставка, транспорт, отправка посылок, услуги онлайн-кинотеатра или мобильной связи, но для того, чтобы число клиентов вирусно увеличивалось, Сбер внедряет «перекрёстные» привилегии — скидки, бонусы, кэшбек и прочие «крючки», которые закидывают натренированные продавцы, делая так, чтобы любой клиент оставлял как можно больше своих денег в обороте «экосистемы».
И называть такую систему просто «банк» действительно неверно, а выносить в название что-то, раскрывающее её суть, например, «Спрут» — команда Грефа», скорее всего, не будет. Поэтому в названии остаётся то, что привычно слуху: Sber — с приставкой или без, в латинской или русской транскрипции — это уже не важно. Но, очевидно, что на этот раз смена логотипа это не просто дорогой ребрендинг.