бхакти йога с чего начать
Бхакти йога с чего начать
Бхакти-йога — это йога любви и преданности. Это преданность божественному, в какой бы форме или не-форме вы ни захотели его (или ее) видеть. Это может быть преданность истине, Богу, высшему, Брахману, абсолюту, реальности или любому другому определению невыразимого. Это может быть преданность Христу, Будде, Мохаммеду, Кришне, Раме, Хануману, Махавире, Шакти, Шиве, Вишну, Кали, Дурге, Ахура Мазде — если угодно, даже Зевсу. Вы можете выражать преданность всему, что вы считаете воплощением божественного. Это может быть великий святой, умерший или живущий. Это может быть ваш гуру. Конкретная форма не имеет значения. важна именно преданность, которую чувствуете лично вы. Без такой преданности, великой или малой, невозможно практиковать бхакти-йогу.Бхакти можно легко назвать слепой догмой, и во многих случаях она вырождалась именно в это. И в прошлом, и в настоящем бхакти совершенно неверно понимали и использовали, что приводило к фанатизму и нетерпимости. Все это не имеет ничего общего с бхакти. Бхакти — нечто такое, что трудно принять современному интеллектуальному миру. И в то же время это очень плачевно, поскольку бхакти-йога представляет собой невероятно могущественный метод, который может вести к высшему знанию и трансценденции. Но не только это — бхакти-йога способна помочь вам гармонизировать свою жизнь и сделать ее радостной, каковой она должна быть. Люди видели неправильное употребление и искажение бхакти-йоги и ошибочно принимали это за ее суть. Бхакти-йога имеет широкий спектр применений, которые могут преобразить вашу жизнь. В этой теме мы делаем попытку развеять паутину неправильных представлений и показать вам, какое значение может иметь бхакти-йога для вашей жизни. И мы предупреждаем вас, что это будет довольно длинное обсуждение.
Древние тантрические техники йоги и крии
Цель бхакти — развитие интенсивного сосредоточения на одном объекте. Оно происходит спонтанно при наличии чувства бхакти по отношению к этому объекту. Вся энергия человека фокусируется в одном направлении. Это, в свою очередь, ведет к более высокой чувствительности и восприимчивости ума-тела к высшим силам. Человек становится бхактой через посредство опыта, а не просто в силу убеждения.Этот метод бхакти использовался во многих религиях, особенно в христианстве и индуизме. В этих религиях главная цель состоит в поощрении выражения бхакти у последователей. Для ее достижения им даются конкретные формы для поклонения. Если такое поклонение достаточно, то человек может познать глубокую бхакти, блаженство и трансцендентальный опыт. Это очень мощный метод, который позволил многим людям достичь высочайших состояний осознания. Но для получения конечных результатов необходимо сильное религиозное рвение.Во всех этих религиях бхакти использовался один и тот же метод. Они различались только конкретной формой (или формами), которые рекомендовались последователям для поклонения и служения. Фундаментальные механизмы во всех случаях были одинаковыми. Все они использовали бхакти-йогу в качестве средства трансценденции.Метод и цель бхакти-йоги состоят в том, чтобы отвлечь вас от отождествления с маленьким «я» — телом-умом. Это делайся для того, чтобы уменьшить личные прихоти, конфликты, дисгармонию и т.д., которые, как правило, сковывают и сильно ограничивают осознание. Практика бхакти-йоги призвана сделать ум идеальным отражателем, совершенным зеркалом опыта. Именно в таких обстоятельствах человек может познать высшее осознание и блаженство.
Древние тантрические техники йоги и крии
Выбор символа
Существует почти бесконечное число психических символов. Вы можете выбрать почти все, что угодно, но в конечном итоге вам следует использовать только одно. Это очень красиво подытожено в следующих строках:«Вся видимая вселенная — это (сознание) Будды; таковы и все звуки. Держитесь одного начала (одного символа), а все остальные тождественны ему».Хуан БоВ качестве точки сосредоточения можно использовать что угодно. божество, мантру, янтру, чакру, святого, йога, вашего гуру, цветок. даже ваш мизинец. Вы можете использовать абсолютно все, что полностью захватывает ваше внимание. Все эти символы ведут к одному и тому же.
Великий бхакта Рамакришна даже экспериментировал с разными символами. Он практиковал постоянное осознание Шакти, потом Христа и так далее. Он подчеркивал, что они ведут к одному и тому же опыту и постижению. Можно использовать любой символ, но необходимо непрерывное осознание.
Если же у вас нет никакого особого символа, то вы получите его одним из двух путей:1. Вы получите его от своего гуру либо при формальном посвящении (дикша), либо на более тонком уровне.2. Он проявится сам собой, когда ваши восприятие и чувствительность обострятся. То есть вы получите свой психический символ, когда будете достаточно восприимчивы и готовы.Во втором случае вы должны практиковать йогу, стремиться очищать свой ум и ждать, что символ явит себя.
Сатьянанда Сарасвати Древние тантрические техники йоги и крии
Как может быть, что оба эти вида практик ведут к тьме (неведению и заблуждению)? Если это так, то какой смысл заниматься любым видом медитативной практики? Смысл в том, что медитативные практики сакара и ниракара — это всего лишь средства, а не самоцель. Поэтому заблуждаются те, кто думает, что медитативные практики — будь то на проявленном или непроявленном — это и есть опыт. По этой причине текст объясняет, что оба метода могут вести к неведению. Их следует практиковать, но в качестве средства достижения чего-то еще. Это будет становиться яснее по ходу дальнейшего изложения.
Медитативная практика на одной форме (сакара) легко может вырождаться в простое идолопоклонство. На протяжении истории это случалось во всех частях мира. Люди поклонялись идолам и божествам без малейшего представления о смысле своего поклонения. Та же тенденция, хотя, вероятно, на менее очевидном уровне, может возникать, когда человек в ходе медитативной практики старается фиксировать свое осознание на одном объекте. То есть практикующий может использовать божество, мантру, психический символ и т.п. и начать строить о нем интеллектуальные понятия. Вместо того чтобы служить средством достижения превосхождения, символ становится объектом интеллектуальных домыслов и суеверий.
Именно это старается объяснить текст Ишавасья Упанишады, когда говорит: «Те, кто поклоняется проявленному, вступают в еще большую тьму». Цель фиксации осознания на объекте (поклонения) состоит в выходе за пределы ограничений, присущих объекту, к чему-то гораздо большему. Цель объекта — вести к тому, что лежит за пределами интеллектуальных понятий.
Сатьянанда Сарасвати Древние тантрические техники йоги и крии
Вы можете быть преданным чему угодно. Но это должно быть нечто такое, к чему вы спонтанно чувствуете бхакти, любовь или преданность. Объект — это просто средство достижения цели. Объект не следует навязывать своему характеру. Он не должен быть чуждым или неестественным для вашей личности. Это должно быть что-то, к чему сама собой возникает любовь. Это очень важно. Но это может быть что угодно. В Уддхава Гите, в разделе Шримад Бхагаватам говорится:«Высшему можно поклоняться в любом образе или посреднике, к которому поклоняющийся испытывает почтение и любовь, ибо будучи душой вселенной, я (Кришна) пребываю во всем».Вы можете выбрать для себя что угодно, поскольку чему бы вы ни поклонялись, это форма высшего. Для тех, кто поклоняется Кришне, он представляет и символизирует все, является всем. Он — сущность всех вещей. Хотя его обычно изображают в человеческом облике, с павлиньим пером в волосах и играющим на флейте, в действительности его можно представлять в любой форме, в виде любого объекта. Очень многие люди в Индии чрезвычайно почитают общеизвестную форму Кришны. Они чувствуют непреодолимую бхакти к этой человеческой форме Кришны. Она захватывает их сердца и все их помыслы. И это чудесно, поскольку может вести к высшему опыту и расширенному осознанию. Но Кришна не ограничен этой формой. Он может быть всем, чем угодно. Важен именно фокус внимания. Если вы чувствуете глубокую привязанность к какой-то конкретной форме, то используйте ее как средство выражения бхакти.В христианстве объектом сосредоточения бхакти является Христос или Дева Мария. Они тоже могут вести к трансценденции, если бхакти достаточно велика. На самом деле, именно этот метод многие христианские святые использовали для познания невыразимого. Такие святые, как св. Бер-нар, св. Тереза, св. Франциск и другие, все были бхактами. Все они использовали свою любовь к Христу как средство более глубокого понимания бытия. Таким образом они гармонизировали все свое существо. Из этого рождаются космическое понимание и бхакти.В тантре существует множество форм Шакти — космической матери. Все они представляют разные аспекты бытия. Все они представляют абсолют. Не важно, кто это — Кали, Дурга, Чхиннамаста, Трипурасундари, Сарасвати, Думавати, Шодаши, Бхуванешвари, Аннапурна или любая из сотен других традиционных форм Шакти. Если вы чувствуете бхакти к одной из этих форм — как чувствуют многие люди в Индии, — то вам следует направлять на нее свою эмоциональную и умственную энергию. Это придаст направление всем силам вашего существа.Кстати, именно поэтому духовный климат Индии столь необычен. Существует бесчисленное множество различных богов, которые все полностью приемлемы в качестве точки сосредоточения бхакти. Такова свобода и терпимость богослужения. Поклонение высшему может быть направлено на что угодно. Почему бы нет? Все эти различные образы действуют как центр, через который можно расширять осознание. Но должна быть непреодолимая преданность. Должно быть притяжение к конкретной форме. Без этого не может быть бхакти.Даже некоторые школы буддизма используют божества в качестве средства достижения высшего осознания. В действительности, Будда был против использования божеств, поскольку знал, что оно очень легко может вести к суеверию, невежеству и догматизму. Это отчасти верно, и безусловно было так во времена Будды, когда религия полностью выродилась в простой ритуал без смысла, цели и понимания. Но этого не произойдет, если помнить о цели бхакти и быть терпимым к другим формам богослужения. Бхакти может вести к расширенному осознанию. После смерти Будды многие буддисты поняли, что использование божеств оправданно. Из-за этого, например, в тибетский буддизм были введены многие божества — Амогх Сиддхи, Тара, Авалокитешвара и другие. Они представляют разные аспекты бытия и состояния осознания. Их можно использовать как объекты бхакти. Они могут пробуждать силу, выходящую далеко за пределы их материальной формы.
Древние тантрические техники йоги и крии
Вера и бхакти
Вера и бхакти отличаются друг от друга. Вера предполагает убежденность в том, что для того, чтобы делать нечто, существует некая достойная цель. То есть, хотя человеку может недоставать личного опыта, у него достаточно веры, чтобы считать, что такой опыт действительно существует. Без веры мы были бы в жизни ничем. Без веры мы бы не занимались асанами, пранаямой, медитативными техниками или любыми другими практиками йоги. Если бы мы не верили, что есть хорошая причина ими заниматься, мы бы никогда их не делали. Когда практика переходит в опыт, вера проходит, она становится излишней. Вера связана с наставлениями гуру. Без веры никто бы не слушался его наставлений. Без веры отношение гуру-ученик не может существовать.Вера ведет к переживанию бхакти. Это не слепая вера, а принятие того, что для движения по пути к расширенному осознанию, к тому, что сейчас лежит за пределами понимания, необходимы определенные действия и усилия.Вера предполагает, что ваши практики бхакти-йоги и других видов йоги вас куда-то приведут, что они не заведут вас в дебри невежества. Необходима вера в то, что путь бхакти-йоги действительно ведет к более высокому осознанию и счастью. Вы должны верить в действенность садханы. Без этой веры вы бы никогда ничего не делали. Встреча (даршан) с великим мудрецом или вашим гуру усилит веру, ибо вы увидите живой пример человека, прошедшего тот путь, по которому вы сейчас идете. Это огромный источник вдохновения и опора веры.
Сатьянанда Сарасвати Древние тантрические техники йоги и крии
Сатьянанда Сарасвати Древние тантрические техники йоги и крии
Бхакти-йогу часто считают очень непохожей на другие пути йоги, но на самом деле это не так. В хатха йоге ум делается сосредоточенным посредством осознания дыхания или различных частей тела. В раджа йоге однонаправленное сосредоточение ума достигается путем осознания фиксированного символа или психического центра. В джняна йоге это происходит в результате полной поглощенности исследованием, а в карма-йоге — полной поглощенности работой.
В бхакти-йоге тот же результат — а именно однонаправленность ума — достигается посредством любви и преданности. Если имеет место глубокая преданность чему-то одному, то вся энергия ума тоже течет в этом направлении. Любовь, вероятно, представляет собой самую мощную силу для сосредоточения ума. Чем больше любовь, тем больше сосредоточенность.
Все пути йоги ведут к дхьяне (медитации). Бхакти способна повышать эффективность других путей йоги, ибо если вы чувствуете глубокую преданность чему-либо, то ваши внимание и интерес автоматически и без усилий устремляются в этом направлении. Будет возникать естественное притяжение к объекту любви. Многим людям трудно поддерживать осознание дыхания или психических центров или чего-либо еще во время практик хатха йоги и раджа йоги из-за отсутствия естественного притяжения. Осознание отвлекается в других направлениях, мешая достижению успеха в садхане. Но если вы испытываете по отношению к объекту любовь и преданность, у вас не будет иного выбора, кроме как осознавать. Объект почитания будет заполнять все ваше существо. Это — путь к достижению успеха в йоге.
Сатьянанда Сарасвати Древние тантрические техники йоги и крии
БХАКТИ-ЙОГА
КАК НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ.
Всемилостивый Бог обитает в чертоге твоего сердца. Он совсем близко от тебя. Ты забыл Его, но Он совсем близко от тебя. Ты забыл Его, но Он все время заботится о тебе. Все неприятности — Его благословение лишь в ином одеянии. Сними с себя то ненужное бремя эгоизма, которое ты несешь на своих плечах, откажись от всех воображаемых обязательств, которые созданы самим тобой, и будь спокоен. Имей совершенную веру в Него, осуществи безраздельное самоотречение. Открой свое сердце навстречу Ему, легко, как ребенок, и все твои несчастья кончатся.
Скажи Ему хоть один раз искренне и с полным сознанием: «Господи, я — Твой, все Твое. Да будет воля Твоя». Всякая черта в отдельности тогда исчезнет. Все беды, беспокойства, затруднения и болезни растают без следа.
(Свами Шивананда Сарасвати «Йога для здоровья»)
Так побеждаются все трудности пути Кармы, и человек сам, благодаря включению в него элемента Бхакти (Богопочитания), обращается в Бхакти-Йога. Тогда жизненный путь становится легким и вместо тяжкого бремени долга преображается в песнь радости и ликования, в экстаз служения и любви.
Легко, однако, говорить о необходимости любви к Богу, но как вызвать эту любовь? Как заставить нашу мысль и чувство устремиться к Богоисточнику, если большинство из нас занято чем угодно, но только не Богоисканием. Наш ум перегружен разного рода заботами повседневной жизни, планами на будущее и нескончаемой беспокойной критикой настоящего и прошедшего. Наши чувства стремятся только к одной цели — возможно более полному наслаждению, а вся наша деятельность, в конце концов, сводится к устранению бесчисленных видов неудобств, ограничений и неприятностей — одним словом, к страданиям в той или иной форме. Остается ли при подобном сознании хотя бы один его уголок для мысли о Боге, не говоря уже о любви к Нему?
«Устремление мыслей на предметы чувств рождает привязанность к ним», — говорится в Бхагавад-Гите. То, что правильно относительно привязанности к предметам чувств, еще более правильно и применимо по отношению к Тому, кто является источником всякого рода привязанностей и любви.
Это не значит, что мы должны отныне надеть на себя вериги и бить поклоны по сотне раз ежедневно, бежать в монастыри или пустыни и каяться в грехах. Это едва ли вызовет чистую любовь к Богу, потому что искусственное выявление внешних форм любви есть лицемерие, так же как насильное, предписанное поклонение Богу вырождается в ханжество.
Истинную любовь нельзя вызвать искусственно — она должна родиться сама. Прочтите 12 главу Бхагавад Гиты и проникнетесь сознанием, что Он проявляется во всем. Ищете Его в том, что вам ближе всего: в науке, литературе, искусстве, в жизни, в близких, в жене, сыне или в окружающих. Эта лучший и легчайший способ путем «устремления мыслей родить привязанность».
Если вы достаточно искренне ищете Его, вы сами найдете ту форму Богопочитания, которая больше всего говорит вашему уму и сердцу. Так, если вы ученый, найдите Его в бесконечной разумности и целесообразности явлений мира, которым младенческая наука пытается придать связность путем выявления законов природы.
Если вы художник, музыкант или поэт — в мимолетных вспышках откровения прекрасного вы найдете проблеск Его вечной и вещей Красоты, которую лишь на мгновение могут отразить в цветах и красках, выявить в великолепии форм и гармонии аккордов слабые человеческие искания.
Если же вы человек деятельности, стоящий обеими ногами на земле, не думайте, что в этой юдоли скорби и нечистоты нет места Богоисканию. Предыдущая ступень — Карма-Йога, которая для всех является начальной, если не всем путем, должна была научить нас, что начинать восхождение к Богу надо не взобравшись на Олимп, а с того места, на котором мы стоим, в тех условиях и в той обстановке, в которой мы находимся. Если мы не можем научиться бескорыстию в них, если не умеем вызвать в своем сердце любовь к Богу здесь, мы напрасно будем стараться убаюкивать свою совесть ложными заверениями, что если бы мы отправились в леса или пещеры, если бы мы жили в «святых местах», мы были бы сами ближе к святости. Человек, который уносит с собой в пустыню неудовлетворенные страсти, зависть и чувственность, снедающие его в промежутках между духовными подвигами, немногим лучше дикого зверя, мучимого голодом.
Тот же, кто в сутолоке большого города, в душных испарениях человеческой жизни и в какофонии земных страстей окружающих остается невозмутимым и погруженным в Того, Кто «и в игре плутующих, и в великолепии самых великолепных вещей», — тот постиг тайну Богопознания и пути к нему.
«Веданта, в действительности, не отвергает мир. Правда, нигде идеал отречения не достигает такой высоты, как в её учениях. Но в то же время она не ставит сухих требований самоубийства: на самом деле имеется в виду обожествление мира — отказ от мира, каким мы его знаем или представляем и познание его таким, каков он есть действительно. Обожествляйте его. Он — Сам Господь.
Итак, мы должны отказаться от мира, но когда мир будет отвергнут, что же останется? — Бог.
Что это значит? Вы можете иметь жену; это вовсе не значит, что вы должны бросить ее, но вы должны видеть в ней Бога. Откажитесь от детей — но что это значит? Выбросить их за дверь? Разумеется, нет! Но в ваших детях вы должны видеть Бога. И так осознайте, во всем: в жизни и в смерти, в счастье и в несчастье одинаково присутствует Господь». (Свами Вивекананда)
Что же касается практики Бхакти-Йоги, то в ней существует много вспомогательных средств.
Бхакти (любовь к Богу) может быть приобретена и развита. Практика Нава вита бхакти (девять методов дэва практики) вливает в нас любовь к Богу. Эти девять метопов, развивающих Бхакти следующие:
— Шравана — постоянно слушать о Боге и Его деяниях.
— Смаран — помнить о Нем всегда.
— Киртан — славословие Ему (пение священных песен).
— Вандан — поклонение Богу.
— Арчан — приношение Ему.
— Пада Саван — припадание к Его ногам.
— Сакхья — обращение к Нему как к Другу.
— Атма нейведхан — самоотречение ради Учителя или Бога. В заключение укажем ступени на пути Бхакти-Йоги.
На самом низу лестницы восхождения в Бхакти-Йоге встречается поклонение элементалям и духам ушедших. Это — низшая форма поклонения.
Затем следует поклонение Риши, Дэвам и Питрисам (предкам). Верования каждого определяются его собственной природой. Человек представляет из себя то же, что и его вера, она есть он сам. Поэтому важно найти свою веру.
Третья ступень включает в себя тех последователей, которые поклоняются Аватарам, подобным Шри Раме, Кришне, Нарасимхе и Хануману. (Эти три класса Бхактов имеют конкретную форму поклонения.)
Затем следует ступень Бхакт, совершающих абстрактное поклонение Брахману, лишенному атрибутов. Это высшая форма поклонения, подходящая для людей интеллектуальных, имеющих сильную волю и смелое воображение. Оно связано уже с практикой Джняни-Йоги.
Читайте также
Виктория Бегунова, Вадим Запорожцев Курс Йоги 210. Тантра йога. Йога мужчины и женщины. Йога Триада
Виктория Бегунова, Вадим Запорожцев Курс Йоги 210. Тантра йога. Йога мужчины и женщины. Йога Триада Йога даёт рекомендации, но последнее слово остаётся за
БХАКТИ-ЙОГА
БХАКТИ-ЙОГА КАК НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ. Всемилостивый Бог обитает в чертоге твоего сердца. Он совсем близко от тебя. Ты забыл Его, но Он совсем близко от тебя. Ты забыл Его, но Он все время заботится о тебе. Все неприятности — Его благословение лишь в ином одеянии. Сними с себя то
БХАКТИ
БХАКТИ [407] Я не Бхакта, ибо я не отрекся от мира во имя Господа. Могу ли я отречься от того, что Он отнял у меня силой, а затем вернул против моей воли? Это слишком трудно для меня. [408] Я не Бхакта, я не Джняни, я не работник Господа. Кто же я тогда? Орудие в руках моего
Бхакти-йога
Бхакти-йога Определение бхакти Бхакти-йога – самый естественный и подлинный поиск Божественного, начинающийся, продолжающийся и завершающийся в любви. Одно мгновение безрассудной, пламенной любви к Богу приносит нам вечную свободу. «Бхакти, – говорит Нарада в своем
Бхакти и Карма-йога
Бхакти-йога доступна всем
Бхакти-йога доступна всем Для бхакта не существует классификаций. Господь Рама превозносит преданность Сабари. Вы знаете, что Сабари не была рождена в высшей касте браминов. Но она обладала великой преданностью Господу. Она попробовала плод и затем предложила его
Бхакти-йога
Бхакти-йога «Бхакти-йога» учит, что конечная цель всех религий может быть достигнута путем любви и поклонения личному Богу, Который есть Творец всей феноменальной вселенной и сил, управляющих ею. Эта форма йоги ведет к тому же самому, к чему ведут и другие, но она особенно
Бхакти йога с чего начать
. Однажды я беседовал с одной очень искренней преданной по телефону о каких-то проблемах, и под конец она сказала, что не может понять одну вещь. У нас в ИСККОН есть две школы, и она не знает, к какой из двух ей пристать. В одной школе нужно менять свое эго, становиться смиренной, нужно раскаиваться и думать о своей зависти, а другая школа – приятная, легкая, и состоит из психологических тренингов. Я был в полном шоке, когда это услышал. Но мне хотелось рассказать сегодня о третьей школе. Сами эти ее слова натолкнули меня на мысль, что что-то мы делаем неправильно, фундаментально
Я сидел и повторял Харе Кришна. Первый круг, второй круг, третий круг…Нужно просто сидеть и повторять Харе Кришна мантру и в какой-то момент Кришна придет.
Чаще всего Кришна приходил на пятом или шестом круге.
И когда Кришна приходил — все преображалось.
Мне больше не нужно направлять свой ум и свой слух, чтобы стараться быть внимательным, потому что Кришна притягателен для ума. Ум ищет чего-то приятного, а слушать мантру ему обычно не
На разных этапах духовной жизни меня вдохновляли разные вайшнавы, питали мою преданность и помогали продолжать идти.
Мы не можем идти по этому пути к Кришне сами по себе, типа «только я и Кришна». Нас сожрут наши собственные сомнения, противоречия и прочее.
Всегда важно, чтобы недалеко от нас был кто-то, кто уже прошел по этому пути раньше и сказал «да, я понимаю что с тобой сейчас происходит, не волнуйся (или наоборот — волнуйся!) и сейчас нужно делать вот это, а вот это не делать».
Например Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж.
Когда ачарьи объясняют этот стих знаменитый: патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайаччхати,(Б.-г., 9.26) они говорят, что есть две вещи, которые нужно соблюсти, чтобы Кришна принял наш прасад.
Далеко не все то, что мы предлагаем Ему, Кришна принимает. Так, я однажды спросил у одной матаджи: «Ты предлагаешь прасад?» Она говорит: «Колокольчиком звеню.(смех) Не знаю, как насчет всего остального, не знаю, принимает это Кришна или нет». Но в этом стихе из «Бхагавад-гиты» Кришна говорит две важные вещи. Ачарьи объясняют эти две важные вещи. Они говорят: бхакти упахритам — это должно быть сделано с любовью и
Альтернатива хари-наме
харе кршна харе кршна кршна кршна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе
ити шодашакам намнам кали-калмаша-нашанам
натах паратаропайах сарва-ведешу дршйате
«Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Эти шестнадцать имен уничтожают все пороки века Кали. Даже изучив все Веды, невозможно найти более эффективного метода, чем этот» («Кали-сантарана-упанишад», 4-6).
Как можно обрести благо без воспевания? Воспевание имени Хари — это юга-дхарма, процесс, предписанный для этого века. Как люди могут обрести благо в этот век, не следуя методу, который для этого века предписан? Как мы сможем обрести благо, следуя другими путями, отличными от воспевания? В конце концов, воспевание было начато Самим Господом — Источником всего блага.
Считать, что процессу воспевания хари-намы есть альтернатива — не что иное, как умственная спекуляция. В этом материальном мире люди тратят свое время, изобретая альтернативы хари-наме. Избегание хари-намы — вот чем является этот мир. Те, кто считают, что для духовного продвижения недостаточно лишь слушания и воспевания, попросту меряют трансцендентного Господа с собой и тем самым нарушают Его приказы. Они — непреданные, слуги майи. Противоречить Господу неблагоприятно, поскольку это неизбежно приведет нас к разрушению. Шастра утверждает: харер нама харер нама, харер намаива кевалам/ калау насти эва насти эва, насти эва гатир анйатха: «В этот век ссор и лицемерия единственным методом освобождения является воспевание святого имени Господа. Нет иного пути. Нет иного пути. Нет иного пути» (Ч.-ч., Ади, 17.21).
(Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, «Амрита Вани», «Воспевание святого имени», 16)
Фрагмент из книги «Шри Нама-бхаджана».
Горькая санньяса Шрилы Прабхупады
Вначале, когда мой Гуру Махараджа приказал мне, я думал так: «Сначала я стану очень богатым человеком, а потом буду проповедовать». [Смеется.] Так что у меня все было очень хорошо в бизнесе. В деловых кругах я обрел очень хорошую репутацию, и те, с кем я вел дела, были очень довольны. Но Кришна сделал такой трюк, Он разрушил все, и Он заставил меня принять санньясу. Вот это и есть Хари. Так что мне пришлось приехать в вашу страну всего с семью долларами.
Поэтому они критикуют: «Свами приехал сюда без денег. Теперь он такой богатый». То есть они берут оборотную сторону, черную сторону,
С людьми так сложно! Столько беспокойств! Хочешь отношений – учись терпеть, прощать и просить прощения, меняйся. Мы легко находим недостатки в других, они бросаются нам в глаза. С признанием достоинств окружающих дела обстоят гораздо сложнее. Шрила Прабхупада всегда подкупал меня своим неисчерпаемым оптимизмом и верой в людей. Столько глупостей, гадостей, ошибок, обмана, предательства, а наш возлюбленный ачарья сияет верой в способность бхакти менять сердца людей, не сдаётся и не опускает руки. Его невозможно было разуверить и поколебать в этой решимости видеть лучшее там, где нет даже хорошего.
Молитва вайшнаву. Спасение от пожара ума
«Как маятник колеблется между двумя крайними положениями, так же и ум колеблется между наслаждением и отречением. Когда он устает от мяса и вина, деловитой борьбы в жестоких городах, печалей и горя, «сладкого» домашнего уюта, то раскаивающийся ум выглядит пробуждающимся и отходящим от дел, отреченным затворником, очень часто направляя свои усилия на то, чтобы уничтожить непреходящую и неразрушимую энергию духовного ума, уменьшить ее до нуля, чтобы ничего не чувствовать, ничего не желать и ни о чем не думать. Но он никогда не сможет вырваться из окружения мимолетных, меняющихся и несущих страдания вещей этого мира наслаждения и боли.
Избирательность в слушании присуща как зрелым преданным, так и начинающим материалистичным преданным, вопрос лишь в том, с каким отношением и те и другие делают это.