94 регион какая область левиафан
Кит из «Левиафана» приплыл домой
Как реквизит со съемок фильма обрел вторую жизнь
Скелет кита из фильма «Левиафан» превратили в достопримечательность. Муляж установили рядом с рестораном в поселке Териберка, где снимали картину Звягинцева. В будущем специально для экспоната планируют построить павильон. До этого реквизит семь лет пролежал перед офисом московского бизнесмена, с которым удалось пообщаться “Ъ FM”. Для чего ему понадобился скелет? И как фильм «Левиафан» изменил жизнь маленького поселка в мурманской области? Разбирался Владимир Расулов.
Скелет кита и сидящий рядом с ним на валуне человек. Так выглядела афиша фильма «Левиафан» во всех странах проката и на всех фестивалях. Кости морского гиганта стали одним из самых узнаваемых образов картины, которая, по версии критиков издания Hollywood reporter, была одной из десяти лучших в прошедшем десятилетии. Киноэксперты отмечали особую силу воздействия ленты на зрителя и тщательность, с которой авторы решили осветить тему коррупции.
Как российские фильмы прорвались в Локарно
Скелет кита после выхода фильма превратился в одну из самых обсуждаемых его деталей. Кто-то из кинообозревателей видел в останках «метафору политической системы России, которая поглотила сама себя и страну».
Кто-то просто считал кости ярким и символичным образом, не вкладывая в них дополнительный смысл. Свой вариант есть и у кинокритика Егора Беликова: «Образ чего-то светлого, что нас покинуло — это кит, который приплыл на вечную стоянку. По сути, “Левиафан” — кино о смерти. Скелет кита является одной из самых поэтичных и прямых визуальных метафор в творчестве Андрея Звягинцева. Обычно он себе такого не позволяет, но он решил, что это необходимо применить в данной псевдореалистической и притчевой истории, говорящей о нас сегодняшних».
Но генеральный директор IT-компании Oxygen Павел Кулаков ничего мрачного в реквизите «Левиафана» из фильма не увидел. Он решил отреставрировать бутафорский скелет, потратив на это несколько миллионов рублей. После этого реквизит семь лет лежал на газоне перед офисом компании господина Кулакова. И, по словам бизнесмена, необычный элемент ландшафта оказался отличным инструментом для мотивации работников: «Сначала мы просто хотели сохранить этот арт-объект. Нашли реставраторов на “Мосфильме”, которые нам все сделали. Потом скелет на протяжении шести лет лежал на газоне перед Data-центром. Кит оставался у нас символом того, кем не надо становиться. В какой-то момент о нас услышали в администрации Мурманской области и попросили сделать его новым центром притяжения».
Как «Ледяной драйв» проверяет на экшен
Теперь скелет отправили обратно в Териберку, где снимали «Левиафана». После выхода фильма Звягинцева в поселок, с населением в несколько сотен человек, устремились сотни тысяч туристов. Здесь стали проводить ежегодный фестиваль, на который приглашают художников и диджеев. Фильм о безысходности и символизирующий ее скелет кита изменили Териберку до неузнаваемости, подчеркнул в интервью “Ъ FM” руководитель местной администрации Роман Кузнецов: «Разные туристы приезжают, те же самые китайцы, раньше такого не было никогда.
Появился нормальный интернет. До этого все пользовались USB-модемами и скорость оставляла желать лучшего.
Раньше было 40 км грунтовой дороги и работы по асфальтированию не проводились никогда. В 2020 году начали укладывать асфальт. Фильм Звягинцева мне понравился. Я любитель такого депрессивного российского кино».
Впрочем, Териберка такая не одна. Успешные фильмы и раньше открывали для туристов новые российские направления, напомнила руководитель аналитического центра Профи.Тревел Надежда Эбель.
По ее словам, турагенты отмечают на карте места съемок популярных картин: «В Ростовской области в районе Таганрога, например, есть остатки съемочной площадки, которая тоже стала точкой притяжения. Это маяк в поселке Мержаново. Там снимали полнометражный фильм “Смотритель маяка”. Успех этой локации, конечно, пока несравним с поселком Териберка, но все зависит от того, как над этим будут работать местные власти. Магаданская область после документального фильма Юрия Дудя, стала тоже точкой притяжения. По сути не только художественные фильмы, но и современная документалистика влияет на связь кино и туризма».
Нередко в регионах местные власти, чтобы привлечь туристов создают новые достопримечательности посвященные персонажам из кино. Зачастую со съемками или сюжетом фильмов локация никак не связана. Так различные статуи героев мультфильма «Маша и медведь», можно увидеть примерно в 15-ти городах России.
«Живой Левиафан задавит Териберку». Как живет поселок спустя пять лет после выхода фильма Звягинцева
Фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» долго не мог выйти в прокат в России: весной 2014 года его включили в основную программу Каннского кинофестиваля, в ноябре его показали в кинотеатрах Великобритании, и только в феврале 2015 года «Левиафану» дали прокатное удостоверение в РФ.
Против выхода картины на экраны выступал министр культуры Владимир Мединский: он говорил, что «наполненные духом безысходности» фильмы «не должны за счет налогоплательщиков финансироваться».
Прообразом города Прибрежный стало село Териберка, о котором благодаря фильму и скандалу вокруг него узнали многие россияне. Корреспондент Алексей Сабельский и фотограф Александр Кириллов побывали в Териберке и посмотрели, как там живут люди спустя пять лет после выхода «Левиафана».
Из Мурманска в Териберку ведет 120-километровая дорога, петляющая среди сопок. Осенью погода меняется каждые несколько минут. В конце сентября на некоторых сопках выпал снег. Последние 40 километров — разбитая грунтовка, которую путник на седане преодолевает не меньше часа. По документам (pdf) шестикилометровый участок этой трассы недавно перекладывали: в 2017 году на капремонт дороги потратили почти 123 млн рублей.
Пространство села хаотично делят гостиницы, пустыри, расселенные многоквартирные дома и частный сектор. К Териберке более пятидесяти лет назад присоединили село Лодейное, где сейчас находятся администрация, действующая школа, детский сад и несколько пятиэтажек. В бывшем Лодейном живут около 700 человек, а в старой Териберке — всего около 150.
Териберка очень сильно отличается от других поморских поселений. Сразу после моста на въезде путника встречают многочисленные вывески и указатели «Ресторан», «Гостиница», «Пивоварня».
Около одной из гостиниц на привязи четыре собаки: акита-ину, две хаски и помесь одной из бойцовских пород. Ее хозяин — Алексей Шорин. Услышав о фильме «Левиафан», он спешит показать футбольный мяч с автографом режиссера Андрея Звягинцева. Но на вопрос, как повлиял фильм на местную жизнь, отрезает: «Никак».
— Туристов стало больше, потому что путешествовать по России теперь модно. За четыре года у меня только один раз спросили, где здесь снимали «Левиафана». Вон там, например, магазин, где Серебряков водку покупал. Но он закрыт, а обстановку внутри снимали в магазине напротив. В кадре настоящая продавщица, недавно ее не стало, — рассказывает Алексей.
Из окна гостиницы открывается вид через реку Териберку на склон, где стоял дом главного героя. Его возвели специально для фильма, а через какое-то время разобрали. Остался только спуск к воде.
Алексей Шорин раньше работал в МВД. Он живет в городе Кола рядом с Мурманском. Териберка ему понравилась своими видами. Когда стало ясно, что туристов становится все больше, он решил купить старое кирпичное здание с бункером. Гостиница расположилась в надстроенных втором и третьем этажах, а бункер, занимающий отчасти первый этаж, превратился в бар.
— Сейчас вся недвижимость в Териберке раскуплена и стоит бешеных денег, — говорит предприниматель.
Вокруг гостиницы кипит стройка: местные рабочие возводят веранду.
Выход к океану
Сцены «Левиафана» снимали в Кировске, отдельные кадры были сделаны в Мончегорске и Оленегорске, но зрителям запомнилась именно Териберка. Это единственное место съемок у моря. И единственный открытый для посторонних людей поселок с выходом к открытому океану, до которого можно доехать на простой легковушке.
Здесь находится кладбище кораблей, которое можно увидеть в фильме. Скелет кита с афиши был бутафорским, но здесь есть и настоящие морские млекопитающие. Один из китов, 12 метров длиной, недавно выбросился на берег неподалеку, и теперь медведи приходят его доедать. Позвонок еще одного кита висит над дверью рыбацкого домика на сваях прямо над заливом. Но хозяин — по словам местных, его зовут Виктор — наотрез отказывается фотографироваться и вообще общаться с журналистами.
«Была тут одна съемочная группа, снимала меня для своего фильма. И хоть бы прислали материал посмотреть», — объяснял Виктор знакомым свою нелюбовь к прессе.
Нет жизни без шума прибоя
В субботу после полудня сотрудники дома культуры собрались, чтобы посадить аллею рябины вокруг памятника ветеранам Великой Отечественной войны из Териберки.
«В начале нулевых, когда его поставили, четыре человека из 274 были живы. Интересно, каково тогда им было увидеть себя на могильной плите?», — говорит Игорь Сагитов, звукорежиссер, а в отсутствии директора — еще и исполняющий обязанности руководителя.
Он работает вместе со своей матерью и сотрудницей дома культуры. В свободное время с помощью военкомата ищет в архивах упоминания ушедших на фронт солдат Великой Отечественной и хочет дополнить список на монументе еще полусотней фамилий.
«Все мои одноклассники уехали, кто в Мурманск, кто куда, — говорит 27-летний Игорь. — Я тоже уехал учиться и два года почти не появлялся здесь, потому что был дурачком. Потом пришлось уйти в армию. И после армии я уже вернулся. В армии я тоже служил на севере. Вроде бы климат тот же, но это совсем не то, и я не мог понять, почему. А потом понял. Прислушайтесь, ничего необычного не слышите? Я вот не могу жить без шума прибоя».
Игорь показывает на заброшенное деревянное жилое здание. Оно ярко-синего цвета: «Его покрасили перед съемками. Раньше оно было зеленым, но, видимо, тот цвет не подходил по сценарию». Покрасили только главный фасад. Со стороны двора здание покрыто старой зеленой краской, значительная часть которой уже облупилась.
Мост из фильма также снят в Териберке. Его построили в 1984 году, а до этого в поселок можно было попасть только на пароме. Еще чуть раньше сюда проложили грунтовку, так что во времена своего послевоенного расцвета в поселок можно было попасть только по морю или на вертолете.
Как угасал рыбацкий поселок
В 1960-е годы Териберка достигла пика своего развития. Здесь появились рыбзавод, фабрика по пошиву сетей, судоремонтная мастерская. Териберка считалась поселком городского типа. Депутат совета депутатов Териберского сельского поселения Валерий Яранцев впервые побывал в Териберке в начале 1970-х годов, когда там жило более трех тысяч человек, и был впечатлен развитием труднодоступного поселка. Впоследствии по работе он появлялся там много раз.
— В 1989 году на рыбзаводе появилась новая производственная линия из Дании. Это еще при СССР. А позже все закрылось. Сейчас там не то, чтобы разруха, там шабаш ведьм, мое мнение, — делится впечатлениями Валерий Яранцев.
Модернизированный за счет господдержки рыбзавод приостановил работу в 2015 году: после падения курса рубля к евро рыбакам оказалось выгоднее продавать улов в Норвегию, страны ЕС и Китай. 2018 год предприятие завершило с убытком почти 350 млн рублей.
Валерий Яранцев был капитаном. В 2005 году его рыболовецкое судно обстреляла норвежская береговая охрана на Шпицбергене. Пограничники считали, что он зашел в территориальные воды Норвегии. Позже перед капитаном извинились, а судили его уже в России. Ему вменяли захват заложников, так как на судне оказались два гражданина Норвегии. Суды международной юрисдикции встали на защиту Яранцева.
В 2009 году капитан победил на выборах главы Териберского сельского поселения. Тогда шли разговоры о строительстве порта вблизи Териберки для нужд Штокманского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. У Яранцева были другие планы: он мечтал возродить в поселке рыбный промысел.
На своей должности он продержался недолго. Спустя год и восемь месяцев его сняли с должности. Это произошло накануне визита в будущий порт главы государства Дмитрия Медведева.
Планы «Газпрома» не сбылись: разработку Штокманского месторождения заморозили, единственный след этого проекта — дорога в скале, ведущая к дальнему мысу с маяком и месту предполагаемого порта.
Рыбацкий промысел также погрузился в глубокий кризис. Моряки состарились, а молодежь стремится заниматься другими делами. Уцелевшие катера все больше используются для туристических прогулок.
«Холодно тут у нас, но красиво»
Этот лозунг написан на стене в одном из классов бывшей териберской школы. Ее закрыли и забросили вместе с классным оборудованием и целой библиотекой. Книги растаскали туристы и местные. Жителям также приглянулся пол в спортзале, который разобрали на строительство сараев. Но кирпичное трехэтажное здание оказалось достаточно крепким, чтобы не развалиться за несколько лет без присмотра. Местные говорят, что школа уже выкуплена кем-то, но до сих пор никак не используется и будет ли — неизвестно.
Первые туристы появились в Териберке еще в 2009 году. Тогда поселок вывели из подчинения закрытому городу Североморску и исключили из приграничной зоны. Сначала его облюбовали походники за живописные виды и любители кайтсерфинга — за качественную волну. Массовый турист поехал позже, как раз после выхода «Левиафана».
— В 2015 году был прямо наплыв туристов. И потом уже появились гостиницы, — вспоминает Наталия Дьякова.
Наталии 23 года, она работает библиографом в местной библиотеке и заведующей в парикмахерской. Ее одноклассники тоже уехали: «А мне не понравился город, вся эта суета. Мне здесь нравится». На вопрос, как здесь развлекаться, отвечает: больше работает, чем развлекается.
Раньше, в 1990-е, развлечения у молодежи были проще и жестче: как и во многих российских городах, шпана собиралась в группы по географическому принципу и шла драться с соседями — Териберка против Лодейного. Сейчас молодежи стало гораздо меньше, да и драки стенка на стенку вышли из моды.
Дефицита в развлечениях, кажется, не чувствует и звукорежиссер ДК Игорь Сагитов.
— В свободные вечера я сижу за компьютером, общаюсь с друзьями по интернету и могу иногда позволить себе немного пива.
Пиво он покупает в местном мини-баре при пивоварне Arctic Brewery. Выбор небольшой и бесхитростный, но и цены демократичные. Хозяин поставляет свою продукцию в Мурманск, там его можно найти в одной из торговых сетей. Вероятно, это самая северная пивоварня в России.
— Севернее нас только пивоварня в Тромсё [Норвегия], у них есть филиал на Шпицбергене. А в России у меня — самая северная. Где-нибудь на Таймыре точно пивоварен нет, себестоимость пива будет очень большой, — хвастается Виктор Великоредчанин.
Виктор работал следователем в полиции, потом решил заняться бизнесом. В его владении — здание, в котором раньше располагалась какая-то контора. На первом этаже расположилась пивоварня. Он планирует построить еще одно здание, открыть гостиницу и ресторан. В том, что это будет востребовано, Виктор не сомневается: «С каждым годом туристов становится все больше».
Териберское лето
Вокруг поселка — сопки и тундра, а на берегу моря часто дует сильный ветер, делая еще холоднее и так не жаркую погоду. Но местные жители умудряются содержать маленькие огороды с морковью, свеклой, клубникой и даже картофелем. За зданием заброшенной школы — ярко-зеленое пастбище с коровами, а местное молоко продается в лавке рядом с тем самым магазином из фильма.
Каждый год в Териберке проходит фестиваль с живой музыкой. В первые годы в его организации участвовал фермерский кооператив «ЛавкаЛавка». Для мероприятия отремонтировали актовый зал в доме культуры, поставили трибунные лавки возле ДК, а поодаль организовали площадку со сценой.
Звукорежиссеру Игорю расположение площадки не нравится: она построена так, что на сцену задувают все ветра, идущие с моря. Игорь отмечает: на последний фестиваль приехали три тысячи человек, и это не рекорд. В интернете можно найти фотографии песчаного пляжа с купающимися и загорающими людьми — как будто не в Заполярье, а в Анапе.
Кооператив «ЛавкаЛавка» в Териберке любят не все. Капитан Яранцев, говорящий о «шабаше ведьм» в поселке, подразумевает именно фестиваль. Валерий считает, что кооператив просто осваивал государственные средства в своих интересах: «Этот фестиваль же не для местных, он для туристов проводится».
Другие собеседники НВ также уверены, что предприниматели приезжали осваивать и зарабатывать деньги.
— Знаешь, как называют здесь «ЛавкуЛавку»? «Педолавка», — объясняет один из местных.
Звукорежиссер Игорь тоже относится к фермерскому кооперативу настороженно, но в целом этот скепсис не разделяет.
— Если бы не фестивали, нам бы не отремонтировали сцену с актовым залом. Один занавес стоит больше 800 тысяч рублей, кто бы его нам дал?
В 2018 году фестиваль проходил уже без кооператива: «Пришло 3-4 тысячи человек. Не так много, как было до этого. Приезжали не известные мне группы».
О том, как «ЛавкаЛавка» собирается возрождать Териберку, один из основателей кооператива объяснял в 2015 году в блоге журнала «Афиша». В 2016 кооператив получил около 3 млн рублей от Фонда поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива» и вложил в проведение фестиваля еще 0,5 млн своих средств.
Сейчас «ЛавкаЛавка» находится в сложном положении: проект запуска собственной криптовалюты провалился, поставщики пытаются отсудить у компаний кооператива деньги, а Борис Акимов собирает краудфандингом деньги на запуск «ресторана в глуши» в Ярославской области.
Партнер «Лавки Лавки», фонд «Перспектива», был распределителем президентских грантов: в том же 2016 году он получил от Кремля более 480 млн рублей. Какие проекты финансировал фонд, помимо гранта в 3 млн рублей на фестиваль в Териберке, НВ выяснить не удалось: один сайт организации переадресует на страницу неработающего казино, второй — на сервис «Синонимы Онлайн».
Будущее Териберки
Бывший глава Териберки Валерий Яранцев описывает жизнь в селе как тяжелую — хуже, чем раньше.
— Не было дороги в 73-м году, но было все. Там жили люди, все доставлялось морем. Ходили пароходы из Мурманска, из Архангельска, ходили баржи, буксиры.
Была работа, отмечает капитан, и когда-то даже существовал Териберский район.
— Я впервые побывал в Териберке в 1973 году. В последний раз я побывал там в 2009 году, и было ощущение, будто не туда попал. Даже в 1992 году я был там, и такой разрухи не было. А тут — разруха. Такое ощущение, будто поселок готовили к съемкам фильма о войне, о бомбежках. Пустые дома и потухшие глаза людей. Вот как жили при советской власти, как жили с 1991 года, до чего дошли, докатились и как живут сейчас — край.
В 2009 году, говорит моряк, в поселке были проблемы с отоплением и рабочими местами. Десять лет назад там жило 1180 человек, но после проведения паспортизации рабочих мест оказалось, что их всего 273.
— Четыреста человек были лишены права работать. Государство, этот строй лишил возможности людей, живущих на берегу моря, кормиться этим морем.
Яранцев признает, что в туризме есть и плюсы, но не для местного населения.
— Как в русской сказке: по усам течет, а в рот не попадает. Когда-то выбросило там на берег Левиафана мертвого. А сейчас появился Левиафан живой, который задавит Териберку. Это ведь не для териберчан. Как у нас сейчас: достижений нет, улучшения жизни нет, но салюты каждую неделю. По-моему, это повсеместно.
Молодой звукорежиссер ДК с капитаном не согласен и видит в туризме шанс для села.
— Да, сейчас остались те самые люди, пожилые, которые говорят, что в магазин не попасть из-за туристов. Но мало кто понимает, что рыбалкой уже не проживешь. Поселок за счет туристов и развивается. Будем смотреть, насколько хватит этого туристического потока, но пока он увеличивается. И местные, кто ушлый, зарабатывают на туризме. Кто их возит из аэропорта, кто гостевой дом построил. Те, кто хочет, зарабатывает.
Местный житель Тимур Пушкарь, приятель предпринимателя Алексея Шорина, помогающий ему по работе, также видит изменения к лучшему: «Конечно, приятно, что люди приезжают. Это новые лица, какое-то общение».
В будни в гостинице Алексея остановилась группа из восьми человек. Все — китайцы.
— По непроверенным данным, в прошлом году одних китайцев приехало в Териберку 16 тысяч. В самом поселке всего 800 человек живет, — говорит Игорь.
Алексей подтверждает: основной наплыв китайцев еще впереди. Зимой они приезжают сюда посмотреть на северное сияние. А летом больше россиян и туристов из стран Европы.
В свободное время Игорь играет в онлайн-игры и сидит в чатах. Собеседникам он скидывает фотографии мест вокруг Териберки: «Тут интернета-то нормального нет, но виды завораживают». После его рассказов и фотографий люди приезжают сюда, чтобы насладиться красотой суровой природы лично.
— Денег мне здесь вполне хватает, не меньше, чем в городе. Я летаю в другие города. В Молдавию недавно летал, девушка у меня там. И считаю, что это не деревня. Здесь есть возможности.
Игорь считает, что в Териберке можно было бы жить и без туризма, хотя и добавляет, что популярность этого места помогла приобрести много новых знакомств: «Спасибо туризму, опять же». В дальнейшем Игорь собирается построить в Териберке дом и завести семью. Уезжать он не планирует.
Читайте далее
Поделиться
Мы – телеканал «Настоящее Время». Мы делаем яркие видео, рассказываем о важных новостях и злободневных темах, готовим интересные репортажи и передачи. Смотрите нас на спутнике, в кабельных сетях и в интернете. Каждый день мы присылаем дайджест всего, что нужно знать, одним письмом, а также превращаем цифры в понятные истории.
Фильм «Левиафан». Хроника событий
Первая версия сценария с рабочим названием «Батя» была написана Олегом Негиным в декабре 2010 года. Сюжет полностью повторял историю Марвина Джона Химейера, включая борьбу главного героя, однако место действия уже тогда было перенесено на русскую почву. Сценарий не был взят за основу, поскольку изобиловал ненормативной лексикой, что смутило продюсера картины Александра Роднянского.
Окончательный сценарий уже с названием «Левиафан» был написан осенью 2012 года. Как сообщается на официальном сайте режиссера, подбор актеров для картины длился почти год. В итоге были выбраны Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов, Анна Уколова, Алексей Розин, Сергей Походаев, Сергей Бачурский, Платон Каменев, Валерий Гришко, Игорь Сергеев, Сергей Борисов, Игорь Савочкин, Алла Еминцева, Мария Шубина и Дмитрий Быковский. Не менее сложным оказался поиск места для съемок. Творческая группа посетила более 70 городов России и зарубежья (поиски велись также и в Белоруссии). Окончательный выбор пал на село Териберка на берегу Баренцева моря.
По данным газеты «Ведомости», производственный бюджет «Левиафана» составил 220 миллионов рублей, из которых 40% было профинансировано государством: около 40 миллионов рублей выделило Министерство культуры РФ, остальную часть добавил Фонд кино. По словам продюсера «Левиафана» Александра Роднянского, большой бюджет связан с тем, что для съемочной группы пришлось выстраивать временное место жительства на берегу Баренцева моря. Кроме того, крупные суммы потратили на дорогу до места съемок и декорации. В мае 2014 года Александр Роднянский в интервью газете «Ведомости» выразил надежду на то, что прокат картины позволит вернуть деньги частным инвесторам.
Съемочный период продолжался с 1 августа по 8 ноября 2013 года. Примечательно, что некоторые сцены были отсняты уже в Москве.
Мировая премьера «Левиафана» состоялась 23 мая 2014 года в рамках 67-го Каннского международного кинофестиваля. Здесь Андрей Звягинцев и Олег Негин получили приз за лучший сценарий. Ранее той же награды удостоился фильм «Молох» Юрия Арабова в 1999 году.
5 июля 2014 года продюсер «Левиафана» Александр Роднянский получил награду за лучший иностранный фильм на 32-м Мюнхенском кинофестивале.
25 июля 2014 года «Левиафан» был признан лучшим фильмом на кинофестивале в Паличе (Сербия).
19 октября 2014 года жюри ежегодного Лондонского кинофестиваля объявило «Левиафан» лучшим фильмом 2014 года.
31 октября 2014 года «Левиафан» получил главный приз, Черную жемчужину, на фестивале в Абу-Даби. На 8-м Abu Dhabi Film Festival также был награжден исполнитель главной роли картины Алексей Серебряков премией «За лучшую мужскую роль».
15 ноября «Левиафан» был показан на фестивале в Салониках в рамках специального показа.
22 ноября 2014 года оператор «Левиафана» Михаил Кричман получил «Золотую лягушку» на фестивале операторского искусства «Камеримидж» в польском Быдгоще.
По итогам 45-го Индийского международного кинофестиваля «Левиафан» получил статуэтку «Золотого павлина» за лучший фильм. Наградой также был удостоен Алексей Серебряков за лучшую мужскую роль.
11 декабря 2014 года жюри киноакадемии Азиатско-Тихоокеанского региона объявило фильм Андрея Звягинцева лучшим фильмом. Asia Pacific Screen Award была вручена в австралийском Брисбене.
19 декабря картина Андрея Звягинцева вошла в ТОП-10 лучших фильмов 2014 года по версии американского информационного агентства Associated Press.
10 января в Палм-Спрингс (Калифорния) «Левиафан» получил приз Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI) в номинации «лучший фильм на иностранном языке».
Позднее 10 января в интернете оказалась копия «Левиафана», которой располагал один из членов Американской киноакадемии. Она была выложена на сайт с пиратским контентом, в результате чего многие россияне посмотрели фильм задолго до даты официального релиза.
11 января 2015 году картина Андрея Звягинцева получила «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Это лишь второй случай, когда картина из России получила эту американскую премию. В 1969 году лучшим иностранным фильмом (как ранее называлась номинация) стала киноэпопея Сергея Бондарчука «Война и мир».
15 января «Левиафан» вошел в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
19 января «Левиафан» был признан лучшим фильмом на иностранном языке по версии Лондонского сообщества кинокритиков (London Critics’ Circle Film Awards).
Валерий Гришко, исполнивший в «Левиафане» роль архиерея, был раскритикован рядом активистов, включая депутата губернской думы Дмитрия Сивиркина, в Самарской области, где он являлся главным режиссером Самарского академического театра драмы. На портале Самара.ру появилась колонка, где Валерий Гришко обвинялся в создании неверного и нелицеприятного образа власти и православия. Андрей Звягинцев пообещал актеру оказать юридическую поддержку.
26 января 2015 года был объявлен длинный список кинокартин, номинированных на старейшую национальную премию «Ника». «Левиафан» вошел в число претендентов на приз «Лучший фильм».
2 февраля 2015 года «Левиафан» стал обладателем «Золотого Джедда» на кинофестивале в египетском Луксоре.
3 февраля 2015 года картина получила шесть наград Национальной премии кинокритиков «Белый слон»: за лучший фильм, режиссуру, сценарий, мужскую (Алексей Серебряков) и женскую (Елена Лядова) роли, а также за роль второго плана (Роман Мадянов).
5 февраля 2015 года после нескольких переносов «Левиафан» вышел в российский прокат. По данным ТАСС, картину можно будет увидеть на 650 экранах почти в 450 кинотеатрах. Ранее была опровергнута информация о том, что фильм не будет показан в Мурманской области. Там так же, как и на всей остальной территории России, премьера состоялась в четверг. Компания «A-Company Russia» объявила, что фильм будет показан с приглушенной нецензурной лексикой.
9 февраля «Левиафан» уступил «Иде» польского режиссера Павла Павликовского, в борьбе за приз Британской академии кино и телеискусств (BAFTA) в номинации «Лучший иностранный фильм».