армянские номера в 2021 году
Можно ли ездить на авто с армянскими номерами в России 2021 года
С 1 июля во многих регионах страны сотрудники ДПС стали останавливать автомобили с армянскими номерами и выписывать им штрафы. При этом большинство автомобилистов не знают об изменениях в законодательстве, которые стали причиной того, что машины, которые зарегистрированы на гражданин России в Армении, стали вне закона. С каждым днем количество оштрафованных становится все больше, поэтому тем, кто ездит на таких автомобилях, нужно детально разобраться в ситуации.
Почему машины регистрировали в Армении?
Множество россиян ездили за авто в Армению по причине очень низких цен. Дело в том, что в этой стране тарифы растаможки в разы меньше, чем в России, поэтому цена машин получалась намного ниже. А если снимать транспорт с армянского учета и ставить на учет в РФ, нужно было платить установленный таможенный сбор, который в среднем больше, чем стоимость машины, в 2-3 раза.
Так как Армения является членом Евразийского экономического союза, до этого года таможенные органы не запрещали гражданам РФ регистрировать транспортные средства на территории соседнего государства. Согласно действующему в ЕАЭС принципу свободного перемещения по территории стран-участниц такой вариант был возможен и многие воспользовались им, чтобы сэкономить деньги и купить понравившуюся модель авто намного дешевле, чем в России.
На территории страны на данный момент свыше 300 000 авто с армянскими номерами.
Что изменилось?
С этого года в РФ начали действовать новые нормы законодательства, касающиеся регистрации транспортных средств. Согласно им, если гражданин России постоянно проживает на территории страны, принадлежащий ему автомобиль должен быть зарегистрирован по месту жительства. Причем сделать это нужно в течение 10 суток с момента въезда машины на территорию. Норма не касается только авто, участвующих в международном движении.
В то же время, если авто принадлежит россиянину, он имеет право передвигаться на нем по стране до 1 года с момента выезда из Армении. После этого нужно обязательно поставить машину на учет либо выехать на территорию соседней страны. Что касается взысканий за нарушение, на сегодня они такие:
По сути, если гражданин России является владельцем машины, он обязан поставить ее на учет на территории страны. В этом случае не действует правило 1 года, кроме вариантов, когда человек постоянно проживает на территории другого государства.
Что делать тем, кто ездит по доверенности
Этот вариант также достаточно популярен. Многие россияне не переоформляли машину, а брали доверенность на себя либо на близкого родственника. По юридическим нормам транспорт не принадлежит человеку, поэтому налагать на него взыскание за нарушение правил регистрации нельзя. Но тут также есть некоторые ограничения, за нарушение которых можно получить штраф.
Главный аспект – время пребывания на территории страны. Использовать машину с доверенностью можно без каких-либо ограничений в течение года. После этого инспекторы ДПС могут оштрафовать водителя за нарушение сроков. Опять же, дату въезда они могут уточнить только по запросу, что затягивает разбирательство.
Самое простое решение в такой ситуации – раз в год пересекать армянскую границу и возвращаться назад. Это позволит избежать проблем и на законном основании передвигаться по России.
Что грозит владельцам машин с армянскими номерами
Прежде всего они будут постоянно получать штрафы в 5 000 рублей, что очень накладно. В настоящее время машины с госномерами Армении и других стран-участниц ЕАЭС активно останавливают и штрафуют лишь в нескольких регионах. Но есть все предпосылки, что это начнется на всей территории России и приобретет массовый характер.
Представители власти требуют поставить такие авто на учет в установленном порядке, но на это нужно потратить суммы, которые в несколько раз превышают цену самой машины. Кроме того, требуется уплатить и транспортный сбор за годы езды на армянских номерах, что еще больше увеличивает сумму.
Вывезти машину в Армению и продать ее там – тоже не вариант. Там просто огромное количество авто в продаже, а из-за изменений в законе и наплыва российского транспорта цены упали настолько, что в лучшем случае можно вернуть около половины того, что было потрачено.
Автовладельцы создали петицию, адресованную В.В. Путину, с просьбой обратить внимание на сложившуюся ситуацию и найти вариант решения проблемы, который устроит всех. В ней предлагается разработать систему льготной постановки на учет машин, которые были ввезены ранее без нарушения закона, ведь до этого года таможенные органы разрешали пользоваться таким транспортом без каких-либо ограничений.
Владельцы авто с армянскими номерами призывают всех подписать петицию, чтобы решить проблему цивилизованно. На данный момент единственным вариантом для является владение по доверенности и ежегодное пересечение границы, чтобы срок пребывания в стране составлял меньше года. Во всех других случаях инспекторы ДПС имеют право выписать штраф.
Для авто с армянскими номерами обещают упрощенную растаможку. А как это работает в соседних странах?
Проблема использования нерастаможенных автомобилей коснулась многих водителей – только на армянских номерах в России передвигается более 300 тысяч авто. Депутаты предлагают ввести для них особые условия растаможки, но насколько это реально? И как эту проблему решили другие страны?
Почему армянские номера – это проблема
Российский авторынок чувствует себя относительно неплохо – например, в прошлом году было продано почти 1,7 миллиона новых автомобилей, а продажи подержанных авто достигают 300-400 тысяч каждый месяц. Но есть один достаточно узкий сегмент рынка, который столкнулся с проблемами – это те автовладельцы, которые решили сэкономить и купить авто на иностранных номерах без растаможки на территории России.
И если машины с номерами частично признанной Южной Осетии распространены преимущественно на юге России, то авто с номерами Республики Армения можно встретить едва ли не по всей России. Конечно, речь идет не об армянском автопроме – суть схемы в том, что растаможка подержанного авто в Армении долгое время обходилась намного дешевле, чем в России.
Особенно привлекательной схема была из-за того, что с 2014 года Армения входит в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вместе с Россией и еще 3 странами, и внутри союза практически не ощущаются границы. Учитывая, что вплоть до 2019 года в Армении действовали льготные ставки растаможки машин, ввозить их через эту республику в Россию оказалось действительно выгодно.
С 2020 года в Армении действуют те же ставки таможенных платежей, что и в России, поэтому большой поток машин на армянских номерах в Россию пока прекратился. Но в стране осталось около 300 тысяч уже ввезенных машин, и с ними теперь возникают проблемы.
Все упирается в то, что такие номера «невидимы» для российских баз. Например, водители машин с армянской регистрацией не платят транспортный налог и не получают штрафов с камер. Естественно, что государству (как и законопослушным водителям на российских номерах) это не понравилось, и ГИБДД напомнила таким водителям несколько правил:
Но главное – водителей авто на армянских номерах стали штрафовать: в лучшем случае это ст. 12.1 КоАП РФ (управление незарегистрированным транспортом), по которой грозит штраф в 500-800 рублей, при повторном нарушении грозит штраф в 5000 рублей и лишение прав, а по ст. 12.3 – штраф 500 рублей и конфискация автомобиля.
С лета 2020 года сотрудники ГИБДД вплотную занялись проблемой – водители начали жаловаться на постоянные штрафы, а иногда и на изъятие машин.
И с точки зрения закона сотрудники полиции правы, так как закон разрешает использовать зарегистрированный в Армении автомобиль с двумя ограничениями:
Но до 2020 года таможенники на границе никак не реагировали на россиян, въезжающих в Россию с доверенностями от армянских владельцев – поэтому они воспринимали ситуацию как должное, пока она не дошла до таких масштабов.
Для многих водителей стоимость хранения их машин на спецстоянках уже сопоставима со стоимостью самого авто, а вернуться в Армению они тоже не могут.
Как будут решать проблему
Поскольку проблема намечается очень массовая (300 тысяч недовольных автовладельцев – это уже небольшая армия), проблему рано или поздно придется решать на самом высоком уровне, причем любое решение тут не подойдет.
Об одном из вариантов решения рассказали в Госдуме. Группа депутатов подготовила поручение, которым предлагается помочь водителям, чьи машины с армянскими номерами оказались в России в безвыходном положении (в том числе на спецстоянках). По словам одного из инициаторов обращения, депутата Светланы Бессараб, парламенту предлагается упростить «легализацию» таких автомобилей в России.
Так, в поручении говорится об опыте Казахстана, который столкнулся с той же проблемой. В результате там решили разрешить временную регистрацию машин – хоть их и насчитывается всего 22 тысячи, что в 14 раз меньше российского масштаба.
В России же предлагается, чтобы правительство в порядке исключения разрешило владельцам авто на армянских номерах легализовать их, получить российский ПТС и госномера. Аргументы у авторов инициативы такие:
То есть, депутаты пытаются убедить правительство в том, что легализация всех уже ввезенных в страну армянских машин – плюс и для водителей, и для бюджета.
Поручение должно было рассматриваться сегодня (9 февраля), однако на данный момент информации о дальнейшей судьбе инициативы пока нет.
Насколько это вообще реально
Легализация части ввезенных в страну автомобилей вряд ли одобрят ГИБДД или объединения автопроизводителей – этот вопрос слишком болезненный для страны. Но, если посмотреть на опыт соседних стран, то окажется – решить проблему можно аккуратно и частично, а можно и более радикально.
Например, в Казахстане временный порядок ввоза таких автомобилей работает так:
То есть, процедура хоть и не бесплатная, но вполне комфортна всем участникам – владелец такого автомобиля платит не очень большую сумму и может пользоваться машиной, хоть и не может ее продать. К тому же есть ограничение по датам ввоза, что не дает злоупотреблять таким правом.
Похожая проблема затронула и Украину. Там из-за слабого внутреннего автопроизводства, высоких цен на автомобили и низких доходов населения стала популярной схема ввоза подержанных иномарок из стран ЕС (преимущественно из Литвы и Польши) – так называемых «евроблях». Их ввозили через фиктивные фирмы в Польше и других странах, а потом владельцы просто «забывали» выехать.
Решили проблему радикально – в 2018 году власти резко снизили таможенные и налоговые платежи за ввоз подержанных автомобилей. Теперь плата за растаможку зависит от возраста автомобиля и объема двигателя в литрах, но в любом случае это в среднем примерно 30% от стоимости автомобиля. Соответственно, многие из ранее ввезенных автомобилей владельцы смогли переоформить в течение «льготного» периода – хоть примерно 300 тысяч машин остались нерастаможенными. Впрочем, вероятно, многие из них уже давно разобраны на запчасти – для слишком старых автомобилей новые правила все же невыгодны.
Таким образом, решить проблему с ввозом иномарок в Россию можно – и это зависит от политической воли и желания (или нежелания) пойти навстречу относительно небольшой группе водителей.
Почему в России начались гонения машин с армянскими номерами? Разбираемся, что происходит
В Краснодаре люди собирались возле таможни, чтобы привлечь к себе внимание
Владельцы машин вышли на улицу
Коллаж: Артем Краснов / 74.RU, Тipichkras / Т.me
О проблемах с автомобилями на армянских номерах известно уже не первый год. Более 300 000 человек с разных уголков России купили в Армении недорогие машины, оформили их в собственность, привезли домой и через несколько лет узнали, что это незаконно.
В Краснодаре 7 сентября напротив здания Федеральной таможенной службы собрались владельцы автомобилей на армянских номерах. Люди недовольны тем, что сейчас автомобили с армянскими номерами начали изымать у владельцев. Год назад собственники даже записывали обращение к президенту России Владимиру Путину, в котором просили остановить задержание и арест машин, разрешить ставить авто на учет без растаможки, а также направить оплату штрафов и налогов в бюджет РФ.
Почти два года идут суды, пока машины продолжают забирать и ставить на штрафстоянки — за них, кстати, тоже надо платить. Журналист 93.RU попыталась разобраться, что сейчас происходит с армянскими автомобилями.
Откуда в России такие машины и что с ними не так?
В 2014 году Армения вступила в Евразийский таможенный союз, и следующие 6 лет у нее были льготные правила растаможки машин. При ввозе необходимо было заплатить всего 10% стоимости машины, в то время как в России этот показатель превышал 50%. Помимо низкой стоимости, иностранные номера не фиксируют камеры на дорогах.
В 2020 году против владельцев машин с армянскими номерами начали массово оформлять протоколы по ст. 12.1 КоАП РФ («Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке»). За повторное такое нарушение штраф достигает 5000 рублей или лишение прав до 3 месяцев. Также у водителей могут изъять документы и госномера. Почему о собственниках автомобилей вспомнили только год назад — неизвестно. Ни одно министерство и ведомство не может объяснить это людям.
Сотрудники ГИБДД могут забрать машину посреди дороги
Фото: Аracrimea / Т.me
Чтобы избежать наказания, нужно заплатить разницу в пошлине. Но проблема в том, что эта сумма зачастую превышает стоимость самого автомобиля.
— Если бы законы сразу применялись, такого количества автомобилей с армянскими номерами в принципе бы не ввезли на территорию России. Долгое время было молчаливое согласие делать так, но вдруг всё изменилось. Шквал обращений к юристам идет по всей России, и вопросы касаются как машин с армянскими номерами, так и с другими иностранными регзнаками, — рассказывал автоюрист Лев Воропаев.
Наша проблема похожа на проблему обманутых дольщиков
Член координационного совета Общероссийского общественного движения «Авто Союза», представитель в Краснодарском крае Сергей Шубин рассказал журналисту портала 93.RU, что проблема владельцев машин с армянскими номерами похожа на проблему обманутых дольщиков.
— Два с половиной года государственные органы двух стран не соблюдали условия договора, в результате чего образовалась такая ситуация. ФТС [Федеральная таможенная служба] бездействовала. Не было оповещений, уведомлений людей. Не возбуждались дела по линии ФТС, работало сарафанное радио. Человек приезжал, покупал машину и пользовался ей, всё было отлично. Создавался массовый ввоз этих автомобилей, бесконтрольный, — рассказал Сергей.
Из Армении в Россию везли много элитных машин
Фото: Артем Краснов / 74.RU
По словам Шубина, Правительство России не идет навстречу людям, ничего не объясняет. При этом, когда в похожей ситуации оказались граждане Казахстана, им разрешили поставить машины на временный учет без доплат разницы платежей:
— Сейчас машины считаются иностранным товаром. В 2023 году они станут обладать нужным статусом, то есть их легко можно будет продать и поставить на учет. Осталось 1,5 года, и они приобретут нужный статус. Раз уж люди попали в эту ловушку, почему бы не пойти им навстречу? Не может так быть, чтобы 300 000 человек в один миг стали контрабандистами и преступниками.
Представитель «Авто Союза» добавил, что по закону никакие таможенные документы при въезде не оформляются, при этом сотрудники ГИБДД их требуют. Сейчас машины стоят и гниют на платных стоянках, штрафы набегают больше стоимости машины.
Машины отвозят на штрафстоянки по всей России
Фото: Аracrimea / Т.me
— У многих машины так стоят, пока суды идут и не заканчиваются. Хотя суды — это отдельная тема. Так вот, суммы за стоянку набежали уже больше, чем стоимость автомобиля. Согласитесь, ехать за 20-летними авто люди с достатком не будут. В основном туда ехали люди с небольшим достатком. Или многодетные за бусами [микроавтобусами] — если трое детей и больше, нужно куда-то ставить кресла. А теперь вдруг одномоментно им сказали: «Ребята, вы вне закона, вы должны доплатить».
Суть в том, что, если автомобиль стоил 500 000 рублей, теперь за него нужно доплатить более 1 миллиона рублей. То есть малообеспеченным людям, чтобы оплатить разницу, придется продать свою квартиру. При этом многие покупали машины в кредит.
Почему абхазские машины ввозить можно, а армянские — нет?
Шубин объяснил, что россияне приезжают в Абхазию и покупают машины по «левым» схемам. Чаще всего граждан России оформляют в качестве фиктивных работников в подставные фирмы. После этого человек выезжает по путевым листам. Далее водители оформляют временный ввоз и при необходимости просто переписывают путевые листы.
— Сейчас эту схему прижали. 20 дней дают пересечь границу, если это правило нарушено, то машину не впустят. Это изначально мошенническая схема. Армянские автомобили тем и отличаются, что всё происходило законно: человек приезжал в Армению, оформлял временную прописку и ставил машину на учет. Автомобиль оформляется на собственника, на гражданина, происходит купля-продажа.
Популярностью пользуются микроавтобусы
Фото: Валерия Дульская / 93.RU
Про ситуацию с абхазскими автомобилями журналисту 93.RU рассказал и краснодарец Евгений, который ездил на такой машине год. Мужчина подтвердил схему с фиктивным трудоустройством — на россиянина оформляют генеральную доверенность на три года с правом представления в ГИБДД, суде, банках и других органах. После этого водитель пересекает границу как наемный рабочий абхазской фирмы и оформляет временный ввоз.
— Эти фирмы существует недолго, это не совсем однодневки, они живут около года. Обязательно, чтобы было юрлицо. Потом фирму разваливают. В Сочи есть брокеры, которые занимаются декларациями, вот у них за деньги можно сделать все необходимые документы. Когда срок доверенности истекает, машину можно переоформить на кого угодно и ездить дальше, — рассказал Евгений.
И что теперь делать людям?
По словам Сергея Шубина, ошибку допустила как российская сторона, так и армянская. В Армении переоформляли машины на гражданина России, умалчивая об ограничениях. Автомобили спокойно пропускали на границе с Грузией, затем с Россией — нигде таможенные органы не требовали декларации.
— Если бы всё было соблюдено, никто бы не оказался в этой ситуации. Дикая, жуткая ситуация, которая свалилась одномоментно. ФТС и ГИБДД к этим машинам не имели претензий 2,5 года, а потом всех назвали контрабандистами.
Люди второй год пытаются решить свою проблему, но Минфин, Минюст, Минпром, ФТС, МВД показывают друг на друга пальцем, и получается замкнутый круг. Сейчас владельцы армянских машин обивают пороги ведомств и министерств с просьбой помочь разобраться в ситуации и встать на сторону людей. Пока что в ответ приходят лишь отписки.
Портал 93.RU будет следить за ситуацией и направит запросы в уполномоченные органы.
Обновлено в 14:00: Пресс-секретарь Краснодарской таможни Татьяна Бурмистрова рассказала журналисту 93.RU, что 7 сентября состоялась рабочая встреча руководства Краснодарской таможни с инициативной группой собственников транспортных средств, ввезенных из Республики Армения. Участники обсудили проблемные вопросы и наметили пути решения. В настоящее время рассматриваемые вопросы находятся на отдельном контроле у руководства Краснодарской таможни.
Депутаты предложили легализовать в России машины из Армении
В России насчитывается несколько сотен тысяч ввезенных из Армении автомобилей. В то же время многие граждане не в состоянии найти деньги для того, чтобы их растаможить. В связи с этим несколько депутатов нижней палаты парламента подготовили протокольное поручение думскому Комитету по транспорту о законодательном разрешении временной регистрации таких машин в ГИБДД, пишет «Парламентская газета».
«В мой адрес поступило множество жалоб автовладельцев, чьи автомобили уже изъяты либо находятся под угрозой изъятия, — цитирует депутата газета.
— С одной стороны, использование иностранных номеров позволяло владельцам избегать уплаты налогов и административных штрафов при нарушении Правил дорожного движения, что недопустимо и требует изменения.
С другой стороны, многие автовладельцы приобретали дешевые автомобили в меру своих финансовых возможностей».
В соответствии с российским законодательством, автомобили, ввезенные российскими гражданами из-за границы для эксплуатации в РФ, должны быть в десятидневный срок растаможены, для чего таможня взимает обеспечительный платеж собственно в размере суммы растаможки. Кроме того, необходимо оплатить утилизационный сбор, без отметки об его погашении ГИБДД не выдаст российский ПТС. Однако фактически до 2020 года в стране практиковалась такая схема:
%россияне покупали автомобили, зарегистрированные в союзном государстве, и ездили по дорогам, не проходя дорогостоящую процедуру таможенной очистки.
Для некоторых автомобилистов у такой практики были определенные незаконные выгоды, что использовалось продавцами даже в своем роде, как реклама: армянские номера не числятся ни в одной базе российских правоохранительных органов, взимающих штрафы за нарушения ПДД (в том числе с камер фото- видеофиксации). Штраф за неоплату парковки или проезда по платной трассе также взыскать не получится. Кроме того, солидная разница в таможенных тарифах России и Армении позволяла приобрести выгодно дорогую иномарку, которая после таможенной очистки в России стоила бы существенно дороже.
Впрочем, ситуация для владельцев таких машин изменилась кардинально в прошлом году, сообщал «Коммерсант». Прежде всего, интерес к такому транспорту угас из-за того, что Армения уравняла свои таможенные тарифы на ввоз автотранспорта с Россией. А в законе «О безопасности дорожного движения» стали действовать поправки, которые исключили для россиян возможность движения по дороге машин с иностранными номерами без растаможки. Это право сохранилось только для иностранцев, которые оформляют временный ввоз транспорта.
В ГИБДД пояснили, что машины без регистрации будут привлекать к административной ответственности по статье 12.1 КоАП РФ, предусматривающей штраф от 500 до 800 рублей. Если же в течение года автомобилист попадется на такой машине повторно, то его уже ждет штраф на 5 тыс. рублей или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев.
Также применялась статья 27.13 КоАП, предполагающая задержание транспортного средства.
По данным депутата Светланы Бессараб, случаи эвакуации инспекторами ДПС таких машин были зафиксированы на территории Уральского федерального округа, в Ханты-Мансийском автономном округе, в Кургане, Тюмени, Нижневартовске, Челябинске и в Краснодарском крае. Некоторые автомобилисты вынуждены хранить машины на армянских номерах в гаражах, чтобы их не изъяли правоохранители, отметила парламентарий.
Более того, на сайте change.org владельцы машин с армянской регистрацией создали петицию (подписало 9 тыс. человек) обращенную к российским властям. В ней они попросили «разрешить постановку автомобилей на временный учет как в Казахстане». Власти Казахстана действительно пошли на встречу обладателям «армянских машин». Правда, на временную регистрацию было выделено ограниченное время – с 1 июня до 1 сентября 2020 года.
Авторы петиции просят российские власти аналогичным образом разрешить получение временных номеров и ПТС до возможности поставить транспортное средство на учет в РФ без дополнительной таможенной пошлины. Они подчеркивают, что в этом случае отпадает обязанность полной таможенной очистки автомобиля.
В противном случае есть риск роста протестных настроений, предупредили обладатели иномарок с иностранными номерами.
Эта ситуация не совсем простая, полагает автоюрист Сергей Ифанов: если ставить на учет без растаможки автомобили на армянских номерах, то это несправедливо по отношению к владельцам, которые ввезли и, к примеру, не растаможили машины из других стран. Почему для них нет таких преференций, задается вопросом он. В тоже время собеседник отмечает, что во всем стоит искать рациональный компромисс.
«Положим можно было выбрать золотую середину. Если человек ввез для себя недорогую машину, скажем, не дороже 1 млн рублей, а не пару-тройку штук на перепродажу, пользуясь дыркой в законодательстве, то имело бы смысл ему предоставить возможность легализовать свой автомобиль», – предложил собеседник.
В тоже время, если речь идет, к примеру, о постановке на учет дорогого кроссовера Porsche Cayenne или еще какого-нибудь другого премиум-автомобиля, либо больше одной машины, то тут, по мнению Ифанова, автовладельцам уже не стоит давить на жалость.
«Значит это был бизнес с вполне осязаемыми рисками и не нужно перекладывать проблемы на правительство. Государство тут не при чем», – резюмировал автоюрист.