бэккантри что это такое
Чем отличается фрирайд от бэккантри?
Три месяца назад, когда я переводил для сайта Snowboarder.su статью о Хане Биман, обратил внимание, что постоянно спотыкаюсь на переводе слов «backcountry» и «freeride». Со вторым всё было понятно. Фрирайд он и есть фрирайд, катание вне трасс по неподготовленным склонам, но как правильнее перевести бэккантри? Писать его через «е» или через «э»? Можно ли перевести «backcountry» как «фрирайд»? Вроде бы нет, а если нет, то чем отличается фрирайд от бэккантри? Я стал искать статьи и обсуждения на эту тему. Теперь мы можем вместе обобщить все это. Смело читайте дальше, если хотите разобраться в значении этих терминов.
Начну рассказ с трассового катания. На горнолыжных курортах готовят трассы для лыжебордеров. Получаем трассовое катание, но уже здесь появляется первый вопрос. На курортах можно встретить «черные» трассы, которые не проходят специальную подготовку, их не разравнивают и не уплотняют ратраками. Можем ли мы отнести катание по этим трассам к «внетрассовому»? С одной стороны да, ведь размеченной трассы нет, с другой стороны, нет, так как они все еще расположены в границах курорта.
Основные термины
Теперь давайте перечислим основные термины, которые обозначают катание вне подготовленных трасс:
Рисунок ниже иллюстрирует, что расстояние от курорта и опыт райдера — это основыне отличия этих понятий. Например, начинающий сноубордист может проехать сбоку от подготовленной трассы, а для того, чтобы пойти в тур на сплитборде далеко от курорта нужен опыт и очень хороший уровень физической подготовки.
Помните, что эти определения могут и будут пересекаться, а в разных странах их могут токловать по-разному.
Мчим вниз или исследуем горы?
Мы ещё разберём подробно каждый термин, но вначале предлагаю разделить райдеров, катающихся вне трасс на две группы:
1) первая группа делает акцент на спусках вниз (подъёмов будет немного)
2) вторая группа получает удовольствие от исследования гор, подальше от толпы, они любят самостоятельно подниматься в гору (без помощи подъёмников, ратраков, вёртолета и пр.)
Катающие около трасс и фрирайдеры попадают в первую группу, а те кто занимается сплитбордом и ски-альпинизмом во вторую.
Обратите внимание, что, несмотря на отличия, любая из этих активностей связана со опасностями, которые поджидают в горах. Лавинная опасность, утёсы, скалы, а также отсутствие горного патруля превращают вылазку в бэккантри в опасное предприятие.
Лавинное снаряжение, умение его правильно применять, а также сопровождение сертифицированного гида — необходимые компоненты отличного дня в бэккантри.
Внетрассовое катание
Внетрассовое катание — широкий термин, который объединяет катание за пределами размеченных и патрулируемых трасс, за границей горнолыжного курорта. Иногда для этого достаточно заехать за оградительный колышек или нырнуть под сетку, чтобы сдеать несколько дуг по неподготовленному снегу.
Внетрассовое катание чаще всего подразумевает катание за пределами трасс, но рядом с курортом, рядом с подъёмниками. Для такого катания не нужны снегоступы или сплитборд с камусом.
Внетрассовое катание не столь тебовательно к физической форме и навыкам сноубордиста как сплитбординг, но тяжелее спусков по подготовленным трассам. Пухляк и близость к подъёмникам (а не топать ножками вверх) — это основной приоритет для внетрассового катания.
Хотите попробовать внетрассовое катание в грандиозном месте? Приезжайте в Шамони Монблан, поднимайтесь на подъемнике Эгюий-дю-Миди и окажетесь перед внетрассовым маршрутом длинной 22 км «Белая долина» (Vallée Blanche).
Что такое фрирайд?
Фрирайд — это стиль катания на сноуборде (и горных лыжах) по естественным, неподготовленным склонам, без установленного маршрута, целей или правил. Этот стиль катания развивался как противоположность регламентированному спортивному катанию.
Фрирайдеры, чаще всего имеют отличные навыки катания и опыт внетрассового катания. Они любят нетронутые спуски, даже если придется идти в гору, чтобы добраться до них. На многие склоны для фрирайда можно добраться пешком от подъемника, нужно немного пройтись с доской. Более удаленные маршруты требуют сплитборда, снегоступов, снегоходов или ратраков.
Лавинное снаряжение — обязательная часть экипировки фрирайдера. Услуги горного гида обязательны для новичков, да и опытным сноубордистам гид поможет провести день в горах безопасно, узнать много нового и открыть для себя великолепные нетронутые склоны.
Если вы только начинаете интересоваться сноубордингом, старайтесь не путать фрирайд и фристайл, который включает в себя различные прыжки, вращения, трюки в халфпайпе и на перилах.
Фото от Robson Hatsukami Morgan с сайта Unsplash
Возможности для фрирайда есть на всех крупных горнолыжных курортах. Среди российских курортов можно выделить Горки Город, популярный среди отечественных любителей фрирайда, Шерегеш и, конечно, Эльбрус.
Что такое бэккантри?
Термин бэккантри больше распространен в Соединённых Штатах и именно оттуда пришёл к нам, в Европе чаще используют говорят «скитур». Бэккантри и скитур подразумевает исследование удаленных горных районов, где нет подъёмников. Это требует от сноубордиста или лыжника очень хорошего уровня физической подготовки.
Скитур долгое время был во много остается термином, применяемым именно к горнолыжникам, что отражено в его названии. Популярность этого вида отдыха и естественное желание сноубордистов иметь оборудование, которое позволит кататься в удаленных от курортов районах, стало причиной создания сплитборда. Для подъёма в гору и сплитбордистам, и лыжникам нужен камус. Он значительно облегчает подъём в гору, и идти вверх с ним вверх не столь тяжело, как пешком или на снегоступах.
Сейчас термин бэккантри охватывает широкий спектр активностей, сочетающих спуски с восхождениями вдали от горнолыжных курортов. Можно выбрать вариант тура от приюта к приюту. В этом случае вы будете путешествовать от одного горного приюта к другому, подниматься и спускаться с нетронутых вершин. Ещё один вариант — использовать один из горных приютов как базовый лагерь для походов.
Всегда старайтесь прибегать к услугам местного сертифицированного гида, если собираетесь в бэккантри. Также обязательно берите с собой лавинное снаряжение и, если того потребует рельеф, альпинистские кошки, веревки и карабины.
Ски-альпинизм
Ски-альпинизм требует наибольшего опыта по сравнению с другими, обсуждаемыми нами дисциплинами. Необходимо забраться на гору и затем спуститься с неё на вашем сноуборде или лыжах. Фактически это сочетание альпинизма и бэккантри.
Ски-альпинизм требует высокого уровня владения сноубордом или лыжами, а также, в зависимости от степени уклона, серьёзной альпинистской подготовки. Скалолазание, преодоление расщелин и трещин в ледниках, лёдолазание в узких ущельях — вот неполный список задач, встающих перед любителями ски-альпинизма. Для занятия ски-альпинизмом обязательно наличие лавинного оборудования и альпинистского снаряжения: ледорубы, веревки, спусковые устройства и так далее.
Ски-альпинизм — это экспедиция, в которой должен участвовать гид, знакомый с местностью, способный обеспечить безопасность, прекрасно ориентирующийся на местности и уверенно владеющий всем необходимым снаряжением и оборудованием.
Возможности для ски-альпинизма ближе, чем кажется. Эльбрус был и остается центром российского альпинизма. Также много классных маршрутов и гидов, которые проведут по ним, вы найдете в Красной Поляне.
Надеюсь, теперь стало понятнее, что есть что в мире внетрассового катания. В следующих статья планирую рассказать о лавинном снаряжении и рюкзаках. Пишите в комментариях, что будет интереснее.
Удачной каталки и берегите себя.
Бэккантри что это такое
Бэккантри (дословный перевод c английского — «удалённая от путей сообщения местность, окраина») — это понятие, включающее в себя восхождение на вершины, не оборудованные канатными дорогами и др. с дальнейшим спуском на лыжах или сноуборде по неподготовленным склонам со всеми их прелестями — великолепными пейзажами, отсутствием людей, интересным рельефом, нетронутой целиной.
Соответственно, этим же словом называется и весь процесс катания по таким склонам, включая заброску и эвакуацию.
Казалось бы, что такое бэккантри не знает сейчас только неграмотный, но все же и сейчас многие не могут понять, почему может быть интересно делать один-два спуска в день вместо двадцати-тридцати, да еще и подниматься к месту старта пешком, а не на подъемнике, как обычно?
Занимаясь бэккантри, райдер получает удовольствие не только от зажигательного спуска по абсолютно нераскатанному склону, но и от подъема к месту старта, ничуть не менее интересного и увлекательного.
Шаг за шагом ступая вверх по склону, опытный райдер всегда обращает внимание на предполагаемый маршрут спуска и возможные варианты, на ориентацию склона и выбор мест для съемки и безопасной остановки при возникновении критической ситуации, на состояние снега и лавинную опасность, погоду, свою физическую и эмоциональную подготовку.
И это еще не все — а как же окружающие виды, которые можно спокойно понаблюдать, улучшение физической формы, радость общения с друзьями?!
Находясь в горах, легче понять разницу между простым и сложным, нужным и бесполезным, действительно значимым и не имеющим значения, между важным и совершенно не заслуживающим внимания.
А после подъема, разумеется, спуск — проверка на прочность, готовность и умение рискнуть, за доли секунды сделать правильный выбор, использовать необходимую технику, при необходимости оказать помощь другу.
Наверное, для русского человека, знакомого не только с горными лыжами, но и с лыжным туризмом, самое простое описание для бэккантри будет — лыжный поход, но не на «бескидах», а на современном удобном снаряжении.
Наиболее широко известный из средств массовой информации способ — это, конечно же, Heli-Skiing, то есть заброска (и, при необходимости, эвакуация) с помощью вертолёта. Или — что не так широко применяется — самолёта. В общем, такой способ заброски — по воздуху — является наиболее быстрым, наименее трудоёмким, и, к сожалению, наиболее дорогим.
Бэккантри. Бэккантри. Бэккантри. или так. Backcountry
Бэккантри (дословный перевод c английского — «удалённая от путей сообщения местность, окраина») — это понятие, включающее в себя восхождение на вершины, не оборудованные канатными дорогами и др. с дальнейшим спуском на лыжах или сноуборде по неподготовленным склонам со всеми их прелестями — великолепными пейзажами, отсутствием людей, интересным рельефом, нетронутой целиной.
Соответственно, этим же словом называется и весь процесс катания по таким склонам, включая заброску и эвакуацию.
Казалось бы, что такое бэккантри не знает сейчас только неграмотный, но все же и сейчас многие не могут понять, почему может быть интересно делать один-два спуска в день вместо двадцати-тридцати, да еще и подниматься к месту старта пешком, а не на подъемнике, как обычно?
Занимаясь бэккантри, райдер получает удовольствие не только от зажигательного спуска по абсолютно нераскатанному склону, но и от подъема к месту старта, ничуть не менее интересного и увлекательного.
Шаг за шагом ступая вверх по склону, опытный райдер всегда обращает внимание на предполагаемый маршрут спуска и возможные варианты, на ориентацию склона и выбор мест для съемки и безопасной остановки при возникновении критической ситуации, на состояние снега и лавинную опасность, погоду, свою физическую и эмоциональную подготовку.
И это еще не все — а как же окружающие виды, которые можно спокойно понаблюдать, улучшение физической формы, радость общения с друзьями?!
Находясь в горах, легче понять разницу между простым и сложным, нужным и бесполезным, действительно значимым и не имеющим значения, между важным и совершенно не заслуживающим внимания.
А после подъема, разумеется, спуск — проверка на прочность, готовность и умение рискнуть, за доли секунды сделать правильный выбор, использовать необходимую технику, при необходимости оказать помощь другу.
Наверное, для русского человека, знакомого не только с горными лыжами, но и с лыжным туризмом, самое простое описание для бэккантри будет — лыжный поход, но не на «бескидах», а на современном удобном снаряжении.
Давайте попробуем ответить на часто возникающие у ещё непосвященного человека вопросы.
Как добраться?
Наиболее широко известный из средств массовой информации способ — это, конечно же, Heli-Skiing, то есть заброска (и, при необходимости, эвакуация) с помощью вертолёта. Или — что не так широко применяется — самолёта. В общем, такой способ заброски — по воздуху — является наиболее быстрым, наименее трудоёмким, и, к сожалению, наиболее дорогим.
Другой вариант механизированной заброски — это Snowcat-Skiing, то есть заброска на специальных снегоходах, представляющих из себя, фактически, ратрак с вагончиком-вахтовкой.
У нас в стране такой способ заброски, как правило, является стихийным и неорганизованным и осуществляется с помощью ратраков. А, например, в Северной Америке существует масса лыжных баз, не имеющих даже специально выделенных склонов и подъёмников, как таковых — эти базы специализируются исключительно на бэккантри.
Однако наиболее бюджетный вариант — это использовать свои собственные ноги.
Есть два основных способа передвигаться по заснеженной гористой местности, совершая затяжные траверсы и подъёмы, порой достаточно крутые: перемещение на снегоступах и перемещение на собственных лыжах.
Как подняться?
Первый вариант — идти на снегоступах (Snowshoes).
Второй вариант — использовать специально модифицированное лыжное снаряжение. Американцы называют такой способ передвижения Alpine Trekking или более общим словом — Skinning (от слова skin — кожа, этим словом они называют камуса, о которых ниже). Для Alpine Trekking (далее AT), как правило, используются специальные крепления.
И вот тут выясняется, почему skinning является более общим понятием, чем АТ. Дело в том, что поклонники использования лыж для забросок в бэккантри делятся на два лагеря — поклонников собственно АТ и сторонников телемарка. И те, и другие используют специальные крепления, отличающиеся от обычных горнолыжных — в этих креплениях существует возможность освободить пятку, хотя бы на время. При этом лыжа крепится на ноге шарнирно в районе носка ботинка — опять же, как в беговых лыжах. Однако, если у АТ-креплений пятка освобождается только на время подъёма, а перед спуском фиксируется, то телемаркеры пятку не фиксируют в принципе — в этом основа их стиля катания.
Рассмотрим подробнее вариант с АТ-креплениями.
С зафиксированной пяткой эти крепления становятся очень похожими на обычные горнолыжные, у продвинутых моделей существует полноценная регулировка усилия срабатывания головы и пятки крепления, а сама конструкция надёжна и способна выдержать даже мощное агрессивное катание и прыжки. В режиме трекинга, когда пятка свободна, АТ-крепления предоставляют функциональность, подобную описанной в разделе про снегоступы — подвижная платформа с ограничением минимального угла подъёма, возможность установки специальных кошек. Для тех, кто всё же хочет ходить бэккантри на собственных лыжах, а не тащить их на спине или волочить за собой на верёвке, существует специальное устройство — АТ-адаптер. Адаптер представляет собой специальную платформу, встёгивающуюся в горнолыжные крепления вместо ботинка, на которой шарнирно закреплена грузовая платформа, подобная той, что ставится на снегоступы. Перед спуском адаптеры выстёгиваются и убираются в рюкзак, а вместо них в лыжи встёгиваются непосредственно ботинки.
Важный элемент снаряжения трекера, объединяющий телемаркеров и поклонников АТ — это камуса.
Камус — это длинная лента, ворсистая или шероховатая с внешней стороны, контактирующей со снегом, и липкая с тыльной стороны, контактирующей с лыжей. Эта лента крепится на скользящую поверхность лыжи и предотвращает её проскальзывание назад при траверсах и подъёмах. Перед спуском камус снимается, чтобы не препятствовать скольжению лыжи.
Какое снаряжение потребуется?
Во-первых, вам потребуются средства для спуска — ваши лыжи или доска.
Многие фирмы выпускают отдельные модели лыж для бэккантри, часть фирм на таких лыжах специализируется. Если вы забрасываетесь не вертолётом или снегоходом, а топаете собственными ногами, то для вас вес снаряжения начинает играть немаловажную роль. Специализированные лыжи для трекинга имеют, как правило, более лёгкую конструкцию, форма носа лыжи классически заострённая (никаких тупых полукруглых или обрубленных носов — на них неудобно цеплять камуса), в носу лыжи иногда делается отверстие для закрепления буксировочного шнура. Однако, как правило, такие лыжи менее надёжны и не предназначены для ударных нагрузок, возникающих при прыжках. Большинство поклонников АТ и даже многие телемаркеры выбирают для катания обычные горные лыжи для фрирайда. Лыжи желательно иметь пошире — благо сейчас ассортимент таких лыж достаточно большой, при этом они имеют отличные ходовые качества, обладают универсальностью и высокой надёжностью.
Соответственно, в случае, если вы ходите бэккантри пешком, вам также потребуются какие-либо из средств для подъёма, описанных выше — снегоступы, адаптеры, камуса.
Как уже было сказано, в случае использования снегоступов как лыжникам, так и бордерам желательно иметь телескопические трекинговые палки. Телескопические палки пригодятся и в том случае, если вы не используете снегоступы, а идёте на лыжах — длину палок можно варьировать в зависимости от условий и крутизны подъёма.
Кроме того, есть несколько элементов снаряжения, использование которых в бэккантри должно стать правилом, обязательным для выполнения.
Это бипер, щуп и лопата.
Бипер или лавинный датчик — это радиотехническое устройство для поиска жертв, погребённых лавиной. Современные биперы работают в двух режимах. Основной режим — режим передачи. При катании в горах всегда необходимо иметь бипер, включенный в режим передачи. В случае попадания в лавину сигнал, передаваемый бипером, может быть засечён другими датчиками, работающими в режиме приёма. Перед выходом на склон следует попрактиковаться в работе с бипером.
Лавинная лопата используется для откапывания обнаруженной жертвы. Современные лавинные лопаты имеют небольшую массу и высокую прочность. Лопаты изготавливаются разборными, то есть совок отделяется от ручки, облегчая размещение лопаты в рюкзаке. Иногда в рукоятке лопаты размещают лавинный щуп в сложенном состоянии.
Лавинный щуп используется для зондирования снежной массы после того, как установлено ориентировочное положение жертвы. Современные лавинные щупы делаются складными, в рабочем состоянии имеют длину около двух метров и больше, наиболее компактные из них помещаются в полой ручке лавинной лопаты, экономя тем самым место в вашем рюкзаке.
Да, ну и, конечно же, рюкзак. Объём рюкзака определяется продолжительностью и условиями похода, и, соответственно, количеством переносимого в нём снаряжения. Рюкзак должен быть снабжён оттяжками для изменения объёма, точками внешней подвески для снаряжения, например, лыж, снегоступов или сноуборда, желательно также отделение для лавинной лопаты, позволяющее вытаскивать её, не расстёгивая рюкзака.
Кроме того, не помешает запасная маска — если при падении ваша маска запотеет или забьётся снегом, а потом заледенеет, очистить её в полевых условиях будет весьма проблематично. Время же зачастую поджимает, нужно двигаться, а без маски — ветер и снег в глаза, «плоский» свет, скрадывающий детали рельефа и характер снежного покрова — некомфортно и опасно.
Запасные перчатки или варежки, а также шапка тоже будут нелишними.
Не помешает и наличие в группе радиосвязи.
Как минимум один член группы (лидер или гид) должен иметь аптечку.
И наконец, самое главное: Никогда не ходите бэккантри в одиночку!
Если вы новичок в бэккантри — всегда ходите в группе с опытным лидером или гидом. Даже если у вас есть опыт подобного катания — в любом случае, с вами всегда должен находиться напарник.
Существуют неписанные правила при катании вне трасс, и они похожи на основные правила альпинизма: соблюдать порядок движения на маршруте и условия безопасности, не отделяться от группы при движении, выполнять указания гида или старшего группы. К тому же, в группе должен быть минимум один человек, который знает район катания, его особенности и возможные опасные места, пути их преодоления или изменения маршрута в случае возникновения нештатной ситуации.
Для соблюдения этих условий и повышения безопасности бэккантри-катания проводятся бэккантри-лагеря, где на 10-15 участников приходится 2-3 профессиональных гида. Гиды предлагают варианты спусков с учетом специфики района и погодных условий, обеспечивают безопасность участников на подъеме и спуске, помогают совершенствовать технику катания, проводят специальные занятия по медицине и лавинной подготовке.
Как правило, такие лагеря проводятся вдали от цивилизации, где нет толп «горнопляжников» и уродливых урбанистических «изысков», где люди в полной мере могут получить удовольствие от спокойной, размеренной жизни с минимумом надоевшего комфорта и удобств, от интересного общения и новых впечатлений, свежих мыслей и тем.
У нас такие лагеря сейчас проводятся в основных местах катания — Кавказ, Хибины, Алтай.
Если вы считаете, что уверенно стоите на лыжах или сноуборде, мы очень рекомендуем вам хотя бы раз попробовать, что такое бэккантри.
А вдруг понравится?