бхагавад гита что есть знание
Бхагавад-гита. Глава 9. Самое сокровенное знание
БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. САМОЕ СОКРОВЕННОЕ ЗНАНИЕ
Текст 1. Верховная божественная личность сказал: «Мой дорогой Арджуна, поскольку ты
никогда не завидуешь Мне, Я открою тебе самое сокровенное знание, обладая которым,
ты освободишься от всех страданий материального мира.
Текст 3. Те, кто не имеют веры в это преданное служение, не могут достигнуть Меня,
о победитель врагов. Поэтому они возвращаются в круговорот рождения и смерти,
в этот материальный мир.
Текст 6. Пойми, что, точно как могучий ветер, дующий повсюду, остаётся всегда в небе,
так и все созданные существа всегда остаются во Мне.
Текст 7. О сын Кунти, в конце эпохи все материальные проявления входят в Мою природу,
а в начале следующей, благодаря моему могуществу, Я творю их вновь.
Текст 8. Весь космический порядок в Моей власти. По Моей воле он проявляется снова
и снова, и по моей воле он уничтожается, когда приходит время.
Текст 9. О Дхананьджая, вся эта материальная деятельность не связывает Меня.
Я всегда отрешён от неё и занимаю нейтральное положение.
Текст 10. Эта материальная природа, которая есть одна из Моих энергий, работает
под Моим надзором, о сын Кунти, производя все движущиеся и неподвижные существа.
Под её управлением это проявление творится и уничтожается снова и снова.
Текст 11. Глупцы глумятся надо мной, когда Я нисхожу в образе человека.
Они не знают моей трансцендентальной природы Всевышнего Господа, управляющего всем,
что существует.
Текст 12. Тех, кто таким образом введены в заблуждение, привлекают демонические,
безбожные взгляды. В этом состоянии заблуждения все их надежды на освобождение,
вся их кармическая деятельность и стремления к знанию терпят крах.
Текст 14. Всегда воспевая Мою славу, целеустремлённо направляя свои усилия,
падая ниц передо Мной, эти великие души постоянно поклоняются Мне,
с любовью и преданностью.
Текст 15. Другие, кто стараются удовлетворить Господа путём развития знания,
поклоняются Всевышнему как единственному и неповторимому, как разнообразию сущего,
и в Его вселенской форме.
Текст 20. Те, кто изучают Веды и пьют сок сома, стремясь к божественным планетам,
поклоняются Мне косвенным образом. Очищенные от кармических последствий, они рождаются
на благочестивой божественной планете Индры, где наслаждаются божественными
удовольствиями.
Текст 21. Когда они таким образом насладились небесными чувственными удовольствиями
и исчерпали результаты своей благочестивой деятельности, тогда они вновь возвращаются
на эту бренную планету. Те, кто ищут чувственного наслаждения,
придерживаясь принципов трёх Вед, достигают лишь повторяющихся рождения и смерти.
Текст 22. Но тем, кто постоянно поклоняются Мне с исключительной преданностью,
погружённые в мысленное созерцание Моей трансцендентной формы, Я даю то, чего им недостаёт,
и сохраняю то, что они уже имеют.
Текст 23. Тот, кто служит другим богам, и кто поклоняется им с верой,
в действительности поклоняется только Мне, о сын Кунти, но делает это не так, как следует.
Текст 25. Те, кто поклоняются полубогам, родятся среди полубогов; те, кто поклоняются предкам,
отправятся к предкам; те, кто поклоняются привидениям и духам, родятся
среди этих существ; а те, кто поклоняются Мне, будут жить со Мной.
Текст 26. Если человек предложит Мне листок, цветок, плод или воду, с любовью
и преданностью, Я приму их.
Текст 28. Таким образом ты освободишься из оков деятельности и её благоприятных
и неблагоприятных последствий. С умом, сосредоточенным на Мне, следуя этому принципу
отречения, ты освободишься и придёшь ко Мне.
Текст 29. Я никому не завидую и ко всем беспристрастен. Я равно отношусь к любому.
Но тот, кто преданно служит Мне, тот Мой друг, он во Мне, и Я ему тоже друг.
Текст 30. Даже если человек совершает самые дурные поступки, но занят чистым преданным служением,
следует считать его праведником, ибо он на верном пути.
Текст 31. Он быстро становится праведником и достигает вечного умиротворения.
О сын Кунти, смело заявляй любому, что Мой бхакта никогда не погибнет.
Текст 33. Насколько же в большей степени это относится к добродетельным брахманам,
бхактам, а также к праведным царям. Поэтому, попав в этот временный, полный страданий мир,
посвяти себя служению Мне с любовью и преданностью.
Текст 34. Всегда занимай свой ум мыслями обо Мне, стань Моим бхактой, выражай Мне почтение,
падая ниц передо Мной, и поклоняйся Мне. И так, полностью погружённый в Меня,
ты, несомненно, придёшь ко Мне».
«Человек, желающий пересечь ужасный океан материальных страданий, может сделать это очень легко, приняв прибежище на корабле «Бхагавад-гиты».
Тот, кто днём и ночью слушает и читает «Шри Гиту», никогда не должен рассматриваться как простой смертный. Без сомнения, его подлинный облик божественен.
Вне всех сомнений, что изучающий «Шри Гиту» с преданностью, обретает всё благо, которое он мог бы получить от изучения Вед, Пуран и других Писаний.
Тот, кто внимательно слушает и воспевает славу заключений «Шри Гиты», или излагает суть этого учения другим, несомненно, достигнет высшего предназначения.
Несчастья, возникающие от проклятия или чёрной магии, никогда не войдут в дом, где поклоняются «Шри Гите».
Человек, с преданностью изучающий «Шри Гиту», свободен и счастлив. Хотя и совершает деятельность в этом мире, он не запутывается в ней.
Тот, кто в смертный час помнит половину, четверть, одну главу или хотя бы один стих «Гиты», достигнет высшего назначения.
Излагая или слушая смысл «Гиты» в смертный час, даже последний грешник получает право на освобождение.
Тот, кто в смертный час с преданностью держит в руках «Гиту», отправляется на Вайкунтху, чтобы в божественном экстазе жить там вместе с Верховным Господом Вишну.
Тот, кто сосредоточивается хотя бы на одной главе «Гиты», после смерти снова родится человеком, чтобы, возобновив изучение «Гиты», наконец обрести освобождение.
Если в смертный час человек услышит хотя бы слово «Гита», его будущее светло.
Любые поступки, сопровождаемые декламацией «Гиты», очищаются и ведут к совершенству.
Человек, декламирующий «Гиту» во время посмертных церемоний (шраддха), удовлетворяет своих праотцов. Покинув ад, они восходят на небеса.
Тот, кто подарит «Гиту» в золотом переплете ученому брахману, никогда не родится вновь в материальном мире.
Тот, кто раздаст в милостыню сотню «Гит», поднимется на абсолютный уровень и вряд ли родится вновь.
Душа, подарившая «Гиту», получает место на планете Господа Вишну на срок семи калп, чтобы общаться с Всевышним в божественном экстазе.
Если, выслушав до конца смысл «Гиты», человек подарит книгу брахману, Господь, довольный им, исполнит все его желания.
Открыв для себя знание «Гиты» и упиваясь этим нектаром, люди, страдающие в этом бренном мире, находят прибежище в преданности Всевышнему и становятся по-настоящему счастливыми.
Многие святые цари, такие как Джанака, приняли прибежище в знании «Гиты» и, став безгрешными, достигли высшего назначения.
Она является квинтэссенцией всего ведического знания, и потому утверждается,
что если даже не изучать всю другую ведическую литературу,
а ограничиться чтением «Бхагавад-гиты», любой человек сумеет разрешить все жизненные проблемы,
получить освобождение из самсары (круговорота бесконечных рождений и смертей материального мира)
и сделать свою жизнь совершенной.
«Бхагавад-гита» была поведана Верховным Господом богу солнца Вивасвану
более 120 400 000 лет назад. Вивасван передал её прародителю человечества Вайвасвату Ману,
а тот рассказал «Гиту» своему сыну и ученику Махарадже Икшваку, правителю планеты Земля, около 2 005 000 лет назад.
С тех пор «Бхагавад-гита» существует в человеческом обществе. Однако со временем это знание было частично утеряно,
и Бхагаван Кришна вновь поведал «Гиту» Арджуне на поле битвы Курукшетра около 5 000 лет назад.
Существует много разных изданий «Бхагавад-гиты», к которым написано большое количество различных комментариев,
однако большинство из них являются неавторитетными, поскольку авторами переводов и комментариев
была нарушена ведическая традиция передавать трансцендентное знание, содержащееся в Ведах, таким, как оно есть,
в чистом и неискажённом виде, без навязывания читателю «своего личного мнения»
и без собственных поправок, интерпретаций и дополнений.
О Ведах. 15. Философия Бхагавад-гиты
«Бхагавад-гита» является квинтэссенцией всего ведического знания,
и потому утверждается, что если даже не изучать всю другую
ведическую литературу, а ограничиться изучением «Бхагавад-гиты»,
любой человек сможет разрешить все жизненные проблемы,
осознать своё истинное «я», получить освобождение из сансары
и достичь высшего совершенства.
Самый важный из всех Упанишад, «Бхагавад-гита», является не только сутью
всех других Упанишад, но и сутью всех Ведических писаний.
«Махабхарата», входящая в состав Пятой Веды, представляет собой
историю древней Индии.
Милосердный и могущественный мудрец Вьясадева, движимый состраданием
ко всему человечеству, составил и записал «Махабхарату» для того,
чтобы дать возможность каждому человеку,
не зависимо от его происхождения, образования и уровня интеллекта,
понять ведическое знание, следовать ему на практике
и сделать свою жизнь совершенной.
Поэтому в современную эпоху «Махабхарата» играет более важную роль,
чем четыре изначальные Веды, так как в ней ведические истины изложены
в наиболее доступной форме.
Существует много разных переводов и изданий «Бхагавад-гиты»,
к которым написано большое количество различных комментариев,
однако большинство из них являются неавторитетными,
поскольку авторами переводов и комментариев
была нарушена ведическая традиция передавать трансцендентное знание,
содержащееся в Ведах, таким, как оно есть,
в чистом и неискажённом виде, без навязывания читателю «своего личного мнения»
и без собственных поправок, интерпретаций и дополнений.
«Бхагавад-гита как она есть» в переводе Его Божественной Милости
Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады**
представляет ведическое произведение в его первоначальной форме,
являясь оригиналом этой священной книги знания.
Господь Кришна убеждает Арджуну принять участие в битве,
разъясняя ему его долг воина (кшатрия) и одновременно излагая ему
различные системы ведической философии и процессы йоги.
«Бхагавад-гита» была поведана Верховным Господом богу солнца Вивасвану
более 120 400 000 лет назад.
Вивасван передал её прародителю человечества Вайвасвату Ману,
а тот рассказал «Гиту» своему сыну и ученику Махарадже Икшваку,
правителю планеты Земля, около 2 005 000 лет назад.
С тех пор «Бхагавад-гита» существует в человеческом обществе.
Однако со временем это знание было частично утеряно, и Господь Кришна
вновь поведал «Гиту» Арджуне на поле битвы Курукшетра около 5 000 лет назад.
Эти факты подтверждены текстами четвёртой главы «Бхагавад-гиты»:
«Текст 1. Божественная личность, Господь Шри Кришна сказал:
«Я передал эту вечную науку йоги богу солнца Вивасвану, Вивасван передал её Ману,
прародителю человечества, а Ману, в свой черёд, передал её Икшваку.
Текст 2. Эта высшая наука передавалась по цепи ученической преемственности,
и так познавали её праведные цари. Со временем эта цепь была нарушена,
и потому сущность знания кажется сейчас утраченной.
Таким образом, Шри Кришна сообщает Aрджуне о том, что наука йоги,
изложенная в «Бхагавад-гите», была впервые поведана богу Солнца,
бог Солнца рассказал ее Ману, который в свою очередь передал ее Икшваку.
Так по цепи духовных учителей, от одного рассказчика к другому
эта наука йоги пришла на Землю.
Однако со временем она была утрачена, и поэтому Кришна вновь объясняет её,
теперь уже Арджуне, Своему другу и преданному, на поле битвы Курукшетра.
Господь Кришна убеждает Арджуну принять участие в битве,
разъясняя ему его долг воина (кшатрия) и одновременно излагая ему
различные системы ведической философии и процессы йоги.
Поскольку «Бхагавад-гита» была поведана Самим Господом Кришной,
считается, что, если внимательно и регулярно изучать эту великую книгу,
можно обойтись без чтения других ведических произведений.
В современную эпоху, называемую Кали-югой,
люди настолько поглощены материальной деятельностью,
что им невозможно прочесть всю ведическую литературу.
Однако одной этой книги, «Бхагавад-гиты», будет достаточно для того,
чтобы осознать своё истинное «я» и достичь высшего совершенства,
поскольку «Бхагавад-гита» является сутью всей ведической литературы,
и особенно потому, что она была поведана Верховной Личностью Бога.
Как уже упоминалось, «Бхагавад-гита» представляет собой священную
сокровенную беседу между Кришной и Арджуной, которая состоялась
на поле битвы Курукшетра.
Диалог между Кришной и Арджуной уникален, поскольку в нём
Сам Верховный Бог рассказывает о Себе Самом и о Своих энергиях
Своему другу и преданному.
Тайный смысл «Бхагавад-гиты»
Природе каждого живого существа изначально присуща божественная любовь к Кришне,
и эта любовь имеет различные формы, одной из которых живое существо
изначально и вечно связано с Ним.
В комментариях к «Бхагавад-гите» сказано: «Человек, пытающийся понять
учение «Бхагавад-гиты», не будучи бхактой (преданным) Кришны,
напоминает пчелу, лижущую снаружи банку с мёдом. Нельзя узнать вкус мёда,
не открыв банку. Точно так же тайный смысл «Бхагавад-гиты» может быть понятен
только бхакте, и никому более».
Как только человек становится бхактой (преданным) Кришны,
он сразу же оказывается в таких непосредственных взаимоотношениях с Ним.
Этот уровень бхакти-йоги называют сварупа-сиддхи (осознание своей истинной
сущности). «Весь процесс самоосознания сводится к постижению взаимоотношений
с Верховной божественной личностью, Кришной, и в этом заключается
совершенство йоги».
Законы материальной природы (Три гуны материальной природы)
Материальная природа, под иллюзорное влияние которой попадает
каждое живое существо, пребывающее в материальном мире,
состоит из трёх гун (качеств): гуны добродетели (саттва-гуна),
гуны страсти (раджас) и гуны невежества (тамас).
Живое существо (душа) трансцендентно и вечно и не имеет ничего общего
с материальной природой. Однако, оказавшись в материальном мире
и воплотившись в материальном теле, оно тут же попадает под воздействие
трёх гун материальной природы и забывает о своём истинном «я»,
принимая себя за ту временную оболочку (тело), в которой находится
в своей сегодняшней жизни.
Человек, который обратится к изучению текстов «Бхагавад-гиты»,
которая была поведана Самим Кришной, Верховной Личностью Бога,
сможет обрести истинное знание о трёх гунах материальной природы
и о том, какое воздействие они оказывают на человека, а также узнать,
каким образом можно выйти за пределы их влияния
и достичь трансцендентного состояния.
О гуне добродетели в «Бхагавад-гите» сказано, что она, «будучи чище всех
остальных, просветляет и освобождает от всех грехов.
Находящиеся под влиянием этой гуны обретают счастье и знание».
Если человек находится под влиянием гуны добродетели, он обретает бОльшее знание
и бОльшее счастье, чем те, кто находится под влиянием гун страсти и невежества.
Однако это бОльшее, чем у других, материальное счастье приводит к тому,
что люди, находящиеся под влиянием гуны добродетели,
обычно довольны своим положением и потому слишком привязываются
к такому временному счастью, считая его истинным счастьем
и забывая о том, что оно ограничено рамками одной жизни.
Поэтому в своих следующих жизнях они снова и снова рождаются философами,
поэтами, учёными и тому подобное, так и не достигнув освобождения
от рождения и смерти.
Находящиеся под влиянием гуны страсти привязаны к материальной кармической
деятельности. Такие люди жаждут материальных наслаждений и удовлетворяют
свои чувства самыми различными способами: стремясь к власти, известности,
почёту, финансовому изобилию и так далее:
«Гуна страсти рождается из неограниченных желаний и вожделений,
и, вследствие этого, живое существо привязывается к материальной
кармической деятельности».
Люди, находящиеся под влиянием гуны невежества, не интересуются
трансцендентным знанием и постепенно всё больше и больше деградируют,
обрекая своё истинное «я», то есть самого себя, бесконечно скитаться
по планетам материального мира, переселяясь из одного тела в другое
бесчисленное множество раз.
«Пребывающие в гуне добродетели постепенно поднимаются на высшие планеты,
находящиеся в гуне страсти живут на земных планетах, те же, на кого влияет
отвратительная гуна невежества, опускаются в адские миры».
Таковы результаты деятельности каждого живого существа, в зависимости от того,
под воздействием какой гуны оно осуществляло эту деятельность.
Все три гуны материальной природы необыкновенно сильны, и все живые существа,
населяющие планеты материальной вселенной, находятся под их воздействием.
Однако тот, кто развивает духовное знание и неуклонно занимается
бхакти-йогой, полностью освобождается от влияния гун материальной природы
и обретает возможность осознавать Реальность такой, какая она есть на самом деле.
Такой человек получает освобождение из сансары и навсегда освобождается
от всех страданий материального мира: «Когда воплощённое существо
способно выйти за границы этих трёх гун, связанных с материальным телом,
оно может освободиться от рождения, смерти, старости и приносимых ими страданий
и вкусить нектар даже в этой жизни».
Три стадии постижения Абсолютной Истины
Изучающий лишь солнечный свет является начинающим учеником.
Познавший структуру солнечной поверхности пошёл дальше,
а сумевший проникнуть в само солнце достиг вершины.
Ученик, достигший более высокой ступени знания, может познать природу
солнечного диска. Это соответствует постижению аспекта Абсолютной Истины,
называемого Параматмой.
Тот же ученик, который может проникнуть в самое сердце планеты Солнце,
подобен познавшему личностные черты Верховной Абсолютной Истины.
Поэтому трансценденталисты, постигшие свойства Бхагавана, являются
наивысшими трансценденталистами, хотя все ученики, вставшие на путь изучения
Абсолютной Истины, занимаются одним и тем же предметом.
Солнечный свет, солнечный диск и внутренние процессы в Солнце
неотделимы друг от друга. Но ученики, изучающие эти три различных аспекта,
не принадлежат к одной категории».
Таким образом, постижение Абсолютной Истины осуществляется в три этапа:
как безличный Брахман, как Сверхдуша и, наконец, как Верховная Личность Бога.
Чтобы добиться успеха в бхакти-йоге, человек должен научиться медитировать
на Верховную Личность Бога, Кришну, и всегда помнить о Нём:
«Только Он, Личность Бога, может дать живому существу освобождение.
Постоянно медитируя на Него, бхакта входит в состояние самадхи (транс)
и может непосредственно видеть Личность Бога, Абсолютную Истину,
и общаться с Ним. Тогда как все другие представляют Бога таким,
каким им хочется Его видеть».
Бога нельзя придумать, потому что Он существует реально Таким, как Он есть.
Бхакти-йога ведёт к совершенству самоосознания.
В «Бхагавад-гите» оно описано так:
Со всеми публикациями о Ведах можно познакомиться в сборнике
«О Ведах. Что такое Веды?», который расположен на моей авторской странице.
Ссылка на сборник:
Веды сохранились в своём первозданном виде в Индии.
Ведическая литература является бесценным источником как духовного,
так и материального знания, и признана во всём мире.
Веды — это универсальная система знаний, которая не имеет изъянов.
Это совершенное знание, данное Богом, и поэтому слово Вед —
закон для каждого живого существа.
Прабхупада впервые в мировой истории широко распространил
учение основоположника гаудия-вайшнавизма Чайтаньи Махапрабху
и познакомил современный мир с Ведическими Священными писаниями,
бхакти-йогой и наукой самоосознания.
Его приход в этот мир и выполненная им миссия были предсказаны Ведами
ещё 5 000 лет назад.
Прочитать ПОЛНОСТЬЮ ТЕКСТЫ «БХАГАВАД-ГИТЫ»
в переводе Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады**
вы можете на моей авторской странице.
ВСЕ 18 ГЛАВ КНИГИ расположены в сборнике «Бхагавад-гита как она есть».
Бхагавад-Гита как она есть. Глава 07. Знание Aбсолюта
КОММЕНТAРИЙ: Седьмая глава «Бхагавад-гиты» подробно описывает природу сознания Кришны. Кришна исполнен всех совершенств, и здесь рассказывается о том, как Он проявляет их. Кроме того, здесь названы четыре типа удачливых людей, которые обращаются к Кришне, и четыре типа неудачников, которые никогда не делают этого.
Процесс постижения Кришны, Верховной Личности Бога, Aбсолютной Истины, описан во второй главе Первой песни «Шримад-Бхагаватам»:
шринватам сва-катхах кришнах
пунйа-Шравана-киртанах
хридй антах-стхо хй абхадрани
видхуноти сухрит сатам
нашта-прайешв абхадрешу
нитйам Бхагавата-севайа
бхагаватй уттама-шлоке
бхактир бхавати наиштхики тада раджас-тамо-бхавах
кама-лобхадайаш ча йе
чета этаир анавиддхам
стхитам саттве прасидати
эвам прасанна-манасо
бхагавад-Бхакти-йогатах
бхагават-Таттва-виджнанам
Мукта-сангасйа джайате
бхидйате хридайа-грантхиш
чхидйанте сарва-самшайах
кшийанте часйа кармани
дришта эватманишваре
Итак, постичь науку о Кришне можно, только слушая слова Кришны или Его преданного, обладающего сознанием Кришны.
Сейчас Я открою тебе во всей полноте знание о материальной и о духовной природе. Когда ты овладеешь им, для тебя уже не останется ничего непознанного.
Из многих тысяч людей едва ли один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один воистину познал Меня.
«Тот, кто пытается служить Господу, пренебрегая указаниями Упанишад, Пуран, «Нарада-панчаратры» и других авторитетных ведических писаний, только нарушает покой общества».
«Кришну невозможно постичь с помощью грубых материальных органов чувств. Но Он Сам открывает Себя Своим преданным, довольный их трансцендентным любовным служением Ему» (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.234).
бхумир апо ‘нало вайух
кхам мано буддхир эва ча
Аханкара итийам ме
бхинна пракритир аштадха
КОММЕНТAРИЙ: Наука о Боге рассматривает природу Всевышнего и разных видов Его энергии. Материальную природу называют Пракрити, или энергией Господа, которую Он проявляет через Свои Пуруша-аватары. В «Сатвата-тантре» сказано:
апарейам итас тв анйам
пракритим виддхи ме парам
Джива-бхутам маха-бахо
йайедам дхарйате джагат
этад-йонини бхутани
сарванитй упадхарайа
ахам критснасйа джагатах
прабхавах пралайас татха
маттах паратарам нанйат
кинчид асти дхананджайа
майи сарвам идам протам
сутре мани-гана ива
О завоеватель богатств, нет истины выше Меня. Все сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить.
ведахам этам пурушам махантам
адитйа-варнам тамасах парастат
там эва видитвати мритйум эти
нанйах пантха видйате ‘йанайа
йасмат парам напарам асти кинчид
йасман нанийо но джйайо ‘сти кинчит
врикша ива стабдхо диви тиштхатй экас
тенедам пурнам пурушена сарвам
Нет такой истины, которая была бы выше Верховной Личности, ибо Господь превыше всего. Он меньше мельчайшего и больше величайшего. Он стоит неподвижно, словно дерево, озаряя духовное небо, и как дерево во все стороны простирает корни, так и Господь пронизывает все сущее Своей беспредельной энергией».
расо ‘хам апсу каунтейа
прабхасми шаши-сурйайох
пранавах сарва-ведешу
шабдах кхе паурушам нришу
биджам мам сарва-бхутанам
виддхи партха санатанам
буддхир буддхиматам асми
теджас теджасвинам ахам
балам балаватам чахам
кама-Рага-виварджитам
дхармавируддхо бхутешу
камо ‘сми бхаратаршабха
КОММЕНТAРИЙ: Сильный должен использовать свою силу для того, чтобы защищать слабых, а не нападать на других. Половая жизнь, согласно законам религии (дхарме), предназначена для зачатия детей, а не для каких-либо иных целей. Родители ответственны за то, чтобы воспитать своих детей в сознании Кришны.
йе чаива Саттвика Бхава
раджасас тамасаш ча йе
матта эвети тан виддхи
на тв ахам тешу те майи
трибхир Гуна-майаир бхаваир
эбхих сарвам идам джагат
мохитам набхиджанати
мам эбхйах парам авйайам
КОММЕНТAРИЙ: Весь мир околдован тремя гунами материальной природы. Те, кто находится под их влиянием, не понимают, что Верховный Господь, Кришна, запределен материальному миру.
даиви хй эша гуна-майи
мама майа дуратйайа
мам эва йе прападйанте
майам этам таранти те
на мам душкритино мудхах
прападйанте нарадхамах
майайапахрита-джнана
асурам бхавам ашритах
КОММЕНТAРИЙ: В «Бхагавад-гите» сказано, что, просто предавшись Верховному Господу, Кришне, и служа Его лотосным стопам, можно выйти из-под власти суровых законов материальной природы. Резонно спросить: почему же тогда философы, ученые, предприниматели, чиновники и лидеры общества не склоняются к лотосным стопам Шри Кришны, всемогущей Личности Бога? Год за годом, из поколения в поколение они строят грандиозные планы, чтобы обрести мукти, то есть победить законы природы, и прилагают к этому огромные усилия. Но если это можно сделать, просто предавшись Верховной Личности Бога, то почему все эти умные люди, которые так пекутся о благе общества, не воспользуются этим несложным методом?
В «Гите» ясно сказано, что материальная энергия действует, выполняя волю Верховного Господа. Она не является независимой. Она подобна тени, движущейся за предметом. Тем не менее материальная энергия обладает колоссальным могуществом, и атеисты, отвергающие Бога, не способны проникнуть в тайны ее законов, равно как и в замысел Всевышнего. Поскольку они находятся во власти иллюзии, гун страсти и невежества, все их планы терпят крушение. Так произошло с Хираньякашипу и Раваной, чьи замыслы потерпели полный крах, хотя с мирской точки зрения оба они были выдающимися учеными, философами, правителями и учителями. Такие душкрити, или грешники, делятся на четыре категории, о которых мы расскажем ниже.
Мудхами называют безнадежных глупцов, которые работают до седьмого пота, как вьючные животные. Они хотят сами наслаждаться плодами своего труда и не желают отдавать их Всевышнему. Типичным примером вьючного животного является осел. Хозяин заставляет эту безропотную тварь работать до изнеможения, и осел даже не знает, ради кого он трудится день и ночь. Он довольствуется пучком травы на ужин, спит совсем немного в постоянном страхе получить побои от хозяина и удовлетворяет свою похоть, терпеливо снося от своей подруги удары копытом. Иногда осел распевает лирические или философские песни, но его рев только злит окружающих. Точно в таком же положении находится глупый карми, который не знает, кому следует посвящать свой труд. Ему неведомо, что кармой (деятельностью) следует заниматься в духе ягьи (жертвоприношения).
Такие люди трудятся день и ночь не покладая рук, чтобы выполнить обязанности, которые они сами же и придумали, а когда им предлагают послушать о бессмертии живого существа, они чаще всего отказываются, говоря, что им некогда. Для тех, кого называют мудхами, целью и смыслом жизни являются преходящие материальные блага, хотя они получают лишь малую толику плодов своего труда. Иногда эти глупцы не спят ночами, стараясь заработать побольше, и почти ничего не едят из-за того, что страдают язвой или несварением желудка; они просто работают не разгибая спины на благо своих иллюзорных хозяев. Не зная о том, кто их истинный хозяин, эти глупые труженики растрачивают свое драгоценное время, служа мамоне. К несчастью, они никогда не предаются Верховному Господу, хозяину всех хозяев, и не находят времени, чтобы узнать о Нем из достоверного источника. Так, свинья, привыкшая пожирать экскременты, отворачивается от сладостей, приготовленных из сахара и топленого масла. И точно так же глупым работягам никогда не надоедает, слушая сиюминутные мирские новости, находить в них чувственное наслаждение, но им всегда не хватает времени на то, чтобы послушать о вечной душе, приводящей в движение материальный мир.
Когда все люди в мире становятся нарадхамами, всемогущая материальная природа естественным образом сводит на нет все их так называемое образование. Согласно «Бхагавад-гите», истинно образованным следует считать того, кто видит единую духовную природу ученого брахмана, собаки, коровы, слона и собакоеда и не проводит различий между ними. Таким виџдением обладает истинный преданный Господа. Верховный Господь Шри Нитьянанда Прабху, воплотившийся на земле и игравший роль божественного учителя, спас двух ярких представителей класса нарадхам, братьев Джагая и Мадхая, и тем самым показал, как милость истинного преданного нисходит на самых заблудших представителей человеческого рода. Нарадхама, отвергнутый Господом, может возродить свое духовное сознание только по милости преданного.
Шри Чайтанья Махапрабху, устанавливая в обществе принципы бхагавата-дхармы, или преданного служения Господу, призывал людей смиренно внимать наставлениям Верховной Личности Бога. Суть этих наставлений заключена в «Бхагавад-гите». Низшие из людей могут спастись, только если будут смиренно слушать наставления Бога, но они, к несчастью, отказываются делать даже это, не говоря уже о том, чтобы предаться Господу. Нарадхамы откровенно пренебрегают первейшей обязанностью каждого человека.
Многочисленные неавторитетные комментарии к «Бхагавад-гите», которые написаны людьми категории майайапахрита-джнанах, не принадлежащими к парампаре, лишь мешают правильно понять духовную науку. Находясь во власти иллюзии, такие комментаторы сами не предаются Шри Кришне и не учат этому других.
Шри Ямуначарья Aлбандару из Южной Индии говорил: «О Господь, Ты известен Своими чудесными качествами и удивительными деяниями. Тебя прославляют все священные писания в гуне благости и великие мудрецы, наделенные божественными качествами и глубоко познавшие духовную науку. Но, несмотря на это, для безбожников Ты всегда остаешься непостижимым».
чатур-видха бхаджанте мам
джанах сукритино ‘рджуна
арто джиджнасур артхартхи
джнани ча бхаратаршабха
О лучший из Бхарат, четыре типа праведников встают на путь преданного служения Мне: страждущие, ищущие богатства, любознательные и те, кто стремится постичь Aбсолютную Истину.
КОММЕНТAРИЙ: В отличие от грешников-неверующих, люди, перечисленные в этом стихе, следуют предписаниям шастр. Их называют сукритинах, праведниками, потому что они чтут священные писания, соблюдают нормы морали и законы государства и в той или иной степени преданы Верховному Господу. Такие благочестивые люди делятся на четыре категории: страдающие, нуждающиеся в деньгах, любознательные и стремящиеся постичь Aбсолютную Истину. Эти люди обращаются к Верховному Господу и преданно служат Ему, преследуя при этом различные цели. Поскольку они служат Господу, чтобы осуществить свои собственные желания, их нельзя назвать чистыми преданными. Чистому преданному служению чужды корысть и стремление к материальной выгоде. Определение чистого преданного служения дано в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.1.11):
«Трансцендентным преданным служением Верховному Господу Кришне занимается тот, кто служит Ему с любовью и полностью свободен от стремления к материальной выгоде или успеху на поприще кармической деятельности и философских изысканий. Такое преданное служение называется чистым».
Встав на путь преданного служения Верховному Господу и общаясь с чистым преданным, эти четыре типа праведников полностью очищаются от материальной скверны и тоже становятся чистыми преданными. Что касается нечестивцев, то им очень трудно заниматься преданным служением, потому что они эгоистичны, не следуют предписаниям шастр и не стремятся к духовным целям. Но если кому-нибудь из них посчастливится встретить чистого преданного и пообщаться с ним, то даже такие люди могут стать чистыми преданными.
Люди, поглощенные кармической деятельностью, обращаются к Господу, когда попадают в беду, и, общаясь с чистыми преданными, сами становятся преданными Господа. Те, кто просто разочаровался в жизни, тоже иногда приходят к чистым преданным и хотят узнать что-нибудь о Боге. Точно так же, когда философы-гьяни отчаиваются найти истину в разных областях знания, у них возникает желание познать Бога и они начинают преданно служить Ему. Занимаясь преданным служением Господу, они поднимаются над уровнем познания безличного Брахмана и Параматмы в сердце каждого и по милости Господа или Его преданного понимают, что Бог является личностью. Итак, когда страждущие, любознательные, стремящиеся к знанию и нуждающиеся в деньгах убеждаются, что материальные блага не способствуют духовному развитию и избавляются от всех материальных желаний, они становятся чистыми преданными. Пока преданные не достигнут уровня чистоты, их служение Господу будет осквернено примесями кармической деятельности, стремления к мирскому знанию и т.д. Чтобы подняться на уровень чистого преданного служения, надо избавиться от всего этого.
тешам джнани нитйа-йукта
эка-бхактир вишишйате
прийо хи джнанино ‘тйартхам
ахам са ча мама прийах
Лучший из них тот, кто обладает совершенным знанием и всецело отдает себя чистому преданному служению Мне. Я очень дорог такому преданному, и он очень дорог Мне.
Все эти преданные, без сомнения, возвышенные души, но того из них, кто постиг Меня, Я считаю во всем подобным Себе. Служа Мне с трансцендентной любовью, он непременно придет ко Мне, высшей и самой заветной цели.
В «Шримад-Бхагаватам» (9.4.68) Господь говорит:
бахунам джанманам анте
джнанаван мам прападйате
васудевах сарвам ити
са махатма су-дурлабхах
сахасра-ширша пурушах
сахасракшах сахасра-пат
са бхумим вишвато вритва
атй-атиштхад дашангулам
пуруша эведам сарвам
йад бхутам йач ча бхавйам
утамритатвасйешано
йад анненатирохати
камаис таис таир хрита-джнанах
прападйанте ‘нйа-деватах
там там нийамам астхайа
пракритйа нийатах свайа
КОММЕНТAРИЙ: Те, кто полностью очистился от материальной скверны, вручают себя Верховному Господу и служат Ему с любовью и преданностью. Пока в сердце у живого существа остается скверна материальных желаний, преданное служение Господу будет для него неестественным. Но, если, несмотря на материальные желания, человек примет покровительство Верховного Господа, его привязанность к материальной природе исчезнет; избрав верную цель, он быстро избавится от материальной жажды наслаждений. В «Шримад-Бхагаватам» (2.3.10) сказано:
«Поклоняться и служить Господу Васудеве должен каждый: и чистый преданный, свободный от материальных желаний, и тот, кто исполнен материальных желаний, и человек, стремящийся очиститься от материальной скверны.»
йо йо йам йам танум бхактах
шраддхайарчитум иччхати
тасйа тасйачалам шраддхам
там эва видадхамй ахам
Я пребываю в сердце каждого как Сверхдуша, и, когда человек хочет поклоняться тому или иному полубогу, Я укрепляю его веру в этого полубога, чтобы он мог вручить себя ему.
КОММЕНТAРИЙ: Бог наделил каждое существо определенной долей независимости, поэтому, если человек стремится к мирским наслаждениям и искренне хочет получить их от полубогов, повелителей материального мира, Верховный Господь, который как Сверхдуша пребывает в сердце каждого, зная об этом желании, помогает человеку исполнить его. Как верховный отец всех существ, Господь не посягает на их независимость, а, наоборот, предоставляет им все необходимое для того, чтобы осуществить свои материальные желания. Может возникнуть вопрос: почему всемогущий Господь дает живым существам возможность наслаждаться жизнью в материальном мире и тем самым позволяет им попасть в ловушку иллюзорной энергии. Ответ таков: если бы Верховный Господь в образе Сверхдуши не давал живым существам такой возможности, у них не было бы подлинной независимости. Господь предоставляет каждому полную свободу действий, но в то же время в «Бхагавад-гите» Он дает высшее наставление: «Оставь все свои занятия и полностью предайся Мне». Только тогда человек сможет стать по-настоящему счастливым.
са тайа шраддхайа йуктас
тасйарадханам ихате
лабхате ча татах каман
майаива вихитан хи тан
С такой верой человек поклоняется этому полубогу и добивается желаемого. Но на самом деле все блага, которые он получает, дарую Я один.
Для того, кто хочет вернуться к Богу, материальные желания являются препятствием. По этой причине чистый преданный Господа никогда не дает мирских благословений, о которых мечтают недалекие люди. Вот почему те, кто одержимы материальными желаниями, предпочитают поклоняться полубогам, повелевающим материальным миром, а не заниматься преданным служением Верховной Личности Бога.
антават ту пхалам тешам
тад бхаватй алпа-медхасам
деван Дева-йаджо йанти
мад-Бхакта йанти мам апи
Недалекие люди поклоняются полубогам, однако обретаемые ими плоды скудны и преходящи. Те, кто поклоняется полубогам, попадают на планеты полубогов, но те, кто предан Мне, достигают Моей высшей обители.
Плоды поклонения полубогам преходящи, так как в материальном мире и сами полубоги, и их поклонники, и даже все планеты обречены на гибель. Вот почему в этом стихе ясно сказано, что полубогам поклоняются только недалекие люди. Но чистый преданный, обладающий сознанием Кришны, достигает совсем других результатов: служа Верховному Господу, он обретает вечную жизнь, исполненную блаженства и знания. Верховный Господь безграничен, и Его милость и благосклонность тоже безграничны. Милости, которую Господь проливает на Своих чистых преданных, нет предела.
авйактам вйактим апаннам
манйанте мам абуддхайах
парам бхавам аджананто
мамавйайам ануттамам
Люди, лишенные разума и не знающие Меня таким, какой Я есть, считают, что Я, Верховная Личность Бога, Кришна, раньше не был личностью, а теперь стал ею. Из-за скудости своих познаний они не понимают, что Я обладаю высшей природой, абсолютной и нетленной.
КОММЕНТAРИЙ: До этого говорилось, что поклонники полубогов не отличаются разумом, а здесь то же самое сказано об имперсоналистах. Господь Кришна в Своем личностном образе стоит перед Aрджуной и разговаривает с ним, но, несмотря на это, невежественные имперсоналисты заявляют, что Верховный Господь в Своей высшей ипостаси не обладает формой. Ямуначарья, великий преданный Господа, принадлежащий к парампаре Рамануджачарьи, написал в этой связи замечательный стих:
Суть в том, что Кришну нельзя постичь, не занимаясь преданным служением Ему и не развив в себе сознания Кришны. «Бхагаватам» (10.14.29) подтверждает это:
«О мой Господь, познать Твое истинное величие может тот, кто удостоился хотя бы капли милости Твоих лотосных стоп. Но те, кто пытается постичь Верховную Личность Бога силой собственного ума, не добьются успеха, даже годами изучая Веды». Чтобы постичь Верховную Личность Бога, Кришну, Его образ, качества и имя, недостаточно заниматься умозрительным философствованием или изучать Веды. Для этого необходимо служить Господу с любовью и преданностью. Познать Верховную Личность Бога может лишь тот, кто целиком поглощен деятельностью в сознании Кришны, которая начинается с повторения маха-мантры: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Непреданные-имперсоналисты считают, что тело Кришны состоит из материальных элементов, и Его деяния, облик и все, что с Ним связано, также являются порождением майи. Таких имперсоналистов называют майявади. Им неизвестна высшая истина.
нахам пракашах сарвасйа
Йога-майа-самавритах
мудхо ‘йам набхиджанати
локо мам аджам авйайам
КОММЕНТAРИЙ: Кто-то может спросить: когда Кришна находился на земле, видеть Его мог каждый, так почему же Он говорит, что не являет Себя всем? Но на самом деле Кришна не являл Себя всем и каждому. Когда Он находился на земле, лишь немногие знали о том, что Он Верховная Личность Бога. Когда Шишупала выступил в собрании Куру с возражениями против того, чтобы собранием руководил Кришна, за Кришну вступился Бхишмадева и провозгласил Его Верховным Господом. О том, что Кришна Всевышний, знали также Пандавы и еще несколько человек, так что это было известно далеко не каждому. Господь не открывал Себя непреданным и обыкновенным людям. Поэтому в «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что все люди, за исключением чистых преданных, считают Его обыкновенным человеком. Только Своим преданным Он явил Себя как неиссякаемый источник блаженства. От остальных же, особенно от глупцов-непреданных, Господа скрывала Его внутренняя энергия.
В «Шримад-Бхагаватам» (1.8.19) царица Кунти говорит в своих молитвах, что Господь скрыт завесой йога-майи и потому обыкновенные люди не могут постичь Его. Об этой завесе йога-майи говорится также в «Ишопанишад» (Мантра 15), где преданный молит Господа:
В «Шримад-Бхагаватам» (10.14.7) Господь Брахма возносит Шри Кришне следующую молитву: «О Верховная Личность Бога, о Сверхдуша, о владыка всех мистических сил, кто в этом мире может постичь Твое могущество и Твои игры? Твоя внутренняя энергия беспрестанно умножается, поэтому постичь Тебя не может никто. Великие ученые могут сосчитать атомы на всех планетах материального мира, но им не под силу сосчитать Твои бесчисленные божественные качества и измерить могущество Твоей энергии». Верховная Личность Бога, Господь Кришна, является не только нерожденным, но и неисчерпаемым (авйайа). Его вечный образ исполнен блаженства и знания, а Его энергия поистине неиссякаема.
ведахам саматитани
вартаманани чарджуна
бхавишйани ча бхутани
мам ту веда на кашчана
О Aрджуна, как Верховная Личность Бога, Я знаю все, что происходило в прошлом, происходит сейчас и произойдет в будущем. Я также знаю все живые существа, Меня же не знает никто.
КОММЕНТAРИЙ: Этот стих дает еще более ясный и убедительный ответ на вопрос, является ли Aбсолютная Истина личностью или нет. Если бы тело Кришны, Верховной Личности Бога, было порождением майи, то есть материальным, как полагают имперсоналисты, то Он, подобно обыкновенному существу, переселялся бы из тела в тело, забывая все, что происходило с Ним в предыдущей жизни. Каждый, кто обладает материальным телом, не помнит, что происходило с ним в прошлом, и не знает, чем закончится его нынешняя жизнь и какой будет следующая. Иначе говоря, обыкновенное существо не знает ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Этим знанием владеет только тот, кто полностью свободен от материальной скверны.
иччха-Двеша-самуттхена
двандва-мохена бхарата
сарва-бхутани саммохам
сарге йанти парантапа
йешам тв анта-гатам папам
джананам пунйа-карманам
те двандва-Моха-нирмукта
бхаджанте мам дридха-вратах
Кто совершал благочестивые поступки в этой и в прошлых жизнях и полностью отрекся от греха, тот выходит из-под власти иллюзорной двойственности и с решимостью посвящает себя служению Мне.
В «Шримад-Бхагаватам» (5.5.2) сказано, что тот, кто действительно хочет освободиться из материального плена, должен служить преданным Господа (махат-севам дварам ахур вимуктех); тот же, кто общается не с преданными, а с материалистичными людьми, прокладывает себе дорогу в темнейшие сферы бытия (тамо-дварам йошитам санги-сангам). Преданные Господа путешествуют по земле с единственной целью: освободить обусловленные души из плена иллюзии. Имперсоналисты не понимают, что, забыв свою изначальную природу, живые существа отказываются признавать над собой власть Верховного Господа и тем самым совершают тягчайшее преступление против законов Бога. Лишь вспомнив свое изначальное положение, живое существо сможет постичь Верховную Личность и с решимостью посвятить себя трансцендентному любовному служению Господу.
джара-марана-мокшайа
мам ашритйа йатанти йе
те брахма тад видух критснам
адхйатмам Карма чакхилам
Такие разумные люди, стремящиеся освободиться из плена старости и смерти, находят прибежище во Мне и служат Мне с любовью. Они уже, по сути, Брахман, ибо в совершенстве познали законы духовной деятельности.
Встав на путь трансцендентного служения Господу, четыре типа преданных, имеющих материальные желания, получают то, к чему стремились, и, когда по милости Господа полностью очищаются и обретают сознание Кришны, им даруется право наслаждаться духовным блаженством, общаясь с Верховным Господом. Те же, кто поклоняется полубогам, никогда не смогут попасть на планету Верховного Господа и общаться с Ним. На высшую планету Кришны, Голоку Вриндавану, закрыт доступ даже тем людям, которые пытаются осознать безличный Брахман и потому относятся к числу малоразумных. По сути, осознавшим Брахман может считаться лишь тот, кто действует в сознании Кришны (мам ашритйа), ибо он стремится достичь высшей обители Кришны. У такого преданного нет никаких заблуждений относительно положения Кришны, поэтому он уже, по сути, стал Брахманом.
Даже те, кто поклоняется Господу в Его форме арча или кто избрал Его объектом медитации только ради того, чтобы освободиться из материального плена, по милости Господа обретают знание о Брахмане и материальном творении (адхибхуте). Об этом Господь расскажет в следующей главе.
В этой главе обсуждалось много вопросов: здесь рассказывалось о людях страждущих, о любознательных и о тех, кто терпит нужду, о познании Брахмана и Параматмы, об освобождении из плена рождения, смерти и болезней и о поклонении Верховному Господу. Того, кто действительно обрел сознание Кришны, не интересуют другие методы духовного самопознания. Он просто действует в сознании Кришны и таким образом достигает своего истинного положения, положения вечного слуги Господа Кришны. Отдавая себя чистому преданному служению, такой человек испытывает огромное удовольствие, когда слушает повествования о Верховном Господе и прославляет Его. Он твердо верит в то, что, действуя таким образом, сможет обрести все желаемое. Такую непоколебимую веру называют дридха-Врата, и она является основой бхакти-йоги, трансцендентного любовного служения Господу. К этому выводу подводят все священные писания. Знание, содержащееся в седьмой главе «Бхагавад-гиты», закладывает фундамент такой веры.
Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к седьмой главе «Шримад Бхагавад-гиты», которая называется «Знание Aбсолюта».