большая родина что это
Конспект занятия «Большая и малая Родина»
Наталия Верещагина
Конспект занятия «Большая и малая Родина»
Цель: закрепить представления детей о том, что такое Родина и малая родина; обобщить представления о государственных символах (герб, гимн, флаг, воспитывать любовь к родному краю.
Материал: слайды с городами и природой России, глобус, фотографии города Москвы и Рассказово, детали к играм «Выложи флаг», «Выложи герб города», гербы России, Москвы, Рассказово, иллюстрации с рыцарями с вооружением.
Ход занятия:
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу поговорить с вами о Родине. Кто мне скажет, что такое Родина?
Дети. Страна, в которой ты живёшь.
Воспитатель. А как называется наша Родина?
Посмотрите на эти фотографии.
Воспитатель демонстрирует слайды с городами и природой России.
Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего севера до южных морей. Это огромное государство! Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки. Светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Если проехать нашу страну с севера на юг. Можно заметить, как изменяется климат, растительность, облик деревень, сёл и городов.
Демонстрация фотографий о тундре (карликовые деревья, мох, лишайники, тайге (густые хвойные леса, степи (луга, ковыль, Чёрное море, населённых пунктах (большой город, маленький, деревня).
Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими. Но у каждого из нас есть своя малая родина – тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом. Для кого – то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица и зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя!
— Что мы родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём.
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.
— Малая родина – островок земли.
Под окном смородина, вишни расцвели,
Яблоня кудрявая, а под ней скамья –
Ласковая малая родина моя.
Воспитатель. У нас в группе есть глобус. На котором изображены все страны мира. Давайте найдём на нём нашу страну.
Дети на глобусе показывают Россию.
На глобусе также отмечены и некоторые города. На свете их немало – больших и малых. Шумных и тихих, прекрасных и заурядных. Но у каждой страны есть свой центр, своё сердце. Кто знает, что это за города?
Воспитатель. Назовите столицу нашей Родины.
Воспитатель показывает на глобусе город Москву.
Воспитатель. А как называется наш город?
Воспитатель. Наш город большой или маленький?
Воспитатель. Верно, маленький, его нет на глобусе. А вы сможете его угадать на фотографии?
Воспитатель. У меня есть много фотографий с разными городами. Я предлагаю вам выбрать из них изображения нашего города и столицы нашей страны Москвы. Фотографии Москвы отнесите на стол, который от меня справа, а фотографии нашего города – на стол, расположенный слева от меня.
Дети выбирают фотографии.
Воспитатель. Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием. Давайте назовём, что изображено на фотографиях города Москвы.
Дети. Красная площадь. Памятник А. С. Пушкину, Царь – пушка, Царь – колокол.
Воспитатель. А теперь давайте назовём, что изображено на фотографиях нашего города.
Дети. Церковь Иоанна Богослова, памятник Ленину, площадь города, памятник Бородинскому хлебу.
Воспитатель. Молодцы, ребята, знаете достопримечательности и столицы нашей Родины Москвы и нашего города. А ещё я хотела бы поговорить с вами о символике нашего государства. Предлагаю вам поучаствовать в викторине «Символика России».Давайте разделимся на две команды: одна команда сядет за стол, на котором лежат фотографии Москвы, вторая – за стол с фотографиями нашего города.
Дети рассаживаются за столы.
Итак,первый вопрос: что является отличительными знаками государства?
Дети. Флаг, герб, гимн.
Воспитатель. Что означает Государственный флаг?
Дети. Единство страны.
Воспитатель. Какое ещё есть назначение у флага?
Дети. Служит знаком или символом власти.
Воспитатель. Как выглядит Российский флаг?
Дети. Он прямоугольной формы, состоит их трёх полос белого, голубого и красного цветов.
Воспитатель. Я приготовила для вас полосы данных цветов и предлагаю сложить из них российский флаг. Обратите внимание на точное расположение каждого цвета.
Воспитатель. С этим заданием справились. Теперь поговорим о гимне. Для чего нужен стране гимн?
Дети. Это главная песня страны, торжественная, принятая как символ государственного единства.
Воспитатель. Как слушают гимн страны?
Воспитатель. И с этим заданием справились. Теперь поговорим о гербе. Что обозначает герб нашей страны?
Дети. Это знак или символ власти. Он обозначает единство страны т её независимость от других государств.
Воспитатель. – давно, в рыцарские времена, когда шли бои, рыцари сражались мечами, а от вражеского меча и стрел защищались щитом (показ иллюстраций). Для того, чтобы воины знали, где свои рыцари, а где чужие, на щитах делались изображения. Обычно это были животные или птицы, те, с кем сравнивал себя рыцарь. Например, одно войско имело в сражении щит с изображением орла, а другое – льва. И тогда во время сражения можно было не перепутать где свой воин, а где вражеский. И вот щит стал в основе герба страны и города. Ребята, а кто знает, как выглядит щит России?
Дети. На красном щите изображён двуглавый орёл, на головах у птиц и между ними три короны, перевитые лентой, в когтях скипетр и держава.
Воспитатель. Как я уже сказала, города также имеют свой герб. На щите герба города Москвы в центре находится Святой Георгий Победоносец, который поражает своим копьём дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Наш город также имеет свой герб. Кто знает, как он выглядит?
Дети. Герб города Рассказова представляет собой щит красного цвета. В центре расположена выделанная кожа, на её фоне – клубок чёрной пряжи. Как лучи, отходят от этой композиции золотые колосья. Сверху герб украшает корона, по которой знающий человек сразу поймёт статус населённого пункта – городское поселение.
Воспитатель. Что означает все эти части герба?
Дети. Красный цвет означает силу, любовь, мужество, храбрость и красоту. Кожа и клубок говорят о том, что здесь почти трёхвековые традиции выделки шкур, скотоводства, производства шерсти и изделий из неё. Серебряный цвет выделанной шкуры – символ покоя, мира, взаимопонимания, чистоты, совершенства. Чёрный цвет клубка говорит о благоразумии, мудрости, скромности, честности рассказовцев. Двадцать четыре колоса, расходящиеся лучами символизируют, во –первых, земледелие, которым занимались как первые поселенцы, так и современные жители, во – вторых, колосков столько же, сколько часов в сутках – это указывает на течение времени, преемственность поколений, продолжение традиций. Колосья золотые, что символизирует богатство, постоянство, плодородие, солнечный свет.
Воспитатель. Вот сколько смысла вложено в герб нашего города! Я предлагаю 1 команде выложить из деталей герб Москвы, а 2 команде – герб города Рассказово.
Игра: «Выложи герб города»
Воспитатель. Наш город имеет также и свой флаг. Кто знает. Что общего у флага и герба одного и того же города?
Дети. У флага и герба есть общие символы.
Воспитатель. Верно. Флаг Рассказова красного цвета, в центре флага выделанная шкура, на ней клубок шерсти чёрного цвета, вокруг золотые колосья. А сейчас поиграем в игру «Герб – флаг». Если, я покажу герб, вы показываете ладони, если флаг – поднимите реку вверх и покачивайте ими из стороны в сторону, как будто флаг трепещет на ветру.
Воспитатель. О любви к Родине люди сложили немало мудрых пословиц.Есть среди них и такие: «Русский человек без родины не живёт», «Родная сторона – мать родна, чужая сторона – мачеха». Случается так, что окажется человек в чужой стране, как говорили в старину, на чужбине. И сначала кажется ему всё новым,интересным: и люди, и обычаи, и природа. Но пройдёт немного времени, и затоскует сердце, запросится домой, на родную сторонушку. Где всё так близко, знакомо и так любимо! Ведь «по любимой стороне сердце ноет».
Ребята, мы с вами много беседовали о нашем городе, и я хочу проверить, что вы запомнили из наших бесед. Ответьте, пожалуйста, на вопросы,которые я буду задавать по очереди командам:
1. Кто основал наш город? (Крестьянин Степан Рассказ)
2. Он один его основал? (С родственниками и друзьями)
3. Где он поселился? (На слиянии рек Арженка и Лесной Тамбов)
4. Назовите улицы нашего города. (Клубная, Ремесленная, Гоголя)
5. С чем связано название улицы Лесной? (С местом возникновения – рядом с лесом)
6. С чем связано название улицы Ремесленной? (От рода деятельности людей – ремесленников)
7. Какие предприятия есть в нашем городе? (Завод НВА, Кожевенный завод, биохимзавод)
8. Каких знаменитых людей города вы знаете7 (Врач Макаров Даниил Александрович, его брат физик Моисей Александрович, врач Петэн Александр Иосифович, хирург Донской Павел Николаевич)
9. Какие достопримечательности есть в нашем городе? (Храм Иоанна Богослова, Храм Великомученицы Екатерины, памятник воинам, погибшим в Афганистане. Чечне, памятник бородинскому хлебу)
Молодцы, много знаете о нашем городе! А вы любите свой город? А почему? Что нужно делать, чтобы наш город с годами становился всё краше? (Ответы детей). Предлагаю каждой команде прочитать стихотворение, которое мы выучили о нашем городе.
Конспект непосредственно — образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Большая и малая Родина» Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию.
Конспект НОД «Моя малая Родина» Цель: Расширить и углубить знания детей о родном городе Балаково. Задачи:• Уточнить и закрепить знания детей о своей малой Родине, город.
Конспект познавательной ННОД в подготовительной к школе группе «Моя большая и малая Родина» Цель и задачи: Расширить представление детей о малой и большой Родине. Совершенствовать познавательную активность. Закрепить знания детей.
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Большая и малая Родина» Интеграция образовательных областей: • познание, коммуникация. Виды детской деятельности: • познавательная, коммуникативная Задачи: •.
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Большая и малая Родина» Программное содержание: Расширять представление детей о Родине, Маленькая Родина – поселок Инжавино, малая – Тамбовский край, и большая.
Моя малая и большая Родина В своей группе я смастерила папку раскладушку из потолочных плит, и я ее использую в своей работе, как на занятие, так и для консультации.
Непосредственно образовательная деятельность в средней группе на тему «Наша малая и большая Родина» Непосредственно образовательная деятельность в средней группе на тему: «Наша малая и большая Родина» станица Ленинградская Программное.
Смотр-конкурс чтецов «Моя большая и малая Родина» Смотр-конкурс чтецов «Моя большая и малая Родина» 13 ноября 2014г в МБОУ НШ №2 (дошкольное отделение) прошёл конкурс чтецов, который проводился.
Окружающий мир
Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет
С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Понятие родины
Слово «родина» имеет несколько значений. Родина – определение довольно многогранное. Под этим словом подразумевается место, где человек родился. Его Отечество, страна, гражданином которой он является.
Откуда появилось слово «родина»
Слово «родина» имеет древнее славянское происхождение. Славяне верили в Богов, и самым главным они считали Бога по имени Род. Он главенствовал над всеми другими богами, животными, людьми и всеми мирами. Люди верили, что Род сотворил Землю, поэтому все важные слова в русском языке имеют корень РОД: родина, родня, родство, родственники, родословная, народ.
Родина – это земля родичей (членов общего рода), родителей и родных,на которой они жили и работали много лет и поколений.
Малая родина в жизни человека
Каждый человек любит свою родину. И это не только любовь к стране, где ты живешь. Суть понятия родина заключается еще и в любви к своему поселку, деревне, городу, двору и даже школе. Конкретная местность, где человек родился и рос, называется малая родина. Она особенно дорога, потому что детство запоминается на всю жизнь и в сердце каждого хранятся теплые воспоминания, связанные с населенным пунктом, где человек провел лучшие годы жизни.
Год малой родины
В прошлом году в республике Беларусь 2018 год был объявлен Годом малой родины. 2019 и 2020 годы также пройдут под этим названием.
Президент страны подписал указ, где пояснил, почему такая тема выбрана на весь год правления. Он сказал, что наступило время, чтобы вспомнить свои корни, свой род и отдать долг тому клочку земли, который зовется малой родиной. Президент Беларуси призвал всех граждан своей страны оказать любую помощь той местности, где они родились. Человек, по-настоящему любящий свою родину, должен помнить её и передавать это чувство своим детям и внукам.
Русские писатели о малой родине
Тема родины затронута во многих стихотворениях русских поэтов.
Особенно много писали про родные края те писатели, кто оставил отчий дом и уехал жить за границу.
Вот, например, у Есенина есть стихи о малой родине:
Уехав из родного села Константиново, Сергей Есенин все время тосковал о дорогих сердцу полях, любимой реке Оке, маленькому деревянному домику, где он вырос.
Александр Сергеевич Пушкин затрагивает тему родины во многих своих произведениях. Он пишет про деревню, про сельский быт и природу – это его малая родина. Также в сборники включены стихи о России, Отечестве, проблемах страны того времени, в котором жил поэт.
И Пушкин, и Лермонтов, и многие другие русские писатели, были настоящими патриотами своей страны. Правительство высылало их из России, а они всем сердцем хотели вернуться обратно. И, находясь в ссылках, посвящали стихи родной стороне.
Два близких понятия – мама и родина
Нам не дано выбирать Родину, также как не выбирают родителей. Иногда можно встретить сравнение родины с мамой. В русском языке эти понятия тесно связаны друг с другом.
Почему Родину часто сравнивают с матерью?
Насколько велика важность матери для своей семьи, настолько и велика важность родины для всей страны.
Выражение «родина-мать» каждый из нас не раз слышал в своей жизни. Есть монумент «Родина-мать зовет!» на Мамаевом Кургане в Волгограде, есть памятник на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге с таким же названием.
«Родина-мать» понятие очень широкое, содержащее в себе любовь к дому, земле, семье и любовь к стране, Отечеству, России.
Слово «родина» в русском и других языках
Проблема определения роли родины в жизни человека затронута во многих литературных произведениях. Она существует и в современном обществе. Роль родных мест важно формировать с самого раннего детства. Именно родина дарит в наследие каждому собственную культуру, ценности, научные открытия, язык. Русский язык – один из самых богатых языков мира. Понятие родина это исконно русское понятие. Во многих языках вообще нет такого слова. В английском, например, похожее слово homeland. В переводе оно означает – «земля, где твой дом». В немецком и других языках есть в употреблении слово «Отечество», но слова «Родина» нет.
Отчизна, страна, город, деревня, село, край – родина может быть разной, но всегда остается единственной и любимой.
Россия – родина русских людей
Наша страна называется Российская Федерация.
Почему у России такое название?
Слово «федерация» означает объединение. Объединение краев, областей, регионов,городов и республик, которые входят в состав страны.
Это самая большая по территории страна в мире. Ее площадь равна 17 миллионов квадратных километров.
Официальный День России
12 июня отмечается праздник страны — День России, это общепринятый выходной. Официально праздник стал отмечаться с 2002 года. В столице и других городах проходят концерты и праздничные салюты. В этот день в Кремле президент страны награждает заслуженных деятелей, отличившихся в своей работе.
Москва – главный город страны
Крупнейшим городом России является ее столица Москва. В Москве много парков, скверов, высотных домов, музеев, проспектов, смотровых площадок. Но самой главной достопримечательностью столицы является московский кремль.
Кремлем раньше называл укрепление в Древней Руси, которое ограждало жителей города от нападений врагов.
Московский Кремль – одна из главных достопримечательностей столицы
Раньше Кремль был неприступной крепостью, сегодня – это памятник, находящийся под охраной ЮНЕСКО (организации, защищающей значимые для культуры объекты). На протяжении многих веков в столице России Кремль горел, разрушался, перестраивался, был каменным и деревянным. Но каждый раз после реставрации становился еще более красивым и могущественным.Московский Кремль состоит из стен в виде треугольника с двадцатью башнями.
Спасская башня известна тем, что каждый год в новогоднюю ночь часы на ней бьют 12 раз и оповещают о наступлении Нового года.
За стенами – храмы, дворцы, несколько площадей, в том числе Красная. Кремль – место, где работает президент России.
Выборы президента России проходят раз в 6 лет.
Символика Российской федерации
Как и у любой страны, у Российской Федерации есть главные символы страны.
Знаете ли вы, что называют символами страны?
Это определенные знаки, установленные государством.
Гимн, герб, флаг – государственные символы стран, которые есть у каждой державы. Их внешний вид утверждается указом президента.
Российский флаг представляет собой сочетание трех горизонтально расположенных полос разных цветов – белого, синего и красного. По-другому его называют триколор. Флагами украшают здания во время проведения праздников, ходят с ним на митинги и демонстрации, выступают на парадах.
Значение цветов флага в разных источниках может быть разное, общепринятых объяснений выбора цветовой палитры нет. Но часто встречается следующая трактовка: белый обозначает чистоту и мир, синий – веру и идеалы, красный – энергию и силу.
С 1994 года в нашей стране 22 августа отмечается День флага. Он посвящен национальному триколору, но не считается выходным днем.
Флаг России относится к государственным символам также как российский герб.
Он был утвержден президентом страны в Указе от 30 ноября 1993 года. Герб России – это красный щит, в середине которого находится двуглавый орел. Орел означает мощь, гордость, отвагу, силу и стремление к победе всего государства. Птица смотрит в разные стороны из-за того, что государство располагается как на территории Азии, так и на территории Европы.
Описание герба раскрывает смысловые значения его элементов. В правой лапе у орла – скипетр, а в левой – держава, как символы власти. На каждой голове – по короне. Еще одна, большая, в середине, между головами. Все три короны соединены лентой между собой. Они символизируют единство трех уровней властей — законодательной, исполнительной и судебной. В центре щита изображение святого Георгия Победоносца, как он убивает змея.
Георгий Победоносец – это покровитель всех воинов, которые в разные времена сражались за Отечество.
Герб России этой сценой со змеёй символизирует победу добра над злом.
В нашей стране, кроме главного герба, есть еще гербы городов. Каждый населенный пункт имеет свой геральдический знак.
Кроме флага и герба, державная символика включает в себя гимн. Гимн России – это торжественная песня, которая звучит во время государственных церемоний и важных событий государственного значения. Слова были написаны Сергеем Михалковым и Габриэлем Эль-Регистаном, музыка – Александра Александрова.
Каждый год текст гимна звучит в новогоднюю ночь после торжественной речи президента для российского народа. Текст гимна патриотичный, наполненный любовью к своей родине России.
Народы, проживающие на территории России
Более 190 народов проживает на территории Российской Федерации, это означает, что Россия – самая многонациональная страна во всем мире. Большая часть народов – коренные жители государства, родившиеся в нем и не менявшие места жительства за всю свою жизнь. У остальных основное место проживания находится за пределами страны.
Другие многонациональные страны – Великобритания, Германия, Турция, США и прочие. Очень многие государства носят статус «многонациональных».
Народы России, проживающие на территории страны, это русские (их большинство), украинцы, чеченцы, чуваши, башкиры, армяне, татары и так далее. Русская нация самая многочисленная – почти 116 миллионов человек.
Особенности русского человека – внешний вид, характерные черты
Внешне русского человека легко узнать и отличить от любой другой нации.
Как выглядит русский человек?
К характерным признакам можно отнести: светлые оттенки глаз и волос, овал лица правильной формы, не слишком густые брови, прямой нос. Кожа светлая. Это объясняется малым количеством солнечного света. Русского мужчину отличает средний рост, коренастое телосложение, широкие плечи и развитая мускулатура.
Культура народов России обладает историческим наследием, ведь сколько народов в России, столько и культур. 277 языков можно услышать в стране, русский является самым употребляемым. Ведь он государственный язык.
Нация русских людей обладает рядом качеств, свойственных этому народу: щедрость, милосердие, радушие, гостеприимство, открытость, терпеливость, жертвенность.
Россия многонациональная страна, благодаря этому у русских существует дружба с другими народами. Кроме взаимоотношений, к плюсам такого государства можно отнести:
Важно помнить, что у человека только одна родина – у русских людей это Россия. Русская нация должна не забывать и про малую родину, помнить свой язык и бережно относиться к культуре своего народа.
Большая родина что это
— У вас вышла книга «Родина». Расскажите, пожалуйста, что такое родина и почему вы ее любите?
— Прежде всего, получается так, что родина, про которую я говорю, не одна. Для меня это множественная вещь, которую можно определить через знакомое всем с детства разделение между родиной большой и малой. В случае большой родины подразумевается, что есть такая большая страна, как, например, Россия, которую нужно любить. Причем просто любить ее оказывается недостаточно, потому что нас еще и учат любить ее. В нашей политике постоянно происходит какое-то непрерывное обучение любви к родине, и это обучение происходит с разных сторон разными методами, в том числе насильственными. Я же говорю скорее о том, что называется малой родиной. Конечно, противопоставление большой и малой родины — это упрощение. Тут дело не в размере, а в том, что так называемая большая родина как будто не является чем-то вполне материальным, вполне вещественным.
Почему она большая? Потому что это целый конгломерат различных территорий, объединенный языком, государственной символикой, единой валютой и единым властным центром — некими лицами, которые над этой территорией удерживают контроль. В понятии большой родины есть серьезный изъян, так как к ней привязан имперский смысл территории и владения. В каком-то смысле это всегда уже оккупированная территория. В таком случае патриотизм (в пафосно-националистическом смысле этого слова) оказывается лояльностью к лицам или группам, удерживающим власть над определенным конгломератом земель.
Конечно, я понимаю, что слово «родина» — это очень чувствительное слово, которое для многих является красной тряпкой. Это пограничное, опасное слово. Но я употребляю еще более пограничное и опасное слово — «народ», и говорю о том, что народ, обитающий в определенном месте и через свою любовь с этим местом связанный («любовь» тоже надо понимать материалистически — столько громких слов сразу!), первичен. Населенность, обитание предшествуют любой символике, любой партийной определенности, любому государственному суверенитету. Это наша земля, а не их территория. Любить Россию можно, но не так, как нас этому иногда «учат», — не как владение какого-нибудь, допустим, царя, а, наоборот, как разнородное множество обитаемых малых земель и народов. Вообще, слово «малый» используют Делез и Гваттари, про которых я много пишу в своей книге. Например, они говорят про отличие малого народа от большого. Что такое большой народ? Делез и Гваттари приводят в пример нацизм, в котором идея величия одного народа приводит к уничтожению других. Большая литература учит любить большую родину, а малая отталкивается от миноритарных, но всегда очень конкретных, очень вещественных связей.
— Ваша предыдущая книга была посвящена животным. Связаны ли каким-то образом животные с родиной? Считаете ли вы каких-то животных наиболее родными? Может быть, вы считаете родными каких-нибудь сказочных существ, про которых вы упомянули?
— Сначала поясню, как связаны две мои книги. Моя предыдущая книга «История животных» — теоретическая. Это моя докторская диссертация. В ней, насколько я смогла, я постаралась быть очень серьезным философом, серьезным ученым, и вроде бы у меня это получилось, потому что другие более серьезные ученые признали «Историю животных» как научную работу. Но «Родина», конечно, не претендует на такую серьезность. Мне хотелось поэкспериментировать с другими жанрами, но я не писатель и писать, допустим, художественную прозу я не умею, не знаю, как правильно это делать, меня никто этому не учил. Поэтому я попробовала более распространенный жанр автобиографии и уже в нем начала развивать темы, затронутые в предыдущих моих работах. Тема животного туда тоже перекочевала, но появилась еще одна — растение.
Я отталкиваюсь от Аристотеля, у которого позаимствовала название для книги «История животных». У Аристотеля есть любопытное учение о трех типах души. Он пишет, что душа бывает растительная, животная и разумная, то есть человеческая. Конечно, эта концепция связана с древними представлениями о метемпсихозе. В этой перспективе душа есть у всего — например, у животных и растений. Но у растений, по Аристотелю, только одна душа — растительная, у животных две — и растительная, и животная, а вот у человека их уже целых три — и растительная, и животная, и разумная; но тут как повезет, не у всех так. Это, конечно, очень вольная интерпретация, я не претендую на верность аристотелевской букве, а просто переношу эту концепцию трех душ на свои размышления и предлагаю понимать человеческое как напряжение и колебание между растительным и животным. Для этого я спрашиваю: что такое растительное и как его определить по отношению к месту, а также что такое животное и как его определить по отношению к месту? Растительное это то, что стоит здесь. Если я растение, я стою вот здесь — и все, это мое место. Если же я животное, то мне нужно немедленно это место покинуть. Мне нужно туда. Это напряжение между «здесь» и «туда» составляет горизонт человеческой жизни в ее отношении к земле, пространству. Так мы и мечемся: нам все время нужно туда, но и здесь оставаться тоже очень важно. В связи с этим возникает фигура возвращения, ключевой момент в моем отношении к родине.
В своем подвижном образе жизни животные постоянно обозначают свою территорию. Здесь я ссылаюсь на замечательное произведение Делеза и Гваттари «Что такое философия?», в котором они объясняют, что такое отношение мысли к земле, что такое территория, территориализация, детерриториализация и ретерриториализация. Свою связь с местом животное обозначает посредством ритуала, который Делез и Гваттари описывают как песню, ритурнель. Естественно, они приводят пример птицы, которая обозначает свою связь с землей очень ритуализированным, очень кодифицированным пением — у птиц ведь невероятно богатая культура пения. Но так же делают и многие другие животные. По этому поводу Делез и Гваттари пишут: смотрите, это и есть начало искусства. Такова связь животного и земли, но я бы сказала, что это связь места и души. Получается, что животные — это те, кто вот так изобрел искусство: оно происходит из ритуалов обозначения территории обитания. Песня — это форма отношения, которую можно найти в самых разных явлениях, но особенно в проявлениях любви. Мы не просто говорим другому существу «я люблю тебя», но как бы проигрываем соответствующий трек. Признание в любви — это песня. Это ритуал, посредством которого мы к другому пытаемся прикрепиться как к своему месту. Однако по-настоящему прикрепляется к месту не животное, а растение. Вся консервативная риторика припадания к корням основана на ложной идее, что растение растет из корня. На самом деле растение пускает корни. Зернышко упало и пустило корень: мы говорим, что растение тут прижилось. Пускание корней как форма приживания растения — это настолько сокровенная и нечеловеческая протолюбовь, что у нас так не получится никогда. Мы не можем прирасти к тому, что любим, потому что нам сразу же и одновременно надо «туда».
Что касается сказочных животных, то у меня, как и у любого человека, испытывающего трепетную любовь и уважение к науке, есть минимальные представления о том, какие организмы существуют, какие не существуют, как они сформировались и так далее. Однако у меня же есть и какие-то свои детские верования. Полагаю, у каждого из нас есть своя индивидуальная детская мифология, которой мы заполняем познавательные лакуны еще в раннем возрасте и с которой нам потом не хочется расставаться. Мне, например, очень не хочется расставаться со своими сказочками про драконов. Я глубоко убеждена, хотя это и ненаучно, что драконы на самом деле существовали и люди их видели. Именно поэтому огнедышащих, трехглавых и похожих на ящеров драконов очень много в сказках — не только в китайских, но и в русских (Змей Горыныч). Я думаю, что эти драконы на самом деле были недовымершими динозаврами. Мне просто нравится так думать: было время, когда еще оставались какие-то совсем поздние ящеры, и люди могли их наблюдать, может быть, совсем ранние люди. И вот эти животные, эти последние динозавры, например, птеродактили — летающие ящеры, благодаря посредничеству первых людей закрепились в истории навсегда. Сказки, фольклор — это межвидовой труд коллективного архивирования. Сказки хранят память о тех временах, когда животные разговаривали, а люди их понимали. Лисица ходила на двух ногах. Все это было, пусть не в нашей истории, но кое-где в секретном месте это все-таки было, и народное предание это помнит.
— Было бы очень интересно узнать про песни или ритурнели драконов. Ведь если они существовали, то наверняка у них было и то, и другое.
— Я думаю, что сказка про драконов — это и есть его ритурнель. То есть это песня, которую мы подхватили, сохранив память об этом существе. Даже если это память о том, чего не было — о несуществующем драконе, — сказка поет за дракона его странную песню.
— Вернемся к растениям. Я вспомнил известное высказывание Делеза и Гваттари из «Тысячи плато» о том, что трава растет из середины. Таким образом они тоже отказываются от концепции корня или истока, которая традиционно ассоциируется с растением. Кроме того, образ травы, растущей из середины, связан у них с писательским ремеслом. Поэтому меня интересует вот что: какие у вас отношения с природой вообще и с русской природой в частности, а также как вы относитесь к советской природоописательной литературе — к Пришвину, Паустовскому?
Однажды в школе нам задали сочинение, которое должно было начинаться с предложения: «Входишь в зимний лес и попадаешь в сказку». Я тогда подумала: наверное, программу эту в Москве писали, где можно вот так взять и просто войти в зимний лес. В Сургуте попробуй войди — там же сугробы выше головы, причем не моей, а взрослого человека. Но у меня был опыт: наша семья дружила с хантами — вот как раз малый народ, — и они меня однажды прокатили по лесу на снегоходе «Буран». Я решила изменить задание в сторону большей связи с реальностью и начала сочинение со слов: «Еду я на „Буране” по зимнему лесу».
Мои любимые авторы, пишущие о природе, — это Платонов, Заболоцкий, Хлебников. Из западных мой главный автор — Кафка: я всегда с ним работаю и буду работать дальше. Вообще в литературе эмансипация природы намного более заметна, чем, например, в философии. Сейчас в философии, как и вообще в гуманитарных и социальных науках, происходит, с одной стороны, материалистический поворот, а с другой — экологический, связанный с интересом ко всему нечеловеческому. Однако можно отметить, что эта работа уже была проделана в литературе сто лет назад. В том числе в русской. Действительно, литература обладает таким прямым доступом к истине, который недостижим путем философского, социологического или какого-то другого научного опосредования.
— Автобиографическая часть вашей книги показалась мне очень поэтичной, или даже песенной. Редакция «Сигмы» тоже называет вашу книгу «песней о родине», то есть не у одного меня сложилось такое впечатление. В книге вы упоминаете Гегеля и Хайдеггера, а мне невольно вспомнился Гельдерлин, для которого мотив возвращения на родину является одним из центральных. Кроме того, в конце одной из глав вы пишете, что во время возвращения на родину ваша жизнь как бы разделилась на две половины, граница между которыми прошла непосредственно по вам, что тоже напомнило мне стихотворение Гельдерлина, которое так и называется — «Половина жизни». Насколько верны подобные ассоциации?
— Конечно, я думала о Гельдерлине, когда писала книгу, но не стала о нем ничего писать, потому что не хотела, чтобы в книге было много ссылок и аллюзий. Хотя, конечно, есть авторы, без которых я не обошлась. Если идешь, допустим, в сказочный темный лес, а прошлое — это, конечно, темный страшный лес, то нужны проводники, нужно, чтобы кто-то держал тебя за руку. Для меня самая надежная рука в таком путешествии — это Брехт, с этим парнем не пропадешь. А с Гельдерлином можно пропасть навсегда. Что касается формы, то да, в моей книге три куплета — соло и длинный припев (там включаются несколько голосов).
— Возвращение на родину — это всегда подлинно трансгрессивный опыт, как и всякий опыт настоящей любви. Он может быть выражен в песне, может быть выражен каким-то другим способом, например через жест сопротивления, но в любом случае он сохраняет в себе эту трансгрессивную энергию. Расскажите, пожалуйста, о своем трансгрессивном опыте более подробно.
— Возвращение представляет собой, конечно, трансгрессивный ритуал. Один из сюжетов сказок — появление некоего персонажа, который предупреждает: не возвращайся, не оглядывайся назад! И в повседневной жизни мы придерживаемся этого суеверия. Возвращение может быть нарушением запрета, связанным с преодолением страха. Знаете же, такое бывает в кино: где-то в доме есть комната или подвал, куда никому нельзя входить, и дверь в нее заколочена раз и навсегда. Кто-нибудь обязательно говорит герою, что туда ходить нельзя, но в конце концов он ее все равно открывает и оттуда появляются, например, живые мертвецы.
Половина жизни стала для меня именно такой чертой, когда, чтобы навести порядок в доме, эту страшную комнату нужно было открыть и проверить, что в ней находится. Когда я говорю «трансгрессивный ритуал», я думаю, конечно, об инициации: девочка, чтобы стать по-настоящему взрослой, должна пойти в это страшное место, в страшный лес, пройти через все испытания, победить всех чудовищ (чудовища — это, безусловно, персонификации ее собственных страхов) и вернуться оттуда живой и здоровой, желательно с каким-то трофеем. Для меня каждое возвращение на родину — это такое путешествие, откуда я возвращаюсь с трофеем и затем пишу свидетельство — историю этого путешествия. Нарушение запрета связано еще и с тем, что это свидетельство касается слишком интимного опыта, про него рассказывать нельзя. Нельзя, но в то же время необходимо.
Более радикальный и известный недавний пример из чужой жизни, подтверждающий трансгрессивный характер ритуала, — возвращение Алексея Навального на родину и соотвествующая ему ритурнель: «Я не боюсь».
— Я обратил внимание, что в аэропорту Юлия Навальная процитировала фразу героини Дарьи Юргенс из фильма «Брат 2»: «Мальчик, водочки нам принеси, мы домой летим». Тоже своего рода ритурнель, которую нужно было пропеть перед вылетом?
— Да, точно, так и есть.
— Вы говорили про темный лес, для похода в который непременно нужно опереться на чью-то руку. Но я бы добавил, что можно опереться не только на чью-то руку, но и на чью-то лапу.
— Без этого никак. Я бы хотела всячески развивать идею межвидовых коллективов. Такой коллектив предполагает, что в нем самые разные участники — любого цвета, любого размера и формы, и у них может быть совершенно разный стиль. Животное — это определенный стиль, и растение — это тоже стиль. То есть это многообразное сочетание стилей, цветов, запахов и каких-то других аффективных измерений. Это то, что я назвала бы сочетанием душ. Ведь душа тоже межвидовая сущность. В одиночку, конечно, ты через темный лес не пройдешь. У тебя обязательно должны быть животные-проводники, растения, минералы. Любые путешествия, инициации и трансгрессивные ритуалы на самом деле невыполнимы в одиночку. Обязательно нужна рука или лапа товарища, а еще нужно, чтобы нас было по возможности много, иначе никак не победить. Любовь к родине — это общее дело.