бэкхенд теннис это что
Что такое форхенд и бэкхенд в теннисе?
Одними из самых зрелищных ударов в теннисе являются форхенд и бэкхенд, о них сегодня и пойдет речь в статье.
Форхенд
У форхенда есть различные вариации: кросс, обратный кросс, укороченный, перевод по линии и т.д. и т.п.
Казалось бы, изменение всего лишь одного технического приема не должно нести за собой глобальных изменений, но в случае с форхендом все как раз таки наоборот. На 1-ый план вышла тактика, которая стала следствием вариативности в действиях теннисистов и теперь матчи наполнены постоянным передвижениями, игрой на опережение и различного рода ударами, начиная с того самого устаревшего плоского удара и заканчивая укороченными.
Каждый из теннисистов в туре пересмотрел свою философию тенниса и стал чаще предавать мячу вращение, но найдутся те, кто до сих пор эффективно используют плоские удары. Хотелось бы отметить, нет-нет не Роджера Федерера, а “зубодробительный” форхенд Хуана Мартина Дель Потро, особенно, когда аргентинский великан забегает под форхенд.
Бэкхенд
Бэкхенд делится на пару основных типов: одноручный и двуручный. Первый вариант уступает второму, так как исполнение бэкхенда одной рукой гораздо сложнее, чем двумя, но и это еще не все. При ударе двуручным бэкхендом сила удара заметно сильнее, так же двумя руками проще принимать высоко крученую подачу во 2-ой квадрат, в то время как теннисисты с одноруким бэкхендом в данной ситуации имеют серьезные проблемы при приеме мяча.
Что такое форхенд и бэкхенд в теннисе? Определения и примеры
Форхенд (от англ. forehand) и бэкхенд (от англ. backhand) — это разновидности ударов в теннисе, выполняемые после отскока мяча на стороне отбивающего игрока. Оба удара могут выполняться как слева от корпуса игрока, так и справа — в зависимости от того является ли игрок левшой или правшой. Следует также отметить, что существует две разновидности бэкхенда — выполняемый одной рукой и двумя руками.
Определение Форхенда (от англ. forehand)
Форхенд — технический элемент в теннисе, выполняемый с более удобной стороны, с отскока. При этом ударе ракетка удерживается пальцами вперед встречно по направлению к мячу.
Определение Бэкхенда (от англ. backhand)
Бэкхенд — технический элемент в теннисе, выполняемый с неудобной стороны, с отскока. При ударе с бэкхенда ракетка удерживается рукой таким образом, что тыльная сторона руки движется вперед встречно по направлению к мячу.
Современный форхенд и бэкхенд
Современные покрытия типа хард, на которых проводятся многие турниры стали делать с более медленным отскоком, чем был ранее (во времена Пита Сампраса). Это связано с тем, что на быстрых покрытиях розыгрыши более короткие (без длительного обмена ударами) и, как следствие не такие зрелищные, как на медленных покрытиях таких как грунт.
Как следствие стала развиваться и преобладать тактическая составляющая и вариативность игры, что повлекло за собой изменение техники выполнения ударов и разнообразие ударов.
В современном теннисе оба удара — бэкхенд и форхенд могут иметь разновидности вращения:
Оба теннисных элемента могу выполняться с различной скоростью, направлением и выполняться для различных тактических целей:
Не понимаете, о чем говорят теннисные комментаторы? Объясняем на гифках, что такое форхэнды и смэши
Матчи бывают трехсетовыми и пятисетовыми. Раньше в Кубке Дэвиса проводились пятисетовые встречи, то есть для победы в матче нужно было выиграть в трех партиях из пяти. В новом формате в финальном этапе играют трехсетовые встречи, то есть нужно победить в двух партиях. Например, в полуфинале Кубка Дэвиса между Россией и Канадой Денису Шаповалову понадобилось максимум сетов для победы над Кареном Хачановым — 2:1, а Андрей Рублев взял вверх над Вашеком Поспишилом в двух партиях — 2:0.
Для победы в сете нужно выиграть 6 геймов, но чтобы соперник взял не больше 4 геймов — 6:0, 6:1, 6:2, 6:3, 6:4. При счете 5:5 для победы необходимо взять 2 гейма подряд, то есть выиграть со счетом 7:5. При счете 6:6 обычно проводится тай-брейк.
Тай-брейк играется до семи очков, но преимущество над соперником должно составлять не менее двух очков. Например, в парном матче против Канады россияне уступили 5:7 на тай-брейке в третьем сете. Необходимая разница в два очка была. Когда же играли против сербов, то счет был 7:6 в пользу Джоковича и Троицки, поэтому команды продолжили встречу до тех пор, пока не будет нужной разницы. Хачанов и Рублев сделали это первыми — 10:8.
Для победы в гейме нужно быстрее соперника набрать 4 очка, но тоже чтобы преимущество над соперником было в два мяча. Только очки в геймах обозначаются особым способом. Первое очко — 15, второе — 30, третье — 40, четвертое — гейм.
Вся эта вводная с правилами нужна, чтобы понимать несколько слов и выражений, который всегда есть в теннисных репортажах:
• Гейм-поинт (или геймбол ) — ситуация, когда для победы в гейме осталось выиграть одно очко. Бывает двойным — когда счет 40:15, и тройным — когда счет 40:0
• Брейк-поинт — ситуация, когда для победы в гейме на подаче соперника осталось выиграть одно очко. Также бывает двойным (15:40) и тройным (0:40)
• Сетбол — ситуация, когда для победы в сете осталось выиграть одно очко. Например, вы выигрываете 5:4 и ведете в гейме со счетом 40:30. Также бывает двойным и тройным.
• Скрытый сетбол — ситуация, когда на подаче соперника вам остается одно очко для победы в гейме, а для победы в сете остается выиграть еще два гейма. Например, при счете 4:4 по геймам вы на приеме подачи оппонента ведете 40:30. Также бывает двойным и тройным.
• Матчбол — ситуация, когда для победы в матче осталось выиграть одно очко. Также бывает двойным, тройным и скрытым.
Удары
Удары объясним с помощью моментов матчей россиян против сербов на Кубке Дэвиса-2019.
Эйс — подача на вылет. То есть игрок подал в нужный квадрат, а соперник после отскока мяча не сумел коснуться его ракеткой.
Пример: Филип Краинович имел брейк-поинт во втором сете, но Рублев сделал 3 эйса подряд и выиграл гейм.
Пример: Андрей Рублев — правша. На замедленном повторе он отбивает мяч, который летел справа от его корпуса.
Пример: Правши Рублев и Краинович бьют по мячам, которые летят слева от них.
Пример: Андрей Рублев бьет кросс форхэндом.
Пример: Рублев, стоя в правом углу корта, бьет форхэндом в левый угол корта соперника.
Когда соперник играет у сетки, то у тебя есть два варианта попасть в его корт: пробить мимо оппонента или перекинуть его.
Пример: Краинович вышел к сетке, но Рублев пробил справа от серба так, что тот не смог дотянуться.
Пример: Джокович красиво перекинул Хачанова.
Пример: Краинович вколачивает высоко летящий мяч в корт Рублева.
Пример: Джокович подсекает мяч, и тот опускается у сетки на стороне Хачанова.
Невынужденная ошибка — когда игрок теряет очко за счет своей ошибки в розыгрыше — послал мяч в аут или в сетку, при этом со стороны соперника не было активных действий.
Пример: Джокович находился в достаточно комфортной позиции, и ничто не мешало ему попасть в корт Хачанова, но Новак послал мяч в аут.
Если улетел в аут, то будет написано «OUT».
Бэкхенд в прыжке – теннисная красота. В моду ввел скандальный Риос, а Сафин влюбил в него Россию
Daniil Medvedev evens the match 3-6 7-6(4) v Nadal!#NittoATPFinals pic.twitter.com/Rf6wuqKzq5
Невозможно сказать, кто именно придумал бэкхенд в прыжке, но популярность он начал обретать в 90-х, а одним из первых стабильных исполнителей этого удара на профессиональном уровне был чилиец Марсело Риос. Он известен тем, что остался единственным бесшлемным №1 рейтинга в истории мужского тура, а еще дурным характером – ходят истории про то, как в столовой для игроков он обзывал стоящих в очереди теннисисток «жирными», как выкидывал жену из машины и как показывал задницу журналистам на «Уимблдоне».
Другим мастером и популяризатором этого удара стал Марат Сафин. Он гиперболично опровергал тезис, что бэкхенд в полете придумал Риос: «Мы так пробивали еще очень давно – до того, как Риос родился». (На всякий случай – чилиец старше Марата на пять лет).
• против высоких мячей. Слово Сафину: «Иногда приходится так бить, чтобы выиграть время. Так обычно пробивают после свечек, чтобы не ждать, пока мяч опустится – и не давать сопернику время».
• когда хочется создать угол. Это происходит опять же из-за высоты точки удара – она позволяет лупить с более острым направлением. Демонстрирует Светлана Кузнецова, подлетавшая на четвертом часу игры с Франческой Скьявоне.
С другой стороны, некоторые тренеры и болельщики считают бэкхенд в прыжке проявлением лени – якобы игроки его выбирают, когда не хотят работать ногами. Другие видят в нем просто желание покрасоваться.
Одноручный бэкхенд — вымирающий вид искусства
В последнее время гуру тенниса всё чаще стали отмечать вытеснение красоты, изящности этого вида спорта мощностью и физикой. Среди «потерпевших» оказался и одноручный бэкхенд. Sports Illustrated изучил цифры, факты и мнения.
«Я бы запросто обучала людей двуручному удару с верхним вращением и однорукому резаному и удару с лёта. Но нужно быть почти гением, чтобы играть одноручным бэкхендом».
Три мушкетёра современности, в амплуа у которых имеется однорукий бэкхенд — Роджер Федерер, 34, Стэн Вавринка, 30, и Ришар Гаске, 29. Однако немногие идут путём бравых ребят.
Даже 17-кратный победитель турниров серии «Большого шлема» Роджер Федерер сказал, что своих детей будет учить бэкхенду с двух рук, так как ракетки слишком тяжёлые для начинающих. А легендарный теннисный и тренер Ник Боллетьери и вовсе заявил, что никто бы не смог обыграть действующего № 3 мужского одиночного рейтинга АТР, если бы он обладал двуручным бэкхендом.
Крейг О’Шоннеси, также хорошо известный, как «Человек-Игры разума» в теннисном мире и лучший теннисный стратег, уверен, что медленные корты, акцент на физическую подготовку и «струнные» технологии накладывают свой отпечаток на то, что среди юниоров так мало одноруких «бэкхендеров».
«Не что иное, как корт играет решающую роль в выборе игрового стиля теннисиста, который приведёт его к успеху», — уверен О’Шоннеси. — Если корты слишком медленные, это осложняет задачу для тех, кто играет по схеме подача-выход к сетке, потому что делает эту тактику менее эффективной. Манипулируя скоростью корта, можно сразу сказать, какой стиль будет преобладать», — рассказывает он.
Если отмотать назад ход истории, к 1985-му году, когда корты были быстрее, а 14-летнему Питу Сампрасу его тренер Питер Фишер объяснял, что он выиграет Уимблдон только, если забросит свой двуручный бэкхенд. Сампрас боролся с этим ударом несколько лет — американец постоянно проигрывал теннисистам, которых в принципе мог бы одолеть, но постепенно пришли и победы, Сампрас завоёвывал титул на Уимблдоне семь раз!
Тем не менее, трудно представить, что он был бы таким успешным, не играя своим стратегически верным стилем подача-выход к сетке и в менее подходящих условиях, например, более лёгкой ракеткой, полиэфирными струнами и на медленном корте.
Мартин Уэстон, менеджер британский детских тренеров, не удивлён небольшой популярности этого удара из-за его сложности. Уэстон самостоятельно возглавлял академию на протяжении 15 лет и тренировал таких теннисистов, как Дэн Эванс, Джеми Бэйкер и других ведущих британских юниоров, рассказал, почему число одноручных бэкхендов снизилось:
«Здесь сказывается абсолютно понятный фактор — влияние выбора тренеров и родителей на молодых игроков, которые в погоне за победами выбирают двуручный кручёный бэкхенд, который помогает преуспеть в этом. Особенно ценен высокий отскок и активный приём подачи. Важность выигрывать матчи с юных лет, иметь постоянный успех и поддерживать достижения в течение всего пути в теннисе — всё это влияет на выбор игроков в пользу более простого, а значит — двуручного бэкхенда».
«Нет особого жесткого указания разучивать только двуручный бэкхенд. Но, к сожалению, одноручный будет и дальше исчезать, что, безусловно, влияет на потерю эстетической красоты, вариативности игры резаными ударами и у сетки. Те теннисисты, которые всё-таки используют этот вариант, как правило, достигают вершины».
«Хватка обеими руками, — продолжает Уэстон, — помогает юным дарованиям играть более точно и плотно. К тому же спина ещё не окрепла, если даже руки сильны, поэтому две руки необходимы при этом ударе, а одна — только для форхенда».
«Одноручный бэкхенд требует больше работы, но овладевший им имеет в своём арсенале разрушительную силу», — говорит он. — Если тренеры владеют техникой обучения детей 8-12 лет игре одноручным бэкхендом, то мы увидим всплеск количества этих игроков в первой сотне. Мне не кажется, что двуручный бэкхенд — будущее нашего спорта».
Несмотря на это мнение, Карлос Родригес, бывший тренер Жюстин Энен, которая прославилась, как одна из самых лучших теннисисток с одноруким ударом слева, сказал, что этот вид бэкхенда вымрет в течение следующего десятилетия. Не потому, что он неэффективный, а из-за влияния тренеров и родителей, как и указал тренер ассоциации лаун-тенниса Уэстон ранее.
1970-1990-е обладатели одноручного бэкхенда выиграли более 60 % «Больших шлемов», но в последние 10 лет всё в корень изменилось. И если убрать Федерера, то процент упадёт даже ниже десяти.
Уэстон верит, что возрождение удара возможно в мини-теннисе:
«Мини-теннис, с лёгкими ракетками и мячами, чтобы сделать игру легче и более доступную для маленьких детей, может способствовать тому, что больше юных дарований захотят и смогут играть бэкхенд одной рукой. Было бы интересно посмотреть, чем это обернётся».