105 бортовой номер корабль
Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него
Есть мнение, что Россия — морская держава. Морской державе пристало хранить традиции, иметь памятные места и хранить корабли с историческим прошлым, и, как пример и как это практикуется, в качестве музеев или учебных судов.
С кораблями-музеями у нас, честно говоря, слабовато. Их всего 11, считая макеты-копии. Плюс еще 7 подводных лодок. Слабовато, если честно, для такой огромной страны. Надо бы побольше, ибо где еще, как не на таком корабле-музее, поднимать интерес пацанов к флоту?
Крейсер «Михаил Кутузов» стал двенадцатым кораблём проекта 68-бис. Заложен он был в феврале 1951 года на Николаевском судостроительном заводе и спущен на воду 9 августа 1954 года. После прохождения ряда испытаний корабль был введён в состав Черноморского флота. Зоной его ответственности стали Средиземное и Чёрное море, а также центральная Атлантика, где «Михаил Кутузов» нёс службу вплоть до вывода из боевого состава в 1998 году. К этому моменту корабль прошёл 211 900 миль.
«Михаил Кутузов», будучи весьма красивым и представительным кораблем, сделал себе, помимо военной, еще и политическую карьеру и стал местом встреч на самом высоком уровне. Его гостями в разные годы были президент Индонезии Сукарно, глава Египта Абдель Насер, король Эфиопии Хайле Селассие I, шах Ирана с супругой и другие сильные мира сего.
Официально «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооружённых конфликтах в ходе Арабо-израильской войны, в 1967 и 1973 годах. Оба раза он находился в порту Александрия в качестве командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Прямого участия в боевых действиях крейсер не принимал, но сам факт его нахождения в Александрии был гарантом мира.
Нападение на «Михаил Кутузов» было бы равнозначным нападению непосредственно на СССР. Отчасти именно поэтому налёта на александрийский порт удалось избежать.
Сегодня «Михаил Кутузов» — корабль-музей. По крейсеру проводят экскурсии, но вот именно над кораблем-музеем что-то сгущается. То ли тучи, то ли свет в конце тоннеля.
Идея заключается в том, что крейсер обязан вернуться в Севастополь, откуда его увели в 2001 году, когда истекал срок аренды нашей базы. Были серьезные опасения, что корабль пойдет под разделку на металл. Так, собственно, «Кутузов» и оказался в Новороссийске. И уже там стал музеем.
Сегодня довольно большая инициативная группа, в которую входят такие известные люди, как адмиралы В.Н. Чернавин, И.В. Касатонов, контр-адмирал Е.А. Кобцев, контр-адмирал А.И. Аладкин, адмирал В.А.Кравченко, вице-адмирал В.Д. Рязанцев, контр-адмирал А.П. Гринкевич, контр-адмирал В. Урывский, вице-адмирал Р.А. Голосов, ратует за возвращение крейсера обратно в Севастополь.
Мотивация проста: крейсер обязан вернуться обратно в город-герой Севастополь, чтобы стать там частью исторического наследия. Мнения и доводы высказываются разные, некоторые в исполнении севастопольцев читать даже неприятно, как, например, Стефановского.
Замечу в пику Стефановскому, что Новороссийск — такой же город-герой, как и Севастополь. И такой же город воинской славы. Вот только его не сдали в Великую Отечественную войну. И кровь тех, кто защищал Новороссийск, ничем не отличалась от крови защитников и освободителей Севастополя. И этот город не менее достоин, чтобы в нем был свой корабль-музей.
Но вернемся к «Михаилу Кутузову», тем более, что всего неделю назад я посетил его в качестве экскурсанта.
Конечно, хотелось сделать более подробный обзор корабля, со всеми подробностями, но дирекция музея совершенно не захотела пойти нам навстречу. И предложила пробивать разрешение через руководство ВМФ в Санкт-Петербурге. Так что мы попросту не успели, что, может быть, и к лучшему. Посетивши корабль на общих основаниях, проще сделать некоторые выводы.
Какие выводы мы сделали? А не очень хорошие.
Крейсер находится далеко не в прекрасном состоянии. Да, экскурсоводы говорят о недостатках финансов, но кто об этом не говорит сегодня? Но кораблю однозначно требуется хороший ремонт. Вызывает удивление и ржавчина на палубах, и откровенно пришедшее в негодность деревянное покрытие.
Сама экскурсия по кораблю в стиле «галопом по европам». Без претензий к экскурсоводам, все они люди, однозначно влюбленные в корабль и знающие его историю и морскую тематику. Но неужели нельзя сделать более масштабную экскурсию, пусть и за большие деньги?
Верхняя палуба с обзором артиллерии, корабельный колокол, минное вооружение. Далее лекция в кают-компании корабля (весьма интересная, кстати) и пробежка (других слов нет) по некоторым внутренним помещениям. Камбуз, кубрик, медпункт, один из боевых постов и кубрик для бытовых нужд. Все. Честно — меньше чем мало. Такой огромный корабль, по нему можно было бы водить часа два, и было бы интересно. А так — получасовая пробежка.
На палубе печаль и почти сгнившие доски обшивки
Корабельный колокол склянок не отбивает, но услышать его во время экскурсии можно
100-мм универсальные орудия
37-мм зенитные автоматы. Единственное, что можно изучить вплотную
АК-230. Результат модернизации
Кают-компания крейсера
Каюта офицерского состава
Один из постов управления
Корабельный медпункт
Матросский кубрик. Крутой, с иллюминаторами.
Камбуз и один из корабельных котов на вахте
КБУ. Каюта бытовых услуг.
Мне ситуация с «Кутузовым» напомнила многие музеи в нашей стране. Где стоят макеты танков с заваренными люками, а экскурсоводы водят народ вокруг и что-то там вещают. Прошлый век, короче. Слияния с кораблем не вышло, к сожалению.
Для пацанов, которым дали повертеть штурвальчики управления 37-мм установкой ПВО, радости было много. Для людей более искушенных — только удивление.
Какое может быть будущее у крейсера?
Можно продолжать играть роль одной из немногих достопримечательностей Новороссийска. До полного обветшания и окончательного списания. На сколько лет хватит «Михаила Кутузова», сказать не берусь, но рано или поздно конец все равно придет. Море — это не бетонный постамент все-таки.
Можно сделать капитальный ремонт корабля. Но это однозначно не в Новороссийске. Местные судоремонтные заводы не в состоянии обслужить этот корабль. Значит, Морской завод или что-то подобное. В Крыму. А там и до Севастополя несколько ближе, чем обратно в Новороссийск…
Кроме того, в Севастополе есть и Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П. С. Нахимова, и филиал Нахимовского военно-морского училища. Вряд ли курсантам и нахимовцам помешал бы учебный корабль, подобный «Михаилу Кутузову». В том случае, если он пройдет капитальный ремонт и снова будет в состоянии совершать походы пусть не в Атлантику и Средиземноморье, а хотя бы по Черному морю.
И, кстати, с уходом для корабля проблем не будет.
А по выходным корабль вполне может стоять где-то на рейде и работать музеем. Как действительный корабль, а не макет с доступом в единичные помещения.
В любом случае, это хорошее продолжение жизни крейсера.
Кроме того, имя фельдмаршала Кутузова для Крыма не чужое. Михаил Илларионович воевал в тех местах вместе с Суворовым, и воевал хорошо.
А что с Новороссийском?
А Новороссийску обязательно нужно выделить что-то взамен. Город не богат на столь значительные памятники, поэтому просто взять и увести оттуда «Михаила Кутузова» мягко говоря, некрасиво.
Возможно, «Керчь» вполне подойдет.
4 ноября 2014 года, на БПК «Керчь» произошёл пожар, повредивший ряд кормовых отсеков. По результатам работы комиссии, расследовавшей происшествие, принято решение о списании и утилизации корабля в 2015 году. Позднее утилизация БПК «Керчь» была временно отложена с его переводом в резерв в качестве корабля подготовки плавсостава и плавучего штаба ЧФ. В июле 2015 года появилась официальная информация о повторной ревизии корабля с целью решения вопроса о его восстановлении.
Над кораблём шефствуют: Юго-Восточный административный округ Москвы, администрация Белгорода и администрация Красноармейского района Волгограда. Решением начальника Генерального штаба 18 августа 2015 года БПК «Керчь» выведен из боевого состава Черноморского флота и помещен в разряд военного имущества, с последующим расположением в нем военного музея Черноморского флота.
Почему музей ЧФ не может стоять в Новороссийске? Кроме того, «Керчь» изрядно моложе «Кутузова», и при такой поддержке корабль явно еще долго сможет радовать посетителей из числа жителей Новороссийска и гостей города, если организовать процесс должным образом, а не как сейчас на «Кутузове».
Вопрос в том, что у проекта перевода «Кутузова» есть и противники. Весь вопрос в том, кто одержит верх в битве за крейсер.
В любом случае, надо что-то менять. Конечно, хотелось бы, чтобы крейсер был отремонтирован и еще послужил. Что музеем, что учебным кораблем. Но в любом случае не так, как сегодня поставлено дело в Новороссийске.
Наш 105-й.
Предыстория:
Идея написания этой статьи, пришла, благодаря участнику нашей группы в одном из наших акаунтов в социальной сети. Очень порадовало, что и сейчас многих интересует история и точность исторических фактов, нашего любимого города. Указывать кто «виновник», создания статьи не будем, он думаю и так догадается.
В общем эта статья, которая представляет из себя сборник всей информации, что мы нашли о нашем 105-м, для тех кто любит наш город и интересуется его историей, а крейсер уже давно стал его частью.
Ну и в завершение, статья будет постоянно пополняться вновь найденными материалами.
Про неоднозначную историю корабля :
01-31.6.1967 г. и 01.8-31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а 1.3-31.07.1970 г. — вооруженным силам Сирии.
В 1986-1989 гг. крейсер был модернизирован по проекту 68А. Исключен из состава ВМФ 03.07.1992 г., находился на отстое в Севастополе, рассматривался вопрос о создании на нем музея или продаже на слом. 23-25 августа 2001 г. был переведен в Новороссийск и 28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей.
1955 Участие в спасении экипажа линкора «Новороссийск», погибло 32 члена экипажа крейсера.
1961 г. на борту крейсера «Михаил Кутузов» снимался фильм: «Увольнение на берег» с участием Владимира Высоцкого.
Для того, чтобы читатель этой публикации: «странички жизни Виктора Шулепова» проникся атмосферой введения во Флот, предлагаю небольшое лирическое отступление.
Из воспоминаний В. Высоцкого:
«….Этот фильм мы снимали на крейсере «Кутузов», флагмане Черноморского флота. Снимали в Севастополе. Я жил там целый месяц. Спал в кубрике, учился драить палубу. Мы снимали наказание, поэтому мне надо было научиться драить палубу и еще кое-что погрязнее. »
1994 Ветераны крейсера выступили с инициативой сохранить единственный и последний в ВМФ России артиллерийский крейсер как исторический центр широкого профиля — как центр военно-исторической, патриотической, ветеранской и зкскурсионно-туристической работы.
1996 Директивой ГШ ВМФ от 26.12.96 г. № 730/1/2273 предусмотрено использовать крейсер как корабельный центр военно-патриотического воспитания и истории Отечественного флота. В связи с отсутствием средств оставить на ответственном хранении в составе ЧФ в главной базе флота в городе Севастополе.
2001 Директивой ГК ВМФ РФ от 3.08.2001г. № 35 крейсер определен филиалом военно-морского музея КЧФ и перебазирован в город Новороссийск 23 августа 2001 года.
28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей.
«…Через несколько недель адъютант командующего сообщил нам, что на флот пришла директива ГК ВМФ с решением реализации крейсера как госимущества на металл (мы говорили — «на иголки»). Даны указания управлениям и отделам флота.Лука Петрович и я быстро набросали текст обращения, начав его фразой: «Глубокоуважаемый Евгений Максимович!». На компьютере я набрал текст на нашем специальном бланке, на котором вверху слева силуэт крейсера, справа — его герб, и на принтере отпечатал. Обращение тут же вложили в конверт и через проводника поезда отправили в Москву, где уведомленное нами доверенное лицо его получило.Через день утром Евгений Максимович Примаков, премьер-министр России, видит наше письмо на своем рабочем столе, читает его и велит секретарю соединить его с Главнокомандующим ВМФ, а тому говорит приблизительно следующее: «Я вашу директиву на Черноморский флот о реализации крейсера «Михаил Кутузов » на металл отменяю, оставить его в составе флота в качестве корабля – музея». Так буднично было, наконец, принято окончательное решение о дальнейшей судьбе крейсера, решение, которое не могли теперь оспорить ни ГК ВМФ, ни МО России».
2010 — в Новороссийске проходят съёмки телесериалов «Морские дьяволы-5» и «Морпехи».
В съёмках участвуют и моряки Новороссийской Военно-Морской Базы, некоторые из эпизодов снимаются на стоящем у Морвокзала крейсере «Михаил Кутузов».
В съёмках фильмов принимает участие каскадер С. Морин из центра каскадёров «Трюк».
В настоящее время ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ», одно из крупнейших российских бюро по проектированию морских портов, опубликовало тендер на выполнение расчетов раскрепления крейсера «Михаил Кутузов» на временной рейдовой стоянке. Как сообщили в пресс-службе Военно-морского музея, впоследствии корабль не потеряет своих музейных функций. В то же время ремонт крейсера времен «холодной войны» в ближайшие годы производится не будет. По сообщению СМИ, вопрос о перебазировании «Михаила Кутузова» обсуждался на заседании Морской коллегии при правительстве РФ 26 июня 2014 года. Ранее на освобождении 33-го причала Новороссийского порта настаивало Министерство транспорта России, называя стоянку крейсера «нецелевым использованием».
2012 В Новороссийске в день празднования 229-й годовщины Черноморского флота (ЧФ) воспитанники военно-патриотического Центра детского дополнительного образования «Радуга» (станица Брюховецкая) Краснодарского края впервые на борту крейсера-музея «Михаил Кутузов» провели радиоэкспедицию. В радиоэфире прозвучали поздравления с годовщиной Черноморского флотах, 67-й годовщиной Победы, а также с Днем радио. В течение всего дня школьники и моряки вели трансляцию программ об истории ЧФ, об изобретателе радио — А.С. Попове и его роли в создании системы связи для военно-морского флота страны. Проведение радиоэкспедиции направлено на расширение и укрепление связей между общественными организациями, учебными заведениями и воинскими частями, на повышение престижа воинской службы. Всего в мероприятии приняли участие более 100 воспитанников центра «Радуга» и моряков–черноморцев Новороссийской военно-морской базы.
2015 Принято решение о реконструкции крейсера в городе Севастополе, после чего он снова прибудет в Новороссийск, однако будет находиться на новом месте. Место обсуждается.