в чем заключается образовательное значение школьной географии
РОЛЬ ГЕОГРАФИИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
География как учебный предмет обеспечивает картографическую подготовку. Понимать, читать, знать карту – эти задачи решаются только на уроках географии. Умения пользоваться картой равнозначно таким умениям, как читать и писать. Карта – это и наглядное пособие, и источник знаний. Задача учителя – научить ученика пользоваться этим источником знания. Работа с картой способствует развитию воображения, пространственных представлений, логического мышления. Карта – это второй язык географии, и притом язык гораздо более наглядный и более доступный восприятию учащихся, нежели текст.
Образовательное значение школьной географии заключается не только в том, что она даёт знания, но и содействует выработке умений и навыков. В школьной географии не все знания доводятся до уровня умений и навыков. География содействует развитию познавательных способностей детей, их памяти, речи, наблюдательности, воображения, мышления. На каждом уроке ученик обогащает свою речь новыми словами, понятиями, названиями. Новые знания он должен усвоить, воспроизвести. Он учится проводить сравнения, анализировать, делать выводы, обобщать. Все это способствует развитию мышления.
Многие географические понятия можно сформировать путем изучения местных географических объектов, путем наблюдения. Наблюдение содействует развитию наблюдательности. Школьная география имеет важное воспитательное значение. Одной из важнейших задач обучения в школе является формирование основ научного мировоззрения учащихся. Оно осуществляется при изучении всех школьных предметов. Изучая географию, школьники усваивают такие ведущие идеи, как целостность мира, развитие во времени и пространстве всех компонентов и комплексов географической оболочки. Географически грамотный человек понимает взаимосвязь и взаимоотношения между людьми, территориями, ее природой и хозяйственной составляющей. Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобы каждый школьник обладал умениями всестороннего пространственного видения мира.
Географические знания специфичны, они служат способом рассмотрения мира, позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и окружающей обстановкой. В масштабах своего региона знание географии, владение географической культурой помогут составить прогноз развития малого города, предприятия той или иной отрасли хозяйства, оценить изменение уровня подземных вод, климатических показателей в результате строительства плотины на реке и создания водохранилища.
Итак, большую роль в мотивации учения играет организация учебной деятельности школьников с различными источниками географической информации. Работа с атласом и контурными картами формирует у детей интерес к географии, повышает мотивацию к изучению предмета у школьников, способствует развитию творческого воображения и мышления, обогащает их устную речь.
Для развития познавательного интереса можно использовать приемы, направленные на развитие учебной (чтение карты, ориентирование на местности, наблюдение) и умственной деятельности (анализ, синтез, абстракции, обобщение, сравнение, воображение).
Развитию познавательного интереса способствуют уроки, проводимые в нетрадиционной форме: общественный смотр знаний, диспут, ролевая игра, пресс-конференция, соревнования, КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, викторина, семинары, уроки-экспедиции, театрализованное представление и др.
В последнее время в географии применяются различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, познавательный интерес, инициативу, творчество. География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам, используя при этом ассоциации, аналогии, и все то, что вызывает чувство нового, повышает интерес, любознательность. Именно содержание предмета дает мощную мотивационную установку на познание. Но все зависит от личности учителя, если это профессионал своего дела, то каким бы ни было содержание – простым, сложным, интересным или весьма скучным, учитель преподнесет его так, что ни у кого не останется сомнений: учить или не учить данный предмет, нужен он или нет.
География синтезирует знания из области естественных и общественных наук. Изучая географию, школьники усваивают такие ведущие идеи, как целостность мира, развитие во времени и пространстве всех компонентов и комплексов географической оболочки, их взаимосвязь и взаимозависимость. Такие вопросы, как образование нашей планеты, ее геологическая история, стихийные явления, происходящие в оболочках Земли, а также жизнь и занятия различных народов мира, растительный и животный мир материков и океанов, и многие другие объекты и явления, вызывают большой интерес у школьников, который и лежит в основе мотивов учения.
Статья на тему «Роль географии в современной школе»
РОЛЬ ГЕОГРАФИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Житнинская средняя общеобразовательная школа», с. Житное
Географическая наука, понимаемая в широком смысле,
необходимо должна занять первое место в новой системе
человеческого образования, так как она более, чем другие науки,
способствует развитию духа истинного гуманизма в человеке.
Вопрос о преподвании географии в школе главами государства поднят неспроста. Без географических знаний современный и будущий гражданин России не способен ориентироваться в быстро развивающемся мире, определить в нём свое место, быть сознательным патриотом своей земли, работать на её благо. Без географических знаний невозможно воспринимать информацию со страниц газет, радио – и телепередач. Без географических знаний человек теряет связь с нашей планетой, не в состоянии понять окружающий мир как единую систему и принимает разрушительные для себя и окружающих решения. Большое значение имеет в наше время пропаганда географии как основополагающей науки мироздания. Следуя требованиям времени, география как наука находит новые формы и методы влияния на процесс мирового развития.
— формированием географического мышления, которое дает возможность видеть объекты и явления в тесной связи и взаимозависимости во времени и в пространстве, позволяет понимать современную ситуацию;
— пониманием современного мира как многоликого, но единого, неделимого; осмыслением места России в мире, осознанием включенности каждого в жизнь своей страны;
— реализацией идей гуманизации, проявляющихся в «очеловечивании» географического содержания, рассматривающего природу, и хозяйство через человека, формированием «географических образов мест», более глубоким изучением тем, связанных с населением.
Кукушик В.С. Современные педагогические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
3.По материалам РИА новости от 14 ноября 2014 г
Статья «Место географии в современной школе»
Место географии в современной щколе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Житнинская средняя общеобразовательная школа»
Географическая наука, понимаемая в широком смысле,
необходимо должна занять первое место в новой системе
человеческого образования, так как она более, чем другие науки,
способствует развитию духа истинного гуманизма в человеке.
Вопрос о преподвании географии в школе главами государства поднят неспроста. Без географических знаний современный и будущий гражданин России не способен ориентироваться в быстро развивающемся мире, определить в нём свое место, быть сознательным патриотом своей земли, работать на её благо. Без географических знаний невозможно воспринимать информацию со страниц газет, радио – и телепередач. Без географических знаний человек теряет связь с нашей планетой, не в состоянии понять окружающий мир как единую систему и принимает разрушительные для себя и окружающих решения. Большое значение имеет в наше время пропаганда географии как основополагающей науки мироздания. Следуя требованиям времени, география как наука находит новые формы и методы влияния на процесс мирового развития.[2]
— формированием географического мышления, которое дает возможность видеть объекты и явления в тесной связи и взаимозависимости во времени и в пространстве, позволяет понимать современную ситуацию;
— пониманием современного мира как многоликого, но единого, неделимого; осмыслением места России в мире, осознанием включенности каждого в жизнь своей страны;
— реализацией идей гуманизации, проявляющихся в «очеловечивании» географического содержания, рассматривающего природу, и хозяйство через человека, формированием «географических образов мест», более глубоким изучением тем, связанных с населением. [3]
«Роль географии в будущей жизни обучающихся и ее место в современной школе».
«Роль географии в будущей жизни обучающихся и ее место в современной школе».
Каждый педагог, работающий в образовательном учреждении, отводит преподаваемому им предмету особое место в системе образования, подчёркивает особую значимость в жизни современного общества. И это правомерно. Все без исключения предметы имеют определённое значение в будущей жизни обучающихся. Изучая тот или иной предмет, школьник приобретает знания, умения, навыки, компетентность.
Каждый школьник — это отдельная, самостоятельная личность, которая формируется под воздействием многочисленных факторов. При этом особую роль играют школьные учебные предметы, содержание которых обладает большим воспитательным потенциалом, поэтому основная задача современного учителя «погрузить» ученика в учебную деятельность так, чтобы каждый учебный предмет изучался им как лично значимый.
Цель географии как классической учебной дисциплины, состоит в формировании научной картины мира. Уникальность современной школьной географии проявляется в сплетении естественных и общественных ветвей знания, а картографическая составляющая сближает ее с группой информационно-технических наук.
Географическое образование обеспечивает формирование у школьников географической культуры – одной из важнейших составляющих общей культуры человека. Это единственная интеграционная учебная дисциплина, изучающая пространственно-временные взаимосвязи в природных и антропогенных географических системах разного уровня.
В соответствии с ФГОС, личностным результатом обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Формирование личностных результатов выражает:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса географии является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД выражаются в способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умении управлять своей познавательной деятельностью; умении организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Формированию регулятивных УУД служат технология проблемного диалога и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Результатом формирования познавательных УУД являются:
– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» являются следующие умения:
– осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять роль различных источников географической информации.
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
– использование географических умений:
– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
– использование карт как моделей:
– определять на карте местоположение географических объектов.
– понимание смысла собственной действительности:
– определять роль результатов выдающихся географических открытий;
– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Место географии в школьном образовании.
Место географии в школьном образовании.
Мы живём в условиях рыночной экономики. В школе появилось множество конкурентов географии, активно предлагающих свой товар-экономика, экология, естествознание, ОБЖ и многие другие. Нетрудно оправдывать необходимость географии тем, что она нужна обществу в целом, труднее объяснить, зачем она конкретному ребёнку- главному потребителю образования. Ценность науки для общества и человечества в целом (прогнозирование уровня Мирового Океана, предсказание погоды, защита от оползней и составление карт)-это одно; ценность предметного образования в школе- совсем другое.
Любое знание или умение, передаваемое школой, должно представлять определённую ценность для ученика, и эта ценность должна осознаваться всеми участниками образовательного процесса, в первую очередь- учителем. Только учитель может добиться осознанного функционального значения своего предмета для растущего человека- развивающейся личности. В связи с этим существенно возрастает значение географического образования для формирования интересам к профессии.
География является важнейшим компонентом любой профессии и специальности. Географические знания позволяют школьникам правильно сделать свой выбор профессии в соответствии с потребностями региона и сферы деятельности народного хозяйства, а школе выполнить социальный заказ. В статье Э.Л. Файбусовича говориться, что «в решении этой проблемы должны быть учтены интересы пяти основных групп заказчиков. Одна из этих групп представляет интересы представителей сфер деятельности, в которых осуществляется потребность в кадрах с определенными знаниями и навыками прагматического характера, полученными на уровне допрофессиональной подготовки (армия, транспорт, туризм), или с достаточно общей подготовкой для получения профессионального образования (экономического, экологического)». В связи с этим очень важным становиться ознакомление учащихся на уроках географии с профессиональной деятельностью человека через содержание предмета, практические работы, учебные проекты, творческие работы. Подготовка к активной профессиональной деятельности и применению приобретенных знаний и умений в различных жизненных ситуациях.
Те, кто недооценивает значение школьной географии, забывают о том, что география в школе работает еще за добрый десяток наук- демографию, этнологию, экономику, геологию, климатологию, почвоведение и т.д.
География является незаменимым звеном в формировании общей культуры молодого поколения, основанной на синтезе математической, химической, биологической, географической и других культур. Недооценка роли географии в современной школе является следствием ее уникального положения на стыке естественных и общественных учебных дисциплин. География находится в «золотой середине» школьных предметов. А известно, что в современном мире именно пограничные, стыковые науки развиваются особенно быстро. Казалось бы, такое положение географии в школе должно быть для нее очень выгодным. На деле это совсем не так. Неопределённость места географии в системе наук привела к тому, что и общественные и естественные науки считают, что география находится у них, как бы на пол- ставки. В результате мы оказываемся между двух стульев. Поэтому география не может претендовать пока на профильное обучение в таком объеме, как некоторые другие предметы. Отсюда непрекращающиеся попытки сокращения школьного курса географии в средней школе и изъятия предмета в старшей ступени. Следовательно, давнишняя идея – считать географию (как математику) самостоятельной отраслью знаний, не включая ее ни в естественный, ни в общественный цикл предметов, актуальна как никогда.
1.Горцунов А.М.Кем я стану, зная географию.//БУГ.-2006-№1(156)
2.Максаковский В.П.Актуальные проблемы школьного географического образования//География.-2002.-№30
3.РогачевС.В.Зачем мы учим детей географии//География.-2005.-№1
4.ТарховС.А.Уроки,извлечённыеиз преподавания географии//География.-2004.-№24
5.ЧурляевЮ.А.Развитие интереса к профессии у учащихся//География.-2004.-№24
6.ФайбусовичЭ.Л.Для чего нужно учить школьников географии//География.-2003.-№12
7.УшкинаИ.Ю.Профессии связанные с географией//география в школе.-2003.-№8