в чем смысл сказки майская ночь или утопленница
«Майская ночь, или Утопленница» — читательский дневник по повести Н. Гоголя
Повесть Николая Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Написана в 1830 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Николай Васильевич Гоголь
Название произведения: «Майская ночь или Утопленница»
Жанр: повесть
Год написания: 1830
Издательство: Азбука-Аттикус
Год издания: 2012
Главные герои и их краткая характеристика
Левко. Молодой казак. Красивый, смелый, сильный.
Ганна. Невеста Левко. Местная красавица, робкая и застенчивая.
Голова. Важный, суровый, хвастливый.
Утопленница. Молодая панночка, добрая и сострадательная, героиня народного предания, явившаяся Левко во сне.
Каленик. Местный пьяница.
Свояченица. Вздорная женщина.
Краткое содержание и сюжет
Теплый майский вечер. Девушки и парни гуляют, поют песни. Левко пришел к Ганне, они говорят о любви. Левко рассказывает, что отец не соглашается на их свадьбу.
Ганна спрашивает о странном доме, в котором никто не живет. Левко рассказывает ей историю о панночке. Жил в том доме сотник, жена у него умерла, но осталась дочка. Сотник женился второй раз. Мачеха невзлюбила панночку. Однажды ночью к девушке забралась черная кошка и стала ее душить. Девушка отрубила ей лапу, и кошка убежала. Утром мачеха вышла с перевязанной рукой, стало понятно, что она ведьма. Мачеха стала уговаривать мужа, чтобы он выгнал дочь из дома. Отец так и сделал, девушка с горя утопилась в озере. Она долго ждала, когда к озеру придет мачеха. Дождавшись, утащила ее в воду. Но ведьма изменила внешность и панночка не смогла ее узнать.
Рассказав историю, Левко с Ганной расстаются. Через некоторое время Левко вновь проходит мимо дома Ганны и видит ее с мужчиной. Левко услышал, что незнакомец признается ей в любви. Когда он повернулся, Левко узнал в нем отца. Он решил проучить его и позвал на помощь друзей. Они разбивают окно и поют песню о голове, пристающем к молодым девушкам. Голова хватает Левко и закрывает в камору. Друзья меняют Левко на свояченицу головы.
Левко идет к пруду, любуется пейзажем и случайно засыпает. В видениях к нему приходит панночка. Она просит его найти мачеху, что Левко и делает. В знак благодарности она дает ему бумагу, оказавшуюся письмом комиссара, в котором тот приказывает голове сыграть свадьбу Левко и Ганны.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Молодой казак узнает, что родной отец хочет взять в жены его невесту. Неожиданно на помощь юноше приходит утопленница, пострадавшая от козней злой мачехи.
План пересказа
1) Влюбленность Левка
2) Отец Ганны против их женитьбы
3) Тайные встречи влюбленных
4) История о старом доме и утопленнице
5) Отец — соперник Левка
6) Левко засыпает около пруда
7) Помощь Девка утопленнице
8) Записка для отца Ганны
9) Сельский голова одобряет женитьбу Левко и Ганны.
Основная мысль
Влюбленным и небо помогает. Не существует никаких преград для настоящего чувства.
Чему учит
Произведение учит тому, что добро побеждает, обиженный всегда будет отомщен и оправдан, а злой наказан, всегда сильнее светлая сторона, надо идти прямой дорогой на стороне добра. Учит чувству юмора, смотреть на все просто и позитивно, уметь шутить и смеяться.
Отзыв и что понравилось
Повесть легко читается, она написана легким, приятным слогом, напоминает сказку, где главный герой должен восстановить справедливость, чтобы отыскать путь к любви и счастью, показать лучшие качества, справиться с задачей. Левко все замечательно удается, потому что он добрый и благородный, видит насквозь зло и побеждает. Волшебный сюжет переплетается с реальной историей, что завершается разоблачением зла и торжеством добра, справедливости. Все происходит посреди природы с красивыми описаниями пейзажей и художественными зарисовками.
Это одно из самых прекрасных произведений Н. В. Гоголя. Мне понравились образы главных героев, природы и то, что все оборачивается благополучно.
Вывод и мое мнение
В повести соединены искрометный юмор и мистика. Нехорошо вел себя зазнавшийся Голова, а потому был наказан. Добрый хлопец Левко поступил благородно, помогая утопленнице разоблачить ведьму, и был вознагражден. Очень красивые в этой повести описания ночи и природы.
«Майская ночь или утопленница» главная мысль
Какая главная мысль «Майская ночь или утопленница» Николая Гоголя понятно после ознакомлением с эти мистическим произведением.
«Майская ночь или утопленница» главная мысль
Главная мысль рассказа «Майская ночь или утопленница» — каждый получает то, что заслужил. А за сделанное добро, добром отплатят.
Не менее важная мысль заключается в том, что все обретения и лишения зависят от самого человека, от состояния и настроя его же души и стремления к чему-то лучшему…
Автор рассказывает о двух влюблённых — Ганну и Левко (сын сельского головы). Согласие на их женитьбу не дает отец Левка, который сам мечтает заполучить красивую и молодую 16-летнюю девушку. Но чувство любви помогает героям преодолеть с проблемами.
Левко рассказывает Ганне историю о панночке, которую невзлюбила мачеха-ведьма, мучила её и изводила. Они жили на берегу пруда, где сейчас находится дом с забитыми ставнями. Не выдержав издевательств, девушка бросилась в воду и стала русалкой. Потом подстерегла мачеху и утащила её в воду. Но та обернулась русалкой и теперь нельзя узнать, которая из русалок злодейка.
Левко прощается с Ганной. Через некоторое время в темноте он слышит разговор Ганны с мужчиной, который ругает Левка. Незнакомцем оказался его отец. Левко с парубками решили его проучить. В дом к отцу-голове влетел камень. Вместо зачинщика поймали по ошибке Каленика.
А герой отправляется к дому панночки, где засыпает на берегу пруда. Во сне к Левку приходит русалочка и просит его найти её злую мачеху среди других русалочек.Когда Левко увидел,как русалочки играли в «ворона», он легко узнал в хищной птице мачеху и указал на неё пальцем.
В награду от панночки он получил записку, адресованную отцу. В ней местный коммисар приказывает дать согласие на женитьбу Левко и Ганны.
Анализ произведения Майская ночь или Утопленница Гоголя
Произведение является составной частью сказочного сборника повестей под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Центральной темой сюжетной линии представляется любовные отношения молодой красавицы Ганны и юноши Левко, которые вынуждены противостоять мнению старшего поколения, не понимающего их настоящих чувств в виде неодобрения брака.
Основообразующим мотивом произведения является любовное соревнование отца и сына, представляющееся в виде фольклорных литературных традиций, поскольку конкурентная борьба старшего и молодого поколений неоднократно становится объектом художественных изображений в виде соперничества, неприязни, непонимания.
В данной повести конфликт между родителем и сыном имеет своеобразие в сложности взаимоотношений, поскольку отец олицетворяет власть в лице сельского головы.
Левко представляется в образе сказочного героя, выразителем народной культуры, борющемся со злом в лица собственного родителя, искренне сочувствующим и помогающим панночке.
Художественным фоном повести является погружение читателя в мир украинской истории и национальных легенд с участием нечистой силы (бесы, ведьмы). Действие повествования происходит в весенний период времени, символизируя пробуждение и зарождение новой жизни.
По сюжету мать Ганны против брака дочери с Левко, поскольку считает его представителем высшего сословия, а отец юноши, любитель молоденьких девушек, сам желает отношений с Ганной. На этой основе возникает соперничество, которое разрешается с помощью представителя темной силы в лице русалки, бывшей утопленницы, панночки, доведенной до такого состояния мачехой-ведьмой.
Отличительной особенностью повести является использование описания природы, включая красоту украинской ночи, а также применение эпитетов по отношению к месяцу, уснувшему хутору. Использование природных зарисовок отмечается и в выражениях главных героев в виде обращений Левко к своей возлюбленной.
Кроме того, писатель неоднократно возвращается к изображению воды, являющейся неким переходом в фольклорном творчестве из мира живых в мир мертвых, символизирующей в повести сон главного героя, представленный видением между реальностью и фантастикой нечистой силы. Также писатель используют фольклорные символы в виде ворона, являющегося представителем огня, и воздуха, земной ипостаси птичьего образа.
Смысловая нагрузка произведения заключается в демонстрации человеческих возможностей при стремлении к достижению поставленных целей.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ повести Майская ночь или Утопленница
Популярные сегодня темы
Большую роль в «Слове о полку Игореве» играет природа. Она оттеняет настроение героев, создает особые чувства, помогает решить жизненные вопросы.
В сказке «Тёплый хлеб» Константина Паустовского бабушка очень умная женщина. Она старается вырастить из своего внука доброго, умного и порядочного человека. Старушка рассказывает ему все новости, происходящие в деревне
Что такое красота души человека? Прочитав вопрос, наверное каждый задумается над этим. Ведь красота, это то, что мы видим, что нам нравится. А душу мы увидеть не можем.
Мне нравится заниматься домашними делами. Особенно я люблю помогать бабушке готовить большой пирог. Он называется «курник», хотя никакой курицы в нем нет.
Главным героем романа Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» является Владимир Дубровский. Его жизнь полна разными событиями, среди которых есть и хорошие, и плохие.
Урок-исследование «Смысл названия повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»
Разделы: Литература
Цель урока: подвести детей к самостоятельному выводу того, почему Гоголь так назвал свою повесть; расширить знания учащихся о русалках ; развить у учащихся внимание к художественному слову через нахождение ключевых слов в эпизодах; продолжить обучение работе со словарями.
Оборудование: рисунки на русалочью тему, тексты книг о русалках, выставка толковых словарей, репродукции картин И. Крамского «Русалка», А.Куинджи «Вечер на Украине», иллюстрации Дехтерева к «Майской ночи…», грамзапись украинской народной песни в исполнении хора им. Веревки, Мусоргского «Появление утопленниц», Римского-Корсакова – увертюра к опере «Майская ночь, или Утопленница», Чайковского «Хоровод звёзд», «Сцены народного гулянья», видеофильм «Майская ночь, или Утопленница».
Форма урока: урок-исследование.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Повесть «Майская ночь, или Утопленница», которую вы читали дома, небольшая по объёму, но это произведение не из простых. Многие учёные думают о повести, писали о ней и пишут серьёзные книги, как, например, учёный-литературовед Михаил Борисович Храпченко.
— Как вы считаете, это интересно: думать, высказывать своё мнение, спорить? Есть ли среди вас такие, которые хотели бы стать учёными?
Сегодня у нас с вами необычный урок, а урок-исследование. И тема звучит так: «Смысл названия повести «Майская ночь, или Утопленница».
В 1831 году повесть была впервые напечатана в сборнике «Вечера на хуторе…» и открыта эпиграфом на украинском языке. Почему? Ведь вся повесть написана на русском. ( Гоголь сразу нас хочет погрузить в атмосферу украинского села, чтобы мы ясно представляли себе украинские беленые хаты – мазанки, нарядные вышивки на одежде веселых жизнерадостных парубков и девчат, чтобы мы очаровались песенным складом украинской речи ( песня на украинском языке в исполнении украинского народного хора)
— Речь каких героев она нам напоминает? (Левко и Ганы)
-Как они относятся друг к другу? Докажите текстом.
— Кто им мешает быть счастливыми? Почему?
— А кто еще в данной повести носитель зла?
— От кого мы узнаем о мачехе?
— А кто является носителем добра?
— Как воспринимают герои повести образ утопленницы?
— Кто воспринимает его как сказочный? (Текст).
— А кто верит в реальность этого образа? Почему?
II. Работа по теме урока.
— Ребята, а как вы думаете, почему Гоголь так назвал свое произведение? Мы с вами сейчас проведем следствие по этому делу. Для этого наш класс разде- лится на группы, которые будут выполнять различные функции. Одни будут литературоведы, другие – работники справочного бюро, третьи – художники, ну а все остальные следователи. Итак, начнем расследование.
1. Почему Гоголь поставил запятую перед союзом или? Вспомните, в каких случаях перед союзом или ставится запятая?
2. Какое слово в названии мы можем растолковать? (Утопленница) Кто это? (Отвечают дети, у которых на партах словари. Это группа, работающая со справочной литературой).
— Но ведь у Гоголя она не умерла? Кем же она стала? (Русалкою).
— Кто такая русалка? (Дети читают словарные статьи из словарей Ожегова и Ушакова).
В «Словаре русского языка» Ожегова:
«… русалка – существо в образе обнаженной женщины с длинными распу- щенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде».
В «Толковом словаре русского языка» Ушакова:
«… русалка – живущее в воде сказочное существо в образе обнаженной женщины с длинными волосами и рыбьим хвостом».
— А есть еще один удивительный словарь под редакцией В. Даля. Он назы- вается «Толковый словарь живого великорусского языка». Послушайте, что у Даля сказано о русалках: «Русалка- сказочная жилица вод, водяная, шутовка, на северо-востоке – водяница, берегиня, на юге – русалки, мавки, майки. Они наги, с распущенными волосами, прельщают, заманивают, щекотят до смер- ти, топят».
— Итак, почему Гоголь так назвал свое произведение?
— А что вы узнали о русалках из книг? ( Дети-литературоведы коротко рас- сказывают о прочитанных текстах).
— Группа ребят – художников нарисовала иллюстрации к произведениям о русалках. Они у них одинаковые? (Дети защищают свои рисунки).
Показываю детям большой рисунок русалки и спрашиваю:
— Как вы думаете, из какого произведения моя русалка? (Из сказки Андер- сена).
— Рассмотрите репродукцию картины Крамского «Русалки». Что общего и чем различаются репродукции картины и повесть Гоголя? (Гоголь погружал читателя в стихию сверхъестественной реальности сновидения, а Крамской ищет вдохновения в реальной прелести украинской ночи. Художник искрен- не передал теплоту ночного пейзажа. У заросшего пруда, плавно и величаво, будто зачарованные, движутся молодые русалки, однако это не призрачные существа, а современные художнику девушки- крестьянки. У Крамского- ровное освещение, характерное для реалистических пейзажей. Художник изобразил «зеленый» план пейзажа: справа и слева тянутся окаймляющие пруд откосы берега, поросшего лесом и мелким кустарником. В глубине- лесистый овраг. Лишь вдали, над вершинами лесного массива, виден клочок неба. Девушки совсем не похожи на русалок из народных поверий. По преда- нию, русалки выходили на берег в «зеленую» неделю ( седьмая неделя после Пасхи считалась русальной и губили людей. В повести Гоголя и на картине Крамского эти девушки очень несчастные, они жертвы злых сил, их души томятся в неволе). Найдите описание русалки – утопленницы в тексте Гоголя (проецирую кодограмму).
-С помощью каких изобразительных средств Гоголю удалось изобразить утопленницу такой прекрасной? (дети ищут в тексте эпитеты, метафоры, сравнения).
-А теперь сравним со словарной статьёй (показываю напечатанную статью из словаря Ожегова).
-Есть ли разница? В чём? (разные стили речи, разные цели текстов).
-А вам что интереснее читать?
III. Задание на знание текстов.
-Но если вам интереснее читать художественные тексты, то сейчас я проверю, как вы их внимательно читали дома.
(Прикалываю на доску 4 отрывка о русалках без подписей автора.
Андерсен: «Но милее всех была самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Только у неё, как, впрочем, и у других, ног не было, а вместо них был хвост, как у рыб».
Лермонтов:
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной,
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
Пушкин:
С той поры,
Как бросилась без памяти я в воду
Отчаянной и презренной девчонкой
И в глубине Днепра-реки очнулась
Русалкою холодной и могучей.
Словарная статья: «Русалка- существо в образе обнажённой женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде».
-Здесь отрывки из произведений Лермонтова, Пушкина, Андерсена и словарная статья. Помогите разделить их.
-У всех поэтов и писателей русалки разные. Какая она у Лермонтова? О чём пела русалка? (текст).
-А какая русалка у Андерсена?
-А у Пушкина? Почему пушкинская русалка хочет отомстить человеку?
-А в каком ещё произведении вы читали об этом? (Жуковский «Ундина»)
-Значит, и по характеру русалки разные?
-Как вы думаете, как поведёт себя русалка с добрым человеком? Например, с Алёнушкой из русской народной сказки. (Группа детей-писателей читает свои сочинения).
-А если русалка повстречается с царицей-мачехой из сказки Пушкина « О мёртвой царевне и о семи богатырях»? (сочинения).
IV. Развитие речи учащихся.
-Как вы думаете, русалка –это мифический или сказочный персонаж? (Мифический, т.к. сказка всегда кончается счастливо, а о русалке –нет).Читаю из БЭСа: «Русалка-мифический образ у восточных славян, особенно у украинцев и южных русских. В образе русалок сочетались черты духов воды, плодородия, «нечистых» покойников (утопленниц) и пр.»
V. Обобщение.
-Нам осталось только выяснить, почему слово утопленница у Гоголя написано с большой буквы. Это одушевлённое существительное или нет? Докажите. (берём 3 падежа: И.,Р.,В. во мн. ч.). А в сказках и сказочных повестях одушевлённые сущ. пишутся с большой буквы.
-Итак, почему же Гоголь так назвал свою повесть? (Русалка помогла осуществиться любви молодых людей).
VI. Домашнее задание.
1 гр.- написать сочинение «Что общего в образах Ганы и панночки-утопленницы?»; 2 гр. – ответить на вопрос: «Почему Левко победил зло, а отец панночки не смог разглядеть черноту души своей молодой жены?»
Гоголь Утопленница
Среда, 26 сентября 2018 г. |
Рубрика: Культура |
Метки: русалки, ведьма, записка, парубок |
Автор статьи: grizman |
Николай Гоголь – настоящий кудесник слова, который своими литературными творениями и сегодня удивляет читателей. Его произведения удивляют и самобытностью содержания, и уникальностью его замысла, и богатейшим и колоритным запасом слов. Все гоголевские произведения подчинены какой-то мистике, страху, но рядом с этим всегда присутствует и что-то комическое и смешное. Даже жуткие истории у непревзойденного автора перемешиваются с неким юмором и сатирой. Известно, что гоголевское произведение «Майская ночь, или Утопленница» и в наше время пользуется большим интересом у читателей. Известно, что два раза по гоголевской повести были созданы киноленты. Так, первая вышла в 1910 году. Режиссер В.Кривцов изменил название, и фильм назывался «Ночь в мае». Вторая экранизация состоялась в 1953 году. Режиссером этого фильма стал известный сказочник А.Роу.Фольклорная основа гоголевской повестиВ своем произведении автор используют живую и колоритную речь народа, который зачаровывает и притягивает читателя. Фольклорные мотивы в его произведении содержатся практически в каждой строчке. Известно, что в основу гоголевской повести «Майская ночь, или Утопленница» легли рассказы матери и других родственников, которые ему писали письма и с присущим им народным языком рассказывали о тех событиях, что у них произошли. Все эти истории и некоторые слова автор переписывал себе и потом использовал для создания своих произведений. Существует письмо от Николая Гоголя своей матери, датированное тридцатым апрелем 1829 года, в котором он просит женщину поведать хотя бы несколько слов о русалках. Но в его произведение будут не только русалки, но и другие мифические герои. На страницах гоголевской повести читатель встретит и другие фольклорные жанры. Вот только некоторые из них: В своем произведении показывает колоритную и поэтическую жизнь своей родины – Малороссии. История созданияДетство писателя прошло недалеко от украинского села Диканька. Это место не только колоритно, но и уникально, и даже немного мистическое. Поэтому однажды у Николая Гоголя возникло огромное желание написать несколько повестей на украинскую тему и затем уже объединить их в один цикл. Работа над этим циклом была начата в 1829 году. Известно, что первая книга сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» в печатном варианте уже появился в 1831 году, а практически уже через год появился в печати и второй том этого сборника. Гоголевский сборник получился удивительно прекрасным. В гоголевский цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» вошло восемь произведений, поэтому этот сборник автор поделил на две книги. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» был размещен в первую книгу. Произведение было хорошо принято и критиками, которые отмечали и пестроту, и яркость, и национальный колорит повести, и юмор, и предания украинского народа. Опальный поэт А.Пушкин после прочтения сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» писал: Стоит заметить, что действие гоголевской повести переносит читателя в 17 и 18 века. Своих героев автор изображает весело и с большим юмором, но гоголевский смех доброжелательный. Есть в этом произведении и злые силы, но они тоже забавные и веселые. Герои повестиДействующих лиц в гоголевской повести немного, поэтому стоит их перечислить и дать небольшую характеристику: Главные герои – прекрасные люди с чистым сердцем и поэтическим ощущением жизни. Они стараются жить полной жизнью, чтобы почувствовать все краски реальности. Они выходцы из народа, поэтому так тесно с ними связаны. Именно в их уста автор вкладывает народные и колоритные слова и выражения, они связаны с народом и своими стремлениями и помыслами. Они видят и восхищаются всеми цветами, которые преподносит им жизнь и природа. Гоголевская повесть начинается с разговора влюбленных об окошках, из которых на них глядят звезды, подобные ангелам. Левко и Ганна рассуждают и о «райском» дереве, которое находится в далекой земле. И украинская ночь описывается через ее восприятия главными героями: белый, серебряный, блестящий, сияющий цвета. Зато второстепенных героев в повести «Майская ночь, или Утопленница» много и все они интересны и необходимы для понимания содержания. Итак, перечислим и охарактеризуем некоторых из них: Колдун является отрицательным персонажем повести. Гоголь называет его разными именами: брат Копрян, отец и даже Антихрист. Он долгое время странствовал, но все это были места, где совсем не было божественной религии и даже отсутствовали церкви. Поселяется он у Катерины, дочери, которая живет с мужем Данилом Бурульбашом, выходцем из Запорожья. Сюжет гоголевской повестиТихим украинским вечером молодые люди собираются и поют. Левко песнями вызывает свою невесту. Но прекрасная девушка появляется не сразу, ведь мать против их отношений с сыном сельского головы, боится Ганна и дерзких взглядов парней, и зависти подруг. Левко хочет жениться на Ганне, но его отец не реагирует никак на просьбы молодого человека. Отец Левко сейчас вдов, он крив и суров. Гуляя, молодые люди выходят к заброшенному дому, в котором даже забиты ставни. Ганна задумывается о том, какие тайны содержит этот дом. А Левко рассказывает своей невесте печальную историю. В этой украинской хате когда-то жила прекрасная девушка вместе со своим отцом. Мать у нее умерла давно, а отец вдруг решил жениться на панночке. Но мачеха оказалась ведьмой и невзлюбила она падчерицу. Не давала спокойно жить молодой и прекрасной девушке, и решила она совсем погубить падчерицу. Смогла панночка уговорить и отца девушки, чтобы он свою родную дочь выгнал нас улицу. Некуда было девушке идти, да обида сильная ее сердце разрывала. Поэтому пошла она на высокий берег и, сбросившись с него, утопилась. Очень скоро она смогла стать главной среди таких же утопленных девушек и все мечтала, что когда – нибудь отомстить ведьме. Однажды она все-таки смогла утащить под воду утопленницу, но и в водном царстве та смогла уйти от наказания. Теперь на месте этого заброшенного дома собираются поставить винницу. И уже даже приехал винокур. Но рассказ парубка прерывается возвращением гуляющей молодежи. Среди них и пьяный Каленик, который никак не может найти свой дом. Пока Левко общается с приятелями, его отец появляется из темноты и начинает предлагать Ганне свою любовь. Пылкий влюбленный решает проучить своего отца, но тот успевает скрыться. Левко, наряженный в старый тулуп, и измазанный сажей, засыпает на берегу пруда. Ему снится интересный сон, в котором явилась к нему панночка. Она плачеи и прочит его о помощи. Если он поможет наказать мачеху, то она его отблагодарит. Левко соглашается, и вот он смотрит на утопленниц и находит среди них мачеху. Она оказывается не такой прозрачной, как остальные, да и в глазах ее злоба таится. И тут появляется панночка, которая дает ему записку для головы. Левко просыпается и обнаруживает в руке записку. Потом выясняется, что она написана Козьмой Дергачом –Дришпановским, который командовал сельским головой. Он приказывал немедленно голове женить своего сына на панночке. Счастливый Левко, узнав, что завтра отец зашлет сватом, помчался к Ганне. Анализ гоголевской повестиЧтобы помочь разобраться в этой ситуации появляется нечистая сила – русалка, которая когда –то тоже жила на земле и была дочерью местного сотника. И вот тут автор показывает традиционный сюжет повести: отец молодой девушки берет в себе в жены молодую красавицу, но вскоре выясняется, что она ведьма. Чтобы погубить ненавистную падчерицу, она превращается в кошку, но свою затею ей не удается воплотить в жизнь. Отец не поверил дочери, прогнал прочь со своих глаз. Обиженная девушка утопилась. И теперь дала лишь момента, чтобы отомстить за обиду. Помогая утопленнице избавиться от ведьмы, Левко помогает и себе. Ведь утром его отец получает записку от комиссара, который требует женить сына на Ганне. Эта концовка гоголевской повести сказочная. Соседство нечистой силы и мира людей, их взаимопереплетение позволяют автору нарисовать в своем произведении забавные приключения. Но писатель заставляет своего читателя не только улыбаться, но и задуматься о том, что влюбленный человек не боится ничего и готов добиваться своего, встречаясь даже с нечистой силой. Но и природа в гоголевской повести становится помощницей для человека. Украинская ночь в изображении автора прекрасна. Но и главные герои называют друг друга ласково, используя разные природные образы. Например, рыбка или красная калиночка. Поэтому гоголевская повесть «Майская ночь, или Утопленница» считается самым поэтическим и лирическим произведением всего цикла.
|