бэклайн для группы что это
Что такое Бэклайн, технический и бытовой райдер?
Бэклайн (backline) – включает в себя музыкальное оборудование, звуковую аппаратуру и различные технические элементы, находящихся на самой сцене, без которых немыслимо выступление любого артиста, музыканта или группы.
Бэклайном называют конкретное музыкальное оборудование, в него входят – ударная установка, комбоусилители для гитары и бас-гитары, микрофоны и микрофонные стойки, стойки для клавиш и для муз инструментов, ди-боксы, напольные аудио мониторы и сопутствующая коммутация.
Фронтлайном (frontline) принято называть воспроизводящую звук аппаратуру, направленную к зрителям, (колонки, сателлиты, сабвуферы) а так же световое оборудование, панели для управления звуком вне сцены (усилители и микшерный пульт).
Стоимость бэклайна/фротнлайна напрямую зависят от размера площадки, количества гостей, музыкантов на сцене и формата выступления.
Логично, что аппаратура в камерное помещение с 30 гостями будет значительно дешевле, чем на открытую площадку, рассчитанную более чем на 200 чел.
Технический райдер – документ содержащий перечень требований к площадке, т. е. к месту выступления, а так же перечень необходимого оборудования описанного выше (бэклайн, фронтлайн) необходимого для выступления.
Бытовой райдер – содержит в себе информацию, касающуюся быта артистов. В этом документе оговариваются условия нахождения на площадке. Гримерка, проживание, питание, парковка, трансфер, средства личной гигиены.
Технический райдер (бэклайн и фронтлайн), если его изначально нет на площадке, арендуется за отдельную плату у компаний или частных прокатчиков.
Многие группы, в том числе и мы, при необходимости готовы самостоятельно решить эту задачу. В этом случае выступление выходит “под ключ”. Все что вам нужно в этом случае – позаботиться о выполнении несложного бытового райдера.
Так же всегда следует понимать, что зачастую возникают проблемы с выполнением некоторых пунктов райдера, в этом нет ничего страшного, каждый пункт можно обсудить с руководителем коллектива и найти альтернативный вариант.
Бэклайн для чайников
«Я уважаю вообще все профессии, если человек в них профессионал». Владимир Высоцкий
Взяли в техническую команду, но нет должного опыта? Срочно нужно собрать сцену, но нет личного «надсмотрщика» с базой знаний? Хочешь помочь на бэкстейдже и не упасть в грязь лицом? Тогда эта статья для тебя!
Стоит оговориться, что руководство памятка написана исходя из реалий текущего состояния оборудования репетиционной базы и потенциала mipt.live и рассчитана на использование в пределах мероприятий сообщества. Более подробную информацию самые заинтересованные могут найти по ссылке (а заодно увидеть, откуда черпалось вдохновение для статьи). Также вполне вероятно, что информация в будущем будет пополняться и исправляться по мере необходимости. Ну ладно, погнали.
«Каждый, достойный называться человеком, должен иметь охоту и способность к труду». Сэмюэл Смайлс
Коммутация
Кабели
Ничего в нашем мире не работает без проводов. Так или иначе. В процессе сборки сцены тебе будут встречаться различные провода с разнообразными разъемами. Давай первым делом познакомимся именно с ними.
Microphone Cable, или звуковой (микрофонный) кабель
Как видишь, на нем белым по черному все написано. Это основной тип провода на сцене, обычно им коммутируется около 80% всего звука. Внутри три жилы с изоляцией и экранирование от помех. Основная проблема для новичка — этот кабель легко спутать со следующим:
DMX Cable, или световой (DMX) кабель
Уже понял, в чем дело? Проводочек не предназначен для коммутации звука, хотя и имеет схожее внутреннее строение (но все же не одинаковое — другие физические характеристики жил и дополнительное экранирование). Вообще есть разные мнения на этот счет, и теоретически можно и звук Дэ-Эм-Иксом соединить, и свет микрофонным, но любой нормальный звуковик/световик скорее всего выставит тебя за дверь после подобных фокусов. Все-таки каждый провод для своих целей, крайне не рекомендуется их путать. А спутать на первых порах легко, ведь часто оба кабеля имеют на обоих концах одинаковые XLR разъемы (о них позже). С опытом приходит, главное быть внимательным.
Speaker Cable, или акустический кабель, спикóн (по одноименным разъемам)
Тут уже не запутаешься. Более толстый кабель с мощными жилами и внушительного размера одинаковые синие разъемы. В наших реалиях это оставшиеся 20% звуковой коммутации, и в отличие от многоцелевого микрофонного, задача у него одна — соединение пассивных акустических систем с усилителями (какие страшные слова, наверное, дальше все объяснят).
Power cord, или кабель питания («пауэркорд», питание)
Если у тебя был ПК, ты хорошо с ним знаком. В отличие от предыдущих кабелей, течет по нему только питание, никаких сигналов. Втыкается собственно в розетку и питает почти все — пульт, комбики, активные акустические системы, усилители. Последние иногда имеют специфический разъем (еще посмотрим на него).
На этом кабели заканчиваются. Есть еще всякие 5-пиновые световые штаны, USB, Ethernet-ы, проводочки с «миниджеками» и RCA («тюльпаны»), которые с трудом можно мысленно приравнять к микрофонному кабелю, но подробно останавливаться на них не будем. А дальше у нас…
Разъемы
Подходим к самому интересному. Разъемы — то, что по сути и создает многообразие коммутации на сцене. DMX и спиконы всегда при своих, а вот к микрофонному чего только не припаивают. Поехали.
«Мама» и «папа». Ну ты понял, мама — это та, что с дырочками. Кстати, сразу привыкай, что никто не будет кричать через всю сцену «подай микрофонный кабель XLR-XLR!», скорее прозвучит «вон туда нужен один Икс-Эл-Эр!» Провода, в виду их разнообразия, называют по разъемам на них, что логично.
XLR — самый распространенный разъем, минимум половина всех звуковых проводов будет с ним. А DMX вообще весь, поэтому то у молодого бойца бэклайна и существует риск все перепутать.
ВАЖНО! В звуковой системе сигнал всегда течет ОТ ПАПЫ К МАМЕ. То есть, с палочек в дырочки. Поэтому к микрофону припаяны палочки, а в усилителях (куда должен приходить звук с пульта и уходить в колонки) дырочки. А вот в световой системе наоборот: пакеты данных для световых приборов текут ОТ МАМЫ К ПАПЕ. Из дырочек на палочки.
Кстати, из-за таких строгих гетеро отношений возможно «наращивание»: соединил маму одного провода с папой другого — и вот у тебя кабель в два раза длиннее. Но перед такими махинациями обязательно проконсультируйся со специалистом, ибо есть подводные камни.
Jack 6.3mm
Старый добрый «джек-джек». Используется в разъемах электрогитар и т.д., для соединения частей гитарного комбоусилителя (голова+кабинет); часто можно встретить в микрофонных системах и много где еще. Бывает балансный и небалансный (первый отличается экранированием и третьим контактом — землей).
Возможно тебя удивит, но бывают джек-мамы! И не только в твоем смартфоне (там, кстати, младший брат джека — miniJack 3.5mm). Например, на своих концертах mipt.live использует системы персонального мониторинга (наушники), где используются кабели «miniJack(мама)-Jack(папа)». В маму наушники, папу — в усилитель. В специальный, конечно.
SpeakOn
Как правило, только «папа-папа». Ничего нового про него толком и не расскажешь. Внимание цепляет система фиксации в разъеме, которой нет у перечисленных выше. Вставил под определенным углом (направляющие выступы подскажут) до упора и повернул до щелчка. Иначе кабель просто не закрепится и, главное, не будет работать!
Вообще, у других разъемов бывают фиксаторы, но это либо защелки в самих усилителях/пультах/др. для XLR-ов, либо натуральная резьба на джеках премиум-класса (правда встречается такое реально редко).
Это все основные виды разъемов, которые встретятся тебе на сцене. Теперь ты можешь выполнять простейшие функции «принеси-подай», но ведь это далеко не предел твоих мечтаний. Что еще должен уметь техник бэклайна?
Работа с кабелем
Очень важно уметь правильно сматывать кабель в аккуратные, ровные мотки, а главное — чтобы провод в них не был перекручен. Грамотно смотанный кабель удобно хранить и транспортировать, а размотается он красивый-ровный и одним движением, будь хоть стометровой длины. Описывать словами процесс затруднительно, лучше всего посмотреть короткое видео (на английском, однако можно смотреть хоть без звука — все понятно визуально):
Рекомендую добровольно-принудительно отработать технику на ближайшем Ethernet-кабеле. Поверь, в процессе работы этот скилл тебе очень пригодится.
Так, провода ты выучил, носить, сматывать и разматывать умеешь. Что там еще с ними делать? Ну конечно — использовать по назначению. Нужно понять, что и как ты можешь коммутировать. Ответ на вопрос «как» будет решаться уже на площадке под руководством опытных коллег. Так что рассмотрим вопрос «что».
Аппаратура
Собственно то, что создает весь звук, и для чего вообще нужна сцена (кроме прыгающих по ней артистов). Давай по-порядку — будет много терминов.
Акустическая система
Именно так называются «колонки», несущие звук зрителю. Бывают они разными — множества фирм, размеров и мощностей. Обычно делятся на сабвуферы (subwoofers, «сабы») и сателлиты (satellites, «саты»), соответственно отвечающие за низкие и высокие составляющие звука. На картинке выше акустическая система состоит из двух «линейных массивов» (вертикальные ряды продолговатых сатов, подвешенных по бокам от самой сцены) и двух пар сабов ровно под линмассивами. Можно встретить и сабы, встроенные в линмассивы (в следующий раз обрати внимание на систему в КЗ МФТИ). На площадках уровнем попроще вместо линмассивов используют одиночные саты и сабы (фото ниже, можно листать).
Здесь стоит упомянуть понятие «портал» — передняя вертикальная плоскость сцены, в которой располагаются массивы. Часто массивы, сабы или их совокупность как раз называют порталом или порталами — такой вот сленг.
Акустические системы бывают активными и пассивными. Дело в том, что приходящий сигнал перед отправкой в динамики необходимо усилить им:
Усилитель
Этот парень берет относительно слабый сигнал со звукового кабеля и придает ему мощность в сотни ватт! И вот такой сигнал уже по толстому спикону бежит на динамики сабов и в пищалки сатов.
Давай рассмотрим его сзади. Слева снизу синенький — нет, не для спикона — разъем питания, тот самый обещанный необычный пауэркорд. Дальше сетка вентиляции и два разъема на ней — это уже два спикона, усилитель рассчитан на два элемента «акустики». Маленькие разъемы для сетевого управления, и вот мы подобрались к разъемам XLR. Первые два левых — DIGITAL, то есть цифровые — сюда можно направлять цифровой сигнал с цифрового пульта. А что делать, если кругом одна «цифра»? Мама-вход — понятно, а папа-выход — для «линка», то есть соединения с другими усилителями. Дальше уже два аналоговых входа (два канала — две «колонки») для обычного звукового сигнала, не «цифры». Ну и два выхода — линк. В целом схема, думаю, ясна.
Возвращаясь к разговору об активных и пассивных системах: вся разница в том, что «пассив» требует отдельного усилителя, как тот, который мы изучали выше. А вот в «активе» усилитель уже встроен в «колонку». Получается такая гордая и независимая, правда без кошек, дама:
Осталось заметить, что пассивные системы не требуют пауэркордов для работы — все энергия с сигналом приходит по спикону из усилителя. Активной же нужно питание, и XLR нужно втыкать прямо в нее — мысленно прикрути усилитель к динамику, и все поймешь.
Frontfills, infills, outfills, sidefills, delays (фронтфилы, инфилы, аутфилы, сайдфилы или прострелы, дилеи)
Части общей акустической системы, дополнительная подзвучка.
Фронтфилы (первое фото) располагаются вдоль авансцены (передний край сцены, нижнее ребро портала).
Инфилы и аутфилы (второе фото) находятся рядом с порталами и направлены к центру зала и от центра соответственно — для большего охвата пространства звуком. Дилеи — дополнительная подзвучка, вынесенная вперед относительно порталов и имеющая задержку сигнала по времени (чтобы сигнал от разных источников приходил до уха слушателя одновременно, отсюда и название).
Прострелы (второе фото) — прострельное озвучивание сцены, схоже с порталами, только направленное на сцену. Охватывает не отдельного музыканта или артиста, а всех сразу.
Конфигурация акустических систем строго индивидуальна для каждой ситуации — сцены, концерта. За это отвечает главный на площадке, в идеале следуя принятому на бумаге, ну или хотя бы в голове, плану.
Тебе, как технику бэклайна, следует подчиняться общему концепту и выполнять требуемые задачи. Ничего изобретать без ведома старших по «званию» точно не стоит.
Монитор
Мониторы — незаменимая вещь на любом концерте. Именно они позволяют артисту слышать себя и свой коллектив, думаю, не нужно объяснять необходимость такой функции. Обычно у каждого артиста есть свой монитор, а то и два, причем они не параллельны, то есть на каждый приходит свой сигнал. Таким образом, можно настраивать баланс звука отдельно для каждого. Барабанщику больше клавиш и баса, вокалисту больше бочки и себя. Мониторы тоже бывают активные и пассивные.
Прострелы, вообще говоря, тоже по сути своей мониторы — направлены на сцену, а не в зрителя. Их прелесть — они охватывают большее пространство, давая музыканту больше пространства для движений, но туда пускается общий микс, так что они теряют индивидуальность и используются в связке с классическими мониторами. Еще бывают средства индивидуального мониторинга, или системы In-Ear Monitor (IEM, «в ухе») — вместо привычных мониторов артист надевает наушники с радиоприемником или проводной системой. Последнее как раз использует mipt.live.
Комбоусилитель
Углубляться в комбики не будем — это личные усилители гитаристов и басистов (хотя иногда может и клавишник, и скрипач туда врубиться). Комбо — потому что вместо с усилителем идет динамик, поэтому гитару сразу слышно, без подключения к общей акустике. Однако чаще всего музыканта нужно вписать в общий микс, поэтому звук с динамиков снимается микрофоном, а своя громкость по возможности глушится, чтобы сделать звук менее независимым от действий звукорежиссера.
Дибокс
Небольшая коробочка — альтернативный комбоусилителю и/или микрофону способ подключения музыкального инструмента к пульту. С одной стороны вход — XLR/Jack (смотря что используется как выход из акустической гитары, клавиш, диджейского пульта), с другой — XLR выход. Бывают моно и стерео.
Микрофон
Работают по разному принципу и предназначены для разных целей.
Динамический захватывает лишь малую область перед собой, чувствительность резко падает с малейшим удалением источника звука. Крайне удобны для вокалиста — тот может сам регулировать, насколько сильно нужно снимать его голос, и ничего лишнего со стороны в этот микрофон не попадет. Бывают вокальные и инструментальные, более заточенные под свои подзадачи.
Конденсаторный имеет на порядки большую область захвата звука и гораздо чувствительнее к звукам в целом. Спокойно может полностью снимать небольшую комнату. Такие микрофоны ставят в радиорубках, а на сцене ими снимают, например, звук целой ударной установки сверху («оверхеды»).
Итоги
Нет, правда, ты большой молодец, если честно все прочитал, отложил в голове и добрался до сюда. Уже можешь собой гордиться!
Однако, это была лишь теория, а впереди у тебя самое интересное — практика. Зато можно с уверенностью сказать, что ты к ней готов. По крайней мере, на картинке ниже ты видишь не безликие квадратики, кружочки и полоски, а звуковую аппаратуру, разъемы и кабели. Ведь так?
Ну все же ясно, как солнечный зимний день. И даже красиво, ты посмотри! Условные обозначения разъемов слева снизу, подписаны. M и F — видимо, мама и папа, да? Ага, круглые — мамы, квадратные — папы. Кроме спиконов, они обособлены. Цифрами подписаны все соединения, для реалистичности и наглядности прорисованы кабели. Бирюзовые — звук к пульту, фиолетовые — звук от пульта. L и R — левый и правый порталы, пассивные — к ним усилитель. М1-4 — мониторные линии, в нашем случае ушные IEM со своим отдельным усилителем. Осталось разглядеть на сцене ударную установку, басовый и два гитарных комбоусилителя, два стерео-дибокса и папу-джек в 15 канале (подсказка: так акустическая гитара пущена прямо в пульт, говорят «в линию»).
Домашнее задание: не смотря на указанный список коммутации, составь свой, а потом проверь, хватит ли проводов создателю схемы. Точь-в-точь количество сойдется вряд ли — акустическая система была немного сложнее, спиконов побольше ушло (как минимум еще от сабов к сатам — классический случай), да и джек-джеков звукач прихватил с запасом, мало ли что, артисты чудят порой.
Заключение
Заключение писалось глубокой ночью, а потому шикарных речей ждать особо не стоит. Хочется лишь сказать, что ты встал на тернистый, но безумно интересный путь, и лишь в твоих руках высота, на которую ты поднимешься.
Что такое бэклайн
Про бэклайн, что в него входит и насколько это важно, можно написать целый лонгрид. Но мы расскажем об этом максимально кратко и по пунктам. В виде ответов на самые распространенные вопросы.
1. В зале/в ресторане / в клубе нам говорят, что «звук» у них есть свой. Зачем еще какой-то бэклайн?
Ответ: Чаще всего тот звук, о котором вам говорят менеджеры площадки не подходит для выступления живого музыкального коллектива. Если отказ от него сэкономит вам бюджет- отказывайтесь. По крайней мере до тех пор пока не выбрали группу. Почему? Ответы дальше. Заказать местный звук, если он уже размещен на площадке вы всегда успеете.
2. Мы арендовали зал со всем звуком, нам нужна кавер-группа. Вы же приезжаете со своими инструментами?
Ответ: Конечно, музыканты приезжают со своими инструментами. Но если вы приглашаете кавер-группу с полной ритм-секцией, в которую входят барабаны, то при всем желании барабаны наш ударник привезти сам не сможет. Они часть бэклайна.
3. Технический райдер и бэклайн, это слишком сложно и дорого. Наверное я откажусь от выступления группы. Или вы можете без бэклайна?
Ответ: Варианты составов кавер-группы без бэклайна или с минимальным техническим райдером существуют. Можно работать с плейбэками (когда часть инструментов заранее записана) или в акустическом варианте. У нас существуют такие программы и для небольших мероприятий это отличный вариант. Но если вам нужно раскачать аудиторию в несколько сотен человек, все же стоит выбрать более традиционный состав.
4. Как все же сэкономить на техническом райдере и бэклайне?
Ответ: Самый верный шаг в данном случае, дать возможность кавер-группе привлечь проверенных подрядчиков, с которыми коллектив уже не раз работал. Во-первых, вы точно сэкономите время, силы и нервы — вам не нужно будет искать этих самых прокатчиков. Во-вторых, группы часто имеют скидку и оборудование может обойтись даже чуть дешевле, чем если бы вы заказывали самостоятельно.
Что такое бэклайн
Бэклайн, это то оборудование на сцене, которое обеспечивает качественную игру и вокал музыкантов. Живое выступление музыкального коллектива подразумевает выполнение двух условий: наличие всей необходимой аппаратуры и обеспечение исполнителям возможности слышать свой звук, независимо от акустики, излучающей музыку для слушателей. Соответственно, становится понятен и термин бэклайн, что это звуковое оборудование, которое является обязательным в тех случаях, когда музыканты самостоятельно играют на инструментах, а вокалист вживую исполняет песни.
Состав аппаратуры бэклайна
Так как оборудование, входящее в состав бэклайна, должно обеспечить выступление любого типичного коллектива, такой комплект должен, минимум, содержать:
Учитывая, что подобные наборы аппаратуры предназначены для профессиональных выступлений, кроме высоких технических характеристик, такое оборудование должно быть надежным, способным к интенсивному использованию во время частых и длительных репетиций и выступлений. Примером такой аппаратуры является надежный и популярный у профессиональных музыкантов четырехканальный клавишный комбо-усилитель ROLAND KC-550USD, оснащенный входами для проигрывателей (RCA) микрофона (XLR), а также возможностью объединения двух таких комбиков в пару, выдающую стереозвук.
В зависимости от потребностей, количества и состава музыкального коллектива может различаться количество необходимых комбо-усилителей, мониторов, микрофонов и вспомогательных элементов (коммутация, стойки для микрофонов, пюпитры).
В любом случае следует помнить, готовя бэклайн, что это комплект аппаратуры полностью соответствующий потребностям конкретной группы или ансамбля. Как правило, требования музыкантов отражает технический райдер. А на основании этого документа вы можете выбрать лучшее для каждого класса оборудования в нашем каталоге музыкального оборудования.
Мы готовы обсудить ваш проект прямо сейчас!
Страшное слово «бэклайн» — что это?
Страшное слово #бэклайн — что это? сцена, взгляд изнутри: как тут все устроено. Простым языком
1.Откуда выходит звук у гитары/клавиш/барабанов?
2.Порталы… В параллельные миры? Что такое «порталы» на сленге музыкантов.
3.Закрытые и открытые площадки — какое оборудование заказать.
4.Так уж ли нужен звукорежиссер на площадке?
Все что вы хотели узнать о музыкальной кухне, но боялись спросить! Первая часть статьи
1.Откуда выходит звук у гитары/клавиш/барабанов?
Мы в нашей работе часто сталкиваемся с тем, что при заказе кавер-группы заказчик удивляется, что инструментов музыкантов для звучания группы недостаточно, и что нужно их (инструменты) как-то подзвучивать. Ведь не многие задумываются, откуда же исходит звук у каждого инструмента при звучании группы. Из самой гитары? Из клавиш?
Каждый человек, даже без музыкального образования, знает, что музыкальная группа — это как минимум гитара, клавишный инструмент, может быть саксофон, барабаны и певец с певицей. помимо этого существует много разных инструментов (труба, укулеле, арфа итп), но мы пока говорим о том, что на слуху.
Также все вы знаете, что гитаристу нужна гитара, клавишнику клавиши, барабанщицу барабаны. Пока все понятно. что дальше?
Музыканты приходят на площадку, ставят свои инструменты и…. ничего не происходит, так как эти инструменты сначала нужно куда-то подключить.
Вот это самое интересное. Куда подключать инструменты? Все инструменты подключаются по разному принципу потому что делятся на: акустические (барабаны, духовые инструменты, голос, рояль, акустическая гитара), аналоговые (электрогитара, бас-гитара), цифровые (клавиши). Аналоговые и цифровые инструменты не звучат без подключения их к специальным усилителям. Поэтому все инструменты подзвучиваются по разному принципу. Не будем вдаваться в различные тонкости, потому что есть разные варианты, поговорим об общепринятых.
Если говорить детальнее, то барабанщику к усилителям подключаться не нужно, так как барабаны, чаще всего — это акустический инструмент, но в условиях концерта желательно подзвучивать каждый барабан и каждую тарелку инструментальными микрофонами для четкости и прозрачности звучания. Гитарист подключает электрогитару в комбоусилитель, простыми словами комбик. Если у вас была в школе музыкальная группа вы наверняка знакомы с таким словом. На комбоусилитель также вешается микрофон. Клавиши, как мы уже писали выше — это цифровой инструмент, сами по себе они звучать не могут. Если в случае гитары вы хотя бы услышите тихий звук от самих струн, то в случае клавиш — это просто звук постукивания пластмассы. Певцы имеют свой акустический инструмент, то есть голос. И если вы не оперный певец типа Лучиано Паваротти с большим запасом громкости, то вам обязательно понадобится микрофон и усилитель.
В итоге, как мы видим, почти для всех инструментов на площадке необходимо использование микрофонов, которые подают звук на специальный цифровой пульт звукорежиссера, с которого он уже управляет общим миксом.
Допустим, все действия произведены — гитара подключена к комбику, барабаны играют «we will rock you», певец что-то поет в микрофон. Но никто не слышит музыки в том ее виде, котором мы ожидаем обычно. Потому что на сцене самый большой источник шума это — барабаны, «перекричать» которые очень и очень сложно. Поэтому, для того, чтобы на сцене музыканты слышали друг друга, были придуманы так называемые напольные мониторы.
Мониторы — это небольшие колонки, которые обычно лежат на полу у ног каждого музыканта. Обычно каждому музыканту ставят свой собственный монитор, в который музыкант просит добавить какой либо из инструментов, который он не слышит из-за шума барабанов. Чаще всего просят добавить клавиши, а также голос певца, но бывают и разные вариации, в зависимости от ситуации на сцене. Кто-то набирает себе в монитор все инструменты, а кто то добавляет только парочку.
Есть еще один нюанс — мониторная направленность звучания ограничена, и если музыкант отойдет от своего монитора, есть большая вероятность, что он не услышит, что звучит в данный момент на сцене, так как мы уже выше писали — все заглушают барабаны.
Для таких случаев, когда музыканты много двигаются на сцене и работают с публикой, был придуман ушной мониторинг — маленькая коробочка с наушниками, которая вешается на ремень гитары или на пояс брюк.
В наушники, как и в напольный монитор, можно добавить любой инструмент, более того, общую громкость можно регулировать самому. Если же какой-то из добавленных инструментов режет слух или наоборот звучит тихо, можно попросить звукорежиссера добавить или убавить громкость определенного музыкального инструмента. Кроме того, ушные мониторы помогают создавать более чистое звучание, без примесей различных шумов на сцене, которые могут давать напольные мониторы, смешивая собственное звучание с другими инструментами и мониторами.
Вот эта вся кухня — комбики, барабаны, мониторы, шнуры, микрофоны, пульт — это и есть бэклайн. Это то, без чего звучание коллектива (часто даже акустического) невозможно. Но бэклайн — это еще не весь звук.
2.Порталы… В параллельные миры? Что такое порталы для музыкантов.
Теперь поговорим о звуке в зале. Мы все настроили, подключили, добавили инструменты в мониторы, все чудно. Теперь на сцене полный фарш — музыканты себя слышат, слышат всю группу. комфортная работа. Но…. в зале будет звучать одна неразборчивая «каша» и звук будет вне баланса. Будет казаться, что играют одни барабаны, а вокалист просто открывает рот.
Поэтому группу нужно «выводить» в зал слушателям. Для этого умными инженерами были придуманы порталы — такие большие колонки, из которых вы на концерте слышите звук. Обычно располагаются по обеим сторонам сцены. Простыми словами порталы — это колонки, которые направлены на зрителя
3.Так уж ли нужен звукорежиссер на площадке?
Работа звукорежиссера ювелирна. Знали ли вы, к примеру, что оборудование располагают таким образом, чтобы звук распределялся равномерно, и каждый зритель в любой точке зала мог ощутить весь спектр частот и услышать концерт, как на пластинке? Это требует определенного расчета и этому нужно уделить время.
Мощность порталов также бывает разная и рассчитывается из площади помещения и количества человек на танцполе. Замечали ли вы, что когда в зале пусто, акустика звучания кавер-группы иная, нежели при заполненном зале? А, соответственно, чем больше заполненность, тем мощнее должно быть оборудование. Но все, конечно же, условно, ситуации бывают разные. Но факт остается фактом — тело человека также, как любые другие поверхности, поглощает высокие частоты, поэтому оборудование нужно распределять так, чтобы звуковые волны не били прямо в людей, но равномерно распределяли звук. Для большей ясности скажем пару слов о низких и высоких частотах — звуковые волны высоких частот бьют узким лучом, то есть имеют ограниченную направленность, а волны низких, в независимости от направленности звука, распространяются везде. Поэтому, когда у ваших соседей играет музыка, вы лучше всего слышите «пум-пум-пум-пум» — басовую линию. (Похожая ситуация сложится, если мы во время выступления отключим порталы в зале и оставим звучать только бэклайн, ведь все мониторы будут отвернуты от зрителя, а при ограниченной направленности высоких частот, мы их не услышим.)
Есть еще один немаловажный момент. Нужно ко всему прочему еще и не превысить ощутимый болевой порог, ведь громкий звук может доставлять неприятные ощущения на физическом уровне. Поэтому, с одной стороны звук не должен быть слишком громким, а с другой нужно рассчитывать мощность порталов так, чтобы они прокачали зал полностью. Человеческое ухо воспринимает лучше высокие частоты, и чтобы на той же громкости услышать низкие, мощность звуковой волны должна быть сильнее. Поэтому-то основная мощность порталов тратится на низкие частоты. Задача звукорежиссера донести качественный звук до зрителей, чтобы каждый инструмент был слышен, но выделялся не больше голоса.
Цена за аренду звукового оборудования складывается, в основном, из двух факторов — размера помещения и количества человек. Поэтому, когда вы будете заказывать Жар-птицу, наш директор спросит — на сколько человек рассчитано мероприятие и где оно будет проходить?
4.Закрытые и открытые площадки — какое оборудование заказать.
Будет грамотным решением при заказе группы пригласить звукорежиссера на площадку, чтобы сразу определить все нюансы звучания.
Помещения бывают разные, где-то все звучит идеально и настройка происходит очень быстро, но бывают и сложные залы, где мощными порталами не обойдешься, тогда на помощь приходят различные «добивки» — маленькие колоночки, которые развешивают по всему залу. Сложные залы — это залы с большим количеством зеркальных, стеклянных, металлических поверхностей, ниш в потолке. Звук летает, появляется гулкость, разборчиваость падает (пример — спортзал в школе), на низкой частоте волны гул ощущается сильнее.
А вот в зале, где много тканевых плотных поверхностей, высокие частоты будут поглощаться, поэтому мощность порталов звука в таком зале должна быть-таки сильнее, но опять же, каждая ситуация рассматривается отдельно. Лучшие поверхности для работы со звуком — это поверхности из дерева.
Открытые площадки — отдельная тема. При грамотной расстановке оборудования открытые площадки — это идеальное место для проведения мероприятия с точки зрения звука. Главное, конечно, чтобы не было дождя. Так что, перефразируя одну очень известную песню, скажем, что погода важней всего не только в доме!
На уличной площадке нужно ставить очень мощные порталы, так как нет никаких отражающих поверхностей, энергия без ограничений распространяется в разные стороны. Большую часть мощности порталов забирают нижние частоты, то есть, чем больше низких частот выдает портал — тем он мощнее. А на открытые пространства нужно в два раза больше низа, чтобы распространение звуковой волны было больше. Кроме того, мощность нужно рассчитывать с запасом. Ведь тише можно сделать всегда, а вот громче — если порталы разогнаны на всю мощность — не выйдет. Часто в своей работе сталкиваемся с ситуацией, когда гости в начале вечера еще не разогреты и просят играть потише, а к концу вечера наоборот просят играть громко и мощно.