авто гос номера ссср
Чёрные, белые, “выездные” и даже с латиницей: советские автономера от 50-х до 80-х
Какими были “правительственные” номера в СССР, и чем они отличались от обыкновенных? Правда ли существовали специальные серии для машин, выезжающих за границу? В какой республике были уникальные номерные знаки с использованием латинских букв? Мы продолжаем исследование советских номеров. В первой части мы затронули раннюю эпоху с 30-х до 50-х годов, а теперь пройдёмся по более знакомому нашим читателям промежутку с конца 50-х до 80-х.
Чёрные
Н а переднем однострочном знаке введенных в 1959-м номеров сначала шли четыре большие цифры (две и две через тире), далее три буквы поменьше. На заднем двухстрочном знаке сверху цифры, внизу ближе к центру – буквы. Сечение всех знаков и канавок треугольное.
Шрифт ранее применявшихся «жёлтых» номеров, о которых мы рассказывали в первой части, был более «квадратным», а у «чёрных» – скруглённым. Теперь регион обозначало сочетание первых двух букв. Чаще всего оно и указывало на название города, области, республики.
Деление серий букв по типам транспорта начало расходиться по стране. В Москве и Подмосковье действовало прежнее деление на «частные», «легковые государственные» и «грузовые» серии. В Ленинграде выделялись только серии частных машин, на легковые госучёта и грузовики обычно давали одни и те же серии. Исключение – «ЛЕБ», предназначенная только для легкового государственного транспорта. Во многих городах и областях одни и те же серии давали на любые машины.
Наконец, во многих союзных республиках одни серии обозначали столицу, другие – конкретные области. Рост парка частных автомобилей отразился на сериях номеров. Например, в Подмосковье большинство серий 60-х от «ЮАА» до «ЮАЯ» раздали на грузовики и автобусы, а среди серий второй половины 70-х: «ЮВА»-«ЮВЯ» и «ЮГА»-«ЮГЗ» преобладали «частные».
Больше всего легенд крутится вокруг «спецсерий». В Москве изначально существовали специальные серии: для маршрутных автобусов — «ММА» и такси — «ММТ». Серия «ММЛ» сначала встречалась на легковых госучёта, затем её передали для такси. В конце 70-х появились ещё одна «таксомоторная» серия «МММ» и «автобусная» «ММН». Якобы «правительственная» серия «МОС» официально считалась просто легковой государственной. В ГОНе и других ведомственных автобазах встречались машины с обычными легковыми сериями госучёта: «МОК», «МКО», «МКЖ», «ММЖ», «МНН». Такие же серии носили медицинские, учебные и милицейские легковушки. Никаких специальных серий для милиции и КГБ в чёрных номерах в Москве не было – они получали обычные «государственные» серии.
В каждом регионе выдавались специальные «выездные» серии для международного движения с общими буквами латинского и русского алфавита: «АВТ» в Москве, «АВО» в Московской области, «АВЕ» в Ленинграде, «АЕВ» в Горьком, «ВСВ» в Вологде, «ВРН» в Латвии и так далее. Иногда под «выездные» использовали часть цифровых «десяток» гражданских серий — например, «МОО» и «МОР» в Москве. Уникальное явление – «выездная» серия Эстонии «SSA», обычный чёрный номер с буквами латинского алфавита.
Чёрные номера для мотоциклов, как и желтые, представляли собой один знак, уменьшенную копию заднего автомобильного. Деления на «государственные» и «частные» серии для мотоциклов не было даже в Москве, сочетания букв повторяли любые автомобильные. На прицепы выдавался двухстрочный знак с цифрами сверху, двумя буквами в нижнем левом углу, за которыми следовала надпись мелким шрифтом «прицеп».
Для машин конструкторских бюро автозаводов и институтов, а также автомобилей с конвейера, проходивших обкатку на дорогах общего пользования, предназначались специальные номера с четырьмя обычными цифрами и надписью «проба», по формату близкие к обычным – спереди однострочный, сзади – двухстрочный. Отдельные типы номеров существовали для тракторов, тракторных прицепов и мопедов.
Долгое время машины с новыми «чёрными» и старыми «жёлтыми» номерами встречались на дорогах одновременно. В середине 60-х ещё более 50% автомобилей по стране ездили с номерами старого стандарта. В Москве массовую перерегистрацию государственного и грузового транспорта ГАИ устроила в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции, а частных машин – в 1970-м, к 100-летию В.И. Ленина. В других городах и областях «жёлтые» номера вытеснялись «чёрными» с естественным обновлением парка до 70-х. «Жёлтые» номера попадаются на рынке ретро-техники до сих пор, иногда вместе с древними автомобилями-носителями. «Чёрные» номера – вообще не редкость, они ещё встречаются даже на эксплуатируемых автомобилях-ветеранах.
Белые
В 70-е годы Всесоюзный научно-исследовательский институт безопасности движения совместно с ГАИ разрабатывал новый стандарт, соответствующий международным нормам. Так были созданы принципиально новые «белые» номера ГОСТ 3207-77. У разных типов транспорта появились разные номера. У частных машин третью букву вынесли вперёд, перед цифрами, и сделали уменьшенной. У государственного транспорта три буквы, как и прежде, следовали за четырьмя цифрами. Но на легковые автомобили выдавалась пара однострочных номеров, а грузовикам и автобусам полагался задний двухстрочный. Теперь инспектор ГАИ и любой гражданин могли с первого взгляда определить форму собственности автомобиля. Размеры знака и шрифт увеличились, тире было упразднено. Белый фон и чёрные знаки предполагали введение светоотражающей плёнки, но это новшество внедрить не удалось.
Прямоугольник и квадрат: как менялись номера в России и СССР
МВД готовит новый стандарт для автомобильных и мотоциклетных номеров. В Научно-исследовательском центре проблем безопасности дорожного движения ведомства разрабатывают изменения в действующий с 1993 г. ГОСТ, которые должны устранить ряд имеющихся противоречий. Так, перспективные нормы разрешат использование табличек так называемого квадратного формата, которые используются в США и Японии, введут более компактные мотоциклетные номера, а также установят специальные знаки для ретро автомобилей и спортивных машин. Пересмотр стандартов пройдет в 2017 г., а окончательная редакция будет готова не раньше 2018 года. По сути, готовящийся ГОСТ предлагает возврат к некоторым правилам, которые вполне успешно существовали в прежние годы.
Белые номера. 1931-1936 годы
Из-за быстрого роста парка емкость номерных знаков быстро исчерпалась, и в 1934 г. формат табличек пришлось изменить. Название региона стали обозначать прописью, причем длинные имена сокращались до восьми букв, а количество цифр увеличили до пяти. К 1936 г. закончился и этот формат.
Черные и военные номера. 1936-1946 годы
В конце 1930-х появились первые дипломатические знаки, которые выдавались сотрудниками иностранных посольств – они имели три цифры вместо четырех и литеру «Д» в правом верхнем углу. А в 1940 г. в обиход вошли особые номера для военной техники, хотя единого стандарта ведомства не придерживались. Основной формат предполагал букву и пять цифр, но их расположение варьировалось, дефисы ставились произвольно, а некоторые части дополнительно использовали на табличках собственные знаки различия.
Желтые номера. 1946-1959 годы
Наконец, были официально введены номера для прицепов – если раньше на них вешали задние таблички грузовика, то теперь они получили собственные таблички того же формата со словом «прицеп». Передние знаки для мотоциклов были отменены, как и пробные и транзитные знаки. На испытаниях автозаводы использовали стандартные таблички, а для транзита выписывали бумажные знаки.
Черные и желтые. 1959–1982 годы
Дипломатические номера стали инверсными, то есть белыми, а литера «Д» сменилась латинской «D». Такие номер выдавались сотрудникам диппредставительств, а журналистам полагались таблички с буквой «K», торговым представителям – с буквой «М», причем в номерах последних также фигурировал двузначный код страны. В то же время появились номера с надписями «проба», «полигон», «спорт» и «милиция». Наконец, стандарт 1959 г. ввел выездные номера, в которых использовались буквы, совпадающие с латинскими.
Белые, желтые и красные. 1982–1993 годы
Военные номера остались прежними – черными. Существовал формат, аналогичный гражданскому в черном цвете, но до перехода на российские номера таких табличек было выдано немного. Номера нерезидентов стали цветными: красными с белыми символами – у сотрудников дипмиссий, желтыми с черными символами – у других иностранных граждан. Формат табличек не отличался: латинская буква и четыре цифры, которые кодировали страну или код региона регистрации, а также статус сотрудника посольства, либо указание на машину, предназначенную для экспорта из страны.
Российские номера
Иные цветовые решения применяются для автомобилей МВД (синий), сотрудников диппредставительств (красный), военных (черный), причем все они сделаны в схожем с обычными знаками стиле, но могут отличаться расположением и количеством букв и цифр. Вплоть до 2002 г. существовала линейка желтых номерных знаков для иностранных граждан, на которых буквой обозначался статус нерезидента. Сегодня желтые номера в формате «две буквы – три цифры» используются для такси и пассажирских автобусов.
Автомобилям, временно снятым с учета, ранее выдавались бумажные прямоугольные знаки с белым фоном и желтым полем региона, а также бумажные транзитные знаки для внутренней установки. А на машины, окончательно выезжающие за границу, ставили алюминиевые таблички с крупной буквой «Т». С октября 2013 г. автовладельцы получили право сохранить номерные знаки при смене машины, а транзитные номера были отменены кроме случаев вывоза автомобиля за границу. Кроме того, стало возможным провести регистрационные действия в любом отделении ГИБДД на территории страны, что лишило смысла использование кода региона.
До 2007 г. существовали также так называемые федеральные номерные знаки с флагом РФ вместо кода региона, которые выдавались высокопоставленным госслужащим и руководителя госкомпаний, и которые фактически являлись привилегированными. На смену таким табличкам по сути пришли традиционные знаки особых серий.
Что можно было прочитать по советским автомобильным номерам?
Многое: от географии владельца машины до его социального статуса.
Регистрационные таблички в СССР меняли несколько раз. Дольше всего продержались черные номера стандарта 1959 года (три буквы и четыре цифры, на прицепах – две литеры), которые постепенно стали вытесняться новыми белыми знаками, введенными в оборот перед Олимпиадой-80.
Справочников по автомобильным номерам в Советском Союзе не было, но самые внимательные и заинтересованные граждане могли прочитать по табличкам много интересного. Скажем, государственные и частные машины имели разные серии. Поэтому сотрудники ГАИ, да и иные милиционеры, лишь бросив беглый взгляд на транспорт, точно знали, кто перед ними.
Например, столичные серии МОК, МОГ и МОМ были служебными, а МОП и МОТ – частными. Отдельные номера в Москве полагались рейсовым автобусам. Все такси имели таблички ММТ, ММЛ, а потом и МММ. Причем по литерам знаков служебных автомобилей часто довольно точно определялось, к насколько серьезному ведомству приписан транспорт. Так, у здания ЦК КПСС на Новой площади (забора, кстати, возле него тогда не было) и иных руководящих организаций стояли, в основном, машины с буквами МОС, а позднее – и МАС.
В 1980 году различие между частными и государственными номерами стало еще более четким. У первых спереди перед четырьмя цифрами отныне стояла одна буква, а после еще две (скажем, Р07-73МО), у вторых все осталось по-прежнему – например, 24-25 ММТ. Любопытно, что по сочетанию начальной цифры и литер знака московского такси можно было определить принадлежность машины к определенному гаражу: тройка плюс ММТ – 3-й таксопарк, а с ММЛ – уже 13-й.
По советским номерам интересно было изучать и географию огромной страны. Первые две буквы (у частников после 1980-го – последние две) указывали на город (если он крупный), область или даже небольшую союзную республику. Но рост автопарка обусловил появление все более хитрых, известных только знатокам сочетаний. Понятно, что МО – Москва, ЭС – Эстония, ГР – Грузия, а ЛА – Латвия. Но в столице позднее стали выдавать знаки серий МК, МН и даже МТ. В Эстонии – ЕА, в Латвии – ЛТ, в Грузии – ГА. Случались ребусы и посложнее: Ленинградская область обозначалась ЛО, а Московская – ЮА, потом ЮБ и ЮВ. Ну, а в Краснодарском крае и вовсе получали таблички с литерами ЦП!
Куда логичнее, кстати, выглядели номера иностранцев, длительно проживавших в СССР. С 1959-го они получали белые номера с буквами D – дипкорпус, М – торговля и К – пресса (корреспондент). Первые две из пяти цифр указывали страну: 01 – Великобритания, 02 – ФРГ и так далее. Таблички серии ТУР ставили на машины, которые зарубежные граждане брали в СССР в прокат. С 1980-го гостям страны стали выдавать красные регистрационные знаки с белыми цифрами (дипломаты) или желтые с черными цифрами (все остальные).
Интересно, что социальный статус руководителя некоего ведомства и даже частного гражданина можно было без труда определить по количеству первых нулей на знаках. Так, начальника Мосавтолегтранса (организации подчинялись все московские такси) возили на «Волге» 00-01 ММТ.
Что касается частников, то трех нулей хватало, разумеется, мало кому. Зато в столице все знали «Волги» Юрия Никулина (00-13) или хоккеиста Валерия Харламова (00-17) – под номером 17 спортсмен выступал в сборной СССР. У вратаря команды – Владислава Третьяка – была «Волга» 00-52, у режиссера Ивана Дыховичного на спортивном Fiat Dino стояли таблички 00-69. При дефиците нулей ценились и заметные сочетания вроде 33-33 на Volvo Юрия Антонова. Так что традиция «красивых номеров» у нас в стране давняя и, возможно, вечная…
Из истории регистрационных номерных знаков
Со стремительным развитием моторостроения и появлением компаний, производящих самоходные повозки и другие механизированные средства передвижения, остро встал вопрос учета и идентификации транспорта, количество которого на улицах городов увеличивалось не по дням, а по часам. Более того, с середины XIX века уже существовали правила и обязательные условия для владельцев гужевых повозок на право оказывать услуги по перевозкам пассажиров. Но самым главным условием для каждого извозчика уже в то время был регистрационный номер, который выдавался сроком на один год и то, только после уплаты владельцем пошлины. Каких либо стандартов, размеров или особых требований к месту установки номеров ещё не существовало.
В молодой стране Советов первая попытка упорядочивания автомобильных номеров была предпринята 13 июня 1920 года. В этот день был опубликован декрет «О номерных знаках», регламентировавший установку переднего номерного знака на левом крыле автомобиля, а задний — на кузове или особой стойке не выше аршина (71 см) от земли. Спустя семь лет были введены в действие «Правила всесоюзного учёта автомобилей и мотоциклов», в которых были четко прописаны размеры знака, его форма, цвет, высота и толщина цифр и символов. Впоследствии форматы и внешний вид номеров неоднократно менялись, мы же остановимся на периоде, когда ЛАЗ стал выпускать свою первую продукцию, т.е. наибольший интерес для нас представляют номера автомобилей после реформы по смене формата регистрационных знаков 1959 года.
Расшифровка буквенных индексов по областям и регионам
В таблице ниже приведен исчерпывающий перечень буквенных индексов, применявшихся в СССР на автомобильных знаках. Внимание! В таблице не представлены индексы номерных знаков образца 1980 года (ГОСТ 3207-77). Многие буквосочетания, откровенно оскорбительные и даже сомнительно звучащие, рубились цензурой, а в официальных документах в качестве причины недопуска указывалось — «ввиду неблагозвучия».
Заметили неточность, возникло желание дополнить или исправить данные в таблице? — Укажите это в комментариях. Воспользовавшись нашим сервисом, вы можете создать автомобильный номер СССР с использованием приведенных в таблице индексов региона.
ГОСТы на номерные знаки СССР
Ниже представлена таблица ГОСТов на регистрационные номерные знаки, действовавших в СССР за всю историю его существования. Зачастую, изменения, которые готовились для владельцев авто, загодя публиковались в популярных журналах автотематики. К примеру, в заметке «Новые номерные знаки» [41] журнала «За рулем», рассказывалось о ГОСТ 3207-77, который вступил в силу лишь два года спустя.
ГОСТ № | Дата введения | Название документа |
ГОСТ 3207-36 | 1936 | |
ГОСТ 3207-46 | 15.07.1946 | «Знаки номерные для автомобилей, тягачей, транспортных тракторов, прицепов и мотоциклов. Технические условия» |
ГОСТ 3207-58 | 1959 | «Знаки номерные для дорожных транспортных машин» |
ГОСТ 3207-65 | 01.08.1966 | «Знаки номерные для транспортных средств и тракторов» |
ГОСТ 3207-77 | 01.01.1980 | «Знаки номерные для транспортных средств. Типы и основные размеры. Расположение. Технические требования». Утратил силу 01.01.1994. |
В рамках тематики сайта, нас интересуют регистрационные номерные знаки, которые устанавливались на ранние, эталонные, выставочные или опытные модели автобусов ЛАЗ. Один из таких примеров — фото второго опытного автобуса ЛАЗ-695М с номером 77-20 проба. Обращаемся к нашим посетителям с просьбой: если вы располагаете фотографиями ЛАЗов с подобными номерами, просьба отправлять их на наши e-mail. Этим вы окажете значительную помощь в развитии проекта.
Еще один образчик номерного знака крайне редкой серии — «ТУР«. Предназначалась она исключительно для автотранспорта, сдаваемого напрокат иностранным туристам. Примерное время ввода в обиход — середина 60-х, просуществовали до 1981 года, после чего были заменены на серию «Н». Выпускались как с черным, так и с белым фоном. На фото запечатлён туристический автобус ЛАЗ в Праге в 1963 году с номерным знаком 61-79 тур. На этом же фото можно заметить знак «SU» — на таких овальных наклейках указывались автомобильные коды стран участниц Конвенции о международном передвижении автомобилей (первая была подписана ещё в 1910 году). Знак был обязателен при поездке за рубеж.
Индекс автомобильных номеров СССР
Регистрационные номерные знаки СССР — номерной знак, применявшийся для регистрации автотранспорта на территории СССР.
Содержание
История
Фактически, история автомобильных номеров СССР ведёт своё начало с 1931 года, когда были введены первые советские номера единого стандарта. Автомобильные номера в СССР (и даже в Российской империи) существовали и до 1931 года, однако они не были едиными и разнились от города к городу.
1931 – 1958 года
В течение 1930-х годов формат номера несколько раз менялся.
Формат первого советского номера, введённого в 1931 году, был «буква – две цифры – две цифры» чёрными буквами на белом фоне. Просуществовал такой формат недолго, и в 1934 году был заменён форматом «цифра – две цифры – две цифры», под которыми словами писалось название региона приписки, называемого в то время «Дортрансом», всего таких Дортрансов было 45. К слову сказать, формат номеров был нестрогим, то есть количество цифр не обязательно должно равняться пяти, а название региона могло писаться сокращённо (что применялось, например, для выдачи номерных знаков мотоциклам). В этом же году появились номера, где вместо региона прописки стояла надпись «транзит» или «проба». Эти номера были оформлены в обычной в общегражданской цветовой гамме, но встречались «пробные» номера в инверсной гамме. В дальнейшем транзитные номера обычно совпадали по формату с квадратным типоразмером общегражданского номера с точностью до надписи «транзит».
Через 2 года, в 1936 году, формат номеров снова сменился: теперь в начале номера писался двухбуквенный индекс региона приписки, за которыми следовали две пары цифр, разделённые дефисом. Была инвертирована и цветовая гамма номера: номер стал печататься белыми буквами на чёрном фоне. Тогда же появились 2 типоразмера номеров: линейный — для установки спереди, и квадратный — для установки сзади транспортного средства; такое разделение типоразмеров просуществовало вплоть до 1994 года (см. далее).
1959 – 1980 года
В 1959 году прошла очередная реформа по смене формата регистрационных знаков автомобилей в Советском Союзе. Теперь номер стал иметь формат «две цифры – две цифры три буквы», где буквами кодировался регион приписки автомобиля; цветовая гамма номера вновь была выбрана «чёрный фон, белые символы». Кроме того, были введены номера для тракторов и тракторных прицепов — до этого трактора регистрировались мотоциклетными номерами и в добровольном порядке, а тракторные прицепы не подлежали регистрации. Военные номера отличались от гражданских наличием лишь двух букв на конце номерного знака, а прицепы и трактора дополнительно имели к «военному» стандарту слово «прицеп» (автомобильный) или «пр-п» (тракторный) и «тр-р» соответственно. Изначально тракторным номерам оставили цветовую гамму номеров образца 1946 года, но позже привели её к общегражданской; цветовая гамма тракторных прицепов оставались в цветовой гамме 1946 года вплоть до введения номеров образца 1980 года.
1980 – 1991 года
В 1980 году, в преддверие московских Олимпийских игр, была проведена очередная реформа формата номеров. Цветовая гамма снова была инвертирована – теперь номера стали писаться чёрными символами на белом фоне, появились два основных формата номеров: для частных автотранспортных средств и для государственных машин. Формат частных номеров – «буква две цифры две цифры две буквы», государственных – «две цифры две цифры три буквы». Две или три буквы в конце номера обозначали регион приписки автотранспорта, размер букв такой же, как у цифр; первая буква в частных номерах имела меньший размер и могла быть практически любой буквой русского алфавита. В качестве заднего номерного знака грузовых автомобилей, автобусов а также мотоциклов применялся квадратный вариант «государственного стандарта», номера частного стандарта имели только линейное исполнение.
Как и раньше, были оставлены особые номера для автотранспорта вооружённых сил, представителей дипмиссий, прицепов и тракторов, а также были добавлены особые номерные знаки для автотранспорта, зарегистрированного иностранными гражданами или подлежащего вывозу за пределы СССР. Формат «военных» номеров остался неизменным с 1959 года, таким образом, номера автотранспорта, принадлежащего вооружённым силам СССР, стали резко выделяться на общем фоне. Формат номеров прицепов и тракторов изменился: цветовая гамма была приведена к общегражданскому виду, форма – квадрат с обрезанными нижними (автоприцепы, трактора) или верхними (прицепы спецтехники) углами, формат – «две цифры две цифры две буквы» для обрезанных снизу и «две буквы две цифры две цифры» для обрезанных сверху. Формат номеров представителей дипломатических миссий также претерпел изменения — теперь номер рисовался белыми буквами на красном фоне в форматах «D три цифры три цифры» для сотрудников представительства, обладающих дипломатическим статусом, «Т три цифры три цифры» для административно-технического персонала диппредставительств, «три цифры CMD цифра» — для автомобилей, принадлежащих лично консулу или послу; первые три цифры – условный номер страны дипмиссии.
Номера «иностранных граждан» выполнялись чёрными символами на светло-оранжевом фоне в формате «буква три цифры три цифры», где буква означала следующее: Н — машина иностранного гражданина, К — машина иностранного корреспондента, М — машина торгового представителя, Р — машина предназначена для экспорта из СССР.
После ввода в действие номеров данного стандарта не требовалось отказываться от номеров предыдущего стандарта.
Дальнейшая история
В 1991 году Советский Союз распался на 15 (а фактически – 19) независимых государств. Каждая страна начала разрабатывать собственные форматы автомобильных номеров, однако в переходный период на территориях некоторых бывших советских республик применялись номера советского образца с «национальным колоритом». Например, на Украине в номерах начала присутствовать буква «I», а в Латышской республике и вовсе кириллические буквы были заменены латиницей.
В Российской Федерации замена номерных знаков советского образца на номерные знаки стандарта России началась с 1994 года, при этом не требовалось в обязательном порядке менять регистрационный знак СССР на новый российский номерной знак. Таким образом, на территории РФ на автомашинах по сей день можно встретить номера образца 1980 года, а иногда — и 1959 года.
Индекс региона регистрации
Расшифровка буквенных индексов, применявшихся в СССР и на постсоветском пространстве, на автомобильных номерных знаках частных автомашин образца 1980 года (ГОСТ 3207-77). Буквенные индексы выделенные курсивом применялись только на номерных знаках образца 1980 года:
Индекс ГАИ | Субъект | Республика |
---|---|---|
АБ | Алтайский край, 2 серия | Российская СФСР |
АВ | серия для выезда за границу | все республики |
АГ | Азербайджанская ССР, 2 серия | Азербайджанская ССР |
АД | Армянская ССР, 2 серия | Армянская ССР |
АЕ | серия для выезда за границу | все республики |
АЖ | Азербайджанская ССР, 3 серия | Азербайджанская ССР |
АЗ | Азербайджанская ССР, 1 серия | Азербайджанская ССР |
АИ | Абхазская АССР | Грузинская ССР |
АК | Целиноградская область (Акмолинская область) | Казахская ССР |
АЛ | Алтайский край, 1 серия | Российская СФСР |
АМ | Амурская область | Российская СФСР |
АН | Андижанская область | Узбекская ССР |
АП | Алма-Атинская область | Казахская ССР |
АР | Армянская ССР, 1 серия | Армянская ССР |
АС | Астраханская область | Российская СФСР |
АТ | Алма-Ата | Казахская ССР |
АФ | Адыгея | Российская СФСР |
АХ | Архангельская область | Российская СФСР |
АШ | Ашхабадская область | Туркменская ССР |
АЮ | Актюбинская область | Казахская ССР |
БА | Башкирская АССР, 1 серия. | Российская СФСР |
ББ | Башкирская АССР, 3 серия. | Российская СФСР |
БЕ | Белгородская область | Российская СФСР |
БИ | Бишкек | Киргизская ССР |
БН | Брестская область | Белорусская ССР |
БР | Брянская область | Российская СФСР |
БУ | Бурятская АССР | Российская СФСР |
БХ | Бухарская область | Узбекская ССР |
БШ | Башкирская АССР, 2 серия. | Российская СФСР |
ВА | Восточно-Казахстанская область | Казахская ССР |
ВВ | Воронежская область, 1 серия. | Российская СФСР |
ВГ | Ворошиловградская область, 2 серия | Украинская ССР |
ВД | Волгоградская область, 2 серия | Российская СФСР |
ВЕ | серия для выезда за границу | Украинская ССР |
ВЖ | Воронежская область, 2 серия. | Российская СФСР |
ВИ | Винницкая область | Украинская ССР |
ВК | Восточно-Казахстанская область | Казахская ССР |
ВЛ | Владимирская область | Российская СФСР |
ВМ | серия для выезда за границу | все республики |
ВН | Волынская область | Украинская ССР |
ВО | Вологодская область | Российская СФСР |
ВР | Воронежская область, 3 серия. | Российская СФСР |
ВС | серия для выезда за границу | все республики |
ВТ | Витебская область | Белорусская ССР |
ВХ | Волгоградская область, 3 серия. | Российская СФСР |
ГА | Грузинская ССР | Грузинская ССР |
ГБ | Горно-Бадахшанская область | Таджикская ССР |
ГВ | Горьковская область (Нижегородская область), 2 серия. | Российская СФСР |
ГГ | Грузинская ССР | Грузинская ССР |
ГК | Гродненская область | Белорусская ССР |
ГЛ | Горный Алтай, юр. лица | Российская СФСР |
ГО | Горьковская область (Нижегородская область), 1 серия. | Российская СФСР |
ГР | Грузинская ССР | Грузинская ССР |
ГС | Гомельская область | Белорусская ССР |
ГУ | Гурьевская область, 1 серия | Казахская ССР |
ГТ | Гурьевская область, 2 серия | Казахская ССР |
ГЯ | Горный Алтай, физ. лица | Российская СФСР |
ДА | Дагестанская АССР | Российская СФСР |
ДБ | Душанбинская область | Таджикская ССР |
ДД | Джизакская область | Узбекская ССР |
ДЖ | Джамбулская область | Казахская ССР |
ДК | Джезказганская область | Казахская ССР |
ДН | Днепропетровская область, 2 серия. | Украинская ССР |
ДО | Донецкая область, 2 серия. | Украинская ССР |
ДП | Днепропетровская область, 1 серия. | Украинская ССР |
ДР | Львовская область (Дрогобычская область), 1 серия. | Украинская ССР |
ЕА | Эстонская ССР, 2 серия. | Эстонская ССР |
ЕЕ | серия для выезда за границу | все республики |
ЕС | Санкт-Петербург, 3 серия. | Российская СФСР |
ЖА | Джалал-Абадская область, 1 серия | Киргизская ССР |
ЖИ | Житомирская область, 1 серия | Украинская ССР |
ЖЖ | Житомирская область, 2 серия | Украинская ССР |
ЖБ | Житомирская область, 3 серия | Украинская ССР |
ЗА | Закарпатская область | Украинская ССР |
ЗК | Западно-Казахстанская область | Казахская ССР |
ЗН | Запорожская область, 3 серия. | Украинская ССР |
ЗП | Запорожская область, 1 серия. | Украинская ССР |
ЗР | Запорожская область, 2 серия. | Украинская ССР |
ИВ | Ивановская область | Российская СФСР |
ИК | Иссык-Кульская область | Киргизская ССР |
ИР | Иркутская область, 1 серия. | Российская СФСР |
ИС | Иркутская область, 2 серия. | Российская СФСР |
ИФ | Ивано-Франковская область, 2 серия. | Украинская ССР |
КА | Калининская область (Тверская область) | Российская СФСР |
КБ | Кабардино-Балкарская АССР | Российская СФСР |
КВ | Кировская область | Российская СФСР |
КГ | Карагандинская область | Казахская ССР |
КД | Кировоградская область | Украинская ССР |
КЕ | Кемеровская область, 1 серия. | Российская СФСР |
КЖ | Калужская область | Российская СФСР |
КЗ | Кзыл-Ординская область | Казахская ССР |
КИ | Киев, 1 серия. | Украинская ССР |
КК | Краснодарский край, 1 серия. | Российская СФСР |
КЛ | Калининградская область, 1 серия. | Российская СФСР |
КМ | Коми АССР | Российская СФСР |
КН | Курганская область | Российская СФСР |
КО | Костромская область | Российская СФСР |
КП | Каракалпакская АССР | Узбекская ССР |
КР | Крымская область, 1 серия. | Украинская ССР |
КС | Карельская АССР | Российская СФСР |
КТ | Кокчетавская область | Казахская ССР |
КУ | Курская область | Российская СФСР |
КФ | Кашкадарьинская область | Узбекская ССР |
КХ | Киевская область | Украинская ССР |
КЦ | Калмыцкая АССР | Российская СФСР |
КЧ | Камчатская область | Российская СФСР |
КШ | Куйбышевская область (Самарская область), 1 серия. | Российская СФСР |
КЩ | Кустанайская область, 1 серия | Казахская ССР |
КЭ | Красноярский край, 2 серия. | Российская СФСР |
КЮ | Кулябская область | Таджикская ССР |
КЯ | Красноярский край, 1 серия. | Российская СФСР |
ЛА | Латвийская ССР, 1 серия. | Латвийская ССР |
ЛБ | Ленинабадская область | Таджикская ССР |
ЛВ | Львовская область, 2 серия. | Украинская ССР |
ЛГ | Ленинградская область, 2 серия. | Российская СФСР |
ЛД | Ленинград, 2 серия. | Российская СФСР |
ЛЕ | Ленинград, 1 серия. | Российская СФСР |
ЛИ | Литовская ССР, 1 серия. | Литовская ССР |
ЛК | Литовская ССР, 3 серия. | Литовская ССР |
ЛЛ | Литовская ССР, 2 серия. | Литовская ССР |
ЛО | Ленинградская область, 1 серия | Российская СФСР |
ЛП | Липецкая область | Российская СФСР |
ЛТ | Латвийская ССР, 2 серия. | Латвийская ССР |
ЛУ | Ворошиловградская область (Луганская область), 1 серия. | Украинская ССР |
МА | Магаданская область (но МАС — Москва) | Российская СФСР |
МБ | Минская область | Белорусская ССР |
МВ | Молдавская ССР, 2 серия. | Молдавская ССР |
МГ | Могилёвская область | Белорусская ССР |
МД | Молдавская ССР, 1 серия. | Молдавская ССР |
МВ | Молдавская ССР, 2 серия. | Молдавская ССР |
МЕ | Московская область, 2 серия. | Российская СФСР |
МЖ | Московская область, 1 серия. | Российская СФСР |
МЗ | Московская область, 3 серия. | Российская СФСР |
МИ | Минск | Белорусская ССР |
МК | Москва, 2 серия | Российская СФСР |
МЛ | Молодечненская область | Белорусская ССР |
МЛ | Московская область, 4 серия | Российская СФСР |
ММ | Москва, 3 серия | Российская СФСР |
МН | Москва, 4 серия | Российская СФСР |
МО | Москва, 1 серия | Российская СФСР |
МП | Приднестровье | Молдавская ССР |
МР | Мордовская АССР | Российская СФСР |
МС | Марийская АССР | Российская СФСР |
МТ | Москва, 5 серия | Российская СФСР |
МУ | Мурманская область | Российская СФСР |
МХ | Марыйская область | Туркменская ССР |
МШ | Мангышлакская область | Казахская ССР |
МЯ | Крымская область | Украинская ССР |
НА | Наманганская область | Узбекская ССР |
НБ | Новосибирская область, 2 серия. | Российская СФСР |
НВ | Навоийская область | Узбекская ССР |
НЖ | Кустанайская область, 2 серия | Казахская ССР |
НИ | Николаевская область | Украинская ССР |
НК | Нагорный Карабах | Азербайджанская ССР |
НН | Нижегородская область, 3 серия | Российская СФСР |
НО | Новгородская область | Российская СФСР |
НР | Нарынская область | Киргизская ССР |
НС | Новосибирская область, 1 серия. | Российская СФСР |
НТ | Красноводская область | Туркменская ССР |
ОА | Оренбургская область, 3 серия. | Российская СФСР |
ОБ | Оренбургская область, 1 серия. | Российская СФСР |
ОГ | Оренбургская область, 2 серия. | Российская СФСР |
ОД | Одесская область, 1 серия. | Украинская ССР |
ОЕ | Одесская область, 2 серия. | Украинская ССР |
ОМ | Омская область | Российская СФСР |
ОО | серия «Совтрансавто» | все регионы |
ОР | Орловская область | Российская СФСР |
ОШ | Ошская область | Киргизская ССР |
ПА | Павлодарская область | Казахская ССР |
ПЕ | Пензенская область | Российская СФСР |
ПК | Приморский край, 2 серия. | Российская СФСР |
ПМ | Пермская область, 1 серия. | Российская СФСР |
ПО | Полтавская область | Украинская ССР |
ПР | Приморский край, 1 серия. | Российская СФСР |
ПС | Псковская область | Российская СФСР |
ПТ | Пермская область, 2 серия. | Российская СФСР |
РА | Ростовская область, 4 серия. | Российская СФСР |
РВ | Ровенская область | Украинская ССР |
РД | Ростовская область, 2 серия. | Российская СФСР |
РО | Ростовская область, 1 серия. | Российская СФСР |
РП | Ростовская область, 3 серия. | Российская СФСР |
РР | серия «Совтрансавто» | все регионы |
РТ | серия «Совтрансавто» | все регионы |
РЯ | Рязанская область | Российская СФСР |
СА | Саратовская область, 1 серия. | Российская СФСР |
СБ | Сталинабадская область (Душанбинская) | Таджикская ССР |
СБ | Самарская область, 3 серия. | Российская СФСР |
СВ | Свердловская область, 1 серия. | Российская СФСР |
СГ | Волгоградская область (Сталинградская область), 1 серия. | Российская СФСР |
СД | Сурхандарьинская область | Узбекская ССР |
СЕ | Северо-Осетинская АССР | Российская СФСР |
СЖ | Саратовская область, 2 серия. | Российская СФСР |
СИ | Сырдарьинская область | Узбекская ССР |
СК | Северо-Казахстанская область | Казахская ССР |
СЛ | Донецкая область (Сталинская область), 1 серия. | Украинская ССР |
СМ | Смоленская область | Российская СФСР |
СН | Самаркандская область | Узбекская ССР |
СО | Сочи | Российская СФСР |
СП | Семипалатинская область | Казахская ССР |
СР | серия «Совтрансавто» | все регионы |
СР | Санкт-Петербург | Российская СФСР |
СС | Ставропольский край, 2 серия. | Российская СФСР |
СТ | Ставропольский край, 1 серия. | Российская СФСР |
СУ | Сумская область | Украинская ССР |
СФ | Свердловская область, 2 серия. | Российская СФСР |
СХ | Сахалинская область | Российская СФСР |
СЯ | Ивано-Франковская область (Станиславская область), 1 серия. | Украинская ССР |
ТА | Тамбовская область | Российская СФСР |
ТБ | Татарская АССР, 2 серия. | Российская СФСР |
ТВ | Тувинская АССР | Российская СФСР |
ТГ | Тургайская область | Казахская ССР |
ТД | Курган-Тюбинская область | Таджикская ССР |
ТЕ | Тернопольская область | Украинская ССР |
ТЗ | Ташаузская область | Туркменская ССР |
ТК | Талды-Курганская область | Казахская ССР |
ТЛ | Тульская область, 2 серия. | Российская СФСР |
ТМ | Тюменская область, 2 серия. | Российская СФСР |
ТН | Ташкент, 1 серия. | Узбекская ССР |
ТО | Томская область | Российская СФСР |
ТР | Туркменская ССР | Туркменская ССР |
ТТ | Татарская АССР, 1 серия. | Российская СФСР |
ТУ | Тульская область, 1 серия. | Российская СФСР |
ТФ | Таласская область | Киргизская ССР |
ТШ | Ташкентская область | Узбекская ССР |
ТЮ | Тюменская область, 1 серия. | Российская СФСР |
ТЯ | Тянь-Шаньская область | Киргизская ССР |
УД | Удмуртская АССР | Российская СФСР |
УК | Куйбышевская область (Самарская область), 2 серия. | Российская СФСР |
УЛ | Ульяновская область | Российская СФСР |
УT | Уральская область | Казахская ССР |
ФЕ | Ферганская область | Узбекская ССР |
ФИ | Фрунзенская область | Киргизская ССР |
ХА | Харьковская область, 1 серия. | Украинская ССР |
ХБ | Хабаровский край | Российская СФСР |
ХГ | Хакасия | Российская СФСР |
ХЗ | Хорезмская область | Узбекская ССР |
ХК | Харьковская область, 2 серия. | Украинская ССР |
ХМ | Хмельницкая область | Украинская ССР |
ХО | Херсонская область | Украинская ССР |
ХТ | Киев, 2 серия. | Украинская ССР |
ЦВ | Краснодарский край, 3 серия. | Российская СФСР |
ЦЛ | Целиноградская область | Казахская ССР |
ЦП | Краснодарский край, 2 серия. | Российская СФСР |
ЦС | Крымская область, 2 серия. | Украинская ССР |
ЦХ | Кемеровская область, 2 серия. | Российская СФСР |
ЧА | Чукотский АО | Российская СФСР |
ЧБ | Челябинская область, 2 серия. | Российская СФСР |
ЧВ | Черновицкая область | Украинская ССР |
ЧД | Челябинская область, 3 серия. | Российская СФСР |
ЧЕ | Челябинская область, 1 серия. | Российская СФСР |
ЧИ | Чечено-Ингушская АССР | Российская СФСР |
ЧК | Черкасская область | Украинская ССР |
ЧМ | Чимкентская область | Казахская ССР |
ЧН | Черниговская область | Украинская ССР |
ЧП | Карачаево-Черкесия | Российская СФСР |
ЧР | Чарджоуская область | Туркменская ССР |
ЧС | Чуйская область | Киргизская ССР |
ЧТ | Читинская область | Российская СФСР |
ЧУ | Чувашская АССР | Российская СФСР |
ША | Гурьевская область, 1 серия | Казахская ССР |
ЭС | Эстонская ССР, 1 серия. | Эстонская ССР |
ЮА | Московская область | Российская СФСР |
ЮБ | Московская область | Российская СФСР |
ЮВ | Московская область | Российская СФСР |
ЮГ | Московская область | Российская СФСР |
ЮК | Южно-Казахстанская область (Чимкентская область) | Казахская ССР |
ЮМ | Московская область | Российская СФСР |
ЮО | Южная Осетия | Грузинская ССР |
ЯК | Якутская АССР | Российская СФСР |
ЯР | Ярославская область | Российская СФСР |
Интересные факты
См. также
Ссылки
Индексы автомобильных номеров Европы | |
---|---|
Австрия | Азербайджан | Албания | Андорра | Армения | Беларусь | Бельгия | Болгария | Босния и Герцеговина | Великобритания | Венгрия | Германия | Греция | Грузия | Дания | Ирландия | Исландия | Испания | Италия | Казахстан | Кипр | Латвия | Литва | Лихтенштейн | Люксембург | Македония | Мальта | Молдавия | Монако | Нидерланды | Норвегия | Польша | Португалия | Россия | Румыния | Сан-Марино | Сербия | Словакия | Словения | Турция | Украина | Финляндия | Франция | Хорватия | Черногория | Чехия | Швейцария | Швеция | Эстония | |
Зависимые территории: | Акротири и Декелия | Аландские острова | Гернси | Гибралтар | Джерси | Остров Мэн | Фарерские острова | Шпицберген | Ян-Майен |
Непризнанные и частично признанные государства: | Абхазия | Косово | Нагорно-Карабахская Республика | Приднестровье | Турецкая Республика Северного Кипра | Южная Осетия |
Бывшие государства: | ГДР | СССР | Чехословакия | Югославия |
Страны Азии: Индексы автомобильных номеров Азии | |
---|---|