572 бортовой номер корабля

БПК «Адмирал Виноградов»: на пути к превращению в крейсер

572 бортовой номер корабля. Смотреть фото 572 бортовой номер корабля. Смотреть картинку 572 бортовой номер корабля. Картинка про 572 бортовой номер корабля. Фото 572 бортовой номер корабля

Чтобы делать какие-либо категоричные выводы по факту данного заявления, необходимо вернуться к ситуации с модернизацией «Шапошникова» и дать взвешенную оценку изменениям на корабле.

Что представляет собой новоиспеченный фрегат?

Если судить по заявлениям предприятия, на мощностях которого производилась модернизация – АО «Центр судоремонта «Дальзавод», то им отмечается уникальность модернизированного проекта корабля и на порядок возросшие боевые возможности: фрегат получил несколько современных радиолокационных станций, передовую боевую информационно-управляющую систему (БИУС) «Сигма», комплекс радиоэлектронной борьбы «ТК-25», систему обработки радиолокационной информации «СОИ 5П-30П», комплекс посадки вертолётов «Тюльпан-В1», универсальную систему управления огнём корабельной артиллерии МР-123-02/3 «Багира». Однако главной особенностью обновлённого «Маршала Шапошникова» стал универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14 (УКСК), который позволяет проводить пуски «Калибров», «Ониксов» и гиперзвуковых «Цирконов».

Что и говорить, изменений действительно немало и они видны невооружённым глазом: вместо двух носовых орудий АК-100 теперь имеется одна модифицированная артустановка А-190-01 – значительно более скорострельная, чем предшественники и менее заметная для РЛС. На смену установленных побортно под ходовым мостиком счетверённых пусковых установок «Раструб-Б» пришли установки с ПКР «Уран». В то же самое время, обновлённый корабль на странность сохранил значительное количество морально устаревших образцов вооружений, что ещё на стадии испытаний фрегата вызвало в экспертном сообществе немало острых вопросов. Внимание в первую очередь привлекали серьёзные пробелы по части ПВО и ПЛО корабля, которые во многом обесценивали весь смысл затеянной масштабной модернизации.

По всей видимости перечисленные претензии к кораблю стали настолько очевидны, что ещё до ввода корабля в строй командование ТОФа вместе с «Дальзаводом» в инициативном порядке спешно выдвинули предложения по модернизации следующих кораблей пр. 1155, в частности «Адмирала Виноградова» в гораздо более совершенном варианте. Причём осознавая всю проблематичность продвижения здравых идей в российском ВМФ, данные предложения целенаправленно были преданы широкой огласке путём их изложения на стенде «Дальзавода» с последующей публикацией в Сети.

572 бортовой номер корабля. Смотреть фото 572 бортовой номер корабля. Смотреть картинку 572 бортовой номер корабля. Картинка про 572 бортовой номер корабля. Фото 572 бортовой номер корабля

Каким хочет видеть «Виноградова» флот?

Как видно из стенда, предлагается вдвое (по сравнению с «Шапошниковым») увеличить арсенал тактического ударного вооружения, заменить морально устаревший ЗРК «Кинжал» на современный ЗРК «Штиль-1», серьёзно усовершенствовать радиоэлектронное вооружение, а самое главное, обеспечить полноценную антиторпедную и противолодочную защиту путем установки комплекса «Пакет». Подобная модернизация без сомнения превратит «Виноградова» в самый мощный корабль во всём ВМФ (не считая ТАРКРов), его боезапас ракет, ударные и оборонительные возможности (32 ячейки УКСК под «Калибры» и «Цирконы», 16 ракет «Уран», 48 зенитных ракет) будут без всякого преувеличения соответствовать возможностям лёгкого ракетного крейсера. При этом модернизированная ГАС «Полином» вкупе с комплексом «Пакет» и ракетами «Ответ», а также авиагруппой из двух вертолётов дадут кораблю возможность не только эффективно обороняться от торпед вражеских подлодок, но и самому выступать в качестве охотника за субмаринами.

572 бортовой номер корабля. Смотреть фото 572 бортовой номер корабля. Смотреть картинку 572 бортовой номер корабля. Картинка про 572 бортовой номер корабля. Фото 572 бортовой номер корабля

Несколько спорным выглядит отсутствие в предложенном ТОФом варианте модернизации современных комплексов ПВО самообороны (например, ЗАК «Палаш» или ЗРАК «Панцирь-М»). Пожалуй, это самое слабое место предложенного проекта, поскольку «штатные» установки АК-630 уже мало отвечают требованиям современного противовоздушного боя. В то же время, этот недостаток не выглядит критичным, учитывая высокоэффективный ЗРК средней дальности со значительным боекомплектом, а также комплект средств РЭП (в составе 8 установок пассивных помех ПК-10) и уже упомянутой системы РЭБ ТК-25.

В целом, предлагаемый флотом проект обновления корабля является на редкость концептуально продуманным для наших дней. А учитывая, что у флотского руководства сформировалось конкретное понимание того, что оно хочет увидеть в результате программы модернизации кораблей 1155 проекта, есть все шансы на аналогичное обновление остальных, стоящих на вооружении, БПК. Отдельно в таком случае встанет вопрос о судьбе «Маршала Шапошникова», который как «первый блин» – «вышел комом», но не исключено, что в будущем всё же будет доведен до ума.

Источник

Большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов» проекта 1155

Большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов», бортовой номер 572, относится к БПК проекта 1155 (по классификации НАТО — Udaloy). Проект 1155 был разработан Северным проектно-конструкторским бюро под руководством Н. П. Соболева и В. П. Мишина.

В настоящее время корабли данного проекта являются основными кораблями дальней морской зоны в российском флоте, которые отправляют к Африканскому рогу для борьбы с сомалийскими пиратами.

Большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов» был заложен на Прибалтийском ССЗ «Янтарь», Калининград, 05 февраля 1986 года, строительный номер 116. 04 июня 1987 года был спущен на воду. 30 декабря 1988 года был введен в эксплуатацию. 01 мая 1989 года вошел в состав Тихоокеанского флота.

За время своей службы имел следующие бортовые номера: 493(1988 год), 554(1989 год), 606(1992 год), 572(1993 год).

Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 6840 тонн, полное 7480 тонн. Длина 163 метра, ширина 19 метров, осадка 7,8 метра. Скорость полного хода 29,5 узла, экономична 14 узлов. Дальность плавания 6882 мили на 14 узлах. Автономность 30 суток. Экипаж 293 человека, в том числе 46 офицеров.

Силовая установка: 2х31000 л.с. ГТА М-9 (8500 л.с. маршевая М-62, 22500 л.с. форсажная М-8КФ), 4 ГТГ по 1250 кВт.

В 1990 году посетил с визитом порт Сан-Диего, США.

В 1997 году посетил с визитом порт Токио, Япония.

11 января 2009 года «Адмирал Виноградов» сменил на антипиратской вахте в Аденском заливе сторожевой корабль «Неустрашимый». На обратном пути с вахты совершил заходы в йеменский порт Аден, индонезийский порт Джакарта, китайский порт Чжань Цзян. БПК вернулся на главную базу флота Владивосток в середине апреля.

17 ноября 2010 года вновь вышел из Владивостока в Аденский залив, куда прибыл 22 декабря 2010 года. 21 мая 2011 года корабль вернулся во Владивосток.

24 сентября 2013 года возвратился во Владивосток после океанских учений, которые длились полтора месяца.

На заседании Военного совета Военно-Морского Флота России, проходящего в Санкт-Петербурге, названы лучшие подводные лодки, корабли, подразделения, воинские части, тактические группы и соединения, занявшие в 2013 году первые места в состязаниях на приз главнокомандующего ВМФ. В споре за приз главнокомандующего ВМФ между соединениями (тактическими группами) кораблей (по отражению ударов средств воздушного нападения противника с выполнением ракетных и артиллерийских зенитных стрельб) первое место занял отряд боевых кораблей соединения надводных кораблей ТОФ в составе эсминца «Быстрый», БПК «Адмирал Виноградов» и «Маршал Шапошников».

В июле 2014 года принимал участие в российско-индийских учениях «ИНДРА-2014».

29 октября 2014 года отряд кораблей Тихоокеанского флота России во главе с большим противолодочным кораблем «Адмирал Виноградов» отправился в дальний поход из Владивостока. В состав отряда также входят танкер «Илим» и морской буксир «МБ-37». 03 ноября отряд кораблей ТОФ во время прохода Корейского пролива в районе Цусимских островов отдал почести погибшим морякам в ходе кровопролитного сражения 2-й Тихоокеанской эскадры вице-адмирала Зиновия Рождественского и японских кораблей под командованием адмирала Хэйхатиро Того, которое произошло в мае 1905 года. 12 ноября встретился в назначенной точке в Филиппинском море с гвардейским ракетным крейсером Черноморского флота «Москва». По сообщению на 17 ноября 2014 года отряды кораблей Тихоокеанского и Черноморского флотов продолжают отрабатывать взаимодействие в Филиппинском море. 03 декабря вернулся из дальнего похода во Владивосток.

По сообщению от 06 октября 2015 года совместно с БПК «Маршал Шапошников» успешно выполнил боевую задачу по встрече и сопровождению к месту базирования атомной подводной лодки «Александр Невский».

28 марта 2016 года в составе отряда кораблей Тихоокеанского флота под командованием капитана 1 ранга Александра Потапова, в который также входят океанский спасатель «Фотий Крылов» и танкер «Иркут», покинул Владивосток и направился в дальний поход. 15 апреля отряд кораблей вышел в море из порта Паданг (Республика Индонезия) для выполнения эпизодов международного учения «Комодо-2016». 16 и 17 июля следил за универсальным десантным кораблем USS «America» (LHA-6) ВМС США, который в настоящее время принимает участие в международном учении «RIMPAC 2016» в районе Гавайских островов. 08 августа вернулся во Владивосток из дальнего похода. По сообщению от 12 сентября в составе отряда кораблей ТОФ прибыл в порт Чжаньцзян (Китайская Народная Республика) для участия в совместном российско-китайском военно-морском учении «Морское взаимодействие-2016». По сообщению от 05 октября в составе отряда кораблей Тихоокеанского флота прибыл во Владивосток после участия в совместном российско-китайском учении «Морское взаимодействие-2016».

По сообщению от 04 апреля 2017 года экипаж корабля при поддержке самолётов противолодочной авиации успешно отработал задачи по поиску, обнаружению и уничтожению подводной лодки условного противника. По сообщению от 13 апреля в рамках контрольной проверки по итогам зимнего периода обучения принял участие в отработке задачи по отражению удара средств воздушного нападения условного противника. По сообщению от 02 октября в составе отряда кораблей Тихоокеанского флота под командованием заместителя командующего Приморской флотилии разнородных сил контр-адмирала Эдуарда Михайлова вышел из Владивостока для выполнения задач дальнего океанского похода, который продлится около четырех месяцев. В составе отряда кораблей 12 октября прибыл с визитом в порт Муара (Бруней), который продлился до 17 октября. После завершения визита было проведено совместное учение «PASSEX», в ходе которого отрабатывались задачи по организации связи, обмену информацией и совместному маневрированию. 26 октября покинул столицу Филиппин – Манилу, где находился с визитом. 09 ноября вернулся во Владивосток из дальнего похода. 25 ноября принял участие в совместном двустороннем учение по поиску и спасению на море «Сарекс-2017».

По сообщению от 30 января 2018 года экипаж корабля провел тренировку с морской авиацией в море. 20 марта приступил к отработке учебных задач в полигонах залива Петра Великого. 23 апреля провел комплекс учебно-боевых стрельб в Японском море. 05 мая в составе отряда кораблей Тихоокеанского флота покинет Владивосток и приступит к выполнению задач в Азиатско-Тихоокеанского регионе. 22 мая в составе отряда кораблей прибыл с визитом в порт Кампонгсаом (Камбоджа), который покинул 26 мая. 03 июня в составе отряда кораблей прибыл с визитом в порт Камрань (Вьетнам), который продлился до 06 июня. 15 июня в составе отряда кораблей завершил программу неофициального визита в Манилу (Филиппины), куда прибыл 09 июня. 05 июля в составе ОБК с деловым визитом прибыл в военно-морскую базу (ВМБ) морских сил самообороны Японии Майдзуру. 12 июля завершил дальний двухмесячный поход и вернулся во Владивосток. По сообщению от 22 августа завершил переход из Владивостока на Камчатку и прибыл в Вилючинск.

01 апреля 2019 года в составе отряда кораблей ТОФ вышел из Владивостока в дальний поход. 08 апреля прибыл с неофициальным визитом в столицу Республики Филиппины — Манилу, где пробудет до 13 апреля. 13 апреля завершил программу неофициальным визита в столицу Республики Филиппины — Манилу. 16 апреля прибыл с неофициальным визитом во вьетнамский порт Камрань, который завершил 21 апреля. 07 июня произошел инцидент с ракетным крейсером USS «Chancellorsville» (CG-62) ВМС США, который «подрезал» корабль в Восточно-Китайском море, пройдя всего в 50 м. Экипаж «Виноградова» был вынужден экстренно маневрировать, чтобы не столкнуться с кораблем ВМС США. 15 июня вернулся из дальнего похода во Владивосток.

01 августа 2020 года в составе отряда боевых кораблей Приморской флотилии разнородных сил Тихоокеанского флота вышел из Владивостока в дальний поход. 04 сентября в Бенгальском заливе началось двустороннее российско-индийское военно-морское учение «Индра-Нэви-2020», которое завершилось 06 сентября. 11 сентября прибыл с деловым заходом в порт Муара (Бруней), который покинул 14 сентября. 30 сентября завершил двухмесячный дальний поход и вернулся во Владивосток.

Источник

Крейсер ВМС США подставил борт российскому кораблю

572 бортовой номер корабля. Смотреть фото 572 бортовой номер корабля. Смотреть картинку 572 бортовой номер корабля. Картинка про 572 бортовой номер корабля. Фото 572 бортовой номер корабля

Последние годы характеризуются нарастанием конфронтации как между блоком НАТО и Россией, так и между США и КНР. Следствием этого становится введение на межгосударственном уровне новых экономических санкций и контрсанкций против оппонентов. Развязыванию «торговых войн» сопутствует дестабилизация военно-политической обстановки, что, в свою очередь, приводит к росту числа потенциально опасных инцидентов в воздухе и на море.

Рано или поздно, в силу закона перехода количества в качество, очередной подобный инцидент вполне способен из потенциально опасного превратиться в безусловно опасный. К счастью, 7 июня этого не произошло. Что не снимает ответственности за случившееся с участников инцидента.

Корреспондент Федерального агентства новостей постарался разобраться, кто прав и кто виноват в этой истории.

Дальний поход

Познакомимся с кораблями, ставшими участниками инцидента.

«Адмирал Виноградов» относится к серии БПК проекта 1155, шифр «Фрегат». Бортовой номер корабля — «572», полное водоизмещение — 7480 тонн, длина — 163 метра, ширина — 18 метров, скорость хода — до 29,5 узлов, экипаж — 293 человека.

Этот БПК введен в эксплуатацию 30 декабря 1988 года. В настоящее время корабль входит в состав 44-й бригады противолодочных кораблей Приморской флотилии разнородных сил Краснознаменного Тихоокеанского флота ВМФ России. Порт приписки корабля — Владивосток.

572 бортовой номер корабля. Смотреть фото 572 бортовой номер корабля. Смотреть картинку 572 бортовой номер корабля. Картинка про 572 бортовой номер корабля. Фото 572 бортовой номер корабля

USS Chancellorsville (CG-62) относится к серии крейсеров УРО типа Ticonderoga. Бортовой номер корабля — «62», полное водоизмещение — 9800 тонн, длина — 173 метра, ширина — 16,8 метров, скорость хода — до 32,5 узлов, экипаж — 387 человек.

Корабль введен в эксплуатацию 4 ноября 1989 года. В настоящее время он входит в состав 5-й авианосной ударной группы (флагман — атомный авианосец USS Ronald Reagan (CVN-76), действующей в зоне ответственности Седьмого флота ВМС США. Порт приписки корабля — Йокосука.

Нелишним будет напомнить события, предшествующие инциденту.

1 апреля 2019 года отряд кораблей Тихоокеанского флота в составе БПК «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Трибуц», а также среднего морского танкера «Иркут», под флагом заместителя командира соединения надводных кораблей Приморской флотилии разнородных сил капитана 1 ранга Сергея Алантьева вышел из Владивостока в дальний поход.

8—15 апреля «Адмирал Виноградов», «Адмирал Трибуц» и «Иркут» находились в Маниле. 15 апреля отряд кораблей ТОФ вместе с кораблями ВМС Филиппин в Южно-Китайском море провел учения, в ходе которых «отрабатывались вопросы совместного тактического маневрирования и организации связи».

16 апреля каперанг Сергей Алантьев привел своих корабли в Камрань. Из вьетнамского порта «Адмирал Виноградов», «Адмирал Трибуц» и «Иркут» двинулись к берегам КНР.

572 бортовой номер корабля. Смотреть фото 572 бортовой номер корабля. Смотреть картинку 572 бортовой номер корабля. Картинка про 572 бортовой номер корабля. Фото 572 бортовой номер корабля

В конце апреля российские БПК и танкер встретились с ракетным крейсером «Варяг», корветом «Совершенный», большим десантным кораблем «Ослябя» и спасательным судном «Игорь Белоусов», после чего соединение кораблей ТОФ в сопровождении китайского эсминца направилось в китайский Циндао. На подходе к порту с «Варяга» прогремел 21 артиллерийский выстрел Салюта наций. Подразделение Китайской народной армии приветствовало российские корабли ответными залпами с берега.

В начале мая БПК «Адмирал Виноградов» вместе с другими вымпелами соединения кораблей ТОФ принял участие в двустороннем российско-китайском военно-морском учении «Морское взаимодействие-2019».

22 мая из Йокосуки «для проведения длительного патрулирования в водах региона» вышла 5-я авианосная ударная группа (АУГ) во главе с USS Ronald Reagan (CVN-76). Как мы помним, в составе американской 5-й АУГ числился и крейсер УРО USS Chancellorsville. Через полмесяца он встретился с «Адмиралом Виноградовым», что стало прологом к инциденту 7 июня.

Добавим к сказанному еще один штрих.

5 июня в Россию прибыл с государственным визитом председатель КНР Си Цзиньпин. Вполне возможно, что этот визит, вместе с недавним участием кораблей ТОФ в двустороннем российско-китайском военно-морском учении, серьезно подогрел желание участников инцидента 7 июня продемонстрировать оппонентам свою «лихость» и «крутость»…

572 бортовой номер корабля. Смотреть фото 572 бортовой номер корабля. Смотреть картинку 572 бортовой номер корабля. Картинка про 572 бортовой номер корабля. Фото 572 бортовой номер корабля

Версии сторон

О том, что в акватории Тихого океана «что-то пошло не так», общественность узнала из опубликованного утром пятницы сообщения пресс-службы Тихоокеанского флота. Процитируем его полностью:

«Сегодня в 6.35 по Москве в юго-восточной части Восточно-Китайского моря при движении параллельными курсами отряда кораблей Тихоокеанского флота и авианосной ударной группы ВМС США крейсер УРО Chancellorsville внезапно изменил направление движения и пересек курс БПК «Адмирал Виноградов» в 50 метрах от корабля. В целях предотвращения столкновения экипаж БПК «Адмирал Виноградов» был вынужден совершить экстренное маневрирование. На международной волне командованию американского корабля был заявлен протест и указано на недопустимость подобных действий».

Заметим, что сообщение пресс-службы ТОФ не сопровождалось какими-либо фото- и видеоматериалами, демонстрирующими взаимное расположение кораблей в момент инцидента и доказывающими правоту российской стороны. Сообщение просто декларировало, что:

— БПК в Восточно-Китайском море шел параллельным курсом с кораблями американской АУГ;
— затем американский крейсер внезапно пересек курс БПК в 50 метрах от нашего корабля;
— только предпринятое БПК экстренное маневрирование позволило избежать столкновения;
— на международной волне крейсеру был заявлен протест;
— во всем виноваты американцы.

Очень скоро выяснилось, что у ВМС США имеется собственная трактовка событий 7 июня.

Согласно заявлению представителя Седьмого флота ВМС США коммандера Клейтона Досса, инцидент произошел не в Восточно-Китайском море, а в Филиппинском.

Разумеется, в изложении американцев виновником происшествия являлся никак не крейсер УРО, а БПК «Виноградов». По словам Досса, в момент инцидента USS Chancellorsville принимал вертолет. Из-за этого крейсер якобы следовал малым ходом и был серьезно ограничен в маневре. В этот момент, согласно американской версии событий, следовавший справа и сзади от USS Chancellorsville российский БПК внезапно опасно сблизился с крейсером на дистанцию 15—30 метров. Это, мол, вынудило USS Chancellorsville отказаться от посадки вертолета. Избегая возможного столкновения, крейсер дал полный ход и изменил курс.

572 бортовой номер корабля. Смотреть фото 572 бортовой номер корабля. Смотреть картинку 572 бортовой номер корабля. Картинка про 572 бортовой номер корабля. Фото 572 бортовой номер корабля

Действия российских моряков командование Седьмого флота ВМС США расценило как «небезопасные, непрофессиональные, противоречащие Международным правилам предупреждения столкновений судов в море (МППСС) и идущие вразрез с нормальной морской практикой».

Заявления же российской стороны о том, что именно американский крейсер совершил опасные маневры, грозившие столкновением с БПК, Клейтон Досс назвал «пропагандой».

В свою очередь, исполняющий обязанности министра обороны США Патрик Шанахан объявил, что Вашингтон планирует передать Москве ноту протеста по дипломатическим каналам в связи с инцидентом между кораблями двух стран. Шанахан не отказал себе в удовольствии публично еще раз повторить, что действия БПК «Адмирал Виноградов» являлись «небезопасными и непрофессиональными».

В России эти слова были восприняты с абсолютным спокойствием, что, в общем-то, неудивительно. Ведь именно так — «небезопасными и непрофессиональными» — в США уже традиционно характеризуют любые действия российских истребителей-перехватчиков, совершающих вылеты на сопровождение разведывательных самолетов НАТО, обнаруживаемых возле границ РФ.

Шансы врубиться

Куда больше интереса в России вызвали выложенные в Интернете американские фото- и видеоматериалы инцидента.

Две фотографии, сделанные, по всей видимости, с борта американского патрульного противолодочного самолета Boeing P-8 Poseidon, демонстрируют сближение USS Chancellorsville и идущего справа от него «Виноградова».

572 бортовой номер корабля. Смотреть фото 572 бортовой номер корабля. Смотреть картинку 572 бортовой номер корабля. Картинка про 572 бортовой номер корабля. Фото 572 бортовой номер корабля

На первом снимке видно, как БПК, ранее следовавший (судя по кильватерному следу) параллельным курсом с крейсером, внезапно повернул влево и начал сближение с USS Chancellorsville на контркурсах примерно под углом в 45 градусов.

Второй снимок: БПК кладет руль право на борт и избегает столкновения с крейсером. Расстояние между кораблями в момент их расхождения равно ширине USS Chancellorsville. Поскольку та, как мы помним, составляет 16,8 метров, значит примерно на таком же расстоянии «Виноградов» и разошелся с американским крейсером.

Если присмотреться к кильватерному следу БПК на втором снимке, то станет понятно: если бы «Виноградов» резко не отвернул, то у него имелись ненулевые шансы своим форштевнем и бульбом-обтекателем гидроакустического комплекса «Полином» под прямым углом врубиться в борт USS Chancellorsville.

То обстоятельство, что угол, под которым происходило сближение кораблей, на втором снимке изменился с 45 на 90 градусов, наводит на мысль, что USS Chancellorsville постепенно доворачивал вправо. То есть американский крейсер не уклонялся от российского БПК, а, напротив, подставлял ему свой правый борт.

572 бортовой номер корабля. Смотреть фото 572 бортовой номер корабля. Смотреть картинку 572 бортовой номер корабля. Картинка про 572 бортовой номер корабля. Фото 572 бортовой номер корабля

Теперь о видео. Оба ролика сняты с надстройки USS Chancellorsville и выложены в Сеть без звука.

Первый ролик показывает, как «Адмирал Виноградов» спокойно движется параллельным курсом справа от американского крейсера. На борту БПК нет никаких признаков того, что командование российского корабля расценивает ситуацию как чрезвычайную.

Второй ролик: «Виноградов», сблизившийся метров до двадцати с крейсером, проходит вдоль правого борта USS Chancellorsville, постепенно обгоняя «американца».

Чего-то «криминального» в этом маневре БПК усмотреть вряд ли получится. В конце концов, сближение на короткую дистанцию идущих параллельными курсами кораблей — это совершенно типовое упражнение как для вымпелов ВМФ России, так и для ВМС США. Оно неоднократно выполняется, например, во время отработки дозаправки кораблей на ходу.

Так что же произошло 7 июня то ли в юго-восточной части Восточно-Китайского моря, то ли в Филиппинском море?

«Два мира — два Шапиро»

Можно предположить, что «Виноградов» выполнял слежение за американской АУГ. В какой-то момент БПК попытался сблизиться с USS Ronald Reagan. Второй вариант — с американской атомной подлодкой, действовавшей в составе АУГ; но USS Chancellorsville воспрепятствовал действиям российского корабля, вынудив «Виноградова» отвернуть.

Любопытно, что в фото- и видеоматериалах американской стороны фигурируют лишь «Виноградов» и USS Chancellorsville. В кадр не попали ни другие корабли ТОФ (как минимум — «Адмирал Трибуц» и «Иркут», как максимум — «Варяг» и Ко), ни другие корабли ВМС США.

Почему не попали? Потому что отсутствовали на месте инцидента или потому что их появление в кадре могло заметно «подрубить» американскую версию событий?

Ответа на этот вопрос пока отсутствует.

Впрочем, опубликованные американские фотографии, а также видеоролики и без того не очень-то коррелируют с текстом заявления Клейтона Досса. Справедливости ради подчеркнем, что не сильно сопрягаются они и с сообщением пресс-службы ТОФ, до сих пор не опубликовавшей какие-либо собственные фото- или видеоматериалы произошедшего.

При этом российская и американская версии инцидента 7 июня различаются между собой настолько, что неизбежно вызывают в памяти знаменитую фразу «Два мира — два Шапиро». Несмотря на это обстоятельство, попытки разобраться в том, кто в инциденте 7 июня был прав, а кто виноват, не прекращаются.

Так, очень многие в России вспоминают правило 15 МППСС-72, которое гласит: «Когда два судна с механическими двигателями идут пересекающимися курсами так, что возникает опасность столкновения, то судно, которое имеет другое на своей правой стороне, должно уступить дорогу другому судну и при этом оно должно, если позволяют обстоятельства, избегать пересечения курса другого судна у него по носу».

Упирая на это правило, отечественные толкователи МППСС констатируют: USS Chancellorsville был обязан уступить «Виноградову» дорогу. Ну, а раз крейсер этого не сделал, то и вина за инцидент лежит на командовании USS Chancellorsville.

В ответ американцы напоминают, что крейсер в связи с ожидавшимся приемом вертолета был ограничен в маневре, а потому не мог выполнить правило 15 МППСС-72.

Правда, в этом случае на наиболее видном месте USS Chancellorsville должны были быть подняты специальные сигналы. Было ли это сделано американцами или нет, пока определить не представляется возможным. Но ВМС США и западная пресса продолжают настаивать на том, что вина за инцидент 7 июня целиком и полностью лежит на российских моряках.

Явный недостаток информации о случившемся пока лишает нас возможности провести детальный анализ действий сторон 7 июня. Тем не менее, не подлежит сомнению то обстоятельство, что столкновение БПК «Адмирал Виноградов» с крейсером УРО Chancellorsville могло бы обернуться тяжелейшими последствиями как для самих кораблей, так и для их экипажей. Что самым негативным образом сказалось бы на состоянии российско-американских отношений, и без того переживающих не самые лучшие времена.

Накал страстей раздут

— Павел Георгиевич, события 7 июня явно относятся к разряду провокационных действий. Что лежит в их основе?

— Случаи провокационных действий нередки. Они были всегда и будут всегда. В основе их лежит психология конкретных людей — командиров, старших на борту и прочих, считающих, что выполнение задачи слежения, поиска или просто расхождения при встрече в море должно быть ознаменовано неким знаком, являющимся эквивалентом известного восточно-европейского жеста в виде вытянутого среднего пальца.

— Вам приходилось лично сталкиваться с провокационными действиями на море?

— Приходилось. Например, я лично был свидетелем того, как американский крейсер УРО Ticonderoga в сопровождении эсминца проходил сквозь якорную стоянку кораблей 5-й оперативной эскадры ВМФ СССР в «точке 52» в апреле 1982 года. Советских кораблей там было вымпелов восемь во главе с крейсером «Жданов». Стояли они плотно — американцы буквально протискивались между бортами. С сигнального мостика «Жданова» я различал даже выражения лиц «партнеров».

572 бортовой номер корабля. Смотреть фото 572 бортовой номер корабля. Смотреть картинку 572 бортовой номер корабля. Картинка про 572 бортовой номер корабля. Фото 572 бортовой номер корабля

— Протест с советской стороны какие-то последствия возымел?

— Заявленный протест, насколько я знаю, американцы просто оставили без ответа, хотя опасность была очевидна: на кораблях 5-й ОПЭСК сыграли боевую тревогу с подачей боезапаса и выдвижением пусковых установок ЗРК. На флаги, семафоры и радиовызовы американцы не реагировали вообще.

— Можно ли показанную в американских видеороликах короткую дистанцию, разделяющую «Виноградова» с американским крейсером, рассматривать как опасную?

— Ничего страшного в таких дистанциях нет, при условии взаимного уважения и высокой готовности к действиям.

— Насчет «взаимного уважения» сторон 7 июня, как мне кажется, имеются сомнения. С учетом группы «пляжников» на вертолетной площадке «Виноградова», высокая готовность к действиям тоже находится под вопросом… Инцидент 7 июня тянет на серьезное ЧП, или же для флотов России и США это рядовое событие?

— Я бы расценил это событие как периодически повторяющееся — без эмоциональной оценки. Накал страстей явно раздут.

Нарушение духа МППСС

— Мог ли «Виноградов» иметь приказ командования сблизиться с американским авианосцем?

— Думаю, что прямого приказа сближаться не было. Командир корабля мог иметь распоряжение о проведении разведки в отношении авианосца. В соответствии с этим распоряжением он принял решение, которому и следовал.

572 бортовой номер корабля. Смотреть фото 572 бортовой номер корабля. Смотреть картинку 572 бортовой номер корабля. Картинка про 572 бортовой номер корабля. Фото 572 бортовой номер корабля

Как правило, момент выхода на визуальный контакт с объектом разведки или слежения сопровождается сближением с ним на дистанцию фотографирования, проходом вдоль борта на встречных курсах с последующим занятием позиции слежения на кормовых курсовых углах в диапазоне дистанций 15—50 кабельтов. Вполне возможно, что «Виноградов» следовал этому алгоритму.

— Чье описание случившегося, на ваш взгляд, больше соответствует истине: пресс-службы ТОФ или представителя Седьмого флота ВМС США?

— Описание пресс-службы ТОФ не содержит никакой информации, которую можно было бы использовать для анализа ситуации. Американские источники дают некую картину происходящего, но она отражает не столько объективную реальность, сколько представление американской стороны о происшедшем.

— Можно ли на основе опубликованной к этому часу информации сделать вывод о том, чей корабль несет большую часть ответственности за случившееся: наш или американский? Или однозначный ответ на этот вопрос невозможен?

572 бортовой номер корабля. Смотреть фото 572 бортовой номер корабля. Смотреть картинку 572 бортовой номер корабля. Картинка про 572 бортовой номер корабля. Фото 572 бортовой номер корабля

— Однозначный ответ невозможен. Объективно мы имеем несколько фото- и видеофайлов. Из них можно понять, что ситуация, оговоренная правилом 13 МППСС-72, в которой «Виноградов» — обгоняющий и, как следствие, имеющий обязательства в отношении обгоняемого, вдруг превращается в ситуацию правила 15, когда «американец» наблюдает помеху справа и обязан уступить дорогу. Вместо этого крейсер подворачивает вправо, и опасность столкновения нарастает стремительно.

— Для БПК это явно стало неприятным сюрпризом.

— Думаю, что американцы уже поджидали «Виноградова» на этом курсе, постепенно принимая вправо. Если это так, то нарушение духа МППСС с их стороны налицо — правила требуют, чтобы любое изменение курса было заметно на радаре.

Таким образом, можно констатировать — рекомендациями МППСС-72 пренебрегли обе стороны, что не является особой новостью во взаимоотношениях кораблей отечественного ВМФ и ВМС США.

— То есть такое уже бывало раньше?

— Разумеется, бывало. Вспомним хотя бы знаменитый черноморский маневр «вытеснения за пределы тервод» в феврале 1988 года. Пора бы уже привыкнуть, что МППСС-72 во взаимоотношениях морских боевых единиц — это не более чем рекомендации, которые забываются сразу после получения боевого приказа.

572 бортовой номер корабля. Смотреть фото 572 бортовой номер корабля. Смотреть картинку 572 бортовой номер корабля. Картинка про 572 бортовой номер корабля. Фото 572 бортовой номер корабля

«Командир корабля обязан…»

— Думаю, что помимо упомянутых вами событий 1988 года, можно вспомнить и события июня 2016-го, когда в Средиземном море эсминец УРО USS Gravely (DDG-107) допустил опасное сближение с российским СКР «Ярослав Мудрый». Правда, тогда наши оперативно опубликовали видеозапись опасного маневрирования американского корабля, так что в позиции оправдывающихся оказались ВМС США… Кстати, указывается ли в межправительственных соглашениях минимальная дистанция, на которую допустимо сближение с иностранным боевым кораблем?

— Межправительственные соглашения 1970-х годов не содержат значений минимальных дистанций сближения и прочих критериев безопасного мореплавания, что позволяет кораблям выполнять поставленные задачи и противодействовать их выполнению противной стороной, невзирая на сообщения пресс-служб, яркие замечания в Twitter и едкие комментарии в Facebook.

Вместе с тем, командиром 2-й дивизии СФ контр-адмиралом Геннадием Ревиным инцидент 7 июня охарактеризован как «лихачество» со стороны командира «Виноградова». Это очень важная оценка авторитетного и очень осторожного командира с огромным опытом действий в подобных ситуациях.

— Как можно подытожить случившееся?

572 бортовой номер корабля. Смотреть фото 572 бортовой номер корабля. Смотреть картинку 572 бортовой номер корабля. Картинка про 572 бортовой номер корабля. Фото 572 бортовой номер корабля

— Мой вывод следующий: на мнение американской стороны надо наплевать по принципу «сами такие», но на ТОФ внутренний разбор с оргвыводами необходим. Не так много у нас кораблей проекта 1155, чтобы жертвовать ими ради внеочередного звания/внеконкурсного поступления в ВМА командира, явно пренебрегшего требованиями не МППСС, а статьи Корабельного Устава ВМФ, которую мы все заучивали наизусть.

Она начинается словами «Плавая в узкостях, вблизи навигационных опасностей…», а заканчивается так: «…Командир корабля обязан соблюдать все меры предосторожности, выработанные морской практикой и установленные международными и местными правилами плавания».

— Как мне кажется, на сегодня к этому нечего добавить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *