011 корабль бортовой номер
Чего вы не знали о бортовых номерах кораблей?
Бортовой или тактический номер (tactical number) – это трехзначное число на борту корабля, которое является его тактическим идентификатором. Обычно его назначают на несколько лет, и время от времени меняют по приказу свыше.
Интересно то, что этот номер назначается абсолютно без какой-либо логики или систематизации: безотносительно к классу, проекту корабля и флоту, которому он принадлежит. Это абсолютно случайный набор цифр для каждого корабля.
Такие номера в ВМФ СССР появились, чтобы запутать США. Большая часть кораблей строились ( и строятся) серийно, а потому, определить какой корабль на учении, в боевом походу и т.д визуально очень сложно. Более того, по этому номеру было невозможно определить, сколько кораблей проекта на вооружении.
Кстати, эти две черты: отсутствие логики в назначении и периодическая смена номера – главное отличие российского бортового номера от западного.
Термином «tactical number» называют именно российский бортовой номер за пределами России. В США, например, бортовой номер называют “hull number” и в нем используются еще и буквы. В использовании номера тоже есть существенное отличие — на западе его дают единожды, еще при заказе, и изменить могут только при изменении назначения или переквалификации корабля.
Беляев А. Об именах, бортовых и тактических номерах кораблей
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его, тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…
Переводя известные пушкинские строки на язык современных технико-бюрократических понятий и форм, сосредоточимся на следующем:
— имя технического объекта, в данном случае корабля ВМФ, – его непременный атрибут;
— по имени объекта, вскрытое в некотором описании, могут быть установлены, по крайней мере, факты его присутствия в тех или иных событиях в различные периоды времени;
— имя технического объекта нередко представляет собой структурно составной идентификатор;
— идентификатор в данном случае есть цифробуквенное обозначение, а также действительное или условное имя объекта, обеспечивающие установление его уникальности и отождествление для различных условий жизненного цикла и условий обстановки.
Если любезного читателя не смутил сей авторский волюнтаризм, продолжим.
Корабли 1-2 ранга традиционно обладали именами собственными, которые наносились на борта. Например, ракетный крейсер «Варяг», артиллерийский крейсер «Мурманск», большой противолодочный корабль «Адмирал «Нахимов», эсминец «Быстрый» и т.д.
Назначаемый на ограниченный период цифровой идентификатор корабля не имел определенной систематизации относительно класса, типа проекта корабля, или оперативного объединения — то есть, имел по существу случайный характер. Это было связано со стремлением запутать вероятного противника в оценке общего количества кораблей в серии, а также, в частности, затруднить для его разведки идентификацию советских кораблей в боевых порядках отрядов. Идентифицировать отдельный корабль серии только на основе визуального наблюдения или аэрофотосъемки было далеко не всегда возможно.
Добавляло путаницы «супостату» и использование в советском ВМФ назначенных штабом кораблям отряда на поход так называемых тактических номеров. Эти номера использовались в штабных документах, оперативной связи (в том числе незащищенной) и никак не соответствовали бортовым номерам тех же кораблей.
В отечественном ВМФ, в отличие от флотов остального мира, тактические номера иногда числят как бортовые. Термином «тактический номер» для подводных лодок, например, обозначали и литерно-цифровой шифр (выше упомянутый как имя ПЛ), присваиваемый им на постоянной основе, то есть аналогично бортовому номеру в «западном» понимании. Например, подводная лодка «Ленинский комсомол» имела тактический номер «К-3» (позже в связи с переклассификацией лодки из крейсерской в большую её тактический номер был изменён на «Б-3»). В советские времена тактические номера ПЛ считались секретным и не подлежали разглашению. Металлическая табличка с тактическим номером устанавливалась в ограждении рубки с внутренней стороны так, чтобы она не просматривалась извне.
Заметим, что в ВМФ России бортовые номера кораблей централизованно меняли только дважды — в 1992 и 1996 годах. В Корабельном же уставе ВМФ России есть статья, в соответствии с которой: «Перед выходом в море командир соединения кораблей ставит командирам кораблей задачу на поход, знакомит их с обстановкой на переходе, указывает походный порядок, место каждого корабля в нём и его тактический номер».
Исходя из этого, «запутывающие супостата» (и не только) пересечения понятий «бортовой номер» и «тактический номер» отечественных кораблей несложно отделить одно от другого. Соответственно, остается «перевести» остальные четверостишья пушкинского творения в данном случае на понятный флотский язык.
Имя собственное корабля в том или ином виде, а также его изменяемый во времени бортовой номер, в единой связке образуют своеобразные маркеры на историческом пути корабля. Худо лишь то, что перечни бортовых номеров на этом пути не всегда приживаются в действительной реальности. Даже в архивах. Поэтому пытливый исследователь, неравнодушный к Флоту, может в своих изысканиях невольно ошибаться в «расшифровке» не только деталей и нюансов, но и собственно событий. К счастью, в эпоху интернета и свободного доступа к его информационным ресурсам решение этой проблемы иногда значительно упрощается. Время от времени на поверхность всплывают забытые или утраченные официальными источниками свидетельства минувших событий, фото, кино и прочие документы. В том числе по корабельному составу и его деятельности.
Посмотрим, как в общих чертах выглядели результаты подобной работы на этапе подготовки материалов для книги «Краснознамённый «Киев». Хроники авианесущего крейсера»:
На этом пути, разумеется, могут быть и неточности, и ошибки. Как, впрочем, и в любом другом творческом поиске. Однако, как известно, дорогу осилит идущий.
В завершение и для пространственной что ли полноты картины отметим попутно следующее. В частности, в ВМС НАТО как «tactical number» традиционно воспринимают именно бортовые номера кораблей ВМФ.
В США же, к примеру, бортовые номера кораблей числятся как «hull number». В ряде случаев в них помимо двух или одной цифр используются еще и буквы. В использовании бортового номера «у них» тоже есть особенность, отмеченная выше, — «hull number» дают единожды, еще при заказе корабля и никогда не меняют, не считая крайне редких случаев переквалификации корабля.
Корвет имени героически погибшего матроса ТОФ сошел со стапелей в Комсомольске-на-Амуре (ФОТО)
Сегодня, 12 сентября, в Комсомольске-на-Амуре спустили со стапелей корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов», названный в честь матроса Тихоокеанского флота, спасшего ценой своей жизни при пожаре в 2010 году эсминец «Быстрый» и сотни членов экипажа. Торжественная церемония состоялась на Амурском судостроительном заводе.
Как сообщили корреспонденту VL.ru в пресс-службе ПАО «АСЗ», в эти минуты на предприятии со стапелей сошел новый многоцелевой корабль проекта 20380. По заводской традиции, церемония проводилась в торжественной обстановке в присутствии представителей командования ТОФ, членов экипажа, кораблестроителей. Также на праздничное событие для военных моряков и работников завода прибыли родственники Героя России Алдара Цыденжапова, в честь которого назван новый корабль. Все они стали свидетелями момента, когда корабль вышел из цеха в достроечный док в реке Амур, а выбранная в качестве невесты корабля сотрудница предприятия Анна Сбичакова разбила о борт на удачу бутылку шампанского.
Новому кораблю присвоен бортовой номер 339. Его ждут достройка и оснащение вооружением, после чего пройдут заводские ходовые и государственные испытания.
Строящийся корвет относится к проекту 20380, как и уже поступившие на Тихоокеанский флот корабли «Совершенный» и «Громкий». «Алдар Цыденжапов» также предназначен для выполнения задач по охране ближней морской зоны, сопровождения конвоев и поддержки десанта. Корабль будет иметь на вооружении управляемые ракеты Х-35 «Уран», а также артиллерийское вооружение, системы противолодочной и противовоздушной обороны. Кроме того, годом ранее представители командования ТОФ сообщали, что в процессе строительства военные и корабелы пытаются модернизировать проект. Так, новый корвет, в отличие от первых двух, построенных на предприятии Комсомольска-на-Амуре, будет иметь новые радары. Вместо вращающегося антенного блока на мачте будут функционировать новые стационарные полотна решетчатого типа. Новый радар должен дать возможность оператору получать непрерывную картинку, в то время как при использовании старых блоков картинка прерывалась по мере вращения антенн. Новые радиолокаторы позволят кораблю видеть дальше, а также засекать и идентифицировать низколетящие малые цели, несмотря на помехи.
Отметим, по морским канонам корветы, как и в советскую эпоху сторожевые корабли, не принято называть именами людей. Как правило, наименование для такого класса кораблей подбирается из прилагательных. Например, «Совершенный» и «Громкий». Однако для увековечивания памяти молодого матроса Тихоокеанского флота было решено сделать исключение.
Военнослужащий Алдар Цыденжапов из поселка Агинское был первым матросом, кому со времен Великой Отечественной присвоили звание Героя России. В 2009 году, попав на службу по призыву, он проходил обучение в Учебном центре ВМФ во Владивостоке, после чего по распределению попал на эскадренный миноносец «Быстрый». В сентябре 2010 года во время вахты матрос сумел предотвратить пожар в машинном отделении, который случился всего за несколько часов до выхода в море. В тот роковой для Алдара день на эсминце взорвался топливный трубопровод, горючее под огромным давлением хлынуло в отсек и вспыхнуло от искры. Тогда корабль рисковал взлететь на воздух в считаные минуты.
Передача Тихоокеанскому флоту нового корвета, названного в честь Алдара Цыденжапова, запланирована на 2020 год.
Напомним, 2017 году впервые в истории новейшей России Тихоокеанский флот получил новый надводный корабль. Им стал корвет «Совершенный», через полтора года на ТОФ зачислили корвет «Громкий».
Водоизмещение – 1800 т (стандартное), 2220 т (полное);
Длина – 90 м (по КВЛ), 104,5 м (наибольшая);
Ширина – 11,1 м (по КВЛ), 13 м (наибольшая);
Осадка – 3,7 м (средняя), 7,95 м (наибольшая с бульбом);
Двигатели – четыре дизеля 16Д49, два вала, два пятилопастных гребных винта;
Мощность – 23 320 л. с. (17 140 кВт);
Скорость хода – 27 узлов (50 км/ч) (полная);
Дальность плавания – 3500-4000 миль на 14 узлах;
Автономность плавания – 15 суток (по запасам провизии);
011 корабль бортовой номер
Тяжелый Авианесущий Крейсер
Корабль предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям противника в составе группы кораблей и во взаимодействии с другими силами флота.
В 2000г. продан частной фирме в Китае и уведён в Шанхай, где прошёл переоборудование под плавучий туристический развлекательный центр.
В 1998г. продан китайской компании и после проведения комплекса работ с 2000г. используется в качестве музея и развлекательного центра в порту Шэньчжэнь города Гонконга.
Бортовые номера: 015(1978), 130(1978), 042(1979), 117(1981), 011(1981), 025(1983), 038(1991), 015(1991). Списан: 1993г.
1 октября 1990г. вошёл в состав 44 дивизии противолодочных кораблей и переименован в « Адмирал Флота Советского Союза Горшков ». 5 марта 2004г. крейсер исключён из боевого состава ВМФ РФ.
Бортовые номера: 111(1986), 103(1988), 079(01.1989), 091(1990), 069(1995). Списан: введён в состав ВМС Индии в качестве авианосца «Викрамадитья».
В Севастополе, 9 мая 1983г. принял участие в параде. 14 мая 1983г. в сопровождении ЭМ « Находчивый » и БПК « Сдержанный » вышли из Севастополя и начали переход вокруг Европы.
В августе 1983г. принял участие в учениях «Магистраль-83» и «Океан-83». 17 октября 1983г. начал переход из Североморска вокруг Европы, Африки и Азии к месту постоянного базирования на ТОФ. В 1984г. участвовал в учениях «Голубая стрела» и «Длинная осень». Весной 1985г. приял участие в учениях Тихоокеанского флота в районе Гавайских островов. В июне 1985г. вместе с СКР « Ревностный » и СКР « Порывистый » участвовал в поисковой операции в Японском море.
Всего за время службы с палубы корабля было совершено 1900 взлётов самолётов и 2300 — вертолётов.
Бортовые номера: 137(1981), 018(1984), 028(1988), 010(1988), 028(1991). Списан: 1993г.
Сравнительные характеристики:
«Новороссийск»
«Баку»
«Киев» и «Минск»
16 самолетов Як-38.
18 вертолетов Ка-27.
16 самолетов Як-38.
19 вертолетов Ка-27
3 вертолёта Ка-25
16 самолетов Як-38.
18 вертолетов Ка-27.
4 х 2 ПУ ПКРК «Базальт» (16)
2 х 2 ПУ ЗРК «Шторм» (96)
6 х 2 ПУ ПКРК «Базальт» (24)
4 х 2 ПУ ПКРК «Базальт» (16)
2 х 2 ПУ ЗРК «Шторм» (72)
2 х 2 ПУ ЗРК «Оса-М» (40)
2 х 6 ПУ ЗРК «Кинжал» (96)
4 х 6 ПУ ЗРК «Кинжал» (192)
2 х 2 76,2-мм АК-726 орудия
8 х 6 30-мм АК-630 орудий
2 х 1 100мм АК-100 орудия
8 х 6 30мм АК-630 орудий
2 х 2 76,2-мм АК-726 орудия
8 х 6 30-мм АК-630 орудий
1 х 2 ПУ ПЛРК РПК-1 (16 ракето-торпед)
2 х 12 РБУ-6000 (129 РГБ-60)
2 х 10 РБУ-12000
1 х 2 ПУ ПЛРК РПК-1 (16 ракето-торпед)
2 х 12 РБУ-6000 (129 РГБ-60)
2 х 5 533-мм ТА
Тяжелый авианесущий крейсер Рига.
В мае 1991г. временно вошёл в состав 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ. В декабре 1991г. крейсер совершил переход вокруг Европы на Северный флот, где был включён в состав 43 дивизии ракетных крейсеров с базированием в Видяево. 1 апрелоя 1992г. приказом командующего СФ включён в число кораблей первой линии. В 1998г. принимал участие в крупных учениях Северного флота. В 2000г. участвовал в операции по спасению АПРК «Курск».
С 22 сентября по 22 октября 2004г. в составе корабельной авианосной группы из 9 кораблей Северного флота, включавшей тяжёлый атомный ракетный крейсер « Пётр Великий », ракетный крейсер « Маршал Устинов », эскадренный миноносец « Адмирал Ушаков » и суда обеспечения участвовал в походе в Северную Атлантику. С декабря 2008г. по февраль 2009г. выполнял задачи дальнего похода в Средиземном море и в Атлантическом океане, совершил заходы с дружественным визитом в порты Тартус (Сирия) и Мармарис (Турция).
В сентябре 2009г. на корабле успешно прошли государственные испытания самолеты МИГ-29К и МИГ-29КУБ. С 6 декабря 2011г. по 16 февраля 2012г. корабль в составе корабельной авианосной группы выполнял задачи дальнего похода в акватории Баренцева, Норвежского, Северного, Средиземного морей, в Атлантическом океане.
Бортовые номера: 111(1989), 113(1990), 082, 062, 063(1995).
Технические характеристики.
Водоизмещение (полное), т
55000
Главные размерения, м
302,3*72,3*9,14
Энергетическая установка
паротурбинная
Мощность паровых турбин, л.с.
4*50000
Скорость полного хода, уз.
Дальность плавания, мили
3850 (29 уз.), 8500 (18 уз.)
Экипаж, чел.
1960
Автономность, сут.
Вооружение.
Ракетное вооружение:
— ПКРК «Гранит»
12 ПУ (12 ПКР)
Зенитное ракетно-артиллерийское вооружение:
— ЗРК «Клинок»
— ЗРАК «Каштан»
— 30-мм ЗАК АК-630
24 ПУ (192 ЗУР) верт. пуска
256 ЗУР и 4800 выстрелов
8*6 (24000 выстрелов)
Противолодочное вооружение:
— комплексная система ПЛО и ПТЗ «Удав-1»
— РГБ
Авиационное:
— самолеты Су-27 (Су-33) / вертолеты Ка-27
12/24
Тяжелый авианесущий крейсер Варяг.
В 1995г. корабль был исключён из списков флота России и передан заводу-изготовителю в счёт долгов. В 1998 г. был продан китайской фирме.
Более подробную и наглядную информацию можно подчеркнуть из представленного видео. Большое спасибо телеканалу «Звезда» и студии «Крылья России»
Авианесущие корабли Советского Союза. Фильм 1я и 2я части (2012).
Ударная сила №163: «Щит авианосца» (11.11.2008)
Гром над палубой. Судьба авианосца.
011 корабль бортовой номер
ПОДРОБНОСТИ О КАЖДОМ КОРАБЛЕ
«Удалой» (строительный N 111, Калининград) Заложен- 16 июля 1977 года, спущен на воду- 5 февраля 1980 г, вступил в строй Северного флота 31 декабря 1980 г.
Бортовые номера за период службы: 444 (с 1980 г.), 480 (с 1981), 695 (с 1983), 656 (с 1985), 630 (1987), 612 (с 1990), 637 (с 1993).
26-30.03 1984 г. нанес визит в Гавану (Куба). В 1988-1990 г. прошел ремонт в Кронштадте.
«Вице- адмирал Кулаков» (стр. N 731, Ленинград) Заложен- 5 ноября 1977 г, спущен- 8 мая 1980 г, вступил в строй Северного флота 10 января 1982 г.
Бортовые номера: 401 (с 1981), 623 (с 1983), 659 (с 1988), 666 (с 1990), 400 (с 1993).
3-7.11 1988 г. визит в Гавану (Куба). С 1994 г. переведен в Ленинградскую ВМБ и проходит ремонт и модернизацию в Кронштадте.
«Маршал Василевский» (стр. N 732, Ленинград) Заложен- 29 апреля 1979 г, спущен- 30 декабря 1981 г, вступил в строй Северного флота 8 декабря 1983 г.
Бортовые номера: 412 (с 1983), 645 (с 1985) 652 (с 1990).
«Адмирал Захаров» (стр. N 112, Калининград) Заложен- 16 октября 1981 г, спущен- 4 ноября 1982 г, вступил в строй Тихоокеанского флота 30 декабря 1983 г.
Бортовые номера: 443 (с 1984), 441 (с 1987) 464 (с 1988), 541 (с 1990), 501 (с 1991), 513 (с 1993).
«Адмирал Спиридонов» (стр. N 113, Калининград) Заложен- 11 апреля 1982 г, спущен- 28 августа 1984 г, вступил в строй Тихоокеанского флота 4 марта 1985 г.
Бортовые номера: 499 (с 1984), 563 (с 1987), 541 (с 1988), 533 (с 1990), 555 (с 1993).
4-8 июля 1986 г. визит в Вонсан (КНДР), 8-12 августа 1991 г. визит в Бомбей (Индия).
«Адмирал Трибуц» (стр. N 733, Ленинград) Заложен- 19 апреля 1980 г, спущен 26 марта 1983 г, вступил в строй Тихоокеанского флота 30 декабря 1985 г.
Бортовые номера:- 415 (с 1985), 472 (с 1987), 592 (с 1988), 552 (с 1992), 564 (с 1993).
«Маршал Шапошников» (стр. N 114, Калининград) Заложен- 25 мая 1983 г, спущен 27 декабря 1984 г, вступил в строй Тихоокеанского флота 30 декабря 1985 г.
Бортовые номера: 430 (с 1986), 469 (с 1987), 555 (с 1989), 534 (с 1990), 543 (с 1993)
«Маршал Жуков», с 1984 г. «Маршал Буденный», с 1985 г. «Симферополь», с 21.01.1996 г. «Североморск» (стр. N 115, Калининград) Зало- жен- 6 апреля 1984 г, спущен 29 декабря 1985 г, вступил в строй Северного флота 30 декабря 1987 г.
Бортовые номера: 487 (с 1988), 684 (с 1991), 619 (с 1994)
16-20.07.1991 г. визит в Мейпорт (США).
«Хабаровск», с 24.05.1982 г. «Адмирал Левченко» (стр. N 734, Ленинград) Заложен 27 января 1982 г, спущен 21 февраля 1985 г, вступил в строй Северного флота 30 сентября 1988 г.
Бортовые номера: 405 (с 1988), 691 (с 1989), 671 (с 1990), 605 (с 1993)
11-15.10.1993 г. визит в Тулон (Франция).
«Адмирал Виноградов» (стр. N 116, Калининград) Заложен 5 февраля 1986 г, спущен 4 июня
1987 г, первый выход в море 13 сентября 1988 г, вступил в строй Тихоокеанского флота 30 декабря 1988 г.
Бортовые номера: 493 (с 1988), 554 (с 1989), 606 (с 1992), 572 (с 1993)
«Адмирал Харламов» (стр. N 117, Калининград) Заложен 7 августа 1986 г, спущен 29 июня 1988 г, вступил в строй Северного флота 30 декабря 1989 г.
Бортовые номера: 498 (с 1990), 606 (с 1991), 678 (с 1994)
30.06-5.07.1993 г. визит в Галифакс (Канада), 7-11.1993 г. в Бостон (США), 8-11.07.1994 г. в Роттердам (Голландия).
«Адмирал Пантелеев» (стр. N 118, Калининград) Заложен 28 апреля 1988 г, спущен 7 февраля 1990 г, вступил в строй Тихоокеанского флота 19 декабря 1991 г.
Бортовые номера: 461 (период испытаний), 467 (с 1992), 548 (с 7.10.1993)
БПК «Адмирал Виноградов» на День ВМФ 1994 г. и на выходе в Амурский залив (1989 г.)